Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Ангел ангелу рознь
Ольга
Богданова
На полках магазинов стоят тысячи ангелочков - елочных игрушек, подсвечников, керамических статуэток.

Розовощекие мальчики улыбаются и раскрывают пушистые крылья на открытках...

«Мой ангел», - обращается мужчина к любимой женщине. «Настоящий херувимчик», - можно

услышать о лежащем к кроватке младенце. Так ли представляет ангелов Церковь?

Для начала отметим, что ангел ангелу рознь. В том смысле, что существует определенная иерархия

ангельских чинов. Книгу «О Небесной иерархии» составил ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит.

Считается, что во 2-м послании к Коринфянам описано, как Павел был восхищен до третьего неба и слышал

«неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать». О том, какие существуют степени

ангелов, он рассказал Дионисию.

В зависимости от близости к Пресвятой Троице есть три иерархии, каждая из которых содержит в себе три

чина.

Высшая иерархия

1. Серафимы. В переводе с древнееврейского «Серафим» значит «пламенеющий», потому что Серафимы

пламенеют любовью к Богу и сами огнеобразны, подобно Господу, Который есть

«огонь поядающий» (Евр. 12:29). У каждого Серафима шесть крыльев: двумя он закрывает свое

лицо, двумя - ноги и с помощью двух летает. На храмовых росписях можно видеть изображения

Серафима: человеческое лицо, которое обрамляют шесть крыл, а то и просто шесть крыльев,

расположенных, как лепестки цветка.

Надо полагать, в знаменитом стихотворении Пушкина «Пророк» допущена неточность. Шестикрылые

Серафимы предстоят перед Господним престолом, и в их «функции» не входит приносить людям

вести и «являться на перепутье».

2. Херувимы. Через Херувимов другим посылается премудрость для Богопознания. «Херувим»

значит «многое разумение» или «излияние премудрости». И если уж употреблять это название, то

уж никак не при оценке миловидной внешности человека.

3. Престолы. По словам св. Максима Исповедника, на них непостижимым образом почивает Бог, поэтому

через них совершается правосудие Божие. Они же оказывают помощь во всяком земном суде.

Средняя иерархия

1. Господства, которые помогают земным властям управлять подданными и учат владеть своими страстями.



2. Силы, которые творят чудеса и укрепляют людей во время скорбей и напастей.

3. Власти, имеющие власть над диаволом и помогающие людям в борьбе с бесами.

Низшая иерархия

1. Начала, которые направляют низших ангелов, управляют Вселенной и охраняют все народы.

2. Архангелы, благовествующие и открывающие пророчества.

3. Ангелы, возвещающие людям меньшие тайны и ограждающие их от всякого зла (Ангелы Хранители).

Греческое слово «ангел» значит «вестник». Кстати, ангелами в Древней Греции называли

дипломатов-посланников.

Считается, что своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, общество

и государство. В греческом переводе Второзакония есть такие слова Моисея: «Когда Всевышний давал

уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов

Божиих» (32:8). В других переводах - по числу сынов Израилевых.

Над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил (его имя переводится как «подобный

Богу»).

В «Толковании на Четвероевангелие» Григорий Двоеслов рассказывает, что, когда Сатана отступил от

Бога и ниспал в бездну, Михаил собрал все чины ангельские и призвал их: «Станем добре перед

Творцом и не будем думать о том, что противно Богу!».

В «Апокалипсисе» можно прочитать о войне, которую Михаил и ангелы вели против «дракона и ангелов

его» и о том, что этот дракон был низвержен. Поэтому Архангела Михаила изображают с копьем и

мечом в руке, а ногами он попирает дракона - духа зла (чем-то он напоминает св. Георгия).

Архистратиг Михаил в виде огненного столпа вел израильтян ночью во время Исхода из Египта. Он

спорил с дьяволом о теле Моисея и скрыл могилу этого пророка, чтобы евреи, склонные к

идолопоклонству, не могли поклоняться ему как Богу.

Этот Архангел помогал Иисусу Навину при взятии Иерихона.

Ему молятся при входе в новый дом или при основании дома.

Имя Архангела Гавриила значит «муж Божий» или «сила Божия». Гавриил наставлял

Моисея в пустыне. Он возвестил Захарии о рождении Иоанна Предтечи, Иоакиму и

Анне - о рождении Девы Марии, а Марии - о том, что у Нее родится Сын. Он же хранил

Пресвятую Деву, когда Она жила в Иерусалимском Храме и принес Ей весть о Ее кончине,

отдав в виде знака райскую ветвь.

Поэтому этого Архангела изображают с райской ветвью. Иногда он держит в руке фонарь,

внутри которого горит свеча, это символ того, что он открывает судьбы Божии.

Архангел Рафаил - «помощь», «исцеление Божие». Ему посвящена «Книга Тофии», в которой

описывается, как он сопутствовал праведному молодому человеку по имени Товия.

Архангел Уриил - «свет» или «огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением истин,

воспламеняет сердца любовью к Богу.

Архангел Селафиил - «молитвенник Божий». Когда Авраам изгнал Агарь, Селафиил явился ей

в пустыне Вирсавии, спас ее и ее сына от жажды и возвестил, что от нее произойдет великий народ.

Изображается Селафиил с молитвенно сложенными на груди руками и склоненной вниз

головой - в подобающей молитвеннику позе.

Архангел Иегудиил - «славящий Бога», покровитель подвизающихся и монашествующих. По

некоторым толкованиям, он, а не Михаил, был тем ангелом, который в виде огненного столпа

указывал израильтянам путь ночью.

Архангел Варахиил - «благословение Божие». По верованию Церкви, он один из трех ангелов,

которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.

Евреи почитали ангелов с древности. Вместе с заповедями Моисей принял от Господа повеление

поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов. В Силомской скинии два

золотых херувима представляли собой единое целое с ковчегом. Фигуры херувимов были

изображены на каждой из десяти завес, которые ограничивали пространство скинии, и на

завесе, которая закрывала ковчег и золотых херувимов от посторонних глаз.

Еще больше херувимов было в храме, который построил Соломон. Два позолоченных

херувима из оливкового дерева стояли над ковчегом. Высота каждого была около десяти

локтей. Внутренними крыльями они соприкасались друг с другом, а внешними касались

стен Святая Святых.

Изображения херувимов вперемежку с изображениями пальмовых деревьев покрывали

стены и двери храма.

Херувимы, которые представляли собой человекоподобные фигуры, были единственным

исключением из правила, запрещающего создавать вырезанные из дерева или созданные

другим способом образы и, конечно, поклоняться им.

Уже во времена христианства некоторые люди стали поклоняться ангелам как творцам и

правителям Мира. Эту ересь в начале IV века осудил Поместный Лаодикийский Собор. Он же

установил празднование Собора Архистратига Божия Михаила.

В те времена первым месяцем года был март, девятым - ноябрь. Он и был выбран для

праздника в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой (по старому стилю) день

месяца был определен для праздника, потому что будущий Собор всех Сил Небесных святые

отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет

Сын Человеческий, наступит новая эпоха - «восьмой день».

 

 Жил на свете один человек, который умел задавать верующим такие мудрёные вопросы, что самые

убеждённые из них смущались и уходили, втянув голову в плечи. 

 
 
 Был и ещё один человек, который умел так красиво говорить о Господе, что самые занятые люди
бросали свои занятия, чтобы его послушать. Смешливые при этом переставали смеяться, а у грустных
разглаживались морщины и начинали светиться глаза. 
 
 Оба этих человека жили в одном городе, но никогда не встречались. Дом одного стоял в том месте, где
торговый путь с севера входит в город, а дом другого там, где этот путь выходит из города, чтобы
устремиться дальше, на юг. Кроме того, любитель задавать сложные вопросы поздно вставал, потому
что любил всю ночь просидеть над книгой. А тот, кто услаждал сердца людей словами о будущей
жизни, напротив, просыпался рано, как птица, — и, как птица, с закатом солнца прекращал петь. 
 
 Люди любили слушать их обоих. Один пугал и одновременно привлекал умы холодной, как лёд, и
отточенной, как сталь кинжала, логикой. Другой смягчал сердца простыми словами, от которых почему-то
многие плакали, хотя никто не грустил. 
 
 Но вот однажды во время осеней ярмарки какой-то шутник предложил свести их вместе в споре. «Пусть
покажут нам, кто кого одолеет, а мы послушаем их. Это будет поинтересней, чем наблюдать за
состязанием кулачных бойцов!» Людям показалась увлекательной эта идея. Они даже удивились, как
это до сих пор такая мысль никому из них не пришла на ум. Возбуждённой толпой, шумя, пошли они
к городской ратуше и стали требовать, чтобы отцы города написали указ, в котором приказали бы двум
мудрецам сойтись в указанное время на городской площади для состязания. 
 
 В тот же день почтальон отнёс будущим соперникам по одинаковому письму с массивной сургучной
печатью. «Ну что? Как они восприняли указ городского начальства?» — спрашивали люди у почтальона
наперебой. «Тот, что приводит неопровержимые доводы, обрадовался и сказал, что давно мечтал об
этом дне, — ответил почтальон. — Ну а тот, что рассказывает сказки старикам и детям, взял молча
письмо и сунул мне в руку монетку». 
 
 Потирая руки и азартно хихикая, расходились люди в тот день по домам. Многие прямо сгорали
от нетерпения услышать спор, и долгие три дня, которые нужно было подождать, казались им вечностью. 
 
 В ожидании назначенного турнира будущие соперники вели себя по-разному. В доме на северной
окраине ночи напролёт горел светильник. Хозяин сидел над книгами, оттачивая аргументы, готовя
самые каверзные вопросы. Время от времени он вставал и начинал ходить по комнате. Тогда в окне
была видна его нервно двигающаяся тень, и видевшие говорили, что выглядело это зловеще. 
 
 Проповедник же не поменял образа жизни. Он просыпался рано и уходил за городскую стену в
ближайший лес, чтобы слушать птиц. Светильник не озарял его окна. Он по-прежнему засыпал
рано. Конечно, он переживал. Ведь он — человек. У него есть нервы, в его груди бьётся обычное
человеческое сердце. Но он помнил слова о том, что не нужно запасаться знаниями заранее и
что в нужное время уста произнесут слова Истины, если надеяться не на себя, а на Другого. 
 
 *** 
 
 В назначенный день весь город высыпал на центральную площадь. Люди завидовали тем, кто
жил в окрестных домах. Ещё бы! Они могли, не выходя из дома, прямо из окон смотреть на
долгожданное зрелище. Некоторые даже неплохо заработали, догадавшись продавать желающим
местечко у себя на балконе. Женщины надели самые нарядные платья и вплели в волосы
разноцветные ленточки. Мужчины заключали пари и били по рукам, делая денежные ставки
на одного из возможных победителей. Владелец корчмы уже предвкушал большой заработок.
Кто бы ни победил, а уж он не останется в накладе. Все сегодня придут к нему: одни — чтобы
обмыть победу, другие — чтобы залить огорчение. 
 
 Хладнокровный мудрец, проведший три ночи над книгами, пришёл на площадь первым. Он был
бледен, но в осанке его, в волевом блеске умных глаз было столько силы, что поклонники
проповедника невольно испугались. «Этот, того и гляди, победит. Разве можно победить такого
в споре?» 
 
 Но что же это? Солнце уже вошло в зенит, и время диспута, назначенное в указе, давно
наступило — а второй участник спора так и не появился. Нарядно одетые мужчины стали
расстёгивать куртки и камзолы и раскуривать трубки. Женщины то и дело вспоминали, что
их ждёт дома: кого опара для теста, кого некормленый младенец. Ропот стал волновать
людей, словно рябь, бегущая по поверхности озера.
Больше всех нервничал мудрец. «Он испугался! Пошлите за ним! Пусть его приведут
силой!» — кипятился он, и все впервые видели его потерявшим самообладание. 
 
 Несколько посыльных побежали на южную окраину города, но когда они вернулись,
ропот только усилился. «Его нет дома. Дверь закрыта. Его нигде нет», — сказали они. 
 
 С великой досадой покидали площадь собравшиеся горожане. «Ты победил», — говорили
они мудрецу, направляясь в сторону корчмы. «Я не хочу такой победы! — кричал тот. — Я найду
его и докажу, что прав я, а не он!» 
 
 *** 
 
 Проповедник, не пришедший на словесное состязание, действительно пропал, как сквозь
землю провалился. Его не видели ни на следующий день, ни через неделю. «Неужели он
так испугался возможного поражения? — думали люди. — А может, мы обидели его этой
глупой выходкой?» Но горожанам пришлось ещё более изумиться, когда из города ушёл
и мудрец, приводивший в смущение всех, кто верит в Господа. Правда, он ушёл не тайком, а
открыто. Перед уходом он сказал людям: «Мне стало неинтересно здесь жить. Раньше, когда
в ваши уши вливали яд бесполезных сказок, я видел своё призвание в том, чтобы научить
вас думать, в том, чтобы логикой и твёрдым знанием превращать фантазии в пыль. Теперь
мне не с чем спорить и некого опровергать. Хотя наш диспут и не состоялся, я знаю, что
он (тут мудрец указал рукою в сторону южной окраины) умнее всех вас. Без него у меня нет
достойного противника. Я отправляюсь на его поиски». 
 
 *** 
 
 После этого жизнь в городе стала скучной. 
 
 Женщины продолжали печь такие же вкусные пирожки. Кузнец по-прежнему творил чудеса
из куска железа. Так же хорошо играли в праздники трубачи местного оркестра. В общем, все
продолжали заниматься своими делами. Но во всём этом люди не находили прежнего
удовольствия. Из жизни города, вместе с мудрецом и проповедником, ушли вкус и смысл,
как испаряется крепость из незакрытой бутылки со сливянкой. Растяпа, не водворивший
пробку на место, захочет через месяц развеселить сердце, но будет разочарован. Вместо
веселья он обретёт лишь расстройство желудка. 
 
 Время шло. В городе умирали старики и рождались младенцы. Река времени обновляла
жизнь здесь, как и везде. Не все уже и помнили о мудреце и проповеднике. Как вдруг купец,
торговавший на самых дальних ярмарках, принёс в город удивительную новость: он нашёл
их обоих. Более того, они не враждовали, но были друзьями и путешествовали по миру
вместе! Вот его рассказ. 
 
 «Я повстречал их в гостинице. Увидав обоих, мирно беседующих и поднимающихся в
комнату на последнем этаже, я подумал, что вижу сон. Но утром на рынке я снова
встретил их. Они беседовали с людьми о вере. Люди, забывая о товарах и покупках,
слушали их с замиранием сердца. Говорил тот, кто и нам когда-то проповедовал.
Когда же проповедника дерзко перебивал какой-нибудь спорщик, в беседу вступал
второй. Он в пух и прах, к удовольствию слушателей, разбивал спорщика, и снова
давал слово проповеднику. 
 
 Немало надивившись такой новости, я вечером постучался к ним, и мне открыли. Мы
пили горячий чай и разговаривали. Тот, который не спал по ночам и сидел над книгами,
рассказал мне, что долго не имел покоя. Он понимал, что не страх поражения заставил
проповедника уклониться от состязания. Смутная догадка озарила тогда его ум. «Он
может жить без меня и без споров со мной. Его не радуют подобные победы. У него
есть другие радости, которых нет у меня. В крайнем случае, он может всю оставшуюся
жизнь бродить по лесу и наслаждаться пением птиц. А у меня этого нет. Я хочу
спорить и доказывать. Если же спорить не с кем, я проваливаюсь в пустоту. Моя
жизнь — пустота, если нет собеседника, и сам я — пустота». Вот что он понял, пока
искал своего противника. И не ошибся. Тот не боялся споров, он просто не любил их. 
 
 Мудрец действительно нашёл проповедника в лесу. Тот стоял на лесной опушке, и
множество птиц сидело на ветвях деревьев, радуя его своим чудесным пением. Птицы
не боялись этого человека, ни одна из них не улетала. Эта картина поразила мудреца,
и мысль о том, что он был прав, озарила его ум подобно молнии. Но он сделал
неосторожное движение и вспугнул птиц. Те с криком поднялись в воздух, полетели
над лесом и скрылись из глаз. Тогда бывшие соперники посмотрели друг на друга
и пошли навстречу. Они обнялись, как братья, и даже оба заплакали. «Прости
меня, — сказал один. — У меня были мёртвые знания, но не было живой
любви». — «Мне не за что прощать тебя, — ответил другой. — Я такой же, как
ты, человек, и мне нечем гордиться». О многом говорили они, и узы, крепкие, как
между родными братьями, связали в тот день их души. 
 
 После этого они стали путешествовать вместе, договорившись не ждать лета
в том городе, в котором перезимуют. Они уже обошли многие города и
страны, утешая людей и беседуя с ними. Сложив вместе свою любовь
и свои знания, они стали подобны острому мечу, наточенному с двух сторон, и
приносят много пользы человеческим душам«. 
 
 *** 
 
 Купец замолчал, и вместе с ним молчали горожане. Потом кто-то вздохнул и
сказал: «Эх, хорошо бы увидеть их снова». — «Как же, — ответил ему
другой, — придут они теперь к нам. Размечтался». 
 
 «Они действительно не придут, — сказал купец. — Но не потому, что
обиделись. Просто им хочется идти по широкой земле, куда глаза глядят,
и не возвращаться вспять. Люди везде одинаковые, и каждому сердцу время
от времени нужно утешение. Но зато я в следующий раз принесу вам
книгу, в которой записаны некоторые из их бесед». 
 
 Эта мысль всем понравилась. «Мы сделаем для этой книги золотой оклад, и
будем хранить её в зале торжественных собраний. Как-никак, они уроженцы
нашего города, и никто не запретит нам гордиться таким родством!» 
 
 Все были согласны, и решили по этому поводу зайти в корчму и угоститься
свежим пивом. В этот вечер пиво, как показалось всем, вернуло себе забытый
вкус и запах. 
 
Протоиерей Андрей Ткачев
 
 

    

  «Се, стою у двери и стучу»

A+ | A | A-  26 августа 2014г. 
 
В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы
наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным подражательным вариациям, год от году имеющим
тенденцию становиться всё слащавее и слащавее. Лубочные подражания, как правило, называются
«Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе.
На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной
жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот
мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель,
давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.
 
Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не
поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма.
И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна,
расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он
объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие,
стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину,
где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в
них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев,
осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.
 
Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на
тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых,
убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной
виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника
в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в
которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают
регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют
тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона
«американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу,
который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто
бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место
сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается,
и подмена не замечается.
 
Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам:
либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант
рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда.
Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не
разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает
телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули
через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая
хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые
мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для
1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его.
Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный
хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей
смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете,
что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь
обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.
 
Ну и последнее на сегодня. На дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Это
заметили все при первом осмотре картины и поставили художнику на вид. Но оказалось, что
отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход. У сердечных дверей нет наружной
ручки и наружного замка. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта.
Когда К.С. Льюис говорил, что ад заперт изнутри, он, вероятно, отталкивался от мысли, заложенной
в картину Ханта. Если человек заперт в аду, то он заперт там добровольно, как самоубийца в
горящем доме, как старый алкоголик-холостяк в бедламе пустых бутылок, паутины и
сигаретных окурков. И выход наружу, на стук, на голос Христа возможен только как внутренний
волевой акт, как ответ на Божий призыв.
 
Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет
или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст.
И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться
всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть
творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны,
то, может быть, мы расслышали стук?
                                                                                                             http     //  www.andreytkachev.com
 

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму