Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Оковы, у которых нет замка: об искушениях христианина

 

 

Кто нас искушает?

Каждый из нас переживает искушения в течение всей своей жизни – порой неоднократно в течение одного дня или даже часа. Искушениями мы обычно называем какие-то трудные обстоятельства, которые становятся для нас более или менее серьезными испытаниями. Собственно говоря, слово «искушение» синонимично со словом «испытание», но всё же означает нечто иное.

Мы знаем из Священного Писания, что каждый, кто приступает работать Господу, должен уготовать свою душу во искушение (см.: Сир. 2: 1). В книге Премудрости Соломоновой говорится, что подобным образом золото помещается в горнило и там искушается (см.: Прем. 3: 6), то есть выясняется, каков его состав и какие примеси в нем есть. Точно так же каждый из нас на протяжении всей жизни нуждается в том, чтобы испытываться, дабы становилось очевидно, что в нас есть на поверхности, что есть чуть поглубже и что есть в самой глубине нашей души.

Вместе с тем было бы большой ошибкой считать, что искушает нас Бог. Апостол Иаков однозначно говорит, что Бог не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1: 14). У святых отцов иногда можно встретить выражение «искушение от Бога», но нужно понимать, что это словесный оборот – на самом деле Господь попускает человеку искушаться, чтобы тот увидел самого себя. Самому же Богу не нужно нас испытывать, чтобы понять, что в нас есть, – Он и так это знает. Искушает нас враг нашего спасения. В Книге Иова мы видим, как диавол вступает в диалог с Богом и просит, чтобы Господь позволил ему искушать Иова. Конечно, этот диалог нужно рассматривать как некое отражение реальности – скорее как притчу, нежели буквально, но смысл, тем не менее, вполне понятен. Враг искушает человека, не зная о нем всего досконально, но зная при этом очень многое. А вот мы самих себя зачастую знаем гораздо хуже, чем тот, кто ищет нашей погибели. Собственно говоря, мы потому в искушениях и «нуждаемся».

Слово «искушение» связано не только со словом «испытание», оно имеет явную родственную связь и со словом «искусство». Есть такое святоотеческое выражение: «муж не искушен – не искусен». Искусство, которым мы овладеваем, проходя через искушения, – это искусство перерастания, с Божией помощью, самих себя.

У кого-то может, наверное, вызвать недоумение тот факт, что в молитве «Отче наш», которую мы читаем ежедневно, есть прошение о том, чтобы Господь не ввел нас во искушение. Как примирить это с тем, что искушения нам необходимы? Дело в том, что, когда мы просим: «и не введи нас во искушение», мы выражаем таким образом свое смирение. Мы говорим Богу о том, что не считаем себя способными к перенесению искушений, и молимся, чтобы Он, если возможно, нас от них освободил. Но поскольку мы понимаем, что искушения все равно могут прийти, то молимся и о том, чтобы Господь дал нам возможность в искушениях выстоять. Так что слова – «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» – это все-таки в первую очередь прошение о том, чтобы Господь помог нам в искушении не пасть, а устоять и явиться такими, какими мы явиться должны.

«Как Богу угодно, так тому и быть»

 

 

Из чего искушения складываются? Собственно говоря, в любой искушающей нас ситуации есть две составляющих: это какие-то внешние обстоятельства, которые приводят нас в замешательство, и наше внутреннее содержание, которое с этими обстоятельствами резонирует и побуждает нас откликнуться на них недолжным образом. Если в нас нет ничего, на что эти обстоятельства могли бы воздействовать, то и искушения не будет. Это похоже на оковы, у которых нет замка: их на тебя пытаются надеть, а они не держатся, они с тебя тотчас же падают, и ты не можешь быть ими скован.

Самая простая ситуация: в наш адрес сказал кто-то недоброе и обидное слово. Зацепиться оно в нас может за гордость, тщеславие, самолюбие – никаких объективных и неустранимых причин к тому, чтобы мы обиделись, нет. Вспоминается, как преподобного Силуана Афонского кто-то назвал собакой, а он сказал: «Всегда меня так называй». И это не издевка была, просто для него в этом искушения не было.

Или другой пример: в «Луге духовном», сборнике патериковых рассказов о жизни древних подвижников, рассказывается о женщине, которая пришла к старцу и с тревогой, со слезами говорила о том, что, наверное, Господь ее оставил: за весь год у нее даже ни одна курица не умерла. Конечно, это не значит, что у человека, который к Богу близок, обязательно должна погибать домашняя живность. Суть в другом – в настрое. Если человек живет в готовности к тому, что с ним какие-то материальные неприятности вполне могут случиться, и в готовности их не принимать слишком близко к сердцу, как христианину и подобает, то для него опять-таки не будет искушения в тех или иных непредвиденных финансовых обстоятельствах. А это, как показывает опыт, очень важно, потому что современные люди именно искушения, связанные с деньгами, переживают порой очень тяжело. Эта простая женщина, которая беспокоилась из-за того, что у нее все куры живы, понимала суть духовной жизни: возрастание души невозможно без скорбей. Преподобный Исаак Сирин говорит, что нет другого способа приблизиться к Богу, кроме как если Господь посылает человеку непрестанные печали. Но это выражение порой понимают неправильно: это не значит, что человек должен постоянно находиться в состоянии печали. Это значит, что посылаются поводы для печали, а человек должен эти поводы преодолевать, решая раз за разом: «Как Богу угодно, так тому и быть». И в каждый такой момент он делает шаг навстречу Богу. Но даже если когда-то это внутреннее решение никак не дается нам, нужно почаще приводить себе на память слова праведного Иова: Господь дал, Господь взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно (Иов 1: 21).

Нужно чаще вспоминать молитву, которой Господь молился в Гефсиманском саду 

А еще упраздняет искушения та молитва, которую мы слышим в Гефсиманском саду: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26: 39). Поэтому нам, когда мы просим, чтобы Господь избавил нас от напасти, скорби, чтобы нас миновало несчастье, очень полезно заканчивать любую свою молитву этими словами и вспоминать о том, что претерпел Господь на Кресте. Это залог того, что, встретившись с искушением, которого мы боимся, мы не впадем от него в отчаяние как от чего-то необъяснимого, а постараемся перенести его достойно.

«Уготовихся и не смутихся»

Но, впрочем, даже если мы таким образом настроены и поддерживаем в себе постоянную готовность к искушениям и решимость их преодолевать, какой-то ущерб от искушающих ситуаций мы все равно будем терпеть. И в связи с этим возникает вопрос: почему, допустим, много раз мы спокойно относились к несправедливым и неприятным словам в наш адрес, а в какой-то момент нам сказали то же самое – и стало очень обидно? Или человек, например, жалуется, что регулярно делает замечания расшалившемуся ребенку, уравновешенно или немного раздражаясь, но однажды его вдруг обдает таким жаром, как будто лава вот-вот вырвется из жерла вулкана, и он сам пугается того, что может в следующую минуту натворить.

Ключевая переменная в нашем состоянии – концентрация. Когда она падает, снижается и вероятность того, что мы отреагируем на ситуацию правильно, осознав ее, а не поддавшись действию страстей. И чаще всего нам тогда бывает трудно сохранить концентрацию, когда на нас наваливается одновременно слишком много задач. К примеру, мы едем с работы, и нас кто-то грубо толкнул в транспорте. В обычной ситуации мы бы на это не обратили внимания. Но у нас неприятности на работе, проблемы дома, в руках тяжелые пакеты с продуктами, и пальцы режет ручками этих пакетов, при этом мы прокручиваем в голове варианты того, что завтра ответить начальнику, и параллельно думаем, как бы изловчиться и достать из сумки телефон, потому что ключ забыли, а неизвестно, есть ли кто-то дома… Врагу остается чуть-чуть доработать эту ситуацию, и даже воспитанный и выдержанный человек с ней не справится.

Понятно, что далеко не всегда такой «обвал» можно предотвратить. Но нужно, по возможности, избегать таких ловушек и от многозадачности избавляться. Прежде всего – я об этом всегда говорил и говорю – нам нужно ежедневно иметь хотя бы малое время для уединения, чтобы обдумать те ситуации, которые для нас более-менее предсказуемы, решить в общих чертах, как мы поступим в том или ином случае, и уже не прокручивать это в голове, когда занимаемся чем-то другим. Нужно делать всё, чтобы направить свое сознание, внимание на текущий момент, и стараться выстраивать последовательность событий. Я пишу, например, письмо, и кто-то пришел – значит, я откладываю письмо и занимаюсь этим человеком. Я не думаю в этот момент, что мне еще написать в письме, что мне на него ответят, не стоило ли дописать сначала письмо, а потом говорить с человеком. Я даже не думаю о том, что пора было бы уже обедать, а я еще и не завтракал. Если мне это удается, скорее всего я к тем поворотам, которые могут быть в разговоре с пришедшим, буду подготовлен.

Псалмопевец Давид говорит: уготовихся и не смутихся (Пс. 118: 60). Это как раз и означает, что нужно быть сосредоточенным и готовым правильно отреагировать, а не впадать в смущение и смятение. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, смущение в ряду добродетелей не числится: если мы даже сделали или сказали спонтанно какую-то глупость, то оттого, что мы смутимся, ничего к лучшему не изменится – скорее всего мы будем свои ошибки только умножать и от смущения придем уже в состояние смятения. А о смятении преподобный Исаак Сирин писал, что оно является колесницей диавола, потому что на нем враг въезжает, словно полководец, в нашу жизнь и всё там разбрасывает, раскидывает, разламывает так, как ему это бывает угодно. Поэтому смятение, в которое человек приходит по тому или иному поводу, является не только неприятным следствием искушения, но и порождает множество искушений иных.

Для того чтобы не впасть в смятение в серьезный и ответственный момент, нужно, на мой взгляд, учиться преодолевать смущение в обычных бытовых ситуациях. Вот шел человек куда-то, поскользнулся и упал в лужу. Это, конечно, и неприятно, и коленка, может быть, разодралась, и мокро, и холодно. Но человека занимает не это, он весь поглощен мыслью: «Что обо мне подумают люди?!» Это и есть то смущение, которое происходит от гордости, от самолюбия и от тщеславия. Человек уже надумал себе, что сейчас его наверняка примут за пьяного или за бездомного или же за бездомного и пьяного одновременно, и его это задевает. А нормальная реакция должна быть другой: позвонить туда, где нас ждут, и решить вопрос о том, что мы либо задержимся, либо не сможем присутствовать, а потом думать о том, как добраться домой. Тогда и в какой-то экстренной ситуации, когда нам нужно будет человеку помочь, поступить по-христиански, мы сможем сосредоточиться именно на необходимых действиях, а не на том, как это выглядит со стороны и что люди скажут.

Когда что-то ввергло нас в смятение, очень важно не вводить в такое же смятение и других

И еще очень важно, когда что-то ввергло нас в смятение, не вводить в такое же смятение других. В таком состоянии человек начинает искать точку опоры, и если он ищет ее в людях, то может успеть за считанные минуты позвонить одному, другому, третьему и всем пересказать случившееся. Иногда он еще получает при этом противоречивые советы, потому что люди тоже выдают какую-то первую, эмоциональную реакцию, и дальше всё идет по нарастающей.

Как этому противостать? Безусловно, мы должны обдумать и очертить для себя круг ситуаций, в которых мы непременно должны связаться с близкими или с коллегами по работе – смотря что эта ситуация предполагает. Есть ситуации, в которых, наоборот, с кем-то советоваться бесполезно и нужно максимально быстро реагировать самому. Во всех остальных случаях нужно учиться держать паузу между импульсом к действию и действием. Эта пауза может быть небольшой, но за это время мы можем понять, нужно ли делать то, что мы хотели сделать сразу. Вот что-то случилось – и я тут же хочу об этом сообщить. Но стоит ли обращаться именно с этим вопросом именно к этому человеку и именно в этих словах ему об этом рассказывать? Если мы взяли паузу, у нас есть шанс, что мы поступим правильно, особенно если мы еще в это время обратились с молитвой к Богу и попросили о вразумлении.

Как обычно говорили профессиональные дипломаты, кадровые разведчики старой школы? Я всегда раньше обращал на это внимание… Большинство из них никогда не отвечали на заданный вопрос мгновенно, даже если вопрос был очень простой. Это некая выучка: человек привык к тому, что каждое его слово может иметь последствия, причем не только для него одного, но и для его подчиненных, а иногда – для целой страны. То же самое, к слову, бывает и совершенно в иной области – в сфере криминальной: там человека побуждает выдерживать паузу перспектива тут же за опрометчивые слова ответить, иногда своей жизнью. Но мы-то, христиане, тем более знаем, что ответим за каждое свое слово – ответим на Страшном суде, где и решится наша вечная участь. Ответим не сразу, а в нашем случае потом, но тем не менее нужно всегда эту реальность в своем сознании держать.

Достигнуть дна

Важно помнить: любое искушение имеет начало и конец. Бывает, что человек жалуется: вся жизнь его – сплошное непрестанное искушение, – но это означает, что его восприятие уже искажено. Любое «сплошное искушение» все-таки делится на разные искушения, и эти отдельные искушения бывают подчас очень непродолжительными. Нет такого искушения, которое длилось бы всю жизнь человека. А раз это так, то потерпеть можно – ведь жизнь не всегда скорбна, она бывает и радостной. Если же что-то подсказывает нам, что нам плохо сейчас и так теперь будет всегда, – то это не «что-то», а кто-то, это враг нашего спасения. «К тебе сейчас несправедливы? Так ведь ты теперь так и будешь подвергаться нападкам»; «У тебя сейчас нет работы? Ну так ты ее и не найдешь» и тому подобное. Но это всё на самом деле неправда, потому что мы видим: жизнь человеческая состоит из взлетов и падений или по крайней мере из каких-то волн. Бывает плохо, потом чуть получше, потом хорошо, потом похуже, а потом, может быть, даже очень хорошо. И важно понимать, что если сейчас настолько всё плохо, что нет сил, то потом будет лучше – хуже ведь некуда уже.

У нас в последние годы, в связи с экономической ситуацией, постоянно на слуху это выражение: достигнуть дна. Вот мы его достигнем, оттолкнемся, а потом – наверх… Так же и человек в каких-то неурядицах, невзгодах, на него свалившихся, периодически достигает дна, и после этого давление внешних обстоятельств ослабевает, начинается путь наверх. И точно так же, когда бывает хорошо, нужно понимать, что когда-то будет хуже, и умело пользоваться этим временем: не мучиться ожиданием того, что будет плохо, – достаточно просто понимать, что сейчас время отдыха, накопления сил и сугубого благодарения Бога. А время, когда нам плохо, – это время для терпения, время для того, чтобы преуспеть в мужестве и доверии Господу. Нет в человеческой жизни времени пустого, нет времени бесполезного, и нет в жизни человека, если он стремится с Богом жить, времени, прожитого зря: все превращается в опыт – хороший или плохой, но опыт. Об этом тоже нужно в искушениях помнить.

Почему же врагу так важно внушить человеку мысль, что никаких «волн» в жизни нет, а есть одно сплошное болото? Потому что самым губительным для него будет, если мы отнесемся к искушению как к экзамену, как к моменту краткосрочного, но необходимого напряжения сил. Ничто не обессиливает человека так, как мысль: «Это никогда не кончится!», но эта мысль – не для нас.

Игумен Нектарий (Морозов)

«Ох уж эта колдунобоязнь!» – думаю я, а вслух говорю:

– Кто-то из ваших близких умеет летать?

– Как это – летать? – обескуражена женщина.

– Ну, по воздуху, – поясняю я, – как некогда святой Киприан Антиохийский в его бытность чародеем. Вот уж кто колдун так колдун. Так не умеют, наверное?

– Нет, – озадаченно протянула прихожанка.

– Да какие они тогда колдуны? Так, смех один, даже если бы они читали заговоры и тыкали иглами в куклу. Помнится, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на подобный вопрос заявил, что за всю жизнь не встретил ни одного плохого человека, кроме себя самого, и недоумевал по поводу существования каких-либо чародеев.

Женщина улыбнулась и успокоилась.

Нет, я не отрицаю, что есть на свете те, кто тратит своё время на магию, надеясь получить для себя нечто. Но я против страха перед волшебством. Если ты христианин, бояться следует лишь одного – потерять Бога. Уж если колдун Киприан, достигший вершин в своём ремесле, не смог приворожить девушку только потому, что она была христианкой, стоило бы тему колдунобоязни закрыть раз и навсегда.

Но не тему вреда занятий волшебством и, само собой, обращения за магической помощью.

Не должен находиться у тебя… прори­цатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это (Втор. 18: 10–12). Даже не державших в руках Ветхого Завета апостол Павел уверяет, что подобные занятия лишают христианина наследования Царствия Божия (ср. Гал. 5, 19–21).

Казалось бы, что может быть страшнее? Однако до сих пор вижу в храме людей, которые пытаются проделать те или иные магические ритуалы. До сих пор слышу на исповеди покаянные рассказы о том, как предпринимались попытки присушить того или иного молодого священника для своей дочери. Не стану вдаваться в технические подробности метода, но после того, как я просветил знакомых мне клириков, они перестали брать с панихидного стола не запечатанные фабричным способом конфеты. Не из боязни быть заколдованными, конечно, но в связи с брезгливостью.

Впрочем, я погорячился со словом «конечно». Лично знаком с двумя священниками, которые верят в силу колдунов:

– Бывает, служишь литургию, а молитва не идёт, всё валится из рук. Понимаешь, что стоит определённый человек в храме, видимо, слово какое-то знает.

Второй вообще уверен, что чародей способен «испортить» Святые Дары, посмотрев на них и сказав колдовское слово.

– Батюшка, да как же так может быть? Идёт Христос в Капернаум, а тут в толпе колдун посмотрел на Него особым образом, прошептал какое-нибудь «Пирцхгшл» – и вуаля: порча на Богочеловеке! Ну, бред же? – возражаю я, молодой священник.

– Ты ещё молод и неопытен, потом поймёшь всё, – сказал тот батюшка.

Прошли годы. Сегодня я лет на десять старше, чем мой оппонент в тот день. Слава Богу, я так и не понял страха перед теми несчастными, кто не боится огорчить Бога своей привязанностью к магии. Почему я говорю «огорчить»? Христос исцеляет всего человека (Ин. 7, 23), делая целостными и тело его и душу, ведь рана его велика, как море (Плач. 2–13). Кто ещё может сделать это, как не Тот, Кто сотворил весь мир и законы его? Приверженность к волшебству нарушает эту самую неразделимость, полноту, которая бывает лишь в союзе человека со своим Творцом. Вспомните, что произошло с человеком в саду при Эдеме, когда он, соблазнившись магией змия, решил обойтись без Бога ради вожделенного результата. Премудрый Адам, нарекавший имена животным, видевший суть вещей, прячется от Господа под кустом. Свидетельствовавший некогда о Еве, что она плоть от плоти его, Адам после грехопадения начинает стыдиться своей наготы. Вот и конец целомудрия. Что приобрёл человек, согласившись на волшебство? Смерть – как результат нецелостности своего тела.

Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои, да наблюдают пути мои, – говорит Господь (Прит. 23, 26). Можно ли отдать Богу не всё сердце, а кусочек отдать волшебству? Молиться, исповедоваться, причащаться и одновременно читать гороскопы, практиковать заговоры, обращаться к экстрасенсам? Немножко послужить Господу и чуть-чуть – золотому тельцу? С утра быть верным жене, а вечером любовнице? А ведь именно любодейством именует Священное Писание любые оккультные практики. Не стану говорить ни о каких наказаниях от Бога за увлечение магией, ведь мы же новозаветные люди. Потерять Бога – вот чего мы должны бояться. Отойти от Него хоть на шаг. Не этого ли страшится влюблённый – потерять из виду дорогого сердцу человека? Не единения ли мы ищем со своими любимыми?

– Батюшка, а вот экстрасенсов же показывают по телевизору, они там всё угадывают! – спорит со мной православная христианка.

– Будь я экстрасенсом, мне не пришлось бы давать объявлений. Купил бы себе выигрышный лотерейный билет и купался в деньгах. Много вы знаете таких? То-то же! – ставлю я точку в скучном споре.

Бок обок с доверием к магии идут вера в сон, всякий чох и прочий вороний грай. Как же душно должно быть в таком мире, где человек оказывается в иллюзии беззащитности перед тёмными силами, а судьба его якобы зависит от чисел и движения звёзд!

Не дай Бог никому окунуться в атмосферу страха и почтения перед тем, что в Священном Писании названо мерзостью, ибо на сей раз строг Апостол любви, говоря: Боязливых же и неверных… и чародеев… участь в озере, горящем огнём и серою (Откр. 21, 8). Блаженный же Павел уверяет нас, говоря: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8, 31–32). Давайте, дорогие православные, утверждаться в своей верности Богу, подражая святой Иустинии, и тогда сможем, подобно боголюбивому архимандриту Иоанну, жить в мире без колдунов и прочей мерзости.

Протоиерей Сергий Адодин

Святые отцы говорят, что про внутренние семейные проблемы никому ни слова не следует рассказывать.

Не то что насмехаться друг над другом, но даже делиться не надо ни с кем. Если открываешь тайны семейной жизни перед другими людьми — власть над своей семейной жизнью даешь.

А люди не все ведь порядочные. Ни в коем случае не следует ни хвалиться, ни радоваться, ни огорчениями своими делиться. Это внутренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь.

Человек может в семье и слабость проявить, но он именно в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им.

Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к разглашению исповеди.

Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости.

Сколько женщина может выстрадать...
Сколько выплакать может она...
А потом, приходя на исповедь
Так сказать... виновата сама...

Сколько может любить и маяться...
Всё и всем без обиды прощать...
А потом вдруг виниться и каяться...
И виновной себя считать...

Сколько может она надеяться,
Что и ей улыбнётся Судьба...
И когда-нибудь, всё изменится...
И в окошко заглянет весна...

Сколько силы, терпения и жалости
Каждой женщине Бог подарил...
Просто вы их любите, пожалуйста...
Он для счастья их всех сотворил...

Он родился таким - нелюбимым, ненужным,
Раздражая людей своим видом наружным...
Самым страшненьким был из рожденных котят,
И никем был не выбран, никем был не взят...
И пищанием своим раздражал даже кошку,
И решили хозяева выбросить крошку...

А он выжить сумел, не замерз, не подох,
Научился бороться, спасаться от блох...
Побеждать и сражаться в неравных боях,
Закаляясь, мудрея на этих страстях...
Поедая отбросы у мусорных свалок,
И скрываясь от криков и брошенных палок...

Им пугали родители шумных детей,
Шкурка цвет потеряла от снега, дождей,
Внешний вид заставлял возмущаться народ:
"До чего же ужасно-уродливый кот!"
Даже местные псы и собаки
Избегали участия в драке...

Он покорно терпел, ожидая прощенья,
Он причины не знал людской злобы и мщения,
Он бежал за детьми и выпрашивал ласку,
Терся лбом и мяукал, увидев колбаску...
Благодарно мурлыкал сердобольным старушкам,
Их размоченным в банках консервных горбушкам...

Как-то утром от криков проснулся весь дом,
Это было весной с этим бедным котом...
Он лежал на боку и мяукал от боли,
И вокруг была лужа от вытекшей крови...
Он хрипел, задыхался, пытался ползти,
К тем, кто мог бы помочь, к тем кто мог бы спасти...

И в глазах было столько страдания,
Умирая, он ждал сострадания...
Шерсти нежно коснулась рука человека...
(Как и раненый кот - человек был - калека)...
Замурлыкал, почувствовав рядом тепло -
Он привык быть ненужным и чувствовал зло...

А здесь трепетность и соучастие,
А здесь помощь, где боль и несчастье...
Человек, прижал к сердцу дрожащий клубок:
"Потерпи, милый котик! Я рядом, сынок!"
И укрыв его тельце мохнатым шарфом,
Осторожно понес по дорожке за дом...

Это утро застыло у многих в глазах,
До сих пор вспоминают старушки в слезах,
Как их добрый сосед - сам больной, еле ходит, -
На прогулку кота необычного водит...
Кот-красавец! Какой-то, мол, редкой породы,
Что однажды его чуть не сбили уроды...

Такой умненький котик! И верный - на диво...
И на солнышке шкурка сияет красиво!
Никуда не уходит от ног инвалида,
Умиление такое от этого вида!
И привязанность, преданность на загляденье,
Ну не котик, а прелесть! Вознаграждение...


Марина Бойкова

ТАК ВАЖНО ЗНАТЬ МАТЕРИ

1. Мама — весь мир. Никогда не говорить: "Тогда я тебя не буду любить". Сюда же относятся фразы: "Лучше бы я тебя не рожала", "Ты одно наказание (убытки)", "Такой ты мне не нужен!" и прочее. Эти фразы вызывают страх смерти. Почему? Потому что второй после страха смерти страх — быть изгнанным, выброшенным, отделенным, а значит — умереть. Ребенок один не выживет в мире. А мать — это весь мир для ребенка. Сначала мы общаемся с ней как со всем миром, а потом, уже вырастая, мы начинаем общаться с миром, как с матерью, доказывая, что достойны ее любви, принятия, жизни рядом с ней. Я часто говорю своим детям о любви, они мне тоже. Я часто рассказываю им, как они для меня важны, что моя жизнь стала намного лучше и интереснее с их рождением. Они иногда сами напрашиваются на это, начиная: "Мама, а правда хорошо, что ты меня родила? Если бы меня не было, кто бы тебе помогал (далее идет перечисление своей нужности)?"
2. Не отталкивать своего ребенка, когда он лезет на руки, пообниматься, поцеловаться.
3. Никогда не сомневаться в хорошести своего ребенка. Верьте в него. Кто бы что ни наговорил, что бы ни увидели твои глаза — сначала приди, у него все выясни, пойми, зачем он что-то сделал или не сделал. Но всегда, во всем подразумевай, что он изначально светлый и все его помыслы чисты. А где нет веры, нет любви.
4. Не продолжать ссору и не держать обиду друг на друга более 30 минут. Человек рядом ценнее всего, что мы тут друг другу доказываем. Мириться надо быстро. Ни в коем случае не объявлять "бойкот" своему ребенку.
5. Не уходить в сон, если есть на душе что-то плохое. Хуже нет, когда лежишь в детстве, совсем одна, после окрика "Иди спать!" с кучей мыслей, а завтрашний день страшит своей неопределенностью, потому что тащишь в него всякий хлам. Надо обязательно прощаться на ночь друг с другом, отпустив все плохое, что было за день и взяв в следующий день только хорошее.
6. Нельзя начинать утро ребенка словами: "Ты будешь вставать или нет? Сколько можно тебя будить!", при этом сдергивая одеяло. Для меня пробуждение было очень важным всегда. Как я проснусь, так и день пойдет. Я знаю, как важно "встретить" из сна. Ты словно рождаешься. А мать провожает в сон и встречает из сна в детстве. Именно из таких мелочей складывается ощущение стабильности физической реальности. Или, попросту говоря: "Все будет хорошо!".
7. Выходить провожать к порогу и встречать на пороге, когда пришел. Ощущение дома как крепости, в которой тебя всегда ждут и любят, должно быть у каждого человека.
8. Никогда не ставить материальное выше ребенка. Ну, тут я говорю о истериках по поводу разбитой чашки или порванных штанов.
9. Говорить с ребенком честно, на все темы и называя вещи своими именами.
10. Спрашивать мнение детей по вопросам, которые затрагивают и их жизнь.


 

Если мы воскликнем: "Вси святии, молите Бога о нас!" - то всё Небо сразу же ответит: "Помоги Господи"!

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

 

Отталкивайте от себя самый образ греха и позыв к нему, как только он появится в мыслях. Научитесь побеждать страстную мечту, ибо здесь корень греха.

Как лучше и целесообразнее это делать?

Лучше бороться с мыслями не отрицательными, а положительными методами. Твердить про себя: "Не буду об этом думать! Не хочу! Не допущу!" – это мало помогает. Лучше попытаться думать о чем-нибудь другом и дурные мысли заменить хорошими.

Полезно на этот случай что-нибудь уже иметь наготове: образы Священной истории, вопросы веры и нравственности, просто благородную мечту в христианском духе. Святые отцы обыкновенно пользовались при этом краткими молитвами, чаще всего молитвой Иисусовой, чтобы отвлечь мысль от искушения. Иногда приводили на память тексты Священного Писания, направленные против соблазна и разбивающие его нашептывание.


Итак, чем раньше начинать борьбу, тем вернее победа. Чем скорее, тем лучше. Вступив в борьбу, нужно вести ее решительно, без колебаний. "Кто колеблется, тот пропал", – говорит английская пословица.


Отбросьте всякое саможаление и не делайте никаких уступок эгоизму. Уступки все равно не спасут, и этим путем мира с диаволом не купишь. Наоборот: там, где он замечает слабость, там усиливает нападение. Сейчас же последуют новые искушения, еще более серьезные, которые потребуют новых уступок.

Поэтому не успокаивайте себя обычным софизмом: "Что за беда, если я уступлю в пустяке! На серьезное я не пойду!" Пустяков в духовной борьбе нет, ибо они влекут обыкновенно за собой серьезные последствия.

св.Василий Кинешемский

После смерти отца сын решил отправить маму в дом престарелых.
Он редко навещал ее, и однажды ему позвонили и сказали: — Ваша мама в очень плохом состоянии. Пожалуйста, поскорее приезжайте к ней.
Когда мужчина зашел в комнату, его мать лежала на кровати при смерти. Он спросил:
— Мама, что я могу сделать для тебя?
Старушка ответила:
— Установи кондиционеры, потому что летом здесь невыносимо жарко. И поставь в комнате холодильник, потому что я много раз засыпала голодной из-за того, что негде хранить продукты.
Сын удивился и спросил:
— Мама, но ты раньше никогда не жаловалась. А сейчас, когда тебе осталось жить совсем немного, ты решила сказать мне обо всем этом! Почему?
— Все нормально, дорогой. Я смогла справиться с жарой, голодом и болью, но когда твои дети отправят тебя сюда, боюсь, что тебе будет трудно…

Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон поезда и заняли свои места. Молодой человек сел у окна.
Как только поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха и вдруг восхищённо закричал:
-" Папа, видишь, все деревья бегут назад!"
Пожилой мужчина улыбнулся в ответ.
Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были немного сконфужены тем, что 25 летний мужчина ведёт себя , как маленький ребёнок.
Внезапно молодой человек снова закричал в восторге:
-" Папа, видишь, озеро и животные...Облака едут вместе с поездом!"
Пара смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека, в котором его отец, казалось, не находил ничего странного.
Пошёл дождь, и капли дождя коснулись руки молодого человека.
Он снова переполнился радостью и закрыл глаза. А потом закричал:
-" Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа?"
Желая хоть чем-то помочь, пара, сидящая рядом, спросила пожилого мужчину:
-" Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?"
Пожилой мужчина ответил:
-" Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл глаза..."
Невозможно судить о делах и поступках других людей, не обладая при этом всей полнотой знаний. Всей полнотой знаний обладает только Бог. Поэтому -"Не судите, да не судимы будете!"

из интернета

Тише, тише… Не судите, это грех…
Вы порадуйтесь душою за успех…
Вы поплачьте над чужою – над бедой…
Сострадание – ручей с живой водой…

Тише, тише… Не ругайте сгоряча…
Чья-то жизнь, возможно, гаснет, как свеча…
Не задуйте кривотолком тот огонь…
Поддержите, поднеся к нему ладонь…

Тише, тише… Не врывайтесь в жизнь людей,
Наблюдая с высоты судьбы своей…
Потому что жизнь – сплошные этажи…
Там, вверху, возможно, просто больше лжи…

Тише, тише… Ведь слова острей ножа…
Нужно жить, на сердце злобы не держа…
Много мнений, только помнить нужно впредь,
Что на всех свою рубашку не одеть…

Тише, тише… Там, где слухи – правды нет…
Лишь Всевышний знает правильный ответ…
И от глаз его не скрыться, не уйти,
Вот поэтому живи и не суди…

А знаете ли вы, что за первые 30 дней войны Московский Кремль «исчез» с лица Москвы? Наверное фашистские асы были немало удивлены тем, что их карты врут, и они не могут обнаружить Кремль, летая над Москвой. Все дело в том, что по плану маскировки звезды на башнях и кресты на соборах зачехлили, а купола соборов покрасили в черный цвет. По всему периметру Кремлевской стены построили трехмерные макеты жилых построек, за ними не просматривались зубцы. Часть Красной и Манежной площади и Александровский сад заполнились фанерными декорациями домов.

Мавзолей стал трехэтажным, а от Боровицких ворот до Спасских насыпали песчаную дорогу, изображавшую шоссе. Если раньше светло-желтые фасады кремлевских зданий отличались своей яркостью, то теперь они стали «как все» – грязно-серыми, крышам тоже пришлось менять цвет с зеленого на общемосковский красно-коричневый. Никогда еще дворцовый ансамбль не выглядел так демократично.

Даже Москва-река у Кремля изменила очертания: между Москворецким и Большим Каменным мостами установили еще один, деревянный. Сегодня, когда мы видим из космоса каждый дом, «кремлевский маскхалат» может показаться наивным, но в то время, несмотря на то, что «Кремль-невидимку» то и дело разоблачали снег и дожди, он себя оправдал. Число налетов немецкой авиации на Кремль удалось сократить до минимума (в 1941г. их всего пять, в 1942 – три, далее-ни одного).


Говорят, от судьбы не уйдёшь.
Есть у всех предначертанный путь..
Даже если с дороги свернёшь,
Не удастся её обмануть.

Две дороги : налево - как стол,
А направо - одна колея,
Ты по ровной дороге пошёл,
Показалось : вот это - твоя.

Ты по ней всё вперёд и вперёд
Вдаль шагал, но внезапно возник
За подъёмом - крутой поворот.
Повернул - и упёрся в тупик.

Можно - волком завыть от тоски,
Можно - в стену с разбегу башкой...
Даже сердце своё на куски -
Только нету дороги другой.

Можно - резкий назад разворот,
И по встречной бегом полосе.
Должен быть за падением взлёт,
На разгон - километры шоссе.

Только светят часы на табло -
Показания не обнулить...
Сколько жизни напрасно ушло,
Той, что тоже "назад" не прожить.

Но, чем дальше - тем медленней шаг,
Сил растраченных ближе исход.
И успеть бы увидеть тот знак -
На "твою" колею поворот...

Картинки по запросу фото извилистая дорога

 

Крестик — это колокольчик на шее "овечки", чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Обидчивость - это одна из самых серьезных страстей.

Она показывает, что человек удален от Бога. Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется внутренней силы и мужества. Он может понести любые немощи ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют.

Наоборот, человек, который лишен благодати и удален от Бога, не имеет внутренней крепости. Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание. Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно.

Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном смысле. И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то тем более он не понимает их проблем и трудностей. Он чувствует только себя: "Мне сказали неприятную вещь, меня обидели, меня оскорбили". И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого он и говорит неприятные вещи.

Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника

Картинки по запросу фото я обиделся

Цитаты преподобного Амвросия Оптинского.

1. Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.
2. В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище - сердце внимательное.
3. Что тебе за дело, что про тебя говорят? Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.
4. Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.
5. Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь.
6. Начало радости – быть довольным своим положением.
7. Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.
8. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай ДЕЛА ЛЮБВИ, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и ВЛОЖИТ В СЕРДЦЕ твое ЛЮБОВЬ...
9. Мы должны жить так, как колесо вертится - чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.
10. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!
11. От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
12. Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение.
13. Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
14. Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
15. На вопрос: "Что значит жить по сердцу?", преподобный Амвросий Оптинский ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее".
 


Можно ли делать замечание человеку, если он неправ?

 

Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Причт. 9,8).

Когда человек делает что-то неправильно, а мы видим это, то нам хочется ему подсказать.

Надо попробовать делать это постепенно.

Знаете, как лед ногой пробуют - крепок ли, выдержит ли, не провалится ли?

Мы все заражены гордыней, самолюбием. Нас ведь трогать нельзя. Если Нас за больное место заденут, то может трупный яд пойти...

Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас.

Но если человек безумный, его трогать нельзя.


архимандрит Амвросий (Юрасов)

«Когда меня не понимают,
Скажи, Господь, ну как мне быть?»
Спокойно Бог мне отвечает:
«ЛЮБИТЬ, ты должен их ЛЮБИТЬ».

«А если друг про обещанье
Забыл, то как мне поступить?
Коль в сердце злоба закипает,
Что делать мне?» «В ответ ЛЮБИТЬ!»

«Кому-то я доверил тайну,
А он не смог её хранить,
Ту тайну многие узнали.
И что теперь?» «Его ЛЮБИТЬ!»

«Скажи, а кто меня не любит,
Не хочет кто со мной дружить,
Как относиться к таким людям?»
«ЛЮБИТЬ, ты должен их ЛЮБИТЬ!»

Но если кто-то так обидел,
Что очень тяжело простить,
Навек его возненавидел?»
«Его ты должен ПОЛЮБИТЬ!»

«Я понял всё, Господь мой мудрый,
Хочу Тебя я попросить,
Мне поступить так будет трудно,
Ты научи меня ЛЮБИТЬ.

Я понял, в чём же я нуждаюсь,
Не достаёт ко всем ЛЮБВИ,
В молитве пред Тобой склоняюсь,
Свою ЛЮБОВЬ во мне зажги.

Своими силами не справлюсь,
Так тяжело менять себя.
Тебе во всём я доверяюсь,
Ты измени, Господь, меня!»

 

А ты, встав на молитву, представь себе, что Христос пришел на землю, Суд завершен. И Господь уже уходит с теми, кого Он избрал, а ты — остался. Представь, как ты закричишь Ему вслед… Вот так и молись.

С
тарец Ефрем Катунакский

Десять способов любить:


Слушать, не перебивая (Притч.18:14)
Говорить, не обвиняя (Иак.1:19)
Давать, не жалея (Притч.21:26)
Обещать, не забывая (Притч.13:12)
Отвечать, не споря (Притч.17:1; 15:17)
Уступать, не претендуя (Еф.4:15)
Делать, не жалуясь (Флп.2:14)
Верить, не сомневаясь (1 Кор.13:7)
Прощать, не упрекая (Кол.3:13)
Непрестанно молиться (Еф.6:18; Кол.1:9)

Встроенное изображение 1

 

Иногда причиной болезней человека является отсутствие смирения. Без смирения нет спасения, вот болезнь и смиряет человека. Не хотим смиряться по доброй воле - смиряемся поневоле, ибо где уж немощному человеку гордиться и возноситься, да и гневаться.


За смирением приходит и мудрость - не мудрость мира сего, а мудрость от Бога. Что же может быть лучше сего?


Много скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс. 33). Святые радуются, когда их постигают скорби внешние и внутренние, ибо без скорбей невозможно спасение человека.

Так что, если мы не можем радоваться при скорбях и искушениях, то следует хотя бы не роптать на Бога при приближении зла, испытующего наше терпение во спасение.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

6 мая – день памяти Иверской иконы Божией Матери.
Поздравляем!

 

 

Ты зря не прибегаешь серьезно к помощи своего Ангела-хранителя! Ему можно надоедать постоянно, как любимому святому, как самому близкому другу: "Помоги мне, пожалуйста! Помоги, Милостивый и пресветлый Ангеле, - сделать мне эту работу, которую так делать не хочется; помоги - непосильную тяжесть донести; помоги: не подумать! не сказать! не сделать! - н е н у ж н о г о..." И так - во всех случаях жизни.

А то говорят: мы одинокие, нет у нас настоящих друзей. Обижаем своего Ангела... Сколько будешь жить, лучшего друга не найдешь. Волнуешься, например, о своих неверующих близких - молись их Ангелам-Хранителям, чтобы они привели их к вере. Читаешь канон своему Ангелу и можешь прибавлять: "Ведь это я и Вам кланяюсь, и всей душой молюсь: заступитесь за дарованные вам Богом души, помогите им спастись..."


Не думай, что это бесполезно: они увидят твое горячее сострадание к тем, кого им поручено опекать, - и обязательно что-нибудь сделают, чего мы не в силах. Ведь и ты, если кому-то небезразлична твоя работа - невольно стараешься сделать ее лучше.

Монахиня Надежда Бреннер
Из книги "Золотой святыни свет"

 
НАСТАВЛЕНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ ГУРЬЯНОВА.

1. Наша жизнь благословенная… Дар Божий… Мы имеем в себе сокровище – душу. Если сбережем ее в этом временном мире, куда пришли как странники – наследуем Жизнь Вечную.

2. Ищи чистоты. Не слушай худое и грязное ни о ком… Не останавливайся на недобром помысле… Неправды беги… Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и, прежде, проси благословения у Господа.

3. Жить нужно не только для себя… Старайтесь тихонечко молиться за всех… Никого не отталкивайте и не унижайте.

4. Наши мысли и слова имеют великую силу на окружающий мир. Молитесь со слезами за всех – больных, слабых, грешников, за тех, о ком некому помолиться.

5. Не будьте слишком строгими. Чрезмерная строгость опасна. Она останавливает душу только на внешнем подвиге, не давая глубины. Будьте мягче, не гоняйтесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми. Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять. Будьте проще и искреннее. Мир ведь такой Божий… Посмотрите кругом – все творение благодарит Господа. И вы так живите – в мире с Богом.

6. Послушание… Оно начинается в раннем детстве. С послушания родителям. Это нам первые уроки от Господа.

7. Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло – насильно мил не будешь… Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе – среди святых. Они никогда не оставят и не предадут.

8. Веруйте в Господа, несомненно. Сам Господь живет в нашем сердце и Его не нужно искать где-то там… далеко.
 

МУДРЫЕ ОТВЕТЫ МОНАХА СИМЕОНА АФОНСКОГО

Какой учитель самый лучший? — Страдание.
Какой учитель самый плохой? — Наслаждение.
Какое умение самое редкое? — Умение отдавать.
Какое умение самое лучшее? — Умение прощать.
Какое умение самое трудное? — Умение молчать.
Какое умение самое важное? — Умение спрашивать.
Какое умение самое нужное? — Умение слушать.
Какая борьба самая опасная? — Фанатичная.
Какая привычка самая неприятная? — Склочность.
Какая привычка самая вредная? — Болтливость.
Какой человек самый сильный? — Тот, кто способен постичь Истину.
Какой человек самый слабый? — Тот, кто считает себя самым сильным.
Какой человек самый разумный? — Тот, кто следит за своим сердцем.
Какая привязанность самая опасная? — Привязанность к своему телу.
Какой человек самый бедный? — Тот, кто больше всего любит деньги.
Какой человек ближе к Богу? – Милосердный.
Какой человек самый слабый? — Победивший других.
Какой человек самый сильный? — Победивший самого себя.
Чем противостоять беде? — Радостью.
Чем противостоять страданию? — Терпением.
Каков признак здоровой души? — Вера.
Каков признак больной души? — Безнадежность.
Каков признак неправильных действий? — Раздражение.
Каков признак добрых поступков? — Мир души.


Монах Симеон Афонский

 

Почти любая женщина ждет от мужчины двух вещей.

Во-первых, умения принимать решения (то есть решительности) и умения отвечать за них. Иногда мужу, имеющему не в меру деловую, активную жену, кажется, что она ждет от него полного послушания и повиновения, но это не так. Директивное поведение женщины может быть реакцией на слабоволие мужчины, и на самом деле она подсознательно ждет от него решительности, думая: «Ну прими хоть какое-нибудь решение!» Ведь быть главой семьи, лицом ответственным – прямое призвание мужчины: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23).

Второе, чего хочет любая женщина и жена, – это внимательного, заботливого отношение к ней любимого мужчины. Ведь в природе женщины от Бога заложено стремление к сильному мужскому плечу, к существу, способному позаботиться о ней, поддержать и утешить ее. Если она не находит этого в мужчине, поведение ее становится не соответствующим женскому естеству и предназначению. От этого страдает как она сама, так и ее супруг.

Решительность и ответственность, с одной стороны, и нежность и внимание с другой – вот ключ к сердцу любимой женщины.

Иеромонах Иов (Гумеров)

Мы стареем не от старости,
Не от прожитых годов.
Мы стареем от усталости,
От обид и от грехов...

От тоски и обреченности,
От несбывшейся любви...
От житейской безысходности,
Повседневной суеты...

От забот, что только множатся
От проблем, что не решаются,
Мы стареем раньше возраста -
Ибо души иссушаются....



А. Евтушенко

Иконы плачут.
Люди – водку жрут,
глотают сериалы и судачат,
и бесконечно врут, и врут, и врут.
Иконы – плачут.

Заплачь, душа.
ведь скоро Страшный Суд.
А дальше жизни не переиначить,
когда тебя на кладбище снесут.
Нас слёзы покаяния спасут.
Пока за нас иконы плачут.



Протоиерей Андрей Логвинов

Не поддавайся мыслям об одиночестве и прочим суетным помыслам.

Это сети вражии. С нами Бог, мы не одиноки.

Если нужно будет - Господь пошлет нам друзей, каких и не ожидали.

Старайся жить в присутствии Бога... Все будет хорошо.

Игумен Никон (Воробьев)

КОГДА НАЙДЕТ НА ТЕБЯ ГНЕВ - крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз - станет слабее и прекратится совсем.

Это я нашел во многих и великих испытаниях.


Старец Иосиф Исихаст
 

- В чем разница между Любовью и привязанностью?
- За Любовь мы должны бороться, а привязанность сама борется за то, чтобы поработить нас. Любовь всегда только отдает, а привязанность всегда только берет. Любовь всегда ищет отдать себя и никогда не ищет, чтобы брать.
- Каков признак привязанности и каков — любви?
- Признак Любви – отсутствие страха перед людьми и обстоятельствами. Признак привязанности — страх потерять любимое. Привязанность требует жертвы от других. Любовь держится самопожертвованием и поэтому она постоянна. Постоянство – признак истинной Любви.
- Каково отличие любви и страсти?
- Любить со страстью – значит убивать и растлевать саму Любовь. Бог привлекает к Себе душу кротостью и любовью, а диавол – притягивает к себе душу острыми крючьями сладострастных мыслей, которые растлевают, расслабляют ее и умерщвляют. Страсть подобна всплеску волны в луже, и этот всплеск может длиться долго. Любовь – это совершенный покой безбрежного моря, и этот покой пребывает вечно.
- Что самое трудное в любви?
- Самое трудное – уметь любить и не иметь никакой привязанности.

Фото любовь
 

(монах Симеон Афонский)

 

 

 

Эту компанию Светлана заметила еще в электричке. Да их и невозможно было не заметить: едва ввалившись в тамбур, пьяные, непрестанно матерившиеся парни заставили немногих пассажиров встать и перейти в соседний вагон. Светлана предусмотрительно последовала за ними. Идти не хотелось – в каждой руке у девушки было по тяжеленной сумке, но, как говорится, береженого Бог бережет.
За час пути Светлана и думать забыла о нетрезвых попутчиках и, лишь выйдя из поезда, обнаружила, что компания вышла на той же станции.
Светлана тревожно оглянулась: кроме парней, на перроне не было ни души. Неширокая тропка, освещенная тусклым лунным светом, вела сквозь заснеженный лес в поселок.
«Спокойно, – мысленно сказала себе Светлана. – Ничего они тебе не сделают. Они нормальные  ребята, просто немного выпили…»
И, подхватив сумки, бодро пошла по тропинке.

– Эй, красотка, как тебя там? Иди, познакомимся!
Сердце Светланы сжалось, ноги отяжелели.
«Не показывай, что боишься, веди себя естественно, – твердила себе Светлана. – Покричат и отстанут…»
Но умом понимала, что не отстанут, и, словно в подтверждение, услышала:
– Эй, шалава, не слышишь? Тебе говорю!
Светлана содрогнулась: никто и никогда не называл ее такими словами. Но в сердце еще теплилась надежда, что все обойдется.
– Гляди-ка, Упырь, даже не оглянулась! Презирает. Ну, ничего, и не таких обламывали. 
«Уголовники! – с ужасом осознала Светлана. – Только у них такие мерзкие клички. Теперь точно не отстанут. Бежать! Бросить сумки и бежать!»
И Светлана побежала. Изо всех сил.
«Эх, бабушка, сколько раз ты заклинала меня не возвращаться поздно!.. А я с этими съемками совсем голову потеряла… Где-то ты сейчас, моя бабулечка?»
Бабушка у Светланы была удивительная. Маленькая, сухонькая, а характер – кремень. Четверых детей в одиночку подняла и ее, Светлану, с младенчества вынянчила. А какая она была молитвенница! Вот уж поистине горы передвигала. И пока бабушка была жива, не было у Светы печалей. Бывало, скажешь ей: «Бабуль, у меня завтра экзамен!» – и всё, считай, что сдала. Только однажды бабушка отказалась помочь – перед экзаменом по марксистско-ленинской философии. Поджала губы: «За такое и молиться-то грех. Это уж ты как-нибудь сама…»

Топот преследователей становился все громче. И вдруг Светлана ясно увидела перед собой девушку, истерзанную, поруганную, лежавшую на окровавленном снегу.
«Господи, да ведь это же я!» – ужаснулась Светлана.
– Бабушка, услышь меня! Заступись за меня! – взмолилась она и осеклась: какое право имеет она просить о помощи, если главный бабушкин завет не выполнила? Как отпела старушку пять лет назад, так ни разу порога храма и не переступила. Не молилась, не причащалась, лба за все годы ни разу не перекрестила. А ведь говорила бабушка: «Молись непрестанно, молитва от всякого зла ограждает».
– Молитва от всякого зла ограждает… От всякого зла… – лихорадочно повторяла Светлана. – Господи, хоть бы одну молитву вспомнить!
И, словно в ответ, в памяти ожили драгоценные строки псалма, который она учила когда-то в далеком детстве: «Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи…»
– Упырь, заходи справа! Косой – слева! Боров – сзади страхуй! – услышала Светлана и побежала еще быстрее.
«Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме переходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе, к тебе же не приближится…»
– Не уйдешь, падла, от меня еще никто не уходил!
«Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, – шептала, задыхаясь, Светлана. – Яко Ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою…»
И, сделав из последних сил рывок, взмолилась:
– Архангел Михаил, помоги!..

И словно открылось второе дыхание. Ноги сами понесли ее, как по воздуху. А за спиной зазвучали растерянные голоса:
– Эй, братва, а где она?
– Кажись, в лес шмыгнула…
– Куда, вправо?
– Да не, кажись, влево…
– А где следы-то? Следов-то нет!
– Так что ж она, испарилась, что ли?..

А Светлана бежала все дальше, и расстояние между ней и парнями с каждой секундой увеличивалось.
«Только не оглядывайся,  – звенело у нее в голове. – Оглянешься – все пропало».
Не оглянулась.
Еще не смея до конца поверить в случившееся, она лишь судорожно повторяла: «Яко Ангелам Своим заповесть о тебе…», и сердце ее наполнялось безудержным ликованием. И радовалась она не столько своему спасению, сколько тому, что Бог есть, что Он рядом, совсем близко, и что Он услышал ее, ничтожную пылинку в бескрайней Вселенной, и не замедлил откликнуться на ее молитву.

Ночь Светлана провела без сна, а на утро чуть свет поспешила в храм – помянуть бабушку и заказать молебен Святому Архистратигу Божьему Михаилу в благодарность за чудесное спасение.
– Господи, за что Ты помиловал меня? Ведь я предала Тебя! – обливалась слезами Светлана, стоя перед образом светлоликого Архангела. – Живу, как последняя безбожница, все мысли о славе да о деньгах… Тому ли учила меня моя бабушка? А Ты сотворил такое чудо, ТАКОЕ ЧУДО!..

А на обратном пути Светлана встретила соседку, Никитичну.
– Светуль, слыхала, Федькины дружки-собутыльники совсем с катушек съехали! Всю ночь, как помешанные, по лесу бегали, искали чего-то… Руки-ноги обморозили, как бы до ампутации не дошло... А один и вовсе впотьмах на сук напоролся – без глаза остался. Вот что проклятое зелье с людьми делает!..
Светлана потрясенно молчала.
– А ты что такая зареванная – никак бабушку поминала? – сочувственно спросила Никитична. – Правильно, деточка, сегодня 7 декабря, Катеринины именины. А я ведь с ней, знаешь, до сих пор, как с живой, разговариваю. Вот сегодня встала с утра и говорю: «Тяжко мне, Катя, здоровье мое некудышное, еле ноги таскаю… Пенсия мизерная, едва на еду хватает. А тут еще кошелек в автобусе украли – прямо хоть плачь!» А пошла на станцию, гляжу – на дороге сумки лежат, доверху продуктами набитые! А продукты-то дорогие, нездешние: в нашей забегаловке таких нет. Не иначе как Катерина подарок мне с небес прислала!
Никитична рассмеялась хриплым старческим смехом.
– Вот оно как, Светуля, бывает… Видно, нужны мы еще на этой земле, раз Господь о нас так печется.
– Видно, еще нужны… – эхом повторила Светлана и посмотрела на сиявший золотом крест над куполом храма. Впервые за много лет на сердце у нее было так тихо, светло и празднично, что мысли сами собой сложились в молитву.
«Господи, не оставляй меня! Не дай мне ни на мгновение забыть о сегодняшней ночи! Будь мне прибежищем и защитой, и пусть Твои святые Ангелы всегда несут меня на руках и никогда не отпускают!..»

Александра Немтина

Священника не суди — бойся этого больше всего.

Ты не можешь понять, даже, в каком таинстве он участник.

Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи.

 

Господи, дай нам глаза, которые видят в людях лучшее...

Дай нам сердце, которое будет прощать худшее...

Дай нам ум, что забывает плохое и душу, которая никогда не теряет веру...

 

Картинки по запросу фото бездомного котенка

 

Он шел по улице и тихо плакал.

Облезлый, одноухий, с больною лапой.

Повисший хвост, несчастные глаза,

А в них жемчужинкой дрожит слеза.

Его никто вокруг не замечал,

А если и заметил, то ворчал,

А мог еще и палкой замахнуться.

Он убегал, когда мог увернуться.

Он с грустью думал:”Я такой урод.

Ну кто такого жить к себе возьмет».

Так шел он, шел по краешку дороги.

И вдруг перед собой увидел ноги.

Огромные такие две ноги,

Обутые в большие сапоги.

В смертельном страхе он закрыл глаза,

А человек нагнулся и сказал:

«Красавец-то, какой! А ухо! Взгляд!

Пойдешь со мной? Я буду очень рад.

Принцессу и дворец не обещаю,

А молочком с сосиской угощаю».

Нагнулся, протянул к нему ладошку.

Он первый раз держал в ладошках кошку.

Взглянул на небо, думал, дождь закапал.

А это кот в руках от счастья плакал...

 

из интернета


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму