Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

alt 

 В третьей главе Евангелия от Луки мы читаем, как Иоанн Предтеча учит народ, пришедший к нему для крещения в водах Иордана. Люди спрашивали его: «Что же нам делать?» Для меня в свое время было удивлением — какую меру определил святой пророк для каждого. Мытарям он сказал, чтобы они не брали более определенного им. Значит: не обманывали, не наживались, не обкрадывали. Воинам говорил, чтобы они никого не обижали, не клеветали и были довольны своим жалованьем. То есть: не злоупотребляли своей силой, не лгали и соизмеряли свои желания и возможности. Он не сказал воинам, например, любить и жалеть людей. Сказал «не обижать»… Казалось бы, какая простая мера. Но жить по этой мере некоторым очень сложно.

 Очевидно, что мера апостолов более беспокоит наше воображение. Кому же хочется пользоваться советом для мытарей и воинов? Но готовы ли мы к апостольской мере: оставить все и следовать за Христом?..

 «Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу», — писал Исаак Сирин. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что, читая Евангелие, важно честно признаваться Христу, к чему мы готовы, а к чему — нет.

 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ГОТОВЫ ЛИ МЫ... И САМОУНИЧИЖЕНИЮ

 Илия пришел на консультацию с жалобами на плохое настроение, отсутствие желаний, жизненную скуку. Такое депрессивное состояние было для него непонятно. Вроде бы все хорошо, в жизни никаких сложностей. Учился парень на «отлично», отношения с родителями устраивали, недавно отдохнули всей семьей на модном курорте.

 — А какие у тебя отношения с самим собой? ? поинтересовалась я у него. — Как ты к себе относишься?

 — Я себя самоуничижаю,— твердо ответил юный подвижник.

 — И что ты для этого делаешь?

 — Ну, я говорю себе, что я — полное ничтожество, самый глупый, что ничего у меня не получится.

 — Откуда ты знаешь, что именно так надо себя самоуничижать? С духовником советовался?

 — Нет. Я сам так решил. Но я ведь не очень сильно себя самоуничижаю.

 Этого «не сильно» оказалось достаточно, чтобы почувствовать себя тотально маленьким и ничтожным перед окружающим миром (одна из причин депрессии). Очевидно, что мы должны понимать свои слабые стороны, немощи, но внушение себе собственной абсолютной непригодности для жизни не приведет к духовной высоте. И важно все-таки обсуждать с духовником свои духовные делания.

 Рассуждая о себе, важно оценивать свои действия. А категорическое определение себя затормозит развитие некоторых сил нашей души: «Ну все, я уже знаю, кто я и что из себя представляю. Дальше искать нечего!». Лучше говорить не «я добрый или злой», а «я злюсь» или «с Божией помощью испытываю радость за ближнего».

 Говоря о себе «я — грешник», важно понимать, что это не ярлык. «Я — грешник, но есть что-то еще. Есть образ Божий, где-то сокрытый во мне, есть возможность очищения и обновления меня, каким задумал меня Господь!» «Я грешник» — не должно восприниматься, как мое определение, это — мое состояние. Поэтому лучше говорить: «Грешен! Грешу».

 В этой небольшой статье мне хотелось проиллюс­трировать один тезис: несоблюдение своей меры чревато серьезными последствиями.

 Христианство не требует от человека подвигов выше его сил, однако понуждает к постепенному духовному укреплению. Православная духовная практика— своего рода хирургический инструмент: в руках опытного хирурга творит чудеса, а в руках дилетанта может искалечить. Авва Евагрий передал изречение одного старца: «Всякий подвиг должен быть благовременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение краткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжение краткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно».

 Церковная православная газета, май 2010 №9 (259)

Источник: http://omiliya.org/content/bremena-neudobonosimye.html

 Анастасия Бондарук


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму