Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 136  |  Следующая страница »
Размещено 12:16 1/02/2010
В этой теме посвящены материалы о Масленице, Прощеном Воскресение и о объяснения детям, что такое пост.
Размещено 12:36 1/02/2010
Начался Великий пост
Конспект занятия

Потаповская О.М.

Программное содержание
Знакомство детей со смыслом и назначением православного поста как времени особой собранности и молитвы на пути подготовки к большому празднику. Формирование представлений о Великом посте как времени подготовки к празднику Пасхи.

Материал к занятию
1. Нарисованное на листе ватмана изображение «Лестницы Великого поста» (каждая ступенька лестницы соответствует одному из приготовительных к посту или великопостных воскресений).

2. Приготовленные воспитателем фигурки «мытаря» и «фарисея» для иллюстрации евангельской притчи.

3. Иллюстрация к Притче о блудном сыне (это может быть репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»).

Ход занятия
Занятие проводится в форме беседы воспитателя с детьми.

– Вы, ребята, любите отгадывать загадки? Сегодня я загадаю вам загадку, которую составили православные люди, соблюдающие заповеди Божии и живущие по церковному календарю. Вот эта загадка:

Стоит Цвет –
Всему миру свет,
Лестница к нему ведет,
По ней мы всходим
Каждый год.

Загадка эта непростая, но мы с вами попробуем отгадать ее на нашем занятии.

- Как вы думаете, в загадке говорится о настоящем цветке и о настоящей лестнице, по которой можно добраться до этого чудесного цветка, или что-то с цветком и лестницей сравнивается? Скорее всего, говорится в загадке не о настоящих предметах, а что-то сравнивается с ними. Так часто бывает в загадках.

– Хотите узнать, что это за «Цвет», что за «Лестница»? Загадка эта календарная: связана она с календарем и говорится в ней об определенном времени в году. Как так? А вот как: «Цветом», от которого «всему миру – свет», назван в загадке самый главный христианский праздник – Воскресение Христово, Пасха. Отмечается этот праздник каждый год в середине весны. Мы с вами еще будем о Пасхе Христовой говорить, будем радостно встречать ее, когда она подойдет.

А «Лестницей», которая ведет к этому «Цвету», названо в загадке время, предшествующее празднику Пасхи, предназначенное для подготовки к нему. Даже не просто для подготовки – для восхождения к празднику.

– Скажите, пожалуйста, что труднее: идти по ровной поверхности или взбираться, восходить вверх, как будто к вершине горы? Конечно, взбираться вверх труднее — на это затрачивается больше усилий. Если мы вернемся к разговору о нашей загадке, то вспомним, что в ней идет речь о том, что восходить по «Лестнице», ведущей к Чудо-цветку, нам приходится каждый год. Каждый год празднику Пасхи предшествует время подготовки к нему, которое называется «Великий пост».

Значит, в загадке: «Цвет – всему миру свет» – это праздник Пасхи, а «Лестница», которая к «Цветку» ведет, и «по которой мы восходим каждый год», – время подготовки к Пасхе, называемое Великим постом.

Воспитатель показывает детям изображенную на листе ватмана «Лестницу Великого поста».

– Давайте рассмотрим с вами эту «Лестницу Великого поста». Видите, как много на ней ступенек. А на самом верху и вправду нарисован чудесный цветок, похожий на Аленький цветочек из сказки.

О Великом посте мы с вами уже начали говорить на Масляной неделе. Начали готовиться к нему, прося друг у друга и у наших близких прощения за причиненные беспокойства и обиды. Значит, мы уже начали подниматься по ступенькам «Лестницы Великого поста».

Великий пост – самый долгий из всех установленных Церковью постов и самый важный. Он уже начался и продлится целых семь недель, полтора месяца. Каждой неделе Великого поста на нашей картинке соответствует одна ступенька «Лестницы».

– Что же такое пост? Пост – это время особенно внимательной духовной жизни, когда каждый христианин заботится об очищении своей души, просит прощения у Бога и у тех, кого обидел, кается в грехах, старается не делать, не говорить, не думать плохого, вести более строгую жизнь, почаще бывать на службах в храме Божием. Все недели Великого поста (и даже три недели, предшествующие ему) учат всех людей и нас с вами тому, как приготовить себя к радостной встрече великого праздника Воскресения Христова.

– Прочитаем, что написано на первой ступеньке нашей «Лестницы Великого поста». Написано на ней: «Неделя о мытаре и фарисее». Что означает эта надпись? На первую ступеньку «Лестницы Великого поста» православные христиане вступают в воскресенье, за три недели до начала поста. В этот день на службе в православных храмах читается евангельская притча о том, как молились в храме два человека: гордый фарисей и грешный, но смиренный мытарь.

– Хотите узнать, о чем говорится в этой Притче, которую рассказал Своим ученикам Сам Господь Иисус Христос?

Воспитатель читает и поясняет детям Притчу о мытаре и фарисее из Евангелия от Луки (глава 18, стихи 10–14).

«Два человека вошли в храм молиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; отдаю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Завершил Спаситель Свою Притчу словами: «Сказываю вам, что сей (то есть, мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей): ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

После чтения воспитатель еще раз повторяет притчу, действуя с подготовленными заранее куклами «мытаря» и «фарисея». Педагог поясняет притчу детям.

Притча говорит нам, что первым шагом к нашему спасению должно быть смирение, чувство того, что даже добрые наши дела – не наша заслуга и без помощи Божией мы сами ничего сделать не можем. Мы должны учиться смирению у мытаря, просить у Бога помощи и милости, повторяя молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

– Прочитаем надпись на второй ступеньке «Лестницы Великого поста»: «Неделя о блудном сыне». Что это значит? Второе подготовительное к Великому посту воскресенье учит нас, что следующим шагом в работе над своей душой должна быть решимость человека исправлять свою жизнь. Об этом говорит нам читаемая за две недели до начала Великого поста Притча о блудном сыне, который ушел из родительского дома, грешно жил, но одумался, раскаялся, решил вернуться, и отец его простил, принял радостно назад.

Воспитатель показывает детям иллюстрации к Притче о блудном сыне.

Мы поднимаемся на следующую ступеньку нашей «Лестницы». Жизнь свою каждому человеку надо стараться исправлять. Церковь подсказывает, как это сделать. За неделю до начала Великого поста на церковной службе читается отрывок из Евангелия, в котором говорится о том, что нужно быть добрыми, любить людей, помогать им, – этого хочет от нас Господь.

А вот и последняя «подготовительная» к началу Великого поста ступенька. Сможете ли вы вспомнить, как называется последнее воскресенье перед Великим постом? Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. И на службах в храме в этот день читается Евангелие о том, что мы не сможем получить прощение наших грехов от Бога, если сами не будем прощать своих ближних, не помиримся со всеми.

– Вспомните, пожалуйста, какой обычай связан в жизни православных людей с Прощеным воскресеньем? В этот день, готовясь к посту, добрые люди просили друг у друга прощения.

– Прости меня, Христа ради! – говорил один, низко кланяясь.

– Бог тебя простит, и ты меня прости! – отвечал другой тоже с поклоном.

Мы с вами тоже просили прощения друг у друга, у своих родителей, бабушек и дедушек.

Так мы поднялись на несколько начальных ступенек нашей «Лест-ницы» и вступили в Великий пост.

Первая неделя Великого поста начинается с понедельника, который в православной традиции называется Чистым понедельником, с этого дня и взрослые, и маленькие христиане начинают серьезно трудиться над своей душой.

Хотите послушать, как прошел первый день поста у таких же, как вы, ребят, героев стихотворения поэтессы Нины Орловой?

Нина Орлова

Чистый понедельник
Вот и Чистый понедельник –
Первый день поста.
Мы помыли все игрушки,
В детской – чистота!
Вытирали пыль повсюду,
Мыли, чистили посуду,
Не шумели, не шалили,
Только чистили да мыли.

А потом мама нас
Мыла в ванной – целый час!

Сколько было фырканья!
Сколько было плеска!
И теперь мы чистые,
Чистые до блеска!

Будем чисто-чисто мыться
Каждый день под душем,
А поститься и молиться,
Чтоб очистить душу!

– Кто из вас сможет рассказать, как начали трудиться герои стихотворения, готовя свой дом и свою душу к празднику Пасхи?

Дети, вспоминая слова стихотворения, отвечают, что его герои «помыли все игрушки», «вытирали пыль повсюду», «мыли, чистили посуду», сами мылись и собираются поститься и молиться, чтобы очищать свою душу.

Будем же и мы с вами, «поднимаясь по «Лестнице Великого поста», помогать взрослым, стремиться делать добрые дела, стараться больше думать о других, а не о себе, не совершать плохих поступков, просить у Бога помощи и благодарить Господа за всё.
Размещено 12:37 1/02/2010
Во дни Великого поста
Сценарий беседы с детьми о пользе и значении поста

Действующие лица

Бабушка.

Внуки: Анатолий – 15 лет;

Аня – 12 лет;

Лена – 8 лет.

На сцене стоит стол, покрытый скатертью. На столе – образ Спасителя, перед образом горит свеча. За столом беседуют бабушка с внуками. Звучит негромкая музыка.

Бабушка. Дорогие мои! Вот и настало время Великого поста. Это время в жизни православных христиан особенное. Давайте поговорим о том, зачем людям дан Господом пост и как нужно вести себя во дни Великого поста. Хочу напомнить вам, что Великий пост начинается с Чистого понедельника и продолжается ровно сорок дней, до пятницы шестой, или Вербной, седмицы.

Анатолий. Сам Иисус Христос постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не принимая пития.

Бабушка. Верно, внучок. Перед тем, как пойти на проповедь Евангелия народу, и перед Своими страданиями на Кресте Спаситель сорок дней постился – не ел и не пил ничего. А ведь жизнь Иисуса Христа – пример благочестивой жизни для нас, христиан.

Анатолий (читает стихотворение).

Святой пример

Сорок дней Спаситель наш Христос
Не принимал ни пития, ни пищи:
Он заповедовал христианам строгий пост,
Чтоб стать душою и светлей, и чище.

Нам благочестия оставил Он закон,
Дал правило любви и воздержанья.
Есть у людей с тех памятных времен
Святой пример для подражанья!

Аня. Бабуля! Я помню, ты как-то говорила нам, что пост был и в раю.

Бабушка. Умница, Анечка! Да, само пребывание в раю есть образ поста. Потому что жившие в раю не употребляли ни мяса животных, ни вина. А первую заповедь поста принял от Господа Адам, когда Господь запретил Адаму и Еве вкушать плоды от древа познания добра и зла. Только после потопа люди узнали и вино, и мясо – до потопа их не было. Хочу напомнить вам, мои дорогие, слова святителя Василия Великого о посте: "Пост – дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте".

Звучит музыка.

Аня (читает стихотворение)

Драгоценное наследие отцов

Пост – драгоценное наследье старины.
Нам заповеди мудрые даны
Отцами нашими.
Они пришли из древности глубокой.
Постились и святые, и пророки.

Пост и молитва – душу укрепляют,
Пост и молитва – разум просветляют,
Пост и молитва – юность просвещают,
Пост и молитва – старцев украшают.
Пост и молитва Высшею рукой
Нам посылают радость и покой.

Звучит красивая, торжественная музыка.

Лена (читает стихотворение)

Пост – это юности воспитатель,
Пост – украшение старика,
Пост – ран телесных и душ врачеватель,
Он человечеству дан на века!

Бабушка. Как хорошо, что вы знаете стихи, посвященные постам! Но я хочу спросить вас: а почему пост столь благоприятен для человека?

Анатолий. Я думаю, потому что пост учит людей воздерживаться от излишеств, которые вредны для тела и для души. "У постящегося цвет лица почтенный, взор кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, в сердце – чистота", – сказал архимандрит Кирилл. Аня. А я думаю, что постом человек как бы удаляется от пороков: тщеславия, жадности, обжорства, корыстолюбия. На человека сходят мир и покой.

Бабушка. Правильно. Люди, которые предаются излишествам в еде и питье, гонятся за роскошью и развлечениями, слабеют и телом, и духом. Если хотите, чтобы дух был крепким, то обуздайте плоть постом. Только постом человек может измениться и духовно усовершенствовать себя. Давайте вспомним замечательные слова святого Тихона Задонского. Он сказал: "Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него – ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?" Как вы, дорогие мои, понимаете, что поститься следует и душевно?

Анатолий. Я понимаю это так: не нужно плохо думать ни о ком, нужно научиться прощать свои обиды.

Аня. Не говорить дурных слов, делать людям добро.

Лена. Нужно любить близких, помогать им.

Бабушка. Правильно. Пост помогает нам удалиться от зла, гнева, гордости, тщеславия, лжи и клеветы. Пост, соединенный с сердечной молитвой, исцеляет раны телесные, укрепляет ум, просветляет душу.

Дети по очереди читают стихотворение.

В дни Великого поста

Анатолий

В дни Великого поста
Душу я слезой омою,
Чтоб душа была чиста
И сияла красотою.

Аня

Перед школой помолюсь,
На колени тихо встану.
Я от гнева удалюсь,
От коварства и обмана.

Лена

Все обиды я прощу,
Сердце я добру открою,
Ни о чем не загрущу
И забуду все плохое.

Анатолий

Не скажу я ни о ком
Дерзкого дурного слова.
Ведь молитвой и постом
Чту я заповедь Христову.

Дети(хором)

В дни Великого поста
Душу мы слезой омоем,
Чтоб душа была чиста
Родниковой чистотою.

Бабушка. Я уже говорила вам, дорогие внуки, что время поста для православных христиан особенное. Ведь это время покаяния. Святая Православная Церковь и протяжным звоном колокольным, и покаяниями, и молитвами зовет нас покаяться в грехах, старается пробудить нашу совесть и стремление к духовному совершенствованию. В эти дни постом, молитвой и покаянием мы стремимся очистить душу от грехов.

Анатолий (читает стихотворение)

Спасенье наше – в покаянье

Спасенье наше – в покаянье:
В слезах, в молитвах и страданьях,
Чтоб от греха очистить душу
И чистый голос Бога слушать.

И видя горечь наших слез,
Внимая искренним молитвам,
Да не оставит нас Христос
Без помощи в житейских битвах!

Бабушка. В дни Великого поста душа человеческая преображается от сна и очищается от грехов.

Аня (читает стихотворение)

Душа, восстань!

Душа, восстань! Душа, проснись
От сна греховного и злого,
Открой в себе иную жизнь,
Услышь Христа святое слово.

Восстань! Очистись от страстей –
Ты создана не для земного,
Ты станешь крепче и сильней,
Когда стряхнешь греха оковы.

Проснись, душа! Так краток срок.
Пусть мысль пронзит бича ударом,
Что близок смертный твой порог,
Что жизнь, увы, проходит даром.

Ждут пробужденья твоего
Заступник, ангел твой хранитель.
Ждут очищенья от грехов
И Приснодева, и Спаситель.

Звучит торжественное песнопение.

Анатолий. Значит, пост дает нам время для усовершенствования и улучшения себя. Пост – это крылья молитвы. На них наши молитвы подымаются в небеса.

Лена (читает стихотворение)

Лети, молитва, в небеса!
Лети легко и без усилья,
Пост дал моей молитве крылья,
Пост сотворяет чудеса.

Молитва кроткая моя,
Она летит все выше, выше.
Молюсь о счастье близких я
И верю, Бог меня услышит.

Бабушка. Дорогие мои! В дни Великого поста в храмах читают молитву Ефрема Сирина. Молитва преподобного Ефрема Сирина исполнена глубокого покаяния и смирения.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Стихи и текст Татьяны ШОРЫГИНОЙ
Размещено 12:38 1/02/2010
Адамово изгнание

Накануне Великого поста, в воскресный день, вспоминается самая большая трагедия, которая много тысячелетий назад произошла в истории человечества. Первые люди на земле, Адам и Ева, впали в грех и за это были изгнаны Богом из рая.

Как же могло это произойти? Ведь тогда человек находился в таких условиях, в которых согрешить было трудно. Обитал он в саду Едемском, как иначе именовался рай, где всё Бог устроил ему во благо.

Перед глазами Адама и Евы представали дивные картины блаженного бытия природы. Звери не делились на хищных и травоядных — все ели траву, как повелел им Бог, так что телята паслись вместе с тигрятами, а над всем этим день и ночь пели удивительные райские птицы.

А чтобы человек не забыл о своем Творце, Господь беседовал с Адамом и Евой каждый день. И дал им малое послушание. В раю росло дерево познания добра и зла. И вот какую заповедь изрек Господь человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь... ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» .

Конечно, добро и зло покоилось не в самом дереве. Просто Господь хотел посмотреть, будут ли во всем послушны Ему Адам и Ева. Люди в то время не знали зла, хотя в мiре оно уже существовало. Разгордившийся первый ангел, восстав на Бога, стал мрачным диаволом и был повержен. Разумеется, позавидовал он человеку, видя его в прекрасном Божием раю.

Решил он во что бы то ни стало соблазнить его на грех. Но как это было сделать? Предстать пред Адамом и Евой в своём тёмном омерзительном виде? Но они сразу же догадаются, что здесь кроется обман. Ведь дотоле они видели всё только доброе и истинное — и оно прекрасно. Значит, отвратительно только ложное и злое.

И тогда диавол пошел на хитрость. Явился он пред Адамом и Евой в виде змея. Змеев, кстати сказать, тоже создал Господь, и в раю они не причиняли никому зла. Люди и звери к ним привыкли — и никакого страха перед ними не испытывали.

На этом лукавство диавола не кончилось. Решил он начать свое злое дело именно с Евы. «Она лишь помощник Адама, — как бы так размышлял он, — а у помощника меньше духовных сил, чем у господина. И потому легче ее прельстить!»

И вот с каким лживым вопросом приступил он к ней: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» В самом вопросе уже содержалась клевета на Бога. И Ева должна была насторожиться. Но она вступила в беседу с обольстителем. Возразила ему, что могут они есть плоды со всех райских деревьев, кроме дерева познания добра и зла. «Это чтобы нам не умереть», — закончила она свой ответ.

И тогда сказал змей жене: «Нет, не умрете, но... будете как боги, знающие добро и зло» . Такие льстивые слова весьма угодили сердцу Евы. И она вкусила от плода с дерева познания добра и зла.

Более того, этот надкусанный плод принесла она и Адаму. Тот должен был ужаснуться от поступка Евы. «Что ты сделала? — мог воскликнуть он. — Ведь ты нарушила заповедь нашего милостивого Господа!» Но не воскликнул он, а без зазрения совести тоже вкусил от этого запретного плода.

И после этого свершилось нечто неожиданное. Совесть, которая дотоле словно дремала, теперь стала грозным обличителем первых людей. «О если бы они послушали ее голоса! — говорят Святые Отцы Церкви. — О если бы пали они ниц пред Богом в слезном покаянии!» Тогда вся история человечества могла бы пойти по другому, более легкому и благостному пути.

Но нет! Сначала Адам и Ева попытались скрыться от лица Господа Бога между деревьями рая. А потом и вовсе начали они сваливать вину на другого: Адам — на Еву, а Ева — на змея.

И увидел тогда Господь, что не проснется в Адаме и Еве покаяние! Что грех, внезапно зародившись в них, уже объял весь их разум и сердце. И что тогда оставалось? Забыть обо всем? — Пусть, мол, и впредь вечно живут в раю! Но ведь грех — это страшная сила: без покаяния она растёт и крепнет. И имеет свойство разрушать всё окружающее. И вот, если теперь оставить согрешивших людей в Едемском саду, то они вскоре сделают его адом.

И тогда — чтобы грех не умножался вечно — Бог изгнал Адама и Еву из рая. Лишь за его пределами почувствовали они тяжесть его утраты.

А ведь всё дело было в одном искреннем «Прости!» . Если бы, впав в грех, произнесли они это слово пред Богом без всякого притворства — то не было бы и никакого изгнания их из рая. Но как трудно порой сказать: «Прости!» . Что-то нас удерживает.

Не случайно ведь день изгнания Адама из рая называется еще Прощёным воскресеньем. Церковь призывает нас переступить через себя и попросить прощения у ближних — чтобы вступить в Великий пост с чистыми мыслями. Давайте так и сделаем. Тогда грех убежит от нас, а пост будет нам во благо. Храни вас Господь!
Размещено 12:38 1/02/2010
Молитва преподобного Ефрема Сирина

Вот и наступил Великий пост. — Благодатные дни, в которые легче всего собирать в себе всё доброе. Если очистим мы свое сердце, то незримо войдет в него воскресший Господь. И тогда будет у нас на душе вечная Пасха!

Церковь, заботясь о нашем спасении, предлагает нам в эти дни особые молитвы. Одну из них в далеком IV веке составил преподобный Ефрем Сирин, великий светоч монашества.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» — часто слышим мы теперь в храме. Это первое прошение молитвы Ефрема Сирина. Сначала, как и подобает, обращаемся мы к Богу как к Владыке всей нашей жизни. И сразу же начинаем открывать Ему сокровенные желания.

«Избавь нас от лени, тоски, желания быть главным и пустословия», — говорим мы. И действительно, корень всякой праздности — это лень. Иногда и хочется что-то сделать, да рука не поднимается. Вот и теряем мы драгоценные минуты жизни. И находит на нас уныние.

Святые Отцы называли уныние лютым мучителем и юркой ящерицей, которая отыскивает в нашей душе укромные уголки, где живёт леность. Поселяется она там и сеет в нас тоску. Хочется нам эту тоску как-то развеять. Самое верное средство здесь — молитва. Но и к ней зачастую бываем мы нерадивы. Вместо молитвы начинаем обзванивать друзей, говорить о том — о сём и не замечаем, как проходит день. Этим празднословием мы уныние нисколько не побеждаем. А напротив — загоняем его внутрь. И оно ещё не раз против нас восстанет.

Следующий порок, от которого надо избавиться любоначалие. Это любовь к власти, к почестям. Здесь мне приходит на память один случай, имевший место в V веке. Один весьма состоятельный и облеченный властью человек ввел в своем доме благочестивый обычай. Чтобы побороть в себе страсть любоначалия, по воскресным дням стал приглашать к себе на трапезу нищих и странников, а сам прислуживал им и кормил досыта. Многие смеялись над ним: «Что ты, мол, хочешь этим доказать? Что ты праведнее других?»

Но он не обращал внимания на это и продолжал своё начинание. И не остался без плода! Однажды, когда нищие расселись за столом, вдруг вошел ещё один странник. Хозяин поклонился ему в пояс и даже посадил на своё место. Побежал на кухню, чтобы и ему принести блюдо. Но когда вернулся, то к великому изумлению увидел, что странник куда-то исчез. Словно растаял в воздухе! Но в ту же ночь явился ему Господь и сказал: «Прежде служил ты Моим меньшим братьям, а вчера принял Меня Самого! Отказался ты от земных почестей. И за это не лишу Я тебя почестей небесных!» Вот что значит отгонять от себя всякое надмение и праздность! Это прямой путь ко Христу!

Перейдем теперь ко второму прошению молитвы святого Ефрема Сирина. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», — просят христиане у Бога. Целомудрие — это душевная чистота. Подвижники называли его земным небом сердца. В самом деле, у кого сердце не склоняется ни к чему плохому, тот уже на земле приобрел небо. Мысли у него добрые и светлые. И вся жизнь для такого человека становится солнечной и радостной.

Но что такое смиренномудрие, смирение? Это неземная добродетель! Кто приобрел ее, тот стал подобен Христу! — говорили Отцы Церкви. Смиренный считает себя хуже всех. Но Христос наделяет его богатыми духовными дарами. Как, например, авву Сисоя, великого египетского подвижника.

Шёл к нему некий человек с больным сыном. По дороге мальчик умер. Отец, войдя в келью аввы Сисоя, положил сына к его ногам. Авва в то время творил молитву. Окончив ее, он увидел отрока, лежащего у своих ног. Думая, что тот поклонился ему в ноги и не хочет встать, авва повелел ему: «Встань и иди!» И поднялся умерший, и лицо его озарила детская улыбка. Когда авва Сисой понял, какое чудо ненароком совершил, то смиренно запретил рассказывать об этом до самой своей смерти.

А вот третье прошение сей дивной молитвы:

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Святые Отцы бежали от осуждения ближних, как от огня. Один подвижник, увидев, что его собрат впал в грех, не стал его ругать, а горько заплакал. «Он согрешил сегодня, а я завтра!» — непрестанно повторял он. И успокоился лишь тогда, когда собрат покаялся в прегрешении.

В конце всех прошений благодарим мы Бога: «Благословен Ты, Господи, во веки веков!».

Вот какая дивная молитва читается сейчас в храмах. Постараемся и мы, по нашим силам, вникнуть в ее глубокий смысл. И с чистыми мыслями вступим на поприще Великого поста.
Размещено 12:39 1/02/2010
Аз Буки Веди. Великий пост. Молитва Ефрема Сирина

Знаете ли вы, почему этот пост называется Великим? Не только потому, что он длиннее всех остальных, но и потому, что он имеет великое значение в жизни православного человека.

Великий пост служит приготовлением к главному празднику в году – к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. И чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова, во время Великого поста мы каемся и стараемся очиститься от грехов, привести в порядок нашу жизнь.

Как мы это делаем? Мы постимся – не едим скоромную пищу - мяса, молока, яиц…. Но воздержание от скоромной пищи, от лакомств важно не само по себе, а как оружие в борьбе с нехорошими желаниями и поступками. Ведь многие любят покапризничать, пошуметь, похвастаться, кто-то, бывает, обманывает других, а иногда и дерется!.. Поэтому каждому человеку очень полезно уметь иногда отказываться от того, чего ему хочется.

В пост мы должны быть особенно внимательны к своим мыслям и делам. Это дни, когда верующие люди отказываются от всевозможных развлечений ради служения Богу – во спасение своей души. Какое же это хорошее, спокойное и чистое время – Великий пост! Мы стараемся чаще бывать в церкви, больше молиться.

Давайте представим себе, что мы с вами оказались в храме. Те, кто уже когда-нибудь бывал на великопостной службе, помнят, что в эти дни за богослужением звучит очень красивая и строгая молитва, во время которой все, кто находится в храме, кладут земные поклоны. Это покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Давайте вместе прочтем её.

Господи и Владыко живота моего! Это значит: «Господи и Владыка жизни моей!» «Живот» по-церковнославянски значит «жизнь», Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Не даждь ми – значит «не дай мне». От чего же мы просим Господа нас избавить? От праздности. Праздность – это лень, ничегонеделание. Уныние – тоже лень, только уже душевная, когда человек печалится, теряет надежду на Бога и забывает молиться. Любоначалие – это любовь к начальствованию, стремление властвовать над другими людьми; празднословие – пустые слова, болтовня. Итак: «Не дай мне склонности к лени, унынию, властолюбию и пустой болтовне», – просим мы Бога.

После этого прошения, друзья, положено сделать земной поклон.

Читаем дальше. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Мы просим Бога даровать нам целомудрие, чистоту души; смиренномудрие – убеждение, что всё, что мы имеем, – это от Бога, и все, что мы делаем хорошего, – мы совершаем только с Божией помощью. Итак, мы просим Господа даровать нам чистоту души, смиренномудрия, терпения и любви.

После этого прошения мы снова кладём земной поклон.

Дальше. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Что такое «Ей»? Здесь это значит «да». Царю – это обращение, так же, как и Господи. Зрети – значит «видеть». «Да, Господь и Царь, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Потому что благословен Ты во веки вечные. Аминь».

Здесь, в конце молитвы, мы в третий раз делаем земной поклон.

Так вот о чем мы молимся Богу во время Великого поста – об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Вот что самое главное – видеть свои грехи, свои плохие поступки и не осуждать других людей; не стремиться властвовать другими, а учиться властвовать собой – своими чувствами и поступками.

Этого, друзья, мы от души желаем всем нам.
Размещено 12:40 1/02/2010
Покаянный канон Андрея Критского

Вот и началось это особенное время в году. Время, которое должно нас подготовить к Пасхе Христовой, к Светлому Христову Воскресению. О его важности и значении говорит нам само его название – Великий пост! Если вы уже побывали в храме в эти дни, то, конечно, заметили особое великопостное убранство. Свет приглушён, и все иконы от этого стали как будто торжественнее и строже.

Почему-то многие думают, что пост – это просто дни, в которые надо отказаться от мясных и молочных продуктов. А зачем Богу нужно, чтобы человек постился: одни продукты ел, а от других отказывался. Какой в этом смысл?

Конечно, смысл любого церковного поста, и Великого в особенности, не в отказе от какой-то еды. Смысл его в том, чтобы помочь человеку соединиться с Богом. Соединение с Богом – это вообще главный смысл жизни православного христианина. Но за каждодневной суетой, за мелочами человек иногда забывает думать о главном. Как же помочь ему сосредоточиться? Специально для этого Церковь и установила четыре поста в году. И особое место среди них занимает Великий пост – время подготовки к Пасхе.

А как же достичь этого соединения с Богом? Для этого существуют разные средства. Одно из них – телесный пост. Оказывается, если человек разумно ограничивает себя в еде, то он укрепляется духовно. Через воздержание он учится управлять самим собой, своими желаниями и инстинктами. Он становится господином своего тела, а не рабом своих сиюминутных желаний.

Для этого же Церковь призывает нас во время поста отказаться от всего того, что развлекает нас в свободное время. Например, от просмотра развлекательных телевизионных программ. Исключение можно сделать для программ полезных, познавательных, православных. В свободное время можно почитать жития святых или сходить в храм. Всё это поможет сосредоточиться для главного.

Но, дорогие мои, ни отказ от мяса и молока, ни отказ от развлечений не соединит нас с Богом, если не будет при этом самого главного. А что же это самое главное? Это – покаяние! Покаяние – это тот чудесный ключик, который открывает человеку врата в Царство Божие, соединяет его с Отцом Небесным и дарит жизнь вечную. Но покаяние – это не просто признание и перечисление своих грехов или плохих поступков. Смысл покаяния станет более понятен, если мы обратимся к значению этого слова. По-гречески слово «покаяние» звучит как – metanoia, то есть «перемена мысли». Это изменение, я бы даже сказал, переход человека в другое качество. До покаяния был человек грешным, а покаялся и стал Божьим. Был в Божьем винограднике засохшей веточкой, которую только и оставалось – отломить, а покаялся, и ожила эта засохшая веточка, зазеленела. Вот что такое покаяние!

А чтобы помочь человеку ощутить необходимость покаяния и соединения с Богом каждый год в дни Великого поста Церковь вспоминает великого учителя покаяния – святого Андрея Критского. В первые четыре дня начала поста (понедельник, вторник, среду и четверг) на Великом повечерии читается во всех храмах покаянный канон преподобного Андрея.

Только вслушайтесь, ребята, в эти простые, исходящие из самого сердца слова: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? …воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог!» Я специально прочитал вам эти слова на церковнославянском языке, чтобы вы почувствовали их древнюю красоту и силу. «Душа моя! Хватит спать! Проснись! Покайся! И пощадит тебя Господь Бог!»

Омытая, обновленная слезами покаяния душа по окончании Великого поста с радостью сможет встретить самый светлый праздник в году – Воскресение Христово. Но, чтобы мы могли по-настоящему испытать пасхальную радость, нам надо приготовить себя. Для этого мы и вступаем на путь поста. И да поможет нам на этом пути Господь наш Иисус Христос!
Размещено 12:40 1/02/2010
Торжество православия

Первое воскресенье Великого Поста Церковь празднует как день Торжества Православия. Этот праздник установлен после седьмого Вселенского Собора, на котором во всей полноте были сформулированы все основные положения о нашей Церкви.

Мы с вами очень часто слышим слова – «Церковь», «Православная Церковь». Но достаточно ли хорошо мы понимаем, что это такое? К сожалению, от неразумных людей приходится слышать, что и без Церкви можно верить в Бога, что Церковь вообще не нужна. Это величайшее заблуждение! И вот почему.

Во-первых, Церковь основал Сам Господь Бог. И Церковь – это собор, то есть собрание, всех христиан. Не только живущих сейчас, но и тех, кто уже закончил земную жизнь и перешёл в мир иной. Главой Церкви является Иисус Христос.

Но для чего же Ему было нужно основывать Церковь?

Для того чтобы вам это стало ясно, давайте вспомним, что после грехопадения человек отпал от Бога, потерял с Ним живую связь. Из бессмертного он стал смертным, из счастливого – несчастным. Теперь ему нужно снова найти дорогу к Богу. И вот для того, чтобы помочь человеку найти эту дорогу, и нужна Церковь.

Можно даже сравнить Её с подробной точной картой. На этой карте не только обозначен путь, каким нужно идти, но и стоят указатели, предупреждающие об опасностях. И мы знаем, что многие святые уже прошли по этому пути и достигли конечной цели – они нашли Бога. И очень неразумно будет с нашей стороны пренебрегать такой картой или пользоваться другими – искаженными. Уж тогда-то мы точно заблудимся, забредем в какое-нибудь болото и погибнем там.

Ну а что значит – «Православная Церковь»? Слово «православие» состоит из двух слов – «правое» и «славие». Иначе это можно сказать так – «правильное славословие». Дело в том, что самое высшее состояние человека – это состояние молитвы и благодарения Бога за всё, то есть – славословие Бога. Когда человек делает это правильно – в Духе и Истине – это значит, что он имеет правильную веру. А мы с вами уже поняли, что только имеющий правильную карту может достичь цели. Очень важно знать учение Церкви и пользоваться им в жизни.

Вот поэтому, дорогие друзья, когда семь вселенских соборов определили самые главные положения правильной веры, то и решили учредить этот праздник – Торжество Православия.

Не случайно он приходится на первое воскресенье Великого Поста. Ведь мы знаем, что время Великого Поста – это время особое. В эти дни христианин должен быть особенно внимателен к себе. Можно сказать, что это время дано нам для усиленного христианского подвига.

И смысл его, прежде всего, не в том даже, чтобы не вкушать мяса и молока, а в том, чтобы показать Богу свою любовь, чем-то пожертвовать для Него. Это время, когда мы должны постараться стать хоть немножечко лучше, чем были раньше. Хоть шаг, но сделать по тропинке, ведущей к Богу.

И вот перед тем, как отправиться в путь, в день Торжества Православия мы еще раз сверяемся с этой картой, определяем маршрут и устанавливаем верные ориентиры.

Вот, дорогие мои, какой сегодня важный день. Давайте проведем его достойно. Пусть каждый из вас поразмышляет о том, как он может показать Богу свою любовь. Будет ли это настоящий полный пост, или вам пока под силу только отказаться от любимых сладостей? Решать это вам, вашим родителям и вашему священнику. Но главное – не стоять на месте, а идти. И я вам желаю успехов на этом пути.


Размещено 12:41 1/02/2010
О поклонении кресту

Великое имеем мы, верующие, оружие - это сила Животворящего Креста. Преподобный Варсонофий Оптинский
Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонная. Сегодня во всех православных храмах поют: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое хвалим».

Крест Господень для каждого христианина – великая святыня. Когда мы принимаем крещение в Церкви, священник надевает на нас нательный крестик. Когда мы молимся, мы налагаем на себя крестное знамение – изображение Креста. При виде крестного знамения бесы трепещут и «исчезают как дым», – так говорится в одной из молитв Господу. Иисус сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Почему именно Крест так важен для христианина? Что за таинственная сила заключена в нём?

Чтобы ответить на все эти вопросы, нам необходимо вспомнить самое начало истории человечества. Господь сотворил Адама и Еву и поселил их в раю. Всё там дышало любовью и красотой. Все там были счастливы. Но люди нарушили заповедь, данную им Богом, - не есть плодов с запретного дерева. И тогда зло вошло в мир. И повредилась природа человека. Он стал смертным. Больше он не мог жить в раю, потому что отпал от Бога. Его приютом стала грешная земля, где он принуждён терпеть голод и холод, болезни и беды. Отпав от Бога, он стал находиться под властью лукавого. Он как бы попал в тюрьму, двери которой были наглухо заперты.

Горько сожалел человек о потерянном рае. Он хотел вернуться, но не мог найти дорогу обратно, он не мог открыть запертые двери. Он совсем заблудился. Но и Господь не мог спокойно смотреть на несчастных людей. Ведь Он сам создал их и любил всем сердцем. Тогда Он решил спасти заблудших, указать им дорогу в Отчий дом. И Он послал к ним Своего Сына.

Иисус Христос родился на земле, чтобы спасти людей. Он пришёл восстановить повреждённую человеческую природу, чтобы люди снова могли жить в раю.

Только сделать это оказалось очень непросто.

Чтобы освободить человека от власти диавола, восстановить человеческую природу, Христос совершает величайший подвиг – он берет на себя все грехи человечества и принимает страшную смерть на кресте. Он был распят, испытал боль и муки, но совершил чудо – Своей Смертью освободил человека от порабощения лукавыми демонами.

Вот поэтому Крест – орудие мучительной казни Христа – стал для всех христиан символом освобождения, символом победы добра над злом, светом, сияющим в ночи заблудившемуся путнику.

Крест Господень победил козни лукавого. Тот оказался бессилен перед Богом. Вот почему бесы так боятся и трепещут креста.

Для нас же Крест – спасение! Он – величайшая святыня, наша надежда и наша вера. Через него мы можем теперь найти дорогу к Богу в Царство Небесное. Этот обратный путь к потерянному раю непрост. На нём нас ждут испытания, камни и овраги, непроходимые чащи и болота. Но мы с вами не одни. Впереди, как путеводная звезда, нам светит Господень Крест. Навстречу нам с любовью протянуты руки Христа. И Он говорит нам: «Не бойтесь! Смело идите вперёд. И мы обязательно скоро встретимся!»

И ещё, ребята! Что означают слова – «взять крест свой!»? Они означают, что нам надо со смирением принимать всё то, что выпадает нам на долю в нашей жизни. Во всех событиях нашей жизни есть благой промысел Божий. И нам надо научиться не злиться, не бунтовать, а понимать, что встретившаяся нам трудность – это и есть то испытание, которое нам надо преодолеть. Выйти победителем. Наша жизнь – это наш крест. А с Господом нести этот крест гораздо легче, чем без Бога.


Размещено 12:42 1/02/2010
Василий Никифоров-Волгин: Кануны Великого поста

Вся в метели прошла преподобная Евфимия Великая - государыня масленица будет метельной! Прошел апостол Тимофей полузимник; за ним три вселенских святителя; cв. Никита, епископ Новгородский - избавитель от пожара и всякого запаления; догорели восковые свечи Сретения Господня - были лютые сретенские морозы; прошли Симеон Богоприимец и Анна Пророчица.

Снег продолжает заметать окна до самого навершия, морозы стоят словно медные, по ночам метель воет, но на душе любо - прошла половина зимы. Дни светлеют! Во сне уж видишь траву и березовые сережки. Сердце похоже на птицу, готовую к полету.

В лютый мороз я объявил Гришке:

- Весна наступает!

А он мне ответил:

- Дать бы тебе по затылку за такие слова! Кака тут весна, ежели птица налету мерзнет!

- Это последние морозы, - уверял я, дуя на окоченевшие пальцы, - уже ветер веселее дует, да и лед на реке по ночам воет... Это к весне!

Гришка не хочет верить, но по глазам вижу, что ему тоже любо от весенних слов.

Нищий Яков Гриб пил у нас чай. Подув на блюдечко, он сказал поникшим голосом:

- Бежит время... бежит... Завтра наступает неделя о мытаре и фарисее. Готовьтесь к Великому Посту - редька и хрен, да книга Ефрем.

Все вздохнули, а я обрадовался. Великий Пост - это весна, ручьи, петушиные вскрики, желтое солнце на белых церквах и ледоход на реке.

За всенощной, после выноса Евангелия на середину церкви, впервые запели покаянную молитву:

Покаяния отверзи ми двери.

Жизнодавче,

Утреннеет бо дух мой ко храму

Святому Твоему.

С Мытаревой недели в доме начиналась подготовка к Великому Посту. Перед иконами затепляли лампаду, и она уже становилась неугасимой. По средам и пятницам ничего не ели мясного. Перед обедом и ужином молились "в землю". Мать становилась строже и как бы уходящей от земли. До прихода Великого поста я спешил взять от зимы все ее благодатности: катался на санях, валялся в сугробах, сбивал палкой ледяные сосульки, становился на запятки извозчичьих санок, сосал льдинки, спускался в овраги и слушал снег.

Наступила другая седьмица. Она называлась по церковному - Неделя о Блудном сыне. За всенощной пели еще более горькую песню, чем "Покаяние", - "На реках Вавилонских".

В воскресенье пришел к нам погреться Яков Гриб. Присев к печке, он запел старинный стих "Плач Адама":

Раю, мой раю,

Пресветлый мой раю,

Ради мене сотворенный,

Ради Евы затворенный.

Стих этот заставил отца разговориться. Он стал вспоминать большие русские дороги, по которым ходили старцы-слепцы с поводырями. Прозывались они Божьими певунами. На посохе у них изображались голубь, шестиконечный крест, а у иных змея. Остановятся, бывало, перед окнами избы и запоют о смертном часе, о последней трубе Архангела, об Иосафе-царевиче, о вселении в пустыню. Мать свою бабушку вспомнила:

- Мастерица была петь духовные стихи! До того было усладно, что, слушая ее, душа лечилась от греха и помрачения!..

- Когда-то и я на ярмарках пел! - отозвался Яков, - пока голоса своего не пропил. Дело это выгодное и утешительное. Народ-то русский за благоглаголивость слов крестильный крест с себя сымет! Все дело забудет. Опустит, бывало, голову и слушает, а слезы-то по лицу так и катятся!.. Да, без Бога мы не можем, будь ты хоть самый что ни на есть чистокровный жулик и арестант!

- Теперь не те времена, - вздохнула мать, - старинный стих повыветрился! Все больше фабричное да граммофонное поют!

- Так-то оно так, - возразил Яков, - это верно, что старину редко поют, но попробуй запой вот теперь твоя бабушка про Алексия человека Божия или там про антихриста, так расплачутся разбойники и востоскуют! Потому что это... землю русскую в этом стихе услышат... Прадеды да деды перед глазами встанут... Вся история из гробов восстанет!.. Да... От крови да от земли своей не убежишь. Она свое возьмет... кровь-то!

Вечером увидел я нежный бирюзовый лоскуток неба, и он показался мне знамением весны - она всегда, ранняя весна-то, бирюзовой бывает! Я сказал про это Гришке, и он опять выругался.

- Дам я тебе по затылку, курносая пятница! Надоел ты мне со своей весной хуже горькой редьки!

Наступила Неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен - в знак веры в Воскресение из мертвых. В этот день церковь поминала всех "от Адама до днесь усопших в благочестии и вере" и особенное моление воссылала за тех, "коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших..." И за тех, "яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или персть посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления..."

В воскресенье читали за литургией Евангелие о Страшном Суде. Дни были страшными, похожими на ночные молнии или отдаленные раскаты грома.

Во мне боролись два чувства: страх перед грозным Судом Божьим и радость от близкого наступления Масленицы. Последнее чувство было так сильно и буйно, что я перекрестился и сказал:

- Прости, Господи, великие мои согрешения!

Масленица пришла в легкой метелице. На телеграфных столбах висели длинные багровые афиши. Почти целый час мы читали с Гришкой мудреные, но завлекательные слова:

"Кинематограф "Люмиер". Живые движущиеся фотографии и кроме того блистательное представление малобариста геркулесного жонглера эквилибриста "Бруно фон Солерно", престидижитатора Мюльберга и магико-спиритическ. вечер престидижитатора, эффектиста, фантастического вечера эскамотажа, прозванного королем ловкости Мартина Лемберга".

От людей пахло блинами. Богатые пекли блины с понедельника, а бедные с четверга. Мать пекла блины с молитвою. Первый испеченный блин она положила на слуховое окно в память умерших родителей. Мать много рассказывала о деревенской Масленице, и я очень жалел, почему родителям вздумалось перебраться в город. Там все было по-другому. В деревне масленичный понедельник назывался - встреча; вторник - заигрыши; среда - лакомка; четверг - перелом; пятница - тещины вечерки; суббота - золовкины посиделки; воскресенье - проводы и прощеный день. Масленицу называли также Боярыней, Царицей, Осударыней, Матушкой, Гуленой, Красавой. Пели песни, вытканные из звезд, солнечных лучей, месяца - золотые рожки, из снега, из ржаных колосков.

В эти дни все веселились, и только одна церковь скорбела в своих вечерних молитвах. Священник читал уже великопостную молитву Ефрема Сирина "Господи и Владыке живота моего". Наступило прощеное воскресенье. Днем ходили на кладбище прощаться с усопшими сродниками. В церкви, после вечерни, священник поклонился всему народу в ноги и попросил прощения. Перед отходом ко сну, земно кланялись друг другу, обнимались и говорили: "Простите, Христа ради", и на это отвечали: "Бог простит". В этот день в деревне зорнили пряжу, т. е. выставляли моток пряжи на утреннюю зарю, чтобы вся пряха была чиста.

Снился мне грядущий Великий Пост, почему-то в образе преподобного Сергия Радонежского, идущего по снегу и опирающегося на черный игуменский посох.
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 136  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму