Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 31-40 из 52  |  Следующая страница »
Размещено 12:32 21/01/2011
Конспект занятия "Каин и Авель"

Дворнякова О. В.


Необходимые материалы: конспект урока, Детская Библия, история про Помидор и Картошку.

1.Приветствие.

2. Повторение пройденного.

Педагог
На прошлом занятии мы беседовали о первых людях – Адаме и Еве. Помните, что с ними случилось в райском саду?

Дети
Съели яблоко, …, не послушались Бога…

Педагог
Адам и Ева совершили первый на земле грех – согрешили непослушанием. Как за это их наказал Господь?

Дети
Изгнал из рая, они стали смертны, а еще Господь сказал, что люди в трудах будут добывать себе пропитание.

Педагог
Давайте узнаем, что с ними случилось дальше…

3. Новый материал.

Педагог
Прошло немало времени после того, как Адам и Ева были изгнаны из рая. У них родились два сына – Каин и Авель. Адам и Ева очень любили своих сыновей. Мальчики выросли и стали красивыми юношами. Авель – пас овец, а Каин был земледельцем, то есть выращивал овощи и фрукты.

Однажды Адам сказал своим сыновьям: - Пришла пора принести дары Богу. Юноши построили жертвенники. Каин положил на свой фрукты и овощи, потому что работал в поле и в саду, а Авель – самую лучшую овечку из стада, которое он пас. Каждый зажег свой жертвенник. У Авеля огонь горел ярко, то есть Господь принял его жертву, а у Каина огонь сразу потух. Тогда Каин позавидовал брату, что его дар оказался приятным для Бога, заманил Авеля в поле и убил там.

Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником, прогнал его.

Вот к какому ужасному греху может привести зависть.

А теперь, давайте послушаем похожую историю с другим концом, эта история сказочная…

…Жили-были два друга – Помидор и Картошка…
Они росли на одном огороде рядом друг с другом. Сначала Картошка и Помидор дружили. Но вскоре Картошка, видя, как Помидор спеет и наливается, начала завидовать Помидору.

- Ты, Помидор, все время на свежем воздухе. Солнышко тебе бока подрумянивает, ветерок обдувает, и цвет у тебя самый лучший – красный! А я? Я под землей расту, в холоде и сырости. А выкопают меня – сразу в мешок и в подвал. Опять вокруг меня темнота. Кожура у меня шершавая, бугристая, невыразительная. Тобой же хозяева любуются, вот какой у нас Помидор большой да красивый вырос, говорят.

- Ну что ты, Картошка, ко мне пристала, - ответил ей Помидор и отвернулся, - я же не виноват.

- Да уж, - продолжала завидовать Картошка, - тебя и в салат, и в банки на зиму, и даже на праздник блюда тобой украшают. А я – бедная и несчастная, никто, никто меня не любит и не замечает, никто не уважает.

Тут Помидор понял, что обижаться на Картошку не стоит, а вот помочь увидеть в себе хорошие качества нужно.

- Картошечка, миленькая, не обижайся. На столе тебе всегда почет и хвала. А ты знаешь, сколько в тебе полезных веществ? Много-много. Без тебя людям никак не прожить. Ведь хлебушек и картошка – самые главные продукты на столе.

- И правда, - задумалась Картошка. – Я ведь и полезная, и питательная, да и кожурка у меня совсем не безобразная. Картошка ведь и белая бывает, и розовая. Прости Помидор, если обидела тебя, я больше не буду тебе завидовать. И спасибо тебе большое за то, что помог мне это понять.

После этого Помидор и Картошка стали дружить еще крепче

4. Обсуждение нового материала.

Педагог
Как Картошка относилась к Помидору?

Дети
С завистью, раздражением.

Педагог
Как Помидор помог Картошке?

Дети
Сказал ей, что она полезная…

Педагог
Помидор, постарался увидеть в неприглядной картошке все ее добрые стороны – пользу, которую она приносит. Скажите, смогла Картошка победить свою зависть, обиду?

Дети
Да.

Педагог
По-моему, ребята, эта история очень похожа на историю Каина и Авеля. А мог бы Каин как Картошка из нашей сказки победить зависть в своем сердце и порадоваться вместе с братом?

Дети
Мог бы.

Педагог
Тогда Каин не совершил бы этого страшного поступка – убийство своего брата Авеля. Давайте и мы с вами будем стараться искать в других людях хорошие стороны. А если у кого-то какое-нибудь дело получается лучше, чем у нас, то мы будем бороться со своей завистью, как Картошка.

5. Молитва.

Педагог
А если мы все-таки согрешили, позавидовали кому-нибудь, будем молиться Богу, чтобы Он простил нас. Для этого на прошлом занятии мы учили молитву, давайте ее еще раз повторим, все вместе:
"Боже, милостив буди мне грешному".

6. Домашнее задание

Пересказать родным – маме, папе, бабушке или друзьям две истории – библейский рассказ о Каине и Авеле, и сказку про Помидор и Картошку. На следующем уроке рассказать с кем вы поделились новыми знаниями.

Методические замечания:

Учителю необходимо взять с собой на урок Детскую Библию и по ходу повествования показывать детям иллюстрации.


Размещено 12:33 21/01/2011
Дошкольное образование / Опыт воскресной школы

Уроки по закону Божию для детей младшего возраста

Священник М. Смирнов

Урок
Успение Пресвятой Богородицы

Когда настало время отшествия Пресвятой Богородицы от земли на небо, Архангел возвестил Ей о Ее кончине. Перед смертию Своею Матерь Божия пожелала видеть святых апостолов, и все они, кроме Фомы, собрались к Ней. Сам Господь Иисус Христос явился, чтобы воспринять пречистую душу Своей Пресвятой Матери, а тело Ее апостолы со светильниками и священным пением отнесли в пещеру и там похоронили. На третий день явился апостол Фома и весьма жалел, что не застал в живых Матерь Божию. Он просил апостолов открыть гроб и показать ему хотя пречистое тело Пресвятой Богородицы. Апостолы открыли гроб, но увидели в нем только одни одежды, тела же Богородицы не было во гробе. Они были в недоумении некоторое время; ио вот явилась им Пресвятая Богородица, окруженная множеством Ангелов, и сказала; "Радуйтесь! Я с вами во все дни!" Недоумение апостолов сменилось радостью. Они воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!" — и поклонились Ей. Они уразумели, что самое тело Бохией Матери вознесено на небо.

Успение Матери Божией — праздник радостный для православных христиан, потому что Пресвятая Богородица во успении Своем не оставила мира, но обещала быть, и пребывает доныне, и будет пребывать до скончания века Молитвенницею и Заступницею христиан перед Богом. Праздник Успения Матери Божией бывает 15-го августа (Старый стиль).

Урок
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

После смерти Христовой Крест Господень врагами был сокрыт в пещере и засыпан землею. Прошло от Рождества Христова более трехсот лет. Благочестивая греческая царица Елена пожелала отыскать Крест Господень и для сего прибыла в Иерусалим. После долгих поисков найдены были в пещере три креста, но неизвестно было, какой из трех Крест Господень. В это время невдалеке несли погребать умершего человека. Царица приказала возлагать на умершего кресты, в надежде, что Господь чудесным знамением укажет Свой святой Крест. При возложении на умершего третьего Креста мертвый ожил и встал из гроба. Из этого поняли все, что Крест, воскресивший мертвеца, есть истинный Крест Господень. Тогда патриарх высоко поднял Крест Христов, чтобы все люди могли видеть его и поклониться ему. Праздник, в который воспоминается это событие, называется "Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня" и бывает 14-го сентября (Старый стиль). В этот день во время богослужения Святой Крест выносится на средину храма. Православные христиане поклоняются Кресту Господню как орудию нашего спасения и постятся в память страдания и крестной смерти Господа Иисуса Христа, Спасителя мира.

Размещено 12:35 21/01/2011
Уроки по закону Божию для детей младшего возраста

Священник М. Смирнов

Урок
Вознесение Господне (Лк 24, 49 - 52; Деян. 1, 4 – 11)

В сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос явился ученикам во Иерусалиме, напомнил им о Своем обещании послать Духа Утешителя, велел ждать Его и не отлучаться из города, потом вывел их из Иерусалима до Вифании, благословил их и вознесся на небо. Ученики долго стояли и смотрели на небо. Но вот им явились два Ангела и сказали: "Что вы стоите и смотрите! Иисус, вознесшийся на небо, придет опять таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

Мы радостно празднуем Вознесение Господне в сороковой день после Пасхи, на шестой неделе в четверг.

Урок
Сошествие Святого Духа на апостолов (Деян. 2, 1 – 41)

Как обещал Господь о ниспослании на апостолов Духа Святого, так и совершилось. В 50-й день после Воскресения Христова Матерь Божия и апостолы собрались в одном доме во Иерусалиме и молились. Был девятый час утра. Вдруг послышался сильный шум с неба, как бы от бури, затем явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и спустились на каждого из присутствовавших. Каждый почувствовал в сердце своем великую радость и получил дар Святого Духа проповедовать и говорить на разных языках, которых не знал прежде. В это время в городе было, по случаю праздника, весьма много народа из разных стран. Апостол Петр вышел к народу и стал проповедовать о Иисусе, что Он есть истинный Сын Божий, Спаситель мира. По его проповеди уверовало в Господа Иисуса Христа три тысячи человек. После того вера Христова, апостолами и их преемниками проповеданная, благодатию Дyxa Святого, с течением времени, распространилась по всей земле.

Сошествие Святого Духа на апостолов мы называем "днем Пресвятой Троицы" и торжественно празднуем в 50-й день после Пасхи. В этот праздник в церкви мы особенно — усердно, с коленопреклонением — молим Духа Святого, чтобы и в наше сердце Он, Утешитель, сошел, как некогда сошел на апостолов.


Размещено 12:36 21/01/2011
Уроки по закону Божию для детей младшего возраста.

Священник М. Смирнов

Урок
Сотворение мира и человека (Быт. 1,1 – 27; 2,23)

Бог сотворил мир из ничего словом Своим. В начале Бог сотворил небо и землю. Под небом разумеются Ангелы, под землею — неустроенный видимый мир, который и устроил Бог в шесть дней.

В первый день Бог сказал: "Да будет свет", и стал свет. Во второй день Бог сказал: "Да будет твердь", и явилась твердь, или видимое небо. В третий день Бог сказал: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша", и явилась суша с растениями, а по местам — моря, озера, реки. В четвертый день Бог сказал: "Да будут светила на тверди небесной", и явились солнце, луна и звезды. В пятый день Бог сказал: "Да произведет вода пресмыкающихся... и птицы да полетят над землею", и явились рыбы в водах и птицы в воздухе. В шестой день Бог сказал: "Да произведет земли— скотов, и гадов, и зверей", и явились животные земные. После того Бог сказал; "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию". И сотворил Бог человека: тело его Он создал из земли, а в лицо вдунул душу бессмертную, разумную и свободную, и стал человек живым. Имя первого человека было Адам. Потом сказал Господь: "Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему". И навел Господь на Адама крепкий сон, взял одно ребро его и из ребра создал жену.

Проснулся Адам, увидел жену и сказал: "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою". Имя первой жены было Ева. Бог благословил первых людей. После того посмотрел Бог на весь мир, который Он сотворил, и увидел, что он прекрасен. Бог не стал творить новых тварей и стал управлять миром, чтобы в нем был порядок, чтобы каждое творение исполняло назначение и прославляло бы Творца.

Седьмой день Бог назвал "суббота", т.е. покой или отдых, и повелел людям почитать седьмой день как день святой. Сотворение мира есть великое чудо Божие. Когда мы вспоминаем о сотворении мира, сердце прославляет Творпа и Вседержителя Господа, как прославлял Его Псалмопевец; "Благослови, душа моя. Господа!.. Все премудро Ты сотворил!.. Слава Господу, сотворившему все!" Пс. 103, 1. 24; церк. п.

Урок
Блаженство первых людей (Быт. 2, 8 - 17)

Первые люди Адам и Ева жили в раю и блаженствовали. Они не имели ни в чем нужды, даже и в одежде, поелику были невинны и чисты, как дети, не знали болезней, никаких огорчений, никаких несчастий; они часто беседовали с Богом и постоянно радовались. Не боялись и смерти первые люди, потому что в раю было дерево, называемое "древо жизни", плодами которого питаясь, они никогда бы не умерли, но вечно жили бы телом. Занятием первых людей было возделывать и хранить рай — прекрасный Божий сад, в котором были всякие деревья, а на них плоды прекрасные и вкусные. Адам и Ева ели плоды со всех деревьев рая кроме одного дерева, которое было посреди рая и называлось "древо познания добра и зла". Об этом дереве Бог сказал человеку: "Не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь, смертию умрешь".

Урок
Грехопадение первых людей и обетование о Спасителе (Быт. 3, 1 – 24)

Прежде сотворения видимого мира Бог сотворил мир невидимый Ангелов. Один из светлых Ангелов возгордился перед Богом, захотел быть равным своему Творцу; за то Бог удалил его с неба, и стал он темным и злым духом,— его называют диаволом. За ним пали с неба его сообщники, которые также стали темными и злыми духами,—их называют бесами.

Позавидовал диавол людям, что они блаженствуют в раю, и задумал соблазнить их на грех. Он хотел, чтобы Бог прогневался на людей и удалил бы их от Себя, чтобы люди мучались вечно, как мучаются они — злые духи.

Однажды Ева проходила по раю и остановилась перед запретным деревом. В эту минуту змий, в которого вошел обольстительный диавол, спросил ее: "Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев рая?" Жена ответила: "Мы едим со всех деревьев, только не едим с одного этого дерева. Бог сказал: не ешьте, чтобы не умереть". Змий сказал: "Не умрете, но как только вкусите, будете, как боги, знающие добро и зло", Ева соблазнилась словами змия; захотелось ей знать добро и зло, она сорвала - плод с запрещенного дерева и ела, потом дала Адаму, и он ел.

Как только вкусили Адам и Ева запрещенного плода, они увидели, что они наги, и почувствовали стыд и страх. Они сорвали листья с дерева и ими закрыли свою наготу. Слышат они, ходит по раю Господь; раньше они радостно встретили бы Господа, теперь же спрятались от Него за дерево.

— Адам, где ты? — спросил Господь.
— Я наг,— ответил Адам,— убоялся Тебя и скрылся.
— Кто ж тебе сказал, что ты наг? — спросил Господь,— Не вкусил ли ты запрещенного плода?
— Жена, которую Ты мне дал, соблазнила меня, — сказал Адам.
— Что ты это сделала? — спросил Господь жену.
— Змий меня соблазнил,— ответила Ева.

Так согрешили первые люди. Вместо того чтобы покаяться во грехе и просить у Бога прощения, грешники слагали вину один на другого. Бог прогневался на согрешивших людей и изрек на них Свой праведный суд.

Бог сказал Адаму: "Проклята земля за тебя; в поте лица (т.е. тяжелыми трудами) ты будешь доставать себе пропитание до тех пор, пока не умрешь. Ты земля, в землю и пойдешь". Жене Бог сказал: "В болезнях ты будешь рождать детей и будешь под властаю у мужа". Змию и диаволу Бог сказал: "Проклят ты пред всеми животными; родится от Жены Потомок, Который сотрет главу твою, победит тебя". Этими последними словами, в которых заключалось обещание о Спасителе мира, Милосердый Господь дал людям надежду на спасение.

После того Господь изгнал Адама и Еву из рая и поставил во вратах рая Херувима с пламенным мечом, чтобы он не пускал грешников в рай.


Размещено 12:37 21/01/2011
Дошкольное образование / Опыт воскресной школы
Уроки по закону Божию для детей младшего возраста.

Священник М. Смирнов

После грехопадения люди стали жить вне рая. Первый грех повредил всю их природу. У них явилась наклонность ко грехам, а от грехов болезни и смерть. От грешных людей стали рождаться грешные дети. По мере того как умножались люди, умножались и грехи между людьми и отдаляли их от Бога.

Но, несмотря на греховность людей, Бог не лишал их совсем Своей милости. Он наказывал их за грехи, но Он же хранил между ними истинную веру, повторял им обещания о Спасителе и приготовлял их к принятию Его.

Когда люди стали весьма нечестивы, Правосудный Бог наказал их всемирным потопом, но Он же, Милосердый, сохранил в ковчеге праведного Ноя с семейством его для продолжения рода человеческого.

Когда после потопа люди разошлись по земле и забыли истинного Бога, Бог избрал благочестивого мужа Авраама, чтобы в его потомстве сохранялись истинная вера и обещания о Спасителе. Сын Авраама Исаак, внук его Иаков и дети Иакова были праотцами народа еврейского, — избранного народа Божия.

Впадал в несчастие и избранный Божий народ, и Бог наказывал его праведным гневом Своим, но не переставал и беречь его, время от времени воздвигая в нем великих и святых мужей. Эти мужи назывались пророками. Они возвещали людям волю Божию, предсказывали будущее, нечестивых строго обличали и угрожали им гневом Божиим, а благочестивых утешали надеждою на пришествие Спасителя.

Через пророка Моисея Бог дал людям Свой Божественный Закон — десять заповедей, как любить и почитать истинного Бога и как любшъ ближних.

Пророк и царь Давид был особый избранник Божий, которому было обещано, что его потомком будет Спаситель мира; в его книге — Псалтири — предсказано о страданиях, смерти и воскресении Сына Божия.

Пророк Божий Илия был великий ревнитель славы Божией и строгий обличитель нечестия. Бог прославил его, взяв живым на небо на огненной колеснице.

Пророк Божий Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы и будет преисполнен величайших даров Божиих. Предсказали пророки и о том, когда именно придет Спаситель, где Он родится и о других обстоятельствах Его служения роду человеческому.

От сотворения мира прошло пять с половиной тысяч лет. Нечестие народов к этому времени достигло крайней степени; почти все народы поклонялись идолам. Благочестивые люди избранного народа Божия только и утешались надеждою, что скоро придет Спаситель мира, и с нетерпением ожидали Его явления.

Наконец исполнилось то время, когда, по определению предвечного совета Божия, надлежало явиться на землю обещанному Спасителю мира. Для спасения людей Сын Божий сошел с неба на землю, принял плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделался Человеком (3 чл. Сим. веры), не переставая быть Богом. Великий Пророк Божий и Предтеча Иоанн явился прежде Сына Божия, приготовляя к достойному принятию Его всех, с верою ожидавших обещанного Спасителя. Он проповедовал народу, говоря: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное; приготовьте путь Господу!" Мф. 3, 2 — 3, а указывая на грядущего Иисуса Христа, говорил: "Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". Ин. 1, 22.

Размещено 12:38 21/01/2011
Дошкольное образование / Опыт воскресной школы
Уроки по закону Божию для детей младшего возраста.

Священник М. Смирнов

Урок
Рождество Пресвятой Богородицы

Когда приближалось время пришествия на землю Сына Божия, жили тогда в народе еврейском праведные люди Иоаким и Анна. Они были очень благочестивы и Богу угодны; дожили до старости, а детей не имели и очень скорбели об этом. Они усердно молили Бога, чтобы родилось у них дитя, и обещали отдать это дитя на служение Богу. Бог услышал молитву праведников, и родилась у них Дочь, Которую они назвали Мариею. Мария, пришедши в возраст, удостоилась быть Матерью Сына Божия, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Рождество Девы Марии доставило радость всей вселенной, и мы, православные христиане, радостно празднуем этот святой день 8-го сентября. (Даты приведены по старому стилю.) Святая Церковь поет в этот день такую песнь:

"Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш..." Тропарь.

Урок
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Пресвятой Марии исполнилось три года, родители Ее Иоаким и Анна, помня данное Богу обещание, повели Ее во святой храм. Пресвятая Мария шла с радостью. Сродники и девицы провожали Ее со свечами и пением священных песен, а первосвященник встретил Ее при входе в храм. Дух Святой открыл первосвященнику, что Мария будет святейшею из всех людей, и он ввел Ее во святое святых, ту часть храма, куда мог входить только один он и то однажды в год. Дева Мария осталась жить при храме. Мы празднуем день Введения во храм Пресвятой Богородицы, как светлый и радостный праздник, 21-го ноября. (Старый стиль.) Святая Дева Мария с радостью шла в храм Божий и свято жила в нем; с радостью и мы должны ходить в наш святой храм и благоговейно и усердно молиться в нем.

Урок
Благовещение Пресвятой Богородицы (Лк 1, 28 — 35)

Пресвятая Дева Мария жила при храме до четырнадцатилетнего возраста. Родители Ее умерли. Священники хотели отдать Марию замуж, но Она сказала им, что дала Богу обещание навсегда остаться Девою. Тогда священники обручили Ее праведному старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее. Иосиф был плотником и жил в городе Назарете, в его доме стала жить и Пресвятая Дева Мария. Однажды Она читала Священное Писание; вдруг явился перед Ней Архангел Гавриил и сказал; "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!" Пресвятая Дева Мария смутилась. "Не бойся, Мария, — продолжал Архангел, — Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Вышнего... и Царству Его не будет конца". Мария сказала: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Архангел отвечал: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя, и потому рождаемое Святое назовется Сыном Божиим". Тогда Мария сказала: "Я Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Архангел.

Это радостное событие называется "Благовещение Пресвятой Богородицы", т.е. благою или радостною вестью о том, что от Пресвятой Девы родится Сын Божий, Спаситель мира. Поистине, весть эта радостна всем людям как начало нашего спасения. В праздник Благовещения мы слышим в церкви пение: "Днесь спасения нашего главизна", т.е. ныне начало нашего спасения, и еще мы слышим слова: "Радуйся, Благодатная!" Пресвятая Дева радовалась, и весь мир радуется Благовещению, с великой радостью и мы всегда будем встречать и провожать святой день Благовещения 25-го марта. (Старый стиль). Всегда будем возносить молитву ко Пресвятой Богородице, составленную из слов приветствия Архангела: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".

Размещено 12:39 21/01/2011
Дошкольное образование / Опыт воскресной школы
Уроки по закону Божию для детей младшего возраста.

Священник М. Смирнов

Урок
Рождество Христово(Лк, 2, I - 16. 21)

Наступило время родиться Сыну Божию. Царь римский, который тогда владел и еврейским народом, приказал переписать всех людей, ему подвластных. Для этого каждый житель должен был записаться в своем родовом месте, откуда происходили его предки. Пресвятая Дева Мария и Иосиф жили в городе Назарете, а предки их были из Давидова города Вифлеема; в Вифлеем и пошли они записаться. Пришедши в город, они не нашли себе приюта в нем. Там было много народа, Иосиф же и Мария были люди бедные. Они остановились в пещере близ города, недалеко оттого места, где пастухи пасли свои стада. В пещере от Пресвятой Девы Марии родился Сын Божий, Спаситель. Пресвятая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли. Когда родился Сын Божий, вдруг предстал пастухам Ангел Господень и слава Господня осияла их. Пастухи испугались, но Ангел Божий сказал им: "Не бойтесь! Я вам возвещаю великую радость, которая будет всем людям: в городе Давидове родился Спаситель Христос. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Затем на небесах явилось множество Ангелов, которые пели: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!"

Пастухи говорили между собою: "Пойдем посмотрим, что случилось", пошли, нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились родившемуся Сыну Божию. В восьмой день Младенец был обрезан по закону и дано было ему имя Иисус, что значит Спаситель.

Рождество Христово событие спасительное и радостное для всех людей. Оно светло и радостно празднуется Святою Церковью 25-го декабря (Старый стиль). Мы слышим тогда пение: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...", т.е. "Рождество Христово просветило мир светом истинного разумения", и еще слышим: "Христос рождается, — славите, Христос с небес — срящите...", т.е. встречайте. Вместе со Святою Православною Церковью, как дети ее, будем и мы всегда радостно встречать и благочестиво праздновать светлый день Рождества Христова.

Урок
Сретение Господне (Лк. 2, 22 – 38)

У евреев был закон — первого новорожденного младенца мужского пола в 40-й день приносить во храм, приносить за него и жертву Богу. Пресвятая Дева Мария в 40-й день по рождении принесла Младенца Иисуса во храм, а с ним вместе и жертву — молодых голубей. В то время жил в Иерусалиме благочестивый старец Симеон. Бог обещал ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит обещанного Спасителя мира. Старец Симеон, по внушению Божию, пришел в храм в то время, когда в него входила Матерь Божия с Младенцем Иисусом. Он встретил Божественного Младенца, взял Его на руки и сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...", т.е. "Господи, теперь я могу спокойно умереть, потому что глаза мои увидели Спасителя". Симеон назвал Младенца Иисуса светом для язычников и славою Израиля. Тут же была престарелая вдова, благочестивая Анна пророчица. Она тоже говорила о Младенце, что Он есть Спаситель мира. Это событие называется "Сретением Господним", Старец Симеон радостно встретил Младенца Иисуса во храме, радостно встречает и празднует и Святая Церковь день Сретения Господня 2-го февраля (Старый стиль).

Урок
Крещение Господне (Мф. 3, 2. 13 - 17; Ин. 1, 27. 29 – 34)

Святой Иоанн, Пророк, Предтеча и Креститель, был на полгода старше Господа Иисуса Христа. Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он начал проповедовать народу: "Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное. Идет в мир Сын Божий, Спаситель". Кто каялся во грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордане. Много народа приходило к Иоанну слушать его проповедь, и многие принимали от него крещение. Пришел к нему креститься и Господь наш Иисус Христос. Иоанн знал, что Иисус Христос безгрешен и потому отказывался крестить Его, говоря; "Мне надобно креститься от Тебя, Ты ли приходишь ко мне?" Но Иисус Христос отвечал ему: "Оставь теперь, нам нужно исполнить всякую правду". Тогда Иоанн не противился более и крестил Господа во Иордане. Когда Иисус выходил из воды, отверзлись небеса, Дух Божий сошел на Него в виде голубя и слышен был с неба голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!"

Крещение Господне есть событие радостное для людей, как начало нашего крещения, установленного Самим Господом. Это событие Святая Церковь торжественно празднует 6-го января (Старый стиль), причем мы ходим с крестным ходом на реку, называя это "хождением на Иордан". Праздником Крещения, а особенно крестным ходом, мы вспоминаем, как Господь Спаситель ходил на Иордан и принимал крещение. Называем мы этот праздник и Богоявлением, потому что во время крещения Господня все Три Лица Пресвятой Троицы явились миру: Бог Отец — голосом с неба. Сын Божий принимал крещение. Дух Святой сходил на Него в виде голубя.

Размещено 12:41 21/01/2011
Дошкольное образование / Опыт воскресной школы
Уроки по закону Божию для детей младшего возраста.

Священник М. Смирнов

Урок
Учение Господне (Мф. 22, 37 - 39; Мк. 12, 30 – 31)

После крещения Господь Иисус Христос более трех лет проповедовал миру свое спасительное учение. Он учил, что должно любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением и ближнего любить как самого себя, учил, как людям должно достигать Царства Небесного. Милосердый к бедным, больным, несчастным, Господь исцелял всякие болезни в людях, изгонял злых духов и людей учил быть милосердыми ко всем. Сын Божий и Царь всего мира, Он был образцом кротости и смирения, Сам служил людям и людей учил быть кроткими и смиренными. Господь Иисус Христос очень любил малых детей, благословлял их и говорил: "Таковых есть Царство Небесное", а народу говорил: "Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Мф. 18, 3. 19, 14.

Урок
Преображение Господне (Мф. 17, 1 - 8; МК. 9, 2 – 9)

Однажды Господь Иисус Христос взошел на гору Фавор помолиться. Вместе с Ним взошли и три Его ученика: Петр, Иаков и Иоанн. Когда Господь молился, ученики уснули. Проснувшись, они увидели, что лицо Иисуса Христа сияет, как солнце, одежды Его белы, как снег, с Ним беседуют пророки Моисей и Илия. Ученик Господень Петр в великой радости воскликнул: "Господи, хорошо нам здесь! Если хочешь, сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". В это время светлое облако осенило их и послышался с неба голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!" Испугались ученики и в страхе упали на землю. Когда они поднялись, то уже никого не видели, кроме Иисуса Христа, Который был пред ними в обыкновенном виде.

Это событие называется "Преображением Господним". Господь показал ученикам Свою божественную славу, чтобы укрепить веру их. Радуясь славе Господней, мы торжественно празднуем это событие 6-го августа (Старый стиль).

Урок
Вход Господень в Иерусалим (Мф. 26, 2 - 16; Лк. 19, 30 – 38)

Пред праздником Пасхи совершился торжественный вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим. Недалеко от Иерусалима, близ горы Елеонской, ученики, по повелению Господа, привели к Нему осленка с ослицею и покрыли его своими одеждами. Господь воссел на осленка и направился к Иерусалиму. Впереди и сзади Господа шло великое множество народа. Все смотрели на Иисуса как на Царя и оказывали Ему царские почести: одни постилали по дороге одежды, другие бросали пальмовые ветви, иные держали ветви в руках и радостно все восклицали: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядый во Имя Господне! Царь Израилев!"

Когда Господь входил в самый город, то народ, и даже малые дети, с таким восторгом восклицали: "Осанна Царь Израилев!", что весь город пришел в движение. Вход Господень во Иерусалим мы радостно празднуем в Вербное воскресенье. В этот праздник мы стоим в церкви с вербою в руках и со свечами. Ветви вербы и горящие свечи означают радость нашего сердца.

Размещено 12:42 21/01/2011
Дошкольное образование / Опыт воскресной школы
Уроки по закону Божию для детей младшего возраста.

Священник М. Смирнов

Урок
Тайная Вечеря (Ин. 13, 14, 15, 16)

После Входа во Иерусалим, в Четверг, Господь Иисус Христос совершил с Своими учениками Тайную Вечерю. Чтобы научить нас смирению, Господь умыл ноги своим ученикам, а потом установил таинство Святого Причащения Пречистого Тела Своего и Пречистой Крови Своей, чтобы верующие в Него были причастниками Жизни вечной. На этой же Вечери Господь предсказал о Своем предателе, сказав ученикам: "Один из вас предаст Меня", и дал понять, что предателем Его будет Иуда Искариотский. Предсказывая о Своих страданиях и смерти, Господь говорил ученикам; "Да не смущается сердце ваше (т.е. не скорбите), Я не оставлю вас сиротами, Я умолю Отца и даст вам Духа Утешителя. Он будет с вами вовек и наставит вас на всякую истину".

Урок
Осуждение Господа на смерть (Мф. 26, 39 - 66. 27, 1 - 26; Ин. 17, 18, 19)

После Тайной Вечери Господь Иисус Христос удалился в сад Гефсиманский близ Иерусалима и там молился. В это время Иуда Искариотский предал своего Учителя. Ночью он пришел к Иисусу с воинами и, дав им знак, "кого поцелую, того берите", поцеловал Господа. Воины взяли Иисуса и повели Его к судьям. Судили Господа первосвященники и старцы. Они завидовали Иисусу Христу, что народ любил Его более, нежели их, и осудили Его на смерть за то, что Он называл Себя Сыном Божиим. Требовалось, чтобы осуждение это было утверждено начальником страны, которым в то время был Пилат.

Никакой вины в Иисусе Христе не нашел Пилат и хотел отпустить Его, но иудеи, наученные первосвященниками и старцами, требовали смерти Его и кричали: "Распни Его! да будет распят!" Тогда Пилат умыл руки свои пред народом, показывая этим, что он невиновен в смерти Праведника, и предал им Иисуса Христа на распятие.

Урок
Страдания Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 27, 28 - 50; Лк. 23, 34 – 43)

Враги Господа Иисуса Христа насмехались над Ним, плевали Ему в лицо, надевали на главу Его терновый (колючий) венец, били Его и наконец распяли Его вместе с двумя разбойниками: железными гвоздями они прибили ко кресту Его пречистые руки и ноги. Ни в чем не повинный, безгрешный Страдалец все перенес, все претерпел. Он, Милосердый, Сам даже просил у Отца Небесного прощения Своим мучителям: "Отче, — молился Он, — прости им! Они не знают, что делают". Один из разбойников, распятых со Христом, хулил Господа, а другой молился Ему, говоря: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" Молитва разбойника угодна была Господу. Он простил ему его тяжкие грехи, сказав: "Ныне же будешь со Мною в раю".

Каждый из нас, несомненно, желал бы прощения грехов и райского блаженства; пусть же каждый из нас умоляет Господа словами разбойника: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем".

Размещено 10:29 16/02/2011
Проблемы православной гимназии
Священник Алексий Уминский,
директор Свято-Владимирской православной гимназии

Разговор пойдет о проблемах православной школы. Для многих приходов встает вопрос о создании такой школы, для многих священников не ясно, благословлять ли им своих прихожан отдавать детей в такие школы или, как их называют, "гимназии" (хотя название это совершенно условное) или, наоборот, всячески отговаривать от этого неосторожного шага, так как многие родители уже "обожглись" на таких школах.
Я, к сожалению, не слишком хорошо знаком с другими гимназиями, поэтому речь пойдет об опыте нашей школы – православной общеобразовательной школе Свято-Владимирского учебного центра. Но я уверен, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, – общие.
Дело в том что, создавая так называемые православные гимназии, мы не осознавали, да и теперь еще не до конца осознаем, что мы включились в создание совершенно новой школы (системы школьного воспитания), аналогий с которой нет в истории педагогики. Поэтому с таким величайшим трудом эти школы создаются, и поэтому они и очень быстро распадаются, так как, не осознав этого и не начав решать кардинальные проблемы по-новому, ничего невозможно сделать – многие старые привычные формы просто не действуют, и школа перестает существовать или перестает быть православной. Новизна и необыкновенность православной школы заключается в том, что эта школа начала мыслиться как церковная, т. е. имеющая своим основанием те принципы, которые заложены в жизни самой Церкви и конкретно в жизни прихода. Поэтому те школы, которые выросли из прихода, существуют неразрывно с приходом – эти школы держатся, укрепляются; а те школы, которые возникли в стороне от прихода, только с привлечением священника, так сказать, возникли из идеи, – эти школы в основном распадаются или едва существуют (я повторяю, что недостаточно хорошо знаю жизнь других школ, поэтому могу ошибиться).
Что мне кажется принципиально новым в церковной школе? Это отсутствие барьеров.
Школа как структура строится по нескольким уровням:

* администрация,
* учителя,
* дети,
* родители.

И между всеми уровнями строятся определенные барьеры, которые, с одной стороны, помогают администрации, учителям управлять учениками и родителями и при необходимости очень хорошо от них защищаться, с другой, конечно, делают школу сферой отчуждения, где ученик всегда в оппозиции к учителю, учитель к администрации, а в свою очередь администрация в оппозиции ко всем без исключения родителям. Эти барьеры являются основным дисциплинарно-педагогическим управленческим инструментом школьной системы. Так вот, православная школа сознательно или бессознательно пошла на слом этих барьеров, так как мы все – и учителя, и ученики, и родители – члены единой Церкви (а у нас – и единого прихода), и у всех нас Единый Учитель – Христос. И для православной школы это стало настоящей радостью и главной трудностью, которую многие не смогли преодолеть или даже осознать.
Был приход, который сложился и укрепился в приснопамятное брежневское время под духовным руководством прот. Сергия Романова. Мы, т. е. прихожане–педагоги и родители, вели посильную катихизацию по домам, у нас была тогда уже воскресная школа, иконописный детский кружок, дети учились церковному пению, на Рождество и Пасху устраивались детские праздники и прекрасные спектакли. Летом обычно было что-то вроде детского лагеря. Это было очень благодатное время – время, когда плоды этого делания были явными – приход сплачивался, дети удивительно мужественно в условиях той школы несли свой христианский крест и отстаивали свою веру. И конечно, все тогда и мечтать не могли, что совсем скоро будут такие огромные возможности создания своей школы со своей концепцией, со своими принципами и идеалами.
Такое время пришло. Школа была создана, разработана концепция, провозглашены принципы и идеалы. Реальный опыт прошлых лет работы с детьми в условиях гонений на Православие, давал уверенность, что все будет еще лучше, еще плодотворнее, чем раньше.
Мы решили, что наша гимназия будет руководствоваться следующими принципами. Принимать детей из воцерковленных семей или, как исключение, таких детей, родители которых твердо встали на путь воцерковления. Принцип приема всех желающих был отвергнут сразу – и я думаю, что это было правильно, т. к. это большая опасность развалить еще не начавшееся дело. Очень многие родители желали бы пристроить своих детей в хорошее место, дать им воспитание и образование христианское, но они не хотят понять, что христианством нельзя заниматься – христианством надо жить. И обычный аргумент таких родителей: "Ну, нам уже поздно меняться, в церковь ходить нет времени, а Бог у нас в душе. Но вот в советской школе – там плохо: мат, драки, воровство, разврат и т.д., а мы хотим, чтобы наши дети изучали Закон Божий и выросли хорошими людьми".
Дети действительно очень восприимчивы на первых порах к Слову Божию, к Богослужению, к молитве. Но если они в школе слушают о том, как надо жить по заповедям, как важно жить единой жизнью с Церковью, со Христом, а дома, в своей семейной реальности видят, что родители просто не придают никакого значения духовной жизни, а то и просто живут открыто по-язычески и могут даже посмеяться над святыней, то рано или поздно ребенок начинает жить двойной жизнью, лицемерить, и такое "православное воспитание" может закончиться фарисейством и кощунством для ребенка, а для православной школы – развалом, что и происходит во многих случаях.
Нам казалось, мы предусмотрели этот очень важный момент и все должно пойти по правильному пути.
Было решено, что православная гимназия – это общее дело прихода-родителей-детей. Это некое строительство-устроение, подобное тому, как устрояется приходская и семейная духовная жизнь. Это очень важный принцип для нас. Он фундаментальный. Апостол Петр в своем первом послании говорит: "...вы, как живые камни устрояйте из себя дом духовный" (1 Пет. 2:5). Поэтому школа должна жить общей жизнью прихода и семьи и сама стать подобием прихода и семьи. Для этого преподаватели, родители и дети должны духовно трудиться, жить общей духовной жизнью. Вместе молиться, вместе приступать к таинствам. И этим действительно рушилась страшная баррикада, которую воздвигла советская школа между учителями и учениками, родителями и школой. Нам представлялось (и это так в действительности), что литургическое общение явится самым плодотворным моментом нашего примирения и сотрудничества. Тем более что обычно в православных школах наполняемость классов очень небольшая, около 10 человек, что должно делать общение учителя и учащихся дружески-семейным.
Был разработан учебный план, который включил в себя помимо базовых компонентов, конечно, Закон Божий, несколько иностранных языков, несколько древних языков, церковное пение, церковное шитье и другие так называемые гимназические предметы. Тут можно сказать, что, конечно, основной идеей создания православной школы было желание уберечь наших детей от той действительно растлевающей обстановки, которая существует в государственных школах. Но конечно, эйфория, в которой создавалась школа, вскружила нам всем голову и мы замахнулись на нечто, может быть, непосильное для нас, а главное, для наших детей, которые совершенно оказались не готовыми к такому напряженному учебному плану. Мне сейчас кажется, что, может, даже и не нужно в современной школе изучать древние языки, когда дети по-русски говорят коряво, но это другой вопрос.
Оказалось, что эйфория проявилась не только в этом.
Концепция разработана, принципы провозглашены. Родители забрали своих детей из государственных школ и привели в нашу гимназию.
Первый год был, конечно, удивительным для всех. С Божьей помощью все получилось как мы и мечтали – у преподавателей удивительный подъем, у детей – желание учиться, у родителей–готовность все свободное время посвятить гимназии. Было такое чувство, что Господь совсем рядом и все восполняет, все устраивает. Вообще, конечно, все делалось, как часто у нас бывает, на скорую руку – успеть поскорее все устроить, так как неизвестно, что будет завтра. Хорошие люди пришли работать – православные, но не педагоги, специалисты-предметники – но без школьного опыта. Все это было неощутимо в первое время – слишком велика радость нового дела, слишком много эйфории. Потом это очень больно отзывается на всем учебно-воспитательном процессе. Мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили тот колоссальный положительный и учебно-методический, и административный, и даже воспитательный опыт, которым она обладала.
Нам казалось (и многим так продолжает казаться) : мы все православные – у нас все будет хорошо – мы победим. Но реальность оказалась несколько другой. Прежде всего – дисциплина. По прошествии некоторого времени оказалось, что наши православные дети совершенно не умеют себя вести. Более того, когда с нашими друзьями оказываешься в музее, на экскурсии, в общественном месте, ведут они себя не просто плохо, а так, что выделяются своим диким поведением по сравнению с детьми не православными. То же и на уроках – стало возможно то, что в обычной государственной школе было совершенно недопустимо. Дети не обращают внимания на педагога, не здороваются со старшими, ходят по классу во время урока и т. д. Учителя, которые в школе не работали, не в состоянии наладить дисциплину во время урока. Тем более что все учителя страшно боялись таких непопулярных "советских методов" как "2", запись в дневник, вызов родителей и т. д.
Дисциплина подрывалась еще тем, что наши православные родители, когда хотели – ребенка приводили, когда не хотели – оставляли дома или, что еще лучше, в храм ходили вместо уроков – по их мнению, это важнее, и тому подобные вещи.
Мы сначала не поняли, в чем дело, почему так происходит – совершенно обратный эффект. Но если мы будем внимательны сами к себе, все прояснится. Оказалось, что принцип семейственности был воспринят не в смысле особенной ответственности и духовного родства, а в смысле панибратской вседозволенности, и воспринят так в основном со стороны родителей. Вообще я сейчас коснусь очень важной проблемы, которая касается современного состояния приходской жизни в нашей Церкви и которая определяет очень и очень многие проблемы в нашем так называемом церковном возрождении. Советская эпоха совершила в церковном сознании очень сильный переворот, и коммунистическая формулировка, что Церковь существует для "отправления религиозных потребностей", прочно вошла в сознание советского и постсоветского человека. Давайте посмотрим, проверим себя – зачем мы ходим в Церковь, зачем мы причащаемся, молимся, исповедуемся? В чем для нас заключается духовная жизнь? И если мы будем честны, то в большинстве случаев окажется, что ходим мы только для себя, т. е. чтобы у Церкви получить, взять, унести, устроить свою жизнь. И чаще всего нам нет серьезного дела до тех, кто молится рядом с нами, т. к. молитва – это тоже наше личное дело. Мы пришли в Церковь получить, Церковь должна нам дать. Все очень просто – для нас обычно так складывается духовная жизнь. И так и все существует для нас: и община, которая должна о нас заботиться, и духовник, который обязан нас окормлять, и гимназия, которая должна решать все наши семейные проблемы. А на самом деле все наоборот – это мы должны идти в Церковь, чтобы отдать себя Богу и ближним, это в нас нуждается приход, это мы "живые камни", без которых не может строиться здание Церкви. Это очень большая проблема, которую всем решать. Это наш общий очень низкий церковный уровень – духовное потребительство, которое прежде всех других проблем тормозит духовное строительство нашей Церкви. Вот обычная картина, которую приходится наблюдать в храме. Приходит семья в храм с детьми и сразу старается отойти от детей подальше. Дети бегают по храму, мешают всем, толкаются, а родители благоговейно замерли в молитве, ничего не видят и не слышат – им нет никакого дела до того, что другие не могут молиться из-за их детей. Им все равно – они пришли получить, и они "свое" возьмут. И дети, которые веселились во время службы, толкались, выбегали, совершенно не молились, бездумно причащаются, причащаются часто – считается, что от этого дети вырастут настоящими христианами. Потом эти дети приходят в православные гимназии и ведут себя так, как они ведут себя в храме, ведь гимназия (это наш принцип!) – продолжение церковной жизни. И родители недоумевают, почему к ним претензии – ведь мы же все свои, почему никто не хочет понять их проблем, они же со всей душой решили переложить свои проблемы на хрупкие плечи только что образованной православной гимназии, которая еще должна хоть что-нибудь заплатить за работу преподавателям.
Дети воспринимают школу как место, куда их поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе от учебы. Приходится преодолевать у детей и, конечно, у родителей странный "православный" принцип, что для ребенка главное – читать по-церковно-славянски и знать гласы, а что более того – " от лукавого". И когда приходится исключать за неуспеваемость, родители и дети возмущаются: "Как? Нам придется идти в эту "ужасную государственную школу"? Где мы погибнем, где над нашими детьми будут издеваться?" – такая вот спекуляция. На самом деле в государственной школе многие наши дети проявили бы себя гораздо лучше, чем в православной, более ответственно и дисциплинированно.
С еще более опасной ситуацией мы столкнулись на уроках Закона Божия. К нашему удивлению и тревоге, мы стали обнаруживать сильное охлаждение и равнодушие наших детей к вероучительным предметам и молитве. Молитва перед уроком, перед едой стала превращаться в кощунственную скороговорку. На уроках по Закону Божию – отсутствие страха Божия, дети стали красоваться друг перед другом бесстрашием и кощунством, т. е. опять совсем противоположный эффект. И это дети из церковных семей. Это очень опасное явление, которое происходит во многих православных школах. Оказалось, что мы в своих концепциях и принципах забыли об очень важных вещах. Мы думали, что духовная жизнь наших детей складывается дома и в храме. Наше дело их направить в Законе Божием, дать им знания Священной истории и духовных законов. Но наши дети стали воспринимать эти духовные дисциплины, не прилагая никакого духовного труда, внешне, на интеллектуальном уровне, минуя душу и сердце (10 лет назад за такие занятия многие заплатили бы и лишением работы, и отчислением из института и школы, а может быть, и тюрьмой). А теперь это слишком легко дается. И то духовное богатство, которое мы имеем благодаря крови мучеников и подвигу преподобных, наши дети получают с удивительной легкостью и безответственностью. Они могут подробно объяснить чинопоследование богослужения, растолковать Символ веры, много рассуждать на евангельские темы, но в реальной жизни они совсем другие, живут другим. Получается какая-то брешь между церковной молитвой, причащением и тем, что реально наполняет их жизнь. Получается опять, что когда они учились в государственных школах, им приходилось реально отвечать за свое христианство, бороться за него. В среде, далекой от церкви и часто враждебной, дети проявляли себя христианами, а в православной школе, среди таких же детей, они, с одной стороны, чувствуют себя "избранным стадом", превозносятся, а, с другой стороны,– красуются друг перед другом отсутствием благоговения и бесстрашием. Я хочу оговориться, не подумайте, что в православной гимназии собрались самые злочестивые и бесчинные дети, которые только и делают, что нарушают дисциплину и богохульствуют. Я сейчас говорю о тех росточках, о тех "цветах зла", которые неожиданно для нас стали вдруг проявляться, о тех тенденциях, которые могут проявиться, если их не увидеть сразу и не искоренить. Что же делать в подобной ситуации? Оказалось, что мы лишили детей очень важной области жизни – душевной.
Мы пытаемся научить детей реализовывать себя в области интеллектуальной – это учеба, языки, кружки, т. д. Они это воспринимают в меру своих способностей: кто-то лучше, кто-то хуже; в области духовной – Закон Божий, молитва, храм; к духовной жизни дети пока еще не способны в той степени, в которой мы от них ожидаем. Духовная жизнь – это делание их зрелости и нашей духовной зрелости – мера возраста Христова. А ступенька к жизни духовной – правильно устроенная жизнь души. Правильное душевное устроение приведет к устойчивой, трезвенной и жертвенной духовной жизни. Детям нужны реальные общие, интересные дела, в которых бы они могли проявить себя, хотя бы пока еще просто как настоящие люди, которые не предадут товарища, помогут другу, простят обиды; дела, которые научат их дружить и дорожить друг другом. Это, конечно, паломничества и походы – такие, в которых детям надо будет что-нибудь преодолеть; это может быть школьный театр; в нашей гимназии мы стали издавать журнал "Гимназист", и, что еще очень важно, это участие детей в храмовом богослужении. В нашем приходском храме суббота – это день, когда в храме на клиросе поют дети, дети читают, готовят богослужение, звонят на колокольне. Они чувствуют свою ответственность за храм и службу и молятся по-настоящему.
Проблем и неожиданностей будет еще, наверно, очень много, я затронул немногие.
Мне кажется, что для Церкви создание своей православной школы – это самая главная проблема после проблемы создания приходской жизни. И те приходы, которые собираются создавать такие школы, берут на себя очень тяжелый крест. Сейчас в России всего-то приблизительно 60 православных школ, по уровню очень разных, и тенденции к росту их нет. Это действительно очень трудное дело и, конечно, горько и обидно, что до нас нет практически дела со стороны наших епископов, что Архиерейский собор, который рассматривал вопросы образования, ограничился только проблемами духовных школ. Православными школами никто не занимается, кроме государственных учреждений образования – мы с ними гораздо теснее связаны и зависим от них и материально, и законодательно, а отдел Религиозного образования даже связи не наладил между православными школами Москвы. Материально – мы нищие. Поэтому те приходы, которые думают о будущем Церкви, которые, несмотря ни на что, в своих приходских помещениях создают школу, а не магазин, – они по-настоящему служат Церкви и созидают ее. Это подвиг сейчас – спасти наших детей. И создание нашей церковной школы – это дело не частное, а общецерковное.
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 31-40 из 52  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму