Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Размещено 20:09 6/10/2017

О семейном единоверческом укладе в наши дни



 



Ценность традиции, как лучшего опыта предков, накапливаемого, совершенствуемого и передаваемого, в наши дни, увы, девальвировалась. Современная православная семья, муж и жена в которой далеко не всегда воспитывались верующими родителями, вынуждена искать новые формы для выстраивания своего быта.



Русский народ за многовековую христианскую историю создал универсальную систему семейных ценностей, которая, имея нравственные категории, всегда четко проявлялась во внешнем: в выражениях, отношениях, организации пространства. Об этом мы попытаемся немного рассказать в данной статье.



 





 



Привычный разговор о патриархальной русской семье, как водится, начинается Евангелием, а заканчивается неизменно «Домостроем». Творение Сильвестра, написанное еще в далеком XVI веке, и поныне частично, а иногда и всецело имеет место служить руководством к семейной жизни. Конечно, полноценное применение правил этого памятника древнерусской литературы встречается крайне редко, чаще – в закрытых общинах старообрядцев, живущих далеко от цивилизации, в сельской местности.



В семьях единоверческих сегодня можно встретить абсолютно разные ситуации с домашним устроением: общество неизменно влияет на всех нас. И хотя патриархальность сохраняется, далеко не всегда женщина пребывает лишь в статусе «хранительницы очага» и может вместе с мужем вставать в ряд добытчиков. Но такие случаи являются скорее исключением, чем правилом.



Баловать детей в таких семьях не принято, их с малых лет приучают к молитве и труду



Пытаясь обобщить главные принципы единоверческих семей, мы отметили такие особенности, как основательность, строгость и ответственность в подходе буквально ко всему. Баловать детей в таких семьях не принято, их с малых лет приучают к молитве и труду. В нашем изнеженном обществе в среде православных часто можно встретить противодействие методикам предков в вопросах воспитания, как архаичным и даже бесчеловечным, на что единоверцы всегда уверенно парируют: строгость в детстве поможет легче преодолевать жизненные испытания в зрелом возрасте. Кроме того, подобное отношение быстрее делает из детей настоящих самостоятельных помощников своим родителям, позволяя отцам и матерям экономить силы, средства и время в решении семейных вопросов. Например, на моих глазах однажды трехлетний сын помогал отцу делать ремонт. Мальчик прекрасно разбирался в инструментах, не капризничал и на просьбы папы подать молоток очень живо откликался. Знаю случаи, когда обоих трудящихся родителей дома всегда ждет готовый ужин от дочерей-подростков, а квартира всегда содержится в надлежащем порядке. Единоверцы считают, что детскую энергию нужно направлять в созидательное русло с малых лет, не развращая нежную душу излишним сюсюканьем. На мальчиков и девочек с самого рождения смотрят как на мужчину и женщину соответственно, вплетая в воспитание исключительные гендерные элементы. В этом помогает и сохранившаяся в среде единоверцев народная традиция (во многих формах сейчас доступная и в Интернете). Так, мальчикам могут петь короткие колыбельные, несколько отличающиеся от девичьих по подтексту.



На мальчиков и девочек с самого рождения смотрят как на мужчину и женщину



Семья воспринимается как единое целое, где муж – глава, а жена и дети – части тела, о которых нужно заботиться. О серьезных семейных вопросах муж и жена, конечно же, держат совет. Никакой лубочной авторитарности в управлении семьей со стороны мужа, как это было представлено и успешно посеяно в головы интеллигенции в советское время, нет и в помине. Вежливое, уважительное общение, негромкая речь, стремление воздерживаться от криков в трудные моменты – все это важные особенности быта единоверцев.



Поскольку богослужение занимает центральное место в жизни единоверческой семьи, утренние и вечерние молитвы, как правило, превращаются в важнейший семейный ритуал. Красные углы, иногда целые моленные комнаты обустраиваются довольно тщательно. Во время молитвы не используется электрический свет, горят лампады и свечи. В зависимости от решения главы семьи, читаемые отрывки утренних и вечерних молитв (полунощницы и павечерницы) могут распределяться между детьми. Вечером, как правило, совершается душеполезное чтение Евангелия и других духовных книг с обязательным толкованием и обсуждением.



Важно, что трапеза в единоверческих семьях не начинается, пока к еде не приступит глава семейства. Этот, вроде бы очень простой, ритуал формирует у детей чувство понимания семейной иерархии.



Внутренний человек непременно будет выражаться во внешнем – ведь мы существа из плоти и крови



С принятой на богослужении народной одеждой в быту дело может обстоять по-разному, но видна тенденция среди молодых единоверческих семей и дома носить национальную одежду или стремиться выдерживать определенный стиль. Халатов, шортиков и топиков на взрослых членах семьи точно не увидишь. Детей, естественно, также приучают к определенному стилю в одежде. Юбка для девочек, брюки – для мальчиков. В единоверческих семьях сама одежда не сакрализируется, но есть дань традиции и мнение, что внутренний человек непременно будет выражаться во внешнем – ведь мы существа из плоти и крови.



Детей единоверцы стремятся с малых лет обучать церковной грамоте и ремеслам. Кого-то берут с собой на клирос, кто-то уже в семь лет свободно читает псалмы, а кто-то осваивает иконописное искусство или помогает маме плести лестовку (разновидность четок у единоверцев – прим. авт.). Труд возведен в хорошем смысле в культ, у детей воспитывают трудолюбие, которое является хорошим средством в борьбе со страстями. Умеющий работать человек, по мнению единоверцев, не пропадет нигде.



Детей единоверцы стремятся приучить брать благословение у родителей на любое дело. Во всяком случае, вся семья благословляется у отца после трапезы и перед сном. Связь детей с родителями очень тесная, здесь снова необходимо опровергнуть миф о некоем самодурстве в отношениях с детьми, все основано на принципах любви и евангельских законах, общении, вникании в проблемы и интересы чад.



В домах православных старообрядцев в глаза бросается порядок и чистота. Семьи очень запасливы и разумны в своих расходах. В интерьере всегда чувствуется определенный вкус, встречаются элементы народной культуры.



Быт единоверцев, конечно, не является калькой с образа жизни русских христиан XVII века. Однако ценный опыт, на наш взгляд, несмотря на вековой возраст, остается ценным опытом в любые времена. Стоит также отметить, что в том же XVII веке быт людей, их повседневная жизнь были воцерковлены. А это, безусловно, подчеркивает определенную целостность и основательность их мировосприятия. С чем, безусловно, нельзя не считаться.



Опыт по устройству семьи, воспитанию детей, а также ведению домашнего хозяйства, передаваемый из поколения в поколение в единоверческих семьях, будет, несомненно, ценен всем чадам Русской Православной Церкви. Во времена, когда мир в буквальном смысле ополчился на Христову веру и традиционные ценности, жизненно важно иметь мощную защиту, сквозь которую враг не сможет нанести нам духовного урона. Семья – это основа государства. Традиционная семья – его надежная основа.



 

Владимир Басенков



 

11 сентября 2017 г.



Размещено 20:12 6/10/2017

«Отче, я хочу создать семью!»



Архимандрит Андрей (Конанос)



 





 



Великое дело – положиться на Бога и молиться. Вот приходит кто-нибудь и говорит:



– Я хочу создать семью, но не знаю, как это сделать, где найти подходящего человека, – и т.д.



Некоторые из вас писали мне о подобных проблемах, проблемах с вашими детьми, о себе самих – что годы проходят, а вы еще не женаты и т.д. Да, годы и время проходят, но знаем ли мы, что значат слова время проходит? Богу известно время, время – оно такое, каким хочет Бог, время – хорошее!



– Но, – говоришь ты, – мне уже 35 лет!



Ну, а может, Бог хочет, чтобы ты создал семью в 38 лет?



– Но мне уже за 40!



Ну, а может, Бог хочет, чтобы ты создал семью позже, или, может, у Него другой план на твой счет, который тем не менее великолепен. Мне он неизвестен, чтобы я мог тебе его открыть.



А сказать тебе что-то простое? Ты помоли Бога, чтобы Он открыл его тебе. Чтобы просветил тебя, помолись!



Однажды один такой человек пришел ко мне и сказал:



– Я хочу создать семью. Что мне делать, помогите!



– Да какой я в этом помощник? Что ты имеешь в виду?



– Чтобы вы сказали мне, как поступить…



Нет, ты, пожалуйста, не делай ничего, ты сначала успокойся. У тебя стресс, а когда у тебя стресс, ты не можешь создать здоровую семью, потому что в состоянии стресса тебя охватят паника и неуверенность, и даже если ты найдешь нужного человека, этот стресс и страх опять дадут о себе знать: «А захочет ли она меня? А сложатся ли у нас отношения? Не разойдемся ли мы? Не бросит ли она меня, как было в прошлый раз? Не отвергнет ли меня? А вдруг я ей не нравлюсь?»



Это стресс, дитя мое. Ты не можешь создать здоровой семьи, если будешь начинать с такого стресса. Да о чем мы вообще говорим столько времени? Доверься Богу! Люби Бога! Поверь в Бога!



– Я люблю Его, – говорит, – но…



Хорошо, но если бы ты любил Его, разве ты был бы в такой панике? Ты любишь Бога и паникуешь? Вот если я возьму твою руку и сожму ее, ты почувствуешь тепло и скажешь: «Ах, я чувствую уверенность, спокойствие, меня кто-то держит за руку!» Так, значит, люди прикасаются к тебе, и ты успокаиваешься, а Бог прикасается к тебе – и где же твое спокойствие? Где? Поэтому давай сначала успокоимся.



Божья воля ясно отражается в спокойных и умиротворенных душах



А знаешь, почему тебе надо успокоиться? Чтобы ты ясно увидел, что стресса внутри тебя не стало, чтобы исчезла паника, наступил мир, потому что по этим вопросам – знакомству и созданию семьи – Божья воля ясно отражается в спокойных и умиротворенных душах. Твоя душа должна быть тихой, спокойной, чтобы в ней отразилась Божья воля. Если тебя охватит паника и смятение, Божья воля не сможет отразиться. Ты делаешь лихорадочные движения, искажаешь свой образ и создашь ложное представление о себе в глазах того, с кем познакомишься, потому что из тебя исходят тревога и неуверенность.



Прежде всего, предоставь всё Богу. Кто-то сказал одну замечательную вещь, а именно, что эти вопросы решаются знаешь когда? Когда перестанут тебя занимать. Мне это очень нравится. Когда ты перестанешь испытывать стресс из-за чего-нибудь, тогда оно и устроится. А если испытываешь стресс, оно не может устроиться. Стресс не помогает, а, напротив, создает очень неприятный и тяжелый климат для улаживания наших проблем. Успокойся, забудь о проблеме! Живи своей жизнью!



– Но, – говорит он, – жизнь не имеет для меня смысла!



Жизнь прекрасна не из-за семьи, а из-за того, что существует Христос



Ну что ты говоришь? В твоей жизни нет смысла? То есть в твоей жизни нет смысла из-за того, что ты не создал семью? Да разве это серьезные слова? Вот первый урок, который ты сначала должен усвоить, прежде чем создать семью, – это то, что жизнь прекрасна не из-за семьи, а из-за того, что существует Христос. Наш возлюбленный Христос столь богат дарами, что дарит нам и семью; но даже если бы ты и не создал семью, жизнь в Нем прекрасна.



Мы уязвляем Бога, обижаем Бога и совершаем грех, говоря: «Если я не создам семью, жизнь моя не удалась и утратила всякий смысл»! Это неправильно.



Во-первых, жизнь прекрасна, потому что существует Господь, существует наш Христос. Один человек как-то пошел к старцу Паисию и сказал:



– Отче, я в затруднении, мне плохо!



– Отчего же, деточка моя?



– Мне 40 лет, а я еще не женился!



– Ну, не огорчайся! – сказал старец Паисий. – Вот мне уже 70, а я еще тоже не женился!



Он говорил это и смеялся. То есть не смотри на это так. Вопрос не в возрасте и не в том, что пришел твой черед и сейчас что-то должно произойти, а в том, чтобы стараться наладить свой внутренний мир.



Об этом случае я слышал от Лимасольского митрополита Афанасия в одной из его бесед; не знаю, сам ли он это слышал, он же был лично знаком со старцем Паисием.



Хорошее дело – примириться с Богом, потому что так уладится и твой вопрос.



– Но вы скажите мне, чтобы я сделал что-нибудь практическое! Чтобы ходил, смотрел, действовал!



Смотри, я тебе не запрещаю, я не сказал, чтобы ты заперся у себя в доме и ждал, чтобы всё само собой решилось, или чтобы дар свалился с небес, дар семьи, и человек твоей жизни сошел с небес. И это может случиться. Если у тебя имеются такая святость и дерзновение, тогда и это будет. Отец Епифаний (Феодоропулос) говорит: «Если бы у нас было столько живой веры в Христа, настоящей живой веры и любви, то мы говорили бы: “Господи, я пойду исповедуюсь, а потом причащусь, помолюсь, выйду из дома, и первый человек, которого я встречу, и станет тем, с кем я создам семью!”»



Сказать тебе что-то? Не делай этого, не делай, потому что ты можешь разочароваться и разочаровать других. Я имею в виду – ты этого не делай, но если какой-нибудь святой человек это сделает, он достигнет успеха. А знаешь почему? Потому что если бы Христос видел, что твое сердце всецело отдано Ему, что ты доверил Ему всё, знаешь, что сказал бы Господь? «Это Мое создание живет для Меня, живет Мною и ждет от Меня всего. Он всё доверил Мне. Вот, сейчас он выходит, чтобы встретить человека своей жизни. Не буду же Я разочаровывать его, потому что, если разочарую, вера в нем поколеблется, и он скажет: “Где же мой Бог? Господи, Ты что, не существуешь?”».



Это мое послушание Христу. Святой Иоанн Лествичник называет послушание спящим хождением. Иными словами – «Господи, я вверяю себя Тебе и иду по пути этой жизни с закрытыми глазами, я сплю и иду. Я иду, т.е. действую, активен, но в то же время сплю, т.е. затихаю, сплю спокойно, я хожу и сплю».



Это очень любопытно, это означает, что я вверяю себя Богу. Если ты сделаешь это и ощутишь это как внутреннее доверие, тогда исключено, чтобы Господь сразу же не решил твою проблему.



Бог потому медлит, что через опасности, поиски, ошибки, провалы, терзания, отвержения, которые мы терпим или доставляем, хочет научить нас другим урокам, прежде чем мы заключим брак. Урокам жизни, смирения, терпения, веры. В противном случае, как ты выстоишь по жизни? Ты станешь никудышным отцом, скороспелой матерью, если будешь действовать так поспешно. У тебя стресс, ты будешь нести в себе этот стресс, и зачем ты берешься создавать семью – чтобы вводить в стресс и других?



Есть дети, которые говорят родителям, когда они ссорятся:



– Да вы что, в темноте знакомились, что ли? В темноте женились?



Как некоторые говорят: «Тебе что, в темноте давали диплом, что ли?»



Ну, это неправильно. А почему дети говорят это? Почему? Потому что понимают, что тут что-то не сходится, что-то идет не так, и видят это – видят сплошные нервы, ропот, ссоры, споры, гнев, капризы и прихоти. Ну, что это за брак? Что за отношения? И куда они только смотрят, когда знакомятся?



***



 



Архимандрит Андрей (Конанос) Архимандрит Андрей (Конанос)

 



Мне понравилось, как сказал один мой приятель:



– Отче, я не буду притворяться хорошим. Как только познакомлюсь с девушкой, на второй же, на третьей встрече расскажу ей о своих слабостях, скажу, что у меня имеется эгоизм, что я нервничаю, могу разразиться гневом.



– Да ладно тебе, дитя мое, уймись! – сказал я ему.



– Нет, я хочу сказать, что я не собираюсь обманывать другого человека. Я хочу сказать ей правду, что буду работать над собой, постараюсь исправиться, но строить из себя кого-то, кем я не являюсь, не буду.



Ну что же, как дух, как этос[1], как образ мыслей – мне это нравится: «Конечно, это может выглядеть как ненадежность с моей стороны, но я по меньшей мере хочу показать ей, что я ее не разыгрываю. Не стараюсь внушить ей того, чего нет. Я хочу сказать ей, какой я на самом деле. На мне нет маски лицемерия, чтобы я строил из себя какую-то важную птицу, что-то скрывал, нет, я простодушный, настоящий, открытый человек, я доверяюсь Богу и Божиим людям. Да, я рискую, но тем не менее говорю это. Я выскажу ей всё, и когда открою ей свои ошибки и немощи, то смирюсь, и она будет тронута этим и полюбит меня еще больше, потому что я не строю из себя нечто, а говорю ей, какой я есть реально».



Так мы полагаем в нашей жизни благое, смиренное, подлинное, приземленное начало, и Христос служит нам Первообразом. Но все-таки было бы хорошо, чтобы, когда человек собирается создать семью, у него был какой-то предел, потому что некоторые люди во имя искренности начинают рассказывать о своей жизни всё, и результат бывает такой, что другой уязвляется этим, разочаровывается и приходит в ужас. Вы уточните это с духовником.



Есть некоторые вещи, которые мы скрываем не из лукавства и злобы, а от деликатности и рассудительности. Понимаете? Другого ведь это может ранить. Не надо все время долбить по ошибкам, бывшим в прошлом и уже исповеданным.



– А что мне тогда делать? – спросил меня этот человек.



Я сказал ему то же, что и вначале:



– Помолись! Будет хорошо, чтобы ты помолился. Прежде всего, он идет, ты это понял?



– Кто идет?



– Твой человек! Ты слышишь его шаги? А ну прислушайся! Ты слышишь шаги?



– Да что ты говоришь, отче? Какие шаги?



– Я говорю тебе! Если тебе за 20, то твой человек, тот, с которым ты хочешь создать семью, с которым Бог уготовал, чтобы вы в какой-то момент встретились, – ты слушай, что я говорю! – он уже существует, он где-то есть.



Ты спрашиваешь:



– А зачем ты мне это говоришь?



Я говорю для того, чтобы ты почувствовал это благоговение, умиление и радость. Молю Бога, чтобы ваши пути пересеклись, чтобы вы встретились. Ты и она, существующая где-то. И ты тоже говори в своей молитве: «Господи, мы, наверно, идем параллельными путями, а может, мы где-то рядом. Человек, которого Ты в Своем премудром, преблагом и исполненном любви плане приготовил для меня, где-то есть. Господи, эту девушку, которую Ты мне приготовил и которая где-то есть, береги ее! Храни ее, приготовь для меня, к этой встрече, подай ей дары Духа Твоего Святого, даруй ей Свое благословение, любовь, покрой от всякого искушения, испытания, телесной и душевной опасности».



Теперь ты знаешь, что делать? Молись о ней, незнакомой, неизвестной Х, которая, однако, Господу известна. С другой стороны, существует известный Х – это наш Христос… И это вопрос дней, месяцев, лет, чтобы Господь привел этого человека на твой путь.



Христос уже знает имя девушки, на которой ты женишься



Ты только подумай: ты говоришь Христу, а Христос в этот момент уже знает имя девушки, на которой ты женишься! Он его знает, и в день свадьбы все его торжественно услышат:



– Венчается раб Божий Николай рабе Божией Елене!



Эту Елену, о которой мы тогда услышим, Бог уже сейчас знает. И ты говори: «Господи мой, я не знаю, кто она, не знаю, как произойдет эта встреча, не знаю, что делать, – ведь это всё не человеческое, это тайны». Как говорится в чинопоследовании венчания, Бог совершает это сочетание и союз между мужем и женой, эту встречу. Как же два незнакомых человека, не знавшие друг друга, вдруг соединяются, узнают друг друга и так сильно привязываются, становятся такими близкими, так крепко любят друг друга и делятся между собой всем? И вместе живут, пока не умрут. Это что-то удивительное, это чудо. Разве вас это не поражает?



У меня нет семьи и никогда не будет, однако я испытываю благоговение перед этим, как и ты испытываешь благоговение перед тем, когда человек становится монахом и посвящает себя Богу. То есть всё это – брак (и монашество, и мирской брак).



И еще кое-что. Кто-то сказал мне: «Так когда же мы услышим: “Исаия, ликуй”?» То есть когда я женюсь? Ну, как же ты не услышишь этого? И он это услышал – на рукоположении в диакона и священника поется это песнопение. Ты это услышишь только раз, когда женишься, а священник это слышит дважды: «Исайе, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему, Егоже величающе, Деву ублажаем».



Взгляни же с благоговением на это событие, которое грядет. Если ты так посмотришь на брак, пока он еще не состоялся, – а для Бога он всё равно что состоялся, – то Бог, конечно же, поможет тебе. Я это имею в виду.



Ну, тогда, брат мой и все беспокоящиеся за своих детей в связи с этими вопросами, тогда вы будете действовать иначе, если будете смотреть на это как на таинство. Таинства связаны с Богом, а не с твоим интеллектом, способностями, педагогическим мастерством, искусством и техникой, твоими трюками, книгами, в которых ты вычитываешь, как над собой работать, как себя вести, как коммуницировать с людьми, – ничего из всего этого, но это тайна, и она переживается в Церкви, близ Бога.



К сожалению, сегодня большинство молодых людей переживает эти прекрасные вещи вне Бога. Это наша драма, драма современных людей: семьи разрушаются, не успев еще что-нибудь создать вместе.



Так что же нам тогда делать? Если семья не функционирует как следует, тогда ничего хорошего не выйдет. Больная семья, с проблемными и издерганными детьми, которые на всё реагируют, сопротивляются, ломают, крушат, бунтуют, им ничего в этой жизни не нравится, и они жгут автомобили.



Кто-то сказал мне: «И хорошо делают!» Я ответил про себя: «Ну да, конечно же, хорошо делают!» Что я имею в виду? А что им еще делать? Что еще, когда родители, отношения между ними, их переживания, любовь, ребенок, беременность не были запечатаны Божией благодатью, и всё это у них происходило, как у животных в природе? Но только разница в том, что милые животные благословлены Богом, потому что следуют своим инстинктам, какими их создал Бог. А ты? Ты, человек? Ты что, тоже будешь делать что хочешь, что тебе вздумается, что тебе нравится? Нет, не будешь. Вода, которую ты пьешь из крана, не освящена. И ты отдашь ее священнику, он ее благословит, и так она станет святой водой. Это и есть святая вода – вода, благословленная рукой священника, рукой недостойного священника, но только за его рукой Господь невидимо простирает Свою руку и благословляет воду.



Любая биологическая функция человека нуждается в этом – быть запечатанной Христом



Только в Церкви хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, а дома они просто хлеб и вино, хлеб, который плесневеет, и ты его бросаешь голубям или закапываешь в огороде. А в Церкви хлеб и вино переживаются как Таинство, они прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Поэтому любая биологическая и психическая функция человека нуждается именно в этом – быть запечатанной Христом, быть насажденной в Церкви, где она освятится и станет благодатной.



Конечно, здесь мы говорим о твоих личных отношениях, о самых священных событиях твоей жизни, самых важных, т.е. о твоей профессии, обучении и браке. Это очень важные вопросы жизни, поэтому ты решаешь их в зрелом возрасте. Но только ты хочешь решить эти, такие важные, вопросы сам и говоришь:



– Я сам всё обмозгую, сам решу! Я так думаю, я так считаю, я так решил!



Но только, к сожалению, наши критерии чисто мирские, человеческие, биологические, психологические, эмоциональные, они вообще не Божественны. Они вообще не Божественны, дитя мое! Мало кому хватает сил поставить предел своим инстинктам и страстям и сказать не «что мне нравится», «что мне подходит», а «Господи, я так думаю, но Ты, Господи, как Ты смотришь на это? Потому что я могу быть ослеплен». Ведь когда эмоции и любовь не заквашены на любви Христовой, они просто человеческие, слепые, ослепленные, и ты из-за них не видишь ясно.



Да, этот порыв и вожделение необходимы, чтобы положить начало, но нужен и разум, чтобы посмотреть на некоторые вещи логически. А где это может произойти? В Церкви. А как ты иначе получишь просветление? Сам? Не молясь, не исповедуясь, не причащаясь? Поэтому я и дал одному человеку практический совет:



– Читай каждый день акафист Пресвятой Богородице. Ты делаешь это?



– Да я не успеваю, я не думаю, чтобы у меня хватило на это времени.



– Хорошо, если у тебя нет времени, то не делай этого. А если у тебя нет времени делать это, то я так понимаю, что тебя не очень-то и мучает твоя проблема.



– Как же не мучает, отче? Я же хочу найти ее и создать семью!



Но если бы она тебя мучила, ты не хотел бы пускать это на авось. Надо, чтобы и ты немного напрягся. Израильтяне прошли Чермное море посуху, потому что это было чудо. А тебе надо немного попотеть, что-нибудь сделать, привнести. Как? Своей молитвой, в которой ты покажешь свое сильное желание. Ты покажешь его в молитве к Пресвятой Богородице, к Господу нашему и скажешь: «Пресвятая Богородице, даруй мне любовь Сына Твоего и пошли человека, который бы меня любил и которого бы я любил, чтобы мы прожили вместе остаток жизни и всей семьей любили Господа Бога, Твоего Сына». И Пресвятая Богородица тебе его дарует.



Ты говоришь:



– Ну неужели я должен делать это каждый день?



Э, да ты несерьезный, ты не смотришь всерьез на духовную жизнь, и тебя не мучает то, чего ты ищешь, потому что если бы мучило, то ты не то что раз в день, ты постоянно читал бы акафист.



Ты говоришь:



– Вот если бы я точно знал, что это будет, тогда делал бы это!



Мы не верим в силу Бога, силу молитвы, потому и не молимся, потому и не надеемся на молитву



Ну вот, видишь? В этом и кроется твоя большая проблема. Ты признал это? Сейчас ты заглянул в самый корень проблемы – ты не веришь. Мы не верим в силу Бога, силу молитвы, в Господа, потому и не молимся, потому и не надеемся на молитву. Скажу вам и другое: Господь поэтому и не вслушивается в эти неверные, холодные, формальные молитвы. А что Он говорит? «Оставь его, оставь его еще немного, пусть “пропечется”, пусть воззовет из сердца».



Господь тебя не мучает, Он хочет, чтобы ты созрел. Созреть же означает, чтобы ты начал серьезно смотреть на свои отношения с Богом, с людьми, чтобы ты понял, что эти важные вопросы не решаются вне Церкви. Потому что, к сожалению, после развода все бегут в Церковь. Когда твои дети собьются с пути, ты говоришь:



– Отче, спаси моего ребенка!



А когда дома что-нибудь стрясется:



– Отче, возьмите эти имена, поминайте их! Наша семья рушится!



Но почему? Неужели мы всё время будем собирать осколки? Свет Христов существует не для того, чтобы освещать одни осколки, но и целые бриллианты, сияющие райским светом и Божией красотой. Церковь существует не только для неудавшихся, истерзанных, страдающих супругов.



Те из вас, кто прошел через опасности, – вы молодцы, что тянетесь к Церкви, что нашли путь, пусть и через боль и страдание. Браво! Вы заслуживаете похвалы. А кто еще стоит в начале – пусть ошибки и неудачи других заставят вас задуматься.



Правда в том, что невозможно без Христа пережить эти события и вскоре не почувствовать смрада тления, смерти и распада. Это трудно, думаю, это невозможно, чтобы связь между людьми крепла, когда нет Христа, – если только она не держится на деньгах, расчете и т.д. Но когда поднимется буря в отношениях между людьми, кто тогда не воскликнет: «Господи мой, спаси меня!»



Кто любит Христа без принуждения, из благодарности, из любви, потому что так настроено их сердце, достойны восхищения. Блаженны и те, кто в водовороте проблем – хотя бы тогда – обращается к Богу и находит свой путь.



Молю Бога, чтобы и все вы нашли этот путь и встретили на нем человека своей жизни, и чтобы шли с ним рука об руку, а не так, чтобы один тянул сюда, а другой туда, но чтобы вы оба тянулись к Востоку, т.е. Христу! Молю Бога всегда, чтобы вы переживали чудеса в своей жизни, как такие, о которых мы говорили, так и самое великое чудо – ощущение Божия присутствия и любви в нашем сердце и нашей жизни!



 

Архимандрит Андрей (Конанос)



 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму