FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
Posted: 11/12/2015 - 5 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]

В первые дни наступающего года всего чаще можно слышать приветствие с новым годом и пожелание в новый год нового счастья. Среди нас, может быть, нет теперь человека, который бы по обычаю не приветство¬вал кого-либо или сам не выслушал от других обычного приветствия. Между тем, с вероятностью можно сказать, что в новый год ничего нет реже и необыкновеннее, как услышать привет с желанием внутреннего обновления по душе. А без сего обновления что пользы и в новом году, и в новом счастье? Для души необновленной всякий новый год настанет и пройдет по-старому и всякое новое счастье, каким заменят старое, не доставит покоя, не утолит жажды душевной.

Итак, среди взаимных приветствий и благожеланий в новый год кстати будет припомнить совет Апостола Павла: обновлятися духом ума нашего (Ефес. IV, 23) и уяснить себе тот путь душевного обновления, какой указан нам в Евангелии.

Всякий мыслящий человек, вникавший в дух и направление своих стремлений, не мог не отличить в душе своей потребность непреложной истины, жажду высочайшего блага и совершенной красоты; не мог не заметить и того, что этих существенных стремлений души, кроме Бога, - ничто не удовлетворяет. Природа, видимая как отражение бесконечных совершенств Творца, может только усилить ощущаемую потребность истины, только указать, что не в ней предел стремлений души, но никогда не успокоит ума, не утолит жажды сердечной. Ясно, что искомое, - то, к чему стремится душа, - вне, выше природы - в Боге. Бог есть не только цель стремлений души нашей, но и единственный руководитель на пути к цели. Только в Боге и Богом разрешаются все задачи ума; только в Боге и Богом утоляется <!--[if gte mso 9]>Normal0falsefalsefalseRUX-NONEX-NONE<![endif]-->жажда высочайшего блага, которая томит наше сердце; только в Боге и Богом успокаивается чувство, жаждущее совершенной красоты. Господь, как истинное солнце духов­ного мира, и согревает, и освещает, и оживляет

Таким образом, если ум через созерцание тварей возвы­шается до созерцания Творца; если сердце, не останавли­ваясь на доброте видимой, конечной, ищет добра истинно­го, бесконечного; если чувства, не удовлетворяясь форма­ми изящного, какими богат дольний мир, стремятся к красоте совершенной - мира горнего, то душа живет пол­ною жизнью, укрепляется, цветет. В таком ходе всякое напряжение ее сил есть новый шаг к совершенству, есть действительное ее поновление. Отражая в себе истину, добро, красоту первообразную, она идет от силы в силу и мало-помалу достигает совершенства богоподобного. На такой душе еще здесь предпочинается то великое таинство будущего века, в котором Господь наш Иисус Христос, исходя на вольную искупительную страсть, молился к Отцу Своему (Иоан. XVII, 21), - разумею искреннее, теперь нам непостижимое единение чистых душ с Триипостасным Божеством. Так кусок железа, положенный в горн, мало-помалу проникается и до того насыщается огнем, что, не изменяя своего существа, становится огненным. Вот слабое подобие того, что делается с душой, путем веры и смирения неуклонно идущей к своей цели - Богу!

Если же в гордом сознании своих сил душа уклонится от цели - Бога, созерцание твари предпочтет созерцанию Творца, по недоверию решится все осязать и измерять своим умом и чувством, то вера ее слабеет. При ослабле­нии же веры - единственного проводника благодати ожи­вотворяющей, просвещающей и успокаивающей - душа, упорно следующая принятому направлению, дойдет, на­конец, до того неестественного состояния, где сомнение в истинах самых очевидных, непререкаемых, будет казать­ся делом, совершенно согласным с началами разума. В таком случае не может быть и речи об обновлении нашем душевном. Опираясь только на свое знание, ум все дальше и дальше отклоняется от Бога и таким образом постепенно теряет из виду истинную цель своих стремлений потому, что богатства разнообразных познаний, которыми гордят­ся подобные умы, совсем не свет, а, скорее, блеск, сияние светящееся, но ничего не озаряющее - свет фосфоричес­кий. При этом свете все темно - и настоящее, и будущее.

Итак, вот путь, которым душа наша или обновляется, крепнет, если будет покорна и верна водительству Духа Божия, или слабеет, ветшает, свободно уклоняясь от ука­занной себе цели. Теперь от нас, братия, зависит взять то или другое направление. Если мы хотим, чтобы начинаю­щийся год и в продолжении своем был для нас постоянно новым, чтоб та доля счастья, какую судит нам Провиде­ние, была для нас вполне новою, удовлетворяющею по­требностям души, то должны будем покориться вере и по ее указанию идти от силы в силу, дондеже достигнем в меру возраста исполнения Христова (Ефес. IV, 13). Если до­селе познания нашего ума в отношении к Богоугождению были ограничены, мало было употреблено старания на удов­летворение этой потребности; оставшееся от занятий по дол­жности время употреблялось более на забавы и развлече­ния, нежели на чтение полезных книг; ежели праздность и привязанность к миру дольнему ослабили мышление, то хоть с нового года - по совету Апостола Павла - начнем обновлятися духом ума нашего (Ефес. IV, 23). Вместо временного будем чаще размышлять о вечном, вместо рас­сеяния займемся чтением полезных книг, преимущественно служащих к уразумению спасительных истин, вместо бесе­ды пустословной и суесловной поищем и послушаем людей умных и благочестивых. Можно быть уверенным, что при таком порядке деятельности каждый новый день будет при­носить заметное обновление душе нашей.

Направляя ум к его цели, надобно очищать и вкус к вещам небесным. Пусть изящное и прекрасное окружаю­щего нас мира не останавливает на себе чувства души, а только напоминает ему о красоте несозданной, руковод­ствует к истинному, постоянному изяществу мира духов

 

 

 


Интернет-магазин икон "Главикона.ру"

 Помощь Свято-Троицкому храму