Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 16  |  Следующая страница »
Размещено 10:37 15/04/2011
Празднуем Вербное Воскресение

Конспект занятия

Потаповская О.М.

Программное содержание

Знакомство детей с событиями и особенностями праздника Входа Господня в Иерусалим.

Материал к занятию

1. Икона праздника Входа Господня в Иерусалим.

2. Букетик вербы.

Ход занятия

– За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день?

Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? У священников ветхозаветной церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город.

– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?

В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

Вот как повествует об этих событиях Евангелие.

Воспитатель читает или пересказывает детям евангельское повествование о Входе Господнем в Иерусалим.

Об этом событии пишут все евангелисты:

Матфей – в главе 21, стихи 1–11; Марк – в главе 11, стихи 1–11; Лука – в главе19, стихи 29–44; Иоанн – в главе 12, стихи 12–19.

Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.

«И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Входа Господня в Иерусалим.

– Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.

– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?

Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом.

Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.

Евгений Санин

Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!

– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?

В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть веточки вербы. Принесённый букетик после занятия можно будет поставить в православном уголке группы.

Татьяна Шорыгина

Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.

Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.

С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь, вспомнив всё, о чем мы говорили с вами на занятии, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми.

Светлана Высоцкая

Вербное воскресенье

Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.

Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.

Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной.
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет.

В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим и о традициях его встречи.

Воспитатель уточняет и обобщает рассказы детей.
Размещено 10:38 15/04/2011
О празднике

Праздник Вход Господень в Иерусалим мы ещё называем Вербным Воскресением. Хотя на самом деле оно должно называться не Вербным, а Пальмовым. Почему? Чтобы это понять, ребята, надо вспомнить события, которые произошли почти две тысячи лет назад, в столице Иудеи – Иерусалиме.

Приближался праздник иудейской Пасхи. В столице было настоящее столпотворение – со всех концов Палестины сошёлся народ в Иерусалим. Люди ликовали и кричали, глядя на Елеонскую гору – самую высокую из тех, что окружали город. Они как будто ждали чего-то. Чего же они ждали? Чему радовались? Народ ожидал, когда в город вступит Христос!

Спаситель и раньше бывал в Иерусалиме, но никогда Его не встречали с таким ликованием. Почему? Вы, конечно, помните, друзья, какое поразительное чудо совершил накануне Христос в селении Вифания? Он воскресил Лазаря, который уже четыре дня лежал в могиле! Весть об этом чуде распространилась быстро, а потом народ узнал, что Великий Чудотворец идёт в Иерусалим. И люди вышли приветствовать Его! От восторга они сбрасывали свои верхние одежды и устилали ими дорогу, по которой должен был проехать Спаситель. Кричали: «Слава сыну Давидову! Благословен идущий от имени Господа, Царь Израилев!» А ещё срезали пальмовые ветви и радостно размахивали ими из стороны в сторону! Надо сказать, дорогие ребята, что в старину с зелёными ветвями в руках встречали царей и победителей. Только вот цари принимали эти почести как должное, ехали торжественно, гордо, в богатых облачениях, на великолепных боевых конях. А Спаситель?

Он повелел своим ученикам привести Ему молодого осла и покрыть его своими одеждами. И вот так, на ослёнке въехал Спаситель в величественную Иудейскую столицу. Его окружали ученики, толпа вокруг ликовала и радовалась, а Он как будто не видел и не слышал этого ликования. Глядя на Иерусалим, на эту толпу людей, Христос заплакал. "Иерусалим, Иерусалим! – сказал Он. – Если бы ты хоть в этот день понял, что служит твоему спасению! Но ты сейчас этого не видишь. Придёт день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и не оставят камня на камне за то, что ты не уразумел времени, когда тебя посетил Господь…"

Почему Он говорил это посреди такого торжества? Да потому, что всё это торжество, всё это ликование народа были построены на недоразумении, на непонимании. Люди надеялись, что Христос вступит в Иерусалим и возьмёт в Свои руки земную власть. Они ждали великого и могущественного царя, который освободил бы Израильский народ от владычества римлян! А Господь в это время шёл на добровольные унижения и страдания. Он готовился умереть за грехи всех людей, всех нас, и знал, что та же самая толпа, которая сейчас кричит “Слава Сыну Давидову!”, через несколько дней будет кричать: "Возьми, распни Его!"

И сейчас, как и две тысячи лет назад, Господь идёт ко всем нам, кем бы мы ни были и где бы ни находились. Нам же, дорогие друзья, надо постараться не быть такими переменчивыми и непостоянными, как иерусалимская толпа.

Вы уже поняли, друзья, почему в праздник Входа Господня в Иерусалим мы держим в руках веточки вербы. Ведь в наших с вами краях нет пальм. А верба – единственное растение, которое просыпается к жизни в такую раннюю весеннюю пору. Она цветёт раньше всех других деревьев! Поэтому верба для нас – это символ победы жизни над смертью, и честь ей особая! – её именем называют один из двунадесятых праздников.

Свежие, распустившиеся веточки освящают на праздничной службе. Они напоминают нам, дорогие мальчики и девочки, о будущем воскресении. Пройдёт всего неделя, и в следующий воскресный день мы будем встречать праздников Праздник – Святую Пасху Христову! Это придаёт особую торжественность событию, которое мы вспоминаем. Господь входит в Иерусалим, чтобы умереть и воскреснуть, и воскресить всех нас для вечной жизни. Поэтому мы поём: «Слава в вышних, благословен идущий во имя Господне!» С праздником, дорогие ребята!
Размещено 10:38 15/04/2011
Иерусалим

Иерусалим — священный город. Господь избрал его местом, где должно было совершиться спасение рода человеческого. За две с лишним тысячи лет до Рождества Христова на одном из холмов, где теперь стоит Иерусалим, Авраам, повинуясь воле Божией, готовился принести в жертву единственного своего сына — Исаака. Но Бог остановил Авраама, изрёк ему благословение, пообещал сделать эту землю достоянием его потомства, из которого произойдёт Мессия — Спаситель всех людей.

Впоследствии на горе Сион была построена крепость, а город, расположившийся близ неё, был назван Иерусалимом. Царь Давид, овладев Сионом, выстроил дворец и поставил скинию — храм в виде передвижной палатки для богослужения — и перенёс сюда ковчег Завета.

С того времени Иерусалим сделался столицею Израильского царства и в Слове Божием стал называться: то Сионом, то Святой горою, то Градом Давидовым. Сын Давида, премудрый царь Соломон, распространил и украсил Иерусалим. Вместо скинии он построил каменный храм, о великолепии и богатстве которого слава прошла по всему миру. 30 тысяч евреев и 150 тысяч иноземцев строили храм в течение семи с половиною лет. Храм был построен на горе Мориа — месте жертвоприношения Авраама. Но спустя четыреста лет народ еврейский прогневал Бога своими грехами. Иерусалим и храм были разрушены, а жители уведены в плен.

Перед Великим Постом за всенощной поётся трогательная песнь: "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона". Это песнь евреев, уведённых в плен, которые, сидя на реках вавилонских, плакали и тосковали о родном Иерусалиме. В плену Вавилонском евреи пробыли семьдесят лет.

Господь услышал воздыхания народа, умилосердился над ним и возвратил его из плена. На месте первого был сооружён новый храм.

Ко времени Рождества Христова Иерусалим был обширным и многолюдным городом, находившимся под властью римлян. В Праздник Пасхи туда приходило до двух миллионов иудеев.

Иерусалимский храм был богато украшен. В него была введена Отроковица Дева Мария. Впоследствии Пресвятая Дева принесла в храм Младенца Иисуса Христа, Который был встречен там праведным Симеоном. Сам Спаситель не раз приходил в храм и учил там народ. Во время Входа Своего в Иерусалим за неделю до Крестной смерти и Воскресения, Господь Иисус Христос, приблизившись к городу и посмотрев на него, со скорбью произнёс:

— Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне... (Лк. 19, 43-44)

Слова Христовы исполнились. Через тридцать шесть лет Иерусалим был осаждён и разорён римлянами. Храм был сожжён и разрушен до основания. В то время евреев постигли такие страшные бедствия, каких не было от начала мира. По улицам города текла кровь, и пламя пожара потухало от неё. Оправдались страшные слова, которые евреи произнесли, требуя у Пилата смерти Господа:

— Кровь Его на нас и на детях наших!

В 326 году равноапостольная царица Елена посетила места, освящённые событиями земной жизни Спасителя, построила на святых местах храмы, нашла Святой Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

Иерусалим // Православный мир. Образовательное пособие для детей. – М.: ИД «Православный мир», 2007.
Размещено 10:39 15/04/2011
Лагерлеф С. Пальма

Много, много лет тому назад в одной из пустынь востока росла пальма. Она была очень стара и необыкновенно высока. Про неё часто говорили, что она выше многих пирамид.

Однажды эта пальма, стоявшая в одиночестве и царившая над пустыней, увидела нечто, от чего её могучая вершина закачалась на тонком стволе. Издали пустыни приближались двое людей. То были пришельцы в пустыне, ибо пальма знала всех ее обитателей; и у них не было ни проводников, ни вьючных животных, ни палаток, ни мехов для воды.

- Поистине, - сказала пальма, - оба эти человека пришли сюда на верную смерть. Пальма оглянулась.

- Меня удивляет, - продолжала она, - что львы не хотят загнать эту добычу и даже бегут от неё. Не вижу я также ни одного разбойника пустыни. Но они ещё прибудут. Где-нибудь на дороге их подстерегут и проглотят львы или укусят ядовитые змеи; жажда истомит их, песчаный ураган занесёт их песком, солнце спалит их, страх и отчаяние измучат их.

Судьба этих людей беспокоила пальму. Она пробовала думать о другом. Но её мысли вернулись снова к обоим путникам.

- Что держит на руках эта женщина? Мне кажется, что эти неразумные люди взяли с собой ребёнка. Пальма была права. Женщина держала на руках ребёнка. Дитя прислонило голову к её плечу и спало.

- Ребёнка даже не завернули, как следует, - сказала пальма. - Мать закутала его краем своей одежды. Она, очевидно, поспешно выхватила его из постели и обратилась с ним в бегство. Теперь для меня ясно, эти люди - беглецы. Они так перепуганы, что не чувствуют усталости, но по глазам их видно, что их мучит жажда.

При этих словах по стволу пальмы пробежала судорожная дрожь.

- Если бы я была человеком, - сказала она, - я никогда не отважилась бы пуститься в пустыню. У деревьев есть корни, проникающие в землю и черпающие влагу из непересыхающих источников. Если бы я могла дать им совет, я просила бы их вернуться назад. Никакие враги не могут быть к ним так жестоки, как пустыня. Они думают, быть может, что жить в пустыне легко. Но я помню, как однажды, в моей юности, песчаная буря едва не погребла меня под целой горой песку. Пальма продолжала думать вслух. - Я чувствую, как дрожат концы моих листьев, - говорила она. - Не знаю, что делается со мною при виде этих чужестранцев. Измученная и удручённая горем мать так прекрасна. Она напоминает мне самые чудесные события, которых мне пришлось быть свидетельницей.

Пальма вспомнила, как много лет тому назад эти места посетили двое людей, сиявших каким-то особенным светом. То была царица Савская и с ней мудрый царь Соломон. Царица пожелала вернуться в свою страну; царь проводил её часть дороги, и здесь им предстояло расстаться.

- На память об этом часе, - сказала царица, - я посажу в землю финиковое зёрнышко; пусть из него вырастет пальма, которая будет жить и расти до тех пор, пока в Иудее не народится царь больше и сильнее царя Соломона.

Сказав это, она погрузила в землю финиковое зёрнышко и оросила его своими слезами.

- Неужели эта женщина напоминает мне прекраснейшую из цариц, ту, по воле которой я выросла и дожила до нынешнего дня? - спрашивала себя пальма. - Но шум моих листьев звучит, как похоронное пенье. Они словно предсказывают, что кто-то должен проститься с жизнью. И пальма решила, что похоронный шум относится к одиноким путникам. Последние, по-видимому, также думали, что приближается час их гибели. Завидев пальму, они поспешили к ней, в надежде найти близ неё воду. Но, подойдя, с отчаяньем увидели, что ручей пересох. Усталая женщина спустила ребёнка с рук и села, плача, у края источника. Мужчина бросился на землю, стуча по ней сжатыми кулаками.

Пальма узнала из их речей о том, что царь Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте от двух до трёх лет. Он боялся, что между ними находится давно ожидаемый в Иудее Царь. Пальма поняла также, что оба страшились пустыни. Мужчина говорил, что лучше было остаться дома и сражаться с воинами вместо того, чтобы бежать. Смерть их тогда была бы менее мучительна.

- Бог нам поможет,- возразила женщина. - Мы одни среди хищных животных и змей. У нас нет ни пищи, ни питья. Как может нам помочь Бог?

Он в отчаянии разорвал на себе одежды и припал лицом к земле. Женщина сидела прямо, сложив на коленях руки. Но взгляд её, блуждавший по пустыне, выражал безграничное отчаяние.

Верхушка пальмы шумела все сильнее. Женщина подняла глаза к вершине дерева.

- О, финики, финики! - воскликнула она, протягивая вверх руки.

В её голосе было столько муки, что высокой пальме захотелось превратиться в низкий кустарник, с которого легко было бы достать плоды. Мужчина же видел, на какой недосягаемой высоте висели плоды. Он даже не поднял головы.

Но младенец, игравший камешками и стебельками травы, услышал крик матери. Малютка думал, что мать не могла не получить того, что ей хотелось. Когда он услышал её слова о финиках, то он начал смотреть на дерево. Вдруг лицо его озарилось улыбкой. Он подошёл к пальме, погладил её своею рукою и сказал нежным детским голосом: - Пальма, нагнись! Пальма, нагнись! И вдруг листья пальмы зашумели, словно по ней прошел сильный ветер, а высокий ствол её содрогнулся. Она почувствовала, что находится во власти малютки. Огромною дугою пригнулась она к земле так, что её верхушка с дрожащими листьями прикоснулась к песку пустыни. Ребёнок не ощутил ни испуга, ни удивления, подбежал к дереву и с криком радости снял с верхушки несколько плодов.

Когда он нарвал их достаточно, то снова приблизился к пальме, погладил её ствол и сказал детским голосом:

- Пальма, подымись! Пальма, подымись! Высокое дерево тихо подняло свой гибкий ствол, и листья его шелестели, как арфа.

- Теперь я знаю, кому листья пели похоронную песнь, - сказала себе старая пальма. Мужчина и женщина стояли на коленях и славили Бога.

Когда вскоре после этого через пустыню проходил караван, то путники увидели, что верхушка старой пальмы засохла.

- Как могло это случиться? - сказал один из них. - Эта пальма должна была жить до тех пор, пока она не увидит царя, который был бы во много раз сильнее Соломона.

- Быть может, она его и увидела, - ответил другой путник.
Размещено 10:40 15/04/2011
Об иконе

Великий двунадесятый праздник, который мы будем встречать 20 апреля, называется – Вход Господень в Иерусалим. Почему мы относим это событие к празднику? Разве Господь никогда раньше не бывал в этом городе? – Был. Он не раз посещал Иерусалим в великие праздники. Так в чём же особенность этого посещения? Почему именно оно так значимо для христиан? Вот на эти вопросы мы попытаемся найти ответы, рассматривая икону праздника.

Посмотрите, как много людей изображено на ней, однако взгляд сразу обращается к фигуре Христа. Мы видим Его в сопровождении учеников. Господь, сидя на молодом осле, въезжает в Иерусалим. Вот на втором плане справа видны дома и башни этого великого города. А Христос и апостолы изображены на фоне Елеонской горы, у подножия которой ученики и привели к Нему ослицу и ослёнка.

Из стен города навстречу Христу вышло великое множество народа. Эти люди очень рады Его видеть. Они приветствуют Христа как своего Царя, способного творить великие, невиданные дела. Друг другу они передают весть о том, что недавно Господь сотворил невероятное чудо: воскресил из мертвых Лазаря, вот уже четыре дня, как погребенного. Люди приветствуют Господа пальмовыми ветвями и радостными криками: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» В знак особого уважения ко Христу они устилают Его путь ветвями, а также своими одеждами.

Вот перед ослёнком, на котором едет Господь, бегают дети. Они принимают участие во всеобщем ликовании.

Конечно, Господь рад видеть искренние приветствия людей, но Его явно заботит какая-то мысль. Посмотрите, ребята, – взгляд Христа обращен к Апостолам. Всеведущий Господь, конечно, знает о том, что совсем скоро всему этому веселью придет конец. Уже через несколько дней Его схватят стражники по приказу первосвященников и осудят на смерть, будут бить Его и убьют. И только потом, претерпев Крестные муки, на третий день после Своей смерти Господь воскреснет.

Да, Спаситель все это знает. И приближаясь к Своим Крестным страданиям, Христос думает не о Себе, а о Своих учениках. О том, чтобы хватило им мужества увидеть Его претерпевающим мучительную и позорную казнь – и не потерять своей веры в Него. Посмотрите, как ярко, по сравнению с другими апостолами, выписана фигура Петра. Это не случайно, как, впрочем, не случайна ни одна деталь на иконе. Выделяя Петра ярким цветом одежды, иконописец, таким образом, привлекает наше внимание к нему. Он хочет, чтобы мы вспомнили, что вера Петра, самого пылкого и решительного ученика Господа, подвергнется особо тяжелым испытаниям.

А вот ещё одна важная деталь – жест правой руки Христа. Посмотрите: Сам Господь обращен к ученикам, а рукой указывает на Иерусалим, к которому они приближаются. Господь хочет еще раз, перед вступлением в город, укрепить учеников, указать им ту цель, ради которой Он на этот раз входит в столицу Иудейского царства: добровольно, по Своей воле принять Крестную смерть. Образ Креста уже присутствует на этой иконе. Посмотрите, ребята, – в центре иконы изображено дерево. Мы с вами говорили о том, что каждая деталь на иконе имеет смысл. Это дерево есть образ Крестного древа, которое уже готовится Спасителю. Итак, Господь грядёт на вольные страдания, на Крест. Христос знает, что, только претерпев смерть, Он может уничтожить её власть над людьми, сделать ее бессильной и нестрашной для человека. Потому что, умерев как Человек, Он воскреснет как Бог. Смерть не сможет удержать Его в своих оковах, и оковы эти будут разорваны и разрушены. В этом – смысл этого святого праздника – Входа Господня в Иерусалим. И в тропаре праздника также говорится о грядущем всеобщем воскресении, о том, что смерть теперь не будет иметь власти над человеком: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже, темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне»

Размещено 10:41 15/04/2011
Размещено 10:43 15/04/2011
Верба ("вербушки") - ветвь кустарника вербы, освященная в церкви, наделявшаяся магическими свойствами, главный атрибут празднования Вербного воскресенья. В европейской христианской традиции верба заменила "ваии" - пальмовую ветвь. С пальмовыми ветвями в древности встречали и прославляли победителей, и с ними же народ приветствовал Иисуса Христа во время его торжественного въезда в Иерусалим.

История:
В русской православной церкви в память о событии, которому посвящен праздник, обряд освящения вербы совершается или в течение дня в Лазареву субботу, или на утрене - утренней службе, предшествующей литургии - в день праздника Вход Господен в Иерусалим.
В течение субботы, предшествующей празднику, освящение вербы происходит в храме или на церковном дворе через небольшие временные интервалы. К стоящим полукругом верующим, держащим в руках принесенные с собой пучки вербы, выходит священник, который, читая молитву, кропит их святой водой.
Во время утрени в храме освящают большое количество заранее заготовленных ветвей вербы, которые священник раздает прихожанам перед началом литургии, во время которой молящиеся держат их в руках, а после забирают домой. Этот обряд восходит к старинной христианской традиции, по которой было принято в неделю ваий или вербную на утрене освящать ветви финиковой или палестинской пальмы ("ваия"), с которыми совершался крестный ход. Начинался он в Иерусалиме, откуда верующие направлялись на масленичную гору к пещере, в которой Господь учил своих учеников, затем поднимался к храму на месте Вознесения Господа на горе Елеонской и, спустившись вниз, шел по всему городу в храм Вознесения, при этом все участники крестного хода держали в руках ветви пальм и маслин. Кроме Иерусалима подобная лития справлялась и в других местах, в том числе в Константинополе и в Риме.
На Руси в 12 - 13 вв. ветви вербы - "ваия" раздавались на утрене после чтения Евангелия. При этом в монастырях игумен входил в алтарь, покрывал голову кукулем, святил пучки вербы, в то время как братия целовала Евангелие. Под пение 50 псалма игумен давал каждому из подходивших к нему братьев "ваия" - вербу и свечу, с которыми после утрени монахи во главе с игуменом совершали крестный ход вокруг монастыря. Известна молитва 16 в., которую читал священнослужитель, освящая "ваия": "Господи Боже наш Вседержителю, сказавый ковчег образом церковным", при этом он кадил над вербой.
В 17 в. в Москве в Вербное воскресенье во время крестного хода и шествия патриарха на осляти от Покровского собора к Успенскому на колеснице возили "вербу" - украшенное дерево, ветви которого раздавались после шествия как всем его участникам, так и зрителям - простому народу.
В этот же день в государевых палатах для царя, царицы, царевичей и царевен изготавливались особенные "вербы", богато украшенные бумажными листьями, бархатными и шелковыми цветами, фруктами, ягодами и пряниками, установленные на маленькие санки, оббитые красным атласом с золотым галуном.

Сделайте и свои "особые" вербы. Веточки украсьте цветными лентами, блестками, тесёмочками, маленькими бубенцами.

Сила освящённой вербы

В народе верба считалась священной и наделялась магическими свойствами не только в силу своего христианского значения. Представления об этом уходят корнями в дохристианские, языческие времена и связаны с жизненной силой, заключенной в этом растении, свидетельством которой считались распустившиеся раньше других почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и при помощи некоторых обрядовых действий, через прикосновение, должно было передать здоровье, силу и красоту человеку или животному.

В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами, иногда это делали только после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной литургии. Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В Сибири для нее делали украшенный тряпочками и лентами "теремок" из соломы, который вешали перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали освященное яйцо.

В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай (московск.) или в хлебцы (ярославск.), для того чтобы овечки "водились".

В некоторых местах вербные почки сменило специально испеченное из теста в форме почек и освященное вместе с вербой в Лазареву субботу печенье - "барашки" (костромск.). Такие же "барашки", "бабашки" или "акатушки" по числу скотины и птицы пекли в Можайском у. Московской губ. Чаще они имели круглую форму, а кое-где состояли из кольца и шарика. Тесто для них делалось из ржаной муки с добавлением толченого конопляного семени или отрубей. В последнем случае простые ржаные "бабашки" пекли для себя, а с отрубями скармливали скотине. В Рязанской губ. также существовал обычай в этот день печь из теста небольшие шарики - "орешки", которыми кормили овец, чтобы они принесли по паре ягнят близнецов каждая. Такое печенье называлось "кытька", а вербное воскресенье слыло "ягнячим праздником".

В Енисейской губ. освященную вербу скармливали коровам и овцам в "чистый" четверг, при этом говорили: "Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните".

Повсеместно было принято ударять каждую скотинку, провожая ее со двора и гоня в поле в день первого выгона скота, на Егория Вешнего (Егорьев день вешний - 6 мая). При первом выгоне лошадей в ночное, производившемся обычно на Николу Вешнего (Николин день - 22 мая), лошадей стегали только вербой. После этого выбрасывать вербу считалось грехом, ее обычно сжигали в печи, "пускали на воду" или втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и имела приплод. В Никольском у. Вологодской губ. вербу после выгона скармливали коровам, считая это верным средством, способным защитить их от волков и медведей.

Вербе приписывали способность повышать урожайность земледельческих культур и плодородие земли, для этого после выгона скота ее крошили в семена, предназначенные для посева, сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полям.
Чтобы сберечь посевы, веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее "оживет", а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. Иногда это действие объясняли тем, что скот летом не будет убегать с пастбища домой.
В Поречском у. Смоленской губ. хозяйка бросала в хлеву в навоз прут, которым выгоняла скотину, при этом она прыгала, как можно выше, чтобы уродился лен.

Итак...

Приметы и обрядовые действия:
В этот день в России повсеместно совершались различные обрядовые действия с вербой. "Сережкам" вербы (распустившимся почкам) приписывались особые целебные свойства и магическая сила.
• "В Вербное воскресение крестьяне во время утрени молятся с освященной вербой и, придя домой, глотают вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь.
• Освященную вербу берегут до первого выгона скота (23 апреля) [6 мая по н. ст., в день Св. Георгия Победоносца – Егорьев день], при чем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или "пускают на воду", или втыкают под крышу дома с тою целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.
• Наряду С этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах, как, например, в Козловском у. (Тамбовской губ.), существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле - сберегает посевы. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
• В том же Козловском у. распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.
• В уездах же Темниковском и Елатомском той же Тамбовской губ. советуют всем неплодным женщинам есть почки освященной вербы, уверяя, что после этого женщина непременно начнет рожать детей" .
• С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
• Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
В этот день после прихода из церкви родители били своих детей вербными ветками, приговаривая: «Верба-хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет.» Это делалось для того, чтобы дети лучше росли. И очень важно было, чтобы у детей не оставалось обиды на взрослых за то, что их бьют, поэтому и проговаривали, что не человек бьет, а верба.
• Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
• Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
• Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

Изображение

Светлые мысли:

Памятью о пальмовых ветвях, которыми народ приветствовал Христа, в России стали вербы. Распущенные ветки вербы напоминают верующему, что надо задумать в этот день: что жду я от Христа? Не движет ли мною корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных побед, как та толпа, которая совсем скоро закричит: "Распни!", но сегодня еще приветствует Спасителя?

Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть. Об этом мы поговорим с Вами в отдельной теме: http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?p=293719#293719

Занятия с детишками:
В этот день украсьте свой дом веточками вербы и дарите своим близким букетики ранних весенних цветов.
Потренируйтесь рисовать цветущую вербу - совсем скоро это умение Вам пригодится в расписывании пасхальных яиц и при изготовлении открыток к пасхе.
Пусть ваш дом будет чистым уже накануне (до Лазоревой СБ). Принесите освященную вербу в чистый дом, где пахнет свежестью и весной. Думайте в этот день о хорошем и светлом.
Не забывайте Великий пост продолжается еще в течение недели - все развечения должны быть умеренными и сдержанными, занимайтесь в эту неделю чтением святых текстов, а для "не очень верующих" - занимайтесь искусством и его созерцанием.
Готовьтесь к великому празднику Пасхи!
Размещено 10:45 15/04/2011

Широка, необозрима,
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.
Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
"Ты идешь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!"
Так, внезапно вдохновенный,
Пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
Школ воспитанник седой,
Гордый мудростию книжной,
Говорил с усмешкой злой:
"Это ль Царь ваш, слабый,
бледный,
Рыбаками окружен?
Для чего Он в ризе бедной,
И зачем не мчится Он,
Силу Божью обличая,
Весь одеян черной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?"
И века прошли чредою,
И Давидов Сын с тех пор,
Тайно правя их судьбою,
Усмиряя буйный спор,
Налагая на волненье
Цель любовной тишины,
Мир живет, как дуновенье
Наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
Узнают шаги Владыки,
Слышат сладкий зов Отца.

А.Хомяков

Вход в Иерусалим

Иван Бунин

"Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!"
И с яростным хрипом в груди,
С огнем преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя все грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой -
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойденных судьбой -
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата - на позор,
На пропятье!

Размещено 10:45 15/04/2011
БОЖЬЯ ВЕРБА

Тихие вешние сумерки... Еще на закате небо светлеет, но на улицах темно. Медленно движутся огоньки горящих свечек в руках богомольцев, возвращающихся от всенощной. Зеленый огонек движется ниже других... Это у Тани в руках, защищенная зеленой бумагой, свечка теплится.

Вот и домик с палисадником... Слава Богу, добрались благополучно. "Не погасла, не погасла у меня!" - радостно шепчет Таня. Как я рада!..

-Давай, Танечка, мы от твоей свечки лампадку зажжем, - предлагает няня. - А вербу я у тебя над постелью прибью... До будущей доживет... Она у тебя какая нарядная - и брусничка, и цветы на ней!...

- А почему, няня, ты вербу Божьим деревом назвала?..

-Христова печальница она, - оттого и почет ей такой, что в церкви Божией с ней стоят... Это в народе так сказывают. Раньше всех она зацветает - своих ягняток на свет Божий выпускает...

- Расскажи, няня, про Божье дерево, - просит Таня.

- Да что, матушка моя, - начинает няня, - так у нас на деревне сказывают... что как распяли Христа на кресте, - пошел трус по земле, потемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла; а кипарис весь темный-растемный стал; ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет-стоит... А верба и не вынесла скорби - к земле склонилась и увяла...

Три дня, три ночи прошли - воскрес Господь-Батюшка наш Милосердный. И шел Он тем путем, смотрит - кипарис от горя потемнел, ива - плачет-стоит. Одна осина прежняя осталась; завидела Его, задрожала всеми листочками, да с той поры так и дрожит, и зовут ее в народе осиной-горькою... А увидал Христос, что верба завяла и иссохла вся, - поднял Он ее, Милостивец, - зацвела верба краше прежнего.

- Ну, - говорит Господь, - за твою любовь великую и скорбь - будь же ты вестницей Моего Воскресения. Зацветай раньше всех на земле, еще листвой не одеваючись!

- Так и стало, матушка моя, - и почет ей, вербе, поныне на свете больше других дерев!..

- Какая она славная, вербочка!... - тихо шепчет Таня. Потом задумчиво снимает вербу со стены и говорит:

- Няня... я ее поставлю в воду... Пусть она оживет... А потом мы ее пересадим в палисадник, хорошо?
Размещено 10:48 15/04/2011

Победоносцев К. П.

…Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке. И вот, наконец, мать, после нескольких годов упорного отказа, решается взять с собою в церковь дитя свое. Боже мой — какая радость! "Мама, когда же зажгут свечки?" — спрашивает ребенок, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же как и все большие, стоит со свечой, и сердце прыгает от волнения. "Молись, — шепчет ему мать, — Христос идет". Таинственный трепет ожидания впервые нападает на душу, и точно кажется ребенку, что здесь Христос, о Котором так много говорила ему мать еще нынешним утром, и он видит перед собою картину из большой своей книги, как шествует Христос, сидя на осляти, посреди народа, столпившегося на улице, облепившего заборы и кровли, как стелют Ему по дороге ковры и одежды, как матери подносят Ему детей, и дети кричат Ему: "Осанна!" И долго после того чудится ребенку торжественная картина, когда на другой день играет он принесенною из церкви вербою и лепит фигуры из своей свечки. И на другой год, едва подходит весна, он уже нетерпеливо спрашивает у матери: скоро ли вербы? скоро ли вербы? скоро ли вербы? скоро ли пойдем и зажжем опять свечки?

…Счастлив тот, на ком хоть отблеск этого детского чувства отражается поздней порою жизни в церковном празднике Вербного Воскресенья…

5 Апреля, 1859
Журнал "Купель" № 2, 2000

  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 16  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму