Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Выносят крест. В немом благоговеньи
Стоит народ. Огни свечей блестят.
Несутся ввысь кадильные куренья,
Живых цветов струится аромат.

Повис над храмом, вторя песнопеньям,
Колоколов протяжный перезвон...
А хор поет о тех часах смятенья,
Когда Господь на Крест был вознесен.

Одежд лишен был грубыми руками,
На древе был повешен, как злодей,
Он, небеса покрывший облаками,
Создавший мир, целивший скорбь людей.

Поет о Том, Кто всем принес спасенье,
Кто ради нас решился смерть вкусить,
Прими же, Боже, наше поклоненье
И научи Тебя благодарить!

(журнал “Незабудка”, 1914 год, № 9)
 

О Крестопоклонной неделе

 Неделя (т .е. воскресенье) 3-я Великого поста. Крестопоклонная – 11 марта.

 В третье воскресенье Великого поста священник выносит на середину храма Святой Крест. Это событие обозначает середину поста. Первые два воскресенья имеют догматический характер — иконопочитание и паламитский догмат; два последующих имеют характер аскетический — Церковь вспоминает Марию Египетскую и Иоанна Лествичника. Крестопоклонная неделя объединяет в себе оба направления — догматику и аскетику.

Аскетический смысл поста не нуждается в пояснении. Пост сам по себе есть «самая распространенная» аскетическая практика. Однако часто забывают, что Великий Пост ервоначально — время катехизации, научения вере. 

 Катехизация — подготовка к Крещению, рождению во Христе, вступлению в Церковь. Но Крещение есть ничто иное, как сораспятие со Христом — совместная с Ним смерть и воскресение. Весь Великий пост символически повторяет этот путь.

 Крест — вершина и догмы, и аскезы. Распятие Сына Божьего, как говорит апостол Павел — соблазн для иудеев, безумие для эллинов. Смерть Бога на Кресте — всё в христианстве. «Нести крест свой» — предельная заповедь, оставленная нам Спасителем. 

 Всё это напоминает нам Церковь в эти дни — напоминает о самом главном. Церковь говорит о Кресте, но не о страданиях Христа на нем, а о победе и радости. Многое в богослужении Крестопоклонной недели просто взято из пасхального богослужения. В середине Великого Поста, не лишним будет напомнить, что христианство — религия радости, веселья, ликования, победы. Мы спасены, ад побежден, смерть преодолена, и мы с Богом. 

 https://predanie.ru/tema/krestopoklonnaja-nedelja/

Предупреждение свыше

Алексей Алексеев   Сегодня.Ру
06.04.2017 - 20:01

Предупреждение свыше

Согласно учению Церкви, Господь Бог есть Промыслитель: «Веруем, что все существующее, видимое и невидимое, управляется Божественным промыслом; впрочем зло, как зло, Бог только предвидит и попускает, но не промышляет о нем, так как Он и не сотворил его. А происшедшее уже зло направляется к чему либо полезному верховной Благостью, которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно» (Послание восточных Патриархов о православной вере, чл. 5); «Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется... Бог есть и Творец и Промыслитель... То, что зависит от Промышления, происходит или по благоизволению Божию, или по попущению» (ТИПВ. преп.Иоанн Дамаскин. Гл. 49). Именно об этом говорит Господь: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:29-30). Промысел Божий проявляется в наказании людей, которое требуется для благих целей: «Он употребляет все меры, чтобы удержать их от греха, воспрещает его своими законами, угрожает за него наказанием преступникам (Исх. 20:1-18 и др.), действительно наказывает их (Быт. 7:7 и след.; 19:24-29; Исх. 17, 8. 14 и др.)» (ПДБ. митр.Макарий. Ч.1, Гл.2).

Все вышесказанное означает, что и волос с головы не упадет без воли Божьей, не говоря уже о более серьёзных событиях. Ничего случайного в нашей жизни не бывает. Только такое понимание, предлагаемое Церковью, позволяет нам адекватно воспринимать, оценивать и делать правильные выводы из любых происшествий.
* * *
Однако многие люди не хотят верить в то, что Господь стоит за происходящими событиями, что Он наказывает и Он же милует. Поэтому Господь зачастую делает тонкие намеки через даты событий — чтобы даже самые упрямые не смогли отрицать «совпадения», а остальные наконец-то увидели, в меру своих сил, духовный смысл происходящего.

Так, 22 июня 1941 года началась война. В этот день Церковь отмечала день Всех Святых в земле Российской просиявших. Многие современники тех событий, а также современные священники и епископы, включая Святейшего Патриарха Кирилла, увидели в этом ясное и недвусмысленное наказание за гонения Церкви, за массовые убийства православных христиан. Тогда Господь совершил отмщение врагам своим.

Но нужно также заметить, что и победа в этой войне пришлась на 6 мая 1945 года, когда Церковь праздновала Пасху Христову и день вмч.Георгия Победоносца. Очевидно, и здесь была рука Божия — Он наказал и Он же помиловал, так как произошло хотя и не полное, но все же покаяние народа и накал гонений со стороны власти был снижен. Он показал, что и начало великой войны и её конец в Его руках. И за современными событиями также стоит Господь. Так, Евромайдан в Киеве начался 21 ноября 2013 года, когда Церковь праздновала Собор Архистратига Михаила, покровителя города Киева. Сейчас уже не возникает сомнений, что это было началом наказания Божиего и разрушения страны. Далее, 17 марта 2014 года Верховный Совет АР Крым провозгласил Крым независимым государством и обратился к РФ с предложением о принятии Крыма в свой состав; в этот же день Президент РФ подписал указ о признании независимости Республики Крым. 18 марта был публично подписан, и широко освещен в СМИ, договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии последней в состав РФ. А 18 марта Церковью, как это не удивительно, отмечался один из дней памяти святителя Луки Крымского, архиепископа Симферопольского, ныне одного из небесных покровителей Крыма. Только рьяно упорствующий в своем нежелании признать Божие вмешательство в нашу жизнь, Божие управление этим миром, может все это считать «случайностями» и «совпадениями». Как сказал Господь про таких людей: «вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Лк.16:2-3)
* * *
Недавнее чудовищное преступление в Санкт-Петербурге не является исключением. Если теракт, как и любое другое событие, не является случайностью, то необходимо понять по каким причинам, для чего Господь попустил этому совершится. Нам представляется, что сделать это будет не столь сложно, так как и здесь не обошлось без ярких «совпадений».

Теракт в Санкт-Петербурге произошел 3 апреля, а 4 апреля отмечается память св.Исаакия Далматского. Некоторые спросят: «Где связь?». Дело в том, что в честь св.Исаакия Далматского освящен Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.

А что предшествовало теракту? 28 января и 12 февраля прошли многочисленные акции противников возвращения Исаакиевского собора Церкви, в которых принимали участие депутаты зак.собрания. 26 марта состоялся массовый «антикорупционный» митинг, среди участников которого было множество активных противников передачи Исаакиевского собора Церкви, то есть де-факто наряду с антикорупционной темой, вопрос противодействия возвращению собора также был на повестке митинга.

Таким образом, с начала 2017 года, часть горожан вместе с депутатами, которых также выбрали горожане, трижды активно и массово выступали против возвращения Церкви отобранного большевиками храма Божьего и вот в канун престольного праздника храма происходит теракт. Такое вот «совпадение».

Некоторые возмутятся: «Неужели Бог наказал погибших в теракте за то, что горожане были против возвращения храма Божьего Церкви?! Разве не исламист совершил теракт?». Нет, мы такого не утверждали. Для каждого из погибших была своя причина умереть в этот день. И мы не считаем их грешнее остальных жителей. Но сама массовая гибель не была «случайностью». И кроме злой воли исламиста, совершившего теракт (и который конечно же виновен), здесь есть и духовный смысл. Об этом говорит Господь: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:4-5). Такие события являются призывом к покаянию всем остальным. Так изъясняет это блаж.Феофилакт Болгарский: «Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек — целого народа. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним погиб и весь народ, упорный в неверии. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях». Очевидно, и этот теракт является громогласным предупреждением всем горожанам!
* * *
А если знать житие св.Исаакия, то можно ещё более удивиться происходящему. Как повествует святитель Дмитрий Ростовский, во времена св.Исаакия действовал «нечестивый император» Валент, защищавший ересь Ариеву (арианство) и способствовавший ее распространению, который «поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы». Ничего не напоминает? Это то самое, что сделали большевики с Исаакиевским собором — запретили в нем богослужения; это то, чего де-факто желают противники возвращения храма! За это, как продолжает святитель Дмитрий, «Бог... воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками».

И сейчас варвары-исламисты ведут войну против русских, а террористический акт является одним из актов этой войны. И вот, как повествует святитель, «в то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул: «Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему». Но царь не отвечал ему, презирал его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой. На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал: «Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии»... И на третий день блаженной старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим».

То есть, святой Исаакий призывал открыть храмы Божии, призывал отдать их православным христианам и предупреждал, чем грозит отказ возвращать храмы. Именно возврату, как и нечестивый Валент, сопротивлялись горожане и депутаты Санкт-Петербурга! Удивительные параллели, не правда ли? В итоге, император Валент так и не послушался призывов, и не вернул храмы Церкви. И случилось то, о чем предупреждал св.Исаакий: «Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, которой бежал лишь с одним советником своим, военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник».
* * *
Все происходящие настолько прозрачно для православных, которые знакомы со Священным Писанием, церковной историей и жизнеописанием святых, что не нуждается в особых доказательствах. Всем же жителям Санкт-Петербурга стоит задуматься о том, что «случайностей» не бывает, а теракт очевидно является предупреждением свыше — не должно идти войной против Бога, это плохо заканчивается даже здесь, на земле.

 


Доброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…

Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…

Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно,
Эту землю делает добрей…

И ребёнок, пожалев дворнягу,
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведёт…

Доброта – она всегда богаче
Самых состоятельных людей…
У неё ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней…

И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом, мы становимся добрее.
Ничего, что там, в груди щемит…

Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло…

Доброта, как раненая птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь…
И блеснёт слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь…

Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста…
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта… 
Ирина Самарина-Лабиринт

                

 

 

4 причины, по которым подростки уходят из Церкви

Почему в верующих семьях вырастают атеисты? Нужно ли поощрять ребенка за каждый поход в храм и чем опасна родительская гиперопека? Об этих и других вопросах «Правмир» побеседовал со священником Петром Коломейцевым, деканом факультета психологии РПУ, клириком храма Космы и Дамиана в Шубине. Издательство «Никеа» готовит к выходу книгу «Душа вашего подростка», одним из авторов которой является отец Петр.
 
«Пошел отсюда вон»

– Кажется, сегодня есть все возможности для религиозного воспитания детей: обилие литературы, воскресные школы и кружки в приходах. На верующих уже никто косо не смотрит и не считает их «белыми воронами». Почему же тогда в религиозных семьях вырастают неверующие подростки?


Священник Петр Коломейцев

– Во-первых, существует стихийный подростковый атеизм, когда у ребенка меняются представления о Боге. Детское представление уже не актуально, а взрослых представлений еще не сформировалось. Подростковый атеизм вполне вписывается в системную перестройку всех взглядов и отношений, которые наблюдаются в подростковом возрасте. В этом ничего особенного нет.

Не нужно настаивать, чтобы у подростка сохранялись прежние формы религиозности, и в храм тащить, чтобы там он общался со сверстниками родителей, тоже не нужно. Подростку интересна молодежная среда, поэтому идеально, если она формируется при храме.

В силу происходящих в этом возрасте перемен подросток стремится к самостоятельности. Ему необходимо общество таких же, как он, чтобы именно в этой среде актуализировать свое представление о вере. Если родители пытаются удержать подростка, они как будто затягивают его обратно в детство. Его интересуют высокие технологии, а родители ему суют неваляшку и плюшевого зайчика, мол, на тебе – поиграй.

Подростка интересуют проблемы молодежной культуры, ему необходимо увязать ее со своей верой, поэтому говорить о религии с родителями вообще не получается.

Во-вторых, часто мамы и папы активно выступают против той молодежной среды, которая окружает подростка. Она им кажется заведомо несовместимой с верой. Родители говорят ребенку: ты ходи в церковь, но ни в коем случае не прокалывай себе ноздрю, как Петя.

Перед подростком, который хочет «тусить» в молодежной среде, встает довольно жесткий выбор: либо твоя среда и окружение, либо твоя вера. При этом родители своим авторитетом вынуждают молодежную культуру отвергнуть.

И здесь могут быть два варианта развития событий.

Подросток предпочтет веру, и будет счастливо оставаться в «пенсионерском кружке», или останется со сверстниками, но в таком случае ему будет указано на дверь. А это значит, что родители сами выталкивают подростка из Церкви.

Потому что подросток, как правило, выбирает «пошел вон отсюда» и вынужденно уходит из Церкви. И при этом еще думает, бедный: раз я ирокез себе делаю и пирсингом себя украшаю, значит, и исповедоваться мне больше нельзя…

– Есть и такие приходы, где с ирокезом и пирсингом примут. Проблема в том, что ребенок, у которого возникает конфликт с родителями, решает его через отречение от Бога. Или это не так?

– В том-то и дело, что дистанцирование ребенка от родителей естественно. Оно самой природой предусмотрено, потому что Бог говорит: «Оставь человек отца своего». Та привязанность ребенка к родителям, когда он по каждому поводу кричит «мама», конечно же, не вечная. Она должна в какой-то момент кончиться. Происходит естественный разрыв.

Но родители часто пытаются представить это именно как разрыв с Церковью, а не с ними. Заставляют ребенка считать, что если он, взрослея, «неправильно» себя ведет, то автоматически становится безбожником.

Не стоит забывать и о формирующейся сексуальности подростка. Она движет им, толкает его на более активное и плотное общение с противоположным полом. А ему говорят: раз в тебе есть это, значит, ты перестал верить в Бога. Как это дико!

Ко мне пришла одна дама и спрашивает: «Что мне делать? У меня дочь отпала от Бога». Я спрашиваю: «В церковь не ходит, не причащается?» На это мать говорит: «Нет, наоборот, я хочу, чтобы дочь не ходила в церковь! Но она мало того, что ходит, так еще и причащается». «А почему вы не хотите, чтобы она исповедовалась и в таинствах участвовала?» – интересуюсь я.

«А потому, – говорит мне суровая мать, – что у нее парень есть. Они время вместе проводят. Кроме того, у нее такая-то прическа, такая-то одежда, она так-то красится… И я считаю, что пока она всем этим не переболела, она не должна даже близко к церкви подходить. А она, представляете, говорит, что еще и исповедуется. Я не знаю, как это сделать, но хочу категорически запретить ей ходить в церковь! Потому что она должна жить или церковной жизнью, или нецерковной. Точка».

Я попытался этой женщине объяснить, что Церковь существует, чтобы человек наладил свою жизнь: а совсем не для того, чтобы бросил всё, ушел в монастырь, жил как монах-отшельник. Говорит же апостол: «В каком состоянии призван, в том и служи».

Главное – вот в эту нашу жизнь, со всеми ее проблемами, падениями, передрягами, привнести Бога. Чтобы с Божьей помощью в этой жизни разбираться – что хорошо, что плохо, как просить помощи Божией, как найти правильные ориентиры?

А эта мать требовала, чтобы я запретил ее дочери причащаться и ходить в церковь. Такая максималистская позиция: пусть дочь нахлебается грязи в полный рост. А потом, когда ей всё надоест, когда поймет, что это ни к чему хорошему не привело, когда абортов пару штук сделает, тогда пусть (так уж и быть!) приходит и кается.

Выходит, мама своими руками ребенка из Церкви выпихивает.

Но я знаю историю и похлеще. Два подростка – брат и сестра, которые буквально выросли под подсвечниками, два любимца храма – оказались в трудной ситуации. Роковую роль в их жизни сыграла доминирующая и тоталитарная в суждениях и поступках мать. В итоге у мальчика сформировалось девиантное гомосексуальное поведение, а девочка вообще пристрастилась к наркотикам.

Казалось бы, там, где Бог и Церковь могли бы помочь в переходный для подростков период справиться с проблемами, пока эти проблемы еще были в зачатке, получилось всё наоборот. Мама внушила им, что за всё это они лишаются Церкви и ее помощи. Получается, что Церковь помогает тем, у кого всё исключительно хорошо. А у кого всё плохо – пошли отсюда вон.

Когда любви нет, а есть одни разговоры

– Власть родителя над ребенком близка к безграничной. Подросток – существо зависимое. На вполне законных основаниях родитель диктует ему, как надо поступать, когда ходить в храм, когда нет. Право родителя сказать: не пущу!

– Именно. Получается, что родители сами способствуют уходу ребенка из храма, когда формируют отношение к Церкви, как к награде. Вот если будешь хорошо себя вести, пойдем в парк на каруселях кататься. Будешь хорошим ребенком – отведу в храм причащаться. Не будешь слушаться – накажу, и никакого храма ты не увидишь. Это позиция абсолютно неправильная.

Ведь главное в нашем религиозном воспитании – суметь донести до ребенка понимание того, что Церковь является его ресурсом. Бог – его Помощник и Покровитель. И в Церкви человек получает помощь.

Но многие родители внушают детям одну из двух противоположных установок, причем одинаково неправильных. Первая, что Церковь – это награда за хорошее поведение, прочитанные молитвы и выдержанный пост. Вторая, обратная, установка: будешь себя плохо вести, потащу в церковь на исповедь. К батюшке, как на расправу, чтобы он тебе наподдал как следует.

В одной семье я наблюдал забавную ситуацию. Маленький мальчик, видимо, наслушавшись взрослых разговоров, сделал любопытный вывод. Он как-то обиделся на всех и воскликнул: «А я вот как вырасту, как стану батюшкой, я вас всех заисповедаю!» Понимаете? Он собирался отыграться на всех. То есть для него уже понятно из контекста, который существует в семье, что к батюшке вызывают на экзекуцию, отправляют на расправу. И та, и другая позиции абсолютно неверные.


Мне кажется, что подросток уходит из Церкви, объявляет себя неверующим именно потому, что как никому другому ему нужна помощь. И если ему сказали, что Церковь не помощник, наоборот, он должен помочь Церкви принять его, то логическая цепочка завершается простым выводом: я здесь лишний.

– Представим, что в семье всё относительно благополучно. Можно ли спрогнозировать, что проблемы рано или поздно возникнут? Есть ли еще какие-то обстоятельства, под воздействием которых подросток не захочет ходить в храм, объявит себя неверующим? В какой период этот конфликт возникает?

– Во-первых, есть явление, которому все возрасты покорны. Это когда слово расходится с делом. Когда ребенок начинает чувствовать, что за фасадом родительской религиозности существуют абсолютно нерелигиозное поведение и поступки. Когда учат одному, а живут по-другому. Когда подросток начинает чувствовать фарисейство и лицемерие. Когда понимает, что все разговоры о любви – это лишь разговоры о любви. Всё это однозначно разрушает мир.

Во-вторых, ситуация действительно меняется в тот момент, когда у ребенка появляется значимый для него круг людей, какие-то авторитеты, референтные группы. Когда появляется друг, мнением которого он дорожит, или целая группа людей. Тогда подросток стоит перед мучительным выбором: с кем быть? Неужели с родителями, которые ничего этому новому влиянию противопоставить не могут?

Здесь важно, чтобы родители сумели сформировать у подростка правильное отношение к переменам в его жизни. Привили мысль, что в любой группе можно быть вместе и не растворяться, быть разными. Нашли аргументы и объяснили, что люди сильны своей индивидуальностью. Подросток должен запомнить: не растворяться, иметь свой взгляд на вещи – это ценно, и это ценят!

Но «инаковость», сохранение своей особенности, имеет цену, когда человек не противопоставляет себя другим, не ведет себя к ним враждебно. Это серьезная ювелирная работа – научить ребенка не противопоставлять себя другим и в то же время не быть конформистом.


 Воспитанием занимаются в большинстве своем матери, которые нередко придают чрезмерное значение обрядовой стороне веры. И философские беседы, в том числе о сохранении своего «я», с детьми не ведут. А потом они жалуются, что дети перестали молиться…

– Конечно, это проблема, кто бы спорил. Но если мы хотим от детей понимания и духовного роста, мы сами должны над собой расти. И, что хорошо, обычно мамам не всё равно, какие у них будут дети. Хорошо, что они вообще над этим задумываются. Это значит, что они, возможно, будут работать над собой.

Очень важно понимать и для себя проговаривать цель религиозного воспитания. Если хочешь, чтобы подросток был христианином, то не надо его заставлять поститься и молиться, как монаха. Важнее взращивать в нем определенные нравственные качества. Если не хочешь, чтобы ребенок стал фарисеем, то и сам не будь таковым.

Чем опасна духовная стерильность

– Вы сказали, что стихийный атеизм – это процесс естественный. Тогда почему родители впадают в панику, когда подросток уходит из Церкви?

– Понятно почему, – потому что он ребенок. Родитель за маленького ребенка целиком и полностью отвечает. Осознание своей ответственности многих родителей пригибает так, что они всю жизнь не могут от этого освободиться и продолжают относиться к уже взрослым детям как к подчиненным. Не многие понимают, что с первого дня жизни к ребенку нужно относиться как к самостоятельной личности. И что потихоньку, с каждым новым днем ему необходимо предоставлять всё больше автономии.

Есть такая поговорка «невольник – не богомольник». То есть насильно заставлять молиться и ходить в храм ну никак нельзя. «Ты можешь ходить с нами в храм, мы тебе разрешаем», – так нужно говорить ребенку. Сам глагол «можешь» – он расширяет возможности ребенка, а «должен» – ограничивает.

Вообще, это общие системные ошибки воспитания. Уроки-то нельзя насильно заставлять делать, трудиться нельзя заставлять, потому что иначе сформируете установку, что любой труд – наказание, а праздность – поощрение. Эти системные ошибки из общего воспитания автоматически переходят на воспитание религиозное.


– Но когда ребенок объявляет себя неверующим, он, прежде всего, отрекся от того, что родителям дорого и ценно.

– Поймите, идеалы невозможно навязать. Свои идеалы и ценности можно лишь транслировать. Знаю, что во многих семьях, где процесс этот происходит без навязывания, без тотального контроля и полного подчинения, дети часто воспринимают не только сами идеалы, но и вкусы родителей, и даже вполне гордятся этим. Системная ошибка заключена еще и в форме трансляции. Ребенок отпихивается от родителей, а вовсе не от их идеалов. Но получается, что отпихиваясь от родителей, от их диктата, он отпихивается и от всего, что с ними связано.

Я знаю одну девочку, которая ненавидела храм, готова была выплевывать Причастие и воспринимала церковь, как мерзкий старушечий клуб. Ее заставляли переписывать акафисты и молитвословы, которые тогда не издавались. Она как будто работала переписчиком в самиздатской типографии. И всё это для нее было ненавистным, противным. Поэтому свою молодость она решила провести по совсем другим правилам. Вопреки. Но потом эта девочка стала одним из выдающихся христианских поэтов, известным искусствоведом, специалистом по иконографии и агиографии, преподавателем в семинарии, человеком, совершенно сознательно принявшим Бога. Это случилось, как только прошло то, от чего она отпихивалась. И даже в такой чудовищной форме, но она сумела сама себя воспитать, выправить, преодолеть.

Попытки воспитать духовно стерильного человека обречены на провал. Как таковые, и атеизм, и материализм – своего рода религия. Не просто научное мировоззрение, а своеобразная идеология. Ребенок, не принимающий атеистического мировоззрения, ищет духовности. И может найти что угодно.

Попадется на пути интересный кришнаит, он станет кришнаитом. В наше время были кришнаиты, позже появились муниты, другие тоталитарные секты. Попадая туда, подросток оставлял в них всё: и квартиру, и имущество, и душу. А если попадется интересный ваххабит, то через какое-то время своего ребенка вы, возможно, увидите среди шахидов.

Вы же понимаете, что понятие «верующий» может трактоваться максимально широко? Поэтому мы и говорим родителям, что ребенка нужно воспитывать в православной вере хотя бы для того, чтобы он не стал сектантом. Духовная природа человека не терпит пустоты. Душа обязательно должна быть чем-то занята.

Дарья Рощеня, Священник Петр Коломейцев, 19 февраля 2016 г. Православие и Мир

 

Подросток и храм: сюда я больше не ходок?

Просто любить…

Протоиерей Александр Пономаренко, настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии:

Всегда вспоминаю пример собственных родителей. Для меня и для брата они были большим авторитетом, нам интереснее было общаться с папой и мамой, с их знакомыми, чем со своими сверстниками.

«Мы берем вас в свою компанию, чтобы вы научились себя вести», – сказали они как-то. И мы подражали им, тому, как они общались в кругу своих друзей. Нам вообще было интересно с ними. У них, например, были такие рок-н-ролльные записи, каких не было у ребят-ровесников.

Детям должно быть интересно с родителями. Мама и папа должны быть в курсе всех событий современной жизни, не шарахаться от них, не становиться «замоленными», как мы говорим, которые из себя и из всех домашних стремятся сделать «мучеников» – по внешнему виду, по манере поведения.

В доме должна быть обстановка любви. И, когда наступит переходной возраст, когда дети из дома бегут на улицу, даже если будут смотреть в «страну далече», далеко и окончательно всё равно не уйдут. Так что ответственность за своих детей несут родители.

Я понял, что воскресные школы и так далее – это хорошо, но лучше всё-таки священникам больше внимания уделять прихожанам – молодым родителям. Если они будут хорошо воспитаны Церковью, подготовлены, то и дети их в итоге останутся в Церкви. Важно наладить здоровую приходскую жизнь. Нужно больше общаться с прихожанами, особенно с семейными, и дружить с ними. Последние восемь лет я начал уделять внимание именно этому.

Приходская жизнь должна быть разнообразной, интересной. Можно ездить с прихожанами и их детьми в музеи, в театры, ходить в походы, и дети будут расти с ощущением, что церковная жизнь – она радостная, она не мешает, а, наоборот, обогащает… «Воспитание» молодых родителей позволит им избежать и крайностей неофитства. Ведь чаще всего какие подростки перестают ходить в храм? Как раз в тех семьях, где родители в пылу неофитства непосильно нагружали их постами, молитвами и так далее, что в итоге и вызвало у них протест.

Радикализм вообще – вещь опасная, а если он затягивается… Если родители вместо православия уходят в «православизм» – велик риск, что дети, уйдя из Церкви, могут назад и не вернуться. Так что ответственность за то, чтобы радикализма не было, не было перегибов неофитства – в том числе на священнике, который окормляет эти семьи.

В доброй семье дети обязательно увидят, как отец уважает маму, как они любят друг друга, а если и ссорятся, то быстро и мирятся. И главное, что дети чувствуют себя любимыми. Для чего Бог создал семью? Чтобы в ней созидалась любовь. Когда ребенок видит, что отец любит мать, а мать любит отца, и родители любят своих детей, то став взрослыми, они будут распространять эту любовь на окружающий мир.

Однако если вспомнить притчу о блудном сыне, мы понимаем, что даже в идеальной семье не бывает идеальных детей. Но всё-таки в семье, где родители искренни, всегда разговаривают с детьми, больше шансов, что ребенок останется в Церкви. Если же всё-таки подросток начал отходить от Церкви – нравоучения и укоры не помогут. Всё это вызовет еще большее отторжение.

Одно время я допускал ошибку – пытался ограничивать свободу своих детей и детей, которые росли у нас в храме. Гневался (не сильно) – почему они не были на службе, а если и были, то почему не слушали проповедь? Хотя родители мои мою собственную свободу никогда не ограничивали. Они научили меня ценить ее и уметь ею пользоваться. Ведь любовь – это и есть свобода. Так что если подростки вдруг перестали ходить в храм, нужно просто продолжать говорить с ними, интересоваться их жизнью, любить их… и – молиться за них.

Еще одна проблема – сейчас много неполных семей, когда мама одна воспитывает ребенка. Мама порой настолько занята собой, работой и устройством своей личной жизни, что на воспитание ребенка сил не хватает. Чаще этим занимается бабушка или дедушка (если есть). И вот, у священника и общины есть возможность по-настоящему проявить о детях заботу и любовь. Чтобы, даже если они и уйдут в «страну далече», даже если и докатятся до «свиного корыта», всё равно знали и помнили, что есть место на земле, где их ждут. И я вижу примеры, как, взрослея, уезжая в другой город на учебу, отдаляясь на время от Церкви, наши дети, выросшие в храме, потом всё-таки возвращаются. Помню, что после армии я и сам стал редко ходить в храм, но потом же вернулся.

Если в семье есть любовь и если в общине созидается любовь, у ребенка обязательно произойдет собственная встреча с Богом. Взрослея, он должен найти свою дорогу к Христу, к православной вере. И это уже будет его вера, доставшаяся ему своим трудом. И он будет дорожить этой верой.

Про двойные стандарты родителей

Илья Суслов, психолог-консультант, отец шестерых детей:

Дети растут, взрослеют и с возрастом всё меньше ведут себя так, как хочется родителям.

В начальной школе дети начинают замечать, что, оказывается, не все ходят в храм, а только единицы. Максимум они сами и один-два одноклассника, и еще двое-трое из параллельного. Они начинают удивляться, знакомиться с этой жизнью, недоумевать, задавать вопросы…

А когда становятся подростками – у них уже появляется больше своих интересов, и они могут себе позволить большее, чем раньше.

И вместе с тем основная проблема, которая приводит отроков к желанию уйти из храма, – это двойные стандарты – в том, что говорят и делают родители. Дети видят и слышат, что родители зачастую транслируют одни ценности, и в то же время сами могут вести себя по-другому: не выполняют свои обещания, осуждают других, ругаются сами, ругают и наказывают своих детей за проявление агрессии, за обман, а сами делают то же самое, да еще иногда могут прикрываться религиозной моралью про почитание родителей согласно пятой заповеди, про послушание старшим и т.п. К возрасту пубертата дети это уже хорошо различают. Тем более, если родители не хотят признаваться в своем неправильном поведении или не просят прощения у тех же детей, при том что детей постоянно призывают прощать всех и просить прощения и так далее…

Вот это я считаю главной причиной того, что подрастающие дети перестают ходить в храм.

Еще один аспект: дети – очень чувствительные натуры. Они понимают, что мы ходим в храм, чтобы спастись, а для этого должны справляться с какими-то своими грехами, страстями и пороками. И дети зачастую не видят никаких положительных изменений у самих родителей. Родители ходят в храм годами, а ничего к лучшему в их семье не изменяется, они как ругались, так и ругаются, как осуждали других, так и осуждают, и так далее.

И вот тогда подросшим детям с их юношеским максимализмом и обостренным чувством справедливости трудно объяснить, для чего же ходят в храм. Просто разговоры о спасении их уже могут не так впечатлять: дети всё-таки хотят увидеть какие-то реальные результаты здесь, на земле. И если никаких улучшений они не наблюдают, то начинают сомневаться, спорить, протестовать, и им сложно объяснить, для чего всё-таки нужно ходить в храм.

Есть три уровня отношения к Богу. Рабский, когда мы делаем что-то в нашей церковной жизни потому, что так надо; наемнический, когда мы надеемся получить какие-то выгоды, и сыновий, когда человек любит Бога и потому не может этого не делать. Если дети видят только рабский или наемнический уровень, потребительское отношение к Церкви, к религии, к таинствам: «Вот мы сейчас помолимся так-то и так-то, и получим то-то», то для них «надо идти в храм» перестает работать. Тем более они могут сказать, что эти выгоды можно и по-другому получить.

Дети еще чистые, менее испорченные – они тонко чувствуют, всё считывают и воспринимают.

Еще подросток может не хотеть идти в храм просто из-за банальной лени, из-за усталости, перегрузки. Для них иногда религиозная жизнь, воскресная служба и так далее становится в ряд с секциями, кружками, и тогда может просто уже не хотеться, они устали. Тем более, если они не видят в этом толка и результатов.

Что делать родителям? Не стоит давить на подростка, понуждать или читать нотации, а лучше в первую очередь пробовать, стараться меняться самим. Стараться хотя бы, чтобы поступки стали соответствовать словам.

Также важно, чтобы с раннего детства поход в храм ассоциировался не с долженствованием, обязательной скучной нагрузкой, а – с радостью.

Сегодня зачастую это рутина. Еще связанная с утренними криками, нервными сборами, негативом: «Мы опоздаем, давайте быстрее, бежим». Пока ехали на машине – все переругались. Приехали в храм – все чинно улыбаемся. Получается конфликт между фасадной и внутренней жизнью семьи. Лучше детей увлекать, рассказывать о жизни Церкви, о вере, и главное – самим быть увлеченными этим.

Оксана Головко, 4 декабря 2015, Православие и Мир

 


Уходит август
Уходит август на кошачьих лапках,
В котомке спрятав летнее тепло.
Он плащик легкий в рыженьких заплатках
Сменяет на сентябрьское пальто.

Повяжет шарфик серенький на шее,
И грусть-печаль укутает в туман.
На год он спрячет все свои затеи,
И на замок закроет свой карман.

В веранду стукнет яблоком из сада,
Отшутится рябиновым костром,
И эхом золотого листопада
Напомнит нам с тобою о былом.

Уходит август. Шаг его не слышен.
Еще чуть-чуть, уйдет за поворот.
Прощай, прощай… Заплакал дождь по крышам,
Тепло любви отдав на эшафот.
Ирина Истомина

               

   Двенадцать месяцев

Всевышний Бог устроил мудро
Всё то, что Сам Он сотворил.
Раскрасил цветом перламутра
Рожденье утренней зари:

С рассветом утро наступает,
Бодрит прохладой ветерок,
За ним объятья раскрывает
Обычный хлопотный денёк.

Когда дела решить удасться,
Обычно их – с горою воз,
Готов таинственно подкрасться
К нам вечер, полный дивных грёз.

А там и ночь не за горами –
Как шаль, сползает с высоты.
Глаза смыкаются... За нами
Луна следит из темноты.

Всё продвигается по кругу:
За светом – мгла, за годом – год.
И новый месяц друг за другом,
Меняясь, знает свой черёд.

Январь – начало Новолетья,
В нём Рождество приходит в мир.
На все века, на все столетья –
Звезда нам светит сквозь эфир.

Зима несётся без оглядки –
Мороз трещит, метель метёт.
Двенадцать дней волшебных – Святки –
Нам дарят чувств круговорот.

Вода Крещенская играет...
Январь уходит, ах, как жаль!
И эстафету принимает
Короткий, ветренный февраль.

В нём Симеон Богоприимец
Мессию на руки берёт.
Дождался старец! О, счастливец!
И с миром к Богу отойдёт...

Но вот весна готова к старту:
Растаял снег и день подрос,
Звенит капель в начале марта,
Пленяют запахи мимоз.

И в пору этих восхищений
Великий Пост берёт права.
Пришла пора ограничений,
Ефрема Сирина пора.

Приносит в пост большую радость
Святой Архангел Гавриил:
О том, что в мир родится Святость,
Он Приснодеве возвестил...

Всё пережили в пост с Иисусом –
Измену, страсти, казнь и смерть.
Мы так грешны, но с тяжким грузом
В трудах стремимся преуспеть.

Молитвы, труд за ради Бога,
Продлятся ровно семь недель.
Глядишь, и Пасха у порога!
И тёплый солнечный апрель!

Христос воскрес! И жизнь проснулась,
И в небе солнца каравай!
Душа к природе потянулась,
Земля встречает месяц май.

На сердце странное смятенье –
Промчалось сорок светлых дней,
И совершилось Вознесенье
Христа к обители Своей!

А после – Троица Святая
Неразделимо снизойдёт.
В траве зелёной утопая,
Сезон жары июнь начнёт.

И снова пост Петра и Павла –
В честь двух апостолов Христа.
Так незаметно, тихо, плавно
Июль закончит дни поста.

Макушка лета наступила,
Всё буйным цветом поросло.
Земля сполна тепла вкусила,
И вот уж – первое число:

Вступает август во владенье
Симпатий наших и сердец.
И снова сладкое томленье,
И лета красного венец.

Три Спаса в августе освятят
Орехи, яблоки и мёд.
На всех любви Господней хватит,
Его немыслимых щедрот!

Успенский праздник нас утешит
В преддверьи осени сырой.
Господь для трАпезы нарежет
Душистый хлебушек ржаной.

Тугие гроздья винограда
Созрели осенью не зря:
За тяжкий летний труд награда
От Бога в месяц сентября.

Рожденье Матери Пречистой
Всегда мы в этот месяц чтим.
Мы ждём молитвы – сильной, быстрой
На помощь трудностям своим.

Туман с утра, пожухли травы,
Земля усыпана листвой.
Пришёл тот день, когда для славы
Воздвигли Божий Крест Честной.

Так привлекателен для многих
Цветастый, бархатный сентябрь...
Но вот уже в пути-дороге
С Покровом движется октябрь.

Земля готова к снежным вьюгам
И зимним, долгим холодам.
Так и шагают друг за другом
Двенадцать братьев по дворам.

Настал осенний третий месяц –
Ноябрь угрюмый за окном.
Всё растворилось в сером цвете,
И спит природа крепким сном.

Но несмотря, что нет убранства
В садах осенних и лесах,
В день Богородицы Казанской
Красиво, как на Небесах!

Настало время чаепитий
И разговоров при свечах,
В момент таинственных наитий
Слёз умилительных в очах.

Зима, зима... Неторопливо
Идёт к концу текущий год.
От солнца редкий луч лениво
О лете память всколыхнёт.

Но все давно уже привыкли
К такой заснеженной поре.
С молитвой к Господу приникли
На пост Филиппов в декабре.

Декабрь Святителем отмечен:
Его чудес – хоть отбавляй!
За всех, кто просит, в зимний вечер
Молиться будет Николай!

Событий ход закономерный –
Всё подчиняется Творцу.
Всё, как обычно: шагом верным
Вновь полный год пришёл к концу.

Мы вновь в предчувствии рожденья
Того, Кто жизни нам спасёт,
На Ком Отца благоволенье,
Кто будет с нами целый год.

Не только год иль два, но вечно –
Иисус Христос, наш Бог Живой,
Пребудет с нами бесконечно,
Спаситель наш, Господь Благой!
Елена Мизюн  

                                

                                        

Успенский пост – недолгий, строгий, важный –
Его ждала с надеждой в этот раз.
В душе моей забит отсек багажный –
Багаж с дороги жизненной – вся грязь.

Пречистая Мария, Приснодева!
Сей пост Тебе, Нетленной, посвящён.
Он начат в праздник в честь ЧестнОго Древа,
Успением Твоим он завершён.

Короткий пост – всего лишь две недели,
Но праздник в нём великий неспроста:
С его поддержкой пост преодолели –
С Преображеньем Господа Христа.

Татьяна Махинько

 

                                      

В любом случае, если мы поймем, что всё вокруг проходит, то есть если ты посмотришь на всё спокойно и скажешь: «Ну хорошо, а сколько лет мы здесь будем жить? И стоит ли оно того, чтобы мы это делали?» – то пускай всё и не станет точно таким, как нам этого хотелось бы, но мы сможем быть счастливы и имея малое. Проблемы – это так несущественно в сравнении с тем, что нас ожидает после смерти! Так же как и наше счастье несущественно, если мы посмотрим на него в сравнении с тем, что происходит после смерти. Всё тут относительно.

Годы пройдут. А наша жизнь должна наполниться тем, что доставит нам радость и принесет смысл

Надо найти способ выстоять в этой жизни, потому что в конечном счете всё это преходяще: и наше счастье невелико, и наша скорбь тоже. Годы пройдут. А наша жизнь должна наполниться тем, что доставит нам радость и принесет смысл. Мы этого ищем.

Не жди же в мире сем совершенного наслаждения, совершенного счастья, совершенных супругов, совершенного ребенка. Нет. Мы люди, и я несовершенный человек, и ты.

Одна женщина вышла замуж и всё жаловалась на своего мужа. Я ей сказал:

– Ты же не выходила замуж за ангела! И он тоже не на ангеле женился! У тебя свои страсти, у него свои. Но вы сможете счастливо прожить свою жизнь, если дадите место Христу среди вас, если вложите любовь в ваши взаимоотношения. Сделайте же эту малую и скудную жизнь как можно красивее. И если это важно для вас, то важно и для тех, кого вы любите.

Каждый из нас пройдет через свои личные проблемы, так и твой ребенок, которого ты любишь и которого хочешь заслонить от беды, тоже пройдет через какие-то злоключения, стремясь к своей мечте. Некоторые родители от чрезмерной любви к детям испытывают сильную тревогу: как бы спасти своего ребенка, чтобы он не прошел через проблемы. Да, но ты ему таким образом не поможешь. Он осуществит свою мечту, проходя через свои кошмары. Он тоже пройдет через какие-то испытания, желая осуществить свою мечту, и, чтобы достигнуть ее, испытает и боль, и муки.

Не тревожься за своего ребенка. Он найдет свой путь. Ты живи своим счастьем, прояви его вовне, и это будет твоим самым большим вкладом в благо твоего ребенка. Не беспокойся, Бог защитит его и поможет ему достигнуть цели. Ведь каждый достигает чего-то в своей жизни. Сила нашей души огромна.

Исключений не бывает, все мы будем бороться и испытаем боль. Поэтому в «Добротолюбии» говорится, что признак духовного невежества, незнания – ропот против Бога: «Почему всё идет так, как нам не хотелось бы?» Бог знает, что лучше для нас: у Него не бывает ошибок, это точно. Что бы ни было – это не ошибка, Бог попускает это с какой-то благой целью.

Мы сказали, что непременно надо это принять, вернее, или мы примем это, или мы его изменим. И молитва просветит нас, что делать: «Приму я своего мужа или разведусь с ним? Удержу своего ребенка дома или скажу ему: “Так, как ты живешь, ты не можешь оставаться здесь и вести тот образ жизни, который ведешь”. Что мне сделать? Чего Бог хочет от каждого из нас: чтобы мы примирились? Чтобы молились? Сопротивлялись?» Молитва даст нам рассудительность и озарение от Бога. Будем же молить Бога о Божественном руководстве и просветлении.

Вложите добрые помыслы в ум свой. Мрак не изгоняется мраком – солнце восходит, и мрак исчезает сам

Очень важны слова преподобного старца Порфирия о том, что мрак не исчезает, когда ты говоришь о нем. Не говорите о мраке, а говорите о свете и не обсуждайте неприятных вещей дома. Чем больше ты их обсуждаешь, тем больше их умножаешь, чем больше говоришь о них, тем больше они увеличиваются. Говорите о свете, о хорошем, вложите добрые помыслы в ум свой, как говорил старец Паисий. Мрак не изгоняется мраком. Солнце восходит, и мрак исчезает сам по себе.

Если вы будете читать Евангелие, то увидите, что Христос очень редко говорит о диаволе – Он говорит и о нем, но немного. Редко говорит об аде, а больше всего говорит о рае, свете, и потому Он говорит:

– Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12: 46). Я не пришел, чтобы дать вам страх, или панику, или неуверенность, или смущение в душе. Я даю вам свет.

В молитве Отче наш мы постоянно говорим: «Да приидет Царствие Твое! Боже мой, я жду чего-то лучшего в своей жизни. Чтобы Ты царствовал, чтобы Ты стал Царем в моей жизни и даровал мне счастье. Это моя мечта».

Будем же жить этим, чувствовать это и передавать это чувство людям вокруг себя. Чем больше говоришь о неприятных вещах, тем больше их усиливаешь; чем больше противишься злу таким образом, тем больше усиливаешь его и тратишь всю свою душевную силу на ропот, ворчание, осуждение, сплетни. Это изнуряет и доводит душу до болезни, и так она утрачивает силу. Давайте же в душе своей уповать на Христа и Его свет. Так изменится наша душа, наша душевность, духовность, и мы станем на шаг ближе к святости.

У одной женщины заболела свекровь, но все ее дети отвернулись от нее, не желая ей помогать. Вся тягота легла на плечи этой женщины, и она мне сказала:

– Отче, моя свекровь заболела, но я люблю Бога и не оставлю ее. Буду смотреть за ней. Пускай я буду дурой, но я не дура! Все считают, что мне ее подбросили, мол: «Забери ее себе! Мы от нее избавились!»

Забрала она свою свекровь, ухаживала за ней, а через три месяца Бог прибрал ее к Себе. И этой женщине досталось всё ее благословение и любовь, она ей наговорила столько добрых пожеланий, лежа на одре, что та и поверить не могла. Она ей сказала: «Чтобы у тебя было много детей, чтобы они были здоровы, чтобы у тебя были деньги всю твою жизнь, чтобы у тебя была радость», – то есть только добрые пожелания.

Она ухаживала за ней три месяца, и все боялись, что это будет длиться долго. Но у этой женщины было чувство Божественной любви, она жила своей мечтой и не дала лукавству людей сломить ее, когда ей говорили:

– Да ты что, дура? Тебе привели свекровь?! Да пускай дети и заботятся о ней! Почему ты ведешь себя как дура?

А я и буду дурой. Но я делаюсь дурой сознательно, я этого хочу и делаю это – и тогда открываются иные перспективы и возможности для чудес Божиих. Бог так творит чудеса.

Не скорбите же чрезмерно о том, что переживают ваши близкие, если у них есть какое-нибудь затруднение: любите их, сострадайте, но не так, чтобы страдали и вы. У каждого свой путь, ты делай, что можешь, но впредь не взваливай на себя боль другого, потому что ты ему таким образом не помогаешь: «Я буду любить тебя, но и уважать тоже».

Однажды моей маме сделали операцию и извлекли из желчного пузыря камни. Я пошел в больницу и увидел, что ей очень больно, – и мне, скорее, было еще больнее, чем ей, оттого что я расстраивался, и врач сказал мне:

– Успокойся, отче! Она должна испытывать боль. Как бы ей ни было больно, но ты ей этим не помогаешь. Надо, чтобы прошло дня два-три, и она преодолеет боль, а сейчас чем ей больнее, тем сильнее заживает рана.

Ты не помогаешь другому, когда испытываешь боль за другого в той борьбе, которую он сам должен вести. Твой ребенок проходит через опасности – ты будешь его любить, будешь ему сострадать, но оставишь его, чтобы он возмужал и сам встал на ноги: «Я не могу подвизаться вместо тебя, потому что у тебя свой путь в жизни, и в определенных случаях страдание оправдано».

Твой муж сделал то, что сделал, и теперь мучается. Ты говорила ему: «Не пей!» Прекрати еще какую-то страсть, другой недостаток! А сейчас у него проблемы с печенью, а жена страдает больше него. Ну а ты-то чего страдаешь? Ты же говорила ему об этом. Оставь его, пусть и он пройдет свой личный путь ко спасению. Бог знает, что делает.

Мы часто страдаем за других, и один святой говорит:

Когда мы мучаемся за других, то, по словам одного святого, этим словно говорим Богу: «Боже, Ты не ведаешь, что творишь!»

– Ты в этот час словно говоришь Богу: «Боже мой, Ты не ведаешь, что творишь! Я знаю лучше Тебя! Почему Ты так поступаешь с моим ребенком?» А Бог так хотел. Это на пользу ему, во спасение его души.

С Божией помощью человек может достигнуть многого. В новостях я видел каких-то мигрантов, у них были всего два мешочка, в которых были все их вещи, одно одеяло и больше ничего.

– Почему вы оказались в таком положении? – спросили их.

– Потому что нас выгнали… В нашей стране было наводнение, и нужно было бежать… Потому что произошло землетрясение, и наши дома обрушились!

Однако эти люди смогли встать на ноги. Есть люди, с которыми уже произошло то, чего ты боишься. Эта твоя фобия: «Как бы не случилось со мной того, как бы не случилось другого», – но некоторые уже живут этим и умеют это преодолевать. Следовательно, и ты можешь добиться своего в жизни. Идеи и помыслы сильно нас пугают.

Святой апостол Павел говорит, что все мы, христиане, – одно Тело. И если мне больно, то и тебе будет больно, и если ты испытываешь боль, то и я должен испытывать боль. К сожалению, сегодня человечество не живет этим. Поэтому мы и дошли до такого. Корень проблемы как в Греции, так и в Европе и во всем мире, этот кризис, распространившийся повсюду, связан с алчностью, потому что мечтой нашей жизни стало не то, чтобы мы любили друг друга, а чтобы каждый сам по себе жил хорошо: «Чтобы это у меня было, и чтобы я осуществил свою мечту, а других брось, какое мне до них дело?!»

Смотри, ты можешь жить хорошо без меня, однако если я атрофируюсь, ты тоже будешь страдать. Если кровь течет по телу, но не доходит до конечности, в конце концов в ней начнется некроз. Кризис, в котором мы живем, – это призыв к нам вернуться к былой мечте о любви и единстве между нами, чтобы мы все соединились, чтобы полюбили друг друга, чтобы воплотили эту мечту в своей жизни: «Как я опять полюблю свою семью, как полюблю своих близких, людей, с которыми работаю, и как мы будем едины и любимы!»

Кризис дает нам возможность научиться радоваться самым простым вещам, жить малым – тем, что Бог дал

Кризис дает нам возможность зажить и другой мечтой – «мечтой» о простоте и скудости: чтобы я научился радоваться стакану воды, который ты мне подашь, и не искал ничего больше. Чтобы ты взял свое пальто, которое купил два года назад, и сказал: «Да ничего, оно еще хорошее, не буду покупать другого в этом году, я счастлив и этим. Сияет ли мое лицо? И ладно, оставь ты это пальто. Лишь бы на душе у меня была радость». Чтобы я жил малым, тем, что мне дал Бог. Чтобы вот это было моей мечтой: простота, скудость, экономия, но при этом огромное изобилие и излишек счастья в душе.

На этом ты уже не экономишь: лишь бы один человек полюбил другого, лишь бы супруги снова полюбили друг друга, лишь бы живы были такие мечты: «Ты для меня – мое Богом дарованное счастье!» Когда вы познакомились, и ты мечтал о том, чтобы вы поженились, ты ведь не думал тогда ни о деньгах, ни о домах, ни об имуществе, а глядел в глаза своей возлюбленной и говорил: «В твоих глазах я вижу всё счастье моей жизни. И не хочу ничего больше, я так радуюсь тебе!» К сожалению, всё это исчезло, и вот кризис призывает нас снова оживить эти мечты, радоваться малому и ощущать его как многое в своей душе.

Давайте же ощутим это единство, ощутим нужду в покаянии, ощутим нужду в том, чтобы соединиться в содружества – на приходе, в других местах, где бы мы могли почувствовать, что помогаем другому. Это великое дело – чувствовать себя полезным в жизни.

Один юноша два раза в неделю ходит в объединение людей, больных СПИДом, и преподает им уроки работы на компьютере. Преподает им уроки, проводит там часа два и говорит:

– Отче, так моя жизнь обрела смысл. Я дарю любовь.

Великое дело – на деле осуществить такую мечту о любви, о жертве, единстве с другими, и чтобы в твоей жизни возжигалась свеча. Всегда возжигайте свечи в храме, но и из уст ваших пусть исходят пламенные слова, подающие надежду другим. Возвращаешься с работы домой – не начинай с ворчания и ропота, ибо тогда ты будто гасишь свечу, а вместо этого ты зажги ее:

– Скажи, а что мы сегодня будем делать? Как мы замечательно проведем вечер? Куда пойдем с детьми? Что мы обсудим сегодня?

И будем обсуждать приятные темы, потому что наши дети чувствуют себя душевно раздавленными, когда видят родителей, постоянно говорящих о мрачных, тоскливых, отчаянных вещах. Не всюду я вижу это и не все такие, но у некоторых людей это в крови – что бы ни случилось, они радостны и настроены оптимистично. Это прекрасно.

***

Ты веришь, что Бог тебя любит? Если веришь в это, ты самый счастливый и радостный человек на свете, и тебя не волнует, буду ли я с тобой говорить, улыбнусь или скорчу тебе мрачную физиономию. Мой Творец любит меня! Если люди меня любят – это хорошо. Если не любят – тоже хорошо. И пусть всё у них будет хорошо. Жизнь нуждается в «безумии», чтобы быть счастливой!

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Богословский факультет Великотырновского университета

23 мая 2016 г.

                                   

                                

Живи своей мечтой, не смиряйся, не отступай, не опускай планку своих надежд. Мы хотим достигнуть чего-то хорошего, однако жизнь берет свое, разочаровывает нас и говорит: «Забудь об этом!» Но наша вера, Бог говорит нам: не разочаровывайся, не прогибайся, не теряй задора и не впадай в уныние!

Жизненные проблемы – это великая возможность оценить наши силы и дарования. Когда учитель задает ребенку трудную задачу, ты ведь не идешь и не делаешь ему замечаний, не споришь и не говоришь ему: «Ты почему, учитель, задал моему ребенку такую трудную задачу?» Наоборот, говоришь ему: «Благодарю вас!» – потому что считаешь свое дитя способным, имеющим дарования, которые нужно развивать.

Чтобы идти вперед, надо проходить через трудности. Иначе не бывает.

Все мы носим внутри себя душу, имеющую Божии дарования, таим в себе огромную красоту. Когда мы крестились, Бог наложил на нашу душу Свою печать, и мы очень дороги, очень красивы – все души красивы пред Богом. И глубоко в душе у нас царит великое спокойствие, покой, тишина. Глубоко в душе – там, где наше ядро, куда вошел Бог, когда мы крестились.

Знаете, где мы все чувствуем смущение? В уме. Всё дело в наших помыслах, они способны свести нас с ума, не дают по ночам уснуть, заставляют бегать от одного пластического хирурга к другому, чтобы стать красивее. Потому что женщины внушили себе, будто они некрасивы.

– Но ты же красивая!

– Нет, я некрасива!

– Да кто тебе это сказал?

– Я это говорю! Я поверила в это! Я почувствовала это, приняла и поэтому всегда чувствую себя скверно.

Помысл гнездится в уме – у души нет проблем, у нее имеется Божия печать, и она спокойна

Помысл гнездится в уме – у души нет проблем, у нее имеется Божия печать, и она спокойна. То, чего мы ищем в Церкви, – это почувствовать красоту своей души и осуществить свою «мечту», не принимать того, что твердит нам ум о разочаровании, неудаче, дескать, «я не преуспею в жизни и не добьюсь ничего». Всё это результат наших помыслов.

Я в жизни много терзался страхами, мыслями, волновался за будущее, настоящее, чему только не ужасался, а в результате из всего, чего я боялся, реально почти ничего не случилось. Всё это происходило в моем уме, а на самом деле не случилось.

То, что тебя больше всего терзает, – это твой ум, а не твоя реальность. Реальность бывает неприятной, но наш ум делает ее еще более неприятной. Действительно, остаться без работы – это проблема. Как кто-то сказал мне:

– Отче, ну разве это фантазия? У меня же нет денег! Это не фантазия. Нет денег! В кармане у меня пусто. У меня нет плохих помыслов, у меня нет денег! Нет работы, меня уволили!

Я ему сказал, что проблема становится гораздо большей в зависимости от того, как ты смотришь на свои мысли.

Мученики умирали и шли навстречу смерти, однако не боялись ее, а смотрели на нее с надеждой. Я не говорю, что проблем нет, что не существует трудностей, но огромное значение имеет твоя душа, твое желание, духовность, то, как ты посмотришь на грядущую проблему, с какой твердостью и мужеством встретишь ее – как возможность освятиться, развить свои дарования, добродетели, бороться, или же прогнешься, потонешь, пойдешь к врачу и скажешь: «Доктор, я хочу лекарств от бессонницы, я больше не выдерживаю, впадаю в отчаяние, я хочу покончить с собой!»

Ну зачем тебе говорить такое? Христос говорит тебе так: посмотри на свою жизнь по-другому, Бог не оставит тебя, живи своей мечтой, не отчаивайся. Всё возможно. Всё возможно для верующего. Если у тебя есть вера, ты откроешь много ценного в себе. Мир вокруг может погибать, проблемы всегда были и будут, во внешнем мире уверенности не существует, уверенность – внутри нас. Вне нас нет ничего надежного. Какой-нибудь автомобиль стукнет нас, и всё кончено. Важно, как мы смотрим на проблему в самих себе.

Я видел парализованных людей, которые были счастливы, и видел людей, у которых есть всё, однако они несчастны и унылы. А твоя душа где ищет счастья? В вещах, людях, одежде, в твоем внешнем виде? Это всё преходяще, и нет гарантий, что это у тебя всегда будет. Ищи счастья в красоте своей души и в любви Бога, Который тебя очень любит. Вот в чем наша опора, и если ты не обопрешься на нее, то всегда будешь чувствовать неуверенность, проходя через потрясения в жизни.

– Меня бросил человек, которого я любила, я даже готова сейчас покончить с собой. Без него жизни для меня не существует!

Я спросил ее:

– А почему?

– Но я ведь не могу жить без него!

Я спросил ее:

– А как же остальные шесть миллиардов человек на планете Земля могут жить без него?

– Но он для меня – моя жизнь! Я для него жила, о нем думала, он для моей души был всем.

– Вот поэтому с тобой это и стряслось, – сказал я ей.

– То есть что, я не должна любить? Не влюбляться, не создавать семью?

Это великое дело – не позволять своему уму принимать черноту, но всегда жить с надеждой

Нет, ты делай всё это, но не вкладывай душу свою до такой степени, чтобы заболеть, то есть твое счастье не должно зиждиться на этом состоянии, на одном человеке, который сегодня есть, а завтра нет. Твоя жизнь не заканчивается на нем, а продолжается, Бог подает новые возможности, и дальше тебя ждет что-то лучшее. Это великое дело – не позволять своему уму принимать черноту, разочарование, но всегда жить с надеждой. В твоей жизни наступит нечто лучшее, это безусловно, потому что Сам Христос обещал нам это.

Сколько же денег тебе надо иметь в банке, чтобы быть счастливым? Ну сколько? Я знаю людей, у которых совсем нет денег в банке, а они радостны. «Что будет на бирже, с ценами, со всеми этими проблемами в экономике?» – и стресс грызет нас. А ведь не деньги сделают тебя счастливым. Деньги нужны, и если бы они у нас были, чтобы у нас имелись все Божии блага! Однако мы не должны полагаться на это.

Когда у тебя чего-то нет, ты говоришь: «Эх, вот если бы у меня это было!» И завидуешь тем, у кого есть, и чувствуешь горечь и тоску на душе, желая стать как они. А когда получишь то, из-за чего завидовал, тогда начинаешь беспокоиться, как бы оно не выскользнуло у тебя из рук, как бы не потерять его безвозвратно, или, может, у тебя начинаются угрызения совести оттого, что ты не добился этого должным способом и с благой целью.

Это связано с качеством наших побуждений. Старец Паисий говорит, что чем больше вещей у тебя имеется, тем труднее складывается твое счастье, потому что есть ли у тебя машина – у тебя есть и стресс, есть ли две машины – у тебя стресс вдвое больше, а если у тебя еще имеется и два дома с дачей – стресса и того больше. Чем больше у тебя есть, тем больше тебя грызет стресс, если ты полагаешься на эти вещи. Научись же полагаться не на то, что у тебя есть, а то, что ты есть.

Деньги приходят и уходят и не приносят настоящего счастья и радости человеку. Есть люди, достигшие в жизни великого несмотря на то, что прошли через много неблагоприятных обстоятельств. Войдите в интернет и увидите такие истории людей без рук: можно увидеть в ютубе, как мать кормит грудью ребенка, держа его ногами, как кто-то рисует картину ртом, потому что у него нет рук. Вчера мне опять прислали такой клип с человеком, у которого нет ни рук, ни ног (Ник Вуйчич). И вот он ездит по школам и выступает перед детьми, они им восхищаются, а он дарит им надежду и мечту – он, сам не способный перевернуться на другой бок, когда спит, ни переодеться, ни ходить.

Эти люди смогли достигнуть высокого, а ты что, не можешь? Кто из вас находится в таком жалком состоянии?

Несмотря на это, если нас захлестнет горечь, ропот и жалость к себе… все мы такие, отчаявшиеся и с чувством собственной неполноценности, тогда как у нас есть всё. Но вот видишь молодого человека, полного сил, одаренного, со способностями, который говорит: «Я не добьюсь успеха в жизни!» Добьешься! Зачем тебе верить так сильно, что не добьешься? Зачем говорить это каждый день? Ты открываешь глаза утром и вместо того, чтобы сказать: «Слава Богу! Сегодня я буду бороться с Божией помощью, чтобы достигнуть чего-то!» – говоришь: «Какой сегодня день, что же я буду сегодня делать? Как пройдет этот день? Да опять плохо пройдет!» Поскольку ты это говоришь, поскольку ты в это поверил, поскольку ты ни на что не надеешься и не живешь своей мечтой, которую Христос вкладывает в твою душу, то день и пройдет плохо. Потому что ты сам провоцируешь свое состояние.

Великое счастье в жизни – иметь то, чего хочешь. Это здорово. Есть некоторые люди, которые, чего ни захотят, всё могут приобрести. И среди нас тоже есть. Они хорошо делают. Бог дал им дары, дал им блага, богатство – то ли от их трудов, то ли по наследству от родителей: хочешь отправиться в путешествие – пожалуйста; хочешь завтра купить новую машину – нет проблем; хочешь пойти туда, куда хочешь, – ты делаешь это. Счастье, – говорят, – это иметь то, чего хочешь. Блаженны таковые, однако есть и другое счастье – быть счастливым тем, что у тебя есть. Сколько у тебя есть? Мало? А я счастлив. Есть много? А я снова счастлив. Однако я спокоен.

Когда я здороваюсь и спрашиваю человека: «Как ты?» – и он говорит: «Слава Богу! Очень хорошо!» – я очень радуюсь, слыша это, потому что он излучает из себя не горечь, а надежду. «Как вам известно, мы ходим с женой к врачу, возвращаемся домой, ведем свою борьбу!» Жена больна, но муж живет своей мечтой и не отчаивается. На его лице написана не тоска, а надежда – это и значит счастье.

Если дела обстоят не так, как хочешь ты, попробуй изменить их, не плачь, а измени то, что тебе не нравится. Не нравится работа? Сделай ее лучше, если можно. Не нравится коллега? Заставь его своим характером и разговором изменить поведение, говорите, выясняйте между собой отношения! «Не получается, отче, он не меняется!» А если не меняется, тогда ты научишься смиряться с этим.

Один святой молил Бога так: «Господи, очень молю Тебя: дай мне силу изменить то, что могу, и смириться с тем, что не меняется, и еще дай рассудительность, чтобы мне каждый раз понимать, что из этих двух делать: менять или смиряться!» Например, когда моя мама заболеет, я этого изменить не могу: она заболела, это надо принять. Но когда у меня в школе будет проблема, я посмотрю: «Боже, что Ты хочешь, чтобы я сделал: чтобы не говорил, закрыв рот, или чтобы пошел к директору и сказал ему? Молю Тебя, окажи мне эту милость, ибо тут имеет место несправедливость».

Надо различать эти две вещи: что надо принять, а что изменить в своей жизни

Надо различать эти две вещи: что надо принять, а что изменить в своей жизни. Не примиряйся со своими проблемами: некоторые ты можешь изменить, можешь бороться…

Бог хочет дать тебе радость совместного творчества, Он помогает, но и ты себе поможешь, чтобы порадоваться тому, что Он тебе даст. Сделай же то, что можешь, вылезь из своего болота, своего бездействия, своей тоски и скажи: «Бог меня не оставит. Я буду бороться и стремиться к тому, что хочу».

Мне кажется, Христос никогда не допускал, чтобы в Его душе исчезла картина Царства Божия. Он всегда видел перед Собой трудных и своенравных людей, но всегда проявлял любовь, надежду, оптимизм. Мы не видим Его прогибающимся, даже в самые трудные минуты Его страдания и мук. И не говорите, что, мол, Он – Христос, ибо святитель Иоанн Златоуст говорит, что и ты можешь стать Христом и чадом Божиим и подражать Христу в своих поступках.

Мы можем достигнуть исключительно многого в своей жизни. Если поймем это, если мы поймем, как коротка наша жизнь, то увидим, что все наши проблемы крайне малы и не стоят того, чтобы мы из-за них заболевали. Поэтому надо быть внимательными к своим мыслям, потому что они провоцируют болезни: если ты не живешь своей мечтой, ощущая задор и радость, а чувствуешь депрессию и отчаяние, это доведет тебя до болезни и душевно, и телесно. Болезни ведь не появляются без причины, неведомо как, а по какой-то причине. Рак, давление, сердечные проблемы часто начинаются с сильного стресса, с усталости души, с отчаяния.

Жена живет с мужем, но она очень обделена, не говорит с ним, чтобы изменить что-то, и он с ней тоже, и она проглатывает это и заболевает. Готовит, чистит, гладит, но не говорит ничего, чтобы как-то изменилась ее жизнь. Сколько же так будет продолжаться? И вот прошли годы:

– Сколько лет вы женаты?

– Восемнадцать лет, – сказала мне одна женщина, – но я чувствую, что мы с ним еще не сочетались.

– И как же ты это выдерживаешь?

– Да я не выдерживаю, я просто влачу существование.

Если ты влачишь существование, то это не жизнь. Мы ведь не живем для того, чтобы влачить существование, не живем, чтобы говорить: «А что же нам делать? Наша жизнь вот так и проходит. Как я это всё выдержу?» И однажды умираем, так и не порадовавшись ничему.

Сделай же что-нибудь, чтобы порадоваться в своей жизни.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Богословский факультет Великотырновского университета

16 мая 2016 г.

                                                  


« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 43  |  Следующая страница »
Интернет-магазин икон "Главикона.ру"

Помогите Машеньке