Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

 

Мужчина и женщина: ошибка Бога или полнота счастья?  

alt

Зачем мужчине и женщине быть вместе? Почему, будучи в физиологической своей природе такими разными, мужчина и женщина неизбежно тянутся друг к другу? Казалось бы, ответ на вопрос лежит где-то на поверхности. Но если он так очевиден и ясен, то почему, заключив брак, многие вскоре расстаются? Может, наша различность — ошибка Бога? Впрочем, ответы действительно ближе, чем кажется. Неожиданные и порой неизвестные современному человеку ответы мы встречаем на страницах Библии. Предлагаем нашему читателю серию из двух статей, посвященных этой загадке.



Сотворим человека и да владычествуют они



Проблема двух полов волновала умы с древнейших времен. Над таинственным различием между мужчиной и женщиной задумывались и в эпоху античности, и в средневековье, и сегодня. Что неудивительно: даже самый поверхностный взгляд показывает — разница в поведении и психологии мужчин и женщин настолько очевидна, что с долей поэтического преувеличения можно сказать — мы существа с разных планет: «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» (так, кстати, назвал свою книгу популярный американский психолог Джон Грей).


Но вопрос о смысле существования в мире мужчин и женщин, о смысле их брака и, наконец, о смысле любви между ними неизбежно приводит к вопросу о смысле самой жизни. Может, поэтому одним из первых на тему любви и брака высказался автор библейской книги Бытия.


И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1:26). Как видим, повествование о творении homo sapiens ведется в единственном числе — «сотворим человека». Здесь речь еще не идет о мужчине и женщине, но о едином лице, содержащим в себе мужскую и женскую природу. Однако далее в тексте единственное число неожиданно превращается во множественное: и да владычествуют они… (Быт 1:26).


Что это за несогласованность? Случайность, ошибка в переводе, безграмотность автора? Вопрос этот волновал многих толкователей Библии. Еще константинопольский архиепископ V века святой Иоанн Златоуст, известный своими размышлениями на тему библейских сюжетов, удивлялся этому месту. Златоуст считал, что перед нами как бы разворачивается картина поразительного единения в первочеловеке того, что вскоре будет разделено и названо мужчиной и женщиной.



Библия и миф об андрогине



Древнегреческий философ Платон говорил, казалось бы, нечто подобное о мифологическом андрогине — идеальном существе, в котором соединены два пола. Физическое разделение на мужчин и женщин трактовалось им как трагедия. Каждая из половин стала чем-то ущербным.


Не об этом ли говорит нам и Библия? Не схожа ли библейская картина творения человека с античным мифом об идеальном половом единстве в андрогине? Ведь в библейском тексте речь тоже сначала идет о цельном человеке без половых признаков.


На самом деле, идея андрогина в корне чужда библейскому представлению. «Человек» первой главы книги Бытия — это и мужчина, и женщина как одно целое, одно лицо, в котором объединены, скорее, мужская и женская природа, но не пол в физиологическом смысле.


Это очень важно, потому что для библейского автора первична личность. Пол только помогает ей уникально проявить себя. Но он не диктатор, не фрейдистская первопричина, к которой сводится все в человеке. Пол для библейской традиции — лишь «боготканая одежда», важная и глубокая часть нашей природы, которая, однако, снимается с приходом Царства Небесного, где уже нет ни мужского пола, ни женского (Гал 3:28).


У античных авторов все иначе, ведь именно пол для них — это весь человек. Именно поэтому Аристофан не может себе представить андрогина о двух ногах и руках. Ведь если в андрогине два пола, значит, у него должно быть четыре руки и четыре ноги: «Тело у андрогина было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, — так же, как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед».


Этот «человек-колесо» в античных источниках мог появиться, с одной стороны, по причине полного отождествления человека с его физической природой, а с другой — из-за устойчивого стремления к целостности.


Библейское же повествование о человеке как едином начале, означает, по-видимому, что все человеческие особенности одинаковым образом относятся как к мужчине, так и к женщине, которые пока еще не предстали друг пред другом в своем половом различии.


По толкованию христианского автора V века блаженного Августина, употребление единственного числа в книге Бытия, кроме того, указывает на единство будущего союза. Таким образом, мужчина и женщина «качественно равны между собой», они оба сотворены по образу и подобию Бога.


Этот древний библейский отрывок является первым в истории манифестом, уравнивающим права мужчин и женщин еще задолго до возникновения феминизма. Он говорит, что и Адам, и Ева в своей богочеловеческой сути одинаковы. Они оба — совершенные существа, и совершенство это заключается в их богоподобии.



Право на чуткость



Во второй главе книги Бытия читаем, как человек приглашается наречь имена всему живому в мире. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт 2:18-20).


Что мы видим? Бог оборачивает весь мир к человеку и ждет: что человек сделает с этим миром, как назовет его? Вдумаемся, как странно: мир, который согласно Библии сотворен Творцом Его единым: Да будет, нуждается еще и в слове человека, который, в свою очередь, становится не только соискателем смысла, но и свободным ценителем красоты всего созданного. Но Бог Библии далек от диктата — Он дает человеку право на то, что в религиозном опыте называется «синергия» — на свободное взаимодействие, сотрудничество, соработничество. То есть в конечном смысле — право на творчество и личную чуткость.


Наконец, наступает момент, когда человеческий опыт познает Божественный замысел. У всего, что встретил человек в этом первозданном мире, находится пара, кроме самого человека, который неожиданно не только ощущает полное одиночество, но понимает необходимость еще кого-то. И только тогда, когда эта потребность осознается опытом человека, Бог дает бытие его мысли.


Иоанн Златоуст говорит, что изначально в человеке были заложены все свойства, но постепенно, по мере созревания, в нем начали проявляться несовместимые в одном существе и мужские, и женские качества. Когда он, наконец, достиг зрелости, Бог разделил его: Адам познал, что он один — и перед ним явилась Ева.




Каким сном спал Адам?



Но этот акт появления «другого» не был обыкновенной эволюцией, тривиальным развитием. Библия повествует об этом так: И навел Господь Бог на человека крепкий сон (Быт 2:21). То есть, согласно библейскому повествованию, чтобы произвести жену, Бог вводит человека в необычное состояние, для обозначения которого в древнееврейском языке существовало слово «тардема».


«Тардема» — это больше, чем крепкий сон. Это состояние, когда человек как бы теряет себя. Греческий перевод предлагает нам слово «ekstasis» — буквально экстаз, выход из себя, когда человек уже не замкнутая личность, а раскрытая, восприимчивая к влиянию извне. В славянском переводе этому понятию близко слово «исступление».


Иначе говоря, речь в книге Бытия не идет о том, что Адам заснул «глубоким сном», а Бог хирургически вырезал у него ребро и «долепил» до образа жены. Человек, находясь в «тардеме», уходя в свои глубины, раскрывается и становится чем-то большим, чем был до того.


Библия еще раз подчеркивает, что ни у Адама, ни у Евы нет права первенства пред Богом, но есть единство природы мужа и жены. То есть благодать Божия лежит на обоих. Они имеют одинаковое человеческое достоинство. Адам не деградировал, родив Еву, и Ева не стала высшей ступенью эволюции, произойдя от Адама.


Далее читаем, как Адам, увидев Еву, восклицает: это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женой: ибо взята от мужа (Быт 2:23).




Гимн любви



Совершенно непонятно, с какой стати «ребро» Адама должно быть названо «женой»? В этом смысле славянское слово «жена» не несет особенной смысловой нагрузки, кроме той, что жена как бы «пожата», «пожената из мужа». Впрочем, ни один другой перевод также не смог передать идейной наполненности термина. В еврейском оригинале мы обнаруживаем: «жена» будет называться «ишa», ибо взята от «мужа», который по-еврейски звучит как «иш». Удивительная игра слов! Древнееврейское слово употреблено здесь сразу в двух родах, в мужском и женском, и подразумевает одно человеческое существо, но две стороны одного и того же явления.


Здесь мы впервые сталкиваемся с проявлением поэтического творчества в жизни человека. Это первый гимн Любви. Адам воспевает Еву и те отношения, которые складываются между ними, воспевает чудо общения на равных, которое подарит ему жена. Адам взглянул на жену и увидел, что она имеет самобытность, она существо полноценное, до конца значительное, и связана с живым Богом неповторимым образом, как и он сам. Адам видит и осознает, что Ева — это как бы он в женском роде, а Ева видит в Адаме, что это она, но в мужском «исполнении». Таким образом, после появления Евы мужская и женская природа начинают проявляться как половая полярность. Отсюда следует, что сам пол далеко не функция человеческого организма. Пол — это свойство всего человека, каждой клетки его тела; свойство, но не суть. Через физиологическое различие Адам и Ева становятся неидентичными друг другу. У них появляется не только личностная разница, но инаковость. Они будто действительно происходят с разных планет: «с Марса и Венеры», оставаясь при этом детьми одной «солнечной системы». Иначе говоря, сыны Адама и дочери Евы не две цивилизации (на уровне человеческой природы и человеческого достоинства — мужчина и женщина — это два абсолютно одинаковых существа), но они два разных образа существования.


Половое различие для них не становится болью. Animus и anima, мужское и женское измерение бытия дает им обоим возможность осознать себя всецелым человеком, не обкрадывает их, а наделяет возможностью еще сильнее и глубже чувствовать мир и друг друга, еще глубже понимать себя.


Тут мы впервые в библейском тексте встречаемся с мыслью, что только вместе Адам и Ева составляют полноту человеческого счастья.




Вместо заключения



Итак, наше пресловутое природное несходство далеко не ошибка, совсем не прихоть и даже не причуда. Эта различность, как показано в Библии, не что иное, как потребность бытия, осознанная опытом первого человека.


И Адам, и Ева, сотворенные по любви Бога, были призваны к вечному совершенствованию, к восполнению одним того, чего недостает другому. Каждый из них обладал уникальной природой и индивидуальными качествами.


При этом их природа отображалась и на телесной жизни, потому что связь между душой и телом не внешняя механическая, а внутренняя. Адам обладал мужским, а Ева женским полом. Через эту разность они обогащали свое личное бытие.



ПЕТРОВСКИЙ Игорь. Фома.ру



Category: слово пастыря

Надо ли просить прощения у тех, кому ты причинил неприятность?



Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, коим опасаешься подвергнуться. Надобно иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобою и знаешь, что он с любовию примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобою. Но сего невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, коих ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкою, то и не нужно пред ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения: тем надобно и успокаиваться.

Совет Макария Оптинского
 

* * *

Не раз отцам-пустынникам приходилось иметь дело с кочевыми племенами. Один из вождей такого племени пришел как-то к авве Исаии и заявил, что он желает стать христианином.
— Ты наполняешь радостью мое сердце, — сказал ему старец. — Но у тебя две жены. Нужно, чтобы ты отказался от одной из них.
— Я так и сделаю, если ты, отче, укажешь мне хотя бы одно место в Писании, где осуждается двоеженство.
— «Никто не может служить двум господам», — отвечал ему старец.

* * *

Авва Моисей, обходя пустыню, столкнулся с кочевым племенем, которое справляло пышные похороны. Посреди стойбища, на огромном костре лежало тело вождя племени в богатых одеждах.
— Какой веры был ваш вождь? — спросил старец.
— Увы, — отвечали ему, — он был неверующим.
— Поистине великое несчастье, — сказал тогда авва Моисей, — быть так роскошно одетым и не иметь, куда пойти!

* * *

Один старец сказал: «Тот, кто тебя оскорбил, вряд ли тебя простит».
Другой сказал:
«Если ты отвергаешь похвалу, то это, возможно, потому, что ты желаешь двойной».

* * *

Один молодой человек желал поступить в монастырь Эннатон. Старец стал его расспрашивать, желая испытать, насколько серьезно тот решился оставить мир.
— Если бы у тебя было три золотые монеты, отдал бы ты их нищему?
— От всего сердца, отче!
— А три серебряных монеты?
— Охотно!
— А если бы у тебя было три медных монетки?
— Нет, отче.
— Почему же? — воскликнул старец в изумлении.
— Потому что у меня действительно есть три медных монетки.


* * *

Двое братьев жили в одной келье долгие годы в полном согласии. Однажды один из них сказал:
— Что, если нам поспорить немного, как все люди?
— Но я не знаю, как нужно спорить... — отвечал второй.
— А вот как: я положу между нами кирпич и скажу: «Это мой кирпич». А ты ответишь: «Нет, он не твой, он мой». Все споры всегда так начинаются.
Они положили между собой кирпич, и первый начал:
— Это мой.
Но второй отвечал:
— Если он твой, бери его и иди с миром.
Так им и не удалось поспорить.

* * *

Один старец заметил: «Все в жизни происходит так: когда вы становитесь достаточно большим, чтобы дотянуться до горшочка с медом, вам этого уже не хочется».
 

Category: Юмор :)

Люди в этом мире страдают, и гарантированного счастья здесь не бывает; оно будет только в Жизни Будущего Века. Бывает, однако, гарантированное несчастье. Это как не бывает гарантированного здоровья, но есть линия поведения, при котором Вам гарантирована болезнь. Опираясь отчасти на свой опыт, отчасти на опыт других людей, я могу указать Вам простые и легкие принципы, следование которым несомненно сделает Вашу жизнь несчастной:

1. Не признавайте, что Вы сами являетесь действующим лицом. Ответственность за Вашу жизнь и поступки несут партия и правительство, жиды и масоны, гены и погода, школа и Церковь, карма и знаки Зодиака - кто угодно, но только не Вы. Будьте тверды и непоколебимы в том, что Ваша жизнь, ваши отношения с другими людьми и решения которые Вы принимаете, определяются не Вами. Это первый и важнейший принцип - и если Вы будете придерживаться его, любые позитивные изменения в вашей жизни будут надежно заблокированы. Вашу жизнь будут определять роковые силы, находящиеся полностью вне Вашего контроля - и будьте уверены, они сделают ее поистине жалкой.
2. Ставьте себя в центр вселенной и требуйте, чтобы она вращалась вокруг Вас. В отношениях с другими людьми задавайте великий вопрос: а зачем ты мне вообще нужна (нужен)? Встречайте любое несоответствие Вашим требованиям драматическим "Почему я должен и дальше все это терпеть?!" Получив результаты, жалуйтесь на несправедливость мироздания, всеобщую порчу нравов, и крайнюю стервозность противоположного пола. Поскольку другие люди и вселенная вообще будут и дальше отказываться вращаться вокруг Вас, Вам гарантировано множество болезненных обломов.
3. Настаивайте на Ваших правах, отрицайте Ваши обязательства. Подчеркивайте Вашу личную автономию, не признавайте над собой никого - ни принципов, ни личностей, которым Вы были бы обязаны повиноваться. Помните, что повиновение авторитетам и нравственным прописям - удел быдла, а Вы великая трагическая фигура, прометей, люцифер, буревестник и сверхчеловек. Этим Вы надежно оградите себя от всего, что могло бы помешать вашему несчастью.
4. Помните, любовь придумали евреи, чтобы не платить денег. (Это отчасти верно, греком там был один Лука). Вы разумный современный человек и читали книжку про эгоистичный ген. Если женщина утратила товарный вид - соотнесите Ваши финансовые возможности с ситуацией на рынке. Если вы утратили товарный вид, и заодно и финансовые возможности - проклинайте коварство баб и несправедливость мира. (При этом хорошо бы еще и пить)
5. Никогда - это очень важно, так что никогда - не произносите Слов Великого Освобождения - " я был неправ". Настаивайте на том, что вы правы всегда, а когда Вы были неправы, это были не Вы, а Таинственные Силы, Контролирующие Вашу Жизнь, см. пункт 1.
6. Никогда не принимайте прощения от других людей или (тем более) Бога. Если Вам хватит мужества устоять в этом до конца, Вам гарантировано не только временное, но и вечное несчастье.
 

Автор: Сергей Худиев

"С англичанкой делит она (русская женщина) наклонности к свободе и самостоятельности без того, чтобы превратиться в синий чулок. С француженкой её роднит духовная подвижность без претензий на глубокомыслие; она обладает хорошим вкусом француженки, тем же пониманием красоты и изящества, однако без того, чтобы становиться жертвой тщеславной пристрастности к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домашней хозяйки без того, чтобы вечно коптеть над кухонной посудой; она имеет материнские качества итальянки, не огрубляя их до обезьяньего любвеобилия".

Вальтер Шубарт, немецкий философ.

Монахиня N
На любом пути важны указатели правильного направления. Особенно на духовном пути, зачастую обрастающем мифами, иллюзиями и недоумениями. Замечательная книга монахини N «Плач третьей птицы», недавно вышедшая в свет, даёт вдумчивому читателю очень точные ориентиры, честно сличаясь с которыми, можно оценить верность собственного движения.
Одним из важных признаков духовного здоровья матушка считает способность радоваться и веселиться. Именно об этом одна из глав, которую мы, в сокращении, публикуем.
alt
«На лицах их сияло дивное веселие, божественный некий восторг, какого не увидишь у других людей на земле... мы не видели ни одного печального лица...» — так пишет Руфин, пресвитер Аквилейский, посетивший Египет в 70 х годах IV столетия, о монахах обители аввы Аполлония, последователях Антония Великого.

В наше время подобное состояние духа встречается нечасто; всякий знает, например, по Пятидесятнице: праздничное расположение сохраняется в лучшем случае несколько дней, а затем вновь одолевают «страстные печали» (Блок), и жаль прошедшего поста, с более созвучными сердцу воздыханиями о грехах и скорбными песнопениями. Грусть и горесть понятней и привычней; повод всегда найдётся: обиды, неудачи, скучная еда, холод, жара, туфли жмут; можно всю жизнь проворчать, прохныкать, пророптать: того нет, сего нет, всё не так, как хочется.

Большинство жителей нашей планеты хронически недовольно своей участью. В XIX веке философ Дюринг, известный получившим советское образование по Энгельсову Анти Дюрингу, объяснял нравственную испорченность человечества разлитием в мире пессимистического яда жизневраждебных миросозерцаний; он имел в виду дарвинизм, борьбу за существование и последующие разрушительные теории, извратившие мышление в сторону зависти и подозрительности и обернувшиеся революциями, насилием, поруганием и деморализацией личности.

Преподобный Антоний питался преимущественно хлебом и водой, не лечился и никак не ухаживал за телом, никогда не мылся; жития его было 105 лет, и до самой смерти, к которой готовился, ликуя, будто возвращался в родной город из чужого, он сохранил крепкое здоровье, прекрасное зрение, не потерял ни одного зуба, работал руками, ходил на своих ногах. По мнению врачей, мрак и отчаяние приносят организму больше вреда, чем самый тяжёлый физический недуг; легко прикинуть, сколь губительно воздействие уныния на душу.

Преподобный Феодор Студит выводил пессимизм непосредственно из пороков: тёмен как ночь гордец, сластолюбец, бездельник, клеветник и бесстыдник. Любое беззаконие подлежит покаянию и разрешается милостью Божией, но уныние превосходит все грехи, потому что заслоняет Христа, подобно туче, скрывающей солнце, и становится сатанинской ловушкой, сея сомнение.

Некоторые, придя в Церковь, почему-то считают подобающим христианину кисло-скорбное обличье и опасаются не только смеяться, но даже улыбаться до обнажения зубов. Иные же, подобно Гоголю, воображают, что болезненная тоска, тяжесть и желание утопиться как нельзя лучше располагают к званию монаха; а после рукоположения отцы, отождествляя значительность сана с собственной значимостью, напускают ледяную неприступную солидность и открывают рот лишь для того, чтобы учить, обличать и наставлять.

Шутливость отнюдь не приветствуется: одного иеродиакона, назвавшего собачку Катавасией, обвиняли прямо в подрыве Православия. Зато рассказывают случай в Греции: стоило подать на обед нашим строгим богомольным батюшкам вино, как натянутая обстановка разрядилась: пошли подначки, анекдоты и байки; под конец затянувшейся трапезы пышный архимандрит, забыв суровую важность, исполнял соло «Серёжку ольховую», а остальные недружно подтягивали припев и смахивали ностальгические слёзы.

Рассказывали также о паломнической группе из крупного монастыря, посетившей святыни италийские; монахи, известно, народ музыкальный; они самозабвенно распевали тропари поочерёдно всем святым, чьи мощи лежат в соборе Святого Петра; когда в заключение по-боевому грянули «Русь Святая, храни веру Православную», в храм стянулись встревоженные карабинеры, но быстро разобрались, инцидента не случилось. По возвращении паломники в числе прочих впечатлений поведали отцу наместнику этот эпизод, а тот задумчиво, без тени улыбки прокомментировал: «Да-а... попробовали бы они у нас тут спеть... мы бы их на костёр...»

Чувство юмора необходимо как воздух, особенно монашествующим, в качестве лекарства от спеси, угрожающей тем, кому дано так много (Лк. 12, 48). Кто-то из писателей мельком заметил: «смешливый, как все монахи»; понятно, испокон века юмор присущ беззаботным людям, беднякам, тем, кому нечего терять и некого бояться; судя по литературным произведениям, наивысшей способностью к остроумию обладают люди из низов, нищие, шуты, скоморохи, слуги, могильщики; злодеи совсем не способны к юмору: все скорби и грехи, писал Честертон, породила буйная гордыня, неспособная радоваться, если ей не дано право власти*.

* Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Почему православные такие?.. М., 2006, с. 144.

Недаром большая часть церковных анекдотов, рассыпанных на православных сайтах в интернете, посвящена монахам, всегда готовым посмеяться над собой; юмор обнажает дистанцию между мнимым, словесным благочестием и его действительным наполнением:

—?Можно ли спастись? — вопрошает послушник.

—?Практически невозможно, — отвечает о. Савва, — но попробовать стоит...

—?С чего же начать?

—?Позвони маме.

Юмор подмечает весьма распространённую неистребимую, на уровне инстинкта, склонность к суевериям: две инокини, возвращаясь со службы, замирают в нерешительности, т. к. дорогу перебежала чёрная кошка.

—?Ну что вы такие маловерные, — урезонивает их третья, — плюньте через левое плечо и идите дальше!

Юмор исправляет в сторону живой действительности привычные обтекаемые понятия: некто, желая испытать христианское незлобие, ударил монаха по лицу; тот подставил вторую щёку и получил ещё одну оплеуху, после чего сказал: «А третьей (щеки) у меня нет!» — и отправил безобразника в нокаут.

Юмор заставляет пересмотреть, насколько истинна нетрудная внешняя праведность.

В битком набитый храм входят двое в масках с автоматами:

— Кто хочет получить пулю за Христа, направо, прочие на выход!

Когда остаётся несколько человек, объявляют:

—?Ну вот, верующие в сборе, можно начинать богослужение.

Юмор высмеивает самовольно сделавшихся учителями (Иак. 3, 1), обнажая их идейную напыщенность, бурлящую по самому ничтожному поводу. Юмор — прекрасное средство от бездумного ханжеского рабства привычным условностям. Юмор разоблачает гордостную отрешённость и слепоту: один монах пришёл к Илию Отшельнику и сказал ему:

—?В миру я встретил человека, который был о себе очень хорошего мнения.

— ?Будь уверен, — отвечал ему Илий, — что когда у кого-то о себе очень хорошее мнение, то это единственное хорошее мнение, которое у него есть*.

* Отцы-пустынники смеются. М., 1996, с. 49.

В неутешных обстоятельствах, принуждающих к отчаянию, юмор обладает свойством ослабить боль и придать силы жить дальше. Святитель Иларион (Троицкий) спросил прибывшего в лагерь игумена одного из монастырей:

—?За что же вас арестовали?

—?Да служил молебны у себя на дому, — ответил тот, — ну, собирался народ, и даже бывали исцеления...

—?Ах вот как, даже исцеления бывали... Сколько же вам дали Соловков?

—?Три года...

—?Ну, это мало, за исцеления надо было дать больше, советская власть недосмотрела...

Ситуация совсем не весёлая, но наверняка и участники диалога, и все слышавшие его, по меньшей мере, улыбнулись и хоть на мгновение отключились от горя и тяжести, от сознания потерянной без всякой вины жизни, «пропадающей без дела и без пользы»*, и вновь обрели человеческое достоинство. Тонущего в вязком болоте повседневного ужаса юмор словно выталкивает к свободе от подчинения животной природе, к свету от тянущего на дно закона самосохранения.

* Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Декабрь. М., 2004, с. 136, 154.

Юмор, конечно, не имеет ничего общего с иронией, интеллигентской болезнью «всё подвергать сомнению», будто бы возвышаясь над житейской сутолокой, а на самом деле скользя по её поверхности, с одинаковым наигранным сарказмом воспринимая доброе и дурное; и уж безусловно, хотя бы элементарный вкус не позволит гоготать над развязным анекдотом или поскользнувшейся старушкой.

Но «аскетические» старания ограничить или совсем искоренить смех обречены на неудачу, ибо человек есть существо смеющееся, как писал преподобный Иустин Попович в статье о своём друге, знаменитом сербском комедиографе Браниславе Нушиче*, чьи пьесы, особенно «Доктор философии», с шумным успехом шли и у нас, в обход жёстких рамок стерильного советского репертуара.

* Собрание творений преподобного Иустина Поповича. М., 2004, т. 1, с. 225.
alt
Природа смеха всегда остаётся тайной, уводящей в бездонные глубины личности, несомненно одно: смех расковывает, т. е. временно освобождает — от страха, напряжения, от играния роли, от судорожных корчей уязвлённого самолюбия; верно, что Спаситель никогда не смеялся — но это потому, что, не имея греха, Он всегда оставался свободен*.

* С. С. Аверинцева.

Преподобный Серафим говаривал: презревший мир всегда весел, а печаль неразлучна со страстями; в пору послушания на клиросе он смешил и развлекал певчих, валял дурака, юродствовал, разгоняя усталость, которая, по его мнению, вызывает уныние. Преподобный Амвросий Оптинский смолоду умел расшевелить любое общество смешными экспромтами, неожиданными эпитетами; весёлость не оставила его и на положении старца: изобретательно и талантливо, со стишками и прибаутками, которые так и сыпались, то ли из памяти, то ли сочинённые им самим, он находил путь к душе, замкнувшейся от смущения и стыда, не травмируя гордостного сердца, ибо «правда груба, хоть и Богу люба», а «от ласки у людей бывают совсем иные глазки». Любовь, говорил святитель Тихон Задонский, сыщет слова, которыми можно созидать ближнего*.

* Святитель Тихон Задонский. Сочинения. Т. 2, с. 319.

В тех же целях применял неиссякаемый дар остроумия афонский старец Паисий.

Юноши сказали:

—?Геронда, хотели, чтобы ты здесь перед нашими глазами сделал чудо, чтобы нам уверовать в Бога.

Старец ответил:

—?Подождите немного...

Вошёл в келью, принёс нож и сказал весело парням:

— ?Садитесь, ребята, в ряд, отрежу вам головы и приклею чудесным способом; только отодвиньтесь один от другого, чтобы не перепутать потом!*

* Иеромонах Христодул Агиорит. Старец Паисий. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с. 160-161.

Чуждый пафоса, он своевременной удачной шуткой мгновенно устанавливал контакт с кем угодно и, добродушием и простотой завоевав доверие, затевал тогда серьёзную беседу о самом важном.

Святитель Григорий Палама, комментируя совет апостола Иакова всякую радость имейте (Иак. 1, 2), разъяснял: автор призывает не к неощущению скорби, это невозможно; но богоугодное устроение души должно быть сильнее чувства скорби, как читаем на каждой утрени: возрадовахомся и возвеселихомся, во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая (Пс. 89, 14-15).

Житие преподобного Симеона Нового Богослова отразило один весьма злой период, когда, кажется, весь мир восстал на святого: братия покушались убить, архиерей искал уловить в ереси, синкелл неутомимо писал доносы, шесть лет таскали по судам, в конце концов вывезли на лодке за пределы обители и бросили зимой без тёплой одежды и пищи у колонны осуждённого дельфина. И вот, вполне сознав победу, одержанную безумием и завистью, преподобный без горечи воздаёт благодарность Богу, а позже письменно благодарит и гонителя за скорби, которые принесли гонимому славу, радость и венцы, наполнили веселием, возвели на вершину духовного знания и стопы ума утвердили на камне*.

* Прп. Симеон Новый Богослов. Прп. Никита Стифат. Аскетические произведения. Указ. изд., с. 168.

Один иеромонах, о. В., которого за выдающуюся смелость суждений менее образованные братия честят «немножко еретиком», говорит, что Господь его особенно любит, как мать ребёнка-урода, и часто спрашивает: ну чего вы тусклые такие? Дурное настроение он считает оскорблением Бога: представь, ты подобрал калеку на помойке, помыл, обогрел, кормишь, поишь, всяко угождаешь, а он всё равно недоволен, гундосит, дуется... этакий усталый хмурый гость на скверной земле, негодной для его спесивого величества...

И не надо оправдывать фанатичное угрюмство скорбью о грехах: совсем напротив, блудный сын, покаявшийся мытарь, вчерашний разбойник имеют гораздо больше оснований для радости, чем безупречные разумники, не вкусившие горечи падения и отвержения, не испытавшие боли и не знающие благодарности за избавление.

Греки начало Великого поста по традиции отмечают простодушной детской акцией: запускают с высоких холмов воздушных змеев, символизирующих устремление к горнему и ликование о наступающей весне покаяния. «Если сокрушаясь, томя и бия себя, станешь ты каяться и плакать много, то не получишь никакой пользы, — утверждает преподобный Симеон Новый Богослов, — ибо Он есть радость и несогласен входить в дом, где печалятся и скорбят»*.

* Слова прп. Симеона Нового Богослова. М., 2006, с. 411.

Говорят, на Афоне весёлость монаха служит критерием правильности его подвига; так видит и преподобный Макарий: радость — свидетельство воздаваемого за искренность утешения небесной благодати*. Что может огорчить монаха? обиды? скорби? смерть близких? Всё зло, всё тленное земное просветляется сиянием высшего света, освящается ценностями небесными, становится поводом к осмыслению и ступенями к вечности.

* Св. Макарий Великий. Добротолюбие. Т. 1, с. 221.

Если можно говорить о христианском достоинстве, оно в том, чтобы не проливать соплей, жалея и оплакивая себя; в том, чтобы не позволять сознанию в хаосе паники бессмысленно блуждать по стихиям мира; в том, чтобы благодарить Бога за эту новую, умную, серьёзную жизнь с Ним; в том, чтобы смотреть вверх и не в себе искать ценности и опоры, а приникать к Источнику животворящему и живоносному; в том, чтобы всегда верить: Господь милостив, и значит, всё к лучшему.
 

Category: прот. Андрей Ткачев

Бесконечная молодость в традициях Дориана Грея — одна из самых нелепых массовых маний нового времени. Она мешает браку быть таким, каким ему пристало быть: приобретать с годами новые оттенки и крепость подобно благородным напиткам

Спустя много лет после окончания школы на встречу собираются бывшие одноклассники. Какими глазами они смотрят друг на друга? Бьюсь об заклад, они видят перед собой не Петра Ивановича и не Семёна Олеговича, а Петьку и Сеньку. Они не столь безумны, чтобы не заметить лишнего веса, сетки морщин, лысин, завязанных галстуков и прочего ила, нанесённого временем. Но они и не столь слепы, чтобы не узнать в грузном дядьке соседа по парте, а в стареющей даме — свою первую любовь. Они видят друг друга в прежнем виде, более свежем, неповреждённом, юном. Он не исчез, этот юный вид, он лишь спрятался, ушёл в глубину и теперь открывается не всякому, но лишь тому, кто был перемазан с тобою одними чернилами и дёргал за косичку тех же девчонок.

А разве не так же смотрят на своих детей родители? Разве не видит родительское око, хотя бы по временам, в бреющемся перед работой и басом разговаривающем сыне всё ещё мальчишку? Разве не хочет мать вечно опекать, ласкать, кормить с ложки и давать советы своим давно выросшим детям именно потому, что видит их такими, какими, кроме неё, их не видит никто?

Этот возмутительный родительский бунт против неумолимо текущего времени так раздражает взрослеющих детей. Им так неприятно родительское сюсюканье, так обидны публичные знаки родительской любви и внимания! Но вряд ли возможно представить себе жизнь, в которой люди смотрят на мир «объективно», а не по-человечески. Поэтому нервничать не стоит.

А что же супруги? Видят ли они с течением времени в милых и изменившихся чертах отблеск своей первой весны, или они на это не способны без помощи фотографического альбома?

alt

Источник: photosight.ru Автор: yuriikarpov

Люди все разные. То, что для одних является естественным и необходимым, для других звучит как сказка или вымысел. То, что у одних получается легко, для других представляется трудностью неодолимой

При общей тенденции к распаду, супружеские пары, состарившиеся вместе, но сохранившие любовь и нежность, есть. Их мало. Ещё во времена господства «классической» нравственности, в девятнадцатом веке, и Гоголь, и Тургенев уже изображали такие пары как нечто отживающее свой век. Тихие, добрые, бесхитростные старики, прошедшие жизненный путь рука об руку, вызывали весь спектр эмоций от умиления до иронии. Но всем уже было понятно, что надвигающееся грядущее неумолимо приведёт с собой новые формы быта, пугающие новизной и неестественностью.

Теперь раскроем Библию. В одной из ветхозаветных книг греческого канона, а именно в книге Товита, есть молитва молодожёнов перед первой брачной ночью. Не пересказывая сюжет и не вдаваясь в детали, просто приведём часть этого молитвенного обращения к Всевышнему.

Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошёл весь род человеческий. Ты  сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь (Тов. 8, 6–8).

Совместное старение предполагается с самого начала. Очевидно, что такие молитвы — не только плод личного благочестия или мудрости, но и плод воспитывающей среды. Эта среда словами и примерами влагала в души мысль о том, что жить надо долго и правильно, состариться вместе и умереть в окружении детей и внуков, словно в тени тобою посаженных деревьев.

Наш чин венчания тоже полон пожеланиями увидеть «сыны сынов своих, якоже новосаждения масличная», дожить до «старости маститыя, делающе заповеди Божии». То есть и наше венчальное богослужение, библейское по сути, молодым влюблённым парам влагает мысль о долгой жизни, которую нужно пройти совместно и до конца. Жаль, но не по этому камертону настраивается нынче массовое сознание.

Воздух каждой эпохи всегда насыщен смесью особых ароматов и зловонных испарений. Смесь эта впитывается в нашу кровь, и бывает, что мы мним себя свободно мыслящими, а на деле некритично повторяем чужие мысленные штампы.

Вот пожелайте, ради хохмы или от чистого сердца, молодым на свадьбе «состариться вместе». Эти здравые слова житейской мудрости, да ещё и подкреплённые библейским текстом, для многих прозвучат как оскорбление. А почему? Потому, что никто стареть не собирается. Старость не вписана в житейские планы. Она — враг, имя которого называть не принято. В этом, господа, дух эпохи, всосавшийся в кровь. Дух Дориана Грея, готового оставаться молодым даже ценой продажи души дьяволу.

Все настраиваются на бесконечную молодость и такое же бесконечное счастье. Пришедшее увядание будет обнаружено с мистическим ужасом. Никто не удивляется морозному рисунку на зимнем стекле, потому что это дело природы. Но на увядающую красоту человек, всерьёз о старости не думавший, будет смотреть совсем не так, как поэт смотрит на осенний лесной убор. Там — «пышное природы увяданье», а здесь — смесь брезгливости и страха, как при виде трупных пятен. Культ молодости, культ здоровья и красоты, культ потребления максимально большего количества удовольствий — это, господа, Молох. За спиной этого кровожадного идола, этого ложного бога скрыты тысячи трагедий. Это трагедии людей, выброшенных на свалку за ненадобностью; людей, не готовых видеть жизнь такой, какая она есть, а не такой, какой её изображает реклама.

Супругам необходимо вместе и взрослеть (если брак был заключён в юности), и стареть. И готовиться к этому надо. Лучший способ подготовки — это хранение в памяти здравых мыслей и корректировка жизни в соответствии с ними.

Явным признаком неудачи можно считать даже не побег стареющего Дон Жуана к молодой любовнице, а зависть. Да-да, зависть. Если зрелый человек с завистью смотрит на юность, а старый человек завидует молодости, то жизнь прожита неправильно, а зависть тому свидетель. Человеку, уразумевшему в жизни хоть что-то серьёзное, а не поверхностное, свойственно жалеть молодых, а не завидовать им. И всякий свой возраст следует благословлять и приветствовать, а не отшатываться от зеркала, чтобы бежать затем в косметический салон или клинику.

В жене нужно научиться любить каждую морщинку, замечая при этом в ней не только сегодняшние черты, но и «те», когда-то пленившие тебя,а ныне ушедшие в глубину черты, которые только ты один можешь оживить.

Скорее всего, очень мало супружеских пар сказали Богу в виду расстеленного ложа те слова, которыми Товия предварил первую брачную ночь и которые были приведены выше. Но, благодарение Богу, у нас есть время исправиться. Молитва — твёрдый залог того, что желаемое исполнится.

Благоволи же помиловать меня,
и дай мне состариться с нею.
И она сказала с ним: аминь.

 

Протоиерей Андрей Ткачев

Category: поэзия

Учись прощать...Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена.,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.

Б.Пастернак

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Category: Современные чудеса

 

Елена Шутикова
 


 

Престольный праздник нашего маленького храма – 14 июля: празднование памяти святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. В этот день старается причаститься основная масса наших прихожан. И в этот день я уже жду другой праздник, который будет через 4 дня - праздник преподобного Сергия Радонежского – святого, подарившего мне самое дорогое, что может быть в жизни у человека – Веру в Бога!

А ведь начиналась все очень буднично – с итоговой контрольной по геометрии…

Так получилось, что мне всегда, еще с первого класса школы, очень нравилось учиться. Учение давалось мне достаточно легко, и из год в года я радовала своих домашних похвальными грамотами и табелями, где красовались исключительно круглые пятерки. Говоря современным языком, я была, наверное, типичным «ботаником».

Первые тучи на горизонте моих школьных успехов возникли уже в средней школе, когда появилась ОНА – ГОСПОЖА ГЕОМЕТРИЯ. Здесь-то и обнаружилось полное отсутствие у меня пространственного мышления: старательно уча теоремы и аксиомы, я не могла применить всю эту теорию на практике: при решении задач. Несмотря на огромные усилия, чем дальше, тем трудней и непонятней для меня становился этот предмет. Я начала бояться уроков по геометрии, а дни самостоятельных или контрольных, превращались буквально в самые «черные числа» календаря. Поэтому я с ужасом ждала приближения итоговой контрольной работы, надеясь только на помощь и подсказку своих одноклассников.

И надо же было такому случиться, что именно в назначенный для контрольной день я заболела, поэтому решать задания по ней мне пришлось позднее, в гордом одиночестве: в классе были только я и учительница, а условия задач предусмотрительно изменены, во избежание консультаций и помощи уже «отстрелявшихся» товарищей.

День накануне контрольной я провела в мучительной тревоге (иначе и не назовешь) и горьких слезах. «Что делать? Как мне быть? Я ничего не понимаю, хотя учу… Разве я виновата в этом?». Учить я уже ничего не учила, прекрасно понимая бессмысленность данной затеи. Ничего не могло спасти меня. Ничегошеньки. Разве только Чудо. Оно и не замедлило произойти…

До сих пор, мысленно прокручивая в памяти давние события, я не могу понять, ЧТО же (или КТО) подтолкнуло мою бабушку к такому разговору со мной. Мы никогда не разговаривали о Боге, о вере в Него; я не носила крестик и не ходила в церковь. Тем не менее, произошло то, что произошло:

- Лена, я знаю, кто может тебе помочь!

- ???

- Есть такой святой, который помогает в учебе. Когда он был маленьким мальчиком, то никак не мог научиться читать. И теперь сам деткам помогает в учении. Ты его попроси – он очень добрый, пожалеет и поможет тебе.

- А как его зовут? – надо же знать, кого просить. Слово «молитва» мне было совершенно незнакомо, но «попроси» – это же так просто и понятно.

- Сергий Радонежский!

Мне очень понравилось это имя. Сама даже не знаю, почему. Какое-то звонкое, ясное и радостное: не зря же – Радонежский. Для себя я решила, что Сергий – это взрослое имя, а в детстве он был просто Сережей. Об истории с отроком Варфоломеем мне еще только предстояло узнать в будущем.

Бабушка показала мне небольшую иконочку, и я очень горячо и долго просила седого старичка с добрым взглядом, изображенного на ней, помочь мне с геометрией, выручить меня из этой огромной (как мне тогда казалось) беды. Попросила, раскрыла тетрадку с задачами – и ничего… Как не понимала, так и не понимаю. В слезах пошла спать.

На следующее утро – в школу на контрольную. Шла с таким чувством, словно иду на собственную казнь: на подгибающихся ногах и просто в жутком отчаянии. Получила задачи, села за парту. В голове – мыслей никаких, кроме «Теперь меня оставят на второй год» и «Мама будет ругаться!». Время идет, надо что-то делать. Читаю еще раз первую задачу и почти вслух: «Ну, помоги же мне, Сергий Радонежский, бабушка говорит, что ты всем помогаешь! Пожалуйстааа…».

Это было как яркая вспышка. Словно что-то щелкнуло в голове. Я сидела, смотрела на изображенные на рисунке треугольники и мне ВСЕ было понятно: и почему они равны, и как найти недостающие показатели, и вообще – какая, оказывается, замечательная и интересная наука геометрия!!!

Из школы я вылетела окрыленная. Жизнь прекрасна и удивительна, если есть такой вот помощник, дедушка с удивительно мудрым и видящим тебя насквозь взглядом, Сергий Радонежский…

P . S . Геометрия больше не вызывала у меня никаких трудностей, а святой преподобный Сергий Радонежский с тех событий и по сей день остается моим самым любимым и почитаемым святым, чью благодатную помощь и заступничество я ощущаю все время!

 

Фото: Анна Марчук Фото: Анна Марчук

 


« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 31-40 из 70  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму