Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: Духовное поучение

 Мнимая праведность

Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Самая злая вещь есть сытость. Сыт, ну и развалился и пыхтит. Духовно так бывает. Движениям молитвы никогда не поперечьте и ничего ей не предпочитайте; напротив, всегда готовы будьте все ей принести в жертву. Ибо она царица. И ея точка опоры есть дух сокрушен (2 п. 261, с. 102 103 ).                              Вечные муки

Вечно ли зло или оно будет побеждено? Читайте, что пишется в Евангелии. Придет второе пришествие. Господь и сотворит суд: праведных введет в вечное блаженство, а грешных выгонит в ад, на муку вечную. Добро восторжествует; но зло не превратится в добро и примет должное воздаяние. Как мы о будущем своим умишком познать ничего не можем, то нечего туда соваться с ним. Один Бог Владыка веков ведает то. Он говорит или скажет: идут сии в муку вечную, а праведницы в живот вечный. Так Бог сказал; нечего потому и голову ломать. Вопрос решен авторитетно. Вопиют: как так, вечные муки для временно согрешивших? Они хотят быть филантропнее Самого Бога, пострадавшего и умершего на кресте за грешников. Еслиб мы люди изобрели такое учение, уместно было бы возражать. Но когда так положил Сам Бог, умерший за грешников, надо покорно принять то и веровать, как бы умишко наш тут ни ершился. Свободе дана воля делать и добро и зло. Решите, может-ли сия свобода ожесточиться на зло до того, что ни за что не согласиться отстать от него и зная, что в этом ея пагуба? Что может, примет вам сатана... Подрешите еще, может ли осатаниться человеческая свобода? Сколько примеров нераскаявшихся грешников?! Что же теперь сделать с этими осатаненными?! В рай злых принять нельзя, а измениться они не хотят. Остается: или переделать их творчески или уничтожить. Переделывать нужды нет. И без них много святых. К тому же и материал совершенно испорчен. Остается уничтожить. Но дарования Божии не сокрушимы. Не умеет Он уничтожать. Прибавлю еще, что ангел сказал св. Антонию Великому: Антоний! Себе внимай, а это дело Божие! (2 п. 266, с. 117 118).

 В вузы приезжают выдающиеся психологи, но почему-то мало кому из них удается заинтересовать аудиторию. И вот неожиданно появляется православный священник и начинает что-то рассказывать. Поначалу его мало кто воспринимает. Но вот он произносит такую фразу: “Бог милостив и может простить любого человека”. Многие юноши и девушки пытаются ухватиться за эти слова. А после лекции вокруг священника собирается немало желающих задать вопросы. Спустя время, многие из них приходят на исповедь. Но воцерковляются они очень трудно, так как со временем большая часть из них просто уходит. И причина такого оттока в том, что в наше время исповедь стала трудной для понимания.

Что же такое исповедь? На исповеди священник заглядывает в самые сокровенные уголки души, помогает человеку раскрыть себя, ничего не утаивая, преодолевая лицемерное и стыдливое желание нечто скрыть. Это откровение души требует максимального доверия — нужно просто вручить священнику свою душу. 
Приходя на исповедь, человек поступает так, как поступает больной, который идет к врачу. Часто мы болеем, но к врачу идти не хотим, надеясь, что как-то сами поправимся. Бывают такие болезни, с которыми неприятно обращаться к врачу. И вот человек оттягивает этот момент в надежде на лучшее. Но болезнь не проходит. И приходится идти. А ведь врач требует выполнения самых неприятных процедур. Человек должен подчиниться, сделать над собой усилие ради того, чтобы победить болезнь и остаться живым. Нечто подобное происходит и на исповеди. Как больной вручает себя в руки врача-хирурга, ложась на операционный стол, и идет на риск в надежде, что хирург будет добрым врачом и поможет ему. Так и кающийся вручает священнику свою душу. И от того, насколько он доверяет ему, зависит многое. 
Но есть разница между врачом телесным и врачом духовным. Здесь никак нельзя обойтись без воли кающегося. Ведь в руках духовника нет средств насилия, он должен убедить кающегося не уйти, не остаться больным. Когда человек начинает исповедываться, ему открывается совершенно новая сторона его жизни. Самыми лучшими духовниками всегда были благочестивые люди — не психоаналитики, психиатры и психологи, которые занимаются “службами доверия”, дают советы и разбираются в психических тонкостях человека. Самыми лучшими духовными врачами оказываются простые люди, которые умеют молиться и призывать на помощь Бога.

Вред формализма
Часто бывает и так: в больницу приходит человек, с виду совершенно здоровый. А ему говорят: “Вы давно не были у врача. Вам нужно пройти обследование”. Он этого не хочет, чувствуя себя здоровым. Но после обследования, оказывается, что у него рак, о котором он даже не подозревал. Подобное происходит и на исповеди: приходят люди, которые хотят жить церковной жизнью, но не потому, что они осознают себя смертельно больными. Человек хочет исповедываться, каяться, причащаться, жить по-христиански. Но он совершенно не умеет каяться по-настоящему, не понимает, в чем грешен, совершенно не чувствует своих грехов. Вот и ограничивается формальной исповедью.

А ведь святые отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников. В отличие от них мы убеждены, что у нас все благополучно. Люди, погруженные в греховный мрак, ничего не видят в своем сердце; а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать. И, наоборот, чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки. 

Наиболее действенное средство, ведущее нас к познанию своих грехов — время от времени вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди. Почти всегда их обвинения, укоры и нападки имеют основания. Нужно также следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца. Став на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах.

Особое внимание следует уделять приготовлению к исповеди. Но оно заключается не в том, чтобы как можно полно вспомнить и даже записать свои грехи, а в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и серьезности, при которых, как при свете, станут ясны все грехи. Приносить на исповедь нужно не список грехов, а покаянное чувство; не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце. Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них.

Многие люди не решаются подойти к исповеди, задаваясь вопросом: “А что если мы не способны на искреннее покаяние?” Но это не повод откладывать исповедь. Так как даже наименование наших грехов может смягчить духовное зрение и обострить покаянное чувство. Зачастую бесчувствие на исповеди связано с отсутствием страха Божьего и скрытым неверием.

Category: Духовное поучение

 Говорят: "Почему не на всех простирается действие благодати? Некоторые просветились ею, но много остается и не просвещенных. Разве Бог не хотел или не мог облагодетельствовать всех равно щедро?" И то, и другое неверно: Бог не может не хотеть или не быть в силах делать добро... Но Имеющий власть над вселенной, по преизбытку оказанной нам чести, многое оставил и в нашей власти, и над этим каждый единственный господин. Мы призваны не к рабству, а к свободе воли. Поэтому справедливо возложить эти обвинения на тех, кто не пришел к вере, а не на Призывающего к ней. Святитель Григорий Нисский (20, 77).

Почему благодать Божия нисходит не на всех? Сначала она испытывает произволение, а потом нисходит. Ибо хотя это и благодать, но изливается она, соизмеряясь с возможностями приемлющих, истекает в зависимости от вместительности представленного сосуда веры. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 295).

Божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения (39, 792).

Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог все дарует. А в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы даже то, что он имеет, и Бог не сообщает ему даров Своих. Это не значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его Своих даров (41, 476).

Когда благодать бывает с нами? Когда мы не оскорбляем этого благодеяния, не пренебрегаем этим даром. Кто же, оскорбляя благодать, может сохранить ее и не лишиться ее? Бог даровал тебе отпущение грехов, как же пребудет с тобою благое настроение или действие Духа, если ты не удержишь его добрыми делами? Причина всех благ в том, чтобы всегда пребывала с нами благодать Духа. Она ведет нас ко всему доброму, а когда удаляется от нас, мы остаемся покинутыми и погибаем. Не будем удалять ее! От нас зависит, останется она при нас или нет. Остаётся она, когда мы заботимся о небесном; удаляется, когда погружаемся в житейское (46, 279).

Когда действует рука Божия, невозможна безуспешность в чем бы то ни было, или, вернее, невозможно не дойти даже до блеска и славы, только бы при этом было и должное стремление с нашей стороны (35, 120).

Божия благодать сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали (38, 23).

От благодати и то, чтобы стоять твердо и не колебаться. Но когда слышишь о благодати, не думай, что будет отвергнута награда за произволение (43, 500).

...Душа, преданная миру, не может иметь Духа. Много нужно усердия с нашей стороны, чтобы Он оставался с нами, устраивал наши дела и сохранял нас... Святитель Иоанн Златоуст (46, 279).

По мере веры и благодать обитает в душе. Преподобный Ефрем Сирин (25, 193).

Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение. Преподобный Макарий Египетский (33, 273).

Есть люди, которые так высоко ценят свои заслуги, что все приписывают самим себе, а не Тому, Кто их сотворил и умудрил, не Подателю благ. Слово Божие учит их, что нужна Божия помощь даже для того, чтобы пожелать добра, тем более само избрание должного есть нечто божественное, дар Божиего человеколюбия. Ибо дело спасения зависит как от нас, так и от Бога. Святитель Григорий Богослов (113,427)

Category: Духовное поучение

 Не следует доводить себя до того, чтобы в чем-либо осуждала совесть, и в таком состоянии призывать Божию помощь. Призывать же ее нужно не с нерадением, не скитаясь умом туда и сюда,-такой человек не только не получает просимого, но еще более огорчает Владыку. Святитель Василий Великий (8, 323).

Как мы можем привлечь к себе помощь Бога и расположить Его пребывать в нас? Добрыми делами и хорошей жизнью (37, 281).

Если Господь видит, что мы обращаемся [к добру], делаемся скромными и полагаем хоть некоторое начало, то и со Своей стороны оказывает нам помощь, делая для нас все легким и удобным (38, 290).

Знающий наши сокровенные помышления, если видит, что мы поступаем здраво и усердно подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего естества (38, 460).

Как без высшей помощи мы не в силах сделать ничего как должно, так и без приложения собственных усилий не можем удостоиться высшей помощи (38, 634).

Как мы можем всегда быть с Господом и во всем получать Его содействие? Если будем всегда трезвиться и бодрствовать... будем помнить, что все нужно делать с таким тщанием, чтобы никогда не осудил нас Господь, помнить, что никто не может укрыться от Его неусыпного ока, что грешник будет непременно наказан (38, 670).

Щедрая помощь свыше приходит, если и мы проявим много добродетели (38, 670).

Своими дарами Бог не предваряет наших желаний, но когда мы начнем, когда обнаружим желание, тогда он подает нам многие способы к спасению (42, 122).

Нам следует избирать доброе, а когда мы изберем, тогда и Бог оказывает содействие. Святитель Иоанн Златоуст (46, 115).

Заботится о нас Бог, когда и мы заботимся о духовном. Преподобный Нил Синайский (49, 127).

Если мы постоянно и со всей старательностью будем делать все, что от нас зависит, тогда можно призывать на помощь Божию силу-она придет и всеми способами доставит нам победу. Если же мы сами не сделали того, что должны сделать, то напрасно мы ее призываем (51, 383).

Не только того, что не в нашей силе... но и того, что в нашей силе, мы не сможем привести к совершенному окончанию, если не снизойдет к нам великая помощь от Божественного Промысла. Снизойдет же она непременно к тем, которые сделают все, от них ависящее, и ничего не упустят. Ибо эта помощь, побуждая даже нерадивых, непременно возведет на самый верх преуспеяния тех, которые сами все делают и употребляют все средства (52, 88).

Желающий удостоиться всесильной помощи должен просить только того, что согласно со справедливостью, чтобы самой сущностью прошения привлекалась содействующая всему благому сила; без зова приходя к обиженным, она не приходит к призывающим без нужды... (52, 340).

Божественная сила приходит не без причины и не ко всем. Она оставляет тех, кто по нерадению изменяет собственному спасению, и помогает решившимся делать, что должно (52, 346).

Кто стремится к добродетели, тот по праву призывает Божию помощь. А кто не заботится о добродетели, того не послушает Бог; Он благоволит только к тому, кто исполняет все, от него зависящее. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 420).

Нужно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, как святой Петр увещевает: "Трезвитесь, бодрствуйте" (1 Пет. 5, 8). Христос помогает труждающимся, а не лежащим и спящим; и брань требует подвига. Поэтому ленивый и сонливый напрасно надеется на Помощника Христа. Святитель Тихон Задонский (104, 1489).

Когда святой великомученик Феодор Стратилат был распят на кресте и терпел ужасные истязания, он изнемог и духом, и телом и воскликнул:

"Господи, Ты предрекал, что будешь со мной, зачем же Ты оставил меня? Укрепи меня. Господи, или возьми душу мою, ибо больше я не могу терпеть". Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний заключил, что святой умер, и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, ушел. В полночь явился Ангел, снял тело святого с креста, поцеловал его и сказал: "Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Бог с тобою, зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи подвиг и придешь к Господу взять приготовленный тебе венец". Сказал это. Ангел сделался невидимым, а святой стал хвалить и благодарить Бога. 


Интернет-магазин икон "Главикона.ру"

Помогите Машеньке