Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

Размещено 01:15 21/10/2010
«Все в мире имеет свое основание. Каждая вещь (событие) имеет свою причину в другой, настоящее состояние в предыдущем, но другая вещь и предыдущее состояние опять имеют свое основание в новой вещи и в новом состоянии, так что, продолжая далее и далее, мы никогда не достигнем такого состояния, которое не имело бы нужды в дальнейшей основе. Отсюда видно, что совершеннейшего и окончательного основания мы должны искать не в этих частных предметах и состояниях, но во всеобщей Первопричине, от Которой и прежнее и настоящее состояния происходят непосредственно».
Лейбниц

«В наше время, когда все опрокинуто, необходимо взглянуть беспристрастными глазами на те Истины, которые всему служат основанием и которых отрицание произвело это всеобщее разрушение, грозящее одичалостью человеческому обществу».
В.А. Жуковский (1783-1852)

Введение

Оглянитесь вокруг, всмотритесь и вдумайтесь в то, что увидите. Какое плачевное состояние имеет наша страна. Промышленность разваливается, и все больше и больше встает в зависимость от запада. Численность населения катастрофически уменьшается. Мораль и нравственность падают. Попираются права человека. Основная масса населения живет за чертой бедности, даже нищеты. Вполне обоснованно сегодня можно говорить о геноциде русского народа. Если ничего не изменится в ближайшие пять-десять лет, то России грозит исчезновение не только как великой державы, но и как самостоятельной суверенной страны. Десять лет – это тот максимальный срок, который имеется у нас, чтобы не погибнуть. В чем же причина этой катастрофы? Безусловно, работает мощный внешний фактор. Многим Россия мешает сейчас, и мешала во все времена. Существовали и существуют поныне планы уничтожения нашей страны. Ну, а что же происходит внутри ее? Все как будто сговорились действовать по этим самым планам. Бездумная Дума и недееспособное Правительство творят все так, как будто специально хотят похоронить Россию. Верх некомпетентности на всех уровнях руководства. Верх безответственности, если не прямого вредительства. А мы сами, наше общество? Озлобленность, недоверие, безразличие, меркантильность во всем и голый практицизм. Откуда все это берется? Школа кивает на родителей, родители - на школу, и вместе они обвиняют во всем улицу. Пока что это находится в стадии удобной для всех, уподобляемой вопросу, что же было первым – яйцо или курица. Надо признать, что сегодня все определяет государство, в том числе и через систему образования, и ему необходимо взять на себя всю ответственность и понести ее. Из этого и стоит исходить при рассмотрении всех вопросов образования, т.е. с позиции ответственности за все, и за будущее России тоже. Вот здесь и возникает вопрос, что же действительно должно являться истинной основой образования, что же может сделать его настоящим просвещением.
Затронутая проблема огромна. Но без решения ее, похоже, будущего у нас нет. Так что, надо думать.
Вряд ли я скажу что-то принципиально новое, все давно известно – Россия имеет свои глубокие исторические и духовные корни и до такой степени самодостаточна, что способна возродить не только себя, но и весь мир, конечно, если не потеряет, а возродит свои основы, если не потеряет себя.
В настоящее время огромное количество новаций практически захлестнуло систему образования. Вводятся новые методики, программы, стандарты, а ситуация только ухудшается. Значит, дело не в них, а в подходе к самому образованию. И, кстати, о самом слове «образование». Оно значит создание по подобию, по образу. Какой образ, подобие чему имеются в виду сегодня?
Многие сейчас стараются исправить ситуацию в образовании и делают это искренне, но не получается. И не получится. Не на той основе все строится. Ребенка готовят к этому миру, стараются его к нему адаптировать, вживляя таким образом в него пороки нашего сегодняшнего общества. А нужно совсем другое – готовить к высшему, к Царствию Небесному. В этом случае и наша жизнь в этом мире приобретет истинный смысл, и человек будет тогда не приспосабливаться к этой жизни, а, изменяя себя, изменять ее.
Сегодня называют разные основы образования: методологические, психологические, социологические, научные и др. Вопрос в том, все ли эти основы первичны, какие из них зависимы и от чего. Так или иначе, все они подвержены конъюнктурному влиянию политики, идеологии, моды, человеческого фактора. Они могут являться основами сегодняшней науки педагогики. С обязательной оговоркой – сегодняшней. Но, основа – это фундамент, он не может находиться ни под чьим влиянием, не может ни от чего зависеть. А вот от основания зависит все, что строиться на нем. И поэтому, разговор предполагается вести о том, что может и должно в России являться действительной и единственной основой образования. Могу заметить, что министерству образования и его институтам, в сегодняшнем их состоянии, родить в себе путь действенных и истинных необходимых для России изменений не под силу. Они давно смотрят на запад и ждут его указок. Возрожденная Россия им не нужна.
Риторический вопрос: может ли образование взять на себя миссию изменения России и мира? Вопрос второй: что необходимо в этом случае изменить в самом образовании? Вопрос третий: как можно провести эти изменения? После ответа на «как?» может сам определиться ответ на вопрос, кто это способен сделать.
Обозначим проблемы конкретнее.
На всех уровнях государственной и законодательной власти присутствует полная безответственность, невыполнение своих обязанностей и обязательств, попрание интересов народа и страны.
Сложилось такое ощущение, а оно все больше и больше укрепляется, что мною, как и всеми нами, просто пользуются все уровни власти, находящиеся надо мной. Я никому не нужен как думающий творческий человек. И, ведь, это чувствую не только я, это относится ко всем нам. Сейчас правящей структуре нужны тупые исполнители, нужна «рабсила». Только, сегодня это слово принимает другой смысл – рабская сила.
Хищнически разворовывается наша страна, обворовывается наш народ. Сейчас по телевизору можно наблюдать проведение некоего референдума. Предложены два варианта ответов, из которых нужно выбрать один. Что же это за варианты? «Все отобрать и поделить» и «Работать и зарабатывать». И сотни тысяч наших граждан принимают участие и дают ответы, даже не вдумавшись в то, из чего им предложили выбирать. Придумано очень хитро – этим «референдумом» нас хотят заставить дать индульгенцию на все преступно совершенное над нами и выдать карт-бланш на дальнейшее обворовывание нас и нашей страны. Правильно вопросы должны прозвучать так: «Отобрать все нажитое преступным путем и вернуть тем, кого обокрали - государству и пострадавшим людям» и «Честно работать и честно зарабатывать». Надо уметь понимать, что же прячется за словами, а это оказалось так трудно. Здесь несколько проблем: преступность, воровство, безответственность, обман и неумение нашего обывателя думать и видеть творимое над ним надругательство.
Об образовании. Это сегодня сплошная проблема – направленность образования, отсутствие воспитания, качество образования. Все проблемы, существующие в нашем обществе, следует это признать, рождены недоработками в нашем образовании. Что сеем, то и пожинаем. И еще одна, может быть главная, проблема – отсутствие кадров в самом образовании для решения проблем образования. Если мы еще пока что-то говорим о воспитании наших учеников, то совершенно обходим молчанием проблему воспитания учителей. А, здесь же рядом и еще одна проблема – необходимость воспитания родителей. Без решения ее трудно, если не невозможно, решить проблемы воспитания детей.
Существует проблема неумения, неспособности видеть проблемы. И, здесь же рядом, проблема подхода к проблемам, проблема наличия позиции, с которой рассматриваются и решаются проблемы, и проблема направленности, ориентации этой самой позиции.
Возникает вопрос, чем может быть связано между собой такое количество проблем. Наверное, одним – подходом к решению этих проблем, поиском единого основания в их решении. Вот, наконец, и главная проблема, отсутствие духовного основания в подходе к решению всех наших проблем и вопросов.
Затронутые проблемы, в том числе и проблема поиска духовного основания, далеко не новы - к их решению, так или иначе, приступали с начала девятнадцатого века. Но дело в том, что сегодня эта проблема, духовного основания и образования, и всей жизнедеятельности, находится как бы в небытии, т.е. она как бы не существует. По этой причине в настоящее время не ведется и серьезных разработок этой темы. Предприняты попытки, автор именно так их хочет назвать, священниками Алексеем Морозом (книга «Образ русской школы») и Евгением Шестуном (учебное пособие «Православная педагогика»). Есть также книга священника Бориса Ничипорова «Введение в христианскую психологию». Это современные авторы. В книгах много хорошего, но есть и то, что принять нельзя, тем более, как основу образования в целом. Достойны внимания работы К.Д. Ушинского и протоиерея В. Зеньковского. Но другое время, а для одного из них и другое место, вызывают в наше время и в наших сегодняшних условиях необходимость переосмысления, и может быть, развития написанного ими.
В процессе своей работы у меня начали проявляться проблемы и задачи духовного плана. Возникла необходимость их решения. Сейчас они находятся на первом месте по значимости, т.к. сегодня наблюдается снижение духовного, нравственного уровня нашей молодежи. Можно с полной уверенностью утверждать, что рассвет России возможен только на основе духовного возрождения наших людей. Можно так же сказать, что разруха, которая нас окружает, находится не вокруг нас и даже не в нашей голове, а в нашем сердце. Мало осталось в нас любви и терпения - необходимо их в себе возрождать. Начало этих изменений находится в школе, именно она решает сегодня будущее нашей России. И главную роль призван играть преподаватель. Преподавателю надо изменяться, найти в себе любовь, пробудить в себе творчество, наполниться ответственностью. Необходимо понять, для чего мы учим, из этого проистечет, чему надо учить, и родится, как надо учить. Но, в первую очередь, нам всем необходимо научиться думать, отдаваться полностью своей работе и любить эту работу и самих наших детей. Пора понять, что никто сверху ничего конкретного нам дать не сможет, все родить и создать мы должны сами. Требуется поверить в себя и начать творить.
Хотя авторитеты советуют "... не тратить время на открытие уже известного...", автор делает попытку показать собственное видение некоторых проблем и вопросов. Более того, он, возможно, только обозначит некоторые вопросы, оставив их без полного ответа. Автору представляется очень важным задать эти вопросы, обозначив ими путь, которым он сам сегодня идет. Работа не имеет цельного логического построения. Представлены как бы отдельные статьи-размышления о различных аспектах своей работы и жизни, объединенные единой задачей поиска путей выхода образования, хотелось бы, чтобы и всей нашей жизни, на действительные основы. В работе использованы материалы, написанные автором в разное время. По этой причине автор просит простить его за отсутствие в работе корректных ссылок на использованную литературу.
Основная идея работы – это поиск духовного основания в человеке, при наличии которого образование воистину станет просвещением и сможет служить делу возрождения России, и вся наша жизнь приобретет истинный смысл. Все материалы работы, так или иначе, подчинены этой идее и вытекающей из нее, и на основе ее, необходимости принятия главенствующей роли воспитания в образовании.
Поэтому сегодня, как никогда, велика роль учителя. Можно вспомнить слова А. Сент-Экзюпери: “Быть человеком – это чувствовать ответственность”. Только необходимо добавить – не только чувствовать свою личную ответственность за все происходящее, но и принимать ее на себя, и нести ее как свой жизненный крест. А учитель же еще берет на себя ответственность подготовить и своего ученика к принятию ответственности за себя и за весь мир.
В данной работе представлены результаты каждодневных раздумий в течение трех лет. Автор в силу своих скромных сил пытается искать ответы на затронутые вопросы, ищет единомышленников, ждет помощи и будет очень благодарен за все Ваши отклики. Чтобы решить все вопросы, потребуется наша общая совместная работа. Возродить Россию можем только все мы вместе.
Автор просит не судить строго и заранее благодарит всех, кто прочтет, поймет, и особенно тех, кто поможет школе и всем нам.
Прошу читать эту работу с карандашиком и поделиться Вашими соображениями на ее счет. Счастливого Вам пути в чтении и понимании. С глубоким уважением к Вам.
М. Уткин
Размещено 01:24 21/10/2010
Несколько слов об «умении» и «навыках».

Умение – это когда научился что-то делать, а навык, когда умение стало автоматическим.
Автор часто встречал столяров, которые умеют делать табуреты, или рамы, или двери, или что-то другое, но только что-то это одно. Делают это виртуозно, автоматически, но только то, чему их когда-то научили, и делают это всю свою жизнь. Сами научиться чему-либо они не способны. И чаще всего, они этим довольны. К сожалению, это встречается не только в столярном деле. Навыки, автоматизм действий, есть и у администрации, и у педагогов, и у всех остальных.
Другое дело, умение (пока автор хочет сохранить именно это название), когда нет автоматизма, когда действия носят вполне осмысленный характер, и в тоже время существует полная внутренняя уверенность в способности сделать любую, на данный момент времени, работу, полное доверие своим рукам, глазам, себе. Постоянно действует тезис: я могу все.
Автор за такое умение, которое рождается в процессе делания, и он ищет пути обучения этому. Пока только ищет, но определенные находки уже есть. Это еще не система, а фрагменты ее. Тем не менее, автор принял решение передать все накопленное, в надежде, что недостающие фрагменты уже существуют и смогут дополнить систему. Если система будет создана, и ею начнут пользоваться, то умение будет перерастать не в навык, а в творчество. Автор предлагает рассматривать не ЗУНы, где навыки считаются высшей стадией развития умений, а ЗУТы – знания, умения, творчество. Навыки необходимо рассматривать, лишь только, как элементы умений.
Навык – это, когда человек уже не думает, когда он превращается в машину. Навык подобен путам на ногах и руках. Автоматизм вообще вреден. Осмысленным, подконтрольным разуму должно быть каждое действие, как и каждая мысль, и даже, сам момент рождения мысли. Все действия до самых простых и обыденных, до выключения света, чистки картофеля, глажения белья, даже ходьбы, сидения и лежания должны быть наполнены смыслом. Навык и привычка убивают жизнь. Привычка, навык – это то, что совершается помимо воли человека. Поймите: помимо воли! То есть человек отдает кому-то свою волю. Это страшно. Ничто и никогда не должно совершаться человеком помимо своей воли. Одно и единственное, что можно делать помимо воли – добро. Но оно редко совершается само собой. И мы вынуждены принуждать себя к этому, воспитывать в себе привычку делать добро. Добротоделание – нелегкая работа. Но оно дарит радость. Именно этим стоит жить.
Размещено 01:27 21/10/2010
Об адаптации.

Сегодня одной из задач системы образования провозглашается подготовка «высоко адаптируемой личности». Само сочетание этих слов наводит на размышления и вызывает необходимость разобраться в них.
Три слова «высоко – высокий», «адаптация – адаптируемый» и «личность».
Высокий – раньше говорили «горний» – стремящийся к высокому. Например, высоко духовный, высоко моральный. Такие сочетания понятны.
Адаптация – приспособление, принятие на себя определенной роли, подстраивание. Попробуем проверить на слух сочетание «высоко подстраивающийся человек». Не вяжется как-то. Изменим сочетание «активно приспосабливающийся человек». Совсем не то. Совсем плохо. Нет здесь человека, не может быть личности.
Личность – внутреннее содержание человека, характеризующееся комплексом одному ему присущих черт характера, сложившимся мировоззрением, цельностью натуры, обретением самого себя.
Сочетание «приспосабливающаяся личность» – это нонсенс, не имеющий права существовать. Уместны такие сочетания, как творческая, духовная личность, хотя и здесь присутствует элемент тавтологии, т.к. личность не может быть нетворческой и бездуховной.
Таким образом, можно утверждать, что сочетание «высоко адаптирующаяся личность» не имеет смысла или имеет скрытый разрушающий характер. Еще хуже с выражением «высоко адаптируемая личность», т.е. личность, на которую оказывается приспосабливающее, подминающее воздействие извне. С этими сочетаниями мы как будто разобрались. Оставим пока слова «высокий» и «личность», поговорим об «адаптации».
Мы уже отметили, что адаптация – это процесс активного приспособления человека к условиям новой социальной среды и сам результат этого процесса. Важным аспектом адаптации является принятие человеком роли. Теперь очень важный вопрос, а к какой среде этот человек будет приспосабливаться и как. Самим утверждением «высоко адаптирующаяся личность» подразумевается приспособление его к любой обстановке. Что-то здесь не так – очень смахивает на «с волками жить – по-волчьи выть». Страшновато становится, тем более, если учесть приставочку «высоко» в смысле: сильно, активно, энергично. Ведь таким образом мы допускаем введение в отрицательную среду активного фактора – человека мощно приспосабливающегося к обстановке и активно изменяющего ее в сторону ее направленности. Отрицательное становится еще более негативным и опасным. Вывод: здесь адаптация не только не нужна, но вредна и опасна. А что же нужно в этом случае? Человеку нужен внутренний нравственный стержень, а это характеристика личности, позволяющий вообще уклониться от попадания в такую среду, а в случае все же попадания человека в нее, дающий ему способность противостоять ее воздействию и даже исправлять ее.
«Адаптация», как термин, как понятие, как воздействие на человека, выгодна и нужна с целью приспособления, я бы сказал, порабощения и уничтожения человека как личности. Есть очень большая разница между приспособлением к окружающему миру и принятием его. Приспосабливаясь, человек вынужден искать примеры подражания, создавать себе кумиров, лицемерить, играть и подыгрывать в жизни, другими словами, не быть самим собой. Принимая жизнь, человек ищет идеалы в высшем, ищет себя, остается самим собой. В одном случае потеря себя, в другом – обретение. Не может быть сочетаний «Приспособиться к Богу, приспособиться к высшим идеалам», но есть «Принять Бога, принять высшие идеалы, следовать Богу». И, будучи в хорошем, добром окружении, к нему нужно не подстраиваться, подыгрывая и лицемеря, а раскрыться ему и измениться внутренне. Необходимо искать себя, а что такое искать себя – искать в себе Божественное, Высшее.
Простите, размышления на тему адаптации не закончены, есть необходимость подумать еще.
Июнь 2002г.
Размещено 10:01 23/11/2010
Спасибо,Михаил, за Ваши рассуждения,.У Вас очень легкий,приятный и понятный слог)
Почему люди не хотят видеть сути вещей? Мы плачем о неустроенности быта, и нас не волнует неустроенность наших душ..(( Столько мудрых и уполномоченных людей в стране,которые в силах что-то изменить во имя процветания России..Но людям, выросшим по Законам Стаи,просто страшно внимать Божьему Закону,тогда все,чем они жили,чем дорожили,что считали единственно верным - все это опровергнет и обесценит православная вера. А умы их слишком ленивы и упрямы,чтоб признать свои пожизненные заблуждения .Даже,если сердца наши скорбят,большинство из нас,к сожалению, сознательно не позволят себе даже сформулировать настоящую причину скорби..и детей своих ведем за собой в Ад(((
 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму