Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха!

При­и­ди­те вер­нии, Жи­во­тво­ря­ще­му Дре­ву по­кло­ним­ся... – зо­вет се­го­дня Свя­тая Цер­ковь чад сво­их к под­но­жию Чест­на­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. Это Гол­го­фа, пе­ре­шаг­нув вре­мя, при­бли­зи­лась к нам, вос­по­ми­на­ни­ем о се­бе втор­га­ясь в со­зна­ние. Ибо на ней воз­нес­ся Крест – иже есть ле­стви­ца к небе­сам, и на Кре­сте – Тот, Кто ска­зал: «...Я есмь путь и ис­ти­на и жизнь...» (Ин.14:6).

27760.p

Крест Хри­стов – ве­ли­кая спа­си­тель­ная си­ла всех земно­род­ных. Он про­сти­ра­ет­ся и в дол­го­ту всех вре­мен, и в ши­ро­ту по всем ме­стам, вы­со­та его до небес, а глу­би­на до бездн адо­вых.

А се­го­дня, в день пре­по­ло­ве­ния спа­си­тель­но­го пост­но­го по­дви­га, Гос­подь снис­хо­дит к тем, кто устал и из­не­мог под бре­ме­нем по­ста, да­руя им Свою лю­бовь, и си­лу, и крот­кое на­по­ми­на­ние, что они еще не до кро­ви сра­жа­лись с гре­хом. Гос­подь се­го­дня на­по­ми­на­ет нам и о един­ствен­но­сти, непре­лож­но­сти спа­си­тель­но­го пу­ти – пу­ти Кре­ста и стра­да­ний – и вдох­нов­ля­ет на нем на­деж­дой. Свет Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния ви­ден толь­ко с Кре­ста.

Жи­во­тво­ря­щее Крест­ное Дре­во – Крест Хри­стов – взра­ще­но по­сре­ди зем­ли Бо­жи­ей лю­бо­вью к лю­дям, чтобы по­ги­бель­ный крест – от дре­ва по­зна­ния добра и зла, взя­тый в раю на се­бя че­ло­ве­ком свое­во­ли­ем и непо­слу­ша­ни­ем Бо­гу,– пре­тво­рить в спа­си­тель­ный Крест, вновь от­вер­за­ю­щий рай­ские две­ри.

Крест Хри­стов воз­не­сен над ми­ром со вре­мен спа­си­тель­ных стра­да­ний Гос­по­да. Но и вся­кий при­шед­ший в мир че­ло­век с рож­де­ния на­сле­ду­ет крест пра­ро­ди­те­лей сво­их и неиз­мен­но до кон­ца дней несет его по жиз­ни. Зем­ля же – юдоль пла­ча и пе­ча­ли, ме­сто из­гна­ния пре­сту­пив­ше­му Бо­жие по­ве­ле­ние – пол­на скор­бя­ми и стра­да­ни­я­ми. Вол­ч­цы и тер­ния гре­хов­ных на­вы­ков и стра­стей, с ко­то­ры­ми мы срод­ни­лись и услаж­да­ем­ся, од­новре­мен­но ра­нят ду­шу и вос­па­ля­ют круг жиз­ни.

При­смот­ри­тесь, дру­ги на­ши, к жиз­ни лю­дей вне Хри­ста. Как ча­сто она кон­ча­ет­ся ду­хов­ной смер­тью на­мно­го рань­ше смер­ти физи­че­ской. Зло и грех по­жи­ра­ют в че­ло­ве­ке все че­ло­ве­че­ское, зло нена­сыт­но, и нена­сы­тен че­ло­век во зле. И это то­же стра­да­ние, но стра­да­ние не спа­си­тель­ное; об­ро­ком это­го стра­да­ния все­гда бу­дет неми­ну­е­мая смерть и ги­бель ду­ши. Су­е­тен и бес­пло­ден жиз­нен­ный крест без Хри­ста, как бы тя­жел он ни был.

Крест свой мо­жет пре­об­ра­зить­ся в спа­си­тель­ный крест толь­ко то­гда, ко­гда с ним пой­дут во­след Хри­сту.

Хри­стос Спа­си­тель наш «...гре­хи на­ши Сам воз­нес Те­лом Сво­им на дре­во, дабы мы, из­ба­вив­шись от гре­хов, жи­ли для прав­ды...» (1Пет.2:24).

Крест Хри­стов стал зна­ме­ни­ем сла­вы Са­мо­го Хри­ста и ору­жи­ем Его по­бе­ды над гре­хом, про­кля­ти­ем, смер­тью и диа­во­лом. И мы се­го­дня, пред­стоя Кре­сту Хри­сто­ву, ощу­щая на ра­ме­нах* (*Ра­мо, ра­ме­на – пле­чо, пле­чи) тя­жесть сво­их жиз­нен­ных кре­стов, долж­ны вгля­деть­ся вни­ма­тель­но в един­ствен­но спа­си­тель­ный Крест Хри­стов, чтобы во Хри­сте узнать прав­ду жиз­ни, чтобы по­нять ее свет­лый смысл.

И се­го­дня у Кре­ста Гос­под­ня – бла­го­вест­ву­е­мое Свя­тое Еван­ге­лие и с Кре­ста Гос­под­ня – вид Бо­же­ствен­но­го Стра­даль­ца воз­ве­ща­ют нам для спа­се­ния на­ше­го все­свя­тое за­по­ве­да­ние: «...аще кто хо­щет по Мне ити, да от­вер­жет­ся се­бе, и воз­мет крест свой, и по Мне гря­дет» (Мф.16:24).

Дру­ги на­ши, вос­кло­ним­ся от зем­ли, воз­зрим на Крест Хри­стов, пе­ред на­ми – при­мер пол­но­го и ис­тин­но­го са­мо­от­вер­же­ния. Он, бу­дучи Сы­ном Бо­жи­им, при­шел в мир в ра­би­ем зра­ке* (* зрак – вид, об­раз), сми­рил Се­бя и был по­слуш­лив да­же до смер­ти, и смер­ти крест­ной. Он от­верг­ся са­мой жиз­ни, чтобы спа­сти нас. Нас же зо­вет Гос­подь Спа­си­тель от­верг­нуть­ся гре­ха и смер­ти, ко­то­рую грех вскарм­ли­ва­ет для нас.

Де­ло на­ше­го спа­се­ния на­чи­на­ет­ся с от­вер­же­ния се­бя и сво­ей гре­хов­но­сти. На­до от­верг­нуть­ся все­го то­го, что со­став­ля­ет суть на­ше­го пад­ше­го есте­ства, и долж­но про­сти­рать­ся до от­вер­же­ния са­мой жиз­ни, пре­да­ния ее все­це­ло во­ле Бо­жи­ей. Гос­по­ди! Те­бе все ве­до­мо; со­тво­ри со мной как из­во­лишь.

Свою жи­тей­скую прав­ду мы долж­ны при­знать пред Бо­гом лю­тей­шей неправ­дой, свой ра­зум – со­вер­шен­ней­шим нера­зу­ми­ем.

На­чи­на­ет­ся са­мо­от­вер­же­ние борь­бой с со­бой. И по­бе­да над со­бой – са­мая труд­ная из всех по­бед по при­чине си­лы вра­га, ведь я сам и есть свой враг. И борь­ба эта са­мая дли­тель­ная, ибо окан­чи­ва­ет­ся она толь­ко с окон­ча­ни­ем жиз­ни.

Борь­ба с со­бой, борь­ба с гре­хом все­гда оста­нет­ся по­дви­гом, а зна­чит, бу­дет стра­да­ни­ем. И она же, на­ша внут­рен­няя борь­ба, рож­да­ет и дру­гое, еще бо­лее тяж­кое стра­да­ние, ведь в ми­ре зла и гре­ха че­ло­век, иду­щий пу­тем пра­вед­но­сти, все­гда бу­дет чу­жим в жиз­ни ми­ра и бу­дет встре­чать враж­деб­ность по от­но­ше­нию к се­бе на каж­дом ша­гу. И с каж­дым днем по­движ­ник все бо­лее и бо­лее бу­дет ощу­щать свою несрод­ность с окру­жа­ю­щим и бо­лез­нен­но пе­ре­жи­вать ее.

А са­мо­от­вер­же­ние неми­ну­е­мо про­дол­жа­ет тре­бо­вать, чтобы мы во всей пол­но­те на­ча­ли жить для Бо­га, для лю­дей, для ближ­них, чтобы мы со­зна­тель­но и без­ро­пот­но при­ня­ли и по­ко­ри­лись вся­кой скор­би, вся­кой ду­шев­ной и те­лес­ной бо­ли, чтобы при­ня­ли их как по­пуще­ние Бо­жие на поль­зу и спа­се­ние душ на­ших. Са­мо­от­вер­же­ние же ста­но­вит­ся ча­стью на­ше­го спа­си­тель­но­го кре­ста. И толь­ко са­мо­от­вер­же­ни­ем мо­жем под­нять мы свой спа­си­тель­ный жиз­нен­ный крест.

Крест – ору­дие каз­ни. На нем рас­пи­на­ли пре­ступ­ни­ков. И вот прав­да Бо­жия зо­вет и ме­ня на крест как пре­ступ­ни­ка За­ко­на Бо­жия, ведь мой плот­ской че­ло­век, лю­бя­щий по­кой и бес­пе­ча­лие, моя злая во­ля, мое пре­ступ­ное са­мо­лю­бие, моя гор­дость до сих пор про­ти­вят­ся жи­ви­тель­но­му За­ко­ну Бо­жию.

Я уже и сам, по­знав си­лу жи­ву­ще­го во мне гре­ха и об­ви­няя се­бя, как за спа­си­тель­ное от гре­хов­ной смер­ти сред­ство хва­та­юсь за скор­би мо­е­го жиз­нен­но­го кре­ста. Со­зна­ние, что толь­ко скор­би, ра­ди Гос­по­да пре­тер­пе­ва­е­мые, усво­ят ме­ня Хри­сту, и я ста­ну участ­ни­ком Его зем­ной уча­сти, а зна­чит, и небес­ной, вдох­нов­ля­ет на по­двиг, на тер­пе­ние.

Крест Хри­стов, гвоз­дие, ко­пие, тер­ние, бо­го­остав­лен­ность – это непре­рыв­ные, ни­чем не об­лег­ча­е­мые стра­да­ния Гол­го­фы. Но ведь и вся зем­ная жизнь Спа­си­те­ля от рож­де­ния до гро­ба есть путь к Гол­го­фе. Путь Хри­ста от стра­да­ния к боль­ше­му стра­да­нию, но с ни­ми и вос­хож­де­ние от си­лы в боль­шую си­лу, путь Его до смер­ти, по­гло­тив­шей смерть. «Где твое, смер­те, жа­ло, где твоя, аде, по­бе­да?»

Стра­шен Крест Хри­стов. Но я люб­лю его – он ро­дил для ме­ня ни с чем несрав­ни­мую ра­дость Свя­той Пас­хи. Но к этой ра­до­сти я мо­гу при­бли­зить­ся толь­ко со сво­им кре­стом. Я дол­жен доб­ро­воль­но взять свой крест, я дол­жен по­лю­бить его, при­знать се­бя вполне до­стой­ным его, как бы тру­ден и тя­жел он ни был.

Взять крест – это зна­чит ве­ли­ко­душ­но пе­ре­но­сить на­смеш­ки, по­но­ше­ния, го­не­ния, скор­би, ко­то­ры­ми гре­хов­ный мир не по­ску­пит­ся ода­рить по­слуш­ни­ка Хри­сто­ва.

Взять крест – это зна­чит пре­тер­петь без ро­по­та и жа­лоб тяж­кий, неви­ди­мый ни­ко­му труд над со­бой, неви­ди­мое том­ле­ние и му­че­ни­че­ство ду­ши ра­ди ис­пол­не­ния еван­гель­ских ис­тин. Это и борь­ба с ду­ха­ми зло­бы, ко­то­рые ярост­но вос­ста­нут на то­го, кто воз­же­ла­ет сверг­нуть с се­бя иго гре­ха и под­чи­нить­ся Хри­сту.

Взять крест – это доб­ро­воль­но и усерд­но под­чи­нить­ся ли­ше­ни­ям и по­дви­гам, ко­то­ры­ми обуз­ды­ва­ет­ся плоть. Жи­вя во пло­ти, мы долж­ны на­учить­ся жить для ду­ха.

И на­до об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние на то, что каж­дый че­ло­век на сво­ем жиз­нен­ном пу­ти дол­жен под­нять имен­но свой крест. Кре­стов бес­чис­лен­ное мно­же­ство, но толь­ко мой вра­чу­ет мои яз­вы, толь­ко мой бу­дет мне во спа­се­ние, и толь­ко мой я по­не­су с по­мо­щью Бо­жи­ей, ибо он дан мне Са­мим Гос­по­дом. Как бы не оши­бить­ся, как бы не взять крест по сво­е­му про­из­во­лу, то­му про­из­во­лу, ко­то­рый в первую оче­редь и дол­жен быть рас­пят на кре­сте са­мо­от­вер­же­ния?! Са­мо­воль­ный по­двиг – это са­мо­дель­ный крест, и несе­ние та­ко­го кре­ста все­гда окан­чи­ва­ет­ся па­де­ни­ем ве­ли­ким.

А что же зна­чит свой крест? Это зна­чит ид­ти по жиз­ни по сво­е­му пу­ти, на­чер­тан­но­му для каж­до­го Про­мыс­лом Бо­жи­им, и на этом пу­ти подъ­ять имен­но те скор­би, что по­пустит Гос­подь (Дал обе­ты мо­на­ше­ства – не ищи же­нить­бы, свя­зан се­мьей – не стре­мись к сво­бо­де от де­тей и су­пру­ги). Не ищи боль­ших скор­бей и по­дви­гов, чем те, что есть на тво­ем жиз­нен­ном пу­ти,– это гор­дость сби­ва­ет с пу­ти. Не ищи осво­бож­де­ния и от тех скор­бей и тру­дов, что по­сла­ны те­бе,– это са­мо­жа­ле­ние сни­ма­ет те­бя с кре­ста.

Свой крест – это зна­чит до­воль­ство­вать­ся тем, что по тво­им си­лам те­лес­ным. Дух са­мо­мне­ния и са­мо­обо­льще­ния бу­дет звать те­бя к непо­силь­но­му. Не верь льсте­цу.

Как раз­но­об­раз­ны в жиз­ни и скор­би, и ис­ку­ше­ния, ко­то­рые по­сы­ла­ет нам Гос­подь для вра­че­ва­ния на­ше­го, ка­кое раз­ли­чие у лю­дей и в са­мих те­лес­ных си­лах и здо­ро­вье, как раз­но­об­раз­ны и на­ши гре­хов­ные немо­щи.

Да, у каж­до­го че­ло­ве­ка – крест свой. И этот свой крест за­по­ве­да­но каж­до­му хри­сти­а­ни­ну при­нять с са­мо­от­вер­же­ни­ем и по­сле­до­вать Хри­сту. А по­сле­до­вать Хри­сту – это изу­чить Свя­тое Еван­ге­лие так, чтобы толь­ко оно ста­ло де­я­тель­ным ру­ко­во­ди­те­лем в несе­нии на­ми на­ше­го жиз­нен­но­го кре­ста. Ум, серд­це и те­ло все­ми сво­и­ми дви­же­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми, яв­ны­ми и тай­ны­ми, долж­ны слу­жить и вы­ра­жать спа­си­тель­ные ис­ти­ны Хри­сто­ва уче­ния. И все это зна­чит, что я глу­бо­ко и ис­кренне со­знаю вра­чу­ю­щую си­лу кре­ста и оправ­ды­ваю суд Бо­жий на­до мною. И то­гда мой крест ста­но­вит­ся Кре­стом Гос­под­ним.

«Гос­по­ди, в несе­нии кре­ста мо­е­го, Тво­ей дес­ни­цей мне нис­по­слан­но­го, укре­пи ме­ня вко­нец из­не­мо­га­ю­ще­го»,– мо­лит серд­це. Серд­це мо­лит и скор­бит, но оно же уже и ра­ду­ет­ся сла­дост­ной по­кор­но­сти Бо­гу и сво­е­му при­ча­стию стра­да­ни­ям Хри­сто­вым. И это несе­ние сво­е­го кре­ста без ро­по­та с по­ка­я­ни­ем и сла­во­сло­ви­ем Гос­по­да – есть ве­ли­кая си­ла та­ин­ствен­но­го ис­по­ве­да­ния Хри­ста не толь­ко умом и серд­цем, но са­мим де­лом и жиз­нью.

И, до­ро­гие мои, так непри­мет­но на­чи­на­ет­ся в нас но­вая жизнь, ко­гда уже «...не я жи­ву, но жи­вет во мне Хри­стос» (Гал.2:20). Непо­нят­ное плот­ско­му уму чу­до со­вер­ша­ет­ся в ми­ре – по­кой и рай­ское бла­жен­ство во­дво­ря­ют­ся там, где ожи­да­лись од­ни сто­ны и сле­зы. Жизнь са­мая при­скорб­ная сла­во­сло­вит Гос­по­да и от­вер­га­ет от се­бя вся­кий по­мы­сел жа­ло­бы и ро­по­та.

Сам крест, вос­при­ня­тый как дар Бо­жий, по­рож­да­ет бла­го­да­ре­ние за дра­го­цен­ную участь быть Хри­сто­вы­ми, под­ра­жая Его стра­да­ни­ям, ро­дит и нетлен­ную ра­дость для те­ла страж­ду­ще­го, для серд­ца то­мя­ще­го­ся, для ду­ши ищу­щей и на­шед­шей.

Крест – есть крат­чай­ший путь к небу. Хри­стос Сам про­шел им.

Крест – есть вполне ис­пы­тан­ный путь, ибо им про­шли все свя­тые.

Крест – есть вер­ней­ший путь, ибо крест и стра­да­ния – удел из­бран­ных, это те тес­ные вра­та, ко­то­ры­ми вхо­дят в Цар­ство Небес­ное.

До­ро­гие мои, воз­да­вая се­го­дня по­кло­не­ние Кре­сту Гос­под­ню те­лом и ду­хом, при­вьем же на­ши ма­лые кре­сты к Его ве­ли­ко­му Кре­сту, чтобы Его жи­ви­тель­ные си­лы на­пи­та­ли нас сво­и­ми со­ка­ми для про­дол­же­ния по­дви­гов Ве­ли­ко­го по­ста, чтобы ис­пол­не­ние за­по­ве­дей Хри­сто­вых ста­ло един­ствен­ной це­лью и ра­до­стью на­шей жиз­ни.

По­чи­тая се­го­дня Чест­ный Крест Хри­стов, с по­кор­но­стью во­ле Бо­жи­ей воз­бла­го­да­рим Его за на­ши ма­лые кре­сты и вос­клик­нем: «По­мя­ни мя, Гос­по­ди, во Цар­ствии Тво­ем». Аминь.

Ар­хи­манд­рит Иоанн (Крестьянкин) 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму