Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 24  |  Следующая страница »
Размещено 17:45 1/04/2011


Благовещение Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Дева Мария, приведенная трехлетней Отроковицей в Иерусалимский храм, жила при нем до четырнадцатилетнего возраста. По достижении этого возраста она была обручена старцу Иосифу, который стал хранителем Ее девства. Пребывая в доме Своего Обручника, Пресвятая Дева читала однажды Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога.

В это время явился Ей посланный с Небес Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».

Она увидев Ангела, смутилась от слов его. Ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать от Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус; Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего».

Мария спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»

И ответил Ей Ангел: «Дух Святой найдет на Тебя, посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему».

И отошел от Нее Ангел.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Господь повелел Архангелу Гавриилу идти в Назарет Галилейский к Деве Марии, обрученной старцу Иосифу, и нести Ей благую весть...

Вот Она углубилась в чтение Священной книги, прочла таинственные слова пророка Исаии: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо с нами Бог..." Задумалась Мария над этими словами... Необъяснимая нежность к этой Деве и Ее Сыну переполнили Ее сердце... И сказала Она себе, что была бы счастлива стать служанкой той Девы...

И вот в эти минуты и совершилось таинство благовестия. "Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!.." Таковы были слова, которые Ангел принес на землю от Бога Той, Которая стала первым оправданным благодатью Человеком Нового Завета...

Пресвятая Дева не была устрашена явлением Ангела: к этим явлениям Она привыкла издавна в храме Иерусалимском. Но самые слова смутили Ее, так как доселе ни один человек не был назван благодатным...

Она безмолвствовала. И чудно было вокруг...

На безмолвное ожидание Девы Ангел сказал Ей, чтоб Она не боялась, так как обрела благодать у Бога, и что Она зачнет Сына, царству Которого не будет конца.

Со смирением чистая Мария приняла весть о чудном Сыне, склонилась перед волею Божией; но, как невольный крик девственного сердца, вырвался вопрос, которым Она как бы обороняла свою святыню... "Как будет это со Мной, когда Я мужа не знаю?.."

- "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим", - говорил Деве Ангел. И лучи вышней благодати лились на смиренную Избранницу Небес...

...Освещенная, осиянная, благодатная Земля, зарождавшая в ту минуту Небесного Сына...

По материалам Детского Православного Сайта
Размещено 17:48 1/04/2011
История Праздника



Больше всего Дева Мария любила молитву и чтение Священного Писания. И, став взрослой, решила Она остаться девой и посвятить свою жизнь Богу. Но жить молодой девушке одной священники не могли позволить, и тогда Пресвятая Дева была обручена со старцем Иосифом. Ей, сироте, он стал вместо отца. И, вернувшись в Назарет, Мария поселилась в его доме. Там Она все также часто молилась, читала Священное Писание и вместе с дочерьми Иосифа занималась домашними делами.

Приближалось время рождения Спасителя. Об этом времени говорилось в Писании, и народ давно ждал Его. И вот как-то однажды, когда Пресвятая Дева размышляла о написанном, перед Нею вдруг явился архангел и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой! Благословенна Ты между женами».

Мария смутилась от этих слов, но ангел продолжал: «Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, Он возлюбил Тебя за Твое доброе сердце. Ты родишь сына и дашь Ему имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего».

Мария недоумевала, как же это может быть, если Она дала обет не выходить замуж и оставаться девой. Ангел же сказал Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и Ты родишь Сына Божия». И тогда Мария ответила: «Я раба Господа. Пусть будет со Мной так, как ты сказал». Услышав эти смиренные слова, ангел скрылся.

Друзья мои, когда вы в следующий раз пойдете в храм, посмотрите повнимательнее на царские врата. Там вы увидите икону, которая называется «Благовещение». На одной стороне царских врат будет изображена Пресвятая Дева Мария, читающая священную книгу. На другой стороне – ангел в виде юноши с крыльями. В руке он держит веточку с белым цветком лилии. Это архангел Гавриил.

А знаете, почему он назван архангелом? Потому, что является главным среди ангелов. И хотя число ангелов безмерно велико, но архангелов только семь.

Вам, дорогие мальчики и девочки, наверное, интересно узнать, почему же их только семь? Но ответа на это вопрос не сможет дать никто. Это тайна творения, известная только Богу. Мы с вами можем лишь заметить, что число семь – число священное и необычное. И, правда, куда не посмотришь, везде мы встречаемся с этим удивительным числом. Оно есть повсюду. Те из вас, кто постарше, уже слышали, а может быть, даже и знают, что в церкви существует семь таинств. Самое первое из них – святое крещение.

И в мире природы мы тоже видим это таинственное число. Сколько цветов в радуге? Семь. А сколько нот в гамме? Тоже семь. А сколько дней в неделе? Их тоже семь!

Вот и в ангельском мире тоже существует это число, там семь архангелов. И вот один из них – архангел Гавриил. Его имя означает «Сила Божия».

Давайте вспомним с вами, кто возвестил священнику Захарии и его жене Елизавете о чудесном рождении у них сына Иоанна, будущего Предтечи Господня? Архангел Гавриил. А кто открыл и Самой Деве Марии о том, что Она станет Матерью Иисуса Христа? Опять архангел Гавриил. Читая Евангелие дальше, мы узнаем и о других его делах. А сейчас мы должны запомнить, что самую главную для нас весть принес на землю архангел Гавриил. Этот день, когда Пресвятая Дева Мария услышала ее, стал настоящим праздником для всех христиан. Называется этот праздник Благовещение. И вместе с архангелом Гавриилом мы теперь радостно восклицаем: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!»

по материалам Сайта

http://blagoveshenie.paskha.ru/children/

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



Описание иконы

В великий праздник Благовещения храм убирают в праздничные голубые ризы, а в центре храма на аналое мы увидим праздничную икону, на которой изображены Пресвятая Богородица и Архангел Гавриил.

Давайте сразу определим, где происходит событие, изображенное на иконе: в доме или снаружи? Мы узнаём об этом по красной ткани, которая перекинута от одного здания к другому. Она называется велум и говорит о том, что событие происходит внутри здания.

Перед появлением Архангела Гавриила Пресвятая Богородица была занята работой. Видите, в Её левой руке – клубок красной пряжи. По преданию, Матерь Божия по поручению священников Иерусалимского храма должна была соткать покров красного цвета.

Но надо сказать, друзья, что не на всех иконах Благовещения Пресвятая Богородица изображена с пряжей в руках. Существуют и другие виды изображений этого праздника. Они называются изводами. На некоторых иконах мы видим, что Дева Мария перед появлением Архангела читает Священное Писание. На других – беседует с Архангелом Гавриилом у колодца.

Почему же у одного события столько разных изображений? Дело в том, что в Священном Писании не говорится о том, чем занималась Богородица при появлении Архангела. Об этом мы узнаем из церковного Предания. А оно дошло до нас в нескольких вариантах, поэтому и существует несколько изводов иконы Благовещения.

Но давайте вернемся к нашему рассказу. Итак, Дева Мария занята своей работой. И вдруг перед Ней появляется Небесный Вестник – Архангел Гавриил. Как же иконописцу показать нам, что Гавриил только что спустился с Небес и предстал перед Марией с вестью от Господа? А вот посмотрите: складки плаща Гавриила еще как бы колышутся от быстрого движения. И на землю он ступил лишь одной ногой, а второй только слегка касается земли.

Посмотрите, друзья, одно крыло Архангела простёрто за спиной, а другое поднято в знак приветствия Марии. Обратите внимание: это движение – поднятие крыла Архангела – перешло и в наше богослужение. Вспомните, когда на богослужении диакон произносит молитвенные прошения – ектеньи, он поднимает рукой орарь, как и Ангел – своё крыло. Это – знак почтения и приветствия.

Когда Архангел Гавриил явился Богородице, он обратился к Ней со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Эти слова смутили Пречистую Деву. Посмотрите, как изображена Ее фигура: Мария склонилась в размышлении: что бы значили эти слова? Как бы в раздумье поднесла Она к лицу правую руку и опустила глаза.

Именно в этот миг происходит таинственное событие. Решается судьба всего человеческого рода. От решения Марии зависит, совершится ли воплощение Бога. И Пречистая Дева даёт Свое согласие на участие в столь великой и чудной тайне. Соглашается стать Матерью Самого Бога, Который родится от Неё как Человек. И тогда Дух Святой сходит на Пресвятую Богородицу и сила Всевышнего Бога осеняет Её. Это изображено в виде стремительного луча из Небесной сферы, направленного к Богородице.

Вот, дорогие друзья, о каком великом событии рассказывает нам эта икона. В день Благовещения было положено основание, начало, или, по-церковнославянски, – главизна нашего спасения. Так воспевает его Церковь в тропаре – главном песнопении, посвященном празднику. «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Желаем вам радостно встретить светлый праздник Благовещения. Храни вас Господь молитвами Пресвятой Богородицы и Архангела Гавриила!

По материалам Детского Православного Сайта
Размещено 17:52 1/04/2011


БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ОБЫЧАЙ

(русские традиции)

В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция "символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия”.

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.



БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ОБЫЧАЙ

1.

Какой это добрый обычай!..

Вот клетка: в ней птички, а я...

Кто я? Не тюремщик ли птичий

Пусть на три каких-нибудь дня?.

Здесь важный снегирь и синица,

Щегол и задумчивый чиж, -

Недолго им в клетке томиться,

До дня Благовещенья лишь!

2.

И вот отошла Литургия.

Как радостен праздничный звон!

Простите меня, дорогие,

За этот трёхдневный полон:

Летите в лазури лучистой,

Где столько свободы крылу,

И там Приснодеве Пречистой

Все вместе воспойте хвалу!

Виктор Афанасьев из сборника «Выше неба голубого»

По материалам Детского Православного Сайта
Размещено 18:00 1/04/2011


Стихотворения о Благовещение

Был день как день, совсем обычный

Был день как день, совсем обычный:

Кипела суета кругом,

Но вот походкою неслышной

Вошёл к Марии Ангел в дом.

Воскликнул: "Радуйся, Мария!

Господь Тебя благословил! -

И о рождении Мессии

Посланец Божий возвестил: -

Он Сыном Бога наречётся

И будет царствовать вовек.

Тот, кто уверует,- спасётся.

Да будет счастлив человек!”

Благовещенье – весенний праздник

Благовещенье – весенний праздник,
Ветка вербочки украсит каждый дом.
И наполнит солнцем и весельем
Мир, в котором мы с тобой живём.

В этот день Господь цветок нам первый дарит,
Мать-и-мачеха зовут его везде,
Словно нам напомнить всем желает
Мать Мария о твоей судьбе.

В этот день все любят и прощают.
В этот день обид не помянут.
В этот день все душу очищают,
В храм Господний с покаянием идут.

Там всегда поймут тебя и примут,
Добрым словом в путь благословят.
Коль пришёл ты в храм, то борешься с гордыней,
Чтобы новый путь своей судьбы начать.

Чтоб простить всех тех, кто боль доставил.
Кто тебя по злобе изводил.
Кто своею завистью коварной
В гнев и ненависть тебя вводил.

Всё пройдет, Господь тебе поможет
Счастье в этой жизни обрести,
Всё хорошее в своей душе умножить,
Свет добра всем людям донести.

Благовещенье и свет

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!

Константин Бальмонт

Благая весть сошла на землю

Благая весть сошла на землю –

И изменилось все вокруг!
Я Гавриилу сердцем внемлю,
Ловлю с восторгом каждый звук.

Летят из темных клеток птицы
На благовещенский простор…
Исчезли прежние границы,
Распался ветхий договор.

Открылась радостная тайна
Великой жертвенной любви!
Она открылась не случайно
В лучах предутренней зари.

В полях зазеленели всходы,
В лесах забили родники…
И пташки, вестницы свободы,
Взмывают ввысь с моей руки.

Священник Сергий Гусельников

***
Нынче Благовещение
Радостное, вещее!
Мы вас поздравляем
Мы вас призываем -
Богу поклонитесь,
Жарко помолитесь.
За Благое Слово
За Добро Христово!

Благовещение

С крыши льется звонкая капель,
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтобы принести Благую весть!
Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.

Вешний воздух над землей царил,
Зеленели тонко луговины –
Весть принес Архангел Гавриил
О зачатии Спасителя и Сына.

Татьяны Шорыгиной

В день Благовещения

Радуйся, Чистая!
Радуйся, Чудная!
Вечного Света Заря!

Лилия райская,
Дева всепетая,
Мать Неземного Царя!

Слово Архангела
С детским смирением
Скрывшая в сердце Своем.

Песням и нашим
Внемли, Благодатная,
Мы Тебе славу поем!

Благая весть сошла с небес

Благая весть сошла с небес

Архангел Деве возвещает -

Ей благодати Дар, а нам

Спасенье грешным обещает.

Спасенья ныне Главизна -

Непостижимое явленье.

Сын Божий ныне Девы Сын,

Душа ликует в умиленье.

И мы смиренно предстоим

Перед Царицею Святою

Ей "радуйся" мы говорим и

"Благодатная Господь с Тобою".


В день Благовещения

Радуйся, Чистая!
Радуйся, Чудная!
Вечного Света Заря
Лилия райская,
Дева всепетая,
Мать Неземного Царя!

Слово Архангела
С детским смирением
Скрывшая в сердце Своем.
Песням и нашим
Внемли, Благодатная,
Мы Тебе славу поем!

Елена Осипова

***

А с весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
В храме – свечи, ладан росный
И слова Триоди постной.

Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес –
Благовещенье с небес!

Светлана Высоцкая


Благовещение

Мирские хлопоты окончив в этот день,
Вернувшись вновь к священному писанию,
Мария в мыслях к Богу вознеслась
И предалася светлому мечтанию.

Чудесный свет коснулся лика Девы
И комнату сияньем озарил
Пред ней стоял посланник Божий:
"Не бойся, я Архангел Гавриил!"

"Благословенна будешь в женах Ты отныне,
Чтоб страждущих, несчастных исцелять
Спасителя найдешь для мира в Сыне
И обретешь Ты Божью благодать".

И приняла Мария волю Божью
Такой ее святой, какая есть...
И Гавриилу вслед смотрела,
Принесшему весной благую весть.

М. Захарова

По материалам Детского Православного Сайта
Размещено 18:28 1/04/2011
БЛАГОВЕЩЕНИЕ, один из Великих Богородичных праздников христианской церкви, приходящийся на 25 марта и посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только Евангелии от Луки (Лук. 1: 26-38), но подробно, что соответствует важности его.

Событие совершилось в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших Богородичных праздников. Настолько же древне приурочение его к 25 марта. Крайние сроки, с которыми совпадает Благовещение,- четверг третьей недели Великого поста и среда Светлой седмицы. Соответственно величию этого дня, церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится в Пасху, а пост ради него ослабляется: поэтому еще VI Вселенский Собор постановил совершать в день Благовещения литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров.

Благовещение — один из самых распространенных сюжетов русского иконописания. На иконе XVI в. перед Богоматерью стоит Архангел Гавриил, обхватив обеими руками большой восьмиконечный черный крест. Богоматерь стоит во весь рост и удерживает на руках Спасителя, Который отворачивается от видения. На иконе надпись читается: “Рече Богородица к Архангелу: “О Архангеле, уже прежде благовестил еси радость, егда зачати во утробе и породиши Сына, Его же царствию не будит конца, и ныне вижу тя крест держаще, утробою уязвляюся, вспоминая Симеоново пророчество”. Отвещает Архангел и рече: “Подобает Сыну Человеческому много пострадать, и распятому быть, и в третий день воскреснуть”. В русском народном календаре Благовещение отмечалось как начало весны, как день “открытия земли”, пробуждения ее ото сна, выхода из земли гадов, змей, лягушек, мышей, насекомых, появления нечистой силы, прилета птиц, пробуждения пчел, медведей. Благовещение — подобно Рождеству, предвещало и магически предопределяло весь грядущий год.

Предки наши говорили, что Благовещение — самый большой у Бога праздник. В день этот, как в Пасху, и грешников в аду не мучат. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, — солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на время крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. В древнем русском быту с праздника Благовещенье считали начало года, который отсего нередко назывался у наших предков “благовещенским”. Благовещения считалось также началом весны. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранились нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божня для хорошего роста и плодородия своих нив.

Радуясь празднику Благовещения, наши предки выражали свою радость очень умилительным образом, именно отпускали птиц на волю в той мысли, что создания эти будут благословлять пред Творцом виновников своей свободы. Нельзя не заметить, что обычай этот довольно соответствует празднику Благовещения как великому дню свободы всего мира. В Малороссии в старину внуки и дети на праздник Благовещения вывозили на лубках своих престарелых и бедных дедов и отцов на улицу и собирали для них милостыню. Наконец, с днем Благовещения связано множество примет и наблюдений, по которым русские гадали о будущей погоде и урожае: “Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресение. Благовещение — грибное лето” и т. п. Здесь особенно много значило то, что этот праздник, как мы видели, служит началом весны и вместе с тем древнерусского народного года. Между обрядами и верованиями, связанными с Благовещением, некоторые сохранились от языческой старины. Таков, например, обычай сжигать соломенные постели и старую обувь, скакание чрез костры, окуривание как предохранительное средство от всякого рода болезней.

Все эти обряды близки по своему характеру к обрядам купальским. В них выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, свойственная всем древним языческим религиям, и в частности древнерусской. Приурочены они к празднику Благовещения потому, что этот день считался началом весны, времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света. Поэтому церковь наша не могла не осудить эти суеверия; уже в Кормчей 1282 читаем запрещение против тех, которые в день Благовещения “пред храмины своими, или враты домов своих, пожар запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю”. К подобного же рода остаткам язычества нужно отнести и то, что на Благовещение воры старались что-либо украсть в надежде, что, если это им удастся сделать теперь, они могут быть уверены в успехе своих предприятий к празднику Благовещенья на том основании, что в древнерусской жизни он был началом года, а с новым годом вообще и доселе связываются подобного рода поверья. Многие русские верят, что как кто встретит и проведет первый день года, так пройдет для него и весь год. По погоде того дня, считая дождь благоприятным предзнаменованием, по снегу на крыше, по морозу или по оттепели старались угадать, каково будет лето и каков будет урожай: “На Благовещение дождь, родится рожь”. Если на Благовещение будет день красный, то предполагают, что в тот год много беды принесут пожары, если же пойдет дождик, то будет “грибной” год, если мороз, то надо ждать еще 40 утренников, хотя, во всяком случае, это уж не зима, как и Покров не лето. Много уже прибыло дня, светло и днем, и вечером, и не нужно уже дуть огня. Во многих еще местах сохранялось верование в огонь, через который в этот день скакали, чтобы избавить себя от призора; окуривали свои платья для того, чтобы предостеречь себя от “обаяния”, и сожигали свои соломенные тюфяки, чтобы истребить болезни. Плохой хозяин не положит кусочек целой просфоры в клети в сусек, чтоб было в нем на будущую осень больше хлеба.

Придерживающиеся старины люди советовали печь “мирские (из общей муки) благовещенские просвиры” и нести их для освящения к обедне (“вынимать за здравие”). Принеся домой такую просфору, ее клали сначала под божницу, а потом — в закром с овсом, оставляя ее в последнем до первого ярового засева. Сея яровину, сеятель брал ее из закрома и носил с собою во все время посева привязанною к сеялке. Соблюдением этого обычая надеялись оградить нивы от всякого “полевого гнуса” (вредных для хлебов насекомых) и вообще заручиться благой надеждою на урожай. Если у кого в хате была икона праздника, то ставили ее на Благовещеньев день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:

Мать Божья!
Гавриил-архангел!
Благовестите,
Благоволите,
Нас урожаем благословите:
Овсом да рожью,
Ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!

Пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. С этой солью, которая, по поверью, оказывает чудеса в разных болезнях, они пекли небольшие булки, предназначенные для лечения скота и называемые “бяшки”.

По существующим в Малороссии поверьям, Бог благословляет в этот день все растения, и все верили, что какова погода задастся в Благовещенье, такова будет и на Велик день, т. е. на Пасху.

К этому дню был приурочен обычай среди всеобщих пожеланий благоденствия выпускать изловленных в тенеты и сети перелетных пташек Божиих на волю. Этим праздновался приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу студеную, и одновременно как бы приносилась бескровная жертва природе.

В малоросских губерниях можно было услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты. Гавриил-архангел водит соху с запряженным в нее белым конем, а “Мать Пресвятая Богородица” разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время “устами безмолвными, сердцем глаголящим” молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.

Значение праздника Благовещения среди великопостных дней видно, между прочим, и из обихода в жизни московских царей, строго соблюдавших все церковные уставы и правила поста. Еженедельно, по свидетельству Котошихина, в понедельник, среду и пятницу готовились кушанья рыбные и пирожные с маслом оливковым, ореховым, льняным и конопляным. В посты же Великий и Успенский готовилась сырая и гретая капуста, соленые, сырые и гретые рыжики и кушанья ягодные, но без масла. Оно разрешалось только в Благовещеньев день в равной степени как для царицы, так и для царевичей. Только малолетним царевичам и царевнам давалось разрешение во все посты на рыбные блюда и пирожные на масле для того, “что им еще в молодых летах посту держати не мочно”. Кто вообще не хотел поститься, т. е. ел рыбу, упивался вином, того “унимали, смиряли и отлучали власти и попы от церкви Божией и налагали епитимью. Кроме Благовещения, государю разрешалась всякая приправа еще в именинные дни царицы и детей, когда на всех обедах полагались заздравные чаши включительно до монастырей. Для Благовещеньева дня в XVI в. сделано было исключение как нововведение, наравне с днем Рождества Христова, заключавшееся в том, что во время богослужения раздавались монастырской братии и мирянам свечи, как в неделю Ваий, в последние дни Страстной недели и в день св. Пасхи.

В старой Москве совершался особый, теперь также оставленный и забытый, “чин хлеболомления” за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. Основное сходство обычая, совершавшегося также и в Новгороде, заключалось в том, что как святитель новгородский, так и святейшие патриархи московские благословленные в эту ночь “благодарные” хлебы и вино предназначали к раздаче всем предстоящим во храме. Пшеницу от всенощной в Новгороде сыпали в житницы, а хлеб раздавал святитель в дома на благословение. В Москве патриарх, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике своего домового собора в честь Благовещения Богоматери, начатого постройкою в 1397 сыном Дмитрия Донского Василием. Патриарх каждому из церковных властей и царских бояр давал по целому хлебу “укругами”, т. е. толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же укруги с небольшим количеством вина получал и народ. Царице и всему царскому семейству с ближним боярином посылал патриарх то же самое: стольники несли хлеб и кубки с вином.

Литургию в Благовещение как в Новгороде святитель, так и в Москве патриарх совершали согласно уставу, по которому, несмотря на дни Великого поста, обязательно полагалась литургия. Чествование Благовещения всегда выделялось как самостоятельное и обязательное. Так, если оно случалось в неделю Вайи и совпадало с Вербным воскресеньем, то в Новгороде совершались две службы праздничные со бдением и было два величания, впрочем не рядом одно за другим. Если Благовещение приходилось в Страстную пятницу, то на литургии чтение Евангелия о Благовещении Марии Деве Архангела происходило первым, раньше евангельского повествования о Христовых страданиях. Только на один этот день в году на Благовещение не полагалось совершения литургии. На случай совпадения праздника Благовещения с днем св. Пасхи в Новгороде установлено было так, что Евангелие на утрени в царских дверях читал протоиерей, а по прочтении подносили владыке для целования. Этот, во время пения “Господи воззвах”, действовал с дьяконами проскомидию, а священники совершали ее в алтаре. По первой паремии (в отличие от Москвы) святитель кадил с тройною свечою, как на Преждеосвященной литургии, хотя литургия была Златоустова. Великий день придворного храмового праздника московский царь, как добрый хозяин, в своих покоевых хоромах, т. е. в комнате и передней, кормил нищих, собиравшихся, кроме того, на Аптекарском дворе — под надзором дьяка Тайного приказа, жаловал деньгами (по два и одному рублю). Кормил сытно и сладко: ухой из живой рыбы, жареными карасями и окунями в рассоле. В 1664 накормлено было разом 682 человека, получивших сверх того денежную дачу: кто по 6 денег, кто по 2. Убогие и нищие люди расходились с благовещенской трапезы, унося с собою и разнося по весям Москвы славу о добротах и щедротах государевых.

Н. Ш., И.П. Калинский, Н.П. Степанов

Русское небо

Благовещение - общее значение этого слова: - добрая, радостная весть (euangelion) благовестие, тоже что и Евангелие, а частное указывает на праздник Благовещения (EuangelismoV, annuntiatio), бывающий 25 марта. В этот праздничный день церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом в галлилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии, недавно пред сим обрученной Иосифу, тайны воплощения от Ней Бога-Слова (Лук. 1. 26 - 38). В церковной службе этого праздника изображаются разные обстоятельства этого события. Тропари канона представляют как бы беседу архангела Гавриила с Пресвятою Девою. Так как от времени бессемянного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление... " (тропарь). Праздник этот церковь причисляет к великим двунадесятым. Еще св. Иоанн Златоуст называет его первым праздником (prwth eorth) и корнем (rixa) праздников. Крайние термины, с которыми совпадает праздник Благовещения: четверг З-й недели Великого Поста и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование зависит от времени, в которое случится этот праздник. Если он случится прежде Лазаревой Субботы, церковь празднует его три дня; если в эту субботу - два; если в Страстную или Светлую Седмицы - один день. Но по величию праздника он не отменяется даже и в Пасху, и пост ради этого праздника ослабляется. По этому шестой Вселенский собор 52-м правилом постановил в день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и не прежде освященных даров. которая совершается в Великом посту. И в народе день Благовещения считается величайшим праздником, в который должен быть общий покой и радость. Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы. Мы имеем указания на него от IV века. Прежде всего празднование этого дня установилось, предполагают, в Константинополе или в Малой Азии. 0пределение времени праздника Благовещения, может быть зависело от праздника Рождества Христова: Рождество бывает 25 дек., а Благовещение 25 марта. Некоторые древние писатели время этого праздника, 25 марта, ставят в некоторой связи с сотворением мира, конечно, без твердых к тому оснований. "Сотворениe человека было в 25-ый день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан". Так рассуждал в VI в. apxиепископ антиохийский Анастасий.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Размещено 18:28 1/04/2011
Детям: о Благовещении

Господь повелел Архангелу Гавриилу идти в Назарет Галилейский к Деве Марии, обрученной старцу Иосифу, и нести Ей благую весть...

Вот Она углубилась в чтение Священной книги, прочла таинственные слова пророка Исаии: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо с нами Бог..." Задумалась Мария над этими словами... Необъяснимая нежность к этой Деве и Ее Сыну переполнили Ее сердце... И сказала Она себе, что была бы счастлива стать служанкой той Девы...

И вот в эти минуты и совершилось таинство благовестия. "Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!.." Таковы были слова, которые Ангел принес на землю от Бога Той, Которая стала первым оправданным благодатью Человеком Нового Завета...

Пресвятая Дева не была устрашена явлением Ангела: к этим явлениям Она привыкла издавна в храме Иерусалимском. Но самые слова смутили Ее, так как доселе ни один человек не был назван благодатным...

Она безмолвствовала. И чудно было вокруг...

На безмолвное ожидание Девы Ангел сказал Ей, чтоб Она не боялась, так как обрела благодать у Бога, и что Она зачнет Сына, царству Которого не будет конца.

Со смирением чистая Мария приняла весть о чудном Сыне, склонилась перед волею Божией; но, как невольный крик девственного сердца, вырвался вопрос, которым Она как бы обороняла свою святыню... "Как будет это со Мной, когда Я мужа не знаю?.."

- "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим", - говорил Деве Ангел. И лучи вышней благодати лились на смиренную Избранницу Небес...

...Освещенная, осиянная, благодатная Земля, зарождавшая в ту минуту Небесного Сына...

В нашей стране существует благочестивый обычай на Благовещение выпускать на волю птиц, подобно тому как Господь избавил людей от греховной неволи.
Е.Поселянин. БОГОМАТЕРЬ (отрывок).
Размещено 18:29 1/04/2011
Неизвестный автор. ДЕВА МАРИЯ ВО ХРАМЕ

В очах задумчиво глубоких
Светилась неба красота,
И чувств святых и дум высоких
В них отражалась чистота.

Лампада, словно умирая,
Мерцала тускло перед ней.
Она, как бы не замечая,
Вся предалась мечте своей.

Пророк сказал: "Рожденный Девой,
Господь наш землю посетит
И миру рай, закрытый Евой,
Своею смертью возвратит.

О, как от всех благословенна
Святая Дева будет та,
Душою ангельски блаженна,
И непорочна, и чиста!"

И на служенье ей Мария
Хотела б жизнь Свою отдать,
Следы от ног Ее святые
В немом восторге целовать.

Но вдруг, как молния, мгновенно
Разлился свет во мгле ночной.
И перед Девою смиренной
Предстал посланник неземной.

И житель области заочной,
Прекрасный, чистый, непорочный,
Едва ль небесной красотой
Равнялся с Девой Пресвятой!

И Ей сказал он вдохновенно:
"Из всех жен мира Ты одна
Всевышней волей избрана, -
Превыше всех благословенна!

Всесильный Дух Тебя отныне
Незримо свыше осенит;
Весь мир в Тобой рожденном Сыне
Свое спасение узрит.

Велик Он будет перед Богом
И наречется Сын Ему,-
Престол Отца в великом многом
Вручит Бог Сыну Своему.

Он будет вечный Царь свободы
И мир избавит от оков,
И покорит Ему народы
Его великая любовь.

Господне слово непреложно,-
Велик Он силою Своей!
И лишь для Господа возможно,
Что невозможно у людей".

Так перед Девою смиренной
Речь кончил вестник неземной...
"Всегда да будет неизменно
Господня воля надо Мной", -

Сказала Дева Пресвятая,
В груди волнение тая...
И, словно молния сверкая,
Сокрылся Ангел от Нея.
Размещено 18:30 1/04/2011
К.Бальмонт. Благовещенье в Москве

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж и нов,
И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!
Размещено 18:30 1/04/2011
А.Иванов-Классик. Благовещение святое.

Благовещенье святое -
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В черством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьет;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальних
В гости ласточки летят.
И, внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землей.
Все внимая чутким слухом
гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.
Размещено 18:31 1/04/2011
Н.Марков. ПРЕДАНИЕ О БЛАГОВЕЩЕНИИ

Было это давно-давно, почти две тысячи лет тому назад. В Галилее наступала весна, но еще не распустились виноградники и плодовые сады на склонах гор, окружавших тихий городок Назарет. Чуть зеленели всходы на пшеничных и ячменных полях, и едва пробивалась на полях нежная и яркая трава.

Было раннее утро. Еще не взошло, и туманы бродили по соседним холмам, когда в доме плотника Иосифа проснулась Дева Мария.

Она вставала всегда на заре, раньше всех домашних. В Иерусалимском храме, где прошло все Ее детство, привыкла Она просыпаться с рассветом. И все девочки, воспитывавшиеся вместе с Нею при храме, тоже просыпались до солнца и становились на молитву.

Дева Мария и в доме Иосифа жила, как жила в храме. Она мало принимала участия в домашней суете, жила своей особенной жизнью. Молилась, читала Священное Писание и работала в своей маленькой горенке, убранной цветами и травами. Работница Она была искусная: умела и вышивать, и прясть, и ткать.

В свободное от работы время любила Дева Мария пойти в небольшой сад при доме Иосифа. Там ухаживала Она за цветами, поливала посеянные Ею целебные травы, кормила и ласкала прилетавших птиц.

В Назарете Марию видели мало, редко выходила Она за садовую ограду. Но часто прохожие останавливались под Ее окном, чтобы послушать, как Она поет, сидя за работой, псалмы Давида. Ни одна из девушек не умела петь, как Мария.

В это весеннее утро, проснувшись, как всегда, на рассвете, Мария стала на молитву. Она любила молиться в тихие ранние часы, когда в доме все еще спали. Часто молилась Она о том, чтобы скорее пришел на землю обещанный Спаситель. Помолившись, Она, по обыкновению, раскрыла книгу Священного Писания и стала читать. В этот день Она остановилась на словах пророка Исаии, возвещавших рождение Спасителя мира. Прочла Мария таинственные строки и глубоко задумалась. Время, предсказанное пророком, наступало. Радостно было Святой Деве думать в это весеннее утро о том, что недолго ждать спасения бедным, измученным людям. "Но где же, - подумала Она, - та избранная Дева, которой суждено стать Матерью Бога? Как Она будет счастлива! Такого великого счастья никто еще не испытывал на земле!"

И вдруг сквозь опущенные веки почувствовала Дева Мария внезапный яркий свет. "Что это? не солнце ли взошло?" - подумала Она. Но слишком сильно и необычно было сияние, наполнившее убогую маленькую горенку. Точно множество солнц взошло сразу и осветило не бедные выбеленные стены горенки, а горные вершины, покрытые вновь выпавшим сверкающим снегом. Предчувствуя великую радость, но смущенно и робко подняла глаза Дева Мария и замерла, ослепленная светлым видением. Перед Нею с длинной веткой лилии в руках стоял Архангел, и среди глубокой рассветной тишины послышался небывалый голос:

- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! - сердце Девы Марии так сильно забилось, что Она прижала обе руки к груди и неподвижно широко раскрытыми детскими глазами смотрела на Ангела и слушала, что он говорил Ей. А он говорил, что это Ее избрал Господь, что это Она будет Матерью Спасителя мира. И поняла Дева Мария, что Архангел говорит свою весть не Ей одной, а всему огромному Божиему миру, что слова, произнесенные в маленькой белой горенке в рассветный, тихий час, гулом бесчисленных колоколов поплывут по земле и будут повторяться во веки веков. И так необъятна была тайна этих слов , так велика их радость, что Дева Мария не могла ни удивляться, ни возражать, а могла только с восторженной покорностью воле Божией принять благую весть.

- Я раба Господня, да будет мне по слову твоему. - Так ответила Мария Ангелу и преклонилась перед ним. А когда встала - никого уже не было в горенке и только небо розовело за окном. Все было как прежде, но не по-прежнему смотрела на все Дева Мария. По-новому прозрели Ее глаза, новой любовью билось Ее сердце и пело Ей: "Радуйся! Радуйся! Радуйся!

Тесно показалось Ей в маленькой горенке. Не могла Она приняться за обычную работу, не поделившись ни с кем благою вестью, не образовав никого Своей великой радостью. Но люди все еще спали.

Тихо скрипнула дверь, выходившая в сад дома Иосифа. На пороге остановилась Мария, глядя на светлевшее небо, на вершины гор, алевшие от первых солнечных лучей, и на сады Назарета с ветвями, еще голыми, но полными скрытого движения весенних соков. Стоит в дверях Мария, и вдруг - щебетанье, чириканье, свист крыльев. Это птицы налетели на Нее со всех сторон. Они все знали Ее и любили, потому что и Она любила их, кормила, помогала им, ласкала.

В это утро птицы задумали начать вить гнезда, но, увидев любимую Деву, побросали работу и со всех крыльев помчались к Ней. Окружили, чирикают, щебечут, трепыхают крыльями, на плечи, на руки садятся.

- Нет сегодня зерен, - говорит им Дева Мария. А птицы так и льнут к Ней, заглядывают в глаза черненькими и янтарными глазками, наклоняют головки, точно прислушиваются к Ее словам. И шепнула им Дева Мария о том, что с Нею было. Какими словами шепнула - и Сама не ведала, но только поняли Ее птицы, сразу забыли крылатые и зерна и гнезда свои. И такое щебетание, чириканье и пение раздалось, каких на земле еще и слыхивали.

Окруженная ликующими птицами, сошла Мария по ступенькам в сад. Склонилась над лилиями нераспустившимися. Точно свечи восковые, рядами стояли они у дверей. Цветам повторила Дева благую весть, и раскрыли лилии свои восковые чаши. И везде, где ступала в это утро Мария, просыпались и раскрывались еще дремавшие с сомкнутыми лепестками цветы. Подошла Она к Своему любимому миндальному дереву, обхватила его руками, к стволу прижалась - и сразу все дерево точно залило бело-розовым цветом.

А из-за гор встало солнце такое яркое и лучистое, какого еще не видали люди на земле. И везде по горам сразу, в миг единый, распустились все гранатовые, лимонные и оливковые деревья. Все зацвело, задышало ароматами. Луга стали улыбаться розовыми маргаритками, красные маки и тюльпаны огоньками вспыхнули по холмам.

Еще раз взглянула на всю эту красоту Дева Мария и заторопилась в Свою горенку. Ей не хотелось, чтобы люди застали Ее в саду. И когда в доме все встали, Дева Мария, как всегда в этот час, сидела у себя и ткала заказанное Ей облачение для Иерусалимского храма. А в доме старец Иосиф и домашние его говорили о небывалой весне.
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 24  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму