Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: Мудрость духовная.

Познай и убедись, что роскошь, пиры, увеселения, игры, рассеянная жизнь, словом все, что носит наименование суеты и мира, что озабочивает и поглощает всю жизнь человека, все время его, все силы и способности души и тела, есть не что иное, как обольщение и кознь сатаны, вымышленные и устроенные для обольщения человеков. Если не познаешь этого и не убедишься в этом произвольно из слова Божия: то познаешь и убедишься невольно при наступлении смерти. Кто чего не изучает, тот того и не знает. Кто о великом мало старается или вовсе не старается: тот считает это великое маловажным, малозначащим, ничтожным. Не знают христиане христианства от того, что не изучают его; не обращают они никакого внимания на искупление человечества вочеловечившимся Богом, попирают это великое дело Божие, потому что не заботятся и не думают о своем спасении. Пренебрегая великими дарами Божиими, они всецело предаются суетности, которая - прелесть, в которой нет ничего существенного. Возгорится гнев Божий на таких христиан! отраднее будет идолопоклонникам и магометанам в день суда Божия, нежели таким христианам!

Category: Мудрость духовная.

 Исповедь

Один святой старец, священноинок, спасав­шийся на горе Олимп, беседовал о спасении души.

Во время беседы к старцу подошел про­столюдин, поклонился ему и молча остановился.

Старец спросил:
— Что тебе нужно?
Простолюдин сказал:
— Я пришел к твоей святыне исповедать гре­хи мои, честный отец.
Старец сказал:
— Говори перед всеми, не стыдись.
Тогда простолюдин пред всеми со слезами на­чал исповедовать грехи свои, из которых некото­рые были столь тяжки, что неудобно и передать их. Когда он всё рассказал, поник долу и стоял унылый с сокрушенным сердцем, и слезы текли по его ланитам. Между тем старец долго размыш­лял о нем о чем-то и наконец сказал:
— Хочешь ли принять иноческий образ?
— Ей, отче, — отвечал простолюдин, — же­лаю и даже принес сюда необходимые при пост­рижении одежды.
После сего старец преподал ему несколько на­ставлений, облек его в ангельский образ и, от­пуская, сказал:
— Иди, чадо, с миром и к тому не согрешай.
Он же, поклонившись до земли, ушел, славя
Бога. Монахи всему этому удивились и сказали старцу:
— Что это значит, отче? Сколько тяжких гре­хов мы от него слышали сейчас, и ты не дал ему никакого послушания и не наложил на него ни­какой епитимии!

- Когда он исповедал свои грехи, то близ него стоял страшный муж, лицо которого блистало, яко молния, и одежды которого были белы, как снег. Он держал в ру­ках хартию грехов кающегося, и когда просто­людин исповедовал мне грехи перед всеми вами, он постепенно из хартии изглаживал их. И вот таким образом простил его Бог, но как же я после сего смею давать ему какую бы то ни было епитимию.


Слышав сие, монахи ужаснулись и возблаго­дарили Господа Иисуса Христа, прославили бла­гость и человеколюбие Его и разошлись, дивясь
о преславных делах Бога нашего.


Архим. Павел Груздев
Category: Мудрость духовная.

 Гнев, чистый гнев — это сила души. Если человеку от природы кроткому эо свойствоего характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства

— Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.

- Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.
alt— Геронда, мои гнев и упрямство — это детские страсти?

- Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку — хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.

— Получается, что гнев — это вымещение злобы?

- Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?

Почему мы гневаемся
— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.

- Это как? Если раздражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.
alt— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

- Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.

— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

- Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.
alt— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

- Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.

— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?

- Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным

— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?

- Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение как внешняя пыль,, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.
alt«Гневайтеся, и не согрешайте»‘(Пс.4,5)
— Геронда, негодование происходит от эгоизма?

- Не всегда Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. «Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», — говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит «Что случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», — ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!… Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.
altЧеловек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?

«Уготовихся и не смутихся» (Пс.118,60)
— Геронда, как же мне преодолеть гнев?

- Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

— А как не доходить до гнева?

- Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

— Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не выдерживаю, срываюсь.

- Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала «Верую» и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!
alt— Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

- Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.

Смирением и молчанием мы побеждаем гнев
— Геронда, как человек может победить гнев?

- Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.
alt— Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.

- Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень — только искры летят!- Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком», и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.

— А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?

- Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.
alt— Но почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?

- Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божий нарекутся» (Мф.5,9)
altСтарец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва, 2009 г.

Category: Мудрость духовная.

 Алло ине феория - ке алло ине и кардья
Литературный перевод: Снаружи мил - а в сердце гнил.

Русская пословица или поговорка, наиболее схожая по смыслу:
Поглядишь - картина, а разглядишь - скотина.

Если человек выглядит смиренным, а на деле взбрыкивает от любого унижения, то на Афоне говорят:

Акривос ста питура, ке фтинос сталеври... Дословные перевод: Дорогие пироги на дешевом масле. То есть дешевую муку на пироги не пожалел, а дорогое масло стал экономить...


В русском языке есть похожие послвицы:
Сверху ясно, снизу грязно.
Лицом хорош, да душой непригож.

Category: Мудрость духовная.

 Прежде всего, дитя мое, надлежит знать, что человек от человека, монах от монаха существенно разнятся. Есть души с мягким характером, которые легко убеждать, но есть, также души с очень трудным характером, не готовые с легкостью смирятся.

 
Они также отличаются друг от друга, как отличаются хлопок и железо. Хлопок готов быть обработанным чуть ли не словом, тогда как железо нуждается в огне и горниле. Таким душам необходимо огромное терпение в искушениях для очищения. Монах без терпения, как светильник без огня, скоро гаснет.
 
Когда человек от природы твердый более, чем железо, становится монахом и вступает на арену борьбы, он восстает и отказывается от послушания. Мгновенно рушатся все его обещания, и борьба прекращается. Как только он чувствует себя оставленным благодатью для небольшой проверки его намерений и терпения, то сразу же бросает свое оружие и начинает жалеть, что стал монахом.
 
И дни его проходят в непослушании и постоянных спорах. По молитвам же его старца, благодать рассеивает облака искушений, и он мало-помалу приходит в чувство и наставляется на путь, но скоро опять и опять возвращается к своеволию, непослушанию и жалобам.
 
 
 
Из записок Иосифа Исихаста Святая Гор Афон 1950 год
Category: Мудрость духовная.

 Старец

Порфирий Кавсокаливит

(Баирактарис)

Поучения

Лекарство от рака

 

От учеников старца мы узнали, что Старец мечтал найти лекарство от рака и просил Бога окрыть ему - что это за вещество. Наконец, Господь открыл ему какое вещество является лекарством от рака. Оказалось,лекарство от рака - это вещество, которое врачи постоянно используют в быту... Тем не менее, старец так и не рассказал никому, что это за вещество...

 

 Тогда Старцу было октрыто и то, почему Бог не дает этого лекарства людям... А именно, что что раквызывается страхом, и     Господь открыл другое лекарство от рака, которое и хочет видеть у людей : "Вас убивает не боль, а ваш собственный страх боли! Вы должны перебороть этот страх..." - www.isihazm.ru


Болезнь – это духовное таинство. Это шанс, который дается нам, чтобы устремиться к Благодати

 

 

alt

 

 

Болезни приносят огромную пользу душе, нужно лишь терпеть их без ропота и благодарить Бога, прося Его ми­лости. Когда заболеем, то дело не в том, чтобы не при­нимать лекарств или поехать помолиться святому Некта­рию. Мы должны знать понять, что болезнь - это таинство, более того, это возмжность для нас броситься   в благодать Божию...

 

 

В этом заключается само - таинство. Остально­му "нас научит благодать, то есть тому, каким образом это сделать, как предать себя Христу. Как предать? А вот так! Мы презираем болезнь, не думаем о ней; а думаем о Христе спокойно, помышляем просто, неза­метно, бескорыстно, и Бог сделает Свое чудо на пользу нашей душе. Как говорим за Божественной литургией: Весь живот наш Христу Богу предадим…

 

 

Но мы должны сделать усилие, чтобы презирать болезнь. Нужно перебороть себя... Если мы этого от всей души не хотим, то трудно, почти евозможно сказать самому себе: «Я больше не обращаю внимания на болезнь». И хотя мы думаем, что презираем ее, что не придаем ей значения, мы все-таки придаем ей значе­ние, все время думаем о ней и не можем находиться в спокойном состоянии. И я вам докажу, что здесь у нас ошибка. Мы гово­рим:

 

 «Верю, что Бог исцелит меня. Я не принимаю ле­карств. Я сделаю так: всю ночь не буду спать и буду просить Его об этом. И услышит меня Бог».

 

Мы мо­лимся всю ночь, просим, молим, ищем, взываем, при­нуждаем Бога и всех святых сделать нас здоровыми. Мы принуждаем их день и ночь. Бежим то туда, то сюда. Но разве всем этим мы не показываем, что мы не презрели болезнь? Чем больше мы настаиваем и принуждаем святых и Бога исцелить нас, тем больше мы придаем своей болезни значения.

 

 Чем больше мы пытаемся ее изгнать, тем больше мы живем ею. По­этому ничего и не происходит. У нас складывается впе­чатление, что обязательно произойдет чудо. Но в дей­ствительности мы не верим в чудо, поэтому и не вы­здоравливаем.

 

 

Мы молимся, не принимаем лекарств, но не можем успокоиться, поэтому чуда и не происходит. Но ты ска­жешь: «Я ведь не принимал лекарств, как же я не ве­рю?» Но все же внутри нас, в глубине сидит сомнение и страх, мы думаем: «Разве это может произойти?»

 

Понимаете, все дело в страхе, который внутри нас?! Нас убивает не боль, а наш собственный страх боли! Вы должны этот страх перебороть, или он убьет нас...

 

 Здесь действует слово Писания:

 

Если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что произошло со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет (Мф. 21, 21).

 

Когда вера настоящая, тогда она действует незави­симо от того, принимаешь ты лекарства или нет. И че­рез врачей и лекарства действует Бог:

 

 

Оказывай уважение врачу, ведь ты нуждаешься в нем, а кроме того, Господь создал его. Господь создал из земли врачевства, и благоразум­ный человек не будет пренебрегать ими. И дай мес­то врачу, ибо и егосоздал Господь, и да не удаляет­ся он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38,1, 4,12).

 

 

Глубина этого таинства заключается в вере, в вере без рас­суждения, спокойной, простои и бесхитростной. В благостыни и в простоте сердца (Прем. 1,1). Усилием, порывом и понужде­нием этого нельзя добиться... Понуждение может делать какой-нибудь факир, хоть это слово и режет слух. Бу­дем верить в то, что Бог очень сильно любит нас и хо­чет, чтобы мы стали Его. Поэтому Он и попускает бо­лезни, пока мы с доверием не предадим Ему себя.

 

 

Возлюбим Христа, и все изменится в нашей жиз­ни. Не будем Его любить с той целью, чтобы получить воздаяние, например здоровье. Но будем любить Его с жаждой, из благодарности, не думая ни о чем, кроме Божественной любви. Не будем молиться корысти ра­ди и говорить Богу: «Пошли такому-то здоровье, что­бы он приблизился к Тебе». Это неправильно — ука­зывать Богу, как Ему надо поступать. Как мы скажем Богу: «Сделай меня здоровым»? Что мы можем пове­дать Тому, Кто знает всё? Мы будем молиться, но Бог может не захотеть нас послушать.

Как-то давно один человек спросил меня:

 

 

—        Когда я выздоровею?

—        А если ты говоришь: «Когда я стану здоро­вым?» — то не станешь здоровым никогда. Это непра­вильно — просить Бога о таких вещах. Ты с волнени­ем просишь Бога забрать у тебя болезнь, но тогда ока еще больше сжимает тебя в своих объятиях. Не надо нам молиться об этом. Даже и не молись об этом.

 

 

Он испугался и сказал:

 


—        Не молиться?

—        Упаси тебя Бог! — говорю ему. — Ты, конеч­но, молись много, но о том, чтобы Бог простил твои грехи и дал тебе силы полюбить Его и предать Ему се­бя. Потому что, чем больше ты просишь, чтобы бо­лезнь ушла, тем больше она прилипает к тебе, обнима­ет, сжимает в своих объятиях и не отпускает тебя. Ес­ли, конечно, как человек ты почувствуешь внутреннее затруднение и немощь, тогда смиренно попроси Госпо­да забрать у тебя болезнь...

Category: Мудрость духовная.

 Старец

Порфирий Кавсокаливит

(Баирактарис)

Поучения

alt

Язва желудка и рак возникают от

нервов

 

 

alt

 

 

 

В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом, - рассказывалСтарец. - Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и ду­ша наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное.

 

Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система ис­пытывает давление, сжимается, страдает, то образует­ся язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс - стресс, и – хлоп... - Язва! Таку возникает или язва - или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается.

 

Совершенным поступком было бы вообще не молиться о своем здо­ровье. Молиться, но не о том, чтобы выздороветь, а что­бы стать хорошими. И я желаю себе самому именно этого, говорю вам. Слышите?

 

Не именно стать такими-то добрыми, то есть добродетельными, «чтобы стать такими-то и таки­ми-то», но нужно молиться, чтобы стяжать Божественную ревность, чтобы с верой предавать себя любви Божией, - так нужно больше молиться о своей душе. Будем желать, чтобы наша ду­ша была соединена вместе со всеми нашими ближними, со всеми во Христе братьями с Телом Церкви, главой Которой является Христос.

 

 

И я тоже простираю руки и молюсь о всех. Перед святым Потиром, когда причащаюсь, я открываю ду­шу, чтобы она приняла Господа, преклоняю голову и молюсь о вас, об одном, о другом, обо всей Церкви. Так поступайте и вы. Понимаете? - закончил Старец Порфирий

 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму