Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

 

На фотографии групповой снимок личного состава лейб-гвардии Кексголмского полка.

Уникальная фотография Лейб-гвардии Кексгольмского полка. На снимке изображено свыше 1000 человек, выстроившихся в 25 рядов по 50 человек в каждом. Размер оригинала составляет 110 х 60 см. Фотоаппарат и объектив диаметром около 1 метра[источник не указан 589 дней] были специально изготовлены для этого снимка.
Снято в 1903 году, автор неизвестен. Из архива Союза фотохудожников России

 

 Полк, смирно!.avi - YouTube -    фильм"Полк,смирно!"

 Чем дольше живет фотография, тем больше возникает историй и мифов о ней. Это касается не только запечатленных персон или событий, но и людей, которые хранили этот снимок на протяжении многих лет 

 

Текст Андрей АКИМОВ 

Не так давно, примерно год-два назад, снимок полка русских солдат обошел почти весь русскоязычный интернет. Как водится, кто-то из поборников свободного контента отсканировал его из известной книги Светланы Пожарской «Фотомастер» и выложил в открытый доступ, не снабдив ни одним комментарием, но совершив непростительную ошибку, присоединив к нему фотографию огромной старинной камеры с другой страницы, совершенно не имеющей отношения к снимку. Снимок полка не оставил равнодушными многих фотолюбителей, сравнивших изображение, на котором отлично видно лицо каждого солдата и офицера, с возможностями собственных цифровых камер и объективов. 

К сожалению, книги сейчас читают все реже, и не всегда внимательно. Поэтому мало кто знает, что гигантская американская камера, созданная Джорджем Реймондом Лоуренсом/George Raymond Lawrence по заказу железнодорожной компании Chicago&Alton Railway, не имеет ничего общего с парадной фотографией Кексгольмского полка. Лоуренс и его камера достойны отдельного рассказа, но не будем отвлекаться. 

В книгу Пожарской фотография полка попала из архива Союза фотохудожников России, а точнее, прямо со стены его офиса. Союз фотохудожников является наследником знаменитой коллекции Евсея Самойловича Бялого. Друзьями и коллегами Бялого были известные русские фотографы: Моисей Соломонович Наппельбаум, Александр Данилович Гринберг, Александр Владимирович Хлебников и многие другие, а сам он работал в «Фотографии №1» на улице Горького (Тверской), почти напротив Московского Кремля. 

Свою коллекцию, позднее ставшую основой Музея истории фотографии, Бялый начал собирать в конце 50-х гг. прошлого века. Это было первое в стране собрание, полностью посвященное фотографии. Примечательно, что большинство экспонатов музея, фотоаппараты и снимки были подарками фотографов и их наследников. 

Евсей Самойлович умер в 1979 г. Заботу о музее взяла на себя его вдова, Лия Борисовна Блюмкина. Долгое время Музей истории фотографии размещался в выставочных помещениях «Фотоцентра» Союза журналистов СССР, а в 1993 г. Блюмкина передала всю коллекцию только что образованному Союзу фотохудожников России. 

Фотография Кексгольмского полка была подарена Музею истории фотографии Калининским (ныне Тверским) областным фотоклубом в 1986 г., которому тогда исполнилось 25 лет. В клубе фотография появилась неожиданно, и это настоящая детективная история. Один из членов клуба работал в милиции и однажды выехал на расследование квартирной кражи. Грабителей удалось задержать по горячим следам, и благодарная хозяйка подарила следователю-фотолюбителю снимок, который он случайно обнаружил в квартире. Он принес фотографию в клуб на Калининский вагонный завод, где ее наклеили на фанеру толщиной 7 мм и покрыли лаком. 

Снимок размером 42х94 см оформлен в паспарту и заключен в раму. Все говорит о том, что фотография была напечатана контактным способом со стеклянного негатива. Очень вероятно, что камера, способная работать с негативами такого формата, была создана фотографом самостоятельно или по специальному заказу. 

Такова известная нам история этого снимка. К сожалению, мы не знаем, кто его автор и где фотография была снята. Знаем только, что Кексгольмский полк дислоцировался в Варшаве, а год съемки — 1903. Подпись под фотографией сообщает, что: «Лейб-Гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк основан в 1710 г. Императором Петром 1-м. Со дня основания полк участвовал в 20 войнах, провел на них 50 лет и побывал в Швеции, Персии, Турции, Германии, Дании, Англии, Португалии, Греции, Австрии, Швейцарии, Румынии и Болгарии. В морских походах был в Атлантическом океане, в Балтийском, Немецком, Средиземном, Черном, Мраморном и Каспийском морях. 

Русскую землю исходил вдоль и поперек до границ с Азией. За свою службу имеет знаки отличия: 2 серебряные трубы "за взятие в 1760 г. Германия" (здесь опечатка в оригинале. Имелся в виду г. Берлин. — Прим. ред.), гренадерское звание за отличия в 1812 г.; знаки на шапки "за отличие" за сражение при гор. Ареи в 1814 г.; двойные петлицы на мундиры в 1815 г.; переведен в Гвардейский корпус в 1831 г.; ленты на знамена за 100-летнюю службу в 1838 г.; 4 Георгиевских знамени за войну 1878 г.; наименование Лейб-Гвардией и Андреевские звезды на шапки в 1894 г. От своих шефов полк имеет награды: от Императора Австрийского Франца 1-го портрет за дела против польских мятежников в 1832 г., от Императора Австрийского Франца-Иосифа в 1860 г. портрет и музыкантский оркестр, в 1873 г. портрет во вест рост, в 1888 г. ленты на знамена, в 1898 г. портрет… /нечитаемо/ …в офицерское собрание подарок из серебра и медали, и в 1899 г. еще 100 офицерских и 40 солдатских медалей, как принадлежность мундира полка на вечные времена». 

Разглядывая солдат и офицеров на этой фотографии, погружаешься в иной мир. За каждым лицом стоит своя история, свои радости и беды. Более тысячи человек — 25 рядов, около 50 человек в каждом. Наверняка, многие из них воевали в Белой армии, а затем уехали из страны. Полковое объединение в эмиграции — «Общество офицеров л.-гв. Кексгольмского полка» располагалось в Югославии, в Сараево. В 1951 г. в нем состояло 22 человека. Общество выпустило два номера журнала «Кексгольмская быль». 

Идея перешагнуть плоскость отпечатка и наполнить фотографию чувствами и характерами возникла у режиссера-документалиста Бориса Лизнева. К тому моменту Лизнев уже создал несколько картин на основе фотографий: о деревне — «Вологодские, тамбовские, тверские» и о генерале М.Д. Скобелеве — «Скобелевский марш». Но фильм «Полк, смирно!» стал первым, где основой послужила одна единственная фотография. 

В фильме использованы фрагменты писем и дневниковых записей офицеров и солдат того времени. По экрану проплывают лица, одно за другим, а голоса за кадром создают новую историю фотографии полка. Это не просто история — авторы писем служили в разных подразделениях русской армии и в разное время. Скорее, это эпическое произведение, демонстрация духа русского солдата, который, всегда оставаясь в душе крестьянином, был готов отдать жизнь за родную землю. 

Изучать фотографию Кексгольмского полка можно бесконечно. Наверняка она хранит еще много секретов. Ну, пускай не секретов, а деталей и подробностей, важных для военных историков. Но интересно, думал ли автор этого снимка о том, как сложится судьба его творения? Предполагал ли он, что спустя сто с лишним лет тысячи зрителей будут восхищаться его мастерством? Что, господа фотографы, тут есть над чем задуматься…

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму