То, чтобы молиться всегда внутри, равно как и то что за пределами сего последует, достигается не просто и как случилось, не с недолгим и немалым трудом, хотя и это бывает, но требует и долгого времени, и труда, и подвига телесного и душевного, и нуждения себя напряженного и продолжительного. Ибо, по превосходству дара и благодати, коих чаем мы сделаться причастными, надлежит нам по силе своей приложить и соразмерные с тем подвиги и часы, или предел того, означить, который, по священным наставникам нашим, есть извержение из пажетей сердца врага и действенное вселение в него Христа. Так св.Исаак говорит: "Кто желает видеть Господа внутри себя, да напряжется всеусильно очистить сердце свое непрестанным памятованием о Боге, и так во светлости ума своего всякий час будет он зреть Господа" (Сл.8 стр.55). И св. Варсонофий: " Если внутреннее делание с Богом не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем. Ибо внутреннее делание с соболезнованием сердца приносит чистоту; чистота- истинное безмолвие сердца; безмолвие сие- смирение; смирение же уготовляет человека в обиталище Богу; силой же возобитания такого изгоняются бесы со страстьми; и бывает так человек храмом Божьим, полным святости, полным света, чистоты и благодати. Блажен тот, кто, во внутреннийших тайнниках сердца созерцая Господа, с плачем изливает пред его благостью моление свое " (Отв.210). И преподобный Иоанн Карпафский : "Долгий подвиг в молитвах и немалое время потребны для того, чтоб в нестяжаемом устроении ума обрести иное некое сердечное небо, где обитает Христос, как говорит апостол: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусне есте (2 Кор.13, 5)". И великий Златоуст : "Непрестанно пребывай с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два едино. Но дело сие не есть дело одного дня или двух, но долгого подвига и немалого времени. Ибо много подвигов и времени потребно, да извержится враг и вселиться Христос ".