Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

Размещено 19:02 19/08/2015

Проповедь Патриарха Кирилла в Праздник Преображения Господня.



19 августа 2015 года, в Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения обновленного храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.


*******************************

Проповедь 19 августа 2014 г.



Хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником Преображения Господня, который занимает особое место в ряду церковных торжеств, ибо в основе его лежит евангельское событие огромной важности, имеющее прямую проекцию на каждого человека, на каждую эпоху, на состояние всего человеческого общества.

Мы узнаем об этом евангельском событии не через хитросплетенные басни (2 Пет. 1:16), как говорит апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении (2 Пет. 1:10-19), но от самих очевидцев. Апостол Петр и называет себя очевидцем явления славы и силы Божией, случившегося, когда Бог обратился к Сыну Своему на горе Фавор, сказав: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17:5; 2 Пет. 1:17).

Апостол Петр знал, о чем говорил. В его время источником религиозного энтузиазма часто были разного рода философские хитросплетения, ведь это была эпоха античности, эпоха многобожия или так называемого религиозного плюрализма ? верь во что хочешь и как хочешь. В основе каждого из этих религиозных изысков было некое человеческое учение, которое апостол и называет хитросплетенными баснями. Но проповедь апостолов была проповедью очевидцев явления силы и славы Божией, почему Церковь и хранит так бережно их свидетельство.

Мы знаем, как важно свидетельство очевидцев в любом деле, особенно таком, которое рассматривают следственные органы. Без свидетельских показаний не может быть вынесен приговор; свидетельства очевидцев есть самое сильное доказательство. И как же мы должны быть уверены в правоте своей веры, в правоте Евангелия, если в его основе лежат не человеческие хитросплетения, пусть даже очень возвышенные, но все же исходящие от ума человеческого, а свидетельства очевидцев! Именно на этом апостольском свидетельстве и основывается вся вера Церкви. И каждый архиерей Божий, принимая на себя апостольское служение, призван продолжить это свидетельство очевидцев через проповедь, через молитву, через пример собственной жизни.

Итак, апостол Петр повествует нам о событии Преображения. Человеческая природа Спасителя ничем не отличалась от природы других людей, а потому все окружающие, включая апостолов, относились к Господу и Спасителю как к человеку — несомненно, одаренному дарами свыше, но все же человеку. И вот на горе Фавор происходит, силой благодати Божией, преображение человеческой природы Спасителя, и голос был от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Апостолы пали ниц, сраженные потрясающим видением преобразившегося на их глазах Иисуса, с Которым они ходили по пыльным дорогам Палестины, Который так же, как они, испытывал жажду и холод, Который был настолько смиренен, что не отвечал на человеческие обиды. И вдруг на этой горе происходит чудо Преображения: Иисус из Назарета предстает Сыном Божиим в блистающей, как снег, одежде.

Мы часто используем слово «преображение», но употреблять его следует очень осторожно. Не всякое изменение человеческой личности является преображением, даже если это изменение связано с совершенствованием личности. Мы, несомненно, совершенствуем себя, когда получаем образование, когда под воздействием культуры обретаем остроту эстетического восприятия мира. Если сравнить человека, прошедшего жизненный путь, с отроком, который этот путь только начинает, то будет видно, как усовершенствовался человек, особенно если он прикладывал много сил. Однако это несомненное усовершенствование нельзя назвать преображением — подлинное преображение личности есть такое развитие образа Божия в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу.

Мы знаем, что совершенствование личности или даже общественных отношений, развитие науки, техники, искусства вовсе не обязательно ведет к преображению — прогресс может быть обращен во зло, знания человека могут нести смерть и разрушения. Знания человека могут использоваться силой диавольской, и мы знаем, в какой ад люди нередко превращают свою жизнь, в том числе опираясь на свои знания и опыт ? происходит не преображение, а духовный регресс.

А что же род человеческий, человеческое общество? Мы же хотим, чтобы оно становилось лучше. Однако обществу, в отличие от человека, не дано преобразиться по образу и подобию фаворского Преображения. Но разве безразлично для нас, какие отношения сегодня и завтра будут связывать граждан нашей страны и всей исторической Руси? Разве мы можем сказать, что забота о социальном благе лежит вне внимания Церкви? Конечно, нет. Церковь, зная, чтО есть подлинное Преображение, должна воздействовать на человеческое общество, чтобы каждый человек, в меру своих сил, достигал того преображения, которое просияло на горе Фавор; а тогда изменится и человеческое общество.

Трудно представить, чтобы в обществе святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и угодников Соловецких возникали проблемы и конфликты, которые приходилось бы особыми усилиями преодолевать. Святой человек, живущий в общении с Богом, создает вокруг себя тот мир, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Поэтому главное усилие Церкви в области устроения общественной жизни заключается в воспитании личности и в воздействии на сферу общественных отношений. И хотя преображение наподобие фаворского невозможно для общественного измерения человеческой жизни, но, если каждый будет стремиться к своему личному преображению, то изменится и жизнь человеческого общества.

Примером такой устремленности к преображению является монастырская община. Вот почему такие серьезные требования предъявляются к монастырям — как к личной жизни монахов, так и к построению их отношений друг с другом. И каждый, кто переступает порог обители, с тем чтобы присоединиться к монашеской общине, должен помнить: он приходит сюда спасать свою душу, достигать своего личного преображения, но одновременно содействовать построению такой общинной жизни, которая устремлена к высочайшему идеалу Божественного преображения.
Всех вас поздравляю с праздником!
 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму