Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 

 


Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) – «Поставщик двора Ее Императорского Величества», одна из любимых модельеров-портних императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, а также светской знати Москвы и Петербурга, платья которых теперь можно увидеть в Эрмитаже… Надежда Петровна Ламанова – модельер от Бога, профессиональный художник костюма, пошившая за 40 лет работы множество сценических нарядов для ведущих московских театров, в т.ч. для МХАТа и Вахтангова, для русского и советского кинематографа… Надежда Петровна Ламанова – обладательница Гран-При Всемирной выставки в Париже 1925 года за серию костюмов... Надежда Петровна Ламанова – гений русского кутюра, чье имя более 15 лет активно эксплуатирует знаменитый модельер Вячеслав Зайцев, создавший конкурс имени Н.П. Ламановой для молодых художников-модельеров. Я не оговорилась, именно эксплуатирует… В декабре этого года исполнится 150 лет со Дня ее рождения, а в октябре исполнилось ровно 70 лет после ее кончины… Чем не повод для памяти и воскрешения этого имени в русской истории? Но есть ли память на самом деле в России? Нет, есть лишь эксплуатация имен и не более того…   
 
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
.
А.С. Пушкин 1830

Серов В.А. Портрет Надежды Петровны Ламановой 1911
(Портрет Надежды Петровны Ламановой не был закончен художником, это его самая последняя работа и последний, кто позировал Серову была Ламанова. На следующий день, 5 декабря 1911 года, художника не стало.)
 

О Надежде Петровне Ламановой написано не так много статей, в основном это одни и те же факты из ее биографии и большинство из современных повествований уже заканчивается такими словами: «место захоронения утеряно». И это почти так, почти!!! Есть еще возможность это самое «место» сохранить, не потерять его. Не потерять так, как были утеряны могилы сына писателя Ф.М. Достоевского – Федора Федоровича или же жены художника В.В. Верещагина – Лидии Васильевны.  Все они когда-то находились на территории Ваганьковского кладбища, где в настоящее время также покоится и прах Н.П. Ламановой. Но потеря ее захоронения это лишь вопрос времени: год-два-три и могила будет, если не стерта с лица земли, то просто причислена к бесхозным, а уж желающих ее сделать «своей» хоть отбавляй. Еще немного, еще чуть-чуть… Этот участок кладбища под номером 3 в настоящее время очень «приглянулся» господам из южных республик: на месте старых русских захоронений растут как грибы уродливые черные памятники-небоскребы и несть им числа… и они все ближе и ближе подбираются к скромной могиле Н.П. Ламановой. Однако у нас как-то стараются вообще про такие темы не говорить...

 

Самая нижняя строчка на крохотной мраморной плите - такова память о Н.П. Ламановой, скончавшейся 14 октября 1941 года на лавочке около Большого театра

Скромная покосившаяся ограда зажата среди прочих могил и подобраться к ней крайне сложно

Увы, все от времени ветшает

То, что представлено на фото - это и есть последнее пристанище той, что одевала Романовых, той которую великий К.С. Станиславский называл «драгоценная, незаменимая, гениальная Ламанова - это второй Шаляпин, в своём роде Большущий талант», той у которой одевались такие знаменитые женщины, как Мария Ермолова, Матильда Кшесинская, Лиля Брик, Ольга Книппер, Вера Коралли, Маргарита Морозова, Ольга Хохлова, Вера Мухина или Мария Андреева.

Серов В.А. Портрет Артистки Марии Николаевны Ермоловой 1905
(Мария Николаевна Ермолова позировала художнику в платье от своей подруги - Надежды Петровны Ламановой. Удивительно, но даже дома этих двух великих женщин стояли почти друг напротив друга  - на Тверском бульваре)
 

Вечерние платья от Ламановой императрицы Александры Федоровны. Хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Свадебное платье от Ламановой 1910 Хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке

Фирменный "лейбл" Н.П. Ламановой, по которому можно отличить платье ее мастерской

Платье парадное придворное из розового муара от Ламановой

Платья от Ламановой 1912-1913

Дом Н.П. Ламановой на Тверском бульваре под № 10

Однако все это в прошлом, а настоящее же печально: дата 70-летия со дня кончины никак «не обозначилась» на могиле Ламановой хотя бы искусственными цветочками от модного мира Москвы во главе с Зайцевым. Да и ведает ли он вообще о кривой и разбитой ограде, о маленькой табличке с почти полустертой надписью (которую могут легко "умыкнуть" в любой момент прохожие дельцы для своего маленького частного могильного бизнеса)  и вообще о том, что есть это место последнего упокоения, той, чье имя он использует для своего конкурса? Стыдно? Очень…

Родственники Н.П. Ламановой по мужу ее сестры Софье Петровне

Мария Петровна Ламанова - младшая сестра Надежды Петровны Ламановой

Лежащие рядом с Надеждой Петровной в одной ограде люди тоже своего рода гордость России и я чуть-чуть уделю и им внимание. Крахты - древний немецкий дворянский род, первый представитель которого поселился на жительство в России в 1820-х годах. Так Владимир Федорович Крахт  построил  вместе с В. Н. Тенишевым и двумя другими предпринимателями  сталеплавильный завод под Брянском и в течение 20 с лишним лет был его генеральным директором и акционером. Россия впервые в своей истории получила собственные стальные рельсы. «Брянский рельсопрокатный, сталелитейный, железоделательный и механический завод» стал вторым по мощности после Путиловского в Санкт-Петербурге и выплавлял треть всей стали, производимой в России. Брат Владимира Федоровича, Константин Федорович Крахт, юрист по образованию, в 24 года сменил профессию и стал скульптором. В 1901 уехал учиться в Париж, работал в студиях Н. Аронсона и К. Менье. В 1918 году основал Московский профессиональный союз скульпторов-художников и был избран его первым председателем. Был женат на Софье Петровне (урожденной Ламановой), актрисе театра Незлобиной (сценический псевдоним - Позднякова). У четы Крахтов было трое детей - Роман Константинович Крахт, в молодости был скрипачом оркестра Большого театра; Владимир Константинович Крахт, литератор; Надежда Константиновна Крахт, сотрудница Всероссийского театрального общества. Более подробно можно прочесть вот здесь: Крахты


Романс "Старые письма" в исполнении К.И. Шульженко, автор слов Владимир Константинович Крахт, запись 1945 года. В.К. Крахт известен многим ценителям оперетты - либретто многих из них это его творчество.

 

Модели на подиуме конкурса имени Н.П. Ламановой

Вячеслав Зайцев с наградой-статуэткой конкурса имени Н.П. Ламановой
(фото с сайта Burda Fashion)
 

Конкурс моды, придуманный В.Зайцевым, конечно не так уж и плох. Все же какая-то память, но кривая. Именно кривая, т.к. это есть эксплуатация имени, без реальной памяти. Установка памятника и приведение могилы в относительный порядок будут стоить не так уж и дорого для г-на Зайцева и прочих «конкурсантов». Родные, если они еще есть, полагаю, тоже не будут возражать.  ГУП «Ритуал», отвечающее за порядок на Ваганьковском кладбище, располагает так или иначе хотя бы приблизительными координатами тех, кто числится ответственным за эту могилу и их не составит труда заинтересованным лицам найти. Заинтересованным! Но заинтересованных нет. Как нет и желающих установить хотя бы малюсенькую памятную доску на доме Ламановой, что находится на Тверском бульваре под номером 10. Но зато есть желание заработать… на имени. На имени той, что имеет такую… могилу! Стыдно? Очень…

Надежда Петровна Ламанова на даче у Веры Мухиной

Таков калейдоскоп памяти… может быть сумбурный, да и «узоры» несколько кривые, но написать надо было. Два месяца я искала слова. Почти полгода, по странному стечению обстоятельств, я, так или иначе, много раз оказывалась на Тверском бульваре около дома Н.П. Ламановой. Долго искала ее могилу на Ваганьковском кладбище. Особую благодарность хочу выразить Сергею Лепешкину, занимающемуся сохранением памяти о знаменитых и интересных людях России на своем сайте: Где дремлют мёртвые, оказавшему мне помощь в поиске захоронения Надежды Петровны.

Практика использования чужого имени без отдания соответствующих почестей носителю этого имени не нова: я уже писала про могилу архитектора К.А. Тона в Петербурге, имя которого активно эксплуатирует РПЦ и музеи Кремля, отстроив Храм Христа Спасителя или же демонстрируя миру архитектуру  Большого Кремлевского Дворца. Перечислять подобные имена можно долго, но такова Россия: мы поднимаем шум, когда вдруг французы за неуплату аренды за землю собираются продать как бесхозные захоронения наших великих соотечественников на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Или писать в общем-то правильные слова, типа вот таких: «Нельзя допустить того, чтобы могилы великих русских людей исчезли, пропав бесследно под толщей "культурного слоя" забвения и равнодушия. Иначе русский человек очень скоро полностью растворится в бесцветной, бездушной и тупой биомассе под названием "глобальная цивилизация", основные черты которой уже сегодня просматриваются в подавляющем большинстве стран Запада. Увы, усыпальницы великих соотечественников постепенно пропадают» (В чужой земле). Но на своей земле, в России, в упор не видим могил других великих соотечественников и теряем их.  Увы… но похоже действительно – «Надгробие - досадное напоминание о том, кто давно забыт» (Генри Луис Менкенно)…


Ну и в заключение… простите, но комментировать ниже написанное просто не буду!!! Не могу!  Полвека Славы… а где 150 лет славы той, чье имя носит конкурс? Такова кривая память в России!


Объявлен XIX всероссийский конкурс модельеров имени Надежды Ламановой под патронажем Вячеслава Зайцева. Дедлайн 3 марта 2012 года.

Организатор: Дом Моды Вячеслава Зайцева.
Тема нового конкурса – «ПОЛВЕКА СЛАВЫ».

2012 год – год 50-летия творческой деятельности Вячеслава Зайцева. Было бы логично сделать «прозайцевской» тему нашего конкурса. Тем более что эта тема пространственна и многогранна. Полвека Славы Зайцева в мире моды это: окно в Европу и мир, new look в русском стиле, конструктивизм 1960-х, романтизм и нео-классика 1970-х, авангард и гротеск 1980-х, уютный и декоративный casual 1990-х, острая «всесветная» этника 2000-х. Отдельная тема – творческая сегментация клиентуры Дома моды, социальная география художника: театр, телевидение, спорт, кино, эстрада, спецодежда и многое другое.
«Зайцевскую» тему можно рассматривать как по вертикали, по десятилетиям и эпохам, по дизайнерам-современникам разных направлений. Истоки: Пуаре, Шанель, Баленсиага, Живэнши, Диор; ровесники-шестидесятники: Сен-Лоран, Карден, Рабанн, Куррэж; авангардисты-восьмидесятники: Мюглер, Монтана, Готье – и так далее. А можно и по горизонтали – по стилям и направлениям: фольк, классика, casual, авангард, романтизм, коктейль, большой вечер, театр, кино. (Источник)

___________

P.S.  Буду рада, если возникнет заинтересованность у кого-то как-то изменить сложившееся положение, показать путь к могиле Надежды Петровны (если это вызывает трудности). Причем БЕСПЛАТНО (а то уже последовали упреки на тему каких-то денег с моей стороны)!!! Нужно только одно - ЧТОБЫ МОГИЛА НЕ ПОТЕРЯЛАСЬ!!! и не была бы в статусе "бесхозной".


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму