Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: Церковные праздники.


Две горы две тыщи лет
Всех зовут в объятья:
На одной Фаворский свет,
На другой - Распятье.

На Фаворе - благодать,
На Голгофе - горе.
Но без горя - не видать
Света на Фаворе.

На Фаворе хорошо!
На Голгофе - плохо:
Без разбору в порошок
Разотрет эпоха.

И душа - как нагишом
На позор, бедняжка...
На Фаворе хорошо.
На Голгофе - тяжко.

Господи, прости, прости!
Дай нам столько силы
Дабы совесть пронести
До креста-могилы,

Не предать - себе виной -
Доброту, сердечность...
Вид с Фавора: шар земной.
Вид с Голгофы: Вечность.

alt

Протоиерей Андрей Логвинов

Category: Церковные праздники.

alt         alt   alt   alt   alt    alt   alt

Сияющие духовным светом картины художницы Рут Сандерсон.
Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всем земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот великий день, и с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собою как бы свежую струю любви и света.

Category: Церковные праздники.

Молитва Божьей Матери перед иконой «Нечаянная Радость»

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующаго града сего и святаго храма сего Покрове, всех сущих во гресех и скорбех, бедах же и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие, от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но нечаянную радость покаяния тому даровала еси, и усердным к Сыну Твоему ходатайством сего ко прощению грешника преклонила еси, тако и ныне не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред цельбоносным образом Твоим преклоняющимся, да коегождо потребе нечаянную радость дарует. Да вси на небеси и на земли ведают Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского, и сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со безначальным Его Отцем и единосущим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Амин

alt
 
Светлана КопыловаРаскаявшийся грешник Икона Божьей Матери "Нечаянная Радость"
 
3:11
 
Петр СтарцевНечаянная радость. Сл. и муз. П. Старцева
 
2:38

Category: Церковные праздники.

 

14 мая -"Нечаянная радость"
Без скорбей нам не прожить никак, но ведь и радости переживаем. И если в скорбях, бросая самые неотложные дела, торопимся в храм – умолить, упросить, дабы миновала нас сия горькая чаша, в радости и мысли не держим, чтобы поспешить тем же путем – поблагодарить.
Икону «Нечаянная Радость» очень любят. К ней несут цветы, к ней идут на поклонение даже те, кто оказывается в Москве проездом. Нечаянная Радость… Вроде бы и ясно все, и вроде бы есть какая-то недоговоренность. А история этой иконы такова. Жил один грешник, непотребными делами умножал свои дни, но, несмотря на это, всегда молился перед иконой Божией Матери. В очередной раз собрался на грех и в очередной раз подошел к иконе. «Радуйся, Благодатная…» только и успел произнести слова Архангела Гавриила. И замолчал, потрясенный увиденным. Вдруг у Богомладенца, Которого держала Дева Мария, на руках, ногах и в боку, открылись язвы, самые настоящие, стали кровоточить. Не помнящий себя от ужаса грешник пал ниц, закричал:

–Кто сделал это!
И услышал страшные слова Богородицы:
–Ты. Вы, грешники, распинаете сына Моего, вы оскорбляете Меня беззаконными делами, а потом еще смеете называть Меня Милосердной.
Горькими слезами стал обливаться грешник.
–Помилуй меня, – просил Богородицу, – прости, умоли обо мне Сына.
Богородица тут же произнесла молитву: «Прости вся дела его, елико содея». Только молчал Предвечный Сын, а грешник в ужасе метался пред иконой:

–Помилуй меня, умоли!
Наконец, услышал он слова прощения. И услышал тогда, когда совсем было отчаялся, памятуя о тяжести своих грехов. Но милосердие Божие беспредельно. Бросился к иконе прощенный грешник, стал лобзать кровавые раны распинаемого нашими грехами Спасителя. И не чаял, и не надеялся уже… И вот она, нечаянная радость, посетила его почти дрогнувшее сердце. С тех пор, говорят, стал жить благочестиво.
alt
Category: Церковные праздники.

Молитва Входу Господню в Иерусалим

 

Вербное воскресенье


Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.







Тропарь на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)


Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

 

Кондак, глас 1

На престол на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

 

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

 

Акафист на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)

 

Кондак 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

 

Икос 1

Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 2

Видев Тя, Иисусе, Марфа и Мария паки в Вифанию пришедша прежде шести дней бытия Пасхи, сотворша Тебе вечерю ту, и бе Лазарь един от возлежащих, Марфа с усердием служаше Тебе, Подателю всяческих, Мария же благую часть избра, благодарна сущи о воскрешении брата своего, и приемши литру мира нарда чиста многоценна, помаза пречистыя нози Твои и отре власы своими, с любовию от избытка сердца, вопиюще Тебе: Аллилуиа.

 

Икос 2

Разума неуразуменна вольнаго Твоего на страдания пришествия не разумев Иуда, иже хотяше уже предати Тя, смутися, зряще Мариино миром помазание ногу Твоею, Господи, и рече: “Чесо ради гибель сия бысть? Можаше бо сие миро продати на трех стех пенязь и датися нищим. Сие же рече не яко о нищих печашеся, но яко тать бе”. Ты же, Господи, ведый, яко надлежит Ти скоро смерть претерпети, оправдал еси святую жену сию, глаголюще: “Не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е”. Сего ради почитающе вольное ко страсти пришествие Твое, вопием Тебе сице: Благословен еси, Господи, Мариею на вечери на погребение приуготованный. Благословен еси, Иисусе, Иудою в душе еще в Вифании на смерть уже осужденный. Благословен еси, в Вифанию пришедый, в дом мира, да любовь и миром помазание от Марии приемлеши. Благословен еси, во Иерусалим Грядый на вольную страсть, да паки любовь от святых жен мироносиц всему миру возвестиши. Благословен еси, Лазаря из мертвых воздвигнувый, да будет с крепостию пришествие Твое. Благословен еси, Себе Самого от гроба возставити Грядый, да будет со властию вхождение Твое. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!


Икос 3

Имеяй власть воистину Божественную, Владыко Христе, Ты во утрий день изшед из Вифании зело заутра и приближася в Виффагию, послал еси двоицу от ученик Твоих, глаголюще: “Идита в прямную весь, в нюже входяща, обрящета осля привязано и жребя, на неже никтоже николиже вседе от человек, и отрешивша я, приведита Ми. И сице кто речет вам, что творита, рцыта, яко Господь требует я”. Изшедша же ученика, приведоста осля и жребя, и возложиша на не ризы своя. Ты же, Бог Сый, на Херувимех носимый, яко человек на жребя младо возсел еси нас ради, да яко Царь кроток, в мир сотвориши вхождение Твое во градотца Твоего Давида. Сего ради сретаем Тя сицевыми похвалы: Благословен еси, в Вышних со Отцем на Престоле седяй, на жребяти осли сести изволивый. Благословен еси, на небесех от Горних Сил поклоняемый, от детей на земли поклонение приявый. Благословен еси, крепостию царствуяй веки, со славою во Иерусалим Грядый. Благословен еси, на смиренныя призираяй, с кротостию во своя пришедый. Благословен еси, на жребяте безсловесном возседый, древнее безсловесие разрешити хотяй. Благословен еси, странное обнищание долу приемый, на небеси горе Отцу и Духу соседяй. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 4

Буря недоумения смущает ми ум, како достойно воспою велие снисхождения Твоего таинство, Господи, яко имея престол — небо, Ты на жребя худо возшел еси человека взыскуя, хотя разрешити его древняго безсловесия, да сбудется реченное Захариею пророком глаголющим: “Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля. Се Царь Твой грядет к Тебе Праведен и Спасаяй, Той Кроток всед на подъяремника и жребца юна”. Сего ради прославляем с миром на жребяте шествие Твое во Иерусалим, из глубины души вопиюще Тебе: Аллилуиа.

 

Икос 4

Слышавше народ мног пришедый на праздник, яко грядеши Господи во Иерусалим, собрашася вкупе во множестве и постилаху ризы своя по пути, друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути, и предходящии и вслед грядущий вопияху Тебе, глаголюще: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Благословенно Грядущее Царство во имя Господа отца нашего Давида! Осанна в вышних! Сего ради и мы в предпразднственный день сей, носяще воскресения знамения ветви древес, Тебе, яко Победителю смерти вопием: Благословен еси, Царю Израилев, Царство не от мира сего взыскати пришедый. Благословен еси, Сыне Давидов, трости сокрушенныя преломити не восхотевый. Благословен еси, Пастырю Добрый, заблудшее овча обрести грядый. Благословен еси, Агнче Незлобивый, Себе Самого в жертву принести хотяй. Благословен, еси Владыко твари, от твари Твоея с любовию сретаемый и с ветвьми ублажаемый. Благословен еси, Царю Славы, со славою царскою от учеников провождаемый и от детей прославляемый. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 5

Богосветлою красотою и крепостию облечен быв от века, Господи, грядеши со славою в Сион, восход на Елеонскую гору совершая, да исполнится Наума пророка предречение: “Се на горах ноги Благовествующаго и Возвещающаго мир. Празднуй Иудо праздники твоя, воздаждь обеты твоя”. И паки исполнися Давида праотца Твоего другое предречение: “Видена быта шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего, иже во святем”. Егда же приблизился еси уже к нисхождению с горы Елеонския, все множество учеников начаша радующеся хвалити Бога гласом велиим, сугубо прославляюще Тя о всех чудесех, яже видеша от Тебе, глаголюще: Благословен Грядый Царь во имя Господне! Мир на земли и слава в вышних! Сего ради и мы днесь Новый Израиль, яже от язык Церковь, радующеся возопием Тебе с ними: Аллилуиа.

 

Икос 5

Видевше фарисеи от народа сущии, яко ликования народныя зело умножаются, Тебе, Господи, с горы нисходящу, и яко гласи учеников Твоих зело велии суть, вознегодоваша и реша Тебе: Учителю, запрети учеником Твоим. Ты же, Господи, возгласил еси им: “аще сии умолкнут, камни возопиют, якоже предрече Аввакум пророк, глаголя: “камение из стен возопиют, древо же отвещати будут им”. Сего ради и мы, аще душами и сердцы хладни есмы, якоже камение, обаче по слову Твоему не умолчим хвалы Тебе возсылати сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко пришел еси во Иерусалим грешныя спасти. Благословен еси, Христе Спасе наш, яко возвестил еси верным Твоим, яко близь к нам еси. Благословен еси, Сыне Отечь, яко грядеши Кровию Креста Твоего небесная и земная примирити. Благословен еси, Сыне Человечь, яко идеши велию любовь Отца Небеснаго всему миру возвестити. Благословен еси, Царю Царствующих, яко Царство Твое — Царство всех веков. Благословен еси, Владыко владеющих, яко Владычество Твое — во всяком роде и роде. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 6

Проповедницы Божественныя силы Твоея, Господи, быша сущии с Тобою в Вифании иудеи, зане тии свидетельствоваху в Иерусалиме, яко Лазаря от гроба воздвигл еси. Сего ради и сретя Тя народ, яко слышаща Тя сие сотворша знамение. И глаголаху друг ко другу: чесо ждем и не исходим на сретение Сыну Давидову с ваиами от финик, да исполнится Писание: “взыду на финик. удержу ветви его”, зане Той есть финик правды, о Немже рече Давид: “Праведник, яко финикс процветет”. Сего ради с ветвьми воспеваху первое Тебе народи: Осанна, обаче послежде с дреколми изыдоша на Тя, яко на разбойника, не ведуще пети: Аллилуиа.

 

Икос 6

Возсия во всей славе своей и красоте Святый град Божий Сион, “град Великаго Царя”, егда приблизился еси к нему, Господи, и увидел еси с высоти горы Елионския вся здания церковная и иная строения градская зело красныя. Тогда, видя святый град. Господи, восплакался еси о нем, яко отец чадолюбивый, и с плачем рекл еси: “аще бы разумел еси ты хотя в сей день твой, еже к миру твоему, обаче сие скрыся от очию твоею”. И абие предрекл еси, яко приидут дние, егда обложат святый град врази и разбиют его, и чада его, и не оставят камень на камни в нем, понеже не разумел времени посещения Твоего. Мы же ведуще Тя, яко Добраго Пастыря, скорбящаго об заблудших овцах Своих, вопием Ти: Благословен еси, Пастырю овцам Великий, овча погибшее взыскати пришедый. Благословен еси, Архиерею грядущих благ, немощем нашим спострадати восхотевый. Благословен еси, Новаго Завета Ходатаю, возжелавый падшия люди от вечныя смерти спасти. Благословен еси, Судие Праведнейший, яко праведен еси, и прави суди о граде Твоем. Благословен еси, Спасе Всемилостивейший, яко милостив бывал еси и милости Твоея исполнь вся земля. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 7

Хотяй избавити род человечь от работы вражия, Иисусе, пришел еси во Иерусалим, да исполнится Писание: “явится Бог богов в Сионе”. Тебе тамо, потрясеся весь град; единии бо изыдоша на сретение Тебе, восклицающе велегласно: “Осанна Сыну Давидову”, друзии же, удивляющеся вопрошаху: “Кто есть Сей”. О, безумнии старцы, лжеимений учителие! Вся стогна града проповедуют чудеса Твоя. Вся Иудея исполненна благодеяньми Твоими, сии же вопрошают: Кто есть? Лазарь едва воскресе, и не ведят, кто исхити его от смерти. От двора Иаирова едва исшел еси, и не ведят, кто есть ожививый дщерь его? Видят, обаче не хотят воспети Тебе, яко Богу: Аллилуиа.

 

Икос 7

Дивное показал еси смотрение Твое, Иисусе, егда со славою восшел еси во Иерусалим и абие, яко Архиерей, посетил еси святый храм соглядати его. В дом Отца Твоего пришел еси со властию, и исполнися святаго Аввакума пророка предречение: “Господь во Святом храме Своем: да молчит вся земля пред Лицем Его”. И абие изгнал еси вон вся сущии тамо продающия и купующия, глаголя: “Храм Мой — храм молитвы наречется, вы же сотвористе его вертеп разбойником”. И тако исполнися другое Писание: “Ревность дома Твоего снеде Мя”. Мы же, убоявшеся таковаго праведнаго гнева Твоего, Господи, единое просим от Тебе, еже жити в дому Твоем во вся дни живота нашего, зрети красоту Твою и посещати храм святый Твой, да прославим Тебе сице: Благословен еси, не в рукотворенных храмах живый на небеси, в храм земный со славою возшедый. Благословен еси, селение славы Своея возлюбивый на земли, дом молитвы от житейских попечений оградивый. Благословен еси, Господи сил, яко возлюбленна селения Твоя, паче селений грешничих. Благословен еси, Царю славы, яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ, во градех нечестивых. Благословен еси, велий в Сионе, яко страшно и свято имя Твое. Благословен еси, живый во Иерусалиме, яко свят храм Твой, дивен в правде Твоей. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 8

Странное и преславное чудо сотворил еси, Христе, егда “внезапу пришел еси в Церковь Свою и тамо приступивших к Тебе хромых и слепых исцелил еси”, яко Светлодавец, и Милостивый Врач, яко “правда пред Тобою предыдет”, якоже рече Давид, и тако всем источил еси в великий и предпразднственный день сей радость, истину, свет и живот, якоже предрече Софония пророк, глаголя: “Радуйся дщи Сионова зело, отьят Господь неправды твоя, воцарится Господь посреде тебе и не узриши зла ктому Господь Бог Твой в тебе и обновит тя в любви Своей Тебе ради, глаголет Господь, спасу утесненную, и отриновенную прииму”. Сего ради и мы, веселящеся в день праздника посещения Твоего, воспоем Тебе: Аллилуиа.

 

Икос 8

Весь был еси любовь, Сладчайший Иисусе, сего ради хвалу Тебе приносит возлюбленный Израиль изо уст ссущих и незлобивых младенец: егда старцы и учителие их богохульствуют вопрощающе, кто есть Сей, младенцы богословствуют, вопиюще Тебе: “Осанна Сыну Давидову”, и с ваии и с ветвми сретают во храме пришествие Твое, предвозвещающе скорое Твое из мертвых воскресение. Сподоби же и нам одержимым гордостию обратитися, яко незлобивии дети, таковых бо есть Царствие Небесное, да от чистаго сердца купно с ними принесем Тебе таковые похвалы: Благословен еси, в вышних певаемый от Серафим, от незлобивых младенец воспевание приявый. Благословен еси, в горних носимый от Херувим, от чистых сердцем богоносно в сердце носимый. Благословен еси, скинию падшую Давидову возставити пришедый, да нашу внутреннюю благообразную скинию паки просветиши. Благословен еси, храм Твой — дом молитвы сотворивый, да нас бывших вертеп душетленных разбойников паки дом чист Духа Святаго сотвориши. Благословен еси, Емуже тысящи тысящ служаху на небеси и тьмы тем предстояху пред Ним. Благословен еси, Емуже сонмы детей воспеваху на земли и тьмы народныя сретаху Его. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 9

Все сонмище Иудейское архиереев и книжников, видевше чудеса, яже сотворил еси во храме, Иисусе, и отроки зовущия: “Осанна Сыну Давидову”, вознегодоваша и реша Тебе: Слышиши ли, что сии глаголют? — Ты же рекл еси им: Несте ли чли николиже, яко изо уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Мы же удивляющеся окаменению и жестосердию сердец их, злобою да младенчествуем ныне, да в простоте сердечной воспоем Ангельскую песнь: Аллилуиа.

 

Икос 9

Витии Божественнии, аще и много глаголют, но не возмогут воздати достойнаго благодарения неизреченному снисхождению Твоему, Христе, яко ныне волею пришел еси во Иерусалим крест претерпети, сего ради утаил еси от премудрых и разумных Свое Божество и открыл еси е младенцем, иже чистым сердцем паче отец своих ощутиша, яко Ты еси воистину Христос. Сподоби и нам душами чистыми и нескверными усты исповедати Божественную Славу Твою, поюще Тебе сице: Благословен еси, явлением словес Твоих просвещаяй и вразумляяй младенцы, просвети и вразуми наши мысли и сердца. Благословен еси, творением чудес Твоих свидетельствуяй Божество Свое, открый очи мои уразумети от закона Твоего чудеса. Благословен еси, пасый Израиля, паси мя в кротости духа на месте злачне. Благословен еси, храняй Иакова, всели мя в чистоте сердца на воде покойне. Благословен еси, Царю мира, да возсияет во днех Твоих правда, дондеже отъимется луна. Благословен еси, Солнце Правды, да просветится свет Твой во множестве мира, дондеже сияет солнце. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 10

Спасти хотяй языки, Христе Боже наш, Ты воздвигл еси нецыи от еллин, пришедших поклонитися в праздник, яко да видят Тя. Сего ради тии приступиша к Филиппу, глаголюще: “Хощем Иисуса видети”. Тойже вкупе с Андреем глаголаху Тебе. Ты же отвещеваеши им, яко ныне уже прииде час, да прославится о сем Сын Человеческий. Во своя бо пришел еси и свои не прияша Тя, и на смерть осудиша. Сего ради, яко зерно пшеничное не принесет плода, аще пад на землю не умрет, тако же и Ты смертию Своею мног плод принесл еси во языцех, да исполнится Исаии пророка предречение, яко явлен был еси не ищущим Тя, и обретен был еси не вопрошающими Тя. Сего ради “приидите языцы и видите днесь Царя Небеснаго, яко на престоле высоце на жребяте худе во Иерусалим входяща”, да вси едиными усты и сердцем воспоем Ему: Аллилуиа.

 

Икос 10

Царю Превечный, кроткий, праведный и спасаяй Утешителю наш! Ты кротко пришел еси в день сей во Иерусалим на кротком жребяти осли сидя, да конское свирепство разрешиши на земли. Сего ради кротость Твоя разумна да будет всем человеком, и да ведают вси, яко Ты взираеши токмо на кроткаго, молчаливаго, трепещущаго словес Твоих. Сего ради “да раскуют мечи своя на орала и копия на серпы, и да не навыкнут ктому ратоватися”. Мы же “кротцы сущи душею и смирении нравом, благодатию приимем кроткаго всех Владыку, грядущаго гордыню лукаваго сокрушити”, да в кротости духа воспоем Ему сице: Благословен еси, на гору Сион возшедый, да мир на Израиля благовестиши. Благословен еси, Иерусалиму проповедуяй, да спасение языков возвестиши. Благословен еси, пришедый благовестити нищим лето Господне приятно, да вся сокрушенныя сердцем исцелиши. Благословен еси, восхотевый возвестити плененным отпущение, да вся уничиженныя во отраду свободиши. Благословен еси, яко кокошь птенцы своя под крыле собираяй, да вся обремененныя грехми Крестом искупиши. Благословен еси, яко зерно пшеничное в землю падшее, ко погребению грядый, да вся до глубины ада павшия Воскресением обновиши. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 11

Пение всеумиленное принесем Тебе, Христе, вкупе с незлобивыми младенцы “осанна” Тебе воспевшими, с нимиже и мы Тебе вопием: Бог Господь, и явися нам, да с ваии и ветви составим Тебе праздник свят, чист и духовен, да паки сотвориши вход во внутренния храмины душ наших, якоже обещался еси, глаголя: “не оставлю вас сиры, но паки прииду к вам. Аще кто любит Мя, возлюблю его, и явлюся ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим”. Благословенно да будет вхождение Твое! Прииди и возсяди па престоле ума нашего, якоже прежде на жребя, и воцарися в сердцах наших и разреши вся безсловесия страстей наших, да с присноцветущими ваиами чистоты паки якоже древле дети воспоем Тебе: Аллилуиа.

 

Икос 11

Светом небесным просветися днесь святый храм, егда посетил еси его, Иисусе, и очистил еси его от куплей земных, вкупе же просветися с ним и весь святый град, якоже предрече Исаия: “от Сиона бо изыде закон и слава Господня из Иерусалима”, яко на страдания пришел еси, и свет, радость и любовь принесл еси крестом Твоим. Сего ради, рекл еси учеником прежде Своего креста: “Еще мало время свет в вас есть, ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет. Веруйте во свет, да сынове света будете”. Сие рекл еси, Господи, да и во страданиях Твоих свет веры не угаснет учеником Твоим, и да не пойдут во тьме неверия, не ведуще, камо идут, да и вси право в Тя верующии с верою возопиют Тебе: Благословен еси, Христе, Свете мира, от мира лукаваго возненавиденный. Благословен еси, Иисусе, Солнце Правды, от присных Твоих присноблажимый и препрославленный. Благословен еси, Невечерний и Тихий Свете, на захождение Свое во Иерусалим пришедый. Благословен еси, живый во Свете неприступном, зарею Воскресения весь мир просветити грядый. Благословен еси, сладчайший и присноживотный Свете, в Сионе явленный, да просветиши душевную тьму мою. Благословен еси, Светильниче светяй и горяй, во Иерусалиме возженный, да паки возжеши угасший светильник мой. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 12

Благодать Твою подаждъ нам, Иисусе, яко же прежде отроком еврейским осанна Тебе воспевшим и познавшим Твое Божество. И ныне в пречестные дни сия, Господи, паки к намблиз буди, наипаче же к призывающим имя Твое в духе кротости и мира, смирения и любве, сподоби же и нам ощутити благодать пришествия Твоего, да и мир Божий превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца наша и вся разумения наша о Тебе, и тако просветивши души наши, во умилении и с веселием возопием Тебе, Завет нов завещати пришедшему нам кроплением крови Своея: Аллилуиа.

 

Икос 12

Поюще Твое на вольную страсть во Иерусалим пришествие и неизреченное снисхождение Твое, Христе, поклоняемся предначатию Креста Твоего и с дети еврейскими веселящеся, с ваиами и ветвьми сретаем Тя, и составльше праздник, прославляем Тя, яко Ты еси воистину Мессия Христос пришедый и имеяй паки со славою приити судити живых и мертвых, не на жребяти осли седяй, но яко Царь царем и Господь господствующим, Емуже имя — “Слово Божие”, имеяй вслед Себе не отроки “осанна” поющие, но вся воинства небесная вопиющия гласом громов крепких: Аллилуиа, спасение, честь и слава и сила Господу нашему, яко воцарися Господь Вседержитель. Сие великое шествие Твое в Сион Горний нисходящь с небесе от Бога с верою чающе, прославляем в земный Сион на всемирное заклание вхождение Твое, поюще Тебе сице: Благословен еси, Сыне Отечь, славою венчавый человека, тернием венчатися грядый, да терноносное естество наше плодоносно сотвориши. Благословен еси, Агнче Божий, вземляй грехи мира, да кровию Своею нас падших паче снега убелиши. Благословен еси, Женише душ и сердец наших, от Чертога Твоего исходяй, да никтоже укрыется от теплоты Твоея. Благословен еси. Пастырю Добрый, входяй ныне в твой овчий двор, да никтоже похитит нас от руки Твоея. Благословен еси, Учителю наш, Сиона ради не умолчавый до крестныя Пасхи Твоея, да други своя до конца словом и любовию на Вечери утешиши. Благословен еси, Спасителю наш, в червлены ризы напоследок облещися восхотевый, да нас яко невесту ризою спасения и одеждою веселия украсиши. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

 

Кондак 13

О, Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвми приносимое Тебе моление наше, да в пречестные дни сии последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим на веки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.

 

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Category: Церковные праздники.

События Вербного воскресенья

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Весной 30-го года н. э., накануне еврейской Пасхи, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в город, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения — подданных Римской империи. На Пасху в столицу стекались толпы народа, это был главный в году иудейский праздник.

Иисус Христос, как и все иудеи, тоже отправился в Иерусалим. Прямо после чудесного события — Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и уверились: Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. Он взойдет на царский престол и освободит страну от власти языческого Рима.

Именно за народную любовь иудейские первосвященники были злы на Христа. «Кто Он такой, чтобы называть себя Мессией?», — думали они. Первосвященники решили убить и Его, и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Несмотря на гнев первосвященников и словно в подтверждение народных надежд на нового царя, Христос отсправляется в столицу. Это происходит за шесть дней до Пасхи. Но, к удивлению всех, Он въезжает в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает революционеру-освободителю, а на ослике. Этот ослик, на котором восседает Иисус, — символ неотмирности Царства, которое Он проповедует людям.

И все равно его встречают, как царя. Люди ликуют, они счастливы. Дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями, тем самым оказывая Христу царские почести. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»)

Пройдет несколько дней, и та же толпа, разочарованная тем, что Христос не свергнул Римское господство, будет требовать: «Распни, распни Его!»...

Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением; к Нему подходили за исцелением слепые и увечные.

Вечером Христос покинул Иерусалим и вернулся в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Там, в доме Лазаря, Он переночевал. На следующий день начался период, который мы называем Страстной седмицей.

 

Традиции Вербного воскресенья

Верба

Самая яркая традиция Вербного воскресенья в России — приносить в храмы и дома распустившиеся веточки вербы и кустов, похожих на вербу. В славянских странах верба стала символом праздника в подражание современникам Христа, которые устилали Его дорогу в Иерусалим цветами, ветвями пальмы и лавра.

Веточки вербы освящаются накануне — на Всенощном бдении в Лазареву субботу. Священник совершает чин освящения после чтения Евангелия.

В народе существует намало старинных обычаев, связанных с Вербным воскресеньем. Например, люди хранят освященную в храме вербу в течение всего года — до следующей Пасхи. Веточки ставят в вазы, украшают ими домашний иконостас.

Еще есть народные традиции относить букетики вербы на кладбище и даже окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот. В некоторых местностях до сих пор сохранился обычай вкладывать вербы в руки умерших в знак того, что после Страшного суда они встретят Спасителя с освященными ветвями.

 

Вербное воскресенье у католиков

В западной христианской традиции праздник Входа Господня в Иерусалим называется Пальмовым воскресеньем (по латыни «Die dominica in palmas»).


Перед началом праздничной мессы проводится традиционное шествие вокруг или внутри храма. Участники шествия держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажженные свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны (в католическом богослужении рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней) и гимн Христу-Царю. Шествие символически изображает новозаветный сюжет: люди выходят навстречу Христу во время Входа Господня в Иерусалим.


Месса включает в себя чтение Страстей Господних. «Страсти Господни» — католическая служба, на которой последовательно читается одно из четырех Евангелий. На богослужении также освящают ветви. Их, как и в России, верующие хранят дома — до следующего Великого поста.


Обряд ШЕСТВИЯ НА ОСЛЯТИ

Шествие на осляти

 

С XVII века в России известен обряд «шествия на осляти». Его совершали в Вербное воскресенье, вспоминая, как Христос въехал в ворота Иерусалима на ослике накануне событий Страстной седмицы. Вот так, кротко и смиренно, Спаситель появился в столице Израиля, люди же встречали Его с царскими почестями — устилали путь пальмовыми ветвями, бросали свои одежды под копыта ослика.

В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. Там патриарх и царь облачались в богато украшенные одежды.

На Лобном месте православному люду раздавали вербы. Иногда — даже пальмовые ветви, из привозили специально из Персии. Потом, как сообщают письменные источники, царь спешивался, брал в руки красный повод и вел лошадь, на которой сидел патриарх. Так они шли в Кремль.

Впереди ехала повозка, запряженная лошадьми в расшитых попонах. На ней стояли увешанные цветами и плодами искусственные деревья. На ветвях деревьев сидели дети в костюмах ангелов.

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Сидящий на лошади патриарх осенял народ крестом. Следом за ним шествовали священнослужители. Когда процессия приближалась к Спасским воротам Кремля, по всей Москве начинал звучать колокольный звон.

Этот обычай упразднили в период правления Петра I, так как император считал унизительным для царской особы вести лошадь, на которой сидит патриарх.

 

Особенности богослужения Вербного воскресенья

 

Вербное воскресенье



Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное воскресенье) — один из двунадесятых праздников. Таких праздников в церковном календаре 12, все они связаны с главными новозаветными событиями.


Это переходящий праздник, его дата зависит от даты Воскресения Христова. Вход Господень в Иерусалим всегда празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе. У этого праздники нет предпразднства и попразднства, потому что его окружают дни поста: Великий пост до и Страстная седмица после.



Если на Вербное воскресенье приходится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, службы этих праздников соединяются.


На праздник поются два тропаря: первый — «Общее воскресение», второй — «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне».


После полиелея (часть праздничной утрени от начала пения псалмов до чтения канона) поется величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».


Во время чтения 50-го псалма священник с диаконом совершают троекратное каждение вокруг веток вербы. Священник читает молитву на «благословение ваий». После этого трижды окропляет ветки вербы, говоря: «Освящаются ваия сия благодатию Пресвятаго Духа окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа».


Когда молящиеся подходят к Евангелию и иконе, им раздают ветки вербы. С этими веточками и зажженными свечами в руках они стоят во время пения канона.


Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Великого поста к Страстной Седмице.

 

Вербное воскресенье 2013 – Вход Господень в Иерусалим

В 2013 году Вербное воскресенье приходится на 28 апреля


Почему Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресеньем? Откуда взялась традиция освящать вербы в этот день? В чем смысл этого праздника? Рассказывает священник Сергий Круглов.

 

- Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Вербное воскресенье. Этот день совершенно особый, и в церковном календаре, и во внешней жизни тоже. Дело в том, что и в само Вербное воскресенье, и накануне на улице можно увидеть огромное количество людей с вербами. Одни их продают, другие покупают, идут с ними в храм. Но зачем все это, в чем смысл праздника, откуда пошла эта традиция – об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу священник Сергий Круглов.


- Давайте начнем разговор с объяснения традиции: откуда взялась верба, и почему именно она? Что она символизирует?


- Конечно, в контексте этого праздника – Вербного воскресенья, Входа Господня в Иерусалим – верба символизирует очень многое. Но как всегда, народ не может жить только символом, он привязывает к нему конкретные реалии. В результате чего символ становится святыней и даже предметом, употребимым в быту. Про освященную вербу каких только нет сказаний, какое только предназначение не изобретает для нее православный человек! Обметать дом освященной вербой, чтобы его освятить, ломать вербу на кусочки и закапывать в огороде, чтобы там все хорошо росло… Вплоть до того, что надо друг друга хлестать освященной вербой, что тоже, по мнению некоторых людей, должно приносить какой-то благой результат.


Конечно, можно смеяться над народными обычаями, но тем не менее, сама тяга человека к святыне говорит о многом. И в ней есть очень глубокий смысл. Бог пришел в мир, освятил мир, освятил творение, и мы не можем отвергать плоть как нечто греховное, достойное уничтожения, а возвеличивать только дух. Плоть и дух – едины. Это явил нам Сам Господь, Богочеловек, в Своем воплощении. Мир предстоит не уничтожить, но спасти. Вот это – самая основная мысль христианства.


Освященная верба заменяет собой пальму. Как мы знаем, событие входа Господня в Иерусалим было совсем незадолго до того, когда Господь был схвачен и распят на Голгофе. Перед входом в Иерусалим Он говорил Своим ученикам, что Сыну Человеческому предстоит пострадать, даже до смерти пострадать, и через три дня воскреснуть. Как мы знаем из Евангелий, ученики не очень хорошо понимали, о чем Он говорит. Они считали, что Мессия – это победительный царь, предводитель Израильского народа, который станет во главе этого народа и изгонит, наконец, римских оккупантов-язычников. И Его власть, а через нее и власть Самого Бога Единого, установится не только для всех народов Израиля, но и для всех народов земли. Конечно, через все эти действия иудеи ожидали какого-то блага. Но Господь наш Иисус Христос вел Себя совсем по-другому. Он не стал во главе войска, Он не являл силу, не стремился к государственности, к власти… Его власть была совсем другая. Все это очень долго чувствовали, но не могли понять и сами ученики, и окружающий народ. Именно это и послужило причиной трагического события, когда представители того самого народа, который был Богоизбранным, не узнали пришедшего Сына Божия. Они не поняли, что это Он, не поняли Его действий и отвергли Его. Именно это привело к распятию.


И вот, как положено Мессии, Машиаху, то есть помазаннику, Господь вошел в Иерусалим. Причем вошел вовсе не во главе войска. Он шел на ослике, Его пешком сопровождали ученики. Но, тем не менее, народ уже знал, что это великий чудотворец, пророк из Назарета, Который исцелял больных, воскрешал умерших… Накануне было воскрешение Лазаря – событие, которое мы празднуем в Лазареву субботу. Народ был наслышан об этом. Тот же народ слушал Его слова о Царствии Божием, видел Его дела, в которых проявилась духовная сила этого Царства. И вот этот народ, кто из любопытства, а кто из почитания, сбежался встречать Его.


Ему постилали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани, Его приветствовали пальмовыми ветвями. Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Все кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во Имя Господне!»

 

- Причем же тут верба?


- Когда этот праздник пришел на Русь, возник вопрос. Известно, что у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось в наших северных широтах, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. И мы с вами знаем, что процесс этот взаимообразен. Когда бы ни был праздник Вербного воскресенья – а он сдвигается в соответствии с Пасхой, - как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба уже тут как тут.


- Соответственно, если Пасха поздняя, как в этом году, то и тепла долгое время нет, очевидно, для того, чтобы верба зацвела поближе к Вербному воскресенью?


Да, потому что у вербы есть свои особенности. Это не роза, она зацветает и в холодных условиях. Но все-таки она, если можно так сказать, исполняет свое послушание и исправно расцветает за неделю до Пасхи.

 

Вербное воскресенье: народные обычаи

 

верба

На Руси праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье, был связан со множеством обычаев. Большинство из них — чисто народные. Они ближе к языческим традициям встречи весны и начала сельскохозяйственных работ. Подчас христианский смысл праздника целиком растворяется в многообразии фольклорного наследия.


Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вербой, рано утром. В этот день даже роса считалась целебной. При пахоте веточку вербы втыкали в первую борозду.

 

Ветками, освященными в храме, было принято легонько хлестать детей и домашних животных — для здоровья и роста. При этом крестьяне приговаривали: «Не я бью — верба бьет! Верба хлест, бей до слез!»


Новобрачных осыпали почками вербы или стегали веточками, чтобы дети у них были крепкими и здоровыми.


Хозяйки в селах запекали пушистые цветки вербы в хлеб и давали больным домашним животным. В Костромских селах пекли «барашки» — печенье в форме вербных шишечек.


В некоторых местностях, например, в Тамбовской губернии, считалось, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — останавливает действие огня.


Если веточки остались с прошлого года, их нужно было сжечь и бросить в реку или ручей, главное, не в стоячую воду. Этот обычай связан с церковным правилом: не выбрасывать освященные предметы. Например, поломанный крестик или прогорклое лампадное масло нужно отнести в церковь, закопать или опустить в реку.

 

Category: Церковные праздники.

Вербв


Б. Пастернак. Отрывок из стихотворения «Земля»

И тех же верб сквозные прутья,

И тех же белых почек вздутья

И на окне, и на распутьи,

На улице и в мастерской.

Верба


  1. А.Фет. Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.


  1. К.Бальмонт. Вербы

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льется волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны


  1.  

  2. А.Блок. Вербочки

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

 

Верба
  1. Саша Черный. На вербе

Солнце брызжет, солнце греет.
Небо – василек.
Сквозь березки тихо веет
Теплый ветерок.

А внизу все будки, будки
И людей – что мух.
Каждый всунул в рот по дудке –
Дуй во весь свой дух!

В будках куклы и баранки,
Чижики, цветы…
Золотые рыбки в банке
Раскрывают рты.

Все звончее над шатрами
Вьется писк и гам.
Дети с пестрыми шарами
Тянутся к ларькам.

«Верба! верба!» в каждой лапке
Бархатный пучок.
Дед распродал все охапки –
Ловкий старичок!

Шерстяные обезьянки
Пляшут на щитках.
«Ме-ри-кан-ский житель в склянке
Ходит на руках!!»

Пудель, страшно удивленный,
Тявкает на всех.
В небо шар взлетел зеленый,
А вдогонку – смех!

Вот она какая верба!
А у входа в ряд –
На прилавочке у серба
Вафельки лежат.

 

  1. А.Барто. Апрель

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень — снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба - верба зацвела.

 

Вход Господень в Иерусалим
  1. А.Хомяков. Вход в Иерусалим

Широка, необозрима,
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.
Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
«Ты идешь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»
Так, внезапно вдохновенный,
Пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
Школ воспитанник седой,
Гордый мудростию книжной,
Говорил с усмешкой злой:
«Это ль Царь ваш, слабый, бледный,
Рыбаками окружен?
Для чего Он в ризе бедной,
И зачем не мчится Он,
Силу Божью обличая,
Весь одеян черной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?»
И века прошли чредою,
И Давидов Сын с тех пор,
Тайно правя их судьбою,
Усмиряя буйный спор,
Налагая на волненье
Цель любовной тишины,
Мир живет, как дуновенье
Наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
Узнают шаги Владыки,
Слышат сладкий зов Отца.

С.Есенин. Сохнет стаявшая глина...
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов — как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»

И.Бунин. Вход в Иерусалим

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнем преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя все грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой -
О мщеньи, о мщеньи,
О пире кровавом для всех обойденных судьбой -
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата - на позор,
На пропятье!

Category: Церковные праздники.

Тропарь, глас 1-й
Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак, глас 2-й
Всех радость Христос, истина, свет, живот, и мира воскресение, сущим на земли явися своею благостию, и бысть образ воскресния, всем подая божественное оставление.

alt

Category: Церковные праздники.

 

В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице "Одигитрии".  Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.

Когда император Константин Великий основал Константинополь, то посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву не только своею покровительницей, но созданного им города. Многие храмы в Константинополе были воздвигнуты в Её честь. Во Влахернском храме хранилась святая икона Пресвятой Богородицы, писанная святым евангелистом Лукою.

В достопамятную ночь, когда соединённые силы неприятеля с моря и с суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы – суббота пятой седмицы (недели) Великого поста.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Её жизни — риза и Её пояс, но в IX веке праздник этот сделался общим для всей Восточной Церкви.

 

Похвала Пресвятой Богородицы икона Божией Матери
"Похвала Пресвятой Богородицы" икона Божией Матери.


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму