Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 50  |  Следующая страница »
Размещено 12:18 26/11/2012

Встречать ли Новый год?

Приближается Новый год и следующие за этим праздником продолжительные выходные. К сожалению, в это время вся страна без меры пьет и ест, и единственным отвлечением от застолья для многих становится просмотр всевозможных пошлых шоу и «голубых огоньков» по телевизору. Жизнь словно бы замирает.

Чтобы понять, отчего в современной России празднование Нового года возведено в культ, почему для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.

До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».

Но незнакомая с духовными русскими традициями душа, несчастная, лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством и безудержным весельем.

Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю, также связанную с утратой духовных традиций. Рассказал ее один священник.

Как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле открытку. Рядом в вазе стоял свежий букет цветов. Это была могила женщины, которая прожила чуть больше 30 лет. Он нагнулся и прочитал открытку. На ней было написано: «Дорогая мамочка! Поздравляем тебя с Днем рождения! Мы тебя помним и очень любим». И этот батюшка подумал: «Бедные советские дети! У них отняли веру, отняли Церковь. Они не знают, чего ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к смерти». В этом трагедия нашего народа – в разрыве с традициями, духовным опытом. Все это было почти полностью сметено бульдозером более чем 70-летнего атеизма.

Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай советский, а никак не русский православный. И нужно нам от этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас, слава Богу, всегда является выходным днем, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал.

Кстати, интересный факт: в 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки. Одна знакомая мне женщина, родившаяся еще до революции (ныне уже покойная), вспоминала, как советская власть вела борьбу с елками как с непременным атрибутом рождественского праздника. Ведь елку до революции наряжали перед Рождеством, и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда елка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь разрешили ставить елки уже в 1935 году.

Как же относиться людям православным ко всеобщему безудержному веселью и пьянству в новогодние дни? Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста Рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно, всероссийская новогодняя феерия порядком отвлекает нас от поста, создает нам определенные трудности. Например, в последних числах декабря люди начинают сметать с прилавков мясо, другие скоромные продукты и выпивку. В магазинах и на рынках в это время лучше не появляться: потеряешь уйму времени и сил. Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть из-за взрывов и хлопков петард и криков празднующих соседей. А у кого-то и в семье есть любители отметить с шумом приход Нового года. Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества далеко не все желающие могли пойти в храм, если только праздник не приходился на субботу или воскресение. А так 7 января по новому стилю было обычным рабочим днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на Рождественскую службу.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством – об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – новогоднее пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьей молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспомнить с благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под Новый год приходится на субботу, когда Уставом разрешается даже рыба). А кто-то проведет новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю) в телеалкогольном угаре. И получится, как в одном анекдоте про миллениум: мужчина просыпается с ужасного похмелья после новогодней ночи, еле-еле разлепляет веки, идет к зеркалу и, долго глядя на свое опухшее, заплывшее, помятое лицо, говорит: «Так вот ты какой, человек третьего тысячелетия!» Очень не хочется, чтобы лицо русского человека третьего тысячелетия было именно таким. Плохо, неудачно начав какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в правильный ритм, колею. И многие, начав год с пьянки и безделья, усваивают этот стиль на все последующие месяцы. И наоборот, как гласит пословица: «Хорошее начало – полдела откачало»: начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Позвольте, я немного расскажу о том, как обычно отмечает Новый год наша семья. 31 декабря вечером я служу в храме новогодний молебен. Супруга с детьми также, конечно, идет в церковь. А потом у нас есть традиция: каждый год мы с друзьями… нет, не идем в баню, а собираемся у них на даче в Подмосковье и отмечаем Новый год там. Мой кум и однокашник по семинарии протодиакон Алексий живет за городом и приглашает нас с детьми к себе. Семья у него большая – четверо мальчиков, и детям очень весело бывает вместе. За городом особенно хорошо встречать Новый год еще и потому, что в Москве в новогоднюю ночь заснуть практически невозможно, а в дачном поселке, хотя тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так вот. Обычно мы все вместе готовим постную трапезу и перед молитвой «Отче наш» поем еще «Царю небесный» и «Многая лета». После этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу, общаемся, вспоминаем уходящий год. А еще в эту ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из снега пещерки, ставят внутрь свечки и смотрят, чья свеча будет гореть дольше.

К сожалению, мы поставлены в такие условия, что в новогоднюю ночь, хочешь – не хочешь, приходится бодрствовать: уснуть можно разве что со снотворным и уже под утро. Поэтому и православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост еще не окончен.

В дружеском застолье, общении нет ничего скверного, и Новый год тоже повод собраться вместе, подвести итоги, помянуть былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и постом. Например, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим всегда празднуются в пост. Но отмечаются они скромно, по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают нам возможность подкрепиться перед следующей частью поста. Конечно, Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном. Это тоже допустимо.

Еще одна проблема: новогодние школьные каникулы – традиционно время всевозможных детских елок, утренников и театрализованных праздников. КАК БЫТЬ С ДЕТЬМИ, можно ли им посещать эти мероприятия?

Обычно большинство новогодних елок в детских садах и школах проходят еще до Нового года, до начала каникул. Как правило, дети бывают задействованы в постановке этих праздников и поэтому волей-неволей в них участвуют. Я не вижу ничего душевредного в детском утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей подарков; к тому же, если все дети принимают участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его посещать, то они будут чувствовать себя обделенными. Хотя вполне допускаю, что современные детские праздники могут содержать какие-то неприемлемые для православных детей моменты. Это надо узнать заранее, и, если это так, лучше уклониться от участия в утреннике. Все детские мероприятия и праздники желательно посетить до 2 января (когда усиливается Рождественский пост).

Некоторые «ревнители Православия» принципиально не отмечают Новый год 1 января, но празднуют так называемый «старый Новый год» 14 января, то есть новолетие по старому стилю. Честно говоря, не вижу в этом никакого смысла. Ведь наша светская жизнь, а также жизнь страны и всего мира строится по новому, гражданскому календарю. А на святки и так приходится немало праздников: Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января), память преподобного Серафима Саровского (2/15 января) и, конечно, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – в сам день 1/14 января.

Интересно, что в Греции роль рождественско-новогоднего старца, который раздает детям подарки, традиционно усваивается не святителю Николаю (Санта Клаусу), как в западных странах, и не Деду Морозу, как в России, а святителю Василию. Так как его память приходится как раз на новолетие. Там он именуется Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу, изображается с белой бородой и в красно-белом одеянии.

Напомню, что Греческая Церковь живет по новому стилю. Церковный календарь в Греции совпадает с гражданским, и Новый год они празднуют уже после Рождества.

Наши города и веси в новогодние каникулы цепенеют, очень сложно в это время заниматься какими-то делами вне дома, так как многие организации прекращают работу. Многих это всеобщее бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это время можно провести с пользой. Современному семейному человеку остается очень мало времени для общения с семьей. Папы, да и многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и времени остается только на то, чтобы покормить детей, проверить у них уроки и уложить спать. И время довольно длительных зимних каникул очень хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно также заняться изрядно запущенными делами домашними, навести порядок в доме перед Рождеством.

Думаю, что когда на Руси Новый год начинался 1 сентября, народ не проводил это время в праздности и безделье. Ведь Россия была страной, полностью зависящей от сельского хозяйства, а сентябрь – это время сбора урожая и подготовки к зимовке. А праздником, к которому было приурочено окончание полевых работ, был день празднования Покрова Богородицы (1/14 октября). Недаром традиционно на этот праздник приходилось много свадеб. Наступало время затишья в сельских работах до весны, и можно было подумать о создании семьи.

Как-то я размышлял над новогодними вопросами и пришел к выводу, что для нашей страны, конечно, сентябрьский Новый год являлся самым правильным. К сентябрю заканчивается годичный природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы весной вновь ожить для нового плодотворения.

Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если в семье есть невоцерковленные родственники (иногда почти вся семья невоцерковлена), которые любят отмечать Новый год пышным застольем и не мыслят новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное течение поста?

Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не поссориться с ними, но и не повредить себе.

Представим, что какой-нибудь человек, православный христианин, живет с ближайшими родственниками в одной квартире (а ведь очень часто бывает, что и в супружеских парах одна половина верующая, а другая нет), и его не церковные родные хотят отметить Новый год, «чтобы все было как у людей». С салатом оливье, холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной выпивкой. И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил почтальон Печкин, для них является телевизор. Что же, верующему человеку забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого экрана и, подобно фарисею из евангельской притчи, повторять про себя: «Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»? Нет, это будет не по-христиански. У апостола Павла есть такие слова: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15: 1–2). Конечно, все это очень непросто. Христианин, имеющий не церковных родственников, находится как бы на передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что привести их к Богу мы можем только любовью и молитвой за них. Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные», значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость православных праздников, а кому-то еще нет. Остается им только посочувствовать. Итак, что же нам делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по возможности соблюдая пост (можно заранее помочь родственникам в приготовлениях к празднику и сделать пару постных салатов), греха в этом не будет. Также, подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование. Сказать людям о настоящем смысле празднования новолетия, побеседовать о грядущем Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас просто разучились праздновать, даже не умеют говорить нормальные пожелания и тосты. Светские праздники – это зачастую сплошное празднословие и «перемывание костей» ближним.

Конечно, некоторые православные сочтут и выпитый бокал шампанского в новогоднюю ночь грехом, но, например, когда я учился в семинарии, после новогоднего молебна семинаристы шли в столовую на ужин (естественно, постный), где братии также предлагалось «утешение» – бокальчик шампанского.

Отмечая Новый год с не церковными близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Если родственники не очень возражают против вашего отсутствия в новогодний вечер, возможен такой вариант: пойти в гости к православным друзьям и отметить Новый год с ними.

Есть еще один выход, но он приемлем в основном для жителей Москвы. В нашем стольном граде уже не один год в нескольких приходах существует такой обычай: в ночь с 31 декабря на 1 января служится ночная служба. К литургии обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и Евангелие из новогоднего молебна. Знаю, как минимум, три таких места. Это, конечно же, Сретенский монастырь, также храм Живоначальной Троицы в Хохлах и Николо-Перервинский монастырь. Вообще многие православные стремятся встретить наступление Нового года молитвой.

Некоторые священники специально ставят себя в богослужебное расписание 1 января. Весьма символично, что 1 января по новому стилю – память святого мученика Вонифатия. А 2 января – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обоим этим святым молятся за страдающих от недуга пьянства. Помолимся и мы о тех несчастных, кто, не зная меры, пьянствует в Новый год. А для многих такое «празднование» оканчивается в больнице или морге. В новогоднюю ночь в России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а еще большее количество остаются калеками, на всю жизнь теряют здоровье, лишаются рук, ног из-за обморожения.

Желаю всем посетителям сайта в новом году быть всегда с Богом, и Господь не оставит нас! Самое плохое происходит, когда человек отходит от Источника Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется пожелать всем не каких-то земных благ, а самого главного: мира и любви в сердцах и семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и любовь, они счастливы.

И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и после Нового года будет продолжаться еще шесть дней, а в последние пять дней, даже в воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.

Православные знают: конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. К тому же, условия для этого весьма благоприятные. К концу поста христианин может ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь пост, впасть в некую эйфорию. Этой-то самоуверенностью и пользуются бесы. Как говорится, «не говори ”гоп!”, пока не перепрыгнешь». Так что будем на чеку, и дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!
Священник Павел Гумеров

23 декабря 2010 года
[Пользователь удалён]
Размещено 12:24 26/11/2012
«В прежние годы в эту ночь душа моя пребывала в смущении»

Иерей Сергий Карамышев о том, как православному человеку провести ночь с 31 декабря на 1 января …

Каждое действие христианина должно быть осмысленным. И прежде, чем принять решение о том, как провести ночь с 31 декабря на 1 января гражданского стиля, неплохо все обдумать.

Легче всего плыть по течению так называемых общечеловеческих воззрений; легче всего, под конец Рождественского поста, заразившись стадным чувством, отдаться безудержному языческому веселью. А к утру 1 января морги России будут наполняться опившимися, замерзшими и убитыми в пьяных драках людьми. Ничего особенного: обычная новогодняя дань князю тьмы.

Многие народы, сохранившие предания древнейшей эпохи, в том числе евреи, римляне, славяне, начинали год с первого месяца весны. Таково летоисчисление Библии (от сотворения мiра). И уже в позднейшее время, после календарной реформы Юлия Цезаря (45 г. до Р.Х.), согласно которой новый год стал начинаться не с 1 марта, а с 1 января, римляне усвоили всевозможные языческие суеверия, которыми наполнили праздник. По этому поводу протоиерей Сергий Булгаков пишет: «По верованиям римлян-язычников, первый момент нового года имел роковое влияние на весь годовой период времени: кто весело встретит и проведет первый день нового года, тот в течение целого года будет жить весело; отсюда и возник обычай встречать и проводить 1-й день нового года как можно веселее и разгульнее. Накануне нового года мужчины и женщины собирались в частных домах и в гостиницах для того, чтобы в обществе встретить новый год. Быть пьяным в этот день считалось необходимым даже для тех, кто не любил упиваться вином. Шум, крик, песни, пляски, рукоплескания оглашали улицы и здания в продолжение всей ночи. Мужчины наряжались по-женски, в свою очередь и женщины не отставали от мужчин в искусстве маскироваться. Некоторые, по свидетельству блаж. Августина, наряжались в животных, надевали шкуры баранов, приделывали себе головы коров, оленей, псов и др. животных; иные наряжались даже демонами или принимали на себя образы своих языческих богов и богинь. Замаскированные ходили по городу, из дома в дом, с шумом, песнями и плясками. Разного рода чародеи, предсказатели и авгуры, гадавшие всевозможными способами о будущем, никогда, быть может, не имели так много посетителей, как в эту ночь – накануне нового года. С наступлением утра все спешили друг к другу с поздравлениями, благожеланиями и подарками по случаю нового года; вечер дня проводили в пирах и увеселениях».

Справедливо современную цивилизацию называют постхристианской. «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2,21). Эти слова могут быть отнесены в том числе и к нынешним объязычившимся христианам. Ибо все, что было сказано о древнеримских язычниках приложимо к современным людям, разве за тем исключением, что тогда праздновавшие переодевались в греко-римских богов, а теперь – в китайских: драконов, обезьян, крыс и т.д.

Однако, в соответствии с церковным уставом, новолетие отмечается в 1-й день седьмого (если считать с марта) месяца, т.е. сентября (от лат. septimus – «седьмой»). Как седьмой день недели полагается посвящать Богу, так и седьмой месяц, по крайней мере первый его день, заслуживает той же чести. Ни один из ветхозаветных праздников не вошел в христианский календарь, за исключением новолетия. Надо полагать, древние отцы Церкви согласились праздновать новолетие в соответствии с ветхозаветной традицией ради того, чтобы отвратить христиан от языческого первоянварского пьяного разгулья.

К сентябрю в основном уже собран урожай, а это есть повод для благодарности Богу. Вся служба 1 сентября проникнута тремя основными мыслями: во-первых, благодарением за ниспосланные блага; во-вторых, раскаянием в прегрешениях, совершенных в прошедшем году; в-третьих, молением о том, чтобы наступающий год провести мирно и безгрешно.

В тропаре празднику воспевается: «Всея твари Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи...» Венец лета – окончание летнего времени с его пышущими свежестью плодами. А среди зимы – какой венец и какая свежесть?

На богослужении 1 сентября, как на Литургии, так и на молебне, полагается читать зачало Евангелия от Луки, где говорится о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге – о предреченном пророком Исаией лете милости Божией, времени, благоприятном для спасения всех хотящих спасись в жизнь вечную. Вот обновление, о котором и апостол Павел говорит: «...не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12,2) - в соответствии с заповедями Нового Завета.

Теперь идет 7520-й год от сотворения мiра. Можно вести летоисчисление и с 1 января (по Юлианскому календарю), каковой обычай был у нас узаконен Царем Петром I с 1700 года, если приурочить его к Рождеству Христову. А отмечать новый год до Рождества, во время поста, – нелепость. Ведь мы считаем годы от, т.е. после, Рождества. В противном случае искажается всякий здравый смысл, искажается ритм христианской жизни.

Каким же образом лучше проводить ночь с 31 декабря на 1 января гражданского стиля? Конечно, в соответствии с церковным уставом, как один из постных дней, проводить эти часы в посте и молитве, или в мирном сне. Впрочем, поспать жителям большинства городов и селений бывает проблематично по причине всеобщего шума. В связи с этим, а также дабы противостоять тлетворной энергетике язычествующих толп силой благодати божественной Литургии, незабвенный архимандрит Матфей (Мормыль) – Царство ему Небесное – года четыре тому назад, в частной беседе, советовал служить с полуночи Литургию в память св. мученика Вонифатия, имеющего дерзновение перед Богом предстательствовать за одержимых страстью винопития. Его совет некоторые священники, и я в их числе, приняли на вооружение. Нынче третий год подряд у нас ночью будет совершаться божественная Литургия.

В прежние годы в эту ночь душа моя пребывала в смущении, а теперь не испытываю ничего даже сколько-нибудь близкого к этому чувству. Чего и всем православным христианам желаю.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
Размещено 00:19 27/11/2012
Как встречать Новый год?

Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – предоставили нескольким известным православным пастырям и мирянам.

Николай Бурляев, президент Международного форума «Золотой витязь», народный артист России:
– Принято считать, что весело встретить Новый год – это наша русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.
Я сам со своей семьей встречаю Новый год обычно в тишине, за чаем – так как если смотреть передачи, которые нам в течение двух недель выходных показывают по телевизору, то, точно, мира в душе не найти, да и праздника как такового не почувствуешь. С каждым годом новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое – поэтому я никому не рекомендую провести праздники за телевизором. Многие с ностальгией вспоминают советские «Голубые огоньки», но и они, поверьте мне, не были образцом хорошего вкуса.
И еще более опасно то, что все шуточки сопровождаются звоном бокалов – по телевизору постоянно показывают, как пьют. Это романтизирует пьянство – этакая пропаганда красивого вырождения нации. И это все делается в стране, где 90 процентов пьющих, и 80 процентов из них находятся в стадии алкогольной зависимости!
Кстати, считается, что огромная предновогодняя коммерческая кампания, в том числе большие объемы продажи алкоголя, очень выгодны экономике. Однако беды от этого богатства больше, чем пользы. По статистике, у нас около 2 триллионов рублей в год экономических потерь от алкоголизма. И дети в результате уже пьют не с 16 лет, как всего несколько лет назад, а с 12 лет; в 9 лет пробует алкоголь 80 процентов… Так что через десять лет некому будет и развивать эту экономику.
Двухнедельный запой происходит в дни поста – это очень показательный факт из жизни нашего общества. Тогда, когда нужно поститься, молиться, задуматься о собственных грехах, люди находятся в алкогольном анабиозе.
И так происходит уже четверть века – с тех пор, как объявили перестройку. Я вспоминаю фразу, которую в те годы услышал по радио: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из традиции». Вот так нас и лишают традиций.
=================================================

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами:
– Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что не знают, как им провести две недели новогодних выходных. По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться своим свободным временем. Прихожане моего храма, например, и так знают, что нельзя курить, напиваться и сквернословить – причем нельзя этого делать не только в первые дни января, но и во все остальные дни года.
Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние праздники станут испытанием. Но это же люди больные – и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни января встречи, молебны. При многих храмах сейчас есть подобные общества, есть и крупные центры реабилитации – им в праздники придется поработать усиленно.
Принято ругать государство, которое устраивает нам такие длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У меня возникает другой вопрос: а почему государство должно, как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это делай – это не делай, это смотри – это не смотри. Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма – пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, не надо пить целый ящик.
Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм, сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени.
А тем, кто все же хочет радостного настроения на праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая бывает во время поста, – это радость, которая дается нам в молитве.
Размещено 00:21 27/11/2012


Протоиерей Алексий Уминский,
настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:
– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка. Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.

Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.

Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию. Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия.
А после службы – на трапезу все вместе. В основном с нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.
Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты, например в Сретенском монастыре.
Размещено 00:22 27/11/2012


Архимандрит Тихон (Шевкунов),
наместник московского Сретенского монастыря:
– В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.

Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.
Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.

Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.

Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.

Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.
В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.
Размещено 23:51 28/11/2012
НОВЫЙ ГОД -- ЭТО НОВОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ !

В преддверии Нового года на православные сайты, теле и радиопрограммы приходит множество вопросов о том, как праздновать Новый год, когда и как встретить Рождество, почему существуют разные календари. На эти вопросы в эфире православной телекомпании «Союз» ответил Архиепископ Екатеринбургский Викентий



- Владыко, что нужно делать в новый год, чтобы не нарушить поста?
- Я хочу сказать, что сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа.

ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ПРАЗДНОВАТЬ НОВЫЙ ГОД, ТО МЫ ДОЛЖНЫ ЕГО ПРАЗДНОВАТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЗНАЧИМОСТИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.
Мы не знаем, что принесет нам наступающий год, может нас ждут скорби, трудности и испытания. Если серьёзно посмотреть на то, что нас ожидает, то мы должны обратиться в этот день с молитвой к Богу, чтобы Он благословил этот год, чтобы он был радостным и утешительным для нас. Чтобы Господь дал нам меньше скорбей. А все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. За это Господь нас карает всякими бедствиями, которые посылаются на нас: землетрясениями, наводнениями. Это – показатель гнева Божия. Если мы, как дети Божии, послушны воле Божией, мы не должны в этот праздник гневить Бога. Нужно иметь норму во всём. И в питии, и в веселье, и в пище, и в обращении друг к другу. Если всё будет находиться в рамках нравственного закона, Господь в новый год пошлёт нам все милости, которые мы от него ожидаем.

- Владыка, почему во всём мире Рождество отмечается до нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют новый год. Почему у нас не делают так же?
- Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый и старый. Мы, православные люди, живущие в России, придерживаемся старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Югославская, Грузинская и Сербская Православные Церкви. И не случайно. Мы понимаем, что на нём лежит благоволение Божие. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо, в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это – показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю. Поэтому его придерживается и Русская Православная Церковь. Было время, когда и новый год праздновался 14 января по новому стилю. Это был также день празднования Василия Великого. Этот праздник совершался очень торжественно. Поста не было. Всё было в норме. Сейчас, из-за смешения стилей, новый год перекрыт последней седмицей Рождественского поста. В последнюю седмицу люди должны особенно задумываться о приближении великого праздника, Рождества Христова. Если мы ставим, как и должны, Рождество выше светских праздников, то всё встаёт на свои места.
Новый год – это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Новый год нужно встречать по-православному, с молитвой. Мы должны молиться о том, чтобы новый год был счастливым, радостным, чтобы меньше было бедствий, катастроф и других неприятностей. Катастрофы случаются оттого, что люди живут безнравственно, беззаконно. Мы должны молиться о том, чтобы Бог помиловал нас, видя наше усердие, и не насылал на нас катастрофы, избавил нас от C воего праведного гнева. Но мы ведем себя совсем не так в праздник Нового года. Обычно в этот день совершается много увеселений и даже бесчинств. Мы начинаем совершать всякие безнравственные поступки, что, конечно, не идёт нам на пользу. Православные люди должны относиться к этому более серьёзно.

- Если католическая церковь празднует Рождество до нового года, а православная — после, почему нельзя совместить эти два праздника и отмечать первого января и католическое Рождество, и православное, и новый год?
- Этими людьми движет желание повеселиться, совместить три праздника. Сделать торжество плоти. А мы больше думаем о духовном, чем о плотском, поэтому, слава Богу, мы всё ещё придерживаемся тех канонических правил, которые искони в России были. Суть в том, что Русская Православная Церковь бережно хранит старый стиль, что освящён на Вселенских Соборах и освящается ежегодно в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, когда Господь посылает Благодатный Огонь на гробе Господнем, который освящает весь мир и даёт надежду на милость Божию в течение следующего года. Зная это, мы не хотим потерять благодать Божию, которая посылается нам, празднующим Пасху, Рождество и другие праздники по старому стилю, из-за плотского увеселения. Конечно, когда мы праздновали по старому стилю и новый год, у нас всё стояло на своих местах. А сейчас, вы видите, на нас сильно влияет Запад, и мы больше смотрим туда, чем на свои исконные традиции, которые хранились Россией в течение многих лет.
Очень много традиций мы потеряли в годы советской власти. Я помню ещё те годы, когда новый год по новому стилю отмечался не так торжественно, как старый новый год. Всё торжество проходило 14 января. Люди почитали этот день особо. Конечно, было бы хорошо, если бы мы возвратились к этому старому обычаю.

- Почему Церковь не обратится с ходатайством к Президенту о том, чтобы новый год праздновался, как и раньше, 14 января, ведь от этого всем было бы хорошо?
- Это было бы правильно, конечно. Есть ещё люди, которые не забыли свои традиции. Может быть, придёт такое время, когда все мы будем праздновать новый год 14 января, а не первого, как сегодня. Может быть, придёт такая власть, которая поймёт, что именно так надо делать в нашей православной стране. Мы должны жить своей жизнью, которая в нашей стране всегда была. То, что мы будем хранить свои традиции, только объединит нас, сделает сильнее наше государство и народ.

Подготовлено для портала «Православие и мир»
редакцией Православного телеканала Союз www.tv-soyuz.ru
2010г.
Размещено 11:47 30/11/2012
МНЕНИЯ...МНЕНИЯ...МНЕНИЯ...

Старый и Новый Новый Год... Где истина?
Говорят, что есть Старый и Новый Новый год. Нет Старого и Нового Нового года.
Есть Новый год по католическому календарю (в католических странах) - названный у нас Новым годом советским правительством для уничтожения Православия в стране. Есть Новый год по православному календарю, тот Новый год, который начали праздновать со времен царствования Императора Петра I. До этого в России праздновали Новый год в сентябре.
Новый год знаменует начало следующего года после рождения Иисуса Христа. Рождение Иисуса Христа по католическому (григорианскому календарю) с 24 на 25 декабря (григор. календарь), а по православному календарю с 06 по 07 января (григор. календарь)
Должен Вам сказать, что БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ на гробе Господнем ни разу за все годы не сходил в день католической пасхи. БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ всегда сходит на православную пасху, что и свидетельствует о том, что человек должен жить по юлианскому (православному), а не по григорианскому (католическому) календарю. Но, почему-то люди не желают этого принимать.
Люди не желаю принимать свидетельства Божьего. Какие после этого могут быть последствия? Подумайте.
________________________________________
«Преждевременный Новый год»
Во время поста человек по возможности должен уходить от мирской суеты. А что такое празднование Нового года??? Празднование Нового Года - это веселье, песни и пляски, голубой огонек, бенгальские огни, ёлка увешенная игрушками, застолье с веселыми разговорами, и, т.д., и т.п. Все это уводит человека от раздумий о своей жизни и своей душе - раздумий о правильности или неправильности тех или других своих поступков и раздумий о возможности изменить эти свои проступки, а возможно и всю жизнь после раскаяния перед причастием в конце поста. Ведь именно в переосмыслении своей жизни, раскаянии и причащении Святых Таин смысл постов.
Этот всенародный праздник – «преждевременный Новый год» не вовремя. Он основательно уводит человека от всего того, о чем я говорил.
Православный христианин, конечно, не должен отказывать другим, неверующим или инаковерующим людям тогда, когда они во время поста приглашают его на свои праздничные (не постные) застолья (ведь только идоложертвенного необходимо избегать). Не должен православный отказывать в таких случаях дабы исполнить основное понятие христианства и не нанести обиду приглашающим. Но это ведь должны быть единичные, а не массовые случаи в Православном Государстве. У нас же эти случаи в средине Рождественского поста даже не массовые, а поголовные.
________________________________________
Так, быть может, запретить Новый Год???

Или, быть может, пойти другим путем??? Не будем запрещать Нового года. Деда Мороза со Снегурочкой не будем отправлять в архив и не закроем в какой-нибудь сибирский сейф. Елку наряжать обязательно будем, и будем разные подарки под нее класть. Устроим ярмарки с песнями и плясками, но только на тот Новый Год, который можно назвать Новым Годом от Рождества Христова.

А, скажите, пожалуйста, было ли уже Рождество Христово? Встречала ли уже Православная Церковь Рождественские праздники - Рождественские праздники 2013 года. А если не было, то какой Новый Год встречали? Не Новый ли Год от слова Папы (латинского) Григория встречал уже в ночь с 31 декабря на 01января (григор. календарь) русский православный народ? А ведь от 01 января (григор. календарь) до Святой Ночи – Рождества Христова целых 6 дней.
Размещено 12:00 30/11/2012
http://allcafe.ru/readingroom/holiday/127

ИСТОРИЯ...ИСТОРИЯ...ИСТОРИЯ...

История знаменитых праздников и фестивалей /

Как празднуют Новый год в России



Для большинства европейцев и американцев главным зимним праздником было и остается Рождество. Конечно, Новый год во всем мире празднуют шумно и пышно, однако самые веселые и богатые на подарки торжества все же приходится на 25 декабря - Рождество Христово. В России же все наоборот. Подавляющее число россиян, с охотой празднуя Рождество, отдают предпочтение Новому году. Следует отметить, что с новогодними и рождественскими праздниками в России происходит такая путаница, что не каждому по силам в ней разобраться. Зимние праздники в России затягиваются на несколько недель: русские с воодушевлением празднуют сперва западное Рождество, потом Новый Год, после православное Рождество - 7 января, и напоследок - 13 января - отмечают уже совершенно непонятный иностранцам праздник - Старый Новый Год. Но самый любимый и почитаемый праздник в этой длинной череде торжеств - новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января. Теперь кажется, что так было всегда. Между тем, традиция встречи Нового года в России появилась значительно позже, чем в странах Европы.



Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. Однако царь, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Впрочем, традиционный для России Юлианский календарь Петр Великий все же сохранил, так что новый год в России наступал на несколько дней позже, чем в европейских странах. В те времена Рождество в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Правда, главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.



После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 - 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.

Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой.

В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. Существовал так же обычай, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье.



Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные ёлки и маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность. 2 января 1751 года «Петербургские Ведомости» подробно описали новогодний бал, данный в императорском дворце. Вельможи прибыли на маскарад в богатых платьях и собрались в большом зале «где в осьмом часу началась музыка на двух оркестрах и продолжалась до 7 часов пополуночи». После танцев были накрыты столы «на которых поставлено было великое множество пирамид с конфектами, а также холодное и горячее кушанье». В маскараде приняло участие более 15000 человек, которые были «разными водками и наилучшими виноградными винами, также кофием, шоколадом, чаем, оршатом и лимонадом и прочими напитками довольствованы».



При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом. В 18 веке русский новогодний стол стал особенно затейлив: в поварское искусство пришло стремление удивить, потешить гостей необычными и непривычными яствами. Историки рассказывают легенду о диковинном блюде, которое придворный повар-француз приготовил для императрицы в качестве сюрприза к новогодней трапезе. Весьма замысловатое угощение обходилось недешево и требовало от повара незаурядного мастерства. Рецепт кушанья был таков: в мясистые оливки вкладывались вместо косточек кусочки анчоусов, оливки являлись начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку, а ту - в фазана. Последней оболочкой служил поросенок. Сначала секрет «царского» новогоднего угощения держался в строгом секрете, но потом его выведал богач-вельможа. После этого блюдо стали готовить под новый год и в других аристократических домах. Такое жаркое получило название «Императрица» и пользовалось большим успехом у петербургской знати. При императрице Екатерине II получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений. Особенно отмечала Екатерина гостинец одного из русских промышленников, который ежегодно присылал во дворец огромное золотое блюдо на котором лежали различные свежие фрукты: ананасы, абрикосы, груши, сливы, персики, виноград. Императрица радовалась этому подарку, как девочка, прыгала, хлопала в ладоши. И каждый год волновалась - будет ли доставлено ей любимое блюдо.



Любила Екатерина и маскарады: она приезжала на них в чужой карете, пряча лицо под маской. Но полиция тотчас же узнавала государыню по походке и неразлучной с ней свите. Однажды во время новогоднего маскарада свита императрицы придумала веселую забаву: семеро мужчин-вельмож переоделись в женское платье. По свидетельству очевидцев: «на всех были кофты, юбки, чепчики; один из князей был проще всех одет, он представлял гувернантку или маму и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили».

К началу 19 века, со смертью Екатерины, русская кухня вновь начинает тяготеть к простым блюдам. Павел I, а за ним и Александр I пропагандировали воздержание в еде, и это стало модным в аристократической среде. Даже в домах знати на новогоднем столе вполне могли оказаться соленые огурцы и грибы, салат из редьки. А еще подавали поросенка, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине, тельное из ершей. Вошли в новогоднее меню и фрукты: абрикосы, апельсины, виноград и груши - в моде были оранжереи, фрукты выращивались посреди зимы в Петербурге, и в Москве.



В начале XIX века в России стало популярно шампанское - напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.



К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры - вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. К грибам почему-то охладели, зато в моду вошли лабардан (треска) и арбузы. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. Во всяком случае, именно в середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков. На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. А в подражание шампанским уже делали донские игристые вина. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое.

В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. В особую моду во времена правления Александра III и Николая II входит искусство составления и оформления меню. Блюда назывались красиво и пышно, а карточки меню оформлялись изысканными рисунками, вензелями, виньетками. Меню превратилось в шедевр прикладного искусства. Зачастую карточки меню оставались в семейном архиве, как воспоминание о празднике, на котором едали ТАКОЕ. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни. Так, например, под зимние праздники 1912 года было продано 250 тысяч поросят, 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей, 260 тысяч кур и уток.



С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.

По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество - на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Достопримечательностью этого ресторана был "Альбом обедающих", в который заносились протоколы собраний, экспромты, шутки, карикатуры. Столичный бомонд - люди искусства и литературы - устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера - лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.

Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из фирменных «кушаний» этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках).

После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для Петрограда, и для всей России. В 1918 году в городе умерло 64150 человек. В середине декабря 1918 года петроградцы ели в основном редьку да осклизлую селедку. Хлеба не было вовсе. Новый год встретили уныло. Большинство так и не поняли, праздновать его по старому или по новому стилю. К тому же отказ Церкви переходить на новый календарь вызвал большую проблему для верующих людей (в Петрограде тогда таких было большинство). Новый год по новому стилю приходился на последнюю, самую стогую неделю поста. Какой уж тут праздничный стол! Вероятно, именно тогда в России возникла парадоксальная традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. Отмечая еще тот «петровский» новый год, верующие имели возможность соблюсти пост по всем правилам.

Но у голодных петроградцев не было возможности нарушить Великий пост. Еда распределялась по карточкам, никакого мяса по ним не полагалось, а вместо хлеба давали немолотый овес. Весь город мудрил, чтобы такое из него сотворить. В газетах появлялись кулинарные рецепты - высевки, оставшиеся после варки киселя или супа, предлагалось высушивать и поджаривать. Из них вполне мог получиться «шикарный кофе». Несмотря на голод, во всех районах города были устроены елки для детей. «Красная газета» с гордостью писала, что пролетарская елка положит конец сказке о замерзшем мальчике, которую слушали из года в год буржуйские дети, засыпая в своих пуховых кроватках.

Впрочем, эта елка оказалась последней на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов !» - писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год - это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Самая красочная встреча досталась 1937 - году двадцатилетия Октябрьской революции. К нему готовились загодя. На площади Урицкого (Дворцовой) был развернут новогодний базар. Александрийская колонна символизировала изобилие. Освещенная пятью прожекторами, она была обвешена шоколадными бомбами, консервными банками, серебряными колбасами и папиросными коробками огромных размеров. Следует отметить, что советский новогодний стол не стал изысканным - его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру.

Увы, эра продуктового изобилия была недолгой. Блокадная зима 1941 года стала последней для многих ленинградцев. К ноябрю 1941 года иждивенцы и дети получали по карточкам 125 грамм хлеба. С улиц города исчезли голуби, воробьи, собаки и кошки. В пищу шли дуранда - спрессованные выжимки подсолнечных семечек, столярный клей, танковый жир и шроты - отходы от сои. Однако в канун 1942 года для детей зажглись огни новогодних елок. Звучала музыка вальсов... 1943 новый год ленинградцы встретили, уже уверенные в том, что Ленинград выстоял, победил. С продуктами в тот год стало уже легче: наученные горьким опытом ленинградцы с лета запасали выращенные на грядках овощи, зелень, а то и просто траву. В праздничном меню ленинградских столовых в 1942 году значились: щи из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, биточки из лебеды, печень из жмыха, оладьи из казеина и торт из дуранды.



С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Знаменитый московский повар вряд ли бы узнал в этом «кулинарном шедевре» советской эпохи свое детище. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими плебейскими продуктами. Готовили салат в большом тазу и щедро заправляли майонезом. Поросенок, гусь или утка были желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы. В 63 году снова начались перебои с продуктами. В связи с неурожаем были введены талоны на муку. Тогда в Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» - из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке.



Однако настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. Впрочем, на новогодних столах это практически не отразилось. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, запасливые ленинградцы берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Сложилась парадоксальная ситуация: в магазинах царило запустение, однако на праздничных столах было полное изобилие.

В 80-х годах, в эпоху Горбачева, ситуация с продуктами практически не изменилась. Однако на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране вырубались виноградники, любой алкоголь исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе. Приунывшим ленинградцам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского: достать его нельзя было никакими силами. Разумеется, советские праздники не стали безалкогольными, как мечталось советскому правительству. Народ просто перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку. Участилось количество отравлений алкоголем, резко увеличилось число пьяниц. В конце концов, грандиозно задуманную антиалкогольную кампанию пришлось спешно свернуть.



В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рождеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

Екатерина Емельянова
Размещено 17:45 30/11/2012
МНЕНИЕ...

Православные обычаи и традиции возрождаются и все больше входят в нашу жизнь – это хороший признак. Но… Если строго им следовать, придется отказаться от многого, к чему мы привыкли. К примеру, Новый год. Строго по-христиански – это кощунство. В самом разгаре рождественский пост – до вечеринок ли тут? Успокойтесь: 31 декабря настолько прочно и навсегда вошел в нашу жизнь, что любой священник скажет вам – отметить его не считается большим грехом. За постным и достаточно скромным столом без излишеств, встречают его даже в семьях самых строгих православных христиан. А уж о том, чтобы сделать заказ Деда Мороза для детишек и говорить не приходится – ведь его ждут целый год, как чуда, так стоит ли лишать своего ребенка этого чуда?

В любом случае малыши с нетерпением ждут прихода артистов, независимо от того, насколько строго придерживаются требований религии их родители.
Только представьте себе, что ваш ребенок будет думать о православии в будущем, если сейчас его счастливые сверстники рассказывают о приходе артистов, подарках, развлечениях и играх, а ему все это недоступно – потому что «грех»? Вряд ли это привлечет его к религии и вере, скорое напротив…

Церковь рекомендует разумно сочетать светские традиции с подготовкой к Рождеству. И оформление заявки на актеров не является в этом смысле чем-то недопустимым, вопиющим.

Подарки ребятам, кстати, дарил еще Николай Чудотворец – не с его ли образа списан современный Дед Мороз?

То же касается и гирлянд: нельзя ли объяснить это малышам тем, что это загорелась не обыкновенная звезда, а ВИФЛЕЕМСКАЯ, и говорит она о том, что через несколько дней родится Иисус Христос?

Так же разумно следует относиться и ко всему прочему. Ведь в самом этом дне нет никакого греха, грех в том, что застолье у многих превращается в пьянку.
Размещено 18:52 30/11/2012
Дед Мороз в гостях у православной семьи

Как известно, Новый год празднуют на всем земном шаре! Следовательно, это всенародный праздник, который отмечают в каждом уголке планеты, в соответствии с принятым календарем. И, несомненно, Новый год – это время надежд, веры, любви, мира и радости!

А как дети с нетерпением ждут этого праздника, потому что знают, что к ним спешит с подарками Дедушка Мороз и его верная спутница Снегурочка. Кто-то считает, что Дед Мороз это прообраз святого Николая, кто-то Мороза считает персонажем из язычества, но в первую очередь Дед Мороз – это просто сказочный герой, олицетворяющий добро и милосердие. Споров о происхождении этого волшебника много, но ясно только одно, что радость, которую он несет, - это настоящее чудо! Поэтому, приглашая в православную семью Деда Мороза, вы можете быть совершенно уверены, что это никак негативно не скажется на культурно-религиозных традициях вашей семьи.

А что же думают православные деятели о Дедушке Морозе?

Иерей Алексей Агапов, настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!».
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 50  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму