Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 21-24 из 24  |  Следующая страница »
Размещено 18:49 1/04/2011
Валерий Брюсов
Благовещенье

Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

27 августа 1902
Размещено 18:51 1/04/2011
Благовещение в народной традиции

В славянском народном календаре Благовещение воспринимается как дата начала весны. У восточных славян широкое распространение получили представления о годовом цикле земли, в частности о том, что, начиная с поздней осени и до Благовещения земля «закрыта», она «спит» и т. п., в связи с чем до Благовещения ее нельзя трогать: рыть, копать, вбивать в землю колья, пахать и сеять. «Сон» земли в период от Воздвижения до Благовещения понимается иногда и как состояние «беременности» земли, когда в ней скрыто пребывает то, что в определенный момент, при ее «пробуждении», выходит наружу. К тому, что дремлет в земле в течение зимы и выходит наружу лишь на Благовещение, относят гадов, насекомых, корни растений и пр., а также дождевую влагу, поэтому нарушение запрета трогать землю до ее «открытия» чревато летней засухой.

Завершение периода «сна» земли на Благовещение описывается в фольклорных поверьях: ее «пробуждение, открытие, отмыкание, возрождение» и подобное, сопряженное по времени с ее благословением Богом. Вслед за этим на Благовещение на земле появляются змеи, лягушки, насекомые, пробуждаются пчелы в ульях и звери в лесу. «Открытие» земли влечет за собой разрешение на ее обработку: начинаются пахота и сев.

У славянских народов с Благовещением связывали прилет птиц из далекой страны, называемой «ирий» или «вырий». В Белоруссии в этот день дети встречали аистов. Матери пекли им лепешки в виде лапы аиста, дети выносили лепешки во двор, подбрасывали и кликали аиста («бусла»): «Бусел, бусел, дай мне жита копу!». В России на Благовещение выпускали птиц на волю, «чтобы они пели во славу Божию» и принесли счастье тому, кто их освободил.

К Благовещению приурочены обряды встречи весны. В Белоруссии и на юге России молодежь, женщины и дети забиралась на возвышенные места (крыши бань, гумен и т. п.) и «звали весну», исполняя для этого особые песни.

Весна, ты, весна, что ты нам принесла?
— Одно угодье — воды половодье,
Другое угодье — соху с бороною,
Третье угодье — коня вороного.

Весна красна, што ты нам принесла?
Принесла три корысти-радости:
Одна радость — пастушить,
Друга радость — пахарить,
А третья — бортничать.

Весна красна,
На чем пришла?
— На кнутику,
На хомутику,
На ржаном снопу,
На овсяном колоску.

Иногда одновременно с пением жгли костры — таким способом «палили зиму» или «грели весну».

Во многих местах к Благовещению были приурочены очистительные обряды, цель которых — отогнать и отпугнуть вылезших из земли гадов, насекомых, нечистую силу, болезни. В Болгарии женщины, иногда дети на Благовещение до восхода солнца или на закате обходили двор с медным тазом, били по нему металлической ложкой и кричали: «Убегайте змеи, Благовещение вас задавит!». Битьем в металлические предметы на Благовещение отгоняли змей и сербы, считая, что змея летом будет держаться от дома на таком расстоянии, на какое распространяется лязг металла. Змей отгоняли также огнем, поджигая мусор, тряпки, старую обувь, солому, конский и коровий навоз и др.

Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, прыгали через огонь и окуривали одежду. Сербы, чтобы предохранить скот от эпидемий, на Благовещение прогоняли скот между двух костров; в канун Благовещения гасили в очагах старый огонь и добывали трением новый, «живой», огонь.

К Благовещению приурочены магические ритуалы, гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т. п. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год. У восточных славян в одну благовещенскую просфору запекали копейку, и кому такая просфора доставалась, тот считался счастливым и удачливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Кусочки просфоры клали в семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; просфору брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки.

День Благовещения, воспринимаемый как одна из важнейших сезонных границ, после которой начинается весна, во многих местах считался очень «опасным» днем. В этот день повсеместно соблюдался строгий запрет на любую работу и даже бытовые действия. Как гласит русская пословица: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет». Благовещение считается днем несчастий, ссор, скандалов и недоразумений, в том числе и чисто житейских. Поэтому люди стараются провести его в покое, не покидая дома, в тишине и бездеятельности. Тем не менее, все, что каким-либо образом оказывается причастно к этому дню, обречено на неудачу. Так, у разных славянских народов широко известен запрет подкладывать яйца под наседку в день Благовещения из опасения, что вылупившиеся впоследствии цыплята будут кривыми или хромыми.

К числу неудачных относят не только само Благовещение. Тот день недели, на который в текущем году пришлось Благовещение, считается неудачным в течение всего года: в этот день не предпринимают никаких ответственных поступков и хозяйственных начинаний (ни пахоты, ни сева, ни рыбной ловли, ни охоты, ни тканья или снования), ибо все уродится «паршивым», «червивым» или не уродится вовсе. Кроме того, Благовещение провоцирует негативное отношение к своему ближайшему соседу — дню архангела Гавриила, отмечаемому 26 марта, который также считается непригодным для каких-либо работ, а все родившееся в этот день оказывается неспоро.
Размещено 18:53 1/04/2011
Об иконе

В великий праздник Благовещения храм убирают в праздничные голубые ризы, а в центре храма на аналое мы увидим праздничную икону, на которой изображены Пресвятая Богородица и Архангел Гавриил.

Давайте сразу определим, где происходит событие, изображенное на иконе: в доме или снаружи? Мы узнаём об этом по красной ткани, которая перекинута от одного здания к другому. Она называется велум и говорит о том, что событие происходит внутри здания.

Перед появлением Архангела Гавриила Пресвятая Богородица была занята работой. Видите, в Её левой руке – клубок красной пряжи. По преданию, Матерь Божия по поручению священников Иерусалимского храма должна была соткать покров красного цвета.

Но надо сказать, друзья, что не на всех иконах Благовещения Пресвятая Богородица изображена с пряжей в руках. Существуют и другие виды изображений этого праздника. Они называются изводами. На некоторых иконах мы видим, что Дева Мария перед появлением Архангела читает Священное Писание. На других – беседует с Архангелом Гавриилом у колодца.

Почему же у одного события столько разных изображений? Дело в том, что в Священном Писании не говорится о том, чем занималась Богородица при появлении Архангела. Об этом мы узнаем из церковного Предания. А оно дошло до нас в нескольких вариантах, поэтому и существует несколько изводов иконы Благовещения.

Но давайте вернемся к нашему рассказу. Итак, Дева Мария занята своей работой. И вдруг перед Ней появляется Небесный Вестник – Архангел Гавриил. Как же иконописцу показать нам, что Гавриил только что спустился с Небес и предстал перед Марией с вестью от Господа? А вот посмотрите: складки плаща Гавриила еще как бы колышутся от быстрого движения. И на землю он ступил лишь одной ногой, а второй только слегка касается земли.

Посмотрите, друзья, одно крыло Архангела простёрто за спиной, а другое поднято в знак приветствия Марии. Обратите внимание: это движение – поднятие крыла Архангела – перешло и в наше богослужение. Вспомните, когда на богослужении диакон произносит молитвенные прошения – ектеньи, он поднимает рукой орарь, как и Ангел – своё крыло. Это – знак почтения и приветствия.

Когда Архангел Гавриил явился Богородице, он обратился к Ней со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Эти слова смутили Пречистую Деву. Посмотрите, как изображена Ее фигура: Мария склонилась в размышлении: что бы значили эти слова? Как бы в раздумье поднесла Она к лицу правую руку и опустила глаза.

Именно в этот миг происходит таинственное событие. Решается судьба всего человеческого рода. От решения Марии зависит, совершится ли воплощение Бога. И Пречистая Дева даёт Свое согласие на участие в столь великой и чудной тайне. Соглашается стать Матерью Самого Бога, Который родится от Неё как Человек. И тогда Дух Святой сходит на Пресвятую Богородицу и сила Всевышнего Бога осеняет Её. Это изображено в виде стремительного луча из Небесной сферы, направленного к Богородице.

Вот, дорогие друзья, о каком великом событии рассказывает нам эта икона. В день Благовещения было положено основание, начало, или, по-церковнославянски, – главизна нашего спасения. Так воспевает его Церковь в тропаре – главном песнопении, посвященном празднику. «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Желаем вам радостно встретить светлый праздник Благовещения. Храни вас Господь молитвами Пресвятой Богородицы и Архангела Гавриила.

Размещено 14:19 2/04/2011
Был день как день, совсем обычный
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной
Вошёл к Марии Ангел в дом.



Воскликнул: «Радуйся, Мария!
Господь тебя благословил!»
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил:
«Он Сыном Бога наречётся
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,- спасётся.
Да будет счастлив человек!»
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 21-24 из 24  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму