Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 ДУША С ДУШОЮ ГОВОРИТ. 

Христос никогда не сделал ни одного замечания по поводу тела человека. Он не сказал Закхею: «Как ты мал!» Не сказал Иуде: «Как ты безобразен!» Не сказал расслабленному: «Как ты расслаблен!» Не сказал прокажённому: «Какой от тебя дурной запах!» Христос постоянно общался с действительностью в людях, то есть с их душами. Это Душа душам говорила, Душа души лечила и поднимала. Говорить о телах присутствующих людей Христос считал неприличным почти так же, как серьёзные люди считают неприличным говорить друг другу об одежде.

Поэтому когда человек заговорит с тобой, не думай о его теле, не оглядывай его тело, а смотри в его душу, проверяй его душу, вживайся в его душу – и тогда будешь его понимать. И когда ты говоришь с человеком, не думай ни о своём, ни о его теле, а думай о своей душе и его душе, повторяя про себя: «Это душа душе говорит, душа с душой общается». И тогда ты почувствуешь присутствие Бога между вами. И будешь понятым и понимающим. 

Святитель Николай Сербский

 

Булат Окуджава - Под Мамонтовкой жгут костры...

Под Мамонтовкой жгут костры бродяги иль студенты... Ах, годы детства так пестры, как кадры киноленты! Еще не найдена стезя меж адом и меж раем, и все пока в живых друзья, и мы в войну играем. Еще придет пора разлук и жажда побороться. Еще все выпадет из рук - лишь мелочь подберется. Но это все потом, потом,когда-нибудь, быть может. И нету сведений о том,что Время нам предложит. Еще придет тот главный часс двенадцатым ударом, когда добром помянут наси проклянут задаром. Еще повеет главный часразлукой ледяною, когда останутся у нас лишь крылья за спиною.1984

 

 "Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Не многие обладают добротой и рассуждением".
Старец Иероним Эгинский

 Не знаешь как правильно поступить? Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир.

Старец схиархимандрит Иоанникий

 Вот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев - это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает. И человек ходит в церковь, читает Евангелие, слушает проповеди, целует иконы - и продолжает гневаться, продолжает быть в обиде, продолжает не прощать и продолжает быть уверенным, что он прав. 

Да, ты тысячу раз прав, пожалуйста, успокойся, ты во всем прав, но ты гневлив, поэтому Христа не увидишь ни в этом веке, ни в будущем, хоть каждый день причащайся, хоть выпей три тонны святой воды, хоть съешь все просфоры, которые выпекли сегодня в Москве, хоть объезди все монастыри, хоть живи в самом святом месте, с головой туда заройся - ничего не выйдет. Почему? Потому что гнев - это страсть, а ни одна страсть не пускает благодать Божию в сердце. Поэтому пока человек от страстей не освободился, благодать Божия к нему приблизиться не может. Следовательно, такой человек не может приблизиться ко Христу, потому что он сам Христа отгоняет. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". А Христа можно познать только благодатью Божией. Когда благодать Божия приходит в сердце, она наставляет человека на всякую правду и очищает от всякой скверны.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 Как понять, что это именно тот человек, который является судьбой?

Святые отцы говорят следующее: 
- если вы осознаете, что любимый человек рано или поздно утратит молодость, постареет, может заболеть и это вас не останавливает; 
- если вы хотите видеть продолжение вашей любви в детях; 
- если вас не смущают материальные и другие жизненные трудности; 
- если вы готовы к возможной боли и страданию, которое вольно или невольно может причинить вам близкий человек; 
- если вас не раздражают самые неприятные привычки любимого, и вы готовы их терпеть и после свадьбы, то, скорее всего, это ваша судьба.

...

 "Главное не то, какие мы есть, когда читаем духовную книгу, а то какие мы есть, когда ее закроем".

Монах Симеон Афонский

 

РАССКАЗЫ О ЖИЗНИ И НАСТАВЛЕНИЯХ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА

 


big_683392 (250x188, 9Kb)

Отец Василий Ермаков (1927-2007) был одним из самых уважаемых и любимых народом священников Санкт-Петербурга (Ленинграда). Много лет он был настоятелем церкви преподобного Серафима Саровского Чудотворца на Серафимовском кладбище. Мы публикуем главы из книги чуховного чада батюшки, художника-иконописца Вячеслава Михайлович Некрасова «Держись за меня и радуйся».

Я, русский отрок, говорю вам...

Яблочный Спас. Какое-то веселье в воздухе. Батюшка бродит с народом в своем летнем, с легким персиковым оттенком, подряснике. Никуда не торопится.

Возникает женщина из «серафимовских кинематографистов»:

- Батюшка, мы снимаем ролик для наших русских эмигрантов. Скажите несколько слов для русских людей заграницей...

Батюшка приосанился, глянул в камеру:

- Гм... Дорогие русские люди, я, старый священник, хочу вам сказать... Есть такое мнение, у вас там заграницей особенно, что все священники в России, как говорится, «на красной подкладке»... Ложь! Обман! Неправда! Я, например, никогда не служил большевикам.

Тут он наклонился и поймал пробегающего мальчика лет девяти, потом достал из чьей-то корзинки большую желтую грушу, дал ему в руки:

- На, ешь грушу.

И поставил парня прямо перед собой:


- Артемий, смотри сюда, в камеру, и повторяй за мной: «Дорогие русские люди, я, русский отрок Артемий, говорю вам...»


Артемий помялся:

- Дорогие русские люди, я, русский отрок Артемий, говорю вам...

- Вот вы видите нас сейчас, видите, как у нас хорошо, приятно, какая благодать...

Артемий повторил. Он совсем забыл о груше. Ему шепчут вокруг - грушу-то ешь! И батюшка тоже:

- Грушу-то ешь... Так, давай дальше: «Дети России, не забывайте Бога и родное Православие! Приезжайте к нам, на Родину - будем вместе возрождать нашу Мать-Россию».

Артемий уже увлекся грушей. Она была переспевшая, медовая.

- Приезжайте... Будем вместе... э-э-э... Возрождать Россию...

- Я, отрок Артемий, говорю вам... Давай!

- Я... отрок Артемий... - тут он совсем углубился в грушу. Он вдруг распробовал ее окончательно. - Говорю вам... - больше он не произнес ни слова.

Все улыбались. Съемки на этом закончились. Подходили и подбегали новые люди, батюшка уже говорил о другом, Артемию было все равно - он ел свою грушу...

Увидели ли это русские люди на Западе? Хорошо бы...


Одни убогие


Мать приехала в гости к дочери в Санкт-Петербург. Дочь - духовное чадо отца Василия, а следовательно они через два дня оказалась на Серафимовском. Мать была поражена. Вокруг очень много, во-первых, мужчин, во-вторых, мужчин солидных, даже, кажется, очень солидных. Хорошие, дорогие костюмы, белые рубашки, галстуки... Много интеллигентных пожилых дам, какие-то волосатики в очках - возможно, доктора наук. Встречаются мужчины с выраженной военной выправкой в штатском.

А вокруг запах ладана... Девушки нежные и чистые, что «невообразимо» в наше время!

Юноши тоже в костюмах - от них просто веет какой-то положительностью и в то же время веселые, разговаривают, шутят. Вокруг цветы... Дети нарядные, в маленьких костюмчиках - и тоже ведь с галстуками - живые, радостные... послушные. Так не бывает!..

Когда на молебне хор запел: «Призри благосердием, Всепетая Богородице...», мать неожиданно для себя заплакала.

По дороге домой она все удивлялась:

- А я думала, что в церковь ходят одни убогие...

Когда через несколько дней возник какой-то спорный вопрос, она сказала:

- А что тут думать? Как батюшка скажет!


Я тебе дам «Царствие ему Небесное»


Лена когда-то была наркоманкой. Кололась с двенадцати лет, бродяжничала. А в двадцать три года она едва не умерла, осталась в живых чудом. Тогда она прибежала во Владимирский храм, упала прямо на паперти в ноги к старосте и упросила взять ее на работу. Без документов, потому что их не было. Там мы с ней и познакомились. Там она впервые услышала про отца Василия...

Прошло какое-то время, и вот однажды «дозу» захотелось нестерпимо... Лена собралась на «точку». Она уже едет, и вдруг возникло сильное желание заскочить, на минуту буквально, на Серафимовское к батюшке.

Вот Ленка сидит с ним на скамейке:

- Батюшка, наркотиков хочу, не могу.

- А кто тебя научил?..

- Да вот такой-то, Царствие ему Небесное...

- Что?! Я тебе дам «Царствие ему Небесное»! Ты куда, неокрепшая, лезешь?!

В результате Лена осталась на всенощную и за наркотиками не поехала. Батюшка ей сказал:

- Тебе вообще надо больше всех в храме быть.


Проповедь


Чувствовалось, что он никогда к ней не готовится, говорит о том, что болит. И это всегда было о «русских людях», о «детях России», о «детях послевоенного времени», о «возрождении России». Он всегда, неизбежно повторяясь, говорил об этом и только об этом. Говорил просто, очень просто, каким-то особым своим языком. Если он говорил о сектантах, например, звучало такое слово - «лжеобман», если о бандитах - то «бандиты жизни, жестоко разъезжающие в иномарках»... Батюшка говорил:

- Он думает, что все ему подвластно, сильнее всего - сила кулака, а сейчас еще - сила пули, забывая о том!.. что вот он пойдет домой, а там уже ждут... стоят ребята... - Батюшка поднимет брови. - Платить-то надо!

Или:

- Ребята, а кто платить будет?

Помню еще:

- Ты летишь на машине, но еще быстрее летит твоя смерть. Тебя убьют! Твои родные будут страдать.

Одну проповедь батюшка начал так:

- За все!.. Надо!.. Платить!

Еще вспоминаю:

- С Богом не надо «на ты» разговаривать.

- Не надо Бога изгонять из своего сердца.

В батюшке очень ярко проявился феномен именно русского юмора, который вызывает не гогот, а вспышку радости и смех, как проявление этой радости.

Здесь подходит выражение - смеется от радости. Невольно я смеялся в душе от радости, когда, например, батюшка делал паузу, а потом серьезно спрашивал:

- Невольно встает вопрос - о чем думают данные личности?

Или:

- А где была голова?

Эти выражения стали поговорками у нас дома и между друзей. Это как бы искорки памяти о батюшке и знак того, что мы - батюшкины.

Один мой приятель сказал, переходя дорогу:

- Говорят, что батюшка не благословляет ходить на красный свет!

Я улыбаюсь:

- Да, я как раз слышал, как батюшка говорил об этом.

- Да?

- Да, он сказал: «Бежите на красный свет - вот и давят вас!»

Казалось бы, чему тут смеяться, но мы идем, радуемся и - смеемся. Это вообще отличало серафимовских - идут из храма веселые и нарядные, как со свадьбы.

После проповеди всегда вспоминаются батюшкины выражения, хотя бы одно, и оно остается в памяти. Про Запад много батюшка говорил. Однажды он начал очень громко и энергично:

- Мы говорим миру Запада! - а потом понизил голос и закончил тихо, по-простому. - Живите у себе.

Вспоминал всегда о коммунистах, об уничтожении более чем ста миллионов русских людей, о том, что Хрущев «хотел показать всему миру последнего меня!» Однажды у нас служил дьякон Андрей Кураев. Батюшка предложил ему сказать слово, и он начал так:

- Как-то еще студентом Духовной академии я оказался на Серафимовском кладбище. Будний день. Вечерня. Народу немного, и вот священник вышел и сказал что-то вроде: «Мои дорогие, спасибо, что вы пришли с нами вместе помолиться. Сейчас время темное, дай Бог вам добраться благополучно до дому, чтобы автобус быстрее пришел, а завтра снова встретимся здесь на литургии». Я, - говорил отец Андрей, - очень удивился: нас учили определенному церковному стилю проповеди, а чтобы слово «автобус» прозвучало - это вообще было неслыханно.

Вот еще очень характерные для батюшки слова:

- Молитесь, верьте, Бог сохранит нас и нашу святую Мать-Россию. Только не падайте духом и никогда не гоните Бога из своего сердца. Знайте, когда вам трудно - вы всегда найдете пример в окружающей жизни, всегда найдете поддержку у близких людей. Вот, мои родные русские люди, дети ХХI-го века, послевоенного времени, храните веру православную, и Бог нас никогда не оставит в нашей жизни.

* * *

Недавно я стоял у батюшкиной могилки, подошла пожилая супружеская пара. Меня удивили слова:

- Ну, восемьдесят лет еще не возраст... - Мужчина задержался, читая выбитые на кресте батюшкины слова из проповеди.

Жена:

- Ну пойдем, все равно не запомнишь!

Мужчина, продолжая читать:

- Запомню. Хотя бы частично...


Америка


Алексей, вятский парень, оказался на жизненном перепутье. И решил, в конце концов, уехать в Америку. Он работал тогда кровельщиком, за спиной имел службу в спецвойсках КГБ. Вообще, он был сильным, независимым человеком. Батюшка говорил о таких:

- Люблю сильных людей. Мне они интересны.

Если кто-нибудь начинал вести себя неправильно, например, ухаживать за его девушкой, Алексей мог спросить:

- А тебе зубы не жмут?

Он случайно оказался на Серафимовском, молчал себе и ремонтировал крышу на нашем храме. Ни с кем он не был знаком, и о своих планах никому не рассказывал. Он не был трудоголиком. Часто сидел один, курил, щурился, как Чак Норрис или Бен Бенцианов, смотрел вдаль на закатное солнце и думал об Америке. А еще он мечтал о карьере художника. Ему хотелось рисовать парусные корабли графитным карандашом по тонкозернистому холсту.

Потушил сигарету, подходит к храму, а там, в принципе, еще не знакомый ему отец Василий, окруженный народом. Батюшка по-свойски положил ему руку на плечо, взял за шею:

- Зачем тебе Америка? Видишь, как у нас хорошо!.. Оставайся с нами.


Еще о проповеди


Хочется еще вспомнить о батюшкиных проповедях. Он всегда твердо, с гордостью говорил:

- Я русский, я православный!

Еще:

- У нас железный закон - суббота, воскресение - в храме!

Часто батюшка говорил о «страшной свободной воле человека». Среди положительных образов была «тихая мирная жизнь».

Я никогда не слышал у других священников о том, что «надо быть хорошим человеком».

- К вам пристают... вот у нас маслице, святая вода оттуда, да оттуда... - проповеди батюшка всегда говорил строго и серьезно. - Вы отвечайте: «У нас все есть!» А если свяжетесь, да еще ночевать домой пустите, то утром можете не проснуться! Время очень нехорошее.

Вспоминаются отдельные фразы. Вот батюшка говорит о человеке-безбожнике:

- От него такое исходит, с ним рядом страшно стоять!

О благодати:

- Нам хорошо. А как хорошо? - спрашивают. - Не знаю, хорошо и хорошо. - Батюшка улыбается. - Как я расскажу?..

Еще вспоминаю:

- Наша жизнь - воробьиный шаг, а дальше - старость, болезни.

Был момент - какие-то «старцы» своими посланиями смущали народ. Они писали о том, что надо закупать продукты, не принимать ИНН, паспорта... Батюшка ужасно возмущался:

- Продукты закупать? А у меня денег нет!.. А где я буду хранить? Они в холодильник не войдут!.. Нам, в нашем храме, Господь дает познание... и если надо будет что-то делать, мы вам скажем, не волнуйтесь. А эти старцы... Они сюда к нам не ходят. Тут сразу откроется их лжедуховность, их полное неверие!

О двадцать первом веке:

- Много искушений будет связано с техникой.


- Будет массовая гибель молодежи. Россию будут поднимать люди 60-ых годов рождения.

Батюшка начинает громко:


- Вас будут кусать, щипать... - он понижает голос и говорит еле слышно. - Но это будет не больно.

О современном человеке:

- Да сейчас мужики - слизняки, и бабы - улитки.

Запомнились слова:

- Не такие уж мы русские дурачки, как нас хотят представить. 70% всех великих изобретений в 20-ом веке сделали русские.

Или еще:

- Вот нас ругают, дескать, мы, православные, такие-сякие, плохие, - он опустил голову. - Но может быть, мы внешне плохие... а в душе мы просветленные, обновленные... благодатные!



Отдельные запомнившиеся фразы из батюшкиных проповедей


Перед исповедью

- Не спать духовно! К Богу бежать... И дисциплина!

- Жизнь полна радости. Мы сами втаптываем ее в грязь.

- Не обсуждать чужие дела! Знать себя. Я сам не вникаю - только в ваши записки. Из них обо всем узнаю.

- Грехи давят... надо быть снисходительным, особенно в семье. Особенно к мужу и жене.

- Каждый шаг к исповеди должен быть деятельным покаянием.

- Надо, чтобы личико было как у меня - белое, а не серое (о пьянстве).

После литургии

(О иеговистах) - Наглое нахальство!.. Там зелененький (доллар. - В.М.) , там тряпочка (вещи, гуманитарная помощь. - В.М.), там закодированные харчи... Лжеобман стопроцентной гарантии! (Батюшка вообще называл иностранные продукты отравленными).

- Не бегать, не выискивать чудотворных икон! Ощутить Бога в своей жизни, в храме, в молитве!

- Бог познается опытом веры в жизни храма Господня, в терпении, в молитве.

- Злое пожелание на человека благодатного не коснется, а на человека злого возвратится - не на словах, а практически.

- Приходят ко мне... Отец Василий, пропала дочь или сын. А где вы раньше были? Что раньше думали?.. Отпустили на дискотеку. Иди, сынок, отдохни, вот тебе деньги... А от чего отдыхать? А там стоят дети Кавказа. Наркота... Сколько я вас буду учить? На дискотеку не пускать! Роки все эти... это молитва сатане! Это точно.

И еще - ни один ребенок не пропал, которого мать в спину перекрестила.

(О молодежи.О дискотеках).

Батюшка воспроизводит чей-то разговор:

- Мать, дай денег на гулянье.

- Так иди, заработай!

- Нет, ты мне дай!

Перед исповедью

- Главное - сохранить веру и чистоту. Особенно женщинам. Разведется, разобьет чужую семью, а потом - болячки по-женски... А ничего не поделаешь - за все надо платить. И молитва - если бы я не молился... я бы не стоял тут с вами...

Не разводиться! А если осталась одна - не искать спутника. Врачи говорят - женщина, если одна, с ума сойдет - не сойдете. Я вам как священник говорю. И наоборот, за чистоту Господь даст благодать, здоровье и все, что надо. (Несмотря на это, я знаю людей, которых батюшка благословлял на второй брак).

А за чистоту бороться надо будет. Сейчас со всех сторон навалились... Мы прошли войну. Вам предстоит другая война. Духовная. Нужно: первое - вера, второе - чистота. И - посещение храма Божия.

- Чистота! Иначе - болезни. Гниете. Боли невыносимые. А можно было избежать... (Строго говорит. Мне кажется, этой строгостью он хочет подчеркнуть серьезность темы). Мужа не пилить! Какой ты муж... Ничего, скоро с деньгами полегче будет (это 90-е годы). Есть еда: хлеб, соль, вода, хоть и отравленная... Мужа поддержать в его переживаниях! Женщина должна быть носительницей благовестия, хранительницей тишины земнаго бытия - своих особенно дел семейных...

- Моя жизнь была битва, по-настоящему - за Бога, за веру, за чистоту мысли и за посещение храма Божия.

Из слова в Прощеное воскресенье.

- Хорошим человеком стать очень легко. Надо только желание и еще - старание получить благодать.

- Наши праотцы завещали нам хранить веру православную! Если предадим - будем ничтожествами.


После литургии

- Мы не сами пришли к вере. Мы пришли по молитвам своих родных. Они за меня молятся, я за них. Когда я умру, я увижу их, приду к ним... А иначе я не согласен!

- Петр Первый - это был первый большевик. Отнял у нас патриарха, прорубил окно в Европу, а оттуда вся грязь полезла к нам... Оттуда Карл Маркс. Все пришло к нам с Запада. Я этот Запад... - он помолчал, - очень ненавижу.

(В другой раз батюшка вспомнил Блока). - «Россия, нищая Россия...» - Неправда, Россия не была нищей! «Какому хочешь чародею отдай разбойную красу...» - Вот и отдали! «Пускай заманит и обманет...» - Так и получилось.

- Нас было мало, но колосс коммунизма рухнул. Вот что значит молитва!.. В XXI веке будут духовно убивать Россию. Крепко держаться за веру, за храм! Будет борьба духовная....

 Отрывок из книги "Судьба человека" М. Шолохова. 


...Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная и веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет! 

Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: "Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось". И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает — иметь умную жену-подругу. 

Приходилось кое-когда после получки и выпивать с товарищами. Кое-когда бывало и так, что идешь домой и такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки. Парень я был тогда здоровый и сильный, выпить мог много, а до дому всегда добирался на своих ногах. Но случалось иной раз и так, что последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добирался. И опять же ни тебе упрека, ни крика, ни скандала. Только посмеивается моя Иринка, да и то осторожно, чтобы я спьяну не обиделся. Разует меня и шепчет: "Ложись к стенке, Андрюша, а то сонный упадешь с кровати". Ну, я, как куль с овсом, упаду, и все поплывет перед глазами. Только слышу сквозь сон, что она по голове меня тихонько гладит рукою и шепчет что-то ласковое, жалеет, значит... 

Утром она меня часа за два до работы на ноги подымет, чтобы я размялся. Знает, что на похмелье я ничего есть не буду, ну, достанет огурец соленый или еще что-нибудь по легости, нальет граненый стаканчик водки. "Похмелись, Андрюша, только больше не надо, мой милый". Да разве же можно не оправдать такого доверия? Выпью, поблагодарю ее без слов, одними глазами, поцелую и пошел на работу, как миленький. А скажи она мне, хмельному, слово поперек, крикни или обругайся, и я бы, как бог свят, и на второй день напился. Так бывает в иных семьях, где жена дура; насмотрелся я на таких шалав, знаю.

Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две девочки... Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки. В выходной кружку пива выпью и на этом ставлю точку...

За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили тебе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке... 

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей — не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передергивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый, год шел, а Ирина моя... Такой я ее за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от ее слез не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки ее уговаривают, и я, — ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: "Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье". Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: "Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"... 

Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к теще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...

До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..

Оторвался я от Ирины, взял ее лицо в ладони, целую, а у нее губы как лед. С детишками попрощался, бегу к вагону, уже на ходу вскочил на подножку. Поезд взял с места тихо-тихо; проезжать мне — мимо своих. Гляжу, детишки мои осиротелые в кучку сбились, руками мне машут, хотят улыбаться, а оно не выходит. А Ирина прижала руки к груди; губы белые как мел, что-то она ими шепчет, смотрит на меня, не сморгнет, а сама вся вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра... Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слез... По большей части такой я ее и во сне всегда вижу... Зачем я ее тогда оттолкнул?

 Молитва за обидящих (преподобного Ефрема Сирина). 

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

 "Христианство - это не про то, какими должны быть окружающие тебя люди. Христианство - это про то, каким должен быть ты, независимо от того, какие люди тебя окружают".

Протоиерей Димитрий Смирнов

 "Вот вы любите понедельник?" – с улыбкой спросил у меня владыка Павел. "Нет, конечно! Понедельник – день тяжелый, кто же его полюбит?" – удивилась я.


"И напрасно, святая Церковь посвятила ангелам понедельник, – ответил владыка. — Понедельник может быть "тяжелым" только для суеверных и маловерных. А верующим в этот день на помощь приходит все Небесное воинство, мощь всех небесных сил бесплотных, которые являются единым началом".

В честь ангелов по понедельникам монахи и некоторые благочестивые миряне соблюдают пост, читают тропарь и кондак Ангелу-хранителю. Мало того! Первый день недели можно считать и "малыми именинами" каждого крещеного человека — ведь именно в день Крещения человеку дается Ангел ­хранитель, а в этот день вспоминают всех Ангелов­хранителей.

Для веруюших людей нет невезения, а есть Божие благословение и Божья воля.
 

 При разных неудачах говори: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», — и так повторяй, пока не почувствуешь мир в душе.

Преподобный Нектарий Оптинский

 

"Устала, Боже...
Нету с ними сладу".
И улыбнулась:
- "Как же сердце радо!"

И слезы пряча
В ситцевый платок,
Взмолилась:
- "Дай пожить еще чуток,

Дай наглядеться на внучат,
Они так умилительно галдят..."

Наталия Вялкина

 "Очень ранимый" - в духовной жизни означает: "очень тщеславный".
Монах Симеон Афонский

 Нелюбовь твердит: «Господи, Господи, за что Ты меня наказываешь?» А любовь: «Господи, Господи, за что Ты меня милуешь!».

Святитель Иоанн Шанхайский

 

Храм в честь Успения Божией Матери.
Сбор средств на восстановление храма!

http://пресвятая-богородица.рф

 

http:// 

///

 "Истинная дверь всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими".
Монах Симеон Афонский

 Богу угодишь - точно польза будет. А людям, как известно, угодить невозможно. Сам Господь очень многим не угодил.

Священник Николай Булгаков

 Первым, кто попал в рай, был разбойник. И первым, кто попал в ад, был апостол Христов. И то, как это всё происходило, — для нас великий урок. Поэтому человеку никогда нельзя ни отчаиваться, ни ставить крест на другом. 

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)

  Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло — насильно мил не будешь... Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе — среди святых. Они никогда не оставят и не предадут.

Старец Николай (Гурьянов)

---

 Влюбиться можно помимо собственной воли, бессознательно и в мгновение ока; а полюбить – только добровольно и с течением времени. Любовь – личный выбор человека. 

Священник Павел Гумеров

 Одного старца спросили:

– Что такое грусть?

– Быть грустным – это значит, все время думать о самом себе, – ответил он кратко.

 

В Переславле-Залесском убит настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря

НОВОСТНАЯ СЛУЖБА | 8 ИЮЛЯ 2016 Г.
8 июля. ПРАВМИР. В четверг 7 июля в Свято-Троицком Даниловом мужском монастыре в Переславле-Залесском обнаружено тело игумена Даниила (Соколова) с признаками насильственной смерти.
В Переславле-Залесском убит настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря
Фото: pravoslavie.ru
 
 
 
 

«Тело настоятеля монастыря игумена Даниила (Соколова) было найдено после утренней службы в его келье», — сообщают в пресс-службе Переславской епархии.

Соболезнования в связи с трагической кончиной отца Даниила выразили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон и епископ Переславский и Угличский Феодор. «Примите мои сердечные соболезнования в связи с трагической кончиной настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря г. Переславля игумена Даниила (Соколова). Избрав монашеский путь, отец Даниил пришел подвизаться в полюбившуюся его сердцу Троицкую Данилову обитель. Его трудами восстанавливался монастырь, его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви.

Спустя несколько лет отцу Даниилу было дано послушание трудиться настоятелем Троицкого Данилова монастыря, окормлять прихожан его храмов, возрождать и созидать монашескую жизнь. И это послушание отец Даниил нес с любовью и смирением.

Мы уповаем на милость Божию и верим, что молитвы и труды отца Даниила будут приняты Всемилостивым Господом, и Господь упокоит пастыря в селениях с праведными.

Вечная память новопреставленному рабу Божию игумену Даниилу!», — отмечается в соболезновании митрополита Пантелеимона.

7 июля 2016 года в одном из домов, расположенных на улице Луговая города Переславля-Залесского было обнаружено тело 42-летнего мужчины, сообщаетСледственное управление СК РФ по Ярославской области. В ходе наружного осмотра выявлены телесные повреждения. Возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство).

На месте происшествия работали следователи и криминалисты следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и сотрудники полиции, идет следствие.

Как передает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Переславской епархии, «Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь малочислен и достаточно беден, чтобы предполагать, что настоятеля убили ради наживы». Похоронить 42-летнего игумена планируется в субботу.

Теги:
 

 При разных неудачах говори: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», — и так повторяй, пока не почувствуешь мир в душе.

Преподобный Нектарий Оптинский



Еще до того, как началась служба, в алтаре совершается проскомидия. Проскомидия – это такое чинопоследование, во время которого из просфор, из таких круглых, состоящих из двух половинок хлебцев, вынимаются частицы. 

Мы молимся: «Господи, помяни рабов Твоих...» И перечисляем имена. И все записки, которые вы давали накануне вечером, в предыдущий день или утром, все эти записки берутся в алтарь. Постоянно наш чтец или пономарь ходит в свечной ящик, все эти записки приносит, затем встает рядом со священником, который совершает проскомидию, и тихонько читает их. И священник всех поминает. Так совершается первое поминовение.

У нас в России верующие люди как-то в нем активно не участвуют. Они просто приносят записки, оставляют. А в древности верующие более активно участвовали в службе. Кстати сказать, и сейчас в некоторых храмах мы можем такую же традицию, в стиле древнехристианских времен увидеть, это очень хорошая, правильная традиция. 

Однажды я был в Париже, и там я служил в греческом православном храме. И обратил внимание на одну очень интересную особенность. В Греции жертвенник стоит прямо у самого выхода из алтаря. Священник стоит спиной к выходу, ну, или боком к выходу, на расстоянии протянутой руки, так что верующие люди могут написать записку и подать ее прямо в руки священнику, который совершает поминание.

Священник тут же эту записку берет и тут же говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих...» Более того, можно самому испечь хлеб, и частицы о здравии или о упокоении дорогих тебе людей будут вынуты не из просфоры, а из хлеба, приготовленного твоими руками. Я видел, как женщины приносят хлеб, завернутый в полотенце. 

Такие теплые еще хлебы. И вот эти хлебы приносят, и священник берет этот хлеб у хозяйки, берет ее записку, какое-то пожертвование, говорит: «Помяни, Господи…» – поминает, вынимает частицы из этого хлеба и женщине хлеб отдает. Через изъятие частиц простой хлеб становится священной просфорой. И хозяйки берут этот хлеб домой, и там всем, кто приходит, – например, детям, внукам, – всем этот хлеб дают, по кусочку.

Чтобы верующим напомнить, что в это время, когда идет проскомидия, они могут помолиться о своих живых и усопших, в Греции в это время звонят в колокольчик. То есть, когда священник помянул всех, за кого подали записки, чтец или пономарь берет колокольчик и в него звонит. 

И все люди, которые ходят и ставят свечки или просто ходят по храму и целуют иконы, они мысленно говорят: «Помяни, Господи …» и называют себя или вполголоса произносят имена своих близких, усопших или живых. 

Хотя у нас такой традиции нет, но, как вы понимаете, суть остается та же. То есть, когда мы приходим с вами перед началом службы, покупаем свечи, уже идет проскомидия. Мы можем с вами купить свечу, подать записку, приложиться к иконам, но потом хорошо бы остановиться и помолиться от души за всех живых и усопших, помянув их поименно.

И таким образом вы тоже станете участниками проскомидийной молитвы. Священник – в алтаре, вы – в храме, но все единым сердцем возносят молитву о людях.

Дальше:
Эти все частицы, вынутые с поминовением о здравии и о упокоении, мы кладем на специальное блюдо – дискос, где лежит уже частица хлеба, которая станет Телом Христовым. Называется эта частица «Агнец». Потом это блюдо с Агнцем перенесут во время Великого входа и поставят на престол. Эти частицы, как бы люди эти, будут возле Агнца, возле Христа Самого лежать.

Священник Константин Пархоменко

 "Прощения просить трудно тому, кто горд. Лукавый тоже не умеет и не любит просить прощения". 
Преподобный Анатолий Оптинский

 

Когда я был маленьким мальчиком. 
Я спросил свою прабабушку Акулину :
- Бог есть? 

На что она ответила мудро и коротко: 
- У меня есть.

...

 Вечером отец Рафаил сидел в моей комнате и, коротая время до поезда, болтал по телефону со знакомыми. Но в трубке все время что-то трещало и хрюкало. Решив, что причиной тому — прослушка КГБ, отец Рафаил начал костерить советскую власть. Мол, не может она даже поставить качественные подслушивающие устройства. Я встревожился и намекнул батюшке, что телефон действительно может прослушиваться. Но отца Рафаила это только раззадорило.

— Вот и Георгий Александрович уже перетрусил до полусмерти! — громко возмущался он в трубку. — Ничего, комсомольцы, большевички! Скоро рухнет советская власть, что вы тогда станете делать? А мы пока начнем готовиться, книжки издавать, подпольную типографию в скиту запустим! Еще и вас, большевички-комсомольцы, крестить и венчать будем!
И дальше в том же духе. Я понервничал-понервничал, а потом махнул рукой и даже перестал его слушать.
Как всегда, мы примчались на вокзал в последнюю минуту. Высшим пилотажем у отца Рафаила считалось, когда мы ставили ногу на подножку хвостового вагона уже отходящего поезда. А до этого он просто всех изводил.
В тот вечер, после телефонной болтовни о скитах и издательствах, мы благополучно успели на поезд. Приехали во Псков и сразу направились в гости к отцу Никите. Мы привезли ему книги, продукты и, собравшись вместе, стали вслух читать новую книгу, которую только что раздобыли в Москве, — «Старец Силуан».
Погода в те ноябрьские дни стояла ясная — легкий морозец, солнце сияет вовсю. Утром мы прочли молитвенное правило и снова уселись слушать книгу. Но наше мирное чтение неожиданно было нарушено: с улицы послышался звук сразу нескольких подъехавших машин.

Это было удивительно для такого медвежьего угла, как Боровик. Мы выглянули в окно и поняли, что приехали к нам. Из двух Волг и газика вышли милиционеры и штатские в плащах и шляпах.
Я, честно говоря, здорово перепугался. Отец Никита тоже. Зато отец Рафаил, Илья Данилович и отец Виктор даже ухом не повели. Только Старчишка как-то нехорошо усмехнулся, безошибочно определив, кто к нам пожаловал.
— Всем оставаться на местах! Приготовить документы!
С таким воплем местный участковый, толстобрюхий милиционер, которого мы все прекрасно знали, первым ворвался в дом. Остальные гости, а их ввалилось в дом человек шесть, угрожающе уставились на нас. Только что пистолеты не достали.
— Проверка документов! Всем приготовить документы! — неистово орал наш прежде добродушный участковый, так что какой-то товарищ в штатском даже стал его успокаивать.
Собственно, документы проверили только у меня. Несколько пришедших одновременно стали задавать мне вопросы: кто я такой, по какому адресу прописан, где работаю и почему нахожусь здесь, не зарегистрировавшись, как положено, в местных органах. Впервые попав в такую историю, я не знал, что и отвечать. Но еще больше я испугался, что друзья заметят мою трусость.
Неожиданно меня выручил тот же участковый. Он снова заорал, но теперь уже выдал кое-что похлеще.
— Где подпольная типография?! Признавайтесь! Отвечать! Мы всё знаем! Скрывать бесполезно!
Он ревел, как пожарная сирена, а его физиономия на наших глазах становилась багрово-красной.
Вначале мы лишь изумленно смотрели на него и ничего не могли понять. Какая типография? Что мы скрываем? Но потом до меня и до отца Рафаила стало доходить, что причина всего — наша болтовня среди знакомых, а может быть, и по телефону о той самой пресловутой типографии.
Громогласный милиционер не замедлил подтвердить эти догадки.
— Мы всё знаем!.. У вас типография. В подпольном ските. Всем не двигаться! На выход!.. Я сказал, на выход! С вещами! Показывать дорогу! Ты здесь хозяин! — он ткнул в грудь отца Никиту. — Вперед! Показываешь дорогу!
— Никуда он не пойдет, — прервал эти вопли отец Рафаил. — И никто из нас не пойдет.
— Что-о?! — снова взревел страж порядка.
— И нашу типографию мы вам тоже показывать не будем! — добавил отец Рафаил.
Он словно между прочим сказал о типографии как о реально существующей. Я сразу понял, что это не просто так.
Еще минут двадцать незваные гости то требовали, то уговаривали нас во всем признаться, отвести их в скит и показать наборные станки. Но мы, косясь на отца Рафаила, упрямо молчали.
Наконец вся незваная компания удалилась во двор посовещаться. А вернувшись, они объявили, что найдут типографию и без нас. Только потребовали объяснить, как до этого скита побыстрее добраться. Неожиданно отец Рафаил сам стал объяснять им дорогу. Он безжалостно направлял сыщиков по самому далекому и тяжелому пути — километров пятнадцать по топям и по лесу.
Было начало ноября. Болота в окрестностях покрылись тонким ледком. Воодушевленные гости вышли вон и направились в свой скорбный путь.
Все же я спросил отца Рафаила:
— А вдруг они потонут в болотах?
— Потонуть они не потонут, — отвечал тот. — Зато будут друг друга героически спасать.
Было часов восемь утра. Мы напились чаю, накололи дров бабке, прихожанке отца Никиты. Прибрали в храме. Затянул долгий моросящий дождь. Но мы загодя успели погулять, а под дождичек пообедали, не спеша размышляя, как там наши шерлоки холмсы разыскивают типографию. Только к семи часам вечера, когда уже опустились промозглые сумерки, а мы уютно сидели за самоваром, в доме вновь появились утренние посетители. Но что у них был за вид! Мокрые с головы до ног, промерзшие, измученные, они выглядели так жалко, что мы чуть не поперхнулись горячим чаем.
— Где же типография? — жалобно, безо всякой надежды спросил один из штатских.
— Какая типография? — прихлебывая чаек, поинтересовался отец Рафаил.
— Подпольная… — все больше осознавая глупость собственных слов, уточнил штатский.
— Ах, подпольная!.. Так вы ее в скиту не нашли?
— Понятно… — тоскливо сказал штатский. — Дайте хоть чаю согреться!
— В сельсовете попьете, — отвечал добрый отец Рафаил.
— Понятно… — повторил штатский и понуро вздохнул. На прощание он устало сказал отцу Рафаилу — Смотри, как бы не пожалеть потом!
Штатский не обманул, исполнил угрозу. Через неделю отца Рафаила перевели на новый приход. А еще через два месяца — на другой. Но отцу Рафаилу к этому было не привыкать.

Епископ Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые»

 



Сижу. Смотрю в окно. Жена идёт по тропинке. Думаю: куда это я пошёл?

Пётр Мамонов
 

 

 

Жил-был один монах, и были у него лом и лопата

Дмитрий Соколов-Митрич

 

Иеродиакон Алексий (Писанюк)Иеродиакон Алексий (Писанюк)
    

 

Первое чудо после смерти отца Алексия случилось в день его похорон. С рядовым монахом, у которого из живых родственников только брат и мама, пришли проститься тысячи мирян. Самый большой в Троице-Сергиевой лавре храм был забит битком, люди стояли на улице. Второе чудо произошло во время панихиды — плакали все без исключения, как будто в помещении кто-то распылил слезоточивый газ. Третье чудо явил наместник лавры архимандрит Феогност. До сих пор на отпевании монахов он не произносил заупокойных проповедей, а тут не только взял слово, но и превысил свои полномочия: «Сегодня нет места для уныния и скорби... В промысле Божьем ошибок не бывает... Отцу Алексию хватило тридцати трех лет, чтобы раскрыться всей своей полнотой пред Богом и людьми... Я не побоюсь сказать: он — свят, и можно писать житие». «Русский репортер» решил попробовать.

Сережа

— А ты знаешь, что во время молитвы борода быстрей растет? — пожилой монах на лавочке под деревом ласково подшучивает над ребенком, который с восхищением разглядывает его бороду. — Ты что, мне не веришь?! Ведь вместе с бородой из человека грехи выходят. Чем она длинней, тем больше в человеке было всякого безобразия. Видишь, сколько у нас тут в монастыре грешников, а ты еще пока чист, потому и безбородый. Неужели тебе мама не рассказывала? Да об этом же все знают! Ну ты даешь!

В советское время в Троице-Сергиевой лавре было меньше людей, но больше деревьев. Они умело маскировали последние очаги христианства от слишком внимательных глаз. В начале девяностых, когда гонения на православие закончились, а слишком внимательные глаза забегали совсем по другим делам, руководство лавры решило вывести корпуса духовной академии из тени. Многие деревья вырубили, кустарники заменили на цветы, половину скамеечек убрали. В том числе и ту, на которой ночевал пятнадцатилетний Сережа Писанюк, когда в первый раз приехал с мамой в Сергиев Посад из Киева. Сначала спали прямо на улице, потом Сережа познакомился с семинаристами, и они разрешили им спать в просфорне, а затем подросток и сам решил поступать в Духовную академию.

Детство и отрочество будущего отца Алексия — типичное для верующего ребенка из советской семьи. Мама врач, папа военный, маленькая квартирка в поселке Вишневое под Киевом. Мать тайком водит сына в церковь, отец ругается, но поделать ничего не может. В школе дразнят христосиком, учительница однажды даже пыталась сорвать крестик, за что тут же получила по руке. От вступления в комсомол Сергей отказался: «Я недостоин» — но от пионеров отвертеться не удалось. Вопрос с галстуком священник решил самым элегантным образом — наложил на него крестное знамение и сам повязал галстук ребенку: «А что — тебе идет».

Академия

 

Патриарх Алексий II и архиепископ Феогност. Сзади у дверей будущий отец АлексийПатриарх Алексий II и архиепископ Феогност. Сзади у дверей будущий отец Алексий
    

 

У входа в Московскую духовную академию, которая расположена на территории лавры, ругается скворец. На лужайке в саду вокруг клумб бегают, скачут и даже ползают стайки детей, вокруг них — не менее многочисленные группировки матушек и бабушек. Из-за такого численного перевеса складывается ощущение, что это дети выгуливают взрослых, а не взрослые детей.

На заднем дворе академии возле монастырской стены пасутся стада припаркованных велосипедов. Жилые помещения семинаристов поражают спартанской обстановкой. Двухъярусные кровати, по десять-двенадцать в каждом зале. Воздух влажный от сохнущего здесь же белья. Учащиеся почти без остатка делятся на молящихся, читающих, стирающих и спящих. Категории перечислены в порядке возрастания.

Схематическое изображение девушки без платка и в короткой юбке на двери женского туалета воспринимается почти как эротика. В столовой Духовной академии — резко континентальная цветовая гамма. Обжигающе черные кители семинаристов контрастируют с ослепительно белыми халатами поваров. Одни готовят телесную пищу, чтобы другие могли приумножать духовную.

— Ангела за трапезой... Ангела за трапезой... Ангела за трапезой...

Тамада

Свою первую яму Сергей Писанюк вырыл еще до пострига — когда служил в армии. Вырыл и снова зарыл. И снова вырыл. И снова зарыл. Сергей твердо решил стать монахом, но пришлось сначала отдать долг Родине. Выбрал самый бескровный вид войск — стройбат. С дедовщиной особых проблем не было: даже среди соответствующего контингента он смог завоевать авторитет благодаря своей прямоте, честности, а заодно и физической силе. А вот с самим собой бороться пришлось постоянно. Огромный рост, былинные плечи, сильный характер, отзывчивое сердце — мужчина-мечта, девушки вокруг так и вьются. Чтобы избавляться от блудных помыслов, молодой семинарист рыл землю. До изнеможения.

На последнем курсе Духовной академии нужно определяться: либо ты идешь в белое духовенство, либо в черное. Чтобы стать священником, нужно срочно жениться. Среди семинаристов началась эпидемия свадеб. Сергея, как самого бойкого и артистичного, постоянно звали тамадой. Он переженил всех своих друзей, но сам решения не поменял. Когда после пострига его рукополагали в дьяконы, кто-то из друзей заметил: «Дьякон в переводе с греческого — служитель. Его задача — делать службу красивой и запоминающейся, взывать к молящимся, оглашать главы из Евангелия. То есть теперь ты, Серега, будешь у нас тем же тамадой — только в храме».

Раскол

 

Слева направо: митрополит Владимир (Сабодан), митрополит Филарет (Динисенко), Сергий ПисанюкСлева направо: митрополит Владимир (Сабодан), митрополит Филарет (Динисенко), Сергий Писанюк
    

 

В 1991 году Сергей испытал серьезное потрясение — церковный раскол на Украине. Это событие он переживал как личную трагедию. Дело в том, что в Киеве Писанюк служил иподьяконом при митрополите Филарете (Денисенко), будущем самопровозглашенном патриархе УПЦ КП. Владыка Филарет был сильным проповедником, мудрым духовным наставником — он очень помог подростку укрепиться в вере, сыграл решающую роль в выборе его пути. Падение архиерея казалось невероятным. Для Сергея оно стало знаком того, что на его собственном поприще романтический период закончен. Враг показал свою силу, и эта сила чудовищна.

Первые серьезные искушения не заставили себя ждать. В России началась компания против митрополита Филарета, среди семинаристов собирали подписи под требованием о лишении его сана и предании анафеме. Безусловно, осуждая уход в раскол своего бывшего учителя, Сергей Писанюк поступил исключительно по-христиански — он не стал ничего подписывать и на протяжении всей своей жизни никогда не позволял себе плохих слов в адрес бывшего учителя. Вместе с тем он не поддался и другому соблазну: вернуться на родину, примкнуть к раскольничьей церкви, где в ту пору с радостью привечали людей любых званий, и сделать там молниеносную карьеру.

Устоял Сергей даже тогда, когда стало ясно, что в Русской православной церкви у людей из бывшего окружения Филарета с карьерой могут быть проблемы. Писать кандидатскую диссертацию в академии ему не разрешили, и были основания полагать, что это результат его «особой позиции». А кандидатская — это по сути дела пропуск в мир больших должностей и званий. Но будущий отец Алексий не сильно переживал по этому поводу. Его вполне устраивал греческий перевод слова дьякон.

Служитель

Еще во время учебы Сергей Писанюк заработал прозвище МЧС. У него был особый талант безотказности. Он умел появляться в нужное время в нужном месте — именно там, где необходима его помощь. Сначала это были какие-то мелкие поручения по академии, потом более серьезные дела в лавре. Затем вокруг него сформировалась команда «тимуровцев», ребята стали выезжать на помощь соседним монастырям, которые в первые постсоветские годы чаще всего представляли собой руины.

Однажды семинарист Писанюк не смог пройти мимо — помог наколоть дров старушке-прихожанке. Пока колол, выяснилось, что у нее и огород вскопать некому. Пока копал огород, узнал, что течет крыша — залатал крышу. Язык у старушки длинный — через неделю ее подруги уже были в курсе, что в лавре есть хлопчик, который всем помогает. Просьбы участились. Дрова, крыши, огороды, покосившиеся заборы. Сергей отказывал в помощи только молодым девушкам, которые по-прежнему порхали вокруг него, как бабочки. Впрочем, вскоре соблазны отступили сами собой.

Уже став монахом, иеродьякон Алексий получил необычное послушание. На него, как на самого крепкого и сильного, возложили обязанность в случае смерти кого-нибудь из братии рыть ему могилу. Вскоре сфера применения этого послушания стала расширяться — старушки, которым помогал монах, тоже имели свойство умирать. Уже через год стало понятно, что самая мелкая из обязанностей монаха медленно, но верно занимает в его жизни самое значительное место.

Котлован

Однажды отец Алексий заехал по каким-то делам в морг на улице Кирова. Там стояла страшная вонь. Накануне вырубилось электричество, и весь «балласт» начал гнить. «Балласт» — это невостребованные трупы бомжей. Их количество в 90-е годы выросло на порядок, городским властям пришлось выделить на погребение данного контингента особую статью расходов. Выполнять подряд взялась фирмочка, организованная бывшими милиционерами. Раз в месяц они нанимали трактор, рыли котлован, скидывали туда гробы и зарывали. Мертвые сраму не имут, поэтому очень скоро фирмочка стала экономить на всем: отказались от гробов, забирали трупы все реже и реже. Работники больницы возмущались, но против людей со связями были бессильны.

К приезду отца Алексия в морге уже скопилось сорок трупов. Запах стоял невыносимый, поэтому санитары вынесли их в самый дальний бокс, закрыли покрепче и оставили до лучших времен. Мимо этого места врачи и посетители передвигались бегом — рвать начинало раньше, чем нос улавливал запах. Когда монах явился к начальнику морга и сказал, что готов бесплатно похоронить все это месиво, тот сначала подумал, что перед ним сумасшедший.

На кладбище отцу Алексию выделили специальный участок. Смердящие трупы он вывозил туда несколько дней. Собирал распавшиеся части тел, складывал их в большие полиэтиленовые пакеты, помещал эти пакеты в гробы, которые бесплатно предоставила лавра, туда же вкладывал разрешительную молитву и погребальный крестик. С тех пор ему регулярно звонили с Кировки — он забирал невостребованных покойников и хоронил их по-христиански: гроб, крест, отпевание, собственноручно вырытая могила. Иной раз «клиенты» отца Алексия ложились в землю даже по более высокому разряду, нежели добропорядочные граждане. Однажды в Сергиевом Посаде отмучилась известная на весь город бомжиха Наталья. Хлопоты по ее похоронам монах полностью взял на себя. Когда гроб с новопреставленной приехал в Петропавловский храм, все ахнули: Наталья лежала в гробу чистенькая, в платочке, в новом платье, с четками на руке. В ответ на всеобщее изумление отец Алексий лишь пожал плечами: «Она же не куда-нибудь, она на встречу с Ним — разве можно иначе?»

— Слухай, да що ты взялся за это кладбище?! — недоумевала мама.

— Мамочка, я вам скажу про это... — Алексий всегда называл свою маму на «вы», так принято на Украине. — Начнешь копать — тишина, птички поют... А когда похороню, цветочки посажу на могилке...

— Ты что, не умеешь ни петь, ни читать? Ведь копать может любой дядька, который ничего не знает, ему только и остается копать! А ты должен славить Бога.

— Можно быть самым последним в монастыре, а у Бога первым.

— Деточка, ну что ж ты себе такой удел выбрал?

— Мамо, вы знаете... Привезу человека, положу... Одного, второго — они как ангелятки лежат... А потом вечером сядешь — спокийно, тыхо. В лавру возвращаюсь — такая на душе радость! Так, мамочка, хорошо.

 

    

 

Предшественник

Хоронить бездомных — древнее послушание, которое уже не первый раз в истории христианства прилипает к монашеским рукам. Вот лишь одна подобная история.

Младенец Димитрий, будущий преподобный Даниил Переяславский, родился в XV веке в Переславле-Залесском на Плещеевом озере — это всего в шестидесяти километрах от Сергиева Посада. Еще в отрочестве Димитрий решил стать иноком и, боясь, что родители воспрепятствуют его намерению, ушел в монастырь Пафнутия Боровского. Там он, совершив постриг, жил десять лет под руководством опытного старца Левкоя. Духовно окрепнув, вернулся в родной город, в Горицкий монастырь, где принял священство.

В XVI веке моргов на Руси не было. А погибших безродных людей было не меньше, чем сегодня. Как правило, их находили вдоль дорог: кто-то сам замерз, кого-то убили разбойники. Отец Даниил откликался на каждое известие о такой кончине. Он сам разыскивал умершего, на руках нес его тело в скудельницу (так называли в те времена кладбище для бездомных), своими силами хоронил и потом поминал на Божественной литургии.

Дальше больше — на месте скудельницы преподобный построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносить молитвы об упокоении безвестно умерших христиан. Вскоре вокруг храма стали селиться монахи и образовалась обитель, настоятелем которой и стал отец Даниил. Духовный авторитет настоятеля был столь высок, что по его просьбе царь Василий III освобождал приговоренных к смертной казни; царь дважды просил отца Даниила стать восприемником его детей. Преставился преподобный 7 апреля 1549 года. Свято-Троицкий Данилов монастырь и сегодня главная достопримечательность Переславля-Залесского.

Уголовное дело

Ритуальные услуги — не та сфера жизни, где терпят вторжения извне. Очень скоро стало понятно, что монашеские подвиги кое-кому ломают непыльный бизнес по захоронению невостребованных трупов. Будь на месте отца Алексия человек попроще, ему в этой ситуации впору было бы примерять мученический венец. Но за монахом как-никак стоит лавра, а за лаврой — вся православная церковь. Поэтому проблемы у отца Алексия начались всего лишь в правовом поле. Но проблемы серьезные. Сначала на него во все инстанции посыпались жалобы — пришлось ходить, писать объяснительные. Потом выяснилось, что для рытья могил нужна специальная лицензия — автоматически возникло уголовное дело по статье о незаконном предпринимательстве. Наконец один из высоких городских начальников собрал у себя в кабинете всех, кто так или иначе причастен к этому конфликту, и стал разбираться лично. Стало ясно, что странный человек в черном действительно делает все бесплатно, и это по сути благотворительная деятельность, а значит, никакой лицензии не требуется. «Все. У меня никаких вопросов больше нет, — захлопнул папку городской начальник. — Отец Алексей, вы свободны».

С этого момента власти не только перестали мешать странному лаврскому монаху, но и начали ему помогать. Теперь он приезжал за невостребованными покойниками не только в морг на Кировке, но и в Центральную районную больницу, и в дом престарелых. По мере погружения в медицинскую закулисную жизнь отец Алексий взял на себя еще один фронт работ — стал погребать абортированных и мертворожденных младенцев, которых обычным порядком просто выбрасывают на помойку или даже смывают в канализацию. Отец Алексий помещал каждого маленького человечка в специальную коробку или посылочный ящик и закапывал между обычными могилами. Даже ампутированные конечности и удаленные органы он предавал земле. Отец Алексий испытывал уважение ко всякой человеческой плоти, поскольку она есть священный сосуд, сотворенный Богом, и воскреснет в последний день.

Генералы и негритосы

На Благовещенском кладбище сегодня хоронят всех сергиево-посадских покойников. У кладбищенских ворот большой храм, перед ним парковка, а прямо на парковку, как в первый ряд партера, лезут вип-могилы. Перед ними тормозит хромая на все четыре колеса «семерка», из нее выходит русоволосый могильщик Василий — полная противоположность шекспировскому. Внутри этого человека идет напряженная духовная работа — это видно невооруженным глазом. Но чтобы он с тобой хоть чем-то поделился всерьез, нужно быть отцом Алексием. С остальными людьми Василий все время молчит и хитро улыбается.

— Да еду я, еду, — отвечает он кому-то по телефону. — Вот сейчас одному человеку Лешкины ряды покажу — и домой.

«Лешкины ряды» — это квартал на Благовещенском кладбище, где похоронены больше тысячи безымянных людей. Иногда у них потом находились родственники, которые опознавали труп по милицейским фотографиям, — и тогда на могильном кресте появлялась табличка. Несколько раз отцу Алексию приходилось проводить эксгумацию — люди хотели перезахоронить непутевого родственника у себя на родине. На освободившиеся места тут же находились желающие из числа состоятельных людей: в какой-то момент «Лешкины ряды» стали высоко котироваться. Лежать здесь теперь почетно и перспективно с точки зрения небесной карьеры.

Когда отец Алексий впервые пришел на это кладбище с лопатой, его встретили не очень приветливо. Ведь он бесплатно рыл могилы не только для бомжей, но и для людей более-менее платежеспособных: обитателей дома престарелых, у которых есть родственники, работников лавры, постоянных прихожан — всех, кто к нему обращался. А это уже прямой ущерб кладбищенскому бизнесу. Могильщики — очень замкнутая и своеобразная каста со своими правилами и ценностями, стать здесь своим трудней, чем внедриться во вражескую разведку. В этой касте действует двухступенчатая иерархия: есть так называемые генералы и есть негритосы. Генералы — это могильщики со стажем, они мало машут лопатой, зато много получают. Негритосы — наоборот. Когда отец Алексий познакомился с Василием, тот был заслуженным генералом. Теперь ни генералов, ни негритосов на Благовещенском кладбище нет — все равны. За несколько лет дружбы с могильщиками монах поломал всю их иерархию, полностью перекроил кладбищенский социум. Что он для этого делал? Да ничего он для этого не делал. Просто копал и молился, молился и копал. А генералы с негритосами смотрели на него и много думали.

Росинант

 

Росинант отца АлексияРосинант отца Алексия
    

 

Видя рвение отца Алексия, монастырское начальство выделило ему автомобиль — старую «газель» бордового цвета, которую монахи тут же окрестили лошадиным именем. Росинант — так звали коня Дон Кихота.

— Это была машина из фильма ужасов, — с улыбкой вспоминает отец Никон (Котов). — Она вся ходила ходуном, какие-то детали держались в буквальном смысле на веревочках. Страшно было, даже когда это чудо проезжало мимо тебя, а уж ехать в ней — вообще караул, старушки крестились, когда залезали в салон. Эта «газель» была постоянно покрыта слоем пыли, и наши монахи-приколисты упражнялись на ней в остроумии. Однажды написали: «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?!» (цитата из вечернего молитвенного правила. — «РР»).

Сам отец Никон в какой-то момент стал при этом Росинанте Санчо Пансой. Алексий постоянно искал себе помощников, но надолго никто не задерживался. Молодой послушник стал исключением. Сегодня он преемник отца Алексия в его кладбищенском послушании.

— Меня тогда еще Леонидом звали, в 2000 году я только-только приехал в лавру, был такой худенький, маленький, в очечках, ветром шатало. И вот однажды иду по монастырской площади, а рядом со мной резко тормозит отец Алексий: «Ленька, стой! Поехали, поможешь мне бомжиков похоронить». Всю дорогу он надо мной издевался так по-доброму — очкарик, дескать, чего худой такой, но ничего — мы тебя откормим, может, что путное и выйдет из тебя. В тот раз мы десять человек похоронили, но «мы» — это громко сказано. Я всего полмогилы осилил, но, как ни странно, меня все это заинтересовало. Я всегда тянулся туда, где есть что-то страшное, неформальное, от чего все бегут. Однажды нам с отцом Алексием пришлось эксгумировать труп — этот случай я запомнил на всю жизнь. Уже стало темнеть, а мы все копаем. Сели батарейки в фонаре, закончился бензин в машине, погасли фары — пришлось зажигать свечи. И вот мы при свечах вытаскиваем гроб — прямо как в каком-то кладбищенском триллере. Вдруг слышу неподалеку сначала страшный мужской крик, потом женский визг и удаляющийся топот.

— А им вдогонку — здоровый хохот двух мужиков с лопатами?

— Не, мы так, тихонечко, похихикали...

Простота

 

Иеродиакон Алексий (Писанюк)Иеродиакон Алексий (Писанюк)
    

 

Появление в жизни отца Алексия Росинанта способствовало лавинообразному расширению воронки добрых дел. Очень скоро живых пассажиров в его «газели» стало больше, чем мертвых. Развезти после службы прихожан, встретить на вокзале чью-нибудь больную мать, организовать экскурсию в лавру для всех могильщиков района, сгонять на рынок к знакомому торговцу, который готов пожертвовать тонну осетровых голов для дома престарелых, — монах уже не мог проехать по городу и километра, чтобы не вспомнить о каком-нибудь важном деле.

«В таких случаях Алексий помогает, надо его просить», — говорили между собой лаврские монахи и прихожане, не замечая, что обычно так выражаются, когда речь идет о святых. Казалось, энергия монаха безгранична. Он мог делать несколько дел одновременно и рано или поздно выполнял все, что пообещал, причем неважно кому — архиерею или последнему попрошайке у лаврских ворот. Отца Алексия любили и в монастырских кельях, и на городском рынке, где торговцы всегда были готовы выдать ему товар со скидкой и в рассрочку. Он со всеми находил общий язык и мог решить любую проблему. «Алло, это Леша из лавры», — так обычно начинался его телефонный разговор.

Но если надо, умел быть по-пацански жестким и решительным — особенно когда при нем злословили о его братьях по монастырю: «Я жалоб на лавру не принимаю!» Если кто-то его разочаровывал, он переходил с этим человеком на «вы» — и этого окружающие боялись больше всего. Однажды уставший отец Алексий пришел на ужин с большим опозданием и стал свидетелем того, как подвыпивший трудник пытался устроить дебош. Монах молча подошел, навис над ним всей своей двухметровой громадой: «Еще одно слово — и ты у меня вон в том кипящем котле купаться будешь».

Некоторые братья бурной деятельности отца Алексия не одобряли: монах должен быть погружен в молитву, а не суетиться день и ночь, не барахтаться в мирских делах, как лягушка в сметане. По монастырским меркам он и правда проводил в храмах немного времени, молился больше во время работы на кладбище или за рулем. Но от всех нападок его всегда защищал духовник лаврской братии отец Кирилл (Павлов) — человек, пользующийся в Русской православной церкви беспрекословным авторитетом. Его безмерно уважали все лаврские монахи, а он безмерно уважал отца Алексия — значит, было за что. Возможно, за то, что из всех путей угождения Богу этот монах выбрал самый прямой и непосредственный, избегая рассудочного познания веры и многочисленных «ловушек духовной жизни».

Однажды хоронили лаврскую прихожанку. Ее семья жила на одиннадцатом этаже, а покойница была очень тучной женщиной, и спустить тяжелый гроб на первый этаж было решительно невозможно: в лифте он не помещался, а на узкой лестнице было не развернуться. Семейный совет битый час решал, что делать, все чуть не переругались. Наконец приехал отец Алексий. Он просто поднял покойницу из гроба, прижал к себе и в обнимку с трупом спустился на лифте.

Деньги

«Мне духовник не благословил» — так он отвечал на любую попытку оплаты его бесплатных услуг.

— Однажды нам попался покойник с очень настырными родственниками, они прямо-таки насильно запихнули отцу Алексию купюры в карман, — рассказывает отец Никон, который Санчо Панса. — Тогда он отошел в сторону и демонстративно бросил деньги в кусты — так, чтобы те люди смогли их потом подобрать. А в другой раз нам навязывали деньги и водку. От денег мы, естественно, отказались, а водку я взял, чтобы руки продезинфицировать. Отец Алексий стрельнул в меня глазами, но промолчал. А потом в машине такой разнос устроил, что с тех пор я от любых подношений спасаюсь бегством.

— А если приходилось иметь дело с состоятельными людьми?

— Такое тоже бывало. Иногда вдруг выяснялось, что бомжик — вовсе не бомжик, и у него есть совсем не бедные родственники. Они хотели нас отблагодарить, и тогда Алексий поступал точно так же, как его предшественник в этом послушании — преподобный Даниил Переславский. Просто рассказывал этим состоятельным людям, кому нужно помочь: давал телефон, адрес или даже сам отвозил их туда на своем Росинанте. Недостатка в нуждающихся не было. Тем обидней было, когда на него возводили клевету и находились люди, которые этой клевете верили.

Смирение

За несколько месяцев до своей гибели отец Алексий сильно изменился. Он стал более тихим, сосредоточенным, задумчивым, почти перестал шутить. Могильщик Василий, который к тому времени уже стал человеком воцерковленным, однажды услышал такие слова: «Я с тобой поговорить хотел... Знаешь, в жизни не надо опираться на человека... Бывает так: человек умрет, а ты на него опирался — и потом упадешь в пустоту... Я буду от вас потихонечку отходить, чтобы вы привыкали к самостоятельности». — «Леш, ну что за дурь ты несешь», — отреагировало духовное чадо.

— Если быть духовно внимательным, то можно предчувствовать приближение смерти, — считает отец Никон. — В это время Господь человека смиряет — болезнями, тяготами, искушениями. Последний год для отца Алексия был очень сложным. Он, как обычно, делал хорошие дела, а в ответ получал много неблагодарности. То на него какая-то мать подала в суд за то, что он не так похоронил ребенка. Бегала за ним, кричала, одежды срывала. Хотя сама она даже не присутствовала на похоронах. То он сделал одно большое дело для всего города, а его подставили, была куча проблем, он впал в депрессию, неделю на кровати пролежал, не вставая. Я думаю, Господь таким образом смирял его перед смертью, доводил это сокровище до совершенства.

— Разве отец Алексий был недостаточно кроток?

— Когда помогаешь людям, почти всегда одолевает грех тщеславия — я это прочувствовал на себе. Тебя все благодарят, хвалят, носят на руках — спасает только молитва. К тому же последняя зима была особо лютая, земля промерзла в глубину на метр. А у нас тут не просто земля, у нас тут глина: на морозе она лежит монолитом, не режется и не рубится, лопаты гнутся, легче камень долбить — некоторые могилы мы сутками копали. В то время как раз появился на свет знаменитый лом отца Алексия. Это было нечто. Сантиметров восемь в диаметре, два с половиной метра в высоту. Сделан из какого-то вертолетного сплава — чтобы глина не налипала. После его смерти я пытался просто переставить этот лом с места на место. Не смог. Пришлось вызывать помощника.

Спать хочется

Богатырское здоровье монаха подтачивала лишь одна болезнь — вечный недосып. Количество дел росло как снежный ком, чем больше отец Алексий помогал людям, тем чаще к нему обращались. Занимать время приходилось у сна — сначала часы, а потом и сутки — но времени все равно не хватало. Приближалось 17 декабря — именины матери, которая к тому времени перебралась в Дивеевский монастырь Нижегородской области, где служила скитоначальницей. Алексий всегда почитал своих родителей — о том, чтобы прогулять этот праздник, не могло быть и речи.

— Предпоследний день его жизни был особенно тяжелым, — вспоминает отец Зосима, исполняющий в лавре послушание летописца. — Накануне он, как обычно, кому-то допоздна помогал, клал фундамент нашей прихожанке, потом кого-то развозил по домам, лег спать поздно, проспал начало литургии, прибежал весь в слезах, от расстройства прочитал не то зачало из Евангелия, плакал еще сильнее, покаялся, причастился и в таком смирении перед Господом поехал к маме.

Через несколько часов он уснет за рулем.

«Некто сказал Ему: “Господи! неужели мало спасающихся?” Он же сказал им:“Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут”» (Ев. Лк, гл.13).

Эту ошибку на последней для отца Алексия литургии братия до сих пор воспринимает как его прощальное наставление. На следующий день звук набата, возвестившего о гибели монаха, был особенно чистым — без всякого человеческого акцента. До сих пор он немного шепелявил, но звонари нашли оригинальное решение — перед каждым звоном стали мазать язык колокола клеем «Момент». Отец Алексий посоветовал.

Хреново

— А ты вон бери пример с наших деревьев, — говорит немолодой инок какой-то очень огорченной женщине в платочке. Они вместе сидят на лавочке, женщина постоянно кивает, инок все время улыбается. В лавре вообще очень много улыбчивых монахов. Сбрей им бороды, одень в джинсы, клетчатые рубашки и бейсболки — вылитые американцы.

— С деревьев? — огорченный платочек вдруг перестает кивать.

— С деревьев, матушка, с деревьев. Мне иногда кажется, что деревья могли бы быть гораздо лучшими христианами, нежели люди. Ты посмотри на них. Всегда стоят как на молитве. Где рождаются, там и пригождаются. В свое время расцветают, в свое время опадают. Не жадничают, дают приют от дождя и зноя всем, кто попросит. А если и шумят — то лишь до тех пор, пока дует ветер. Так что станет тебе хреново — ты посмотри на деревья и успокойся.

— Хреново?! — платочек смотрит на бороду с тайным восхищением.

— Хреново, матушка, хреново. Тут люди к нам знаешь с какими скорбями приходят. А то, на что ты сейчас жалуешься, — это не горе и даже не беда. Это обыкновенное хреново. Ты посмотри — над тобой вон все деревья смеются.

Биография

Иеродьякон Алексий (в миру Сергей Писанюк) родился в Запорожской области Украинской ССР в 1969 году. Отец военный, мать врач, брат священник. Вырос в поселке Вишневое под Киевом. В 15 лет стал иподьяконом при митрополите Филарете (будущем раскольнике-патриархе УПЦ КП). Закончил Московскую духовную Академию, принял постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. С первых дней монашества явил пример деятельной веры — не отказывал в помощи никому. Добровольно взял на себя послушание предавать земле по христианскому обряду не востребованных покойников из Сергиево-Посадского морга. Чем больше помогал людям, тем меньше хватало на это времени и сна. Погиб 16 декабря 2002 года, уснув за рулем.

Дмитрий Соколов-Митрич
Фото из архива Троице-Сергиевой лавры


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму