Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Размещено 16:52 28/12/2014
Хлебенная (Хлебная) икона Пресвятой Богородицы

Чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Хлебная», появилась в XVI веке в Соловецком монастыре. В те годы жил там насельником святитель Филипп Московский, мирское имя которого было Феодор Колычев. Этот боярин, достигнув 30 лет, вдруг оставил службу государеву, покинул Москву и удалился в Соловецкую обитель. Скрыв свое имя, Феодор благоговейно нес послушание наравне со всей братией.

Игумен вскоре отметил усердие нового послушника, счел его достойным принять постриг и, дав ему новое имя – Филипп, отправил его трудиться в пекарню. Каждый день в обители выпекалось огромное количество просфор и хлеба, предназначенного для монастырских трапез, работа эта была тяжела для знатного человека, однако он с молитвой терпеливо сносил все тяготы и никогда не жаловался на усталость. С особым трепетом молился Филипп Пречистой Матери Божией.

И однажды Царица Небесная явила ему свое расположение, ниспослав в 1540 г. чудотворный Свой образ. Филипп не хотел расставаться с чудесной иконой и поэтому поставил ее там же, где и трудился – в пекарне, рядом с печью.

С этого дня все свежевыпеченные хлеба и просфоры послушник с молитвой ставил перед иконой Богородицы, прося ее благословить священный хлеб. И тот, кто приходил забирать хлеба и просфоры, как бы получал их из рук Самой Матери Божией. Очень скоро в обители икону стали называть «Хлебной» или «Запечной». Из послушника Филипп превратился в монаха, а позже и в игумена обители. В течение 18 лет был он настоятелем Соловецкого монастыря, после чего Иоанн Грозный призвал его на Всероссийскую митрополию. Мученическая кончина была уготована митрополиту, но он принял смерть с верой и молитвой.

После его кончины в 1569 г. икона Божией Матери «Хлебная» стала одной из главных святынь Соловецкого монастыря, прославившейся на всю Россию. Ее поместили в Спасо-Преображенском соборе, где чудесный образ и пребывал до закрытия обители.

Сама икона была безвозвратно утрачена, однако на протяжении веков с нее были сделаны несколько списков. Одна из таких икон с конца XIX века хранилась в Леушинской обители.

Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в 1875 г. в местечке Леушино недалеко от р. Шексны между Череповцом и Рыбинском. Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941-46 гг. он был затоплен водами Рыбинского водохранилища.

Принес ее сюда с Соловков один благочестивый паломник. Следуя обычаю соловецкой братии, насельницы монастыря поместили чудотворный образ в пекарне, и пришедшие за хлебом, положив три земных поклона, с молитвой принимали хлеб, благословленный Самой Пречистой Богородицей.

И в самые трудные времена, в самые голодные годы монахини никогда не оставались без хлеба насущного – Матерь Божия «Хлебная» заботилась о нуждах обители. Именно здесь, в Леушинском монастыре, было положено начало уникальному чину Неусыпающего акафиста.

По воле настоятельницы Леушинской обители для чудесного образа была сооружена отдельная часовня, которую в 1906 г. освятил сам Иоанн Кронштадтский. День и ночь, не прерываясь ни на минуты, шло в часовне прославление Матери Божией – все насельницы монастыря поочередно читали Каноны и Акафисты Богоматери. Обычая, подобного этому, не было ни в одной православной обители ни на Руси, ни на Афоне.

В годы правления советской власти при создании Рыбинского водохранилища монастырь был затоплен, и чудесный образ долгие годы считался утраченным. Однако Царица Небесная не оставила народ православный без своего покровительства. Как и в первый раз, образ ее «Хлебный» был чудесным образом явлен в середине XX века.

Случилось это в суровые дни блокады – в страшную зиму 1941 г. Тысячи семей голодали тогда в промерзшем городе. Наталья Васильевна Федорова, когда кончился черный хлеб, замешанный на опилках и земле, и вода, стала кормить двух своих детей газетами. На третий день доведенная до отчаяния женщина отправилась просить хоть какой-то помощи для маленьких сына и дочери.

На Малой Морской улице ее застиг артобстрел. Бежавший мимо матрос, спасая, толкнул ее на землю. Поднимаясь, Наталья Васильевна вдруг увидела на снегу три святых лика. Чудо было явлено несчастной женщине – перед ней лежали три иконы: святого Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая и Пресвятой Богородицы. На образе Матери Божией увидела она надпись – «Хлебная Пресв. Богородица», и в сердце ее затеплилась надежда на спасение.

По совету своей знакомой – благочестивой старушки, женщина бережно отнесла иконы домой.

Чудеса начались на следующий же день – незнакомый мужчина в солдатской форме отдал Наталье Васильевне мешок овса. Этим овсом, сберегая каждое зернышко, она и выкормила своих детей в те страшные дни. А неделю спустя по Дороге жизни началась поставка продуктов в осажденный город. Все три иконы с благоговением хранила женщина в своем доме, вознося перед ними молитвенные просьбы о помощи. И заступничество святых угодников Божиих и Пречистой Его Матери спасло всю семью – они пережили блокаду. Спаслись и все те, кто в эти годы бывал в их доме и обращался с молитвами к святым иконам.

До наших дней святой список древней иконы хранился в доме дочери Натальи Васильевны – Нины Михайловны Федоровой. Насельницы же Леушинского монастыря все эти годы не оставляли надежды вновь обрести чудотворный список «Хлебной» иконы и в начале нового века возобновили регулярное чтение Неусыпающего Акафиста. И молитвы их были услышаны – Матерь Божия чудесным образом указала им дом, в котором хранился ее спасительный образ.

Владелица иконы на три дня отдала его в храм Леушинской обители, где в течение всех трех дней без перерыва шло чтение акафиста, а также происходило освящение хлебов.

После того, как в сентябре 2008 г. Нина Михайловна приняла предсмертное причастие, она передала чудотворный образ протоиерею Валерию Швецову, настоятелю храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Духовенство и прихожане храма рассказывают о том, как, попав в церковь в самом начале кризиса, чудотворный образ начал обновляться.

Новый список иконы Богородицы «Хлебная» был сделан в наши дни и помещен в Успенском соборе в Санкт-Петербурге, который был возведен в знак вечной памяти жертвам блокады. Справа и слева от фигуры Богоматери на этой иконе помещены изображения апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца – в память о святых образах угодников Божиих, чудом обретенных Натальей Васильевной зимой 1941 года.

В дни кризиса к спискам чудотворной иконы потянулись вереницы прихожан. С молитвенными просьбами помочь справиться с материальными трудностями, сохранить или найти работу, унять тревогу и обрести веру в будущее.

Например, каждый, кто подходит к иконе в храме «Взыскание погибших», получает из рук батюшки кусочек освященного хлеба. Многие относят его домой и хранят, как святыню – ведь издавна на Руси хлеб считался символом достатка и процветания, а хлеб, освященный во имя Матери Божией, несущий на себе ее благословение и благодать, обязательно принесет человеку не только финансовое, но и духовное благополучие.

Она являет нам Христа как хлеб жизни. Это икона хлебная. Христос – это хлеб жизни и, если человек встречается с Христом, он утоляет свой главный голод – духовный.

Память образу 21 (8) сентября

Перед иконой Божией Матери «Хлебная» («Хлебенная») молятся:

- о ниспослания хлеба насущного;
- об избавлении от материальных проблем;
- о помощи в сохранении или поиске работы;
- о успокоении и обретении веры в будущее.

По материалам сайтов
httр://www.rusbеrеzа.ru/jоur/2008/200802/20080210.shtml
httр://fictiоnbооk.ru/аuthоr/аnnа_сhudnovа/tri_glаvniуе_ikоniу_роmоgауushiе_реrеjit/rеаd_оnlinе.html?раgе=2
Размещено 16:54 28/12/2014
Возвращение иконы

Иконное богатство Соловецкого монастыря было огромным. Только в описи икон Преображенского собора, составленного в XVII веке, называлось свыше тысячи образов. Среди них находилась («на левой стороне у столпа») и икона Божией Матери, именуемая «Хлебная», или «Запечная». В дореволюционном двухтомном издании, рассказывающем о чудотворных иконах Божией Матери, об этом образе сообщается очень кратко: «Икона явилась святителю Филиппу, когда он в монастыре Соловецком исполнял обязанности пекаря». Не известен и день ее почитания. Один из ее списков положил начало традиции Неусыпаемого Акафиста в Леушинском монастыре.

Мало известный образ, в котором отразилась глубокая вера святителя Филиппа в Божию Матерь, не был забыт и в наши дни. Его возвращение отмечено чудесным событием, о котором мы услышали от прихожанки одного из петрозаводских храмов.

«Случилось это в блокадном Ленинграде, – начала она свой рассказ. – Женщина, у которой малолетние дети умирали от голода, однажды в полном отчаянии брела по засыпанной снегом улице. Внезапно начался артобстрел и пробегавший мимо боец толкнул ее, спасая от осколков разорвавшегося снаряда. Упав, женщина обо что-то больно ударилась, и когда все вокруг затихло, решила посмотреть, что же находится на этом месте. Она разгребла снег и обнаружила под ним три иконы. Это был старинный образ Божьей Матери «Хлебная» с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими и иконы святителя Николая Чудотворца и апостола Иоанна Богослова.
Женщина отнесла свою находку домой и показала иконы верующей соседке. «Что мне с ними делать?», – спросила она у нее. «Молиться» – ответила та. И женщина стала усердно молиться, призывая на помощь Божию Матерь. А через несколько дней к ней пришел боец и передал от кого-то небольшой мешок зерна. Это и спасло ее и детей от мучительной голодной смерти. Найденные иконы до сих пор хранятся в семье дочери этой женщины.
В наши дни, – продолжила свой рассказ прихожанка, – был написан список иконы Божией Матери «Хлебная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, построенного в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан, умерших и погибших в эти страшные годы. Он так и называется в народе «блокадный». Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иконописец Валентина Жданова написала образ на серебре. На нем Божией Матери предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. По благословению строителя и настоятеля Успенского храма протоиерея Виктора этот образ был написан в память о тех иконах, которые нашла женщина в суровую блокадную зиму и которые спасли жизнь ее детям».
Читатели, видимо, помнят печальный репортаж, показанный по телевидению нынешним летом о трагическом событии у стен Успенского храма Санкт-Петербурга. Здесь завершались отделочные работы, когда от напора ураганного ветра упали строительные леса, под которыми 11 августа погиб отец Виктор, похороненный у стен построенного им храма. В нем и находится икона Божией Матери «Хлебная», написанная по благословению батюшки. Прихожане Успенской церкви просят молитв об упокоении протоиерея Виктора, усердием которого и по милости Божией к нам снова вернулась старинная соловецкая икона.
Ольга АНДРЕЕВА
 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму