|
Размещено 10:38 19/05/2013
|
|
"Мироносицы" (музыка протоирея Игоря Лепешшского на стихи В. Городецкого). Солнце плыло из-за утреней земли, Мироносицы ко гробу тихо шли, Скорбь обвеяла их облаком седым. Кто у гроба тяжкий камень сдвинет им? Ароматы держат в трепетных руках. Выплывает солнце в медленных лучах. Озаряет солнце темный, низкий вход. Камня нет! Отвален камень. Ангел ждет. Ангел белый над гробницей Божьей встал, Мироносицам испуганным сказал: - Не ищите Иисуса: Он воскрес. Он на небе и опять сойдет с небес. Тихий ужас, сладкий трепет и восторг Вестник чуда из сердец тех жён исторг. Лобызают ткань праздные пелен. Солнце всплыло. В небе светлый, вечный звон. В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге. Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания? Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников. Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу. «И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач. С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо». Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся. Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом». Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния! Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации». А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться. ( 3-я неделя по Пасхе, то есть третье воскресенье). Марина Горинова Газета «Благовест» ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского http://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-zhenskij-den/
"Мироносицы" (музыка протоирея Игоря Лепешшского на стихи В. Городецкого). Солнце плыло из-за утреней земли, Мироносицы ко гробу тихо шли, Скорбь обвеяла их облаком седым. Кто у гроба тяжкий камень сдвинет им? Ароматы держат в трепетных руках. Выплывает солнце в медленных лучах. Озаряет солнце темный, низкий вход. Камня нет! Отвален камень. Ангел ждет. Ангел белый над гробницей Божьей встал, Мироносицам испуганным сказал: - Не ищите Иисуса: Он воскрес. Он на небе и опять сойдет с небес. Тихий ужас, сладкий трепет и восторг Вестник чуда из сердец тех жён исторг. Лобызают ткань праздные пелен. Солнце всплыло. В небе светлый, вечный звон. В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге. Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания? Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников. Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу. «И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач. С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо». Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся. Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом». Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния! Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации». А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться. ( 3-я неделя по Пасхе, то есть третье воскресенье). Марина Горинова Газета «Благовест» ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского http://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-zhenskij-den/
|
|
Размещено 11:06 19/05/2013
|
|
НЕДЕЛЯ ЖЕН-МИРОНОСИЦ : ВОСКРЕСЕНИЕ - ЭТО СТРАШНО.
Почему сюжеты о посещении гроба Господня женами-мироносицами так сильно отличаются между собой в разных Евангелиях? Комментирует библеист архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлеев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии.
Мк. 15,43-16,8
43 «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Глава 16
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись».
— Удивительно, как быстро начали сбываться слова Иисуса о том, что как только Он вознесен будет от земли, Он всех привлечет к Себе (Ин.12:32). Сначала безвестный римский сотник, потом Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, дерзнувший просить тело Своего Учителя и тем самым высказав отличное от Синедриона мнение, обосновавшего требование смертной казни Христа ссылкой на богохульство. Иосиф, иудей, чаявший Царствия Божия, своим визитом к Пилату ставил себя в очень опасное положение прослыть сообщником казненного преступника.
Чем Иосиф мог объяснить свою просьбу? Может быть, нежелательностью оттягивать погребение из-за климатических соображений; может быть, ссылкой на ветхозаветную заповедь, не позволявшую оставлять казненного на ночь: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор.21:22-23).
Возможно, Иосиф хотел предотвратить захоронение Иисуса в общей могиле. Как бы то ни было, он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова». Надо сказать, что часто тела преступников не погребали вовсе, их просто снимали с распятия и оставляли на растерзание стервятникам и диким собакам. Возможно, Голгофу потому так и назвали Лобной, то есть «Черепа», что она была усыпана черепами распятых. Но Иосиф, будучи праведным и тайным почитателем Иисуса, решился на Его захоронение. После снятия с креста тело Иисуса было положено в могилу не обмытым и не помазанным. Это следует из слова Самого Господа, сказанного в Вифании, когда некая женщина возлила
Ему на голову драгоценное миро: «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» (Мк.14:8). Далее мы увидим, что только «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк.16:1).
Иосиф же «купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба». Иосиф просто не имел времени соблюсти обычай надлежащего приготовления тела к погребению. Ведь Иисус умер в девятом часу, то есть около трех часов пополудни. А примерно в шесть часов вместе с заходом солнца должна была начаться суббота. Как сказано в Евангелии, «уже настал вечер ... перед субботою». А по закону о субботе запрещалось выполнять какую-либо работу. Иосиф спешил. Он должен был дойти до дворца Ирода, чтобы там попросить аудиенции у Пилата. А Пилат, чтобы удостовериться в смерти Иисуса, должен был послать за сотником отряда, проводившего казнь, а курьеру нужно было сбегать до казарм в крепости Антония (что неблизко от дворца Пилата) и обратно.
Только после всего этого Пилат разрешил Иосифу снять тело Иисуса и предать его погребению. Иосиф же должен был еще позаботиться о гробнице. Вблизи Голгофы тогда были гробницы в скалах. В этом может удостовериться и сегодня, побывав у Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Предположение, будто Иосиф при погребении воспользовался собственной фамильной гробницей, маловероятно. Против этого говорит и сам текст Евангелия, и логика: Сказано просто, что он «положил Его во гробе» (буквально «в некоей гробнице»).
И действительно, с какой стати уважаемый, почтенный (euvsch,mwn), богатый собственник и член Высшего Совета стал бы приобретать фамильную гробницу возле места казней? Скорее всего, Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в одной из тех гробниц, которые уже существовали около Голгофы, и которые по прошествии одного года освобождались: останки захоронений изымались из гробниц и помещались в оссуарии — погребальные урны для костей. Положив тело Иисуса в гробнице, Иосиф привалил ко входу в нее камень.
Итак, времени, для того, чтобы отдать последний долг телу Иисуса, не оставалось – наступила суббота, и Его тело осталось не обмытым и не помазанным. Это знали женщины – стоявшие у креста Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, потому что они «смотрели, где Его полагали». И вот, как только прошла суббота, рано утром они решили исполнить печальный обряд. Они «купили ароматы, чтобы идти помазать Его». И когда еще были в пути, беспокоились о том, как они войдут в гробницу, ведь она закрыта большим тяжелым камнем: «кто отвалит нам камень от двери гроба?».
Но как только женщины подошли к месту захоронения, их беспокойство перешло в ужас, потому что оказалось, что камень отвален, а в гробнице они увидели «юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду». В отличие от Матфея (Мф.28:2, 5) и Иоанна (Ин.20:12) Марк не пишет об «ангеле», хотя белое облачение юноши символизирует его принадлежность небесному миру. Вспомним одежды Иисуса Христа во время Его преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3).
Марк описывает реакцию женщин словом «ужасались». И здесь не просто показано чувство человека, увидевшего что-то из ряда вон выходящее. Нет, Марк выражает испуг женщин словом, которое в Новом Завете используется только им, Марком, и только в тех случаях, когда люди сталкиваются с миром Божественным. Женщины, увидев пустой гроб и неизвестного человека в белом, «ужаснулись». Так и народ «ужасается» (тот же глагол), когда видит Иисуса Христа, сходящего с горы Преображения (Мк.9:15), так «ужасался» Сам Иисус, когда на Масличной горе Он видел перед Собой Свой страшный долг взойти на крест (Мк.14:33).
Небесная весть была ясной: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен». Это означало: Искать земного Иисуса отныне не имеет смысла. «Его здесь нет, ибо Он воскрес». Воскресение означает не реанимацию земного человека, но переход в иное, неземное бытие.
История о вскрытии пустой гробницы, когда ко гробу рано утром пришли Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, которой заканчивается наше Евангелие, — самый древний пасхальный рассказ Нового Завета. Правда, в Первом послании к Коринфянам, которое было написано апостолом Павлом в Ефесе в 56/57 году Р.Х., мы имеем еще более древний список свидетелей Воскресения Христова. Там говорится, что Воскресший «явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне», то есть апостолу Павлу (1Кор.15:5-8).
Однако этот список оставляет два вопроса: Во-первых, из него мы не узнаем, в каких обстоятельствах происходили все эти явления. Во-вторых, этот список неполный, там совсем нет женских имен. Это неслучайно: согласно иудейским обычаям, свидетельства женщин не могли приниматься во внимание, и потому в списке свидетелей, предназначенном для публичного прочтения, упоминание женщин было невозможно. И это несмотря на то, что в пасхальном событии первое место уделяется именно женщинам! Таким образом, евангельский рассказ ап. Марка говорит о времени, которое предшествовало событиям, отраженным в списке свидетелей Воскресения у апостола Павла. Евангелие ап. Марка напоминает о том, что с откровением Воскресения Иисуса Христа были преодолены общественные порядки и условности, свойственные «ветхому миру».
Правда, новые порядки сразу не утвердились. Вспомним, что ученики Иисуса, мужчины, составлявшие первую христианскую общину, сначала внутренне никак не могли принять свидетельства женщин. Как сказано в Евангелии от Луки, «показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк.24:11).
При сравнении рассказа о воскресении Христа евангелиста Марка с Евангелиями от Матфея и Иоанна, мы замечаем существенную повествовательную разницу. В Евангелиях от Матфея и Иоанна женщинам является не только небесный вестник (или даже два вестника), но и Сам Воскресший: Евангелие от Матфея: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф.28:9–10).
А вот как говорится об этом событии в Евангелии от Иоанна: «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» (Ин.20:11–18). Да и в самом Евангелии от Марка далее сказано, что Мария Магдалина видела Иисуса Христа: «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили» (Мк.16:10–11). Почему же в Евангелиях столь разные рассказы?
Встреча со столь таинственным, запредельным земному опыту событием, как Воскресение, неизменно порождает осторожность и неопределенность в свидетельствах. С этим эффектом мы встречаемся уже в Ветхом Завете, в знаменитом месте Книги Исход. Там Моисей возле неопалимой купины встречается с Господом Богом. Сначала говорится, что Моисей видит Ангела: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх.3:2). Но потом Ангел в рассказе сменяется Самим Господом Богом: «И воззвал к нему Бог из среды куста... Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога...» и так далее (Исх.3:4–16).
Поэтому, независимо от того, как было истолковано явление женщинам в гробнице, одно остается бесспорным: женщины получили не только весть о воскресении Иисуса Христа, но и поручение к ученикам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Это слово отсылает нас к словам Иисуса во время Тайной Вечери: «И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (Мк.14:27–28).
Все это означает, что учеников, которые от страха и слепоты бросили своего Господа на произвол судьбы и отреклись от Него, теперь должны призвать в путь оказавшиеся более верными женщины!
Архимандрит Ианнуарий (ИВЛЕЕВ
http://www.nsad.ru/articles/nedelya-zhen-mironosic-voskresenie-eto-strashno
НЕДЕЛЯ ЖЕН-МИРОНОСИЦ : ВОСКРЕСЕНИЕ - ЭТО СТРАШНО.
Почему сюжеты о посещении гроба Господня женами-мироносицами так сильно отличаются между собой в разных Евангелиях? Комментирует библеист архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлеев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии.
Мк. 15,43-16,8
43 «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Глава 16
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись».
— Удивительно, как быстро начали сбываться слова Иисуса о том, что как только Он вознесен будет от земли, Он всех привлечет к Себе (Ин.12:32). Сначала безвестный римский сотник, потом Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, дерзнувший просить тело Своего Учителя и тем самым высказав отличное от Синедриона мнение, обосновавшего требование смертной казни Христа ссылкой на богохульство. Иосиф, иудей, чаявший Царствия Божия, своим визитом к Пилату ставил себя в очень опасное положение прослыть сообщником казненного преступника.
Чем Иосиф мог объяснить свою просьбу? Может быть, нежелательностью оттягивать погребение из-за климатических соображений; может быть, ссылкой на ветхозаветную заповедь, не позволявшую оставлять казненного на ночь: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор.21:22-23).
Возможно, Иосиф хотел предотвратить захоронение Иисуса в общей могиле. Как бы то ни было, он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова». Надо сказать, что часто тела преступников не погребали вовсе, их просто снимали с распятия и оставляли на растерзание стервятникам и диким собакам. Возможно, Голгофу потому так и назвали Лобной, то есть «Черепа», что она была усыпана черепами распятых. Но Иосиф, будучи праведным и тайным почитателем Иисуса, решился на Его захоронение. После снятия с креста тело Иисуса было положено в могилу не обмытым и не помазанным. Это следует из слова Самого Господа, сказанного в Вифании, когда некая женщина возлила
Ему на голову драгоценное миро: «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» (Мк.14:8). Далее мы увидим, что только «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк.16:1).
Иосиф же «купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба». Иосиф просто не имел времени соблюсти обычай надлежащего приготовления тела к погребению. Ведь Иисус умер в девятом часу, то есть около трех часов пополудни. А примерно в шесть часов вместе с заходом солнца должна была начаться суббота. Как сказано в Евангелии, «уже настал вечер ... перед субботою». А по закону о субботе запрещалось выполнять какую-либо работу. Иосиф спешил. Он должен был дойти до дворца Ирода, чтобы там попросить аудиенции у Пилата. А Пилат, чтобы удостовериться в смерти Иисуса, должен был послать за сотником отряда, проводившего казнь, а курьеру нужно было сбегать до казарм в крепости Антония (что неблизко от дворца Пилата) и обратно.
Только после всего этого Пилат разрешил Иосифу снять тело Иисуса и предать его погребению. Иосиф же должен был еще позаботиться о гробнице. Вблизи Голгофы тогда были гробницы в скалах. В этом может удостовериться и сегодня, побывав у Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Предположение, будто Иосиф при погребении воспользовался собственной фамильной гробницей, маловероятно. Против этого говорит и сам текст Евангелия, и логика: Сказано просто, что он «положил Его во гробе» (буквально «в некоей гробнице»).
И действительно, с какой стати уважаемый, почтенный (euvsch,mwn), богатый собственник и член Высшего Совета стал бы приобретать фамильную гробницу возле места казней? Скорее всего, Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в одной из тех гробниц, которые уже существовали около Голгофы, и которые по прошествии одного года освобождались: останки захоронений изымались из гробниц и помещались в оссуарии — погребальные урны для костей. Положив тело Иисуса в гробнице, Иосиф привалил ко входу в нее камень.
Итак, времени, для того, чтобы отдать последний долг телу Иисуса, не оставалось – наступила суббота, и Его тело осталось не обмытым и не помазанным. Это знали женщины – стоявшие у креста Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, потому что они «смотрели, где Его полагали». И вот, как только прошла суббота, рано утром они решили исполнить печальный обряд. Они «купили ароматы, чтобы идти помазать Его». И когда еще были в пути, беспокоились о том, как они войдут в гробницу, ведь она закрыта большим тяжелым камнем: «кто отвалит нам камень от двери гроба?».
Но как только женщины подошли к месту захоронения, их беспокойство перешло в ужас, потому что оказалось, что камень отвален, а в гробнице они увидели «юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду». В отличие от Матфея (Мф.28:2, 5) и Иоанна (Ин.20:12) Марк не пишет об «ангеле», хотя белое облачение юноши символизирует его принадлежность небесному миру. Вспомним одежды Иисуса Христа во время Его преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3).
Марк описывает реакцию женщин словом «ужасались». И здесь не просто показано чувство человека, увидевшего что-то из ряда вон выходящее. Нет, Марк выражает испуг женщин словом, которое в Новом Завете используется только им, Марком, и только в тех случаях, когда люди сталкиваются с миром Божественным. Женщины, увидев пустой гроб и неизвестного человека в белом, «ужаснулись». Так и народ «ужасается» (тот же глагол), когда видит Иисуса Христа, сходящего с горы Преображения (Мк.9:15), так «ужасался» Сам Иисус, когда на Масличной горе Он видел перед Собой Свой страшный долг взойти на крест (Мк.14:33).
Небесная весть была ясной: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен». Это означало: Искать земного Иисуса отныне не имеет смысла. «Его здесь нет, ибо Он воскрес». Воскресение означает не реанимацию земного человека, но переход в иное, неземное бытие.
История о вскрытии пустой гробницы, когда ко гробу рано утром пришли Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, которой заканчивается наше Евангелие, — самый древний пасхальный рассказ Нового Завета. Правда, в Первом послании к Коринфянам, которое было написано апостолом Павлом в Ефесе в 56/57 году Р.Х., мы имеем еще более древний список свидетелей Воскресения Христова. Там говорится, что Воскресший «явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне», то есть апостолу Павлу (1Кор.15:5-8).
Однако этот список оставляет два вопроса: Во-первых, из него мы не узнаем, в каких обстоятельствах происходили все эти явления. Во-вторых, этот список неполный, там совсем нет женских имен. Это неслучайно: согласно иудейским обычаям, свидетельства женщин не могли приниматься во внимание, и потому в списке свидетелей, предназначенном для публичного прочтения, упоминание женщин было невозможно. И это несмотря на то, что в пасхальном событии первое место уделяется именно женщинам! Таким образом, евангельский рассказ ап. Марка говорит о времени, которое предшествовало событиям, отраженным в списке свидетелей Воскресения у апостола Павла. Евангелие ап. Марка напоминает о том, что с откровением Воскресения Иисуса Христа были преодолены общественные порядки и условности, свойственные «ветхому миру».
Правда, новые порядки сразу не утвердились. Вспомним, что ученики Иисуса, мужчины, составлявшие первую христианскую общину, сначала внутренне никак не могли принять свидетельства женщин. Как сказано в Евангелии от Луки, «показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк.24:11).
При сравнении рассказа о воскресении Христа евангелиста Марка с Евангелиями от Матфея и Иоанна, мы замечаем существенную повествовательную разницу. В Евангелиях от Матфея и Иоанна женщинам является не только небесный вестник (или даже два вестника), но и Сам Воскресший: Евангелие от Матфея: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф.28:9–10).
А вот как говорится об этом событии в Евангелии от Иоанна: «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» (Ин.20:11–18). Да и в самом Евангелии от Марка далее сказано, что Мария Магдалина видела Иисуса Христа: «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили» (Мк.16:10–11). Почему же в Евангелиях столь разные рассказы?
Встреча со столь таинственным, запредельным земному опыту событием, как Воскресение, неизменно порождает осторожность и неопределенность в свидетельствах. С этим эффектом мы встречаемся уже в Ветхом Завете, в знаменитом месте Книги Исход. Там Моисей возле неопалимой купины встречается с Господом Богом. Сначала говорится, что Моисей видит Ангела: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх.3:2). Но потом Ангел в рассказе сменяется Самим Господом Богом: «И воззвал к нему Бог из среды куста... Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога...» и так далее (Исх.3:4–16).
Поэтому, независимо от того, как было истолковано явление женщинам в гробнице, одно остается бесспорным: женщины получили не только весть о воскресении Иисуса Христа, но и поручение к ученикам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Это слово отсылает нас к словам Иисуса во время Тайной Вечери: «И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (Мк.14:27–28).
Все это означает, что учеников, которые от страха и слепоты бросили своего Господа на произвол судьбы и отреклись от Него, теперь должны призвать в путь оказавшиеся более верными женщины!
Архимандрит Ианнуарий (ИВЛЕЕВ
http://www.nsad.ru/articles/nedelya-zhen-mironosic-voskresenie-eto-strashno
|
|
Размещено 11:23 19/05/2013
|
|
Жены-мироносицы Чудо обыкновенной любви.
День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.
Сколько мироносиц было всего - мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной - то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.
Богородица
Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) - это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына - согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.
Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же - в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет - предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.
Мария Магдалина
Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.
Марфа и Мария, сестры Лазаря
Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры - неизвестно.
Иоанна
Она была женой Хузы - одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна - по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 - 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.
С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады - Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.
Мария Клеопова
О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе - брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.
Мария Иаковлева
С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей - Иаков - входил в число апостолов.
Сусанна
Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.
Автор: МОИСЕЕНКОВ Александр 18-05-2013
http://www.foma.ru/zhenyi-mironosiczyi.html
=================================================================================
Жены-мироносицы
Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна Надгробный стих
Спит Сион и дремлет злоба. Спит во гробе Царь царей. За печатью камень гроба, всюду стража у дверей.
Ночь немая сад объемлет. Стража грозная не спит, Чуткий слух ее не дремлет, Зорко вдаль она глядит.
Ночь прошла. На гроб Мессии С ароматами в руках Шли печальные Марии. Беспокойство в их сердцах,
И тревога их печалит: Кто могучею рукой Тяжкий камень им отвалит От пещеры гробовой.
И глядят дивятся обе: Камень сдвинут, гроб открыт. И как мертвые при гробе Стража грозная лежит.
А во гробе полон света Кто-то чудный, не земной, В ризы белые одетый, Сел не камень гробовой.
Ярче молнии блистанья Блеск небесного лица. В страхе вестницы восстали, И трепещут их сердца.
«Что вы робки и мятежны», - Им сказал пришлец святой, - С вестью мира о спасеньи Возвратитеся домой.
Я ниспослан Небесами Весть я чудную принес Нет живого с мертвецами Гробе пуст, воскрес Христос!»
И спешат оттуда жены, И с восторгом их уста Проповедуют Христа И Воскресение Христа. Автор неизвестен
Жены-мироносицы Чудо обыкновенной любви.
День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.
Сколько мироносиц было всего - мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной - то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.
Богородица
Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) - это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына - согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.
Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же - в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет - предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.
Мария Магдалина
Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.
Марфа и Мария, сестры Лазаря
Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры - неизвестно.
Иоанна
Она была женой Хузы - одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна - по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 - 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.
С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады - Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.
Мария Клеопова
О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе - брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.
Мария Иаковлева
С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей - Иаков - входил в число апостолов.
Сусанна
Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.
Автор: МОИСЕЕНКОВ Александр 18-05-2013
http://www.foma.ru/zhenyi-mironosiczyi.html
=================================================================================
Жены-мироносицы
Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна Надгробный стих
Спит Сион и дремлет злоба. Спит во гробе Царь царей. За печатью камень гроба, всюду стража у дверей.
Ночь немая сад объемлет. Стража грозная не спит, Чуткий слух ее не дремлет, Зорко вдаль она глядит.
Ночь прошла. На гроб Мессии С ароматами в руках Шли печальные Марии. Беспокойство в их сердцах,
И тревога их печалит: Кто могучею рукой Тяжкий камень им отвалит От пещеры гробовой.
И глядят дивятся обе: Камень сдвинут, гроб открыт. И как мертвые при гробе Стража грозная лежит.
А во гробе полон света Кто-то чудный, не земной, В ризы белые одетый, Сел не камень гробовой.
Ярче молнии блистанья Блеск небесного лица. В страхе вестницы восстали, И трепещут их сердца.
«Что вы робки и мятежны», - Им сказал пришлец святой, - С вестью мира о спасеньи Возвратитеся домой.
Я ниспослан Небесами Весть я чудную принес Нет живого с мертвецами Гробе пуст, воскрес Христос!»
И спешат оттуда жены, И с восторгом их уста Проповедуют Христа И Воскресение Христа. Автор неизвестен
|
|
Размещено 15:28 19/05/2013
|
|
Мужчины больше философствуют И сомневаются с Фомою, А мироносицы безмолвствуют, Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами, Скрываются от ярой злобы, А жены смело с ароматами Чуть свет торопятся ко гробу.
Людские мудрецы великие В атомный ад ведут народы, А белые платочки тихие Собой скрепляют церкви своды.
Мужчины больше философствуют И сомневаются с Фомою, А мироносицы безмолвствуют, Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами, Скрываются от ярой злобы, А жены смело с ароматами Чуть свет торопятся ко гробу.
Людские мудрецы великие В атомный ад ведут народы, А белые платочки тихие Собой скрепляют церкви своды.
|
|
Размещено 15:33 19/05/2013
|
|
Прот. А. Шмеман в "Воскресных беседах" говорит:
"Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, строилась культура, бушевали кровопролитные войны, но всегда, неизменно над землей, над этой смутной и трагической историей светил образ женщины. Образ заботы, самоотдачи, любви, сострадания. И не будь этого присутствия, не будь этого света, наш мир, несмотря на все его успехи и достижения, был бы сего лишь страшным миром.
Можно не преувеличивая сказать, что человечность человека спасала и спасает женщина, и спасает не словами, не идеями, а вот этим самым молчаливым, заботливым, любящим присутствием.
И если, несмотря на все зло, царствующее в мире, не прекращается тайный праздник жизни, если он празднуется в бедной комнате, за нищенским столом, так же радостно, как во дворце, то радость и свет этого праздника - в ней, в женщине, в ее никогда не иссякающей любви и верности. "Вина не хватило...”. И пока она тут - мать, жена, невеста, - хватит вина, хватит любви, хватит света на всех...”
Прот. А. Шмеман в "Воскресных беседах" говорит:
"Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, строилась культура, бушевали кровопролитные войны, но всегда, неизменно над землей, над этой смутной и трагической историей светил образ женщины. Образ заботы, самоотдачи, любви, сострадания. И не будь этого присутствия, не будь этого света, наш мир, несмотря на все его успехи и достижения, был бы сего лишь страшным миром.
Можно не преувеличивая сказать, что человечность человека спасала и спасает женщина, и спасает не словами, не идеями, а вот этим самым молчаливым, заботливым, любящим присутствием.
И если, несмотря на все зло, царствующее в мире, не прекращается тайный праздник жизни, если он празднуется в бедной комнате, за нищенским столом, так же радостно, как во дворце, то радость и свет этого праздника - в ней, в женщине, в ее никогда не иссякающей любви и верности. "Вина не хватило...”. И пока она тут - мать, жена, невеста, - хватит вина, хватит любви, хватит света на всех...”
|
|
Размещено 15:35 19/05/2013
|
|
В. Городецкий. Мироносицы
Солнце плыло из-за утреней земли, Мироносицы ко гробу тихо шли, Скорбь обвеяла их облаком седым. Кто у гроба тяжкий камень сдвинет им?
Ароматы держат в трепетных руках. Выплывает солнце в медленных лучах. Озаряет солнце темный, низкий вход. Камня нет! Отвален камень. Ангел ждет.
Ангел белый над гробницей Божьей встал, Мироносицам испуганным сказал: - Не ищите Иисуса: Он воскрес. Он на небе и опять сойдет с небес.
Тихий ужас, сладкий трепет и восторг Вестник чуда из сердец тех жён исторг. Лобызают ткань праздные пелен. Солнце всплыло. В небе светлый, вечный звон.
В. Городецкий. Мироносицы
Солнце плыло из-за утреней земли, Мироносицы ко гробу тихо шли, Скорбь обвеяла их облаком седым. Кто у гроба тяжкий камень сдвинет им?
Ароматы держат в трепетных руках. Выплывает солнце в медленных лучах. Озаряет солнце темный, низкий вход. Камня нет! Отвален камень. Ангел ждет.
Ангел белый над гробницей Божьей встал, Мироносицам испуганным сказал: - Не ищите Иисуса: Он воскрес. Он на небе и опять сойдет с небес.
Тихий ужас, сладкий трепет и восторг Вестник чуда из сердец тех жён исторг. Лобызают ткань праздные пелен. Солнце всплыло. В небе светлый, вечный звон.
|
|
Размещено 15:36 19/05/2013
|
|
Е.Санин. Святые жены Руси
Держа светильники зажжены, Шли до конца на Божий глас Святой Руси святые жены, С икон глядящие на нас.
Равноапостольная Ольга - Первоугодница еси, Монахини, княжны... О, сколько Святых заступниц на Руси!
Какие бури и метели - Людскую зависть, гнев и злость Им, о душе, а не о теле Радевшим, потерпетъ пришлось!
В духовной битве пораженный Враг отступал от них не раз. Святой Руси святые жены, Молите Господа о нас!
Одни за веру жизнь отдали, Другие в подвиге святом, Терпеньем Богу угождали, Трудом, молитвою, постом.
Мгновеньем пронеслись столетья. Но, не забыв земли родной, Вы были с нею в лихолетья -Глотком воды в духовный зной.
И ныне, в век наш прокаженный, Не слушающий Божий Глас, Святой Руси святые жены, Молите Господа о нас!
Е.Санин. Святые жены Руси
Держа светильники зажжены, Шли до конца на Божий глас Святой Руси святые жены, С икон глядящие на нас.
Равноапостольная Ольга - Первоугодница еси, Монахини, княжны... О, сколько Святых заступниц на Руси!
Какие бури и метели - Людскую зависть, гнев и злость Им, о душе, а не о теле Радевшим, потерпетъ пришлось!
В духовной битве пораженный Враг отступал от них не раз. Святой Руси святые жены, Молите Господа о нас!
Одни за веру жизнь отдали, Другие в подвиге святом, Терпеньем Богу угождали, Трудом, молитвою, постом.
Мгновеньем пронеслись столетья. Но, не забыв земли родной, Вы были с нею в лихолетья -Глотком воды в духовный зной.
И ныне, в век наш прокаженный, Не слушающий Божий Глас, Святой Руси святые жены, Молите Господа о нас!
|
|
Размещено 15:40 19/05/2013
|
|
Святое распятие
За страданья людские распят Человек, Под советы и хохот духовных калек. Острой болью пронзил стопы ног ржавый гвоздь, Засмеялись в толпе, - Их пронзили насквозь! В мире краски угасли, кругом серый цвет, Чернота наступает, не скоро рассвет, Но сквозь тонкую кожу опущенных век, Темноте вопреки пробивается свет. Свет сердечной любви, свет заплаканных глаз, Он сильнее бездушия в тысячу раз.
…и душа, словно голубь, спорхнула с креста, Оставляя мучителям тело Христа.
Юрий Соловьев
Святое распятие
За страданья людские распят Человек, Под советы и хохот духовных калек. Острой болью пронзил стопы ног ржавый гвоздь, Засмеялись в толпе, - Их пронзили насквозь! В мире краски угасли, кругом серый цвет, Чернота наступает, не скоро рассвет, Но сквозь тонкую кожу опущенных век, Темноте вопреки пробивается свет. Свет сердечной любви, свет заплаканных глаз, Он сильнее бездушия в тысячу раз.
…и душа, словно голубь, спорхнула с креста, Оставляя мучителям тело Христа.
Юрий Соловьев
|
|
Размещено 15:51 19/05/2013
|
|
Посмотрим же, сколько раз в Евангелии рассказывается о женах-мироносицах в самые страшные моменты смерти и Воскресения Христа.
Женщины, которые и прежде следовали за Христом из Галилеи, служа Ему (Мф. 27, 55; Мк. 15, 41; Лк. 23, 55), теперь с другими многими, пришедшими вместе с Ним в Иерусалим (Мк. 15, 41), стояли при кресте (Ин. 14, 25), иные же смотрели издали (Мф. 27, 55, 56; Лк. 23, 49; Мк. 15, 40). Они видели, как снято было со креста тело, помазано благовониями, обвито плащаницею (Ин. 19, 39, 40) и погребено во гробе новом (Ин. 19, 38–41; Лк. 23, 50–53; Мк. 15, 42, 43). Мария Магдалина и Мария Иосиева при этом сидели против гроба (Мф. 27, 61) и смотрели, где Его полагали (Мк. 15, 41; Лк. 23, 56). После того, проведя ночь в покое, по заповеди (Лк. 23, 56), они приготовили благовония и масти (Лк. 23, 56) и с ними поспешили посмотреть гроб (Мф. 28, 1) и помазать тело Иисуса (Мк. 16, 1), когда было еще темно (Ин. 20, 1), очень рано (Лк. 24, 1), при восходе солнца (Мк. 16, 2). Тогда они и услышали весть о воскресении Христовом.
В деяниях апостолов (Деян. 1, 14) Богородица пребывает среди апостольской среды в дни после Вознесения Христа и при Сошествии Святого Духа. Здесь иконография отводит Ей центральное место. По Православному Преданию,
Богородица участвовала в жребии по распределению земель, куда апостолы пошли с проповедью Христа. Ей выпала Грузия (Иверия), однако Ангел указал ей до времени другой путь – Афон (он стал центром православного монашества, домом Богородицы).
Посмотрим же, сколько раз в Евангелии рассказывается о женах-мироносицах в самые страшные моменты смерти и Воскресения Христа.
Женщины, которые и прежде следовали за Христом из Галилеи, служа Ему (Мф. 27, 55; Мк. 15, 41; Лк. 23, 55), теперь с другими многими, пришедшими вместе с Ним в Иерусалим (Мк. 15, 41), стояли при кресте (Ин. 14, 25), иные же смотрели издали (Мф. 27, 55, 56; Лк. 23, 49; Мк. 15, 40). Они видели, как снято было со креста тело, помазано благовониями, обвито плащаницею (Ин. 19, 39, 40) и погребено во гробе новом (Ин. 19, 38–41; Лк. 23, 50–53; Мк. 15, 42, 43). Мария Магдалина и Мария Иосиева при этом сидели против гроба (Мф. 27, 61) и смотрели, где Его полагали (Мк. 15, 41; Лк. 23, 56). После того, проведя ночь в покое, по заповеди (Лк. 23, 56), они приготовили благовония и масти (Лк. 23, 56) и с ними поспешили посмотреть гроб (Мф. 28, 1) и помазать тело Иисуса (Мк. 16, 1), когда было еще темно (Ин. 20, 1), очень рано (Лк. 24, 1), при восходе солнца (Мк. 16, 2). Тогда они и услышали весть о воскресении Христовом.
В деяниях апостолов (Деян. 1, 14) Богородица пребывает среди апостольской среды в дни после Вознесения Христа и при Сошествии Святого Духа. Здесь иконография отводит Ей центральное место. По Православному Преданию,
Богородица участвовала в жребии по распределению земель, куда апостолы пошли с проповедью Христа. Ей выпала Грузия (Иверия), однако Ангел указал ей до времени другой путь – Афон (он стал центром православного монашества, домом Богородицы).
|
|
Размещено 15:54 19/05/2013
|
|
“Невелико число святых жен в Русской Церкви”, – писал историк Церкви Георгий Федотов. Но число их умножилось со временем!!! Одна из самых почитаемых, досточтимых – это равноапостольная святая Ольга, почитание которой началось ранее почитания ее внука – крестителя Руси святого Владимира. Сам Владимир перенес гробницу бабушки в Десятинную церковь (Успенскую, первую церковь Киева). Русская Церковь называет ее равноапостольной и чтит в Ольге первую крестительницу Руси.
За святой Ольгой идет ряд монашествующих древнерусских княгинь, в основном Московского периода, основательниц монастырей и игумений – это святая Харитина Новгородская, княжна Литовская, преподобные княгини (инокини): Евфросиния Полоцкая, Анна Кашинская, Евфросиния Суздальская и Евфросиния (в миру Евдокия) Московская, супруга Димитрия Донского.
Монастырское почитание прибавляет к ним Евпраксию Псковскую и других.
Среди святых мирянок: святая Феврония Муромская, Новгородская дева Гликерия, Киевская княжна Ольшанская Иулиания, княгиня Иулиания Вяземская и Иулиания Лазаревская.
Канонизация этих святых жен останавливается на пороге XVIII века. Исключительные их черты: сила характера, верность своему христианскому призванию, служение миру и деятельная христианская любовь.
В XVIII веке при Священном Синоде канонизации были редки. Но русская история этого периода знает замечательных праведников. И среди них – святые жены, чье почитание началось задолго до канонизации.
Людмила НОВИКОВА
http://days.pravoslavie.ru/
===================================================================================
Княгиня
Рыдала Ольга на могиле мужа. В земле древлянской княже погребён, Где вороньё в померкшем небе кружит, И подступает лес со всех сторон.
Пронёсся плач сквозь тёмные дубравы, Через тропу зверей и бурелом... А мнилась ей речная переправа И любый сердцу, добрый отчий дом...
Оттуда Ольгу, скромную девицу, Когда упал на землю первый снег, Забрали в терем, в Киев - град, столицу: Так повелел Великий князь Олег.
Простолюдинку Игорю сосватав, Он в Ольге стать и гордость усмотрел: "Ей место только в княжеских палатах, Княгиней быть назначен ей удел!"
Нет Игоря... Убийцы мужа - смерды - Жизнь загубили, отняли любовь... Отправив тризну мужу, Ольга смертью Жестокой покарала: "Кровь за кровь!"
Пылали жалкие лачуги непокорных, Валялись трупы на земле древлян Как пища псов, и в наготе позорной Являли ужас для мирских селян.
Суров закон язычников. А местью И смертью можно только устрашать. Но из народа выбрал князь невесту, И ей - народом этим управлять.
Вокруг - враги. И злобные наветы. Непослушание и происки князьков... Прослышала княгиня: в мире где-то Есть вера не в языческих богов
И поклонение не идолам, а Богу. Признание Единого Творца! Отправилась княгиня в путь-дорогу, Чтоб на Руси оттаяли сердца.
И веру, милосердную, святую, Одна из первых Ольга приняла. Благословенье в вотчину родную Как светлый, добрый разум принесла.
Спокон веков сильна была Россия Не сказочным убранством городов - В священной вере Русь питала силы, Канон которой: К БЛИЖНЕМУ ЛЮБОВЬ. Валентина Кайль
“Невелико число святых жен в Русской Церкви”, – писал историк Церкви Георгий Федотов. Но число их умножилось со временем!!! Одна из самых почитаемых, досточтимых – это равноапостольная святая Ольга, почитание которой началось ранее почитания ее внука – крестителя Руси святого Владимира. Сам Владимир перенес гробницу бабушки в Десятинную церковь (Успенскую, первую церковь Киева). Русская Церковь называет ее равноапостольной и чтит в Ольге первую крестительницу Руси.
За святой Ольгой идет ряд монашествующих древнерусских княгинь, в основном Московского периода, основательниц монастырей и игумений – это святая Харитина Новгородская, княжна Литовская, преподобные княгини (инокини): Евфросиния Полоцкая, Анна Кашинская, Евфросиния Суздальская и Евфросиния (в миру Евдокия) Московская, супруга Димитрия Донского.
Монастырское почитание прибавляет к ним Евпраксию Псковскую и других.
Среди святых мирянок: святая Феврония Муромская, Новгородская дева Гликерия, Киевская княжна Ольшанская Иулиания, княгиня Иулиания Вяземская и Иулиания Лазаревская.
Канонизация этих святых жен останавливается на пороге XVIII века. Исключительные их черты: сила характера, верность своему христианскому призванию, служение миру и деятельная христианская любовь.
В XVIII веке при Священном Синоде канонизации были редки. Но русская история этого периода знает замечательных праведников. И среди них – святые жены, чье почитание началось задолго до канонизации.
Людмила НОВИКОВА
http://days.pravoslavie.ru/
===================================================================================
Княгиня
Рыдала Ольга на могиле мужа. В земле древлянской княже погребён, Где вороньё в померкшем небе кружит, И подступает лес со всех сторон.
Пронёсся плач сквозь тёмные дубравы, Через тропу зверей и бурелом... А мнилась ей речная переправа И любый сердцу, добрый отчий дом...
Оттуда Ольгу, скромную девицу, Когда упал на землю первый снег, Забрали в терем, в Киев - град, столицу: Так повелел Великий князь Олег.
Простолюдинку Игорю сосватав, Он в Ольге стать и гордость усмотрел: "Ей место только в княжеских палатах, Княгиней быть назначен ей удел!"
Нет Игоря... Убийцы мужа - смерды - Жизнь загубили, отняли любовь... Отправив тризну мужу, Ольга смертью Жестокой покарала: "Кровь за кровь!"
Пылали жалкие лачуги непокорных, Валялись трупы на земле древлян Как пища псов, и в наготе позорной Являли ужас для мирских селян.
Суров закон язычников. А местью И смертью можно только устрашать. Но из народа выбрал князь невесту, И ей - народом этим управлять.
Вокруг - враги. И злобные наветы. Непослушание и происки князьков... Прослышала княгиня: в мире где-то Есть вера не в языческих богов
И поклонение не идолам, а Богу. Признание Единого Творца! Отправилась княгиня в путь-дорогу, Чтоб на Руси оттаяли сердца.
И веру, милосердную, святую, Одна из первых Ольга приняла. Благословенье в вотчину родную Как светлый, добрый разум принесла.
Спокон веков сильна была Россия Не сказочным убранством городов - В священной вере Русь питала силы, Канон которой: К БЛИЖНЕМУ ЛЮБОВЬ. Валентина Кайль
|
|