Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Рассказ.

Еду в метро. Рядом, пошатываясь, стоит пьяный верзила. Вращая по сторонам мутными глазами, явно ищет, к кому бы прицепиться. Пытался пошутить с какой-то девушкой – она промолчала и вышла на следующей станции. Громко прокомментировал рекламный плакат, висящий на стенке вагона – но никто не обронил ни слова. Посматривал пару раз и на меня, но я спокойно читал что-то с мобильного, не обращая внимания на попутчика. В конце концов, пьяный приуныл и задумался о чем-то, склонив голову.

Станция «Днепр». Поезд выехал из туннеля, вагон наполнился солнечным светом. Вдали засверкали купола Лавры. По привычке я перекрестился. Среагировав на мое движение, нетрезвый попутчик тут же поднял голову, оживился и придвинулся ко мне. Очевидно, он нашел мишень для атаки. Начался разговор.

– Веруешь, значит?

– Значит, верую. А что?

– А то, что плохо ты веруешь.

Не понял. Озадаченно смотрю в пьяные глаза. Что значит «плохо верую»? Что он имеет в виду? Увидев мое замешательство, попутчик удовлетворительно крякнул и продолжил свою странную речь.

– Ты голову свою видел?

– Допустим, видел. А чего с ней такого?

– Да того, что ты наполовину лысый – вот чего. Молодой парень, а лысина, как у профессора Преображенского.

Люди вокруг начинают смеяться. Я по-прежнему ничего не понимаю. Ну, положим, я лысоват – но при чем тут моя вера? И какая разница ему, пропойце? К чему его слова?

– Посмотри, – говорит, – на мою голову. Что видишь?

Смотрю. Копна густых, кучерявых волос.

– А теперь глянь сюда.

Он достает из широких штанин какую-то фотографию. На карточке вижу его самого, только полностью лысого. Все равно мне ничего не ясно.

– Смотри, каким я был и каким стал? Видишь?

– Ну, вижу.

– То-то. А знаешь, откуда волосы?

Он лезет во внутренний карман и победоносно вытаскивает из-за пазухи затертый до невозможности молитвослов. Потрясывая книжечкой перед моим носом, объясняет:

– У меня волосы все выпали, до одного. А я Бога просил, чтоб Он мне их назад вернул. Помолился – и через полгода все выросло заново. Все волосы! И еще гуще стали, чем раньше. Чудо Божие, понимаешь? Это потому, что у меня вера сильная и я Богу молюсь крепко. А у тебя, видать, вера слабенькая, и молишься ты слабенько, как салага – отсюда и лысый. Поэтому и говорю я, что плохо ты веруешь. Понял?

Люди вокруг хохочут. Смеюсь и я. Выхожу в приподнятом настроении. Ум сразу пытается собрать какие-то пазлы по теме «волосы» из библейских картин: Самсон и его косы, обет назорейства и запрет стричься; толстая коса Авессалома, послужившая его гибели; обет в Кенхреях, данный апостолом Павлом, сопровождающийся острижением волос. Есть в Библии какая-то интересная взаимосвязь между верой и длиной волос на голове. Не берусь формулировать, чтоб не скатиться в эзотерику – но тема любопытная. А после таких вот встреч – вдвойне любопытная.

Да ладно, не в этом вовсе интерес. Важно, собственно, другое: этого пьянчугу Господь буквально за волосы тянет в Царство Небесное. Может, и дотянет – как знать? Достоевский вон про луковку рассказывал, за которую ангелы из ада женщину тянули. А тут за волосы тянут – почему бы и нет? Дай Бог, чтоб вытянули его; дай Бог, чтоб и нас всех вытянули. Каждого из нас Христос влечет к себе, находя в нас что-то такое, за что Он может зацепиться. Бывает, это естественная добродетель, которая становится мостом к вере. Случается, это грех, в борьбе с которым человек прибегает, в конце концов, к Богу. А бывает: «Господи, верни мне волосы». Ну что ж, на тебе волосы. Только молитвослов купи и в храм Божий приди. А там, глядишь, и до исповеди с причастием недалеко. Дивны дела Твои, Господи.

Через «чудо с волосами», сладкую конфету или горькую пилюлю – приведи нас, Господи, к Себе. Приведи, потому что сами мы очень редко ищем Тебя. Нас надо звать, убеждать, приманивать, пугать. Если надо, напугай меня, Господи – но приведи к Себе. Если надо, дай горькое лекарство – но не оставь и исцели. И меня, и этого выпивоху «с волосами», и всех нас – потому что жаль всякого человека, убежавшего от Творца и заблудившегося в жизненных джунглях.

Еще месяца два после описанного случая, как только я видел какую-либо лысую мужскую голову, в моей памяти раздавался хриплый, нетрезвый голос: «А у тебя, видать, вера слабенькая, и молишься ты слабенько, как салага – отсюда и лысый. Поэтому и говорю я, что плохо ты веруешь. Понял?» И всякий раз, улыбнувшись, я говорил про себя: «Понял». И благодарил Бога за преподанный урок.

Сергей Комаров

 

Современный человек все время куда-то спешит. Неотступно и настырно.

В торопливой, беспокойной гонке «как можно больше сделать за день» проходит вся его жизнь. Неугомонно постигаются бесконечные методики по эффективному распределению времени, цель которых – выполнить за рабочий день невыполнимый объем задач.

Погоня за убегающим временем усиливается день ото дня. Человек с остервенением пытается вместить в минуту невместимую вечность, забывая, что эта вечность однажды его неизбежно настигнет. И растворит в безвременьи... 

***

А зачем человеку вообще нужно время?

Святые отцы говорят, что время нам дано, чтобы менять свое представление о жизни, о Боге, о себе. И любая занятость должна способствовать этим переменам.

Меняются же только те люди, которые исследуют себя, которые способны увидеть свои неправильные действия и желания, которые могут признаться себе в этом и искренне раскаяться.

В какой степени на подсознательном уровне это происходит, в такой степени и меняется человек.

Главная проблема многостаночника-трудоголика состоит в том, что внешние события и впечатления, постоянная занятость отвлекают его от внутренней работы. Он не успевает следить за собой, за своей душой, не успевает меняться. У него другие приоритеты и цели.

А без перемен его многострадальные труды бессмысленны.

Не понимая истинных причин происходящего, человек будет ошибочно винить других в сложившихся неприятностях, забывая, что все, что происходит с ним, отражает его внутреннее состояние. Сказано: «Для чистых все чисто…» (Тит. 1:15).

Если наша работа не приносит добрых плодов, не меняет нас, не преображает окружающий мир – грош ей цена.

В чем опасность гонки?

Главная опасность в том, что все эти гонки за третьестепенным мешают человеку встретиться с самим собой.

А без встречи с собой невозможна встреча с Богом. Пока человек не узнает себя, не распознает до мельчайших подробностей и деталей (не отвлекаясь на других), он не сможет общаться с Творцом. От чьего лица он будет общаться? От безымянной и неизведанной планеты?

Общение с Богом – это доверие Ему всего самого сокровенного и личного. И для того чтобы наполниться из Источника жизни, мы должны опустошить себя, выпотрошить. Но для этого нужно знать все потайные карманы души, что невозможно без каждодневного самоисследования.

И если времени на это нет, если гонка за нескончаемыми делами, словами заполняет все наше бытие, то встреча с собой может и не произойти. Без самопознания жизнь обессмысливается. 

Познание себя намного глубже и разнообразнее, сложнее и неодназначнее, чем можно представить. Человек об этом даже не подозревает, и упорно продолжает не обращать на себя никакого внимания.

Оpen-minded (непредубежденное) сознание – насущная необходимость.

Особенно это относится к православным корифеям. Люди, давно пришедшие в Церковь, не хотят меняться, не желают расти, расширять свой кругозор, свои представления о Боге. Они упрямо стоят на начальных ступеньках, не желая сдвинуться с места. Их интересы остаются на уровне «можно ли собаку держать православным в доме, можно ли с колбасой заходить в храм»…

Сколько бесценного времени тратится на ненужные споры и обсуждения типа «можно ли в храм ходить в джинсах, где нужно стоять в храме» и пр.

А ведь давно пора понять: все это никакого отношения к душе не имеет и никак не повлияет на спасение. Дело совсем в другом.

***

Время всерьез заняться своей душей, распознавать все ее звуки, отслеживая истинные помыслы и прилоги.

Мы зачастую успеваем только пинать свою душу, загонять ее в угол от бессилия и непонимания, что неизбежно ведет к невыносимой пустоте.
И чтобы не слышать острого безмолвия собственной души, мы бежим от себя. От Бога. Прячемся в отстраненности и безразличии.

Жизнь растворяется в тумане, зыбкости, неопределенности. И становится черно-белой. Жизнью без Бога. Вакуумом, в котором блекнет и задыхается душа.

А ведь определенный отрезок времени нашей жизни отведен каждому из нас только для того, чтобы душа созрела для Встречи.

Наталья Горошкова

Версия для печати

Церковь – это богочеловеческий организм. С точки зрения Всевышнего, Она, конечно, свята и незыблема. Но с нашей, грешной, человеческой стороны, как говорится, всякое бывает.

В том числе и касательно того, что плохо слышно по различным причинам слова богослужения: батюшка тихо или не разборчиво читает, чтец или хор тихо поет, акустика не совсем правильная, огромный храм и много людей, оттесняющих тебя назад, и т. д. Всякие нюансы бывают.

Что хочется сказать по этому поводу?..

Нужно всегда помнить о том, зачем мы посещаем храм: мы приходим в церковь к Богу. Потому наша главная сердечная ось – святой алтарь и престол Господень. А что происходит вокруг нас, мало должно занимать душу. Фактически нам следует, перед тем как переступить порог храма, словно бы обратиться в полый сосуд, в который вливается слово Божие. Не кипящий мыслями и эмоциями котел, нет. Но пустой кувшин, готовый принять в себя благодатные дары Духа Святаго.

Но тогда можно спросить: как же слышать слово Божье, если оно тихо и невнятно читается? Мне кажется, что нужно положиться на волю Божью. Войти в храм, открыть свое сердце навстречу богослужению, а далее не наше дело: Господь сам совершит все потребное для нас. И нужное для нас слово, то верное, необходимое душе, как капли дождя пересохшей земле, мы обязательно услышим. Оно обязательно до нас дойдет. Ибо «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Наша же задача, мне кажется, не обратиться в нервный клубок раздражения, «справедливого» гнева и целого лабиринта мыслей, подогревающих, питающих его. Ведь поводов лукавый дух «насыплет» целую тонну. Только бы отвратить сердце человеческое от богослужения. И батюшка читает тихо да непонятно, и певчие невыразительно поют, и прихожане шумят да толкаются, и дети кричат и т. д.

Но мы, братья и сестры, смиримся, понесем тяготы друг друга, понесем также и друг друга. И так исполним закон Христов. Великую Божью заповедь любви. И вые, покоряющейся воле Божией, и сердцу, исполненному смирения и жажды Бога, и душе, пронизанной любовью ко Всевышнему, обязательно откроется Господь. Он посетит ее. Главное терпеть, смиряться, ощущать все происходящее как волю Божию, не толкать других прихожан и не шипеть на них, а лучше уступить, поддержать их, услужить им, пропустив бабушку вперед или маму с ребенком, тем самым исполняя заповеди Божьи.

Господь обязательно посетит твою душу. Нужно только смириться, немножечко потерпеть друг друга и подождать.

Ваше личное чудо богообщения обязательно произойдет!

Иерей Андрей Чиженко

Как выработать иммунитет против фарисейства советует духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук).

 

Фарисей в современном смысле – это человек, который относится к Богу и ближним без души и без любви и при этом превыше всего ставит самого себя, свои добродетели. Можно выделить пять основных признаков фарисея.

Первый признак – это самомнение. Оно проявляется в нерадивом исполнении своих обязанностей в семье, на работе, в обществе. Такому человеку легко обмануть жену, подставить начальника, друга, поскольку по своей гордыне считает их намного ниже себя. Он до посинения готов отстаивать свою точку зрения на возникшую ситуацию и категорически отвергает чужое мнение. Поскольку во главу угла поставлено собственное «я», то его отношения с Богом поверхностны. Лишь для виду, чтобы не навредить своей репутации, или в силу традиции человек может ходить в храм, на богослужения, но он не способен к истинному покаянию и молитве, ибо считает себя самодостаточным.

Второй признак – театральность в словах и действиях, лишь бы понравиться людям и открыть дорогу к карьерным высотам. Такой человек любит производить эффект, а потому внешнему виду, одежде, прическе, манере поведения и разговора он придает особое значение. Следовательно,  сразу малодушничает и доходит чуть ли не до отчаяния, если подвергается тяжелой болезни или получает неожиданную травму. Он тратит много времени и денег на поддержание физического здоровья: посещение фитнес-клуба, бассейна и т. д., однако в то же время очень скупой и торопливый, неизменно жалуется на большую занятость и отсутствие средств, если кто-то другой просит о помощи.

Третий признак – пресмыкательство перед начальством из-за боязни потерять положение или должность. Человек все время показывает, как он всех любит и о всех заботится, но на самом деле думает лишь о самом себе. Чтобы удержаться у власти, не лишиться работы, такой не брезгует клеветой на ближнего; улыбаясь в глаза, в уме уже строит ему козни, выискивает слабые места. Если он имеет доступ к большим финансовым средствам, то никак не обходится без подтасовок, обмана, коррупционных схем, а при потере власти или материальных средств чрезвычайно переживает и тем самым раньше времени губит здоровье и загоняет себя в могилу.

Четвертый признак — хвастовство своими достижениями и добродетелями. Сейчас это очень легко делать через личные страницы в соцсетях. Страница самохвала переполнена личными изображениями, как будто он центр земли и только вокруг него все вертится. Он любыми способами добивается того, чтобы другие его заметили и поощрили, а награды выставляет напоказ и безмерно ими гордится. Если вознаграждение его обходит и достается другому, то он резко осуждает своего соперника или забывшего о его трудах начальника, а иногда готов мстить за это как злейшему врагу.

Пятый признак – дотошное формальное исполнение буквы закона, нежелание ради блага ближнего пойти хотя бы на небольшие уступки, что выдает жестокосердие и равнодушие к другим людям. В то же время в отношении собственной персоны этот человек упорно ожидает уступок и привилегий, и если таковых не получает, то легко делается самым большим врагом того, кого совсем недавно лицемерно превозносил, а может, даже клялся в верности и любви.

Не его ли в своем стихотворении изображает великий русский поэт А. С. Пушкин:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Когда фарисейство процветает среди людей, не знающих Бога, — это еще полбеды. Но самое опасное и наиболее разрушительное фарисейство — в духовной среде, среди духовенства и мирян. Не случайно Христос Спаситель громко обличал духовных руководителей израильского народа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Мф. 23:13). Подобные признаки или их начатки каждый из нас может заметить в себе. Но они не должны приводить в отчаяние. Внимательная, неторопливая, тайная, не напоказ молитва, регулярное нелицемерное покаяние, бескорыстная помощь ближним, периодическая откровенная беседа с опытным духовником вырабатывают надежный иммунитет против фарисейства.


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму