FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 

« Last Page  |  viewing results 1-10 of 11  |  Next Page »
Posted at 13:46 on 24/09/2013

Святые отцы о грехе винопития


Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние». Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога

О причинах пьянства
Прп. авва Дорофей Прп. авва Дорофей
Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения.

Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

В силу повреждения человеческой природы путь к Богу для человека стал тернистым. «Отдай кровь и прими дух», – такими словами определяют святые отцы положенный нам путь борьбы с грехом и научения добродетели, посредством которых человек может найти радость в Боге. И потому далеко не каждый желает следовать пути, содержащим в себе такие трудности, и предпочитает более легкими путями находить радость. Но душа, которая, по словам Тертуллиана, по природе христианка, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое по необходимости надо чем-то заполнять. В итоге человек, не ведущий пути к Богу, вынужден заполнять пустоту души все тем же бесплодным поиском утешений, одним из которых выбирает винопитие. Однако суррогатный источник радости не может принести счастья и становится для человека, в конечном счете, тем «райским плодом», который приносит ему одни беды.

Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу» Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай»

О дозволенной мере
Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Источник: dionisy.com Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Источник: dionisy.com
Употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив таким образом веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа»

Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «“Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан»
Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник
Объясняя те крайние случаи, в которых употребление вина дозволено, святитель Феофан Затворник ссылается на мнение святителя Иоанна Златоуста, который видит благотворность употребления вина, исходя из его целебного воздействия на душевно-телесные силы человека. «Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. “Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания: ‘дайте сикера сущим в печалех, и вино питии сущим в болезнех’ (Притч. 31: 6)”. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль: “Вино веселит сердце человека” (Пс. 103: 15). Другое разумное употребление вина есть питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. “Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: ‘Мало вина приемли стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов’ (1 Тим. 5: 23)”. Но и этот совет более подходит для немощных телом людей, ибо «для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом».

Исключение составляет детский и юношеский возраст. По мнению исследователей, «алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростков будет страдать интеллект, память, мышление, поведение. Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой. Организм подростка еще не окрепший, и под воздействием алкоголя быстро развивается целый “букет” заболеваний». Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Свобода и зависимость» рассказывает о подобном случае воздействия алкоголя на детский организм: «Один научный сотрудник, человек, казалось бы, вполне неглупый, однажды отправился на зимнюю рыбалку со своим девятилетним сыном. Приехали на машине на озеро, сделали лунку, ловят рыбу. Проходит некоторое время, собралось несколько рыбаков, решили “для согрева” выпить по 100 грамм. Показывают отцу на сына: мол, он тоже мерзнет. Ребенок сначала не хотел пить и отговаривался. Но его с аргументом: “Ты что, не мужик, что ли?” – все же уговаривают. Через десять минут парень побледнел, отец насторожился, еще через пять минут ребенок падает в обморок. Отец схватил ребенка и быстро понесся на машине в городскую больницу. Но спасти ребенка так и не удалось». Поскольку в молодом организме все процессы проходят быстрее, то разрушительное действие алкоголя происходит более интенсивно. По статистике, более половины смертей людей в возрасте от 20 до 40 лет так или иначе связаны с неумеренным употреблением алкоголя.

Святые отцы обращают внимание на разрушительное действие вина на нравственность именно молодых людей, более склонных к худому навыку. «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными». Преподобный Ефрем Сирин говорит о возбуждающем действии вина на плоть юноши. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания».

Отеческое обличение

Святоотеческая аргументация против винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.

Ум по преимуществу служит в человеке начальному Богопознанию, поэтому неумеренное употребление вина, помрачающее в человеке ум, становится орудием, удаляющим человека от Бога. «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог». Помраченный ум уже не способен контролировать и управлять ощущениями, исходящими из сердца человека, и человек становится жертвой разнообразных страстей. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает».

Пьянство, как никакой другой грех, рождает множество других смертных грехов. В «Цветнике духовном» описывается следующий случай. «Однажды бес сказал египетскому пустынножителю: “Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя”. Пустынник подумал: “Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги». Святитель Тихон Задонский подтверждает достоверность этого случая из «Цветника», говоря о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”».
Апостол Павел Апостол Павел
Любопытен тот факт, что апостол Павел, призывая христиан не упиваться вином, указует лишь на одно из греховных последствий винопития, а именно на блуд. Святитель Феофан трактует это понятие в более широком смысле, чем мы сейчас его понимаем. «Блуд – распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание – матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: “Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными”. Но прямее всего оно размножает блудные дела. Ибо “чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию”, как выражается блаженный Иероним.

Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. “Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу». «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для все. Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».

«Пьяница – живой мертвец": увлекающийся вином пророчески отождествляется святыми отцами с мертвецом. По статистике, около полумиллиона смертей в России так или иначе связано с болезнями, вызванными употреблением алкоголя.

Обыкновенно подвергшийся несчастью или тяжелой болезни человек испытывает некоторое облегчение и утешение от помощи и соболезнования со стороны других людей. Грех винопития лишает свою жертву и этого утешения. «Пьянство – несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства».

Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола».

Путь к исцелению
Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст
Итак, резюмируя все вышесказанное, можно безошибочно сказать, что «пьянство – корень всех зол» и для своего исцеления требует особенных усилий со стороны самого недугующего и особенной помощи Божией. Однако проблема усложняется тем обстоятельством, что большая часть зависимых не признают себя больными и не видят нужды в лечении. Такое самосознание больного пьянством было замечено и раньше, и об этом писал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, замечая, что «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной Но особенно заметно это стало в современной России. Больным алкоголизмом в современном обществе считается лишь тот, кто периодически «уходит» в более или менее затяжные запои и с трудом выходит из них. Поэтому ежедневный рацион в несколько банок (или бутылок) пива или алкогольного коктейля, не приводящий к тяжелой форме опьянения, стал устойчивой привычкой для многих и даже похвальным элементом имиджа современного человека. Напротив, человек, не употребляющий алкогольных напитков, рискует прослыть ригористом, не умеющим расслабляться и жить в свое удовольствие.

Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.

Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.

Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из читающих эти строки определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.

Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.

Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния». Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею».

Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу».

Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты… Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии».

Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом». И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.

Итак, вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). «Виноградная лоза называется растением не диким, потому что вино, принятое вовремя и в меру, делает нас кроткими, служит людям залогом верности и дружбы, бывает причиною веселия, противоядием плачу, средством к истреблению лености. Для больных оно простое пособие и врачующее от разных немощей, для здоровых – подкрепление и средство к соблюдению здоровья .

Как творение Божие вино достойно особого отношения и еще по одной причине, о которой говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою» посредством участия вина в таинстве Евхаристии.

Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие. «Кто не уважает правил: “ничего слишком, и всего лучше – мера”, предается излишеству в вине, то оно отомстит ему за оскорбление, разломит и голову, и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние».

Священник Дмитрий Выдумкин
Posted at 13:47 on 24/09/2013
Москва Душепопечительский Центр во имя Иоанна Кронштадтского: все виды зависимостей

Центр cоздан в 1996 году. Реабилитация наркозависимых, алкоголиков и людей страд. прочими видами зависимости. Амбулатория. Занятия со специалистами психологами, наркологами, психиатрами и психотерапевтами. Беседы со священниками, участие в богослужениях и церковных таинствах. Центр располагает современными методами реабилитационного лечения, такими как цветотерапия. На занятия ежедневно приходит от 10 до 25 человек в день.

Руководитель и духовник: иеромонах Анатолий Берестов

Тел. 8 -495- 676-67-63

Адрес: Москва,ул. Крутицкая 17, стр. 5.

Москва Храм всех Святых: семейные клубы трезвости

Семейные клубы трезвости (СКТ) действуют по благословению священноначалия РПЦ с 1992 года. Деятельность СКТ ведется согласно Приказу Минздрава от 18.03.1997 г. № 76.
Форма помощи – амбулаторная. Работа проводится по методологическим принципам социально-экологического подхода Владимира Худолина и духовно-ориентированного диалога Тамары Флоренской.
Все семейные клубы трезвости проводят свои встречи один раз в неделю. В беседах участвуют, как правило, все члены семьи. Программа включает консультативно-психологическую помощь специалистов-психологов и психотерапевтов, беседы со священником, молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с дачей обетов трезвости, паломничества, спортивные праздники.
Посещение клуба возможно после предварительной записи по телефону и консультации со специалистами.

Руководитель и духовник: протоиерей Алексий Бабурин.

Адрес: Москва, ул. Земляной Вал, д. 64
Телефон: 8-916-093-75-63 (Елена Юрьевна), 8-926-357-70-24 (Андрей)

Москва Данилов монастырь: группы самопомощи для алкоголиков и наркоманов

С 2006 года Данилов монастырь осуществляет духовное руководство и окормление православного реабилитационного центра "МЕТАНОЙЯ", где помогают алкоголезависимым и наркозависимым людям, а также людям с нехимическими зависимостями (такими как игромания, сексоголизм, трудоголизм, интернет зависимость и пр.), и их родственникам.

Телефон (095) 955-67-90, 955-67-91 – вторник, среда, четверг, пятница с 19.00 до 22.00.

На телефоне дежурят ВОЛОНТЁРЫ

Адрес: г. Москва, ул. Даниловский вал, д. 22, актовый зал молодежного центра Данилова монастыря, каждую субботу в 14.15; жёлтое 2-этажное здание напротив центрального входа в монастырь с вывеской “Оптовая торговля”

Москва Храм Иконы Божией Матери: реабилитация наркоманов и алкоголиков

Реабилитационная программа "Старый Свет" при храме Иконы Божией Матери открыта в 1992 году (с 1995 года продолжает свою работу под эгидой Христианского общественного благотворительного фонда “Старый Свет”) для людей, страдающих от алкоголизма и наркомании и их родственников.

Консультации по проблемам зависимости для зависимых и их родственников проводятся по понедельникам в 19.30 в одноэтажном доме в глубине церковного двора.

Адрес храма: Большая Ордынка, дом 20 (Желтый храм-ротонда через улицу от метро "Третьяковская").

Телефон доверия по проблемам зависимости и ВИЧ/СПИДа: 8-916-722-36-26

Электронная почта: oldworld@orc.ru.
Posted at 13:54 on 24/09/2013
Спасибо, Маша!!! Отлично получилось! Валентина Анатольевна, прошу в тему)))
[User Deleted]
Posted at 14:02 on 24/09/2013
Маша, спасибо Вам огромное за то, что открыли эту тему!!! Обязательно кому-нибудь из наших эта информация пригодиться (я думаю)... Об иеромонахе Анатолии Берестове я слышала ещё с 90-х... Все адреса надёжные - православные наши батюшки эту работу подвижническую ведут с благословения священноначалия. Здесь не скажешь, что мол "неизвестно куда затянут"... Люди, не бойтесь плыть против течения этого своего пристрастия! Только начните бороться и Бог поможет - обязательно найдутся люди, которые поддержат и помогут вам. Знайте, что без пользы заводить семью если Вы не освободились от этого пристрастия. Многие православные семьи разрушаются именно из за этой беды - алкогольной зависимости мужа или жены... помните: с нас берут пример наши дети! P.S. Вот только беда в том, что сам пьющий человек не считает себя алкоголезависимым до тех пор пока его пьянство не разрушает всё вокруг себя...и только потеряв всё и всех человек понимает, что с ним что-то не так... это такая коварная специфика данной зависимости... Вот потому-то и нужно знать об этом всем... и делать свой выбор ещё до ...потому, что потом потерям не будет числа...
Posted at 14:11 on 24/09/2013
спасибо за данную тему сейчас эта тема очень актуальнна
This post has been deleted.
This post has been deleted.
Posted at 14:03 on 27/12/2013
Алкоголизм в наше время - это настоящая опасность, алкоголизм для России - национальная беда и позор. Признаки алкоголизма видны повсюду.
Почти в каждой российской семье есть несколько примеров того, как алкоголизм разрушает человеческую жизнь, последствия алкоголизмаужасны.
В России употребление алкоголя давно стало вроде национальной забавы. Ни одно более-менее значимое событие, будь то праздник, дружеская встреча, вечеринка на работе, юбилей или просто коллективные посиделки, не обходится без спиртного.
Употребление алкоголя давно приняло угрожающие масштабы в молодежной среде. Все большей проблемой становится женский алкоголизм.


Существует мнение, что женский алкоголизм неизлечим. Алкоголизм для женщины - это смертельный приговор. Когда услышите такое - не верьте, это не так. Это миф.
А бывает ли женский алкоголизм? Что такое женский алкоголизм?
Специфика женского алкоголизма во многом связана с тем, что организм женщины более восприимчив к вредному влиянию алкоголя — зависимость от алкоголя возникает быстрее.
Особенности женской психики также накладывают свой отпечаток - алкоголизм у женщин, как правило, выявляется в более поздних стадиях. Женский алкоголизм протекает в более скрытых формах.
Симптомы алкоголизма для мужчин и для женщин одинаковы - это потеря контроля над количеством выпитого спиртного, повышение доз алкоголя, утреннее похмелье, затем запои, нарушение функций внутренних органов, изменение психики, социальная деградация и так далее.
Шансов избавиться от алкоголизма у женщин ничуть не меньше, чем у мужчин. И женский алкоголизм и мужской лечатся одинаково - это полный отказ от спиртного и переориентирование сознания.
Не стесняйтесь вовремя обратиться к специалисту, это позволит вам избежать огромных проблем в будущем. Современная наркология предлагает методы, которые позволяют без особых сложностей справлятся с алкогольной зависимостью. Быстро, безопасно, эффективно. Цены на лечение алкогольной зависимости сегодня доступны всем.
Обычно, алкоголизм у женщин начинается с употребленияслабоалкогольных коктейлей долгое время употребление спиртного женщиной остается не заметным для окружающих. При отсутствии критики со стороны, на начальных стадиях алкоголизма, женщине гораздо сложнее придти к необходимости лечения.
Большая проблема женского алкоголизма в том, что женщины редко самостоятельно обращаются к врачу-наркологу. Это связано с тем, что в нашей стране женщины-алкоголики подвергаются большему общественному порицанию, чем алкоголики-мужчины. Также, в отличие от западных стран, у нас не принято переносить свои эмоциональные переживания в кабинет врача. Женщина, как может, до самого последнего момента скрывает свою зависимость от алкоголя, а зря.
Общественная мораль на протяжении долгого времени несправедлива по отношению к пьющей женщине. Когда пьет мужчина, его полагается пожалеть и постараться помочь ему в борьбе с алкоголизмом, а как же. Женщине обычно приходится бороться с алкогольной зависимостью без существенной поддержки со стороны.


Многие из нас считают алкоголизм чем-то вроде дурной привычки, человеческой слабости. Хотя, стоит только немного призадуматься, и любому станет понятно, чем на самом деле является алкоголизм. >правда об алкоголизме

Алкоголизм - тяжелое заболевание, поражающее все органы и системы человека. Если вовремя не принять меры, не оказать квалифицированную помощь злоупотребляющему алкоголем - "потом" будет уже поздно.
Если Вы хоть раз задумались о своем алкогольном статусе, то стоит немедленно делать выводы и принимать меры. "Завязать" с алкоголем может далеко не каждый человек и тут совершенно не причем такие вещи, как характер и сила воли. > как бросить пить

Алкоголь на разных людей оказывает различное воздействие, в некоторых случаях человек может остановиться и перестать принимать алкоголь и иногда это удается - наступает стойкая ремиссия, человек становится здоровым и ведет нормальный образ жизни.

Иногда усилием воли можно заставить себя перестать принимать алкоголь, но не изменить отношение к нему. В этом случае человек продолжает испытывать стойкое влечение к алкоголю, он остается зависимым от алкоголя - латентным алкоголиком. При пивном алкоголизме симптомы алкоголизма могут быть "смазаны".
Симптомы алкоголизма
Диагноз «алкоголизм» в России определяется наличием у больного следующих симптомов и признаков:
• отсутствие рвотного рефлекса при приеме значительного количества алкоголя
• потеря контроля над количеством выпитого
• частичная ретроградная амнезия - больной не помнит, что происходило накануне, во время и после принятия алкоголя
• наличие утреннего похмелья
• запойное пьянство
Стадии алкоголизма
Продром - нулевая стадия алкоголизма, ещё нет болезни, но присутствует бытовое пьянство. Человек употребляет спиртное по ситуации, обычно, с друзьями, не напивается до потери памяти или других тяжелых последствий. Пока стадия продрома не превратилась в алкоголизм, человек может легко прекратить употребление спиртного на любое время.
В стадии продрома человек часто равнодушно относится к тому, в этой стадии ему все равно, будет ли в ближайшее время выпивка, или нет. Употребив в компании, человек обычно не требует продолжения, и не выпивает затем самостоятельно. Но, при ежедневном пьянстве, как правило, стадия продрома переходит в первую стадию алкоголизма, через 6-12 месяцев. Описаны случаи возникновения алкоголизма при очень коротком продроме, что характерно для астеников
Первая стадия алкоголизма
Первая стадия алкоголизма характеризуется изменением чувствительности организма к алкоголю (развитие толерантности к алкоголю). Человек начинает употреблять большее количество алкогольных напитков.
Основные признаки первой стадии алкоголизма
Пропадает рвотный рефлекс. Больной переходит на одиночное употребление спиртного (по вечерам, в выходные, "перед ужином"). Влечение к алкоголю становится навязчивым, иногда в самый неподходящий для этого момент - ночью или в дороге. Меняется тип опьянения - при употреблении значительного количества алкоголя появляются провалы в памяти.
Возникают скандалы в семье, проблемы на работе, потеря интереса к различным аспектам жизни: политике, литературе, увлечениям и т.д. При невозможности употребить алкоголь тяга к алкоголю временно проходит, однако в случае употребления алкоголя контроль по отношению к количеству выпитого притупляется.

Вторая стадия алкоголизма
Вторая стадия алкоголизма - значительно возрастает выносливость (толерантность) к спиртному, человек обнаруживает, что он, неожиданно для себя может принять очень большие дозы алкоголя. Даже употребив небольшую дозу алкоголя, больной перестает контролировать количество выпитого спиртного. В пьяном состоянии он часто ведет себя непредсказуемо, вычурно, иногда даже опасно для себя и окружающих.

Признаки второй стадии алкоголизма
Появляется похмелье, по утрам, после выпитого накануне алкоголя становится плохо, определенно присутствует физиологическая зависимость. Желание выпить становится все более ощутимым и навязчивым. Человек осознает вред, но не борется, подчиняется желанию. Происходит потеря контроля, могут отмечаться случаи патологического опьянения.
Похмелье сопровождается непреодолимым влечением любым способом принять спиртное. Это происходит на фоне мрачного, напряженного и депрессивного настроения. В сочетании с подташниванием, повышенным артериальным давлением, частым сердечным ритмом, повышением температуры тела, дрожанием конечностей. Мучительным неприязненным отношением к любым внешним раздражителям, даже к свету.

Во второй стадии алкоголизма изменяется личность человека. Больной становится лживым, иногда незаинтересованным в своем социальном статусе. Появляются вспыльчивость, гневливость, рукоприкладство. Отмечаются признаки снижения интеллекта, уровня личности. В состоянии алкогольного опьянения утрачивается самоконтроль, отсутствует чувство стыда, неловкости за содеянное. Утрачивается активное внимание, снижается уровень интересов, возможны отравления алкоголем.
Третья стадия алкоголизма



Третья стадия алкоголизма - запойная стадия алкоголизма, выносливость к алкоголю падает, употребление спиртного становится почти ежедневным.
Появляются запои с определенным ритмом. Часто происходит видимая деградация личности, изменения психики.
Ко всему вышесказанному присоединяются болезни печени (алкогольный гепатит или цирроз печени), желудка (алкогольный гастрит), поджелудочной железы (алкогольный индуративный панкреатит), сердца(алкогольная кардиомиопатия), головного мозга (алкогольная энцефалопатия), периферической нервной системы (алкогольная нейропатия) и т.п.
Нарушения со стороны внутренних органов нарастают и могут принимать необратимый характер. Часто возникают необратимые изменения в нервной системе, приводящие к парезам и параличам, к состояниям, когда галлюцинации длятся длительное время (синдром Кандинского-Клерамбо).
В этой стадии наблюдаются такие осложнения алкогольной болезни, как алкогольный бред ревности и алкогольный делирий - "белая горячка". Заканчивается белая горячка слабоумием или смертью человека.
Алкоголь особенно опасен при сахарном диабете. Берегите своих родных и близких.


Posted at 15:46 on 14/01/2014
"..но бутылка пустеет, и вижу на дне
запрещённое...стало быть - помню..."
("запрещённое" Либолев 2)
------------------------------------------
Небо вдруг перепутало место и год,
и болотом дрожат подо мной тротуары -
эта улица в прошлое снова ведёт,
где о нас говорят: "Вот счастливая пара!".

Было...было...Сейчас ты с другою живёшь.
Ну, и я не одна - муж лелеет и любит.
Но годами под мелкий октябрьский дождь
ухожу я из дома. Случайные люди

утекают с водой в чёрно-белую даль,
растворяются абрисы мокрым туманом.
Я глотаю холодных дождинок печаль
и мечтаю добраться до истины спьяну...

Но не прячется истина где-то в вине,
а парит над землёю во всём виновата.
И у неба на полусферическом дне
нацарапано "veritas" кем-то...когда-то...

p.s. Право показательно написано!!!

Posted at 11:12 on 20/01/2014
Пьяная попутчица

Лидия Невская Сызрань

Лидия – женщина не старая. До старости ей остался ещё один год. Ей пятьдесят девять лет. Она легко перепрыгнула через пропасть между перроном и тамбуром вагона, держа в руках паспорт и билет. Две сумки висели на длинных ремнях, на плечах. Ловко развернувшись, бочком, Лидия прошла по узкому коридору к своему месту. Второе купе в плацкартном вагоне, верхняя полка… нормальное место, - ехать-то всего вечер и ночь. Шубу Лидия сразу сняла и вместе с сумками забросила на верхнюю полку, села внизу напротив. Так лучше следить за вещами.
Постепенно вагон стал заполняться. Подошли ещё двое пассажиров в её купе, и двое – на боковые места. Все посмотрели друг на друга оценивающе, поздоровались. Попутчики всё-таки. Одно нижнее место пустовало. Не бывает в плацкартном вагоне свободных мест, это вам не бизнес-класс, не купе и не СВ, поэтому все ждали последнего попутчика. Так как трое из попутчиков были женщины, все решили, что по теории вероятности Эйнштейна, четвёртым будет мужчина. И он появился с огромной сумкой, с которыми таскаются челноки. Челноки – это люди, которые возят товар туда-сюда, продают-покупают и снова продают, забивают автобусы, самолёты и поезда.
Мужчина был хорош: высокий, крепкого телосложения. За ним шла женщина, очень красивая, лет сорока, белокурая, с большими глазами, но в очень сильном подпитии. Она тоже несла такую же клетчатую бумажно-целлофановую огромную сумку. Странно, как она её донесла? Её качало из стороны в сторону, будто на палубе корабля в сильный шторм, не смотря на то, что поезд стоял смирно, вагон не качался.
- Извиняемся, можно нам разместиться? – сказал мужчина приятным баритоном и, встав на нижнее сиденье ногами, забросил одну сумку, а потом и вторую на самые верхние полки.
Освободившись от клади, белокурая женщина стала заваливаться в сторону, туда, где на ней висела ещё одна сумка. Мужчина, соскочив, успел подхватить её и усадил на нижнее место, как раз рядом с Лидией, на велюровый диван.
- Провожающие, на выход! – закричала проводница.
- Ну, дамы, всем приятного путешествия! – обратился к пассажирам мужчина и вышел. Шлейф сожаления и женских вздохов сопровождал его, пока он не скрылся из вида. Пьяная попутчица широко улыбалась, держа на коленях сумку, коричневую, кожаную, небольшого размера.
Компания сложилась интересная – просто женское царство. Разбавляли его только молодые солдатики на боковых местах. Там на всех полках, верхних и нижних, сидели солдаты. Громкоголосый командир разнёс по местам зелёные шлёпанцы. Столько зелёного цвета в одном вагоне до сих пор не видел никто. Солдаты сняли зелёные рубашки и надели зелёные футболки.
После проверки билетов, Лидия тоже переоделась. Женщины соорудили из простыни ширму. Поезд уже тронулся, но мало кого это интересовало. Переодеться, застелиться – вот, что сейчас самое главное. Крик пьяной попутчицы застал всех врасплох:
- Бокал сп***или! – закричала она.
В шоковом состоянии замерли все пассажиры четвёртого вагона, включая солдат и их командира. Звук был такой оглушительный в сочетании с матом, что даже поезд остановился.
Лидия, оставив недоразобранный пакет с постельным бельём, спустилась с верхней полки и села напротив. Другие попутчицы посмотрели на белокурую женщину обескуражено. А женщина широко раскрытыми глазами смотрела в расстёгнутую сумку и громко повторила:
- Бокал сп***или! Вот суки!
Тут же шквалом вернулось оживление. Второй выкрик пьяной женщины привёл в чувство потрясённых пассажиров. Люди догадались, что лёгкой дороги на сей раз не будет. Издали послышалось:
- Какое безобразие… Как не стыдно…
Девушка с параллельной полки, Лидия и бабушка, лет семидесяти, на чьём нижнем месте они сейчас все сидели, не смогли вымолвить ни слова. Только бабушка заохала:
- Охо, хо!
Лидия внутренне собралась и уже хотела что-то сказать, как из-за стенки появилось широкое лицо. Мужчина сначала посмотрел через стойку с подножкой на матершинницу, а потом плавно присел рядом с пьяной женщиной.
- Уважаемая, добрый вечер. Не могли бы Вы посмотреть в окно? – мягким вкрадчивым голосом попросил он нетрезвую пассажирку и указал на окно.
Пьяная попутчица посмотрела в окно, подтянулась поближе, прильнула к стеклу, отлипла от него и снова посмотрела с расстояния шага. На тёмной зеркальной глади стекла отражалось её лицо.
- Там ничче-его-о не-ет, толь…ко я…! – заикаясь пролепетала хозяйка лица.
- А я что говорю, милая дама, - продолжал мужчина; его безукоризненный спортивный костюм, тёмно-синего цвета, карие глаза, русые аккуратно причёсанные волосы выдавали в нём интеллигента до мозга костей.
- Вы же красивая женщина. Посмотрите, какие черты, какие глаза, волосы… Вы будто сошли с картины Рафаэля.
Женщина изобразила на своём «рафаэлевском» лице очень сильное удивление и снова всмотрелась в зеркальную черноту окна, вялым движением руки поправила волосы, склонила голову влево, вправо, икнула.
- Вы так считаете? – заплетающимся голосом произнесла она.
- Да! Я покорён! Вы красивая женщина, а выражаетесь, как последний грузчик.
Женщина будто вернулась в реальность и вспомнила о своём бокале. Она тряхнула головой, поискала сумку, нашла, взяла её на колени, раскрыла и громко с отчаянием крикнула:
- А бокал-то сп***или!
Засмеялись все, кроме интеллигентного мужчины. Он, как Пигмалион, решил идти до конца.
- Какой бокал?
-Большо-о-ой, - громко начала свой душераздирающий рассказ женщина. – Я всегда вожу его с собой, не-е люб-б-лю ч-чужие стак-каны. Он был тут, - она указательным пальцем несколько раз ткнула в сумку, - утром он был тут. Я прилетела из Германии утром.
Она, хоть и качалась ещё в такт вагону, но уже пыталась говорит внятно:
- Сдала багаж в камеру хранения и эту сумку, - она похлопала сумку ладошкой, - в ней был бокал, а теперь его нет. – С дрожью в голосе женщина всхлипнула.
Слушатели сочувственно смотрели на сумку и на руку женщины, которая уже лежала в руке интеллигентного мужчины. Несколько вздохов раздалось вокруг, так как вокруг собралась толпа, полвагона слушали печальный рассказ о бокале.
И снова, как гром среди ясного неба, прозвучало её злое заключение:
- Бокал сп***или!
Мужчина отдёрнул свою руку. Кто-то позвал проводницу.
- Женщина, - обратилась к ней проводница, - нельзя так выражаться в общественном транспорте.
- А как можно? – икнула пьяная попутчица.
Проводница задумалась.
- Ну, скажите – бокал украли.
- Утащили! – послышалось из соседнего купе.
- Скоммуниздили, - сказал только что подошедший человек кавказской национальности.
Народ захихикал, уловив звуковое сходство с версией пьяной попутчицы, которая подтянулась, поправила трикотажную блузку, с пуговичкой чуть выше груди. Она почувствовала себя кинозвездой, поклонники которой ловят каждый её взгляд, движение, слово… В голове, одурманенной алкоголем, забегали мысли – украли, утащили, скоммуниздили… И она произнесла то, что промелькнуло у неё последним, но со своей приставкой:
- Сп***или!
Интеллигентный мужчина махнул рукой, встал и снова сел рядом.
- Расскажите русским языком, что случилось с вашим бокалом. Ясно, он пропал. Какой он был Ваш бокал? – спросил мужчина, желая отвлечь бедную женщину от нехорошего слова и надеясь, что в новом аспекте река её слов потечёт по другому руслу.
- Какой был? – действительно вздрогнула женщина от неожиданного вопроса. И тут же произнесла:
- Беленький, с голубыми цветочками.
- Беленький? С цветочками? Очень хорошо! А может Вы его на этот раз дома оставили?
- Не-е-е, - сообразив, куда клонит сидящий рядом, почти родной, собеседник, протянула она, - я его всегда беру-у в поездку за товаром. Он был тут, а эти охранники в камере хранения – суки его…
Она задержала дыхание.
А пассажиры вагона в полном составе, сидящие, стоящие и лежащие, вдруг, перебивая друг друга, стали подсказывать ей варианты названий неблаговидного поступка служащих привокзальной камеры хранения ручной клади:
- Умыкнули.
- Стырили.
- Свиснули.
Пьяная попутчица растерянно моргала глазами, поворачивая голову в сторону каждого произнесённого слова и, наконец, выдала:
- Сп***или, - почти не заикаясь, отрезала хозяйка пропавшего бокала.
От хохота пассажиров задрожал весь вагон номер четыре вечернего поезда «Москва-Челябинск».
Интеллигентный мужчина встал и сказал:
- Я больше не могу это слышать. Я пойду, покурю.
Пьяная женщина поднялась и последовала вслед за ним:
- Я тоже покурю.
Главные герои вышли, но никто из пассажиров не расходился, и даже проводница осталась стоять на месте.
- А мужчина-то, может, агент КГБэ? – шёпотом спросил кто-то.
- А что? Вполне может быть. Я слышала, что они переодеваются в трико, изображают из себя обычных пассажиров, а сами высматривают наркодилеров или террористов в поездах, - тоже тихо сказала женщина из предпоследнего отсека, давно наблюдавшая эту сцену. Все задумались.
Лица у людей просветлели, как только красивая пара показалась в конце коридора. Мужчина шёл впереди и вёл за руку пьяную попутчицу. Их пропустили сквозь строй солдатиков в зелёных майках, зелёных носках, зелёных штанах и в зелёных шлёпанцах.
Интеллигентный мужчина по-джентельменски пропустил пьяную попутчицу вперёд, подождал, пока она сядет и сел рядом с ней.
- Меня зовут Вера Ивановна, - неожиданно тихо и вежливо представилась возмутительница спокойствия. – Ну его, этот бокал.
Она махнула рукой. Шквал аплодисментов заглушил стук колёс и смех некоторых пассажиров.
Вера Ивановна, умытая и причёсанная, взяла сумку и произнесла:
- А сейчас будем есть курицу.
Она расстегнула замок-молнию, запустила руку в сумку, задержала её, глядя своими огромными пьяными глазами на пассажиров. Пассажиры напряглись, мужчина кавказской национальности провёл рукой по усам. Проводница насторожилась. Лидия, ожидая очередной выходки от пьяной попутчицы, как и все, сосредоточенно смотрела на сумку. Как вдруг интеллигентный мужчина выкрикнул:
- Курицу сп***или!
Пассажиры вагона, онемев, застыли на местах.
- Нет, - засмеялась теперь пьяная попутчица. – Вот она!
И она достала огромную копчёную курицу, больше похожую на индейку.
- Подходите все и отламывайте по кусочку. Солдатики, солдатики, подходите, когда вам ещё дадут такую вкуснятину…
- Можно? – обратились солдатики к командиру.
- Разрешаю! – скомандовал командир и сам складным ножичком отрезал себе кусок сочной с коричневой корочкой курицы.
Интеллигентный мужчина подошёл с вилкой и ножиком.
Лидия, бабушка и девушка с параллельной полки тоже взяли по куску, а проводница бегала со стаканами и разносила чай.

  « Last Page  |  viewing results 1-10 of 11  |  Next Page »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму