Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

    

  «Се, стою у двери и стучу»

A+ | A | A-  26 августа 2014г. 
 
В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы
наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным подражательным вариациям, год от году имеющим
тенденцию становиться всё слащавее и слащавее. Лубочные подражания, как правило, называются
«Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе.
На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной
жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот
мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель,
давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.
 
Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не
поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма.
И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна,
расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он
объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие,
стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину,
где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в
них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев,
осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.
 
Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на
тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых,
убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной
виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника
в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в
которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают
регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют
тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона
«американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу,
который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто
бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место
сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается,
и подмена не замечается.
 
Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам:
либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант
рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда.
Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не
разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает
телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули
через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая
хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые
мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для
1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его.
Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный
хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей
смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете,
что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь
обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.
 
Ну и последнее на сегодня. На дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Это
заметили все при первом осмотре картины и поставили художнику на вид. Но оказалось, что
отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход. У сердечных дверей нет наружной
ручки и наружного замка. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта.
Когда К.С. Льюис говорил, что ад заперт изнутри, он, вероятно, отталкивался от мысли, заложенной
в картину Ханта. Если человек заперт в аду, то он заперт там добровольно, как самоубийца в
горящем доме, как старый алкоголик-холостяк в бедламе пустых бутылок, паутины и
сигаретных окурков. И выход наружу, на стук, на голос Христа возможен только как внутренний
волевой акт, как ответ на Божий призыв.
 
Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет
или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст.
И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться
всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть
творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны,
то, может быть, мы расслышали стук?
                                                                                                             http     //  www.andreytkachev.com
 

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму