Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

Размещено 08:49 21/10/2012
Святой преподобный Трифон, получивший определение Вятский, прославился не только на Вятской земле, но, прежде всего и раньше всего, в Прикамье.

Его подвижническая жизнь и просветительская деятельность сыграла огромную роль в распространении христианства в нашем Пермском крае.

Придя на Киевскую Русь в 988 году, христианская вера медленно проникала в наши предуральские земли. Сначала Стефан Великопермский (1340-1395гг.) знакомит с учением Иисуса Христа коми-зырян, живущих по реке Вычегде (нынешняя Республика Коми), а затем христианскую проповедь продолжают, уже на территории Перми Великой, святые епископы Герасим, Питирим и Иона, крестивший чердынцев в 1462-1463 годах. Верхнее и Среднее Прикамье, то есть почти весь наш нынешний Пермский край, еще на протяжении ста лет после этого оставалось языческим.

Святой преподобный Трифон (1546-1612) пришел на пермские земли с далеких северных мест, из Архангельской губернии. Он обратился со словом Божиим ко всему коренному населению Прикамья, побывав во многих местах нашего края. Благодаря ему православные храмы появились здесь задолго до образования Пермской епархии, и многие места связаны с его именем.

Святой Трифон, сын благочестивых родителей, твердо исполнявших все заповеди Божии, с детских лет готовил себя на служение Господу, к ангельской монашеской жизни: соблюдал строгий пост, был тих нравом, кроток, ко всем приветлив. Чтобы сохранить чистоту душевную и телесную, полностью посвятить жизнь свою Богу, он покинул родительский дом. Блаженным странником прошел обширные северные края, молясь и трудясь, терпел голод, холод и нищету.

В 1564 году он поселился на паперти одной из церквей Строгановского Орла-городка, прожив немногим более года. Уже здесь восемнадцатилетний странник показал себя не только тихим, кротким молитвенником, но и чудотворцем, исцелившим от тяжелой болезни сына Иакова Строганова.

В Пыскорском Спасо-Преображенском мужском монастыре он был пострижен в монахи, усердно выполнял многие послушания, не щадя своих сил, и удивлял братию великим смирением, благонравием, крепостью духа. В монастырской библиотеке Трифон много читал, постигая Божественное Писание. Часто приходилось ему работать на соляном промысле. Будучи смиренным иноком, Трифон настолько проник в хитроумную технологию добычи рассола из-под земли, что сделался незаменимым мастером соляных дел.

Именно здесь, в Пыскоре, явился к тяжелобольному Трифону Ангел-Хранитель, а затем и Николай Чудотворец, исцеливший его. За усердные труды, за богоугодное житие, Господь наградил Трифона многими благодатными дарованиями. Преподобный исцелял больных и бесноватых, утешал и наставлял ближних. По его молитвам происходили и многие другие чудеса.

Все это позволило преподобному Трифону привести многих коми-пермяцких язычников к христианской вере. Тудолюбие, смирение, благоговейные молитвы, праведная жизнь молодого инока вызвали у некоторых монахов зависть, неприязнь и даже глумление. А Трифона давно уже манило отшельническое житие, уединение, безмолвие, тишина, благодатное пребывание наедине с Богом, поэтому он тайно покидает Пыскорскую обитель.

Преподобный Трифон поселяется на реке Мулянке (территория современного города Пермь), в пещере Гляденовой горы, питаясь съедобными травами и рыбой, и начинает просвещать остяцкий народ, рассказывая об истинном христианском Боге, Иисусе Христе. Срубил и сжег священную для остяков ель с подвесками из серебра и золота, росшую на месте языческого жертвенника.

Дерево считалось неприкосновенной святыней. Остяки и их князь был ошеломлены предерзостью пустынника, еще больше поразило его то, что языческий бог не наказал Трифона за уничтожение святыни. «Силен Бог христианский», - объявил всем князь. Но и после этого местные жители не сразу поверили пришельцу, хотели даже убить его, но Господь сделал Трифона невидимым. Это еще раз убедило язычников в силе христианского Бога.

Слова подвижника не прошли даром: крестились многие остяки из близлежащих поселений, их князь и дочери князя, а также вогульский князь. События, происшедшие на берегах реки Мулянки, еще раз показывают, как непросто было, каких трудов стоило убеждать язычников принять веру Христову. Подвиги преподобного Трифона распространяли христианство все дальше на восток, в далекие окраины государства, тем самым укрепляя Российскую державу.

Влияние преподобного Трифона на жителей Мулянского поречья было велико. В селе Верхние Муллы его учениками была создана Никольская церковь, с полной утварью, богато украшенная. О трудах его напоминала также часовня в деревне Култаево, обращенная позднее в церковь. Один из верхнемуллинских крестьян, уверовавший благодаря преподобному в Иисуса Христа, стал священником Петропавловской церкви на Егошихинском заводе в Перми. Это тоже память о преподобном Трифоне.

О деятельности преподобного Трифона было известно в конце 16 века по всему Прикамью. А в Пыскорском монастыре дела пошли плохо: меньше стало паломников и жителей окрестных деревень, приходивших ранее к Трифону за исцелениями и ради душевного врачевания, а это уменьшило доходы монастыря. К тому же иссяк рассол в рассолоподъемной трубе. Возвратившись по просьбе монахов в Пыскор, Трифон прочистил трубу и наладил ток рассола, а так же исцелил больного дьякона и четырехлетнего ребенка, немого от рождения, проявив не в первый раз чудеса целительства.

И вновь преподобный Трифон уходит из Пыскора, находит себе приют в новой вотчине Строгановых на реке Чусовой, на высокой горе, напротив Нижнего Чусовского городка (ныне затопленного). Среди местных жителей гора считалась гиблым местом. Ночью там всегда раздавались странные звуки.

Однако Трифон не устрашился злого духа, окропил с молитвой гору, выстроил на ней келью, часовню, украсил их иконами. Слух о том, что на неприступной горе живет святой человек, стал поводом для паломничества. К пустыннику стали приходить жители из окрестных деревень за благословением, даже нашлись подражатели преподобному, изъявившие желание разделить с ним одиночество и принять монашество. Так возник сам по себе Успенский мужской монастырь (ныне село Успенка недалеко от Перми). Успенский мужской монастырь – прижизненный памятник святому Трифону, построенный на пермской земле.

Возможно, преподобный Трифон остался бы при монастыре навсегда. Но случилось несчастье. По вине Трифона возник пожар, уничтоживший дрова, заготовленные для Строгановских варниц. Он был сброшен с крутого берега Чусовой, но Господь и в этот раз помог ему спастись. Максим Строганов, которого преподобный спас когда-то от смертельной болезни, приказал ему покинуть пределы вотчины.

Получив в Чердыни благословение своего духовного отца, преподобный Трифон уходит в Вятскую страну. Там он создает еще два монастыря: Успенский мужской монастырь в городе Хлынове (нынешний город Киров) и Богоявленский мужской монастырь в городе Слободском, недалеко от Хлынова. Чтобы построить и украсить эти монастыри, наладить в них иноческую жизнь, необходимы были огромные средства.

Преподобный, теперь уже архимандрит, многократно обращается за помощью к царям Иоанну Васильевичу и Федору Иоанновичу, знатным московским боярам, богатым солепромышленникам Строгановым. Он просит поддержки у монахов Соловецкого монастыря, московского Чудова монастыря, Сольвычегодского и Коряжемского монастырей, обходит с иконами обширные северные края.

Безжалостный к себе, не знающий покоя и отдыха, он предъявляет высокие требования и к инокам монастыря, которые, однако, не хотели подчиняться строгому уставу, противились Трифону и, в конце концов, даже изгнали его из созданного им монастыря. Перед самой смертью преподобный вновь вернулся в Успенский монастырь и был с почестями похоронен осознавшими свою вину монахами.
Святые мощи преподобного Трифона Вятского хранятся в Успенском соборе Трифонова монастыря в городе Кирове. Поток паломников к ним не прерывается.

В память о святом Трифоне - просветителе пермских народов, утвердителе христианства в нашем крае, целителе, чудотворце, провидце, усердном молитвеннике - в селе Пыскор действует домовой храм-часовня Трифона Вятского, на Монастырской горе установлен Памятный Крест преподобному. В селе Нижние Муллы недалеко от Свято-Троицкого храма рядом с пещерой Трифона бьет святой родник и стоит деревянная часовня в его честь. Туда ежегодно совершаются крестные ходы из Нижних Муллов и Култаево. Приходят жители из ближайших мест поклониться святителю, испить воды из святого источника.

Множество людей приезжают в Чусовские городки, в возрождающийся Успенский монастырь и в Верхне-Чусовскую Казанскую Трифонову женскую пустынь, где глубоко почитается память о преподобном Трифоне.

Много усилий прилагает Пермский Богоявленский монастырь для прославления святого: в Пыскоре на Монастырской горе строится церковь Трифона Вятского и создается музей памяти преподобному.

Как светозарная звезда воссиял святой Трифон не только над Вятской страной, но и в Пермском крае. Он усердно молится за нас с вами, об усольских селах Орле и Пыскоре, о Чердыни, о всех жителях по рекам Мулянке и Чусовой.

Почтим же память о нашем заступнике и молитвеннике, святом преподобном Трифоне Вятском.
 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму