Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

Размещено 11:03 19/11/2010
А в чем помогать ученику?

Считается, что с середины двадцатого века по настоящее время в воспитании детей доминирует «помогающий» стиль. Провозглашается следующая позиция по отношению к детям: «Главное - уважать ребенка и ориентироваться на его потребности развития». Интересно. Недоумение вызывают «потребности развития ребенка». По какой причине возникают эти недоумения? Для рассмотрения этого вопроса придется затронуть еще один не совсем понятный момент сегодняшнего отношения к образованию – производятся попытки рассмотрения образования с некоей коммерческой позиции. (То, что сейчас коммерциализируется система образования, особенно высшего, тема отдельного разговора.) Сейчас разговор о том, что система образования провозглашается производителем образовательных услуг, заказчиками которых объявляются ребенок, его родители и государство. И опять, как бы главным заказчиком указывается ребенок. Тема-то получается общая: ориентация на потребности ребенка и объявление его главным заказчиком образовательного процесса. Вот уж, воистину, становится интересно. Образовательный, а он же и воспитательный, процесс начинается сразу же после рождения ребенка. (А если точнее, то еще до его зачатия.) Система образования берет его в свое лоно детских яслей лет с полутора. Отпускает его после окончания высшей школы в возрасте за двадцать лет. Необходимо сказать, что заказчиком может являться только тот субъект, который сам может определить качество предлагаемого товара, имеет возможность осознанного выбора определенного товара, который может заказать это особое качество, который может забраковать некачественный товар и отказаться от него. Заказчик должен иметь право и возможность сменить производителя услуг и контролировать сам процесс предоставления услуги. Подходит ли для этого ребенок? Даже в высшей школе студент вынужден потреблять только то, что ему дают, не зависимо от качества, настоящей жизненной необходимости и объема получаемых знаний. Это происходит хотя бы потому, что он еще не знает, что потребуется ему для работы по специальности и для самой жизни. Удобно иметь заказчика, который им, по сути, не является и не может являться. Все-таки придется признать, что ребенок не может выступать в роли заказчика образовательного процесса. С этим необходимо согласиться. Ладно, может быть, кто-то от его имени сможет выступить в роли заказчика? Может, родители? Да, кстати, а сами родители могут ли быть заказчиками образовательного процесса своих детей? В чем их права, полномочия? Вообще, тема ответственности родителей за своих детей, и мера этой ответственности, сама по себе очень интересна. В чем эта ответственность, и перед кем? Имеет ли право родитель определять будущее своему ребенку и заказывать это будущее? Как он представляет будущее своего ребенка? Готов ли родитель определить будущее своего ребенка и понести полную единоличную ответственность за принятие решений за него? Ребенок должен прожить свою жизнь. Он действительно сам должен определить ее. Но, вот теперь и главный вопрос. На основе чего он сможет определяться, руководствуясь чем, он будет принимать свои решения? Есть ли у нашего ребенка эта основа, какова она? Без нее он не может быть заказчиком, без нее не в чем ему помогать.
О государстве как заказчике образовательного процесса. Первый вопрос, есть ли у нас сейчас государство? Если есть, то чьи интересы оно представляет? Чье это государство? Есть ли будущее у такого «нашего» государства? Думает ли оно о своем будущем? Думает ли оно о будущем своего народа? Что оно думает об этом будущем? А теперь вопрос второй, можно ли этому государству, сегодняшнему, доверить будущее наших детей? В праве ли оно выступать в роли заказчика образовательного процесса? Какой человек нужен сегодняшнему государству? Что-то не хочется мне отдавать своего ребенка в руки государства-марионетки, исполняющего чужую волю, а не своего народа, и не думающего о нем и о его будущем.
Так, что же получается, сегодня у образовательного процесса нет заказчика? Сегодня – нет. Сегодняшние дети принадлежат будущему, и «заказчиком» их подготовки, образования, воспитания является это самое будущее. Будущее наших детей, будущее нашей России. Наше будущее.
Вопрос уже поставлен. В чем помогать ученику, ребенку? Основой всего является духовное основание человека. Каково же должно быть это основание? Задайте себе вопросы: «С какими людьми я хочу жить? Какие отношения между людьми должны быть? В какой стране я хочу жить?». Ответ найдете сами.
Я рискну написать качества личности того человека, человека будущего, с которым я хочу жить:
• Благочестие
• Твердость нравственных принципов
• Устойчивость в добродетели
• Собственная решимость следовать добрым правилам
• Самопринуждение к добродетели
• Самоопределение и решимость в добродетели - великая нравственная сила заключается в решимости служить добру
Теперь позволю себе заметить, что нигде в педагогике и образовании я не встречал упоминания о подобных этим качествах. А ведь именно они могут явиться тем основанием, на котором возможно построить действительно настоящего человека. Вот в чем надо помогать ребенку – в воспитании и формировании этих качеств. Только через них возможно формирование тех потребностей развития ребенка, о которых речь шла выше. Разговор о потребностях, которых нет, которые не сформированы или сформированы ложно, разговор, по крайней мере, пустой, если даже не вредный. Может быть, кто-то скажет сейчас, что мы, дескать, эти потребности знаем и следуемым их удовлетворению. На что отвечу, они должны быть заложены в самом ребенке и им осознаваемы. А что такое помощь в формировании качеств личности ребенка, как не воспитание его. Правильно, воспитание – вот о чем следует вести речь. О воспитании и о системе воспитания. И это самое главное на сегодняшний день. Так или иначе, вольно или невольно, мы занимаемся воспитанием ребенка и формированием его внутреннего мира. Необходимо делать это осознанно, целенаправленно и систематически. Вот, о чем следует вести разговор, вот, чем заниматься, но только с полной мерой ответственности за наше будущее.
Сентябрь 2003года.
Размещено 18:03 19/11/2010
Господи! да что же это твориться?! Я скажу на какой основе определялось и определяется в своем предназначении мое поколение - пожизненное стремление сегодняшней молодежи - повыгоднее продать себя и свои услуги..."Накопить-продать-получить-потребить"-вот их девиз. Я удивляюсь,как же недалеко мы еще ушли от поколения 40-х-50-х-60-хгг.,а как же успели извратиться,насытиться,опустеть(((( Смотришь фильмы тех лет, и ощущение,что про инопланетную жизнь смотришь, начинаешь настальгировать по той жизни,в которой никогда и не жил..Какое там государство и система образования?! - сунут раз в год в сельскую школу пару - тройку компьютеров - всё!обеспечили достойное образование.. Думает ли это "государство" о будущем своего народа - Конечно думает!! - когда поднимает планку пенсионного возраста(намного превышающий средний возраст продолжительности жизни)-"молодым везде у нас дорога"!!! " Плодитесь и размножайтесь - кредит на Ипатеку каждой 23 молодой семье"
Как бы прокормить и согреть своё тело - Вот чем заняты наши головы,вот она основа - обхохочешься((( Кто же займется воспитанием тех качеств у человека , Михаил,с которым Вы хотите жить?((-по какой системе? Кто ее разработает? Кто позволит внедрить ее в наши образовательные процессы?
 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму