Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

         Сегодня одной из задач системы образования провозглашается подготовка «высоко адаптируемой личности». Само сочетание этих слов наводит на размышления и вызывает необходимость разобраться в них.

         Три слова «высоко – высокий», «адаптация – адаптируемый» и «личность».

         Высокий – раньше говорили «горний» – стремящийся к высокому. Например, высоко духовный, высоко моральный. Такие сочетания понятны.

         Адаптация – приспособление, принятие на себя определенной роли, подстраивание. Попробуем проверить на слух сочетание «высоко подстраивающийся человек». Не вяжется как-то. Изменим сочетание «активно приспосабливающийся человек». Совсем не то. Совсем плохо. Нет здесь человека, не может быть личности.

         Личность – внутреннее содержание человека, характеризующееся комплексом одному ему присущих черт характера, сложившимся мировоззрением, цельностью натуры, обретением самого себя.

         Сочетание «приспосабливающаяся личность» – это нонсенс, не имеющий права существовать. Уместны такие сочетания, как творческая, духовная личность, хотя и здесь присутствует элемент тавтологии, т.к. личность не может быть нетворческой и бездуховной.

Таким образом, можно утверждать, что сочетание «высоко адаптирующаяся личность» не имеет смысла или имеет скрытый разрушающий характер. Еще хуже с выражением «высоко адаптируемая личность», т.е. личность, на которую оказывается приспосабливающее, подминающее воздействие извне. С этими сочетаниями мы как будто разобрались. Оставим пока слова «высокий» и «личность», поговорим об «адаптации».

Мы уже отметили, что адаптация – это процесс активного приспособления человека к условиям новой социальной среды и сам результат этого процесса. Важным аспектом адаптации является принятие человеком роли. Теперь очень важный вопрос, а к какой среде этот человек будет приспосабливаться и как. Самим утверждением «высоко адаптирующаяся личность» подразумевается приспособление его к любой обстановке. Что-то здесь не так – очень смахивает на «с волками жить – по-волчьи выть». Страшновато становится, тем более, если учесть приставочку «высоко» в смысле: сильно, активно, энергично. Ведь таким образом мы допускаем введение в отрицательную среду активного фактора – человека мощно приспосабливающегося к обстановке и активно изменяющего ее в сторону ее направленности. Отрицательное становится еще более негативным и опасным. Вывод: здесь адаптация не только не нужна, но вредна и опасна. А что же нужно в этом случае? Человеку нужен внутренний нравственный стержень, а это характеристика личности, позволяющий вообще уклониться от попадания в такую среду, а в случае все же попадания человека в нее, дающий ему способность противостоять ее воздействию и даже исправлять ее.

«Адаптация», как термин, как понятие, как воздействие на человека, выгодна и нужна с целью приспособления, я бы сказал, порабощения и уничтожения человека как личности. Есть очень большая разница между приспособлением к окружающему миру и принятием его. Приспосабливаясь, человек вынужден искать примеры подражания, создавать себе кумиров, лицемерить, играть и подыгрывать в жизни, другими словами, не быть самим собой. Принимая жизнь, человек ищет идеалы в высшем, ищет себя, остается самим собой. В одном случае потеря себя, в другом – обретение. Не может быть сочетаний «Приспособиться к Богу, приспособиться к высшим идеалам», но есть «Принять Бога, принять высшие идеалы, следовать Богу». И, будучи в хорошем, добром окружении, к нему нужно не подстраиваться, подыгрывая и лицемеря, а раскрыться ему и измениться внутренне. Необходимо искать себя, а что такое искать себя – искать в себе Божественное, Высшее.

Простите, размышления на тему адаптации не закончены, есть необходимость подумать еще.

Июнь 2002г.

 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму