Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

[Пользователь удалён]
Размещено 16:43 1/06/2011
Размещено 13:12 17/1/2011
Истина и ложь в свете христианской нравственности
Вынужденная ложь

На первый взгляд вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи, кажется простым. Однако данный вопрос зачастую приобретает такую окраску, что возникает ряд серьезных трудностей. Казалось бы, всё ясно: истина — это хорошо, ложь — плохо. Действительно, разумное следование христианским истинам всегда признается добродетелью, но нередко христиане встают перед вопросом: всегда ли является грехом некая малая ложь? Такую ложь даже принято называть “благим обманом”, “святой ложью”, “ложью во спасение” и так далее.

Дело усугубляется тем, что случаи такой лжи иногда встречаются в жизнеописаниях праведных людей. Приведём примеры: Ревекка и Иаков прибегли к такой лжи, когда Иаков обманом получил благословение отца, предназначавшееся Исаву (Быт 27.6-8). Преподобный Ефрем Сирин прибег к хитрости, чтобы посрамить еретика Аполлинария. Он обманом получил на время еретические Аполлинариевы книги, хранившиеся у одной женщины, и склеил все листы в них, так что Аполлинарий не смог более использовать свои книги в решающем диспуте с православными, в результате чего последний был посрамлён и вскоре лишился жизни от скорби и великого стыда1 .

Подобных примеров можно немало найти в Ветхом Завете и в житиях святых. Основываясь на поверхностном понимании таких примеров, не пытаясь глубже изучить данный вопрос, некоторые христиане (встречаются среди них и богословски образованные) приходят к выводу, что ложь, имеющая целью сохранить жизнь ближнего или свою, наставить человека на правильный путь, сохранить чью-то честь и т.п. — нравственно невменяема Богом в грех. Иными словами, такая ложь — есть “ложь во спасение”, “ложь спасающая”.

Правда, пока еще не нашлось человека, который бы написал целенаправленный богословский труд, защищающий “спасительную ложь”, но нередким явлением в XX веке стали отдельные попытки нравственного обоснования “благой лжи”, встречающиеся в трудах того или иного автора. Так, в предреволюционные годы священник Петров в своих произведениях приводил факты, оправдывающие вынужденную ложь. В частности, он описывает случай, когда один священник скрыл вбежавшую к нему с красным флагом, вооружённую револьвером. Пришедшему вскоре офицеру тот священник поклялся, положив руку на распятие, что у него в доме нет этой революционерки. И это выставляется священником Петровым как “святая ложь”2 .

Архиепископ Иоанн (Шаховской) еще в бытность его архимандритом в Европе выпустил брошюру, где упомянул о допустимости “необходимой лжи”. Так, он пишет: “Выдумывайте в необходимом случае какую-нибудь нелепую ложь, но не говорите в ежедневном обиходе неправды ближнему своему”3 .

Наконец, мы подошли к знаменательному явлению нашего столетия — попыткам нравственно оправдать вынужденную ложь некоторых официальных представителей Церкви во время гонений, так как благодаря ей (лжи) “удавалось спасти Церковь”. Например, когда эти представители публично в угоду советскому правительству заявляли, что гонений на Церковь в СССР нет, за что иногда добивались послаблений для Церкви со стороны советской власти4 .

Мы познакомились здесь с рядом примеров, которые как будто бы доказывают возможность, а порой и необходимость, для христианина прибегать к вынужденной лжи ради достижения благой цели. Но тут само собой обнаруживается сходство высказанной нами только что мысли с известным иезуитским постулатом: “цель оправдывает средства”. Так что же получается — правы были отцы-иезуиты? Но почему же тогда этот их постулат всегда рассматривался православными как образец изощрённой папистской лжи и как явное неправомыслие?

Дабы найти ответ, нам, видимо, придётся, не удовлетворяясь поверхностным взглядом на “вынужденную ложь”, исследовать самые её корни, ознакомиться с суждением Священного Писания и святых отцов по данному вопросу и тогда уже, в свете христианской нравственности, попытаться сформулировать единственно верное отношение к “благой лжи”.
Истина и ложь в свете христианской нравственности
Вынужденная ложь

На первый взгляд вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи, кажется простым. Однако данный вопрос зачастую приобретает такую окраску, что возникает ряд серьезных трудностей. Казалось бы, всё ясно: истина — это хорошо, ложь — плохо. Действительно, разумное следование христианским истинам всегда признается добродетелью, но нередко христиане встают перед вопросом: всегда ли является грехом некая малая ложь? Такую ложь даже принято называть “благим обманом”, “святой ложью”, “ложью во спасение” и так далее.

Дело усугубляется тем, что случаи такой лжи иногда встречаются в жизнеописаниях праведных людей. Приведём примеры: Ревекка и Иаков прибегли к такой лжи, когда Иаков обманом получил благословение отца, предназначавшееся Исаву (Быт 27.6-8). Преподобный Ефрем Сирин прибег к хитрости, чтобы посрамить еретика Аполлинария. Он обманом получил на время еретические Аполлинариевы книги, хранившиеся у одной женщины, и склеил все листы в них, так что Аполлинарий не смог более использовать свои книги в решающем диспуте с православными, в результате чего последний был посрамлён и вскоре лишился жизни от скорби и великого стыда1 .

Подобных примеров можно немало найти в Ветхом Завете и в житиях святых. Основываясь на поверхностном понимании таких примеров, не пытаясь глубже изучить данный вопрос, некоторые христиане (встречаются среди них и богословски образованные) приходят к выводу, что ложь, имеющая целью сохранить жизнь ближнего или свою, наставить человека на правильный путь, сохранить чью-то честь и т.п. — нравственно невменяема Богом в грех. Иными словами, такая ложь — есть “ложь во спасение”, “ложь спасающая”.

Правда, пока еще не нашлось человека, который бы написал целенаправленный богословский труд, защищающий “спасительную ложь”, но нередким явлением в XX веке стали отдельные попытки нравственного обоснования “благой лжи”, встречающиеся в трудах того или иного автора. Так, в предреволюционные годы священник Петров в своих произведениях приводил факты, оправдывающие вынужденную ложь. В частности, он описывает случай, когда один священник скрыл вбежавшую к нему с красным флагом, вооружённую револьвером. Пришедшему вскоре офицеру тот священник поклялся, положив руку на распятие, что у него в доме нет этой революционерки. И это выставляется священником Петровым как “святая ложь”2 .

Архиепископ Иоанн (Шаховской) еще в бытность его архимандритом в Европе выпустил брошюру, где упомянул о допустимости “необходимой лжи”. Так, он пишет: “Выдумывайте в необходимом случае какую-нибудь нелепую ложь, но не говорите в ежедневном обиходе неправды ближнему своему”3 .

Наконец, мы подошли к знаменательному явлению нашего столетия — попыткам нравственно оправдать вынужденную ложь некоторых официальных представителей Церкви во время гонений, так как благодаря ей (лжи) “удавалось спасти Церковь”. Например, когда эти представители публично в угоду советскому правительству заявляли, что гонений на Церковь в СССР нет, за что иногда добивались послаблений для Церкви со стороны советской власти4 .

Мы познакомились здесь с рядом примеров, которые как будто бы доказывают возможность, а порой и необходимость, для христианина прибегать к вынужденной лжи ради достижения благой цели. Но тут само собой обнаруживается сходство высказанной нами только что мысли с известным иезуитским постулатом: “цель оправдывает средства”. Так что же получается — правы были отцы-иезуиты? Но почему же тогда этот их постулат всегда рассматривался православными как образец изощрённой папистской лжи и как явное неправомыслие?

Дабы найти ответ, нам, видимо, придётся, не удовлетворяясь поверхностным взглядом на “вынужденную ложь”, исследовать самые её корни, ознакомиться с суждением Священного Писания и святых отцов по данному вопросу и тогда уже, в свете христианской нравственности, попытаться сформулировать единственно верное отношение к “благой лжи”.

Лера Х.
Размещено 13:13 17/1/2011
К истокам лжи

Когда возникла ложь? — Тогда же, когда возникло зло. Бог зла не творил, зло — это, собственно, уклонение твари от Божественного добра. Тварь уклонилась от истинного добра тогда, когда уклонилась от Бога. Уклонилась, разумеется, в поисках ложного неистинного добра. Началоположником этого уклонения стал самообольстившийся падший ангел, сатана, обманувший сам себя. Впоследствии ему удалось увлечь на путь зла первых людей (Быт 3). Как он сделал это? Он прельстил их ложью.

Ложь, равно как и всякое зло и всякий грех, — это “творение” сатаны. Обладает ли сие “творение” какой-то самодостаточной сущностью? Нет, не обладает — это всего лишь извращение Божественного творения. Вдумаемся в значение слова ложь. Ложь — это по сути то, чего нет. Это злой вымысел, фантазия, обман, шутка, клевета. Ложь это и есть сущность всякого греха, всякого зла. Не будь грех и зло льстивы и лживы — никто бы не польстился на них, ибо в действительности они мерзки и отвратительны. Итак, отец лжи — дьявол (Ин 8.44).

Наши прародители, обманутые дьяволом, и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня дьявол успешно продолжает обольщать большую часть человечества (Откр 12.9). Дошло до того, что многие наиболее выдающиеся лжецы известны мировой истории, как выдающиеся и всеми почитаемые личности. Почему же человечество так раболепно преклоняется перед ложью? Потому что после грехопадения ложь приразилась к падшему человеческому естеству, стала для него как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: “Всякий человек лжив” (Рим 3.4)5 . Таким образом, с одной стороны, — дьявол побуждает людей ко лжи6 , с другой — падшая человеческая природа сама по себе удобопреклонна ко всякой неправде. Подчеркнём, именно ко всякой: не только к большой и явной, но и к малой, едва приметной.

Но отличны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь? Православное нравственное богословие отвечает на это однозначно: малая и большая ложь единоприродны. Когда Священное писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких извинительных оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая (или вынужденная, или ведущая ко благу) ложь, которая вовсе уже не ложь…, а что же она такое, уж не правда ли? Отцу лжи дьяволу, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос. Но послушаем, что говорит нам Священное Писание. Оно утверждает, что “всякая неправда есть грех” (1Ин 5.17; выделено — и.В.).

Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (Притч 6.16-19; Числ 23.19). Человек, созданный по образу и подобию Божию, не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в Котором нет никакой лжи. В ветхозаветный период ложь была осуждена и запрещена законом Моисеевым. “И сказал Господь Моисею, говоря: …не лгите и не обманывайте друг друга” (Лев 19.1,11)7 . Но могли ли люди, даже принадлежащие к избранному народу, в полноте исполнять эту нравственную заповедь? Очевидно, что нет, как не мог быть исполнен и весь закон собственными силами падшего человечества. Однако Ветхий Завет подготовил благоприятную почву для Божественного Спасителя8 .
К истокам лжи

Когда возникла ложь? — Тогда же, когда возникло зло. Бог зла не творил, зло — это, собственно, уклонение твари от Божественного добра. Тварь уклонилась от истинного добра тогда, когда уклонилась от Бога. Уклонилась, разумеется, в поисках ложного неистинного добра. Началоположником этого уклонения стал самообольстившийся падший ангел, сатана, обманувший сам себя. Впоследствии ему удалось увлечь на путь зла первых людей (Быт 3). Как он сделал это? Он прельстил их ложью.

Ложь, равно как и всякое зло и всякий грех, — это “творение” сатаны. Обладает ли сие “творение” какой-то самодостаточной сущностью? Нет, не обладает — это всего лишь извращение Божественного творения. Вдумаемся в значение слова ложь. Ложь — это по сути то, чего нет. Это злой вымысел, фантазия, обман, шутка, клевета. Ложь это и есть сущность всякого греха, всякого зла. Не будь грех и зло льстивы и лживы — никто бы не польстился на них, ибо в действительности они мерзки и отвратительны. Итак, отец лжи — дьявол (Ин 8.44).

Наши прародители, обманутые дьяволом, и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня дьявол успешно продолжает обольщать большую часть человечества (Откр 12.9). Дошло до того, что многие наиболее выдающиеся лжецы известны мировой истории, как выдающиеся и всеми почитаемые личности. Почему же человечество так раболепно преклоняется перед ложью? Потому что после грехопадения ложь приразилась к падшему человеческому естеству, стала для него как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: “Всякий человек лжив” (Рим 3.4)5 . Таким образом, с одной стороны, — дьявол побуждает людей ко лжи6 , с другой — падшая человеческая природа сама по себе удобопреклонна ко всякой неправде. Подчеркнём, именно ко всякой: не только к большой и явной, но и к малой, едва приметной.

Но отличны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь? Православное нравственное богословие отвечает на это однозначно: малая и большая ложь единоприродны. Когда Священное писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких извинительных оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая (или вынужденная, или ведущая ко благу) ложь, которая вовсе уже не ложь…, а что же она такое, уж не правда ли? Отцу лжи дьяволу, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос. Но послушаем, что говорит нам Священное Писание. Оно утверждает, что “всякая неправда есть грех” (1Ин 5.17; выделено — и.В.).

Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (Притч 6.16-19; Числ 23.19). Человек, созданный по образу и подобию Божию, не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в Котором нет никакой лжи. В ветхозаветный период ложь была осуждена и запрещена законом Моисеевым. “И сказал Господь Моисею, говоря: …не лгите и не обманывайте друг друга” (Лев 19.1,11)7 . Но могли ли люди, даже принадлежащие к избранному народу, в полноте исполнять эту нравственную заповедь? Очевидно, что нет, как не мог быть исполнен и весь закон собственными силами падшего человечества. Однако Ветхий Завет подготовил благоприятную почву для Божественного Спасителя8 .

Лера Х.
Размещено 13:13 17/1/2011
О нравственном идеале христианства

С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, началась совершенно новая, невиданная доселе эпоха. Сын Божий неслитно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил, освятил его. С тех пор все нравственные заповеди, данные человечеству Богом, стали в принципе исполнимы для обновлённых и возрождённых крещением людей, для православных христиан. Во Христе нам дано созерцать и видеть живую Истину (ср. Ин 14.6). В таинствах Православной Церкви нам преподаётся Божественная благодать и, будучи освященными ею, мы сильны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первохристиане, вдохновлявшиеся примером Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, “оправдываемой” благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью, равно как и со всяким злом и грехом.

В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас светлый кристально чистый идеал христианской нравственности. К этому лучезарному Божественному идеалу уже два тысячелетия шествуют православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни этот идеал первохристиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности (Мф 5.37).

Дабы понять, с какой серьёзностью относились первые христиане к вопросу правды и лжи (в частности, ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (Лк 22.54-62). Ясно, что апостол Пётр в душе не отрекался от Спасителя, он отрёкся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы, благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. И что же? — в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр и в чем он всю свою оставшуюся жизнь горько каялся.

Последователи Бога-Истины предпочитали смерть отречению от истины. Нравственность мучеников первых веков христианства вдохновляла мучеников и исповедников последующего времени, уча их, что “Истина… должна стоять выше всех земных расчетов и предрассудков”9 . О том же свидетельствовал и святой мученик Иустин Философ, говоря, что христиане “признавались в истине, за истину подвергались даже смерти, но не хотели жить обманом”10 (выделено мною — и.В.).

По словам Тертуллиана, среди язычников находились такие, которые предлагали христианам только на словах изменять христианству, оставаясь верными ему в душе. Но христиане, понимая, что предложение обманом сохранять свою веру исходит от лукавого, решительно отвергали такой путь11 . И не удивительно, ибо христианская правда — от Бога, а обман — от лукавого, и что общего между ними?12

Ложь и обман — это излюбленное оружие сатаны в его борьбе с христианами. Так, дьявол подучил солгать первохристиан Анания и Сапфиру, за что они поплатились жизнью (Деян 5.1-11). Он же, отец лжи, непрестанно воздвигал и воздвигает против Церкви Божией лжеучителей, лжеапостолов и лжепророков — всевозможных еретиков. А в конце времён выйдет на бой с Церковью Агнца главный приспешник сатаны — лжемессия, антихрист.

Из сказанного вполне ясно, почему христианам в их святой борьбе за Истину не следует прибегать ко лжи, как к оружию зла, ибо как сказал авва Пимен: “зло никаким образом не истребляет зла”13 .

Рассмотрим теперь иные свидетельства апостольского и святоотеческого наследия о лжи и об отношении к ней православных христиан.
О нравственном идеале христианства

С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, началась совершенно новая, невиданная доселе эпоха. Сын Божий неслитно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил, освятил его. С тех пор все нравственные заповеди, данные человечеству Богом, стали в принципе исполнимы для обновлённых и возрождённых крещением людей, для православных христиан. Во Христе нам дано созерцать и видеть живую Истину (ср. Ин 14.6). В таинствах Православной Церкви нам преподаётся Божественная благодать и, будучи освященными ею, мы сильны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первохристиане, вдохновлявшиеся примером Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, “оправдываемой” благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью, равно как и со всяким злом и грехом.

В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас светлый кристально чистый идеал христианской нравственности. К этому лучезарному Божественному идеалу уже два тысячелетия шествуют православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни этот идеал первохристиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности (Мф 5.37).

Дабы понять, с какой серьёзностью относились первые христиане к вопросу правды и лжи (в частности, ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (Лк 22.54-62). Ясно, что апостол Пётр в душе не отрекался от Спасителя, он отрёкся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы, благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. И что же? — в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр и в чем он всю свою оставшуюся жизнь горько каялся.

Последователи Бога-Истины предпочитали смерть отречению от истины. Нравственность мучеников первых веков христианства вдохновляла мучеников и исповедников последующего времени, уча их, что “Истина… должна стоять выше всех земных расчетов и предрассудков”9 . О том же свидетельствовал и святой мученик Иустин Философ, говоря, что христиане “признавались в истине, за истину подвергались даже смерти, но не хотели жить обманом”10 (выделено мною — и.В.).

По словам Тертуллиана, среди язычников находились такие, которые предлагали христианам только на словах изменять христианству, оставаясь верными ему в душе. Но христиане, понимая, что предложение обманом сохранять свою веру исходит от лукавого, решительно отвергали такой путь11 . И не удивительно, ибо христианская правда — от Бога, а обман — от лукавого, и что общего между ними?12

Ложь и обман — это излюбленное оружие сатаны в его борьбе с христианами. Так, дьявол подучил солгать первохристиан Анания и Сапфиру, за что они поплатились жизнью (Деян 5.1-11). Он же, отец лжи, непрестанно воздвигал и воздвигает против Церкви Божией лжеучителей, лжеапостолов и лжепророков — всевозможных еретиков. А в конце времён выйдет на бой с Церковью Агнца главный приспешник сатаны — лжемессия, антихрист.

Из сказанного вполне ясно, почему христианам в их святой борьбе за Истину не следует прибегать ко лжи, как к оружию зла, ибо как сказал авва Пимен: “зло никаким образом не истребляет зла”13 .

Рассмотрим теперь иные свидетельства апостольского и святоотеческого наследия о лжи и об отношении к ней православных христиан.

Лера Х.
Размещено 13:13 17/1/2011
Свидетельство священного предания

В раннехристианском произведении “Учение двенадцати апостолов”, обобщившем устное апостольское предание, дана заповедь: “не будь лжецом…”14 . В книге “Пастырь”, написанной первохристианином Ермой, имеется заповедь, полученная им от Ангела: “люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина… потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нём. И те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый”15 .

В послании, приписываемом апостолу Варнаве и, безусловно, передающем в общих чертах древнехристианское учение, говорится, что необходимо ненавидеть неправду, как об этом “говорит Сын Божий: “будем противиться всякой неправде и возненавидим её”16 (выделено мною — и.В.).

Приведём драгоценные высказывания преподобных отцов-пустынников, ставших носителями совершенного нравственного христианского учения после того, как закончилась эпоха первохристианского мученичества, христианство было признано государственной религией, вследствие чего городские христианские общины наполнились случайными, тепло-хладными членами.

“Сказал авва Анувий: с того времени, как имя Божие наречено на мне (имеется ввиду наречение нового имени при постриге — и.В.), ложь не исходила из уст моих”17 .

Пустынножитель блаженный Иоанн Ликопольский говорил: “Ложь чужда Христу и христианству, будь она сказана по малому или по великому делу. Если даже для доброй цели говорят ложь, то это непохвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от дьявола (Ин 8.44)”18 и “ложь должна быть всегда чужда христианам”19 .

Не только Анания и Сапфира за ложь были наказаны смертью, случалось подобное и впоследствии. Например, мошенники хотели при помощи лжи получить деньги у преп. Иакова (память 13 янв.), за что один из них тут же был умерщвлён по Божию произволению20 . Поэтому вполне справедливы следующие слова некоего старца: “истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть”21 .

Так как ложь признается святыми отцами причиной духовной и физической смерти (ибо с грехом вошла в мир смерть), то лжи отводится ключевое место в святоотеческом понимании таких явлений, как ересь и прелесть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял ересь как ложные учения, выдуманные отверженными духами и человеками, тогда как Божественная Истина для того и вочеловечилась, “чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи”22 .

“Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме”23 , — отсюда его родство с прелестью. Начало и основание прелести (т.е. состояние, в которое впадают некоторые подвижники) есть ложная мысль. “В ложной мысли ума, — пишет Святитель Игнатий, — уже существует всё здание прелести”24 . Образно говоря, ересь и прелесть — суть две стороны одной монеты, а ложь есть тот материал, из которого эта монета сделана.

После смерти те души, которые не считали за грех ложь, даже малую и вынужденную, будут истязаться на мытарствах. По словам Святителя Игнатия, на мытарстве лжи истязается всякая нераскаянная ложь25 .

Никто из христиан не сможет оправдаться своим незнанием необходимости принести покаяние за содеянную ложь. Равное наказание в вечности определено словом Божиим и для закоренелых лжецов, и для лжецов, обманывавших ради доброй цели — “…всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою” (Апок 21.7; выделено — и.В.).
Свидетельство священного предания

В раннехристианском произведении “Учение двенадцати апостолов”, обобщившем устное апостольское предание, дана заповедь: “не будь лжецом…”14 . В книге “Пастырь”, написанной первохристианином Ермой, имеется заповедь, полученная им от Ангела: “люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина… потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нём. И те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый”15 .

В послании, приписываемом апостолу Варнаве и, безусловно, передающем в общих чертах древнехристианское учение, говорится, что необходимо ненавидеть неправду, как об этом “говорит Сын Божий: “будем противиться всякой неправде и возненавидим её”16 (выделено мною — и.В.).

Приведём драгоценные высказывания преподобных отцов-пустынников, ставших носителями совершенного нравственного христианского учения после того, как закончилась эпоха первохристианского мученичества, христианство было признано государственной религией, вследствие чего городские христианские общины наполнились случайными, тепло-хладными членами.

“Сказал авва Анувий: с того времени, как имя Божие наречено на мне (имеется ввиду наречение нового имени при постриге — и.В.), ложь не исходила из уст моих”17 .

Пустынножитель блаженный Иоанн Ликопольский говорил: “Ложь чужда Христу и христианству, будь она сказана по малому или по великому делу. Если даже для доброй цели говорят ложь, то это непохвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от дьявола (Ин 8.44)”18 и “ложь должна быть всегда чужда христианам”19 .

Не только Анания и Сапфира за ложь были наказаны смертью, случалось подобное и впоследствии. Например, мошенники хотели при помощи лжи получить деньги у преп. Иакова (память 13 янв.), за что один из них тут же был умерщвлён по Божию произволению20 . Поэтому вполне справедливы следующие слова некоего старца: “истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть”21 .

Так как ложь признается святыми отцами причиной духовной и физической смерти (ибо с грехом вошла в мир смерть), то лжи отводится ключевое место в святоотеческом понимании таких явлений, как ересь и прелесть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял ересь как ложные учения, выдуманные отверженными духами и человеками, тогда как Божественная Истина для того и вочеловечилась, “чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи”22 .

“Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме”23 , — отсюда его родство с прелестью. Начало и основание прелести (т.е. состояние, в которое впадают некоторые подвижники) есть ложная мысль. “В ложной мысли ума, — пишет Святитель Игнатий, — уже существует всё здание прелести”24 . Образно говоря, ересь и прелесть — суть две стороны одной монеты, а ложь есть тот материал, из которого эта монета сделана.

После смерти те души, которые не считали за грех ложь, даже малую и вынужденную, будут истязаться на мытарствах. По словам Святителя Игнатия, на мытарстве лжи истязается всякая нераскаянная ложь25 .

Никто из христиан не сможет оправдаться своим незнанием необходимости принести покаяние за содеянную ложь. Равное наказание в вечности определено словом Божиим и для закоренелых лжецов, и для лжецов, обманывавших ради доброй цели — “…всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою” (Апок 21.7; выделено — и.В.).
 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму