изучение содержания богослужения есть самая правильная
основа православного образования. Образование же, оторванное от этой твердой почвы, не способно
нести в себе святоотеческий дух, бессильно передать то целостное восприятие
веры, мира и жизни, которое было свойственно подвижникам и учителям Церкви. Но обучение, о котором мы говорим, должно
происходить в живой и неразрывной связи с церковной молитвой. Только так можно
воспитать хорошего священника, чтеца, певца – и просто христианина, сознательно
и преданно любящего свою мать – Святую Церковь. И тогда этот христианин будет в
состоянии дать обоснованный, принципиальный ответ в защиту древнего
литургического предания Церкви тем, кто обвиняет Православие в консервации
якобы «ветхого», «отжившего», «никому не понятного и не нужного».
Теперь – о самой брошюре
и изложенном в ней материале. Мне думается, что наиболее эффективно было бы
использование ее в качестве пособия для специальных семинарских занятий. Но
может она пригодиться и учителю воскресной школы для взрослых, желающих
понимать смысл того, что поется или читается в храме, но при этом не имеющих
времени «забираться в глубину». Каждый опытный преподаватель знает: чтобы
основательно сказать даже малое, надо знать гораздо больше того, что говоришь.
Поэтому постоянные отсылки к греческому оригиналу, которые могут показаться загромождающими
текст брошюры, – отнюдь не излишни. Всегда можно сократить и упростить
материал, в соответствии с задачами, которые ставишь. Зато, если возникнут
вопросы по отдельным деталям перевода, у преподавателя будет, на чем основывать
свое объяснение.
Как и при изучении
канонов Пятидесятницы, так и на этот раз, я постоянно пользовался серией очерков
Михаила Скабаллановича «Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого
из великих праздников со всем его богослужением», 6-я книга которой посвящена
празднику Успения Пресвятой Богородицы (Киев, 1916; репринт: Св.-Троицкая
Сергиева лавра, 1995). Но я ставил перед собою иную цель, нежели этот известный
историк-литургист прошлого века. Моей целью было максимально раскрыть догматическое
и художественное содержание самого текста канонов и показать стиль творческой работы
их авторов. Мне хотелось также показать, как более древний славянский перевод
канонов, который содержится в дораскольных богослужебных книгах, во многих
случаях может быть использован для восстановления первоначального греческого
текста. Но изучать само содержание
праздника, историю его установления, его литургическое развитие – надо,
несомненно, по пособию Скабаллановича. Недавно киевским Православным братством
св. Льва Великого предпринято новое издание серии его очерков «Христианские
праздники».
И, наконец, несколько
мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот
праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий
многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы
в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой. По уже сложившейся традиции, Успенскими
впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле,
Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский
Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и
духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем
патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и
апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго
Ея Успения».
Знакомство со
списками храмов Москвы CIC века показывает, что среди них
преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские
продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только
Никольским. Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно
выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого
заступничества Богоматери за христианский род.
Характерно, что
изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее
явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет
принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется
Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и
других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник
Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в CII веке, может рассматриваться как «продолжение
в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не
вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского:
Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –
руце, имиже Бога носила еси плотию, –
с дерзновением, яко Мати, рече к Рожденному:
яже Ми дал еси,
во веки сохрани…
Именовать Успение
«Богородичной Пасхой» или «второй Пасхой» в русской духовной книжности стали относительно
недавно, не раньше конца CIC века, под влиянием традиций
Палестины и Афона. Но мы уже знаем, что праздник Успения и связанный с ним
праздник Покрова – изначально стали
для Русской Церкви глубоко символичными. Было бы, наверное, слишком просто видеть
в этом только выражение веры в то, что Русь есть «удел Богородицы» и находится
под Ее особым покровительством. Конечно, такое убеждение не могло не перейти к
нам от Византии, вместе с ее церковным строем, с ее гимнами, в которых Божию
Матерь величали:
Радуйся, Церкви непоколебимый столпе,
Радуйся, Царству
нерушимая стено…
а себя, обращаясь к Небесной
Царице, называли: «достояние Твое», «град Твой», «людие Твои». Но не содержится
ли в выборе нашими предками именно Успения и Покрова – еще какое-то знамение? Не
скрыт ли здесь окончательный смысл истории Руси, ее Церкви и Царства, который в
полноте проявится в ее грядущих судьбах?
Дай, Господи, нам,
служителям Твоим на Русской земле, познание Твоей воли, – как о нас самих, так
и о всем нашего Отечестве, – дай нам разум истинный, чтобы разуметь «знамения времен» (Мф. 16, 3) и не оказаться
во «время посещения» (Лк. 19, 44)
недостойными и неготовыми. Ища, всегда и повсюду, прежде всего, «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), будем
непрестанно утверждать и просвещать свои души благочестием, по сказанному
Апостолом: «Слово Христово да вселяется в
вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга
псалмами, славословиями и песнями духовными, во благодати воспевая в сердцах
ваших Господу» (Кол. 3, 16). А Пресвятую Владычицу нашу
Богородицу и Ее верных служителей, наших учителей, – святых песнотворцев,
обогативших Церковь запечатленными в гимнах возвышенными созерцаниями, – будем просить
не оставлять нас, недостойных, своею молитвою.
Выражаю глубокую
благодарность инокине Нине (Ларионовой) за важные и ценные замечания, а Сергею
Леонидовичу Лещеву и Антону Викторовичу Хрусталеву – за прекрасное
художественное оформление этой работы.
Священноинок Симеон.
__________________________________________________________________________
Текст канонов приводится согласно старопечатным
изданиям: Минея служебная на август (Москва, 1646) и Минея праздничная (Москва,
1650). Нами были использованы также современная греческая Минея (неизвестного
года издания) и сербская Минея праздничная издания Божидара Вуковича (Венеция,
1538). Текст ирмосов, для удобства читателей, знакомых со знаменным пением, заимствован
из наречных певческих книг гуслицкого извода. В древности текст разделяли не только
по смысловым единицам, но иногда и по структуре распева или погласицы. Поэтому
в нашем издании, которое не предназначено для богослужебного использования, а
имеет лишь справочный характер, для лучшего уяснения смысла, в ряде случаев изменена
расстановка знаков препинания, а иногда вводятся знаки, которые не применялись
в древнерусских книгах (тире, восклицательный знак и др.).
Параллельные
места из проповедей Дамаскина на праздник Успения приводятся по изданию:
Творения прп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты, слова
на богородичные праздники. Пер. и комментарии свящ. Максима Козлова, Д. Е.
Афиногенова. М., Мартис, 1997 (серия «Святоотеческое наследие»).
Каноны празднику Успения
Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
с переводом и комментарием.
Тропарь. Глас 1.
В рожестве девство сохранила еси, и во успении мира не
остави, Богородице: престави бо ся к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими
избавляеши от смерти душа наша.
Кто
является автором тропаря празднику Успения, доподлинно неизвестно.
Сохранившийся в древней грузинской рукописи устав иерусалимских церквей 7 века
свидетельствует о том, что в то время
рассматриваемый нами тропарь не был еще известен, а в употреблении были
другие, впоследствии оставленные и забытые. Первое упоминание о пении на
праздничной службе тропаря «В рожестве девство сохранила еси» содержится в
уставе константинопольского храма Св. Софии 9 века. О канонах в этом уставе
речи еще нет. И вообще наследие палестинских песнописцев (которые и явились
творцами такого жанра церковной поэзии, как канон) в храмах столицы Византии
привилось далеко не скоро. Этот тропарь не принадлежит перу Дамаскина († около
777 г.) или Козмы, а сочинен, возможно, раньше их времени. Но своей главной
мыслью он перекликается со словами проповеди прп. Иоанна Дамаскина на Успение
Божией Матери:
«У Той, у Которой после рождения
девство пребыло нерушимым, и тело по преставлении сохранилось невредимым; и оно
переходит к лучшей и божественной жизни, которая уже не пресекается смертью, но
пребывает в бесконечные веки веков.
Ибо как всесиятельное,
многосветлое солнце, когда ненадолго скрывается телом луны, кажется, как бы
пропадает, омрачается и вместо света восприемлет мрак, однако само по себе оно
не лишается присущего ему света, ибо имеет в себе самом вечно текущий источник
света, как установил создавший его Бог, – так и Ты, неиссякающий источник
истинного Света, неисчерпаемая сокровищница Того, Кто есть сама Жизнь, обильно
бьющий ключ благословения, причина и подательница всех благ, хотя на некоторое
время покрываешься телесной смертью, однако щедро изливаешь на нас непрерывные, чистые и неиссякающие потоки
беспредельного света, бессмертной жизни и истинного блаженства, реки благодати,
источники исцелений, вечное благословение» (1-е Слово на
Успение, 10).
…И во успении мира не остави. – В греческом оригинале нет союза
«и». Но он введен в перевод, конечно, сознательно, – чтобы чтецу-славянину была
отчетливей видна параллель, которую автор тропаря проводит между Рождеством и
Успением. В обоих событиях Пресвятая Богородица превзошла законы естества. Как
рождение Ею Божественного Младенца не нарушило Ее девства, – столь же чудесно и
несказанно, отошедши на небеса, Мария не оставила мир без Своего молитвенного
заступления.
Не остави – не оставила, не покинула.
Престави бо ся к животу – ибо Ты перешла к жизни. Имеется в виду жизнь
вечная, которая уже никогда не оборвется смертью.
Мати сущи Живота. – В Евангелии и в посланиях св. ап. Иоанна Богослова
Господь Исус Христос многократно называется «Жизнью»; Иоанн, 1, 4; 14, 6; 1-е Иоанна, 1, 2; 5, 20 и др.). «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанн, 11, 25). «Ибо, как Отец имеет жизнь в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Себе» (Иоанн, 5, 26). При том, что все создания, – ангелы, люди, всякого
рода животные, – получают жизнь от Бога, Сын Божий, вместе с Отцом и со Святым
Духом, есть Сам Податель жизни. Верующим же в Него Он подает еще и несравненно
превосходнейший дар – вечную блаженную жизнь во царствии Своем. Поэтому Его
Матерь достойно и праведно именуется Матерью Жизни.
Избавляеши от смерти душа наша. – Могут спросить: почему молитвам Богородицы здесь усваивается сила
избавлять от смерти души людей, если души созданы бессмертными? – Поистине, бывает
«смерть душевная»: когда душа человека глубоко погружается во тьму страстей, и
навык ко греху становится как бы естественным для умерщвленной, доведенной до
нечувствия совести.
Приведем для
сравнения слова из псалма 12-го: «Просвети очи мои, да не когда
усну в смерть». Свт.
Иоанн Златоуст изъясняет их так: «Отгони глубокий сон (совести – С. С.) от меня в грехах моих, уснув
которым, я скоро подвергся бы душевной смерти» (Беседа на псалом 12). Подобный пример – в известном древнем
сказании о юноше, впадшем в великие грехи, которого возвратил на спасительный
путь ап. Иоанн Богослов. На вопрос Иоанна о юноше местный епископ горестно
отвечает: «Отрок умер». Иоанн: «Какой смертью он умер? Душевной или телесной?»
Епископ: «Душевной. Он стал разбойником...» (Пролог.
Месяц сентябрь. 26-й день). Итак, Пресвятая Богородица молится о приведении
грешников к покаянию и тем самым спасает их от «душевной смерти».
Возможно и другое
понимание этого места, которое не противоречит первому, а, скорее, дополняет
его. Речь идет о том, что в книге Откровения Иоанна Богослова называется
«смерть вторая».
«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад
отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И
смерть, и ад повержены были в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был
записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение, 20, 13-15).
В рождении Ты сохранила девство, в успении же – не
оставила мир, Богородица; ибо Ты перешла к жизни, явившись Матерью Жизни, и
молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.