Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

Размышления о святой воде

26 Янв 2014

Железняк С.Е., 23.01.2014

Святая вода — к ней приковано внимание сотен тысяч людей, и как говорится, сколько людей — столько и мнений. И среди этих мнений встречаются и самые разные, подчас замшелые суеверия. Говорят, что есть большая разница между крещенской и богоявленской водой. Говорят, что водой, освященной на молебне, нужно пользоваться строго по назначению (от «Неупиваемой Чаши» - только для пьяниц, от «Всецарицы» - только для онкобольных, и так далее, и тому подобное). А в чем же истина?
Православная Церковь с древнейших времен освящает воду, самое древнее упоминание об этом можно найти у Тертуллиана и Иринея Лионского (II век). Также есть упоминания о призывании благодати Божией на воду в некоторых апокрифах, куда они, вне всякого сомнения, были занесены  еретиками из настоящих христианских реалий. Св. Василий Великий упоминает об освящении воды как об устном апостольском предании. Самые ранние, дошедшие до нынешнего времени молитвы на освящение воды приходятся на IV-V века, а те молитвы, которые возносятся при водоосвящении в нынешнее время, были составлены в VI-VII веках.
Итак, какое же бывает водосвятие? Существует три разные формы освящения воды. Первая — для совершения таинства Крещения. Призывание благодати Божией на воду для совершения этого таинства — самая древняя традиция, восходящая к апостольскому преданию.  Священник молится, чтобы вода в крещенской купели стала иорданской — такой, в которой крестился, которую освятил своим пречистым Телом сам Господь Иисус Христос. Чтобы в эти святые струи Иордана, как вслед за Христом, смог войти крещаемый и очиститься от всех грехов, чтобы он смог обновиться  нового человека: «И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово; сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление…». Только один раз в жизни каждый из нас входит в эту воду и оставляет в ней всю свою прошлую жизнь, обновляется в ней, получает залог нетления.
Вторая форма водоосвящения — то, что совершается в великий праздник Богоявления, Крещения Господня. Такое освящение бывает только один раз в год и называется Великим освящением воды. Сама же вода называется не просто святой, это святыня — по гречески агиасма. Весь православный народ запасается ей на целый год и расходует, бережно храня. Эта вода, по свидетельству многих, в том числе и святителя Иоанна Златоуста, не портится, может стоять и год, и два, и три. Все молитвы, все последование Великого освящения воды, которым молимся мы и поныне, составил патриарх Иерусалимский Софроний (он жил на рубеже VI — VII веков). Если мы внимательно вслушаемся в молитвы на освящение воды таинства крещения и Великого водоосвящения, то найдем не мало общего. На освящение крещенской воды также призывается Божие благословение «дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою… Быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела… Приводящей в жизнь вечную…». Точно так же, как и для крещения, священник произносит молитву: «Велий еси Господи и чудна дела Твоя…». В отличие от освящения воды для таинства крещения, в Великое богоявление мы просим  помощи для всех нас — для всех, кто черпает ее, пьет, пользуется ей: «Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение… И да будет нам Господи, во здравие души и тела». Если вода, освященная для таинства крещения, как уже отмечено, применяется только один раз и больше — ни для чего, ни для кого, то освященная ныне — для всех нас и во всякое время. 
Кроме этих двух схожих форм водосвятия есть  третье, так называемое малое освящение воды. Это водосвятие постоянно возобновляемое, совершается в дни церковных праздников и вообще — по мере необходимости в святой воде, по просьбе прихожан. Во время этого обычного освящения поются песни-обращения к Иисусу Христу, Богородице, апостолам и святым. В Евангелии, читаемом при этом, вспоминается чудеса исцеления ангелом Божиим в бассейне Вифезда, которые совершались один раз в год. Также в молитвах мы просим нисхождения благодати, благословения Иорданова, просвещения разума, исцеления души и тела.
Интересно еще отметить, что в любом случае вода освящается молитвой и крестным знамением. Если во время освящения воды для крещения священник знаменует воду крестным знамением руки и помазанием ее елеем, то во время великого и малого освящения вода знаменуется погружением Креста.
Как народ сам воспринимает водосвятие? Тут, увы, можно видеть продолжающееся из года в год скорее магическое отношение к воде, чем торжественно-мистическое. Вот, вспоминается служба в сельском храме, где мне довелось помогать священнику. Праздничная литургия, все оповещены заранее, у ворот храма за неделю вывешено объявление. К самой литургии пришло семь человек. Из них трое — приехали из города, что в 10 км. Идет служба, я вышел с Апостолом, смотрю — прибавилось еще двое. К концу литургии стал стекаться народ из местных. Все, кто пришел на праздничную службу, в конце концов и причастились — они приходили встретиться с Богом, именно им нужен был Христос, и третья часть из них — не местные, а приезжие. Основная масса народа, а их было около тридцати человек, пришла только за водой. Многие из них, по свидетельству священника, захожане, и они пришли, чтобы потом прийти еще один раз — на Пасху. Вот, священник обратился к ним с проповедью, впереди — Великое освящение, будет крещенская вода. У массы прихожан унылый взгляд, нет в нем ни радости, ни праздника, почти все будто в трауре. Понятное дело — торопятся. Вместо того, чтобы воду освятить и им налить учит их. Причем говорит препротивнейшие слова, говорит им, что нет чуда в этой воде, что чудеса совершаются только по вере и горячей молитве. И вдобавок не надо искать и ждать никаких чудес, кроме как причастия. Какие странные, вздорные слова! - Такая мысль, быть может, вертится в голове у многих. - И как он не уймется повторять это и многое другое из года в год? Ну, ведь понимает же, что нам нужна только святая вода. Так почему же побыстрее не дать нам ее? Так нет же, лезет со своими порядками, советами нам под кожу, мы сами прекрасно знаем, что нам делать с этой крещенской водой, как пить, куда подмешать. Мы верим только в воду! Как ни странно, как ни ужасно может все это показаться, но увы — это чистая правда. Огромное множество народа не хочет идти к Богу, не хочет жить с Ним в вечности. Для огромного множества людей, называющих себя православными, крещенская вода — это только дополнительный амулет, который дополняет святочные гадания. Как все это может ужиться, ведь крещенская вода и бесов изгоняет, подумает кто-то. Но на самом деле все до банального просто. Да, священник читает молитвы, благодать Божия нисходит на воду, освящает ее. И мы потом с сердцем, исполненным вражды, зависти и злости, с устами, с которых не прекращаясь стекают сплетни, осуждение и изысканная духовная гниль — матершина, с этим сердцем и этими устами ничтоже сумняшеся, расталкивая близких, перевертывая их баночки рвемся вперед, чтобы первыми набрать воды. А вдруг последним не хватит? А вдруг благодать кончится? Увы, но с таким настроем Божественная благодать кончается не начавшись. Вот, недавнее сообщение: пару лет назад одна женщина набирала крещенскую воду, посуда была чистая вымытая, набирала с родника, текущего при церкви. Из года в год на этом роднике совершается водосвятие. Эта женщина, ругаясь на морозе на просящих подойти вне очереди, набирает себе воду и идет домой. Через день произошло у нее настоящее чудо. Но нет, она ни излечилась от болезней, не выиграла миллион. Просто вода, набранная с родника в Крещение Господне в двадцатиградусный мороз в чистую посуду протухла. Она стала источать такое зловоние, будто это была болотная жижа.
Мы так часто ищем чудес, но и так часто проходим мимо величайшего из них — когда хлеб и вино становятся Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Да, святая крещенская вода — великая святыня, милость Божия. Только представим: вот речка, на которой батюшка святит воду. И эта речка вдруг становится Иорданом, и не просто рекой, текущей по Палестине, но той рекой, в которую только что вошел Христос. Да, в эту маленькую нашу речку, родничок, озеро, у которой мы столпились и ждем своей очереди, в нее самую вошел Иисус, чтобы креститься от пророка Иоанна. Все до него приходили с грехами покаяться, а Он вошел освятить ее. Священник читает святое Евангелие: «Глас бысть с небесе: Ты еси Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих» - это ведь и к нам обращение, обращение от Бога Отца, с каким трепетом надо внимать этим словам! Вот с таким трепетом давайте молиться вместе со священником на службе, с таким же трепетом принимать эту святыню, и не только эту, но и все, что предлагает нам наша Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь!


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму