Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

Песнь 1. Ирмос.

Преукрашена божественою славою, священная и славная, Дево, память Ти вся собра на веселие верныя; начинающи Мариам, с лики и тимпаны, Твоему поюще Единородному: славно яко прославися.

Ирмос – по-гречески означает: связка. Так называется первый стих в каждой песни канона, который задает стихотворную схему (количество строк, примерное количество ударных и безударных слогов) и музыкальную структуру (т. е. распев) для всех остальных стихов в этой песни. Греческие каноны всегда писались так, чтобы их можно было петь. Ирмос и определял, как следует петь остальные стихи. В Русской Церкви навык такого пения был утрачен, вероятно, не позже XV века. В русских канонах этого времени не соблюдается единообразный размер стихов в рамках одной песни; это показывает, что эти стихи уже не пели на один определенный лад, а читали.

  Как обычно, 1-я песнь канона тематически связана с Песнью пророка Моисея, которую он воспел Богу после перехода евреев через Красное море, благодаря чему они спаслись от рук преследовавшего их египетского войска (Исход, 15, 1-19). В древности стихи канона при исполнении чередовались со стихами песни, и при этом нередко оканчивались так же, как оканчивается ее первый стих: «Поем Господеви, славно бо прославися». Поэтому многие ирмосы 1-й песни, написанные разными творцами в разное время, имеют одинаковые завершающие слова: «яко прославися».

Как говорит библейское повествование, Моисей пел свою песнь с хором мужчин, а «Мариам пророчица, сестра Ааронова, взяла в свою руку тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и хоровым пением, и воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо Он славно прославился, коня и всадника вверг в море» (Исход, 15, 20-21). Хор женщин под звуки тимпана повторял песнь, которую пели мужчины, возглавляемые Моисеем.

В день праздничного торжества Пресвятой Девы-Богоматери творец канона, прп. Козма, как бы изменяя на этот раз обычный порядок, призывает именно женщин – матерей и дев – вслед за пророчицей Мариам начать похвальное божественное пение.

Тимпан, т. е. бубен, сделанный из кожи умерщвленного животного, у древних церковных толкователей Библии считается символом умерщвления плотских страстей и мудрований. В одном из своих песнопений Иоанн Дамаскин говорит об этом: «да Ти, яко в тимпане, во умерщвеннем телеси, победное пою воспевание» (ирмос 4-го гласа). (См. о том же у него: 2-е Слово на Успение, 16; свт. Амвросий Медиоланский. Увещание к девству, 4, 47). Непрестанное аскетическое подчинение плоти целям совершенствования и спасения во Христе, «распятие» ее «со страстьми и похотьми» (Галатам, 5, 24) – необходимо для того, кто желает воспевать Божественные таинства, славить в гимнах и похвалах Бога и Его святых.

Приведем еще рассуждения свт. Григория Нисского, имеющие прямое отношение к символике изучаемого нами стиха. Прп. Козма, человек глубокого богословского образования, был с ними, конечно, знаком. «…Мне кажется, тимпаном Писание гадательно указует на девство, в котором первая преуспела Мариам, чем, думаю, и прообразовала Богородицу Марию. (…) Если тимпан, который имела в руках Мариам, был мертвым телом (кожей мертвого животного – С. С.), а девство есть умерщвление тела, то этим, быть может, прилично указывается на девство пророчицы». (О девстве, 19). 

Преукрашена божественою славою... память Ти. – Начало ирмоса навеяно словами псалма 44: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна и преиспещренна. (...) Вся слава Дщери Цареве внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещренна. (...) Помяну имя Твое во всяком роде и роде».

Псалмопевец красочно изображает величие и славу молодого Царя, блистающего мужественной красотой, и Его прекрасной и целомудренной Невесты. С самых ранних времен христиане понимали этот псалом как ясное пророчество о пришествии в мир воплотившегося Сына Божия и о избрании Им навеки возлюбленной Невесты – Церкви. Первым дал пример такого истолкования апостол Павел в своем Послании к Евреям (1, 8-9). Следуют такому пониманию Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и другие свв. отцы. По другому же, внутренне-мистическому смыслу, Невеста Царя является изображением возлюбившей Христа человеческой души (свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней Соломона. Беседа 4).

Начиная с 6 века, когда праздники в честь Богоматери стали приобретать особую торжественность, и до нашего времени, многие поколения церковных проповедников, поэтов и художников вдохновляются яркими поэтическими образами 44-го псалма в гимнах, посвященных Пресвятой Деве, а также в Ее иконных изображениях.

И в псалме 44-ом, и в греческом тексте канона Успению употреблено одно и то же слово пепикельмени, т. е. разнообразно, разноцветно украшенная. А на славянский язык оно переведено в первом случае – «преиспещренна», а во втором – «преукрашенна». Песнописец имеет в виду, конечно, не яркость дорогих тканей или разнообразие самоцветных камней в золотых ожерельях и серьгах, чем украшалась бы восточная царица, но представляет многообразие и красоту добродетелей Пресвятой Девы, – украсить себя которыми стремится каждый, желающий быть угодным Богу.

Иоанн Дамаскин в одной из своих проповедей, обращаясь к праведной Анне, родившей Пречистую Отроковицу, говорит словами псалма 44: «Эту Отроковицу ты приведешь к Царю всех Богу, облеченную в благолепие добродетелей, как в позлащенную ризу и украшенную благодатью Духа. Слава Ее изнутри. Ибо слава всякой женщины – муж, приходящий извне, слава же Богоматери изнутри – Плод Ее чрева» (Слово на Рожество Пресвятой Богородицы, 9).   

Твоему поюще Единородному. – Так перифразирует прп. Козма слова Песни Моисея: «поем Господеви». Обращаясь к Матери Христовой, он не называет имени Ее Сына, а выражается как-то очень интимно, почти «по-домашнему»: Твой Единородный, «Твой Единственный». Единородный Сын и Слово Божие, рожденный от Отца прежде всех веков, вместе со Отцом и Духом сотворивший небо и землю, и всех живущих на них, действовал и при Моисее. Это Он Своею силою избавил избранный народ от египетского рабства и ввел его в обетованную землю. И именно в этой земле Он через 1400 лет восхотел явиться миру как единственное Дитя Дочери этого избранного народа – Пречистой Девы Марии.

Мария и Мариам – одно и то же имя, означающее: госпожа.

 

Преукрашенная Божественной славой, священная и славная память Твоя всех верующих созвала к веселию; (при этом) начинает Мариам, вместе с хорами и тимпанами, петь Твоему Единородному, ибо Он славно прославился. 

 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму