Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 

«Говорят, что Россия сердится. Нет, Россия не сердится, Россия сосредоточивается»


Трудные времена переживает сегодня Россия. Но в истории нашей страны были периоды и похуже. Скажем, год 1856-й. Характеризуя его, Лев Толстой говорил: "Кто не жил в 1856 году, тот не знает, что такое жизнь". После Крымской войны Россия была унижена, отодвинута на задворки, оставалась бессловесной и одинокой, как цыган в поле. Но это был не только результат поражения в войне и подписания унизительного мира, но и плод внешней политики, в течение сорока лет проводимой министром иностранных дел Карлом Нессельроде, которого заботили не столько российские интересы, сколько немецкие.


"Загнав русскую политику в тупик, канцлер привел Россию к политической блокаде, сделав из страны нечто вроде европейского пугала. Я склонен думать, — писал Валентин Пикуль, — что Николай I поступил все же по-рыцарски, когда, не стерпев стыда поражений, приказал лейб-медику Мартыну Мандту дать ему порцию яда, от которого и скончался на узкой лежанке, накрытой шинелью рядового солдата. Царь понял крах тех идеалов, которым он поклонялся и всю жизнь следовал. Перед смертью он сказал своему сыну: "Прощай, Сашка... Я сдаю тебе под команду Россию в дурном порядке!".

Вступив на престол, Александр ll взялся за укрепление страны, призвав в команду российских патриотов. Один из них — светлейший князь Александр Михайлович Горчаков — возглавил внешнеполитическое ведомство.

21 августа 1856 года новый министр иностранных дел Горчаков направил всем посольствам России циркуляр, в котором определил новые задачи внешней политики страны после завершения Крымской войны. В тексте были слова, которые цитировала вся Европа: "Говорят, что Россия сердится. Нет, Россия не сердится, Россия сосредоточивается". Другими словами, Россия воздерживается от активного вмешательства в европейские дела. Она наводит порядок в собственном доме, оправляется от потерь и понесенных жертв. Это одна сторона новой политики. Другая состоит в том, что Россия больше не намерена жертвовать своими интересами в угоду кому-либо и считает себя совершенно свободной в выборе своих будущих друзей.

Новый курс внешней политики во многом определялся мировоззрением и богатым дипломатическим опытом Горчакова. Он учился в Царскосельском лицее вместе с А.Пушкиным, дружил с Фёдором Тютчевым, симпатизировал декабристам. В 1817 году в чине IX класса Табели о рангах поступил в канцелярию министерства иностранных дел и с небольшим перерывом пробыл на дипломатической службе почти 65 лет.

Горчаков присутствовал на конгрессах Священного союза в Троппау, Лайбахе, Вероне. Занимал посты секретаря посольства в Лондоне, в Риме, был советником посольства в Берлине, посланником в Тоскане, поверенным в делах во Флоренции, чрезвычайным посланником в Вюртемберге, затем в Вене, в 1850—1854 годах во Франкфурте-на-Майне — столице Германского союза, где познакомился с послом Пруссии Отто фон Бисмарком, который позже признавал Горчакова своим учителем. "Молодой человек, — наставлял Горчаков Бисмарка, — не забывайте, что войны возникают от слов, тихонько сказанных дипломатами. А вы кричите даже слишком громко...". Известный советский писатель Валентин Пикуль назовет Горчакова и Бисмарка "железными канцлерами" и посвятит им роман "Битва железных канцлеров".

Став министром, Александр Михайлович провел серьезные преобразования в МИД: освободил министерство от ряда несвойственных функций (например, управления некоторыми окраинами империи), упростил его структуру, перешел к политике гласности (с 1861 года стал издаваться "Ежегодник МИД", где широко освещались вопросы текущей внешней политики), обновил состав дипломатического корпуса за границей, повысил требования к образовательному уровню дипломатов...

Но все это прелюдия. Его цель была — добиться отмены унизительных для России статей Парижского мира 1856 года, вырваться из международной изоляции. Для этого требовались союзники, и Горчаков начинает многоходовую игру с Наполеоном lll. Идя на союз с Францией, рассчитывает расколоть прежнюю англо-французскую коалицию, сыграть на противоречиях между Австрией и Францией. Ему это удалось — в 1859 году был подписан русско-французский договор о нейтралитете и сотрудничестве. Однако договор оказался недолговечным. Горчаков не мог не замечать, что большинство европейских стран, несмотря на разделявшие их разногласия, обнаруживали единство в противодействии требованиям России. Так, в начале 60-х годов Франция и Австрия отказались поддержать инициативу Горчакова о проведении реформ в христианских провинциях Оттоманской империи. И в ходе начавшегося в Польше восстания европейские правительства вновь солидарно продемонстрировали свое негативное отношение к России. Парижский и лондонский кабинеты министров настаивали на восстановлении в Польше Конституции 1815 года, проведении широкой амнистии. Первую скрипку в развернувшейся антирусской истерии играла тогда Англия.

Во время польского восстания Горчакову пришлось трижды отвечать на коллективные демарши европейских держав, заявляя о недопустимости вмешательства во внутренние дела России. "Польский вопрос" вынудил внешнеполитическое ведомство России пересмотреть некоторые традиционные направления внешней политики и начать поиск новых союзников. В 60-е и 70-е годы Горчаков предпринял шаги, неоднозначно встреченные современниками. Прежде всего, он с согласия Александра II решительно пошел на сотрудничество с Пруссией. Бисмарк нуждался в поддержке Россией своей политики объединения Германии под главенством Пруссии. Горчаков поддержал Бисмарка в обмен на пересмотр статей Парижского мира.

Россия обратила внимание и на Америку. В середине XIX века флот США начал угрожать мировой гегемонии Великобритании, а американские товары составляли конкуренцию английским. В Петербурге стали рассматривать США в качестве серьезного противовеса экономическому и политическому господству Великобритании. На берегах Невы помнили и проводимую Америкой политику благожелательного нейтралитета в период Крымской войны. В годы гражданской войны в США Россия однозначно высказалась за вашингтонскую администрацию в противовес Англии и Франции, оказывавших поддержку южным конфедератам. Горчаков писал в те годы: "Мы советуем умеренность и примирение, но мы не признаем другого правительства в Соединенных Штатах, кроме вашингтонского".

В те же годы возникла идея продать США Аляску из-за убыточности российско-американской компании, на протяжении полувека осваивавшей эти территории, и невозможности поддержки ее правительством ввиду тяжелого финансового положения страны, а равно невозможности оборонять эти обширные территории и препятствовать незаконному рыбному промыслу. Горчаков поддержал это предложение, ибо продажей Аляски намеревался укрепить дружественные отношения между двумя странами. Согласно договору от 18 марта 1867 года Аляска отошла к США за $7,2 млн.

В октябре 1864 года Горчаков представил Александру II доклад, где изложил программу действий в Средней Азии. На основе этого доклада МИД и МВД разработали детальный план, сутью которого стало ограничение нашего продвижения вглубь Азиатского континента. В нем говорилось: "Дальнейшее распространение наших владений в Средней Азии не согласно с интересами России и ведет только к раздроблению и ослаблению ее сил. Нам необходимо установить на вновь приобретенном пространстве земли прочную, неподвижную границу и придать оной значение настоящего государственного рубежа".

Министр предписывал русской пограничной администрации не вмешиваться во внутренние дела среднеазиатских государств, оказывая на них только "нравственное влияние".

В июле 1870 года Наполеон III объявил войну Пруссии. Россия заявила о нейтралитете. Пруссия имела более мощную армию, солдаты ее были воодушевлены идеей национального объединения. В результате краткосрочной военной кампании успех сопутствовал немецким войскам. В сражении под Седаном вместе с французскими войсками сдался в плен и Наполеон III. Горчаков решил, что наступил исторический момент, позволяющий "смыть пятно", оставшееся от крымского поражения. Александр Михайлович сумел убедить Александра II и Совет министров в необходимости действовать решительно. 19 октября 1870 года Горчаков направил циркуляр послам держав-участниц Парижского трактата. В нем говорилось, что Россия не считает себя более связанной обязательствами, ограничивающими ее суверенные права на Черном море. Турецкому султану сообщалось об аннулировании дополнительной конвенции о количестве и размерах военных судов, которые наши страны могли иметь на Черном море.

Циркуляр Горчакова был полной неожиданностью для европейской дипломатии и вызвал решительный протест в Вене и Лондоне. Турция объявила сбор резервистов в армию. Обстановку разрядил Бисмарк, заявивший о том, что трактат 1856 года ущемлял суверенитет России. На последовавшей по его предложению конференции в Лондоне европейские государства были вынуждены признать правомерность действий России. Подписанный 1 марта 1871 года всеми участниками переговоров Лондонский протокол с восторгом встретила российская общественность.

Благодаря усилиям Горчакова сложился Союз трех императоров (Австро-Венгрии, Германии и России), который стал стержнем мировой политики 70-х годов, оказал благоприятное воздействие на взаимоотношения европейских государств, в частности обеспечил безопасность западных границ России. Впрочем, Горчаков отчетливо осознавал, что глубинные противоречия между этими тремя государствами оставались. "Славянский вопрос является причиной недоверия и "боязни" между государствами", — писал Горчаков Александру II в том же году. Пытаясь удержать Австро-Венгрию в качестве союзницы, Россия вынуждена была признать за ней право на влияние в славянских землях Турции. Это был очередной компромисс, которыми богата внешняя политика России тех лет.

Вскоре после окончания очередной русско-турецкой войны светлейший князь уехал за границу на лечение, от активной политической жизни отошел: встречался с друзьями, диктовал воспоминания. В 1882 году Горчаков подал в отставку, а в 1883-м умер…

…Александр Горчаков остался в памяти потомков государственным деятелем, сумевшим в трудное для России время создать все необходимые внешнеполитические условия для проведения реформ и путем компромиссов отстаивать национальные интересы страны, укрепить ее. Он, как сегодня становится ясно, заложил основы того, что через 130 с лишним лет Россия будет играть роль не одной из двух сверхдержав, а являться одним из 5—7 влиятельных центров, от мнения которых зависит все мироустройство…


Александр СЕНИН
Киевский телеграф 25 сентября - 1 октября 2009 №39 (489)

 

 

Органы власти будут обязаны реагировать на Ваши проблемы  Распечатать…
 
сегодня в 07:15
Демократор - автоматическое уведомление
Получатель: http://pravznak.msk.ru/home.php
Дорогие друзья!

Просим Вас поддержать развитие электронной демократии в России!

В ближайшее время, Правительство РФ начнет рассматривать предложения граждан, набравшие более 100 тыс. голосов в сети Интернет. Согласно указу президента от 7 мая 2012 г., в стране должны появиться форма электронной демократии и возможности граждан взаимодействовать с властью через специализированные ресурсы в сети Интернет.

Органы власти будут обязаны реагировать на Ваши проблемы, жалобы и предложения, размещенные на специальных интернет площадках.

Наш опыт и знания в этой сфере позволяет вынести ряд критических замечаний по концепции, предложенной Минэкономразвития РФ, разработанной во исполнении указа. Эти замечания мы выносим на публичное голосование. Мы надеемся, Уважаемые друзья, на Ваше участие.

Голосуйте, оставляйте комментарии, высказывайте свои предложения и замечания http://www.democrator.ru/problem/7917.

Вместе - мы сможем быть услышанными!

С Уважением, Ваш "Демократор".

PS.

Будем также благодарны за публикацию этого сообщения в социальных сетях, блогах и пр.


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму