Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 21-24 из 24  |  Следующая страница »
Размещено 21:46 24/05/2013
24.05.2013 | 15:00

Патриарх Кирилл и Патриарх Феофил совершили молебен у памятника Кириллу и Мефодию



Молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию собрал сегодня в центре столицы несколько тысяч человек. Его совершили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарх Иерусалимский Феофил, прибывший в Москву с официальным визитом.

"Мы вспоминаем святых Кирилла и Мефодия как основоположников нашей культуры и с ними связываем все последующее духовное развитие нашего народа и всех славянских народов", - сказал глава Русской православной церкви, обращаясь к собравшимся.

Говоря об историческом значении наследия святых Кирилла и Мефодия, патриарх напомнил, что "в первую очередь они перевели на русский язык слово Божие, книгу книг Библию, и с того самого момента начала развиваться славянская письменность, образованность". Таким образом, "нравственным фундаментом, основой нашей культуры были те великие духовные истины, которые Бог пожелал открыть людям", особо подчеркнул он.

"Пока мы будем основываться на этих фундаментальных нравственных ценностях, покуда не соблазнимся, не впадем в грех и не растопчем свои святые истоки, сохраним свою историю, сохраним свое религиозное и национальное самосознание, до тех пор мы будем существовать как народ независимый, способный не только оплодотворять свою собственную жизнь, но и оказывать духовное влияние на других", - заключил патриарх Кирилл.

В свою очередь патриарх Феофил поделился впечатлениями от своего первого визита в Россию в качестве предстоятеля Иерусалимской православной церкви. "Сейчас мы можем своими глазами видеть плоды великого спасительного сеяния святых Кирилла и Мефодия", - сказал он, пожелав патриарху Кириллу "быть достойным продолжателем подвига равноапостольных братьев".

Празднование Дня славянской письменности и культуры началось сегодня утром с богослужения в Успенском соборе Кремля. Его совершили патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарх Иерусалимский Феофил. Затем несколько тысяч верующих прошли крестным ходом к памятнику святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади.

Вечером на Красной площади пройдет концерт "Наши любимые песни", он завершится исполнением сводным хором гимна Михаила Глинки "Славься!" и фейерверком.

День славянской письменности и культуры - единственный в России церковно-государственный праздник. Он отмечается в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и призван напомнить о влиянии их наследия на развитие русской культуры, об общих корнях славянских народов.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/93068
Размещено 23:23 24/05/2013
«Аз да буки, а там и науки»
Рассказ для школьников 1-4-х классов.

Ведущий:

Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года. Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты.

1 чтец.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:

2 чтец.

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ведущий (ученица в народном костюме):

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

(слайды)

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Чтец.

Прапрадедовской порой
Буквы вышли в чёткий строй.
Строй как строй, да непростой -
Он зовётся азбукой.

Ведущий. Вы знаете, что означает слово «азбука». Хотите узнать? Тогда слушайте.

(слайды)

Чтец.

Азбука, созданная Кириллом называется кириллицей. Потом в неё вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.

В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука»- первый на Руси печатный букварь.

Название книга получила от двух первых букв алфавита а и б. В старину эти буквы назывались аз и буки. Отсюда и пословица: "Аз да буки, а там и науки".

Чтец.
(слайды)
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?

Все:
Мы - славяне!

Ведущий .
Праздник уже начался, а самого главного гостя – Азбуки, нет. Давайте, ребята, позовем её.

Все.
Азбука! Азбука! Мы ждём тебя!

Азбука (входит в зал).
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева Азбука!

Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги прочитать:
Про горы и долины, про водные глубины,
Про реки звёзды и моря… не обойтись им без меня!

– Все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. (слайды) Мы все жители волшебной страны – Букварины. (слайды)

И пришла я к вам сегодня, не случайно. Вы все научились читать, а значит, вы отправляетесь в далёкое путешествие – в мир книг. Всегда со мной и моя королевская дружина – все 33 моих богатыря, которым я поручаю сопровождать вас в путешествии.
Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам! Моя верная дружина – это буквы. (слайды)

Вы знаете их?

Дети называют буквы алфавита.

Выступление учеников 1- го класса (дети читают стихи про буквы) (слайды)

Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.

В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.

Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.

Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Капли-точки добавляем,
Ё - мы букву так читаем.

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.

И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И - меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.

А дальше по порядку
Я назову И - и краткое.

К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.

Знать эту букву нехитро,
Кто был хоть раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква М.

У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н –
Получилась лесенка.

Буква О - луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.

На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.

Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

Рисовали цифру 4 –
Букву Ч мы начертили.

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Эта буква Щ как будто...
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.

Твердый знак -Ъ -
пишут так:
Колесо и спичка,
Позади - косичка.

Ы... Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

Букву Р перевернули,
И уселись как на стуле,
И назвали букву так -
мягкий знак - Ь.

Буква Э - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

Куча яблок на прилавке...
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.

Азбука. Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники.

Но посмотрите, кто это там так спешит.

Незнайка:
-Здрасте! Буквы, буквы, а вот я стихи хорошо запомнил, хотите послушать?

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей!

Ведущий.
Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?

Незнайка.
Ну, подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше.

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

– Ну что? Опять ошибся?

ВСЕ.
Не майки, а чайки

Незнайка.
Ну, понял, понял. А вот это я только вчера выучил.

Врач напомнил дяде Мите:
– Не забудьте об одном,
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!

Ведущий.
Опять ошибка!

Все.
Не цапель, а капель.

Ведущий.
Эх, Незнайка! Стихи заучивать не так просто. Ты допустил много ошибок. Давайте покажем Незнайке, как нужно учить стихи.

Учащиеся 4 –го класса читают стихи.

В каждом доме, в каждой хате – в городах и на селе

Начинающий читатель держит книгу на столе

Мы дружны с печатным словом. Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом мы не знали б ничего.

Книгу всем понятную, умную, занятную,

Мальчики и девочки – все читать хотят.

Даже маленький ребёнок, не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок – просит книжку показать.

Книг заветные страницы помогают людям жить –

И работать, и учиться, и отчизной дорожить.

Хорошая книга мой спутник, мой друг, с тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём, и наш разговор потихоньку ведём.

Ты мне говоришь про дела смельчаков, про тайны земли и движенье планет –

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть. Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу, без книги хорошей я жить не могу!

Ведущий.
Вот, Незнайка, как надо учить стихи.

Игра “Доскажи словечко”

Прозвенел и смолк звонок начинается УРОК
Мы за парты дружно сели и на доску ПОГЛЯДЕЛИ
Мы учили букву А,

Мы учили букву У,

Малыши кричат УА,

Мы в лесу кричим АУ.

Чтец.
Отгадайте загадки.

Сидел на заборе, пел да кричал,
А как все собрались, взял да замолчал.

(петух)

Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят.

(забор)

Катался колобком, пока не стал носком.

(клубок)

Три братца пошли купаться,
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли.

(ведра, коромысло)

Четыре брата бегут -
Друг друга не догонят.

(колеса)

Азбука.
Пока вы, ребята, показывали свои знания и умения, почтальон принёс телеграмму от книги, которая называется «Литературное чтение». Только никак я её прочитать не могу.

Телеграмма (слайд)

мама обед ждёт наварила овощей - игрушки должны тебя искать - дали арбуз лисе ь шоколадку еноту.
ОТГАДКА - (Можно идти дальше.) (слайд)

Ведущий. Читать мы научились, только вот умеем ли мы понимать, о ком читаем и о чём? А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

Игра «Узнай сказочного героя».

Чтец.

1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Добрый доктор …

(Айболит) (слайд)

Чтец.

2. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите, как звали её?

(Красная шапочка) (слайд)

Чтец.

3. Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Ни тигрёнок, ни лисица,

Ни котёнок, ни щенок,

Не волчонок, не сурок.

И известна всем давно

Эта милая мордашка

Он зовётся …

(Чебурашка) (слайд)

Чтец.

4. Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачек.

С ним хозяин мальчик Робин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок …

(Винни – пух) (слайд)

Чтец.

5. Всем по сказке интересной

Мальчик- луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся …

(Чиполлино) (слайд)

Чтец.

6. Человечек деревянный

На воде и под водой.

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это?

(Буратино) (слайд)

(в заключении учащиеся 6 класса читают стихи)

(слайд)

Чтец.

Вот азбука-начало всех наук,

Ведь слова рождаются из букв.

Если будешь буквы знать,

Сможешь книжку прочитать

И услышишь в тот же час

Удивительный рассказ.

Чтец.

Мы прочтём любые книжки,

Разберёмся в словаре,

Потому что всюду буквы

Те же, что и в Азбуке!

Ведущий.

Под российским небосводом

Книгу любят и хранят

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят!
Размещено 11:29 25/05/2013
ПАМЯТЬ И СЛАВА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В РОССИИ

Все славяне, хранящие православие и православную культуру, свято чтут равноапостольных Кирилла и Мефодия. Россия никогда не забывала имен Кирилла и Мефодия и всегда хранила память об их просветительном подвиге. Уже более тысячи лет во всех православных храмах России на каждой праздничной церковной службе святые Кирилл и Мефодий вспоминаются и прославляются как первые «учители словенские».

Почитание просветителей славянских народов особенно усилилось в России в XIX веке. Этому способствовал целый ряд знаменательных юбилейных дат, а также участие русского народа в освободительном движении балканских народов.

В 1862 году Россия праздновала 1000-летие своего исторического бытия. В «Повести временных лет» под 6370 годом (862 от Рождества Христова) говорится о начале правления династии Рюриковичей. Открытие праздника было приурочено к 8 сентября (по старому стилю[1]) — празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Этот день золотыми буквами вписан в отечественную историю, потому что 8 сентября 1380 года была одержана победа в битве на Куликовом поле.

Центральным событием этого празднования было открытие в Великом Новгороде замечательного памятника «Тысячелетие России». Этот памятник, созданный М.О. Микешиным, запечатлел в бронзе более ста выдающихся сынов и дочерей России: просветителей, государственных деятелей, военных и героев, а также деятелей культуры — писателей, художников, композиторов. Но первыми в ряду просветителей России изображены святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

В 1869 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Константина-Кирилла. Во всех славянских странах совершались торжественные службы славянским первоучителям, поэты посвящали им стихи, а композиторы составляли хвалебные песни в их честь и память.

В 1877 году началась война России с Турцией за освобождение балканских стран. Россия приняла самое активное участие в избавлении единоверного болгарского народа от турецкого владычества, а русская армия принесла на алтарь победы жизни множества своих лучших воинов. Единство двух православных народов было скреплено славянской кровью, пролитой у Дуная, на Шипке и под Плевной. 19 февраля (3 марта по григорианскому стилю) 1878 года под стенами Константинополя, в Сан-Стефано, был подписан мирный договор, который провозгласил «истину и свободу там, где до этого царили ложь и рабство».

Освобождение болгарского народа от османского ига породило празднование «Дня Кирилла и Мефодия» или, как называют этот день в Болгарии, «Праздника букв», именно потому, что национальное возрождение болгар в XIX веке напрямую связано с возрождением национальной письменности, школьного образования и болгарской культуры в целом. Первый деятель болгарского Возрождения афонский монах Паисий
Хилендарский возвысил свой голос в защиту болгарского народа в знаменитой «Истории славеноболгарской» (1762). Его «История» в рукописях расходилась среди болгар и служила возрождению и росту национального самосознания. В XIX веке вестником свободы стал болгарский просветитель епископ Врачанский Софроний (1739–1813), возродивший книгопечатание на болгарском языке. Но поскольку истоки родной культуры болгары всегда связывали с просветительной деятельностью святых Кирилла и Мефодия, то день их общей церковной памяти — 11 мая (по ст. ст.) — стал днем славяно-болгарского возрождения. «Вперед, народ возрожденный», — так начинается победный гимн, сложенный болгарами еще в эпоху османского ига.
Церковный календарь сохранил точные сведения о дне кончины каждого из братьев. Святой Кирилл скончался 14 февраля (27 февраля по н. ст.) 869 года, а Мефодий — 6 апреля (19 апреля по н. ст.) 885 года. Почему же общая церковная память святых Кирилла и Мефодия празднуется 11 мая по православному церковному календарю (24 мая по н. ст.)? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о православной традиции Византии, ведь святые братья были византийскими православными миссионерами.
11 мая 330 года — день рождения и освящения Константинополя — Нового Рима. С этого дня начался отсчет византийской истории, и потому день 11 мая навсегда вписан в историю византийской культуры. Святые Кирилл и Мефодий — выдающиеся представители византийской православной культуры — послужили рождению славянской православной культуры, и потому их общая церковная память (главный церковный праздник в их честь) совершается 11 мая (24 мая по н. ст.).

В 1885 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Мефодия. Святейший Синод Русской Православной Церкви к этой дате разослал по всей России особое праздничное Послание, в котором говорилось о великом подвиге первоучителей славянских народов. П.И. Чайковский написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия.

Обнимись со мной, славянский брат,
Помянуть с тобой я вместе рад
День, когда покинул мир земной
Просветитель наш, Кирилл святой.
К брату Мефодию у скалы Петровой
Так вещал он, смерть принять готовый:
«Брат Мефодий, сострадальник мой,
Ты последний час мой упокой.
Возвратись к славянским ты сынам,
Возрасти Христову ниву там,
Чтобы веры плод возрос, созрел,
Чтоб славянский род свет правды зрел.
Я ж в Небесах буду Господу молиться,
Чтоб им в вере дал Он утвердиться.
И Господь благословит наш труд,
Все славяне ко Христу придут».

(Гимн святым Кириллу и Мефодию.
Музыка для гимна написана П.И. Чайковским)

С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 11 мая становится для многих учебных заведений России праздничным днем. К этому дню во многих школах заканчивались учебные занятия, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера.

После революции 1917 года память о Кирилле и Мефодии хранила лишь Церковь и русские слависты, занимавшиеся изучением кирилло-мефодиевского научного наследия. Почти незаметно для широкой общественности прошли две знаменательные юбилейные даты XX века: в 1969 году — 1100 лет со дня кончины святого Кирилла, а в 1985 году — 1100-летие со дня кончины святого Мефодия.

Однако в следующем, 1986 году в северном русском городе Мурманске любителями родной старины был организован праздник в День славянской письменности и культуры. В 1987 году эстафету этого праздника подхватила Вологда, а в 1988 году, когда весь православный мир отмечал 1000-летие Крещения Руси, центром празднования Дня славянской письменности и культуры стал Новгород. Сюда приехали многие выдающиеся писатели и другие деятели отечественной культуры, чтобы в день памяти святых Кирилла и Мефодия вспомнить истоки родной письменности и культуры.

Начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Каждый год какой-либо новый город становится центром этого празднования. К нему приурочиваются научные конференции и семинары по проблемам славянской письменности, организуются книжные выставки и концерты, в школах проводятся уроки, посвященные памяти просветителей славян Кирилла и Мефодия. В 2002 году центром всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры определен крупнейший сибирский научный и культурный центр — город Новосибирск.

Вспоминая в День славянской письменности и культуры святых Кирилла и Мефодия, мы каждый год вновь и вновь обращаем свой благодарный взор к истокам богатейшего культурно-исторического наследия славянских народов, неотделимого от современной науки и культуры славян.

День славянской письменности и культуры — это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.

Подчеркивая великое значение трудов Константина Философа для просвещения наших предков, священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины» назвал его «духовным родителем русского народа».
На заслуги святых Кирилла и Мефодия перед славянской историографией указывал академик Д.С. Лихачев: «Взгляд на русскую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали также отличительной особенностью всех восточнославянских литератур и отчасти были унаследованы ими через единую литературу Древней Руси от славянских просветителей — Кирилла и Мефодия. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны, каждого народа в общечеловеческом устроении и просвещении, о служении каждой страны человечеству»[2].

Книги, переведенные, составленные и написанные Кириллом, Мефодием и их учениками, послужили тем прочным основанием, на котором в дальнейшем на протяжении более одиннадцати веков созидалось величественное здание славянской культуры. Поэтому день церковной памяти святых Кирилла и Мефодия стал всемирным праздником славянской письменности и культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Почему День славянской письменности и культуры празднуется 24 мая?
Назовите даты кончины святых Кирилла и Мефодия — просветителей славян.
Какие юбилеи, связанные со святыми Кириллом и Мефодием, праздновал славянский мир в 20 столетии?
Кто из великих русских композиторов и когда написал музыку для гимна святым братьям Кириллу и Мефодию?
На какой площади в Москве и когда воздвигнут памятник святым Кириллу и Мефодию? Назовите имя скульптора.
Представьте себе, что в День славянской письменности и культуры Вам предложили сказать «Слово о святых Кирилле и Мефодии». Что бы Вы сказали своим друзьям в этот день?

ЛИТЕРАТУРА
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуке.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: «Наука», 1988.
Уханова Е.В. У истоков славянской письменности.– М.: «Муравей», 1998.
Епископ (ныне — митрополит) Филарет (Вахромеев). Церковно-богослужебное почитание святых братьев Кирилла и Мефодия в России // «Журнал Московской Патриархии», 1969, № 6, с. 51–52; № 7, с. 41–46. (87{Библиотека}).
Митрополит Никодим (Ротов). Апостолам равные. (Из речи на торжественном собрании, посвященном 1100-летию кончины святого равноапостольного Кирилла) // «Журнал Московской Патриархии», 1969, № 6, с. 48–51. (75{Библиотека}).
Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры.– Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996.

Сноски

Старый стиль (или юлианский календарь) — календарь, которым до сего времени пользуется Русская Православная Церковь — один из главных элементов православной культуры. Он определяет ритм церковной жизни в целом и потому сам по себе является важнейшим культурообразующим фактором. Старым он стал называться после введения в России в январе 1918 г. нового стиля — григорианского календаря, названного так по имени римского папы Григория XIII, который ввел новый календарь в 1582 г. В настоящее время разница между древним общецерковным православным (юлианским) календарем и новым (григорианским) стилем составляет 13 дней, так что 1 января ст. ст. = 14 января н. ст.

Лихачев Д.С. Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир // Лихачев Д.С. «Прошлое — будущему».– Л., 1985, с. 151.

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p06.html
Размещено 19:03 25/05/2013
Сценарий праздника,
Посвященного Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию просветителям славян

Действующие лица:

1-й ведущий
2-й ведущий
Выступающие с номерами (музыкальными, стихотворениями)
Детский хор
Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Участники сценки «Благая весть»:
Ангел - мальчик лет 10
Мальчик – мальчик лет 11
Бабушка – женщина лет 65
Мама – женщина лет 30-50

Участники сценки «Путешествие свт.Кирилла»:
Первый разбойник - мальчик
Второй разбойник - мальчик
Св.Кирилл – мальчик лет 10


Хор вместе со зрителями поет Тропарь празднику Благовещение.

Звучит музыка.

Сценка «Благая весть».

Сцена 1.
С одной стороны сцены выходит мальчик, навстречу ему идет бабушка.
Мальчик: Здравствуйте, Марья Антоновна!
Бабушка (приветливо кивает): Здравствуй, внучек.

Мальчик хочет пройти дальше, но бабушка удерживает его.
Бабушка: Постой, постой, Кирюша. С именинами тебя!
Мальчик: С какими еще именинами?
Бабушка: Как же? Сегодня день святого Кирилла, твоего небесного покровителя, и брата его Мефодия.
Мальчик: Да? А я и не знал.
Бабушка: На-ка вот… (вынимает из сумки небольшую книжечку, подает мальчику).
Бабушка: От меня небольшой подарочек.
Мальчик вертит книгу в руках.
Мальчик: Ну, ладно, спасибо.
Расходятся.

Сцена 2.
Мальчик вбегает в комнату.
Мальчик: Мама, а у меня сегодня именины.
Мама: Правда?
Мальчик: Ну, да. Вот, Марья Антоновна мне книжку подарила. (вздыхает) Правда, лучше бы она мне машинку подарила или конструктор. А то книгу! У меня полно книг! Вон, ставить некуда.
Мама (укоризненно): Сынок, нельзя так говорить. Если человек делает подарок от чистого сердца, нужно принимать его с благодарностью. Какой бы он ни был. Ну-ка, давай посмотрим, что это. (берет книгу из рук мальчика, читает) Евангелие.
Мальчик: А что это значит?
Мама: Я не знаю. Давай, почитаем?
Мальчик: Вот еще! У меня уроков полно.
Мама (вздыхает): Ну, ладно, делай уроки.
Мама кладет книгу на стол, выходит. Мальчик садится за стол, достает учебники, раскрывает один из них. Читает какую-то жутко нудную фразу (начало задачки или правило по грамматике). Глаза у него слипаются. Он встряхивается, трет глаза, таращится в книгу, но безуспешно, прочитать ничего не может. Зевает, бормочет.
Мальчик: Ладно, сейчас вздремну немного, а потом…
Кладет голову на стол и засыпает.
Бесшумно на сцену выходит Ангел, садится рядом с мальчиком по другую сторону стола.
Ангел (зовет тихо): Кирилл!
Мальчик вздрагивает, просыпается.
Мальчик (испуганно): Ты кто? Ты откуда здесь взялся?
Ангел: Не бойся. Я твой Ангел-хранитель.
Мальчик: Как это? Ты что, меня охраняешь?
Ангел: Да. Радуюсь, когда ты радуешься, и огорчаюсь, когда ты огорчаешься. Но сейчас ты меня очень расстроил.
Мальчик: Чем?
Ангел: Вот ты расстроился, что тебе подарили книгу. А ты знаешь, что было время, когда на Руси вообще не было книг?
Мальчик: Как это?
Ангел: А вот так. Славяне, наши предки, говорили между собой, но читать и писать не могли. Потому что у них не было азбуки. И нигде они не могли узнать о Христе. Благая весть еще не дошла до них. Они не знали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.
Мальчик: А что такое Благая весть?

Ангел: С благой вестью был послан Архангел Гавриил к Деве Марии, сообщить, что у Нее родится ребенок, младенец Иисус, который спасет весь мир. Потом четыре евангелиста, Матфей, Лука, Марк и Иоанн, сообщили Благую весть людям вот в этой книге, которая называется Евангелие. Что в переводе и означает Благая весть. В этой книге они рассказали о жизни Иисуса Христа, о Его заповедях, о том, как нам жить. Ведь они были свидетелями Его жизни, и писали о том, что сами видели и слышали.

Мальчик: А святой Кирилл здесь причем? Почему мне бабушка именно эту книгу подарила?

Ангел: Именно его трудами Благая весть дошла до русских людей. Он-то как раз и перевел Евангелие на русский язык. Чтобы и русские люди узнали о Христе, о пришествии в мир Спасителя. Ведь они ничего не знали об этом. Представляешь, уже прошло много веков после рождения Спасителя. Многие люди уверовали во Христа, многие пострадали за Него, приняв венец славы. Многие жили по заповедям Его. А русским людям ничего об этом не было известно.

Мальчик: Но как? Почему?

Ангел: Потому что никто не рассказал им об этом. И они могли бы так ничего и не узнать. Поэтому Бог послал святых Кирилла и Мефодия, чтоб они донесли Благую весть до славян. Чтобы они тоже узнали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.

Мальчик: А как это – спасен?
Ангел: А вот об этом ты как раз и узнаешь, если прочитаешь эту книгу.
Мальчик недоверчиво берет книгу, раскрывает, начинает читать.
Ангел так же бесшумно исчезает.

Сцена 3.
Мальчик поднимает голову. Никого нет. Мальчик потягивается, потирает глаза. Входит мама.
Мальчик: Мама, мне приснился такой сон! Будто ко мне пришел ангел.
Мама: Правда?
Мальчик: Да, он рассказывал о моем святом. Представляешь, он перевел Евангелие для русских людей! Я тоже хочу, как он, нести Благую весть людям.
Мама: А что такое Благая весть?
Мальчик: Пойдем, я расскажу тебе. (Уходят).
Конец сценки.

1-й ведущий: Сегодня, дорогие друзья, мы с Вами узнаем много интересного из жития Святых братьев Кирилла и Мефодия. Узнаем, как они изобрели славянскую азбуку «Кириллицу», и сколько сложных и трудных испытаний им пришлось преодолеть.

2-й ведущий: На протяжении всего праздника нас с Вами, ребята, ожидает много сюрпризов и приключений. Так что приготовьтесь и будьте очень внимательны.

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А»: Беда, беда!

1-й ведущий: «Что случилось?»

Буква «А»: Пропало слово, слово пропало!

1-й ведущий: Какое слово?

Буква «А»: Жило-было слово.
Играло, училось, ходило в школу
И вообще жило замечательно.
Но вот, что было в нем примечательно,
Слушало учителей своих оно невнимательно,
И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает:
Однажды слово, проснувшись рано,
Оделось, умылось, взяло корзину,
И пошло в лес – за грибами,
Не далеко тут - рядышком с нами.
Долго ходило, проголодалось,
Село на пенечек - съело пирожочек,
Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!
Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

1-й ведущий: И осталась у нас одна - буковка «А».
А слово-то не знало, что оно означает,
И как слову собраться снова – буква «А» не знает.
А пока буковка «А» плачет –
Наша с Вами основная задача – помочь ей!
Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!
А в каждом задании – есть свои правила,
Которые и объяснит нам мой помощник.

2-й ведущий: Мы, ребята, с Вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам сегодня стихотворения, а мы с Вами в течение нашего праздника постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача: внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных.

1-й ведущий: Ну, как Вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня с Вами слово? А? Поможем нашей букве «А»?

Дети отвечают. Вдруг вбегает вторая буква «А».

2-й ведущий: А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве), помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А»: Помню!

2-й ведущий: Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А»: Александра и две Али
Астры в садике сажали,
А Артур и два Алёшки
Алфавит читали кошке.

1-й ведущий: Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают. Ведущий снимает платок с таблички. Объясняет детям, как эта буква звучит на кириллице.

1-й ведущий: Мы с Вами знаем, что первая буква русского алфавита называется «А». Первая же буква славянского алфавита – «Кириллицы» называется АЗЪ. В переводе со славянского языка на русский она звучит, как «Я». Азъ значит Я.

2-й ведущий: Ну вот, ребята, у нас с Вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова. А пока другие буковки ищут к нам дорогу, давайте с Вами послушаем, кем были святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

1-й ведущий: Братья Кирилл и Мефодий родились в IX веке в семье знатного и богатого военачальника по имени Лев в греческом городе Солуни. Мефодий – был старшим из семи братьев, а Кирилл, которого до принятия монашества звали Константином, – самым младшим. Семейство было многочисленно и воспитывалось в благочестии и вере.

2-й ведущий: Мефодий – по примеру своего отца рано поступил на военную службу. Десять лет он управлял одной из славянских областей. Затем, прослужив около 10 лет, удалился на гору Олимп в монастырь Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Там Мефодий постригся в иноки и стал проводить дни в молитве и изучении Священного писания.

1-й ведущий: Кирилл с детства был очень одаренным мальчиком. Он воспитывался в родительском доме и с ранних лет проявлял замечательный ум и удивительные способности к наукам. Когда Кириллу было семь лет, ему приснился сон, предзнаменовавший его будущее.

2-й ведущий: А что за сон приснился святому равноапостольному Кириллу, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое нам прочитает (имя чтеца)

Стихотворение №1 «Сон святого Кирилла»:

Был семилетним отроком Кирилл -
Приснился ночью сон ему один:
Могучий и всеславный воевода
В богатом, позолоченном дворце
Собрал невест, призвав к себе Кирилла,
Спросил: «Какую выбираешь ты себе?»
Кирилл молчал, с благоговением взирая,
И вдруг увидел девицу в венце,
Богатую убранством и красою,
И мудростью, и добротой в лице.
«Да!», - произнес святой, судьбу свою решая, -
«Да!», «Софию избираю я себе -
Божественную мудрость на земле!»

2-й ведущий: Так святой равноапостольный Кирилл избрал свой путь в жизни – он выбрал «Софию», которая олицетворяла мудрость и умение в науках. С любовью и усердием изучал святой Кирилл науки и в особенности Священное Писание. Благодать Божия просвещала не только ум святого Кирилла, она очищала и его сердце.

1-й ведущий: У святого Кирилла был сокол, которым он обычно потешался. Однажды Кирилл отправился со своим соколом на охоту в поле, но лишь только он выпустил его из рук, как ветер подхватил птицу и унес неизвестно куда. Два дня не вкушал пищи святой отрок от уныния и печали. Но вскоре он понял намерение Промысла Божия – раз все земные радости ненадежны, значит и не за чем к ним привязываться. И с этого момента святой Кирилл стал еще усерднее изучать Священное писание и творения Святых отцов.

В зал входит ребенок с табличкой (буква «К»), подходит к 1-ому ведущему.

Буква «К»: Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает).

1-ый ведущий: Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К»: Да.

1-й ведущий: Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К»: Куклу Катеньку Камилла
Кашей манною кормила:
"Кушай, Катя, кушай, детка,
К чаю есть у нас конфетка"

2-й ведущий: Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

2-й ведущий: Правильно, молодцы! Буква «К» в славянском алфавите называется «КАКО».

1-й ведущий: Ну вот, дорогие друзья, три буквы у нас с Вами уже есть. (обращаясь к букве «К») Садись пока к своим друзьям – буквам «А», а мы с ребятами послушаем продолжение жития святых братьев Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: Когда святому Кириллу исполнилось 12 лет – на престол вступил малолетний греческий император Михаил III. Император Михаил слушал уроки у знаменитых ученых того времени. Учителя Михаила решили найти достойного соученика императору, который бы усердным учением и добрым нравом служил ему примером.

1-й ведущий: И вот один из учителей царя Михаила, Логофет, узнав о замечательных способностях отрока Кирилла, сделал Его царским воспитанником. Под руководством ученейших мужей Царьграда святой Кирилл делал быстрые успехи. В течение нескольких лет он изучил основательно науки, словесность, греческий и латинский языки. Все удивлялись необыкновенным способностям и уму юноши.

2-й ведущий: Но молодой Кирилл не гордился своими способностями, был кроток, благочестив и смиренен. Он понимал, что истинная премудрость – это уразумение закона Божия. Именно к этой высшей премудрости стремился святой Кирилл всеми своими силами и способностями. Через некоторое время Кирилла нарекли почетным званием «Философ» за успехи в учении и благонравие. Кириллу было только 20 лет, когда его назначили преподавать философию в высшем училище в Константинополе.

1-й ведущий: Однажды покровитель Кирилла - Логофет пожелал женить юношу на своей богатой и прекрасной крестнице. А что было дальше, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое нам прочтет (имя чтеца)
Стихотворение №2 «Отказ святого Кирилла от женитьбы»

Ученый муж и покровитель Логофет,
Сраженный мудростью и славою Кирилла,
Решил женить Его на крестнице своей,
Чтоб обрести спокойствие душевное и сына.
С любовью говорил ему вельможа:
«Возьми же в жены крестницу мою!
Прекрасную мы создадим семью!
Женись, царь даст тебе княженье,
и скоро воеводой будешь ты!»
Кирилл же отвечал ему смиренно:
«Велик твой дар, но в этом нет нужды.
Ведь знаешь ты, что цель моя – наука,
И лишь ее я возвожу плоды».

2-й ведущий: Так святой Кирилл выбрал уединение для того, чтобы посвятить себя Богу. Молитва и учение привлекали Его более богатства и земных радостей. Кирилла ожидало блестящее будущее в столице, но Он предпочел присоединиться к брату Мефодию и удалился в монастырь.

1-й ведущий: Когда Кириллу исполнилось 24 года в Царьград пришли послы от калифа – царя Сарацинского. Они хулили христианскую веру и восхваляли свою. Император решил послать на беседу к ним ученого мужа для прений о вере. На эту роль был выбран святой Кирилл. И молодой философ, полный ревности к Закону Божию, с радостью предпринял трудное и опасное путешествие к сарацинам, которые ненавидели христиан. Отправляясь, святой сказал так: «С радостью иду я, может ли что в этом мире быть сладостнее для меня, как умереть за Святую Троицу и получить вечную жизнь?»

2-й ведущий: Сарацинский царь принял Кирилла с почетом. В честь него были учреждены обеды, в которых участвовали лучшие магометанские ученые: астрономы и геометры. Во время стола и происходили споры этих мудрецов с Кириллом о вере. Мудрецы и жрецы сарацинские, убедившись, что не могут победить Кирилла ученостью и красноречием, - возненавидели его, и даже покушались на его жизнь.

1-й ведущий: А как это происходило, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое нам прочтут (имя чтеца)

Стихотворение№3 «Кирилл и жрецы Калифа» (для 4 исполнителей).

К хулителям основы православной,
Был послан императором Кирилл.
И отправляясь на духовное сраженье,
Святой с благоговением говорил:
«Да, с радостью иду на славный бой я,
За веру христианскую, за мир!»

Жрецы Калифа – астрономы, геометры,
Кирилла встретили как императора посла.
Хвалили свои храмы, украшенья,
Строения из драгоценного камня.
Святой Кирилл на это отвечал им:
«Хвала и слава Господу сотворшему вся!»

И говорили с ним, в тяжелый спор вступая,
О вере сарацинской дотемна.
Но красноречием и мудростью Кирилла
Все доводы их были «сожжены дотла»!

Возненавидевши святого за ученье,
Жрецы решили отплатить ему сполна!
Накрыли стол – устроили обеды,
Подали яств и ядовитого вина.
Кирилл испил, но не было победы!
Господь хранил поборника Христа.

2-й ведущий: По возвращении в Царьград святой Кирилл посвятил себя подвигам благочестия: посту, молитве и попечению о нищих. Он поселился со своим братом Мефодием в монастыре на горе Олимп.

В зал входит ребенок с табличкой (буква «З»), подходит к 1 ведущему.

1-й ведущий: Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З»: "Зоя, Зиночка, Захар!
Закипает самовар!
Земляника нынче к чаю.
Заходите - угощаю!"

1-й ведущий: Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают. Ведущий рассказывает о букве «З».
1-й ведущий: Это девятая буква русского алфавита, буква «З». В славянском же алфавите она называется «ЗЕМЛЯ». Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово! А пока давайте послушаем, что же было дальше со святыми братьями Кириллом и Мефодием.

2-й ведущий: Недолго святые души праведников Кирилла и Мефодия цвели и благоухали красотою добродетельной жизни в пустынном уединении в монастыре. Просветителям славян предстояли новые тяжкие подвиги.

1-й ведущий: Моравский князь Ростислав обратился к императору Михаилу III с просьбой направить в Моравию учителей, чтобы они наставили местное славянское население истинам христианской веры на его родном языке. Император Михаил откликнулся на эту просьбу и избрал для этой миссии святого Кирилла.

2-й ведущий: Кирилл согласился, но чтобы проповедовать славянам, необходимо было создать славянскую азбуку и перевести на славянский язык Священное Писание и другие церковные книги.

1-й ведущий: Вместе со своим братом Мефодием он уединился в монастыре и, трудясь, с молитвой и постом, составил славянскую азбуку, которая получила название «ГЛАГОЛИЦА». Позднее славяне будут пользоваться другой славянской азбукой, многие буквы которой будут заимствованы из греческого алфавита. Она получит название «КИРИЛЛИЦЫ» - в честь первого Апостола славян святого Кирилла.

2-й ведущий: Свои апостольские труды святые братья начали с перевода Евангелия, с чтения Святой Пасхи, которыми открывался годичный круг церковных евангельских чтений. Таким образом, первыми словами, написанными на славянском языке были: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Когда в 863 году это великое дело было окончено, весь духовный собор в торжественном молебне воздал славу и благодарение Господу.

1-й ведущий: Переведя самые необходимые церковные тексты с греческого языка на славянский, святые братья, помолившись, двинулись в путь. А сейчас, дорогие друзья, давайте послушаем с Вами стихотворение, которое называется «Молитва Святых Кирилла и Мефодия». Его нам прочтет (имя чтеца)

Стихотворение №4 «МОЛИТВА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

Помоги нам, сирым, неприкаянным,
Знаний жаждущим вельми.
Предстоит дорога непростая нам.
Отче, нашим чаяньям внемли:
Жизнь людей лукава и расхристанна.
Похотью наживы обуян,
Мелок дух, но чуем, - плещет истина
В море неисчерпанном славян!
Мерзок им постыдный дух торгашества,
Гнусен подлый промысел менял.
Ремесло, искусство, хлебопашество, -
Вот, что чутко Ты для них избрал.
Но какой обидою жестокою
Алчный мир им исподволь грозит!
Осени ж их мудростью высокою,
Чтоб им Слово стало словно щит.
Чтоб лицом к лицу перед интригою,
В битве меж корыстью и добром
Защищались Верою и Книгою,
Как отцы - мечом и топором.

2-й ведущий: Много испытаний и трудностей ожидали святых братьев Кирилла и Мефодия на пути в славянские земли. Об одном из таких испытаний, которое пришлось пережить святому равноапостольному Кириллу, мы сейчас с Вами и узнаем.

Звучит музыка.
Сценка «Странствия святого Кирилла». (декорации - лес).

Два разбойника сидят в засаде.
Первый разбойник: Смотри, идет!
Второй (приглядываясь): Да, в самом деле…
Первый разбойник: На сей раз точно мы у цели.Богач он, видно.
Второй разбойник: Иль купец.
Первый разбойник (потирая руки): Озолотимся, наконец!
Вынимают ножи.

Выходит святой Кирилл, в руках у него книги.
Первый разбойник: Стой!
Второй разбойник: Выкладывай золотишко!
Кирилл: Вы говорите про деньги? Их у меня нет.
Второй разбойник: Да? А что это ты прижимаешь к груди, словно это драгоценность?!
Кирилл: О, да, это бесценный дар. Господь славянам буквы дал. И грамоту…
Первый разбойник: Ха! Грамота… На кой она?
Второй разбойник: Она нам вовсе не нужна.
Первый разбойник: А что это?
Кирилл: Законы букв сложенья,
Порядок слова в предложенье.
Первый разбойник (усмехаясь): Зачем нужна такая штука?
Второй разбойник (поддакивая): Такая хитрая наука?
Первый разбойник: Ее не требует живот.
Второй разбойник: Ее ведь не положишь в рот.
Первый разбойник: И пашню ею не засеешь.
Второй разбойник: Сдается мне, что это ересь!

Кирилл:
Сей пашню новым ты зерном.
Святая благодать на нем.
Благая весть о Боге нашем
Пускай распашет души ваши.
И пусть растут сквозь дни и годы
Святых семян святые всходы.

Второй разбойник (нерешительно глядя на первого):
Похоже, драгоценностей у него и вправду нет.

Кирилл (поднимая книгу):
Дороже многих злат и сребр
Сей драгоценный мой ковчег,
Ковчег завета и добра,
Святая книга Библия.
И если будешь буквы знать,
О Боге сможешь прочитать.

Осеняет разбойников крестным знамением, уходит.
Разбойники стоят, притихшие.
Первый разбойник (глядя вслед ушедшему Кириллу):
О Боге… Ишь ты, как загнул!
Второй разбойник: Всю душу прям перевернул.
Первый разбойник (задумчиво): Благая весть… Поди ж ты!
Второй разбойник (качая головой): Ишь ты…
Первый разбойник: Иль правда есть, что в этих книжках?
(решительно)
Догнать его скорей!
Второй разбойник: Постой!
Первый разбойник: Святой, мы все пойдем с тобой!

Конец сценки.

1-й ведущий: Наконец, братья Кирилл и Мефодий благополучно достигли славянских земель. Моравский князь Ростислав принял их радушно.

2-й ведущий: Проповедь братьев шла успешно. Они в течение четырех с половиной лет обходили Моравию и Паннонию, призывая народ к познанию истинного Бога и объясняя всем закон Господень. Братьям предстояло научить местное славянское духовенство древнему церковнославянскому языку. Церковнославянский язык приблизил древних славян к пониманию того, что читается и поется в храме.

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У»)

1-ый ведущий: А вот и еще одна буква. Ну что же читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У»:
У Ульянки день рожденья.
Ух, какое угощенье:
Утка, устрицы, урюк –
Угощайтесь, все вокруг!

2-ый ведущий: Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

2-й ведущий: Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК». Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу Вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с Вами сможем составить все слово целиком! А пока последняя буква ищет к нам дорогу, давайте послушаем, что же было дальше со святыми братьями Кириллом и Мефодием.

1-й ведущий: Тяжелейшие труды и лишения подорвали здоровье святого Кирилла. Он тяжело заболел. С самого начала болезни, предчувствуя близкую кончину, Кирилл пожелал принять схиму. Болезнь его продолжалась около двух месяцев.

2-й ведущий: Перед смертью Кирилл напутствовал брата Мефодия: «Мы с тобою были как дружная пара волов, вели одну борозду. И вот я падаю на своей меже: день мой кончился. Ты возлюбил уединение на горе Олимп; но молю тебя, не оставляй начатого дела – труд учительства, ибо этим подвигом ты более можешь спастись!»

1-й ведущий: Помолившись, святой равноапостольный Кирилл 14 февраля 869 года отошел ко Господу. Ему был всего 42 года. Все римское духовенство и все греки, находившиеся в то время в Риме сопровождали гроб учителя славян.

2-й ведущий: Давайте с Вами послушаем стихотворение замечательного русского поэта Федора Тютчева, написанное на тысячелетнюю годовщину смерти святого Кирилла в 1869 г., а прочтет его нам (имя чтеца)

Стихотворение №5 «Великий день Кирилловой кончины»

Великий день Кирилловой кончины —
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем, и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам»...

1-й ведущий: Святой Мефодий пережил брата на 16 лет. Похоронив Кирилла, Мефодий поспешил возвратиться в славянские земли. Однако обратный путь святого Мефодия к своей пастве оказался долгим и трудным. Немецкие епископы с неодобрением смотрели на деятельность святых братьев, видя утрату своей власти у славян. Они добились того, что в 870 г. Мефодий был арестован и сослан в Германию. Там он провел два года, пока папа Иоанн VIII не освободил его.

2-й ведущий: Наконец Мефодий возвратился в Паннонию. Он принялся снова с величайшей ревностью за свое дело: проповедовал, объяснял слово Божие, перелагал книги на славянский язык. Бог благословлял труды его; Евангелие быстро распространялось, и святое учение приносило свои плоды: любовь, мир и согласие среди людей. Вскоре Мефодий был провозглашен епископом Паннонии и Моравии.

1-ый ведущий: Предсказав за несколько дней свою смерть, Мефодий скончался 6 апреля 885 года. Весь народ глубоко скорбел о святом учителе. При отпевании тела святого Мефодия служба совершалась на славянском, греческом и латинском языках, и память его живо сохранилась в просвещенных им землях.

2-й ведущий: Чувствуя приближение своей кончины, Мефодий выбрал из своих учеников благочестивого и умного мужа по имени Горазд, и завещал ему продолжать труды его. Ученики Мефодия усердно трудились о распространении веры, переводили духовные книги, и плоды их трудов разлились по всем славянским землям.

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б»)

1-й ведущий: А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

Буква «Б»:
Бэлла, Боря и Булат
Бублики весь день едят.
Бобик крутится у ног:
"Бросьте хоть один кусок!"

1-й ведущий: Так что же это за буква, ребята, догадались?
Дети отвечают.

2-й ведущий: Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б», а в славянском алфавите она называется «БУКИ».

1-й ведущий: Ну что же, дорогие друзья, - все буквы мы с Вам отгадали - остается теперь из них составить слово целиком.

Все ребята (буквы) встают в ряд, дети с помощью ведущих составляют слово «Азбука».

1-й ведущий: Ну, вот, ребята, сегодня мы с Вами узнали, какое значение имеет Азбука – именно с нее все и начинается. Азбука является основой любого языка, позволяет иметь письменность. Как важно иметь письменность, все вы, ребята, конечно, хорошо понимаете. Благодаря письменности смогли появиться книги: сначала рукописные, потом печатные, а ведь книги собирают и во многом сами составляют культуру всякого народа.

2-й ведущий: А сейчас, дорогие друзья, давайте с Вами послушаем стихотворение Виктора Афанасьева, которое нам прочтут наши БУКВЫ.

Дети с буквами а, з,б,у,к,а читают стихотворение:

Буква «А»: Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,

Буква «З»: Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;

Буква «Б»: Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,

Буква «У»: Живой благодати родник,

Буква «К»: Господнее нам утешенье –

Все вместе: Церковно-славянский язык.

1-й ведущий: Язык, на котором святые братья впервые записали для нас Святое Евангелие, стал общим для всех славян источником письменности. Мы называем этот язык церковно-славянским. Господь даровал ему духовную глубину и огромную молитвенную силу. Русская Церковь верна церковно-славянскому языку, молится на нем и совершает на нем богослужения.

2-й ведущий: Русский язык существовал задолго до церковно-славянского, но именно язык церковно-славянский положил начало литературному русскому языку. Давайте же, дорогие друзья, будем бережно хранить врученные нам Богом великие духовные сокровища: церковно-славянский язык и его собрата – русский язык, и с благодарностью вспоминать наших славянских первоучителей – святых братьев Кирилла и Мефодия, которые принесли Благую весть на Русскую землю.

1-й ведущий: А сейчас, уважаемые зрители, давайте с Вами вместе споем тропарь и кондак Святым равноапостольным учителям славянским Кириллу и Мефодию.

Хор вместе со зрителями поет тропарь Святым Кириллу и Мефодию.

http://rusbatya.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=309
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 21-24 из 24  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму