Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

(размышления мирянина)

 Слава Богу, сегодня восстанавливается великое множество старых храмов, и строятся новые. В большинстве случаев встает вопрос создания иконостаса. Как его строить, на каких принципах? Вопрос далеко не праздный - создание настоящего иконостаса есть великое искусство.

Ко мне иногда обращаются за советами по поводу иконостасов, эти обращения заставили меня задуматься, и здесь я постараюсь изложить свое видение некоторых закономерностей и правил создания иконостасов. Да простит и поможет мне Бог.

Первое. Иконостас – это место расположения икон, и поэтому главным в иконостасе, безусловно, являются иконы, а не он сам по себе.

Второе. За иконостасом находится алтарь – святая святых храма. В центре его расположены Царские врата – главная и центральная его часть.

Третье. Иконостас органически является частью храма и, как часть его, должен составлять единое целое с ним.

Четвертое. Человек приходит в храм помолиться, и вся обстановка храма должна ему в этом помогать. Он лицезрит перед собой икону, именно икону, а не иконы, и ищет в себе молитвенное состояние. Вот это-то и есть главное в храме – молитва и сам молящийся человек. Храм не для иконостаса. Храм для молитвы. И, значит, иконостас тоже для молитвы. Он является украшением храма, если помогает молитве, а может быть и просто украшением. А просто украшений в храме и быть не может. Все подчинено единственному - молитве, молитве Единому нашему. Иконостас не отделяет трапезную от алтаря, а объединяет их. Более того, иконы в иконостасе открывают храм в бесконечность, в горний мир. Посредством иконостаса перед молящимся предстает духовный мир - в молитве все иконы объединяются, и мы через них предстоим перед ликом Божиим.

Теперь о деталях. Перебирая в качестве образцов изображения старинных иконостасов, следует обратить внимание на то, в каких храмах они стояли. Не стоит заниматься слепым копированием. В каждом конкретном случае иконостас создавался для какого-то определенного храма, определяя единую композицию и дух именно этого храма. Тем более, нельзя использовать отдельные фрагменты, собирая свой иконостас, как из кубиков или мозаики. Иконы в рамах-киотах должны быть достаточно углублены относительно плоскости их обрамления. За счет этого они обособятся друг от друга и, в то же время, объединятся, они отделятся от иконостаса и станут иконами в иконостасе, а не иконостасом с иконами. Так икона в киоте не имеет права быть его частью. Хороший киот, а также и иконостас, еще больше усиливает воздействие иконы, отстраняясь от нее, не забивая, а лишь только обрамляя и возвеличивая ее. Иконостас не имеет права состоять из множества запутанных мелких деталей. Он должен легко читаться и быть лаконичным. Не должно, например, никогда возникнуть такого момента, когда прихожанин будет гадать, что там в хитросплетениях узора: русалка, рыба или просто листочек. Если иконостас принуждает молящегося к рассматриванию и изучению его, то это уже не иконостас – перед ним не молятся, а любуются им или разгадывают загаданные им шарады.

Иконостас обязательно решается тектонически: внизу детали его должны быть объемнее, крупнее и проще, а с продвижением вверх они становятся меньше, изящнее, насыщеннее, изменяются их пропорции. Нижняя, цокольная часть иконостаса не может на себе нести сложные насыщенные элементы и в силу закона тектоники, и по причине того, что молящийся, приходя в молитвенное состояние, отводит глаза от икон и опускает их вниз, и здесь его взгляд не должен встретить чего-то информационно насыщенного и замысловатого, отвлекающего его от молитвы. Свет в храме, как правило, очень сложный: изменяющийся по направленности и интенсивности дневной, свет от паникадила, колеблющийся свет от свечей и лампад, отраженный свет. Такой свет может вызвать игру теней на иконостасе, и, если он выполнен с замысловатой резьбой, то игра этих теней может оказаться весьма причудливой и нежеланной. Следовательно, необходимо учитывать весь свет в храме, имеющийся в разное время.

Об иконах в иконостасе можно сказать следующее. Хорошо, если их вообще нет на момент создания иконостаса, в этом случае можно проще решать общий замысел и создавать цельный, в художественном и духовном смыслах, иконостас. Иногда даже есть смысл отказаться от имеющихся покупных икон массового производства ради более глубокого решения общего замысла. Если нет возможности заказать писаные иконы во вновь создаваемый иконостас, то можно использовать возможности цифровой полиграфии, которая позволяет сделать с любого оригинала изображения любого размера хорошего качества и достаточной долговечности. Необходимо также сказать, что в иконостасе нежелательно закрывать иконы стеклом – нехорошо, когда на фоне святого лика отражается чьи-то фигура или голова. Но этот дефект можно и устранить - сегодня существуют технологии нанесения на стекло противобликовых покрытий. По сходной причине не следует покрывать иконы глянцевым лаком, так как блики на иконе могут исказить святой лик.

Для того чтобы получился действительно настоящий иконостас, в его создании должны участвовать православные архитектор, искусствовед, художник, резчик и столяр. Только в результате их совместного труда появится достойный иконостас. В Свято-Успенском Псково-Печорском монастыре я услышал: «Иконописец не художник, он - в первую очередь, молитвенник, что и есть главное…». То же самое можно сказать о создателях иконостасов. По благословению и с молитвой вершится все. Да поможет им Бог.

Пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвел иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Прост он – только гладкое темное дерево матового блеска, где-то с позолотой, а запал в душу и сейчас стоит перед глазами, и лик Господа в нем. Посмотрите и умилитесь.

Бог в помощь Вам, создатели красоты во имя Господне. Прости, Господи, за дерзновение в написанном, и Вы, братья мои, простите меня, коли, что не так.

 

                С поклоном Вам.                     Брат Михаил.

 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму