Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 Моё деревенское счастье 

Предисловие. 
Судьба подарила мне бабушку с дедушкой живших в деревне, куда каждый год родители отправляли нас с братишкой на все каникулы. Там я познавал деревенскую жизнь. Любил наблюдать деревенские мужицкие занятия плотников, кровельщиков, печников, землекопов, скотников, трактористов, кузнеца, конюха, лесника… 
Понял одну важную истину – в любой мужской артели не терпят советчиков со стороны и праздно-любопытствующие вопросы. А любят и одобряют помощников на подхвате, с одним условием - если они эту помощь разрешат. Охотно и бескорыстно делятся с ними секретами любого ремесла, подробно объясняя особенности. И обязательно угощают, если подошла пора обеда или вечернего перекуса. И поверьте – вкуснее всяких пирожных румяная до черноты горбушка, густо посоленная, с зелёным луком или зубком чеснока, полученная из рук мастерового человека. А на запивку свежая, только что из родника вода! 

По ходу научился понимать, кому из мужиков можно задавать вопросы, а от кого лучше держаться подальше, чтобы не получить оплеуху или дозу брани. Смекнул, что весёлый мужик необязательно добрый. А хмурый и занудный бывает – Душа-человек! 
Познал мудрость, как и, главное, когда обращаться с вопросами к бабам, чтобы получить желаемое, а не бестолковые крики. Если только не ставить целью позабавиться. 

Познавая русское народное мировоззрение, пришёл к выводу, что наиболее бестолковые качества людей – зависть, жадность, капризы и обидчивость. 
Наиболее ценятся народом – честность, трудолюбие, смелость, справедливость и приветливость. 
Нетерпимы – воровство, подлость, трусость, предательство, обман, злорадство и зловредность. 
А презираемы – мелочность, торгашество, меркантильность, хитрость. 
Раздражают – высокомерная спесь, лесть, зазнайство и подхалимаж. 
Самые главные черты русского Народа – хлебосольство, гостеприимство, добродушие, деликатность, бескорыстие и долготерпение. 

Исподволь перенимал опыт грибников, ягодников. Учился ориентироваться в лесу и распознавать съедобные и вредные растения. Спасаться от дождя, купаться в незнакомых водоёмах. Утолять жажду в местах где, казалось бы, безводная местность. Разжигать и поддерживать костры. Выжигать прошлогоднюю траву. Разделать и приготовить на костре дичь и прочую живность, или иные продукты. 

По годам и занятиям деревенская жизнь распределилась так: 
Лето 1956 и 57годов – Свободный полет, – где хотел, бегал. Сколько хотел, купался. С кем хотел, водился. Сколько и когда угодно досыта, ел и спал. 
1957 – Недельный опыт пионерского лагеря в Любытино, затем всё лето в деревне. 
1958 и 59 годы – подпасок у деда. 
1959 – в дополнение к летним каникулам, три месяца деревенской школы и 2 недели пионерского лагеря в Едрове. 
1961,62 и 63 – возница. 
1964 – разнорабочий. 

Именно в деревне с детского возраста я чувствовал себя уважаемым Человеком, не смотря на то, что иногда меня поругивали, а то и подзатыльники давали, если упорно делал что-то непотребное. 
Очень гордился, что меня, городского мальчишку, принимали за своего. Доверяли работать на полном серьёзе, не спрашивая никаких справок и разрешений. Достаточно было рекомендации моего деда. Не было всяких там омбудсменов уполномоченных по «правам ребёнков». Мы росли нормальными ребятами, уважали взрослых в соответствии с их поведением, и не думали о каких-то там особых наших правах. Мы ими реально пользовались. Стремились выполнить главную ОБЯЗАННОСТЬ – стать хорошим Человеком! Чтобы родителям и родным не было стыдно! 

Деревня научила меня рано вставать и поздно ложиться. И день получался огромный. Столько интересного и полезного можно было успеть! А сколько красоты увидеть! 
Смешно было наблюдать, как дачницы и дачники в двенадцатом часу дня с мятыми недовольными мордами со сна, еле шевелясь и ёжась от холодной воды двумя пальцами мыли, как они считали, лица. И медленно пробуждались ото сна. Их деревенские сверстники уже встретили каждый день разный рассвет. Полюбовались россыпями радужной 
росы. Наносили воды, обиходили и выгнали скотину. Напекли пирожков или блинов. Сходили по грибы, ягоды или на рыбалку и уже отработали первую упряжку*. 
И всё это весело с шутками прибаутками иногда и с песнями. 
Нет, не все дачники были нерадивыми. Многие, если не работали в колхозе, то помогали по хозяйству. Но поспать любили почти все! 

Как все деревенские ребята, я зарабатывал трудодни**, которые учитывались по итогам года в бригаде. Начислялась зарплата, и дед присылал мне к новому году мои кровно заработанные деньги. В буквальном смысле он мне не присылал. Просто в письме*** сообщал, сколько я заработал по результатам итогового колхозного собрания. А отец беспрекословно выдавал означенную сумму, как бы он уже получил по почте деньги. Суммы были, конечно, смешные по 30 – 50рублей за три месяца. Это в то время, когда билет на детский киносеанс в городе стоил 1 рубль. 
Что делать? Это была всё же, не самая маленькая колхозная зарплата в то время. Но зато молоко всё лето я получал на собственные трудодни. У бабушки не было коровы. 
Так же выделялось зерно, которое можно было потом на колхозной лошади бесплатно отвезти на мельницу и там смолоть на муку. 
А когда за работу целое лето пастухом мне начислили 330 рублей, я почувствовал себя миллионером и даже пошёл перед новым годом в парикмахерскую, чтобы постричься «под-канадку», которая стоила целых три рубля! 
Это ли не Счастье?! 
На воспоминаниях о каникулах у меня получилась подборка деревенских рассказов. 

* – упряжка – рабочая смена. Первая упряжка с утра до 12 часов дня. Вторая упряжка с 15 часов и до вечера. Фактическая длительность зависит от длины светового дня и напряжённости страды. 

** – трудодень – малопонятная единица труда колхозника с плавающим коэффициентом, однако очень важная при подсчёте годового распределения урожая. В просторечии – палочка! 

*** – письма до середины шестидесятых годов из нашей деревни в соседней области в наш город приходили через день – почта работала как часы и письма приносили на дом два раза в день - утренней или вечерней почтой. Из любого города СССР письма приходили на следующий день, потому что даже и простые письма перевозились Аэрофлотом. Из сельской местности иногда через день. Из Забайкалья, с Камчатки и самого захолустья с полным бездорожьем письма могли прийти на третий день. И главное – всегда в полной сохранности! 
Почтальонка в сельской местности была всегда желанным человеком, как член семьи. 

Александр Алексеевич Кочевник


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму