Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

  

Некоторые отрывки из писем святителя Игнатия Брянчанинова

(Письма к разным лицам)

«…Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нём потеряно…»  письмо 13

 

«…Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностью напоказ. Весьма часть актёрскою наружностью маскируется страшная безнравственность. Истинным монахом нет житья в монастырях от монахов-актёров…» письмо 48

 

«…Относительно монастырей, я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уничтожились сами в себе. Вам известен Отеческий путь состоящий в духовном подвиге, основанном на телесном подвиге и разуме. Опять Вам известно монашество русское: укажите на людей проходящих этот подвиг правильно. Их нет. Существует по некоторым монастырям подвиг, и то более напоказ людям…» письмо 49

 

«…О монашестве я писал Вам, что оно доживает  в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптинский, нет. Правда, и ныне некоторые разгорячённые верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества,  не понимая, что оно великая Божия тайна…» «…В современном монашеском обществе потеряно правильное понятие о умном делании…» письмо 50

 

«… Нужны нам большая осторожность, большая осмотрительность, более благоразумия: примеры святости, средства к достижению святости уменьшились, - примеры соблазнительные, средства расстроить себя грехом умножились. Беда и в пустынях, беда и в городах! Но есть ещё спасающиеся и спастись ещё возможно по неизреченной милости Божией… Тот же Бог, Который спасает в пустыне, спасает и в городе. Тот же грех, который губит в городе, губит и в пустыне…» письмо 169

 

«…Времена, чем далее, тем тяжелее. Христианство как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. «Сущие во Иудее да бегут в горы…» письмо 302

 

«…Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие…» письмо 321

 

«…Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. «Аскетические Опыты» и «Аскетическая Проповедь» (I, II, III, IV тома) должны составить чтение крайне полезное для современных христиан, крайне нужное для них по духу и настроениям современным. Надо каяться, молится и охранять себя от прелести, потому что в настоящее время большая часть желающих благочестно жить и мнящих о себе, что они живут благочестно, разгорячены вещественным разгорячением и находятся в большем или меньшем самообольщении…» письмо 503

 

«…На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились, их ещё поддерживает рука Божия ради нескольких благонамеренных иноков… Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твёрдому характеру не устоять…» письмо 515

 

«…Буди воля Божия! Но, на мой взгляд, всё в монастырях идёт к упадку. Сущность дела, что благонадёжные и способные люди делаются крайне редкими…» письмо 560

 

«… С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно, почти все приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того чтоб существование монашества продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод!...» письмо 564

 

«…Не имея понятия об истинном монашестве, находят монашество там, где одно лицемерство и ханжество и не видят его там, где оно точно есть, или судя по себе, не понимая даже, что может существовать искание вечного…» письмо 285

 

«…Вообще положение монастырей в России в нравственном и духовном отношении самое бедственное. За сто лет до нас святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целью вещественной выгоды. Надо понимать дух времени и не признавать прежнии пристанища пристанищами, потому что они превратились в гибельные омуты и пропасти…» письмо 284

 

«…То можно сказать и о монастырях: для исправления уклонений должно возвратиться к правилам святых Отцов…»  письмо 557

 

 «…В настоящее время – существует нужда в правильной молитве, а ее то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе; и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она – существенный, и единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!...» письмо 545

 

«…Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись». Сколько могу понять: не предвижу, по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, также как и монашества…» письмо 548

 

«…Если бы, как Вы говорите, и решились восстановить монашество, то нет орудий для восстановления, нет монахов, а актер ничего не сделает. Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления. «Спасающийся, да спасет свою душу» - сказали Отцы…» письмо 49

 

«…Религия христиан, так сильно опирающаяся на исполнение треб, не только существенно необходимых всем Христианам, но даже и обрядовых, должна сильно поколебаться. Прежде я говаривал об этих предмтах тем, у кого они в руках, с желанием общего блага, но увидв, что это принимают с дурной стороны и отвечают мщением и подлыми интригами, я замолчал, вспоминая слова Христа Спасителя: «…не бросайте жемчуга вашего…, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Смыслящих отлично интригу – очень много, а служащих очень мало. Благонамеренному человеку должно ограничиваться добрыми делами в том круге, в который Промысел Божий поставил его и который указывает ему обязанности его, но никак не вмешиваться с советом своим, особливо с замечанием, приводящим в движение чей-либо эгоизм как бы этот совет и это замечание небыли верны и благонамеренны…» письмо 416

 

 

«…Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаёшь за лучшее для своих обстоятельств; на всём, что ни предпримешь с благою целью, буди благословение Божие. У меня нет своего благословения - благословляю призыванием благословения Божия…» письмо 159

 

 

«…Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского…; говори духовнику грехи твои – и только. Люди нашего века, в рясе ли они или во фраке, прежде всего внушают осторожность…» письмо 446


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму