Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: Церковные праздники.

События Вербного воскресенья

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Весной 30-го года н. э., накануне еврейской Пасхи, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в город, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения — подданных Римской империи. На Пасху в столицу стекались толпы народа, это был главный в году иудейский праздник.

Иисус Христос, как и все иудеи, тоже отправился в Иерусалим. Прямо после чудесного события — Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и уверились: Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. Он взойдет на царский престол и освободит страну от власти языческого Рима.

Именно за народную любовь иудейские первосвященники были злы на Христа. «Кто Он такой, чтобы называть себя Мессией?», — думали они. Первосвященники решили убить и Его, и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Несмотря на гнев первосвященников и словно в подтверждение народных надежд на нового царя, Христос отсправляется в столицу. Это происходит за шесть дней до Пасхи. Но, к удивлению всех, Он въезжает в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает революционеру-освободителю, а на ослике. Этот ослик, на котором восседает Иисус, — символ неотмирности Царства, которое Он проповедует людям.

И все равно его встречают, как царя. Люди ликуют, они счастливы. Дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями, тем самым оказывая Христу царские почести. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»)

Пройдет несколько дней, и та же толпа, разочарованная тем, что Христос не свергнул Римское господство, будет требовать: «Распни, распни Его!»...

Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением; к Нему подходили за исцелением слепые и увечные.

Вечером Христос покинул Иерусалим и вернулся в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Там, в доме Лазаря, Он переночевал. На следующий день начался период, который мы называем Страстной седмицей.

 

Традиции Вербного воскресенья

Верба

Самая яркая традиция Вербного воскресенья в России — приносить в храмы и дома распустившиеся веточки вербы и кустов, похожих на вербу. В славянских странах верба стала символом праздника в подражание современникам Христа, которые устилали Его дорогу в Иерусалим цветами, ветвями пальмы и лавра.

Веточки вербы освящаются накануне — на Всенощном бдении в Лазареву субботу. Священник совершает чин освящения после чтения Евангелия.

В народе существует намало старинных обычаев, связанных с Вербным воскресеньем. Например, люди хранят освященную в храме вербу в течение всего года — до следующей Пасхи. Веточки ставят в вазы, украшают ими домашний иконостас.

Еще есть народные традиции относить букетики вербы на кладбище и даже окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот. В некоторых местностях до сих пор сохранился обычай вкладывать вербы в руки умерших в знак того, что после Страшного суда они встретят Спасителя с освященными ветвями.

 

Вербное воскресенье у католиков

В западной христианской традиции праздник Входа Господня в Иерусалим называется Пальмовым воскресеньем (по латыни «Die dominica in palmas»).


Перед началом праздничной мессы проводится традиционное шествие вокруг или внутри храма. Участники шествия держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажженные свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны (в католическом богослужении рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней) и гимн Христу-Царю. Шествие символически изображает новозаветный сюжет: люди выходят навстречу Христу во время Входа Господня в Иерусалим.


Месса включает в себя чтение Страстей Господних. «Страсти Господни» — католическая служба, на которой последовательно читается одно из четырех Евангелий. На богослужении также освящают ветви. Их, как и в России, верующие хранят дома — до следующего Великого поста.


Обряд ШЕСТВИЯ НА ОСЛЯТИ

Шествие на осляти

 

С XVII века в России известен обряд «шествия на осляти». Его совершали в Вербное воскресенье, вспоминая, как Христос въехал в ворота Иерусалима на ослике накануне событий Страстной седмицы. Вот так, кротко и смиренно, Спаситель появился в столице Израиля, люди же встречали Его с царскими почестями — устилали путь пальмовыми ветвями, бросали свои одежды под копыта ослика.

В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. Там патриарх и царь облачались в богато украшенные одежды.

На Лобном месте православному люду раздавали вербы. Иногда — даже пальмовые ветви, из привозили специально из Персии. Потом, как сообщают письменные источники, царь спешивался, брал в руки красный повод и вел лошадь, на которой сидел патриарх. Так они шли в Кремль.

Впереди ехала повозка, запряженная лошадьми в расшитых попонах. На ней стояли увешанные цветами и плодами искусственные деревья. На ветвях деревьев сидели дети в костюмах ангелов.

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Сидящий на лошади патриарх осенял народ крестом. Следом за ним шествовали священнослужители. Когда процессия приближалась к Спасским воротам Кремля, по всей Москве начинал звучать колокольный звон.

Этот обычай упразднили в период правления Петра I, так как император считал унизительным для царской особы вести лошадь, на которой сидит патриарх.

 

Особенности богослужения Вербного воскресенья

 

Вербное воскресенье



Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное воскресенье) — один из двунадесятых праздников. Таких праздников в церковном календаре 12, все они связаны с главными новозаветными событиями.


Это переходящий праздник, его дата зависит от даты Воскресения Христова. Вход Господень в Иерусалим всегда празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе. У этого праздники нет предпразднства и попразднства, потому что его окружают дни поста: Великий пост до и Страстная седмица после.



Если на Вербное воскресенье приходится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, службы этих праздников соединяются.


На праздник поются два тропаря: первый — «Общее воскресение», второй — «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне».


После полиелея (часть праздничной утрени от начала пения псалмов до чтения канона) поется величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».


Во время чтения 50-го псалма священник с диаконом совершают троекратное каждение вокруг веток вербы. Священник читает молитву на «благословение ваий». После этого трижды окропляет ветки вербы, говоря: «Освящаются ваия сия благодатию Пресвятаго Духа окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа».


Когда молящиеся подходят к Евангелию и иконе, им раздают ветки вербы. С этими веточками и зажженными свечами в руках они стоят во время пения канона.


Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Великого поста к Страстной Седмице.

 

Вербное воскресенье 2013 – Вход Господень в Иерусалим

В 2013 году Вербное воскресенье приходится на 28 апреля


Почему Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресеньем? Откуда взялась традиция освящать вербы в этот день? В чем смысл этого праздника? Рассказывает священник Сергий Круглов.

 

- Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Вербное воскресенье. Этот день совершенно особый, и в церковном календаре, и во внешней жизни тоже. Дело в том, что и в само Вербное воскресенье, и накануне на улице можно увидеть огромное количество людей с вербами. Одни их продают, другие покупают, идут с ними в храм. Но зачем все это, в чем смысл праздника, откуда пошла эта традиция – об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу священник Сергий Круглов.


- Давайте начнем разговор с объяснения традиции: откуда взялась верба, и почему именно она? Что она символизирует?


- Конечно, в контексте этого праздника – Вербного воскресенья, Входа Господня в Иерусалим – верба символизирует очень многое. Но как всегда, народ не может жить только символом, он привязывает к нему конкретные реалии. В результате чего символ становится святыней и даже предметом, употребимым в быту. Про освященную вербу каких только нет сказаний, какое только предназначение не изобретает для нее православный человек! Обметать дом освященной вербой, чтобы его освятить, ломать вербу на кусочки и закапывать в огороде, чтобы там все хорошо росло… Вплоть до того, что надо друг друга хлестать освященной вербой, что тоже, по мнению некоторых людей, должно приносить какой-то благой результат.


Конечно, можно смеяться над народными обычаями, но тем не менее, сама тяга человека к святыне говорит о многом. И в ней есть очень глубокий смысл. Бог пришел в мир, освятил мир, освятил творение, и мы не можем отвергать плоть как нечто греховное, достойное уничтожения, а возвеличивать только дух. Плоть и дух – едины. Это явил нам Сам Господь, Богочеловек, в Своем воплощении. Мир предстоит не уничтожить, но спасти. Вот это – самая основная мысль христианства.


Освященная верба заменяет собой пальму. Как мы знаем, событие входа Господня в Иерусалим было совсем незадолго до того, когда Господь был схвачен и распят на Голгофе. Перед входом в Иерусалим Он говорил Своим ученикам, что Сыну Человеческому предстоит пострадать, даже до смерти пострадать, и через три дня воскреснуть. Как мы знаем из Евангелий, ученики не очень хорошо понимали, о чем Он говорит. Они считали, что Мессия – это победительный царь, предводитель Израильского народа, который станет во главе этого народа и изгонит, наконец, римских оккупантов-язычников. И Его власть, а через нее и власть Самого Бога Единого, установится не только для всех народов Израиля, но и для всех народов земли. Конечно, через все эти действия иудеи ожидали какого-то блага. Но Господь наш Иисус Христос вел Себя совсем по-другому. Он не стал во главе войска, Он не являл силу, не стремился к государственности, к власти… Его власть была совсем другая. Все это очень долго чувствовали, но не могли понять и сами ученики, и окружающий народ. Именно это и послужило причиной трагического события, когда представители того самого народа, который был Богоизбранным, не узнали пришедшего Сына Божия. Они не поняли, что это Он, не поняли Его действий и отвергли Его. Именно это привело к распятию.


И вот, как положено Мессии, Машиаху, то есть помазаннику, Господь вошел в Иерусалим. Причем вошел вовсе не во главе войска. Он шел на ослике, Его пешком сопровождали ученики. Но, тем не менее, народ уже знал, что это великий чудотворец, пророк из Назарета, Который исцелял больных, воскрешал умерших… Накануне было воскрешение Лазаря – событие, которое мы празднуем в Лазареву субботу. Народ был наслышан об этом. Тот же народ слушал Его слова о Царствии Божием, видел Его дела, в которых проявилась духовная сила этого Царства. И вот этот народ, кто из любопытства, а кто из почитания, сбежался встречать Его.


Ему постилали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани, Его приветствовали пальмовыми ветвями. Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Все кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во Имя Господне!»

 

- Причем же тут верба?


- Когда этот праздник пришел на Русь, возник вопрос. Известно, что у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось в наших северных широтах, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. И мы с вами знаем, что процесс этот взаимообразен. Когда бы ни был праздник Вербного воскресенья – а он сдвигается в соответствии с Пасхой, - как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба уже тут как тут.


- Соответственно, если Пасха поздняя, как в этом году, то и тепла долгое время нет, очевидно, для того, чтобы верба зацвела поближе к Вербному воскресенью?


Да, потому что у вербы есть свои особенности. Это не роза, она зацветает и в холодных условиях. Но все-таки она, если можно так сказать, исполняет свое послушание и исправно расцветает за неделю до Пасхи.

 

Вербное воскресенье: народные обычаи

 

верба

На Руси праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье, был связан со множеством обычаев. Большинство из них — чисто народные. Они ближе к языческим традициям встречи весны и начала сельскохозяйственных работ. Подчас христианский смысл праздника целиком растворяется в многообразии фольклорного наследия.


Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вербой, рано утром. В этот день даже роса считалась целебной. При пахоте веточку вербы втыкали в первую борозду.

 

Ветками, освященными в храме, было принято легонько хлестать детей и домашних животных — для здоровья и роста. При этом крестьяне приговаривали: «Не я бью — верба бьет! Верба хлест, бей до слез!»


Новобрачных осыпали почками вербы или стегали веточками, чтобы дети у них были крепкими и здоровыми.


Хозяйки в селах запекали пушистые цветки вербы в хлеб и давали больным домашним животным. В Костромских селах пекли «барашки» — печенье в форме вербных шишечек.


В некоторых местностях, например, в Тамбовской губернии, считалось, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — останавливает действие огня.


Если веточки остались с прошлого года, их нужно было сжечь и бросить в реку или ручей, главное, не в стоячую воду. Этот обычай связан с церковным правилом: не выбрасывать освященные предметы. Например, поломанный крестик или прогорклое лампадное масло нужно отнести в церковь, закопать или опустить в реку.

 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму