FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
Posted: 27/11/2011 - 5 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category:

 

Лето Господне. Рождественский пост

Завтра заговины перед Филипповками. Так Рождественский пост зовется, от апостола Филиппа: в заговины 14 числа ноября месяца, как раз почитание его. А там и Введение, а там и Николин день, а там... Нет, долго еще до Рождества.

- Ничего не долго. И не оглянешься, как подкатит. Самая тут радость и начинается  - Филипповки! — утешает Горкин.

-  Какая-какая... самое священное пойдет, праздник на празднике, душе свет. Крестного на Лександру Невского поздравлять пойдем, пешком по Москве-реке, 23 числа ноября месяца. Заговеемся с тобой завтра, Пощенье у нас пойдет, на огурчиках — на капустке кисленькой-духовитой посидим, грешное нутро прочистим,— Младенца Христа стречать. Введенье вступать станет — сразу нам и засветится.

- Чего засветится?

- А будто звезда засветится, в  разумлении. Как так, не разумею? За всеночной воспоют, как бы в преддверие,— «Христос рождается — славите... Христос с небес — срящите...» — душа и воссияет: скоро, мол, Рождество!.. Так все налажено — только разумей и радуйся, ничего и не будет скушно.

На кухне Марьюшка разбирает большой кулек, из Охотного ряда привезли. Раскапывает засыпанных снежком судаков пылкого мороза, белопузых, укладывает в снег, в ящик. Судаки крепкие, как камень, — постукивают даже, хвосты у них ломкие, как лучинки, искрятся на огне, — морозные судаки, седые. Рано судак пошел, ранняя-то зима. А под судаками, вся снежная, навага! — сизые спинки, в инее. Все радостно смотрят на навагу. Я царапаю ноготком по спинке, — такой холодок приятный, сладко немеют пальцы. Вспоминаю, какая она на вкус, дольками отделяется; и «зернышки» вспоминаю: по две штучки у ней в головке, за глазками, из перламутра словно, как огуречные семечки, в мелких-мелких иззубринках. Сестры их набирают себе на ожерелья, — будто как белые кораллы. Горкин наважку уважает, — кру-упная-то какая нонче! — слаще и рыбки нет. Теперь уж не сдаст зима. Уж коли к Филипповкам навага,— пришла настоящая зима. Навагу везут в Москву с далекого Беломорья, от Соловецких Угодников, рыбка самая нежная, — Горкин говорит — «снежная»: оттепелью чуть тронет — не та наважка; и потемнеет, и вкуса такого нет, как с пылкого мороза. С Беломорья пошла навага, — значит, и зима двинулась: там ведь она живет.

Заговины — как праздник: душу перед постом порадовать. Так говорят, которые не разумеют по-духовному.  А мы с Горкиным разумеем. Не душу порадовать,— душа радуется посту! — а мамону, по слабости, потешить.

- А какая она, мамона... грешная? Это чего, мамона?

- Это вот самая она, мамона, — смеется Горкин и тычет меня в живот. — Утроба грешная. А душа о посте радуется. Ну, Рождество придет, душа и воссияет во всей чистоте, тогда и мамоне поблажка: радуйся и ты, мамона!

Рабочему народу дают заговеться вдоволь,— тяжела зимняя работа: щи жирные с солониной, рубец с кашей, лапша молочная. Горкин заговляется судачком,— и рыбки постом вкушать не будет, — судачьей икоркой жареной, а на заедку драчену сладкую и лапшицу молочную: без молочной лапши, говорит, не заговины.

Заговины у нас парадные. Приглашают батюшку от Казанской с протодьяконом — благословить на Филипповки. Канона такого нет, а для души приятно, легкость душе дает — с духовными ликами вкушать. Стол богатый, с бутылками ланинской, и «легкое», от Депре-Леве. Протодьякон «депры» не любит, голос с нее садится, с этих гам «икемчиков-мадерцы», и ему ставят «отечественной, идовы Попова». Закусывают в преддверии широкого заговенья сижком, икоркой, горячими пирожками с семгой и яйцами. Потом уж полные заговины — обед. Суп с гусиными потрохами и пирог с ливером. Батюшке кладут  гусиную лапку, тоже и протодьякону. Мне никогда не достается, только две лапки у гуся, а сегодня как раз мой черед на лапку: недавно досталось Коле, прошедшее воскресенье Маничке, — до Рождества теперь ждать придется. Маша ставит мне суп, а в нем — гусиное горло в шавой коже, противное самое, пупырки эти. Батюшка очень доволен, что ему положили лапку, мягко так говорит: «Верно говорится — сладки гусины лапки». Протодиакон — цельную лапку в рот, вытащил кость, причмокнул, будто пополоскал во рту, и сказал: «По какой грязи шлепала, а сладко!» Подают заливную осетрину, потом жареного гуся с капустой и мочеными яблочками, «китайскими», и всякое соленье: моченую бруснику, вишни, смородину в веничках, перченые огурчики-малютки, от которых мороз в затылке. Потом — слоеный пирог яблочный, пломбир на сливках и шоколад с бисквитами. Протодьякон просит еще гуська,— «а припломбиры эти», говорит, «воздушная пустота одна». Батюшка говорит, воздыхая, что и попоститься-то, как для души потреба, никогда не доводится,— крестины, именины, самая-то именинная пора Филипповки, имена-то какие все: Александра Невского, великомученицы Екатерины,— «Сколько Катерин в приходе у нас, подумайте! — великомученицы Варвары, Святителя Николая Угодника!.. — да и поминок много... завтра вот старика Лощенова хоронят... — люди хлебосольные, солидные, поминовенный обед с кондитером, как водится, готовят...» Протодиакон гремит-воздыхает; «Грехи... служение наше чревато соблазном чревоугодия...» От пломбира зубы у него что-то понывают, и ему, для успокоения, накладывают сладкого пирога. Навязывают после обеда щепной коробок детенкам его, «девятый становится на ножки!» — он доволен, прикладывает лапищу к животу-горе и воздыхает: «И оставиша останки младенцам своим». Батюшка хвалит пломбирчик и просит рецептик — преосвященного угостить когда.

Вдруг, к самому концу,— звонок! Маша шепчет в дверях испуганно:

-  Пелагея Ивановна... сурьезная!..

Все озираются тревожно, матушка спешит встретить, отец, с салфеткой, быстро идет в переднюю. Это родним его тетка, «немножко тово», и ее все боятся: всякого-то насквозь видит и говорит всегда что-то непонятней и страшное. Горкин ее очень почитает: она «вроде юродивая», и ей будто открыта вся тайная премудрость. И я ее очень уважаю и боюсь попасться ей на глаза. Про нее у нас говорят, что «не все у ней дома», и что она «чуть приглинкой». Столько она всяких словечек знает, пригворок всяких и загадок! И все говорят: «Хоть и с приглинкой будто, а умная... ну все-то она к месту, только уж много после все открывается, и все по ее слову». И прав- (а ведь: блаженные-то — все ведь святые были! Приходит она к нам раза два в год, «как на нее накатит», и всегда один. (является, когда вовсе ее не ждут. Так вот, ни с того ни . сего и явится. А если явится — неспроста. Она грузная,  ходит тяжелой перевалочкой,  в широченном платье,  в турецкой шали с желудями и павлиньими «глазками»,  а на голове черная шелковая «головка»,  по старинке. Лицо у ней пухлое, большое; глаза большие, серые, строгие, и в них — «тайная премудрость». Говорит всегда грубовато, срыву, но очень складно, без  единой запиночки, «так цветным бисером и сыплет», целый вечер может проговорить, и все загадками-прибаутками, а порой и такими, что со стыда сгоришь,— сразу и не понять, надо долго разгадывать премудрость. Потому и боятся ее, что она судьбу нидит, Горкин так говорит. Мне кажется, что кто-то ей шепчет, — Ангелы? — она часто склоняет голову набок и будто прислушивается к неслышному никому шепоту — судьбы?..

Сегодня она в лиловом платье и в белой шали, муаровой, очень парадная. Отец целует  у ней руку, целует в пухлую щеку, а она ему строго так:

-  Приехала тетка с чужого околотка... и не звана, а вот вам она!

Всех сразу и смутила. Мне велят приложиться к ручке,  я упираюсь, боюсь: ну-ка она мне скажет что-нибудь непонятное и страшное. Она будто знает, что я думаю про нее, хватает меня за стриженый вихорчик и говорит нараспев, как о. Виктор:

— Расти, хохолок, под самый потолок!

Все ахают, как хорошо да складно, и Маша, глупая, еще тут:

— Как тебе хорошо-то насказала... богатый будешь!

А она ей:

— Что, малинка... готова перинка?

Так все и охнули, а Маша прямо со стыда сгорела, совсем спелая малинка стала:  прознала Пелагея Ивановна, что Машина свадьба скоро, я даже понял.

Отец спрашивает, как здоровье, приглашает заговется,  а она ему:

- Кому пост, а кому погост!

И глаза возвела на потолок, будто тамо все прописано.

Так все и отступили, — такие страсти!

Из гостиной она строго проходит в залу, где стол уж в беспорядке, крестится на образ, оглядывает неприглядный стол и тычет пальцем:

— Дорогие гости обсосали жирок с ко-о-ости, а нашей Палашке — вылизывай чашки!

И не садится. Ее упрашивают, умасливают, и батюшка даже поднялся, из уважения, а Пелагея Ивановна  прямиком  гордо, брови насупила и вилкой не шевельнет.  Ей и сижка-то, и пирожка-то, и суп подают, без потрохов уж только, а она кутается шалью натуго, будто ей холодно, и прорекает:

-  Невелика синица, напьется и водицы.

И протодьякон стал ласково говорить, расположительно:

-  Расскажите, Пелагея Ивановна, где бывали, что видали... слушать вас поучительно...

А она ему:

-  Видала во сне — сидит баба на сосне.

Так все и покатились. Протодьякон живот прихватил, присел, да как крякнет!..— все так и звякнуло. А Пелагея Ивановна строго на него:

- А ты бы, дьякон, потише вякал!

Все очень застыдились, а батюшка отошел от греха в сторонку.

Недолго посидела, заторопилась — домой пора. Стали провожать. Отец просит:

-  Сам вас на лошадке отвезу.

А она и вымолвила... после только премудрость-то прознали:

-  Пора и  на паре, с песнями!..

Отец ей:

-  И на паре отвезу, тетушка...

А она погладила его по лицу и вымолвила:

- На паре то на масленой катают.

На масленице как раз и отвезли Пелагею Ивановну, с пением «Святый Боже», на Ваганьковское. Не все тогда уразумели в темных словах ее. Вспомнили потом, как она на заговины сказала отцу словечко. Он ей про дела рассказывал, про подряды и про «ледяной дом», а она ему так, жалеючи:

- Надо, надо ледку... горяча голова... остынет.

Голову ему потрогала и поцеловала в лоб. Тогда не вникли в темноту слов ее...

И.С. Шмелев

Posted: 16/11/2011 - 1 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category:

Для наших семей характерны внутренняя борьба за власть, отстаивание своих интересов, требование к другим членам семьи соответствовать именно вашей модели поведения. Это порождает постоянные обиды, упреки, претензии и в результате – отчуждение и одиночество внутри семьи. И надо понимать, что это безвыходная ситуация, если не изменить свои собственные психологические установки.

У семьи есть свои законы. Христианство утверждает, что брак – это созидание. Два человека созидают друг друга, то есть поддерживают на этом сложном пути к единой цели. Люди ошибаются, когда считают, что семью можно создать просто потому, что человек нравится внешне или с ним интересно, хорошо в близких отношениях; потому, что хотят детей от него, или потому что партнер богат и т.п. Внешняя красота проходит, физическая привлекательность может исчезнуть, человек может перестать быть интересным, чувства – стать менее острыми; дети вырастут и уйдут – и что потом?

В семьях, созданных на таком зыбком основании, постепенно растет раздражение друг другом, жена может начать «пилить» мужа, что в итоге приводит к разводу.
У супругов должна быть общая цель, к которой оба должны идти вместе, рука об руку.
Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед молодежью в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, вспомнил случай из своей жизни. Однажды к нему приехала на мотоцикле одна молодая пара за благословением на брак. Будущий патриарх спросил, давно ли знакомы молодые люди. Они ответили, что пару месяцев. Тогда он обратился к молодому человеку и спросил: «Ты любишь свою избранницу?» – «Да, люблю». – «Тогда представь себе, что завтра вы едете на мотоцикле, попадаете в аварию, и она до конца дней остается инвалидом. Ты готов до конца жизни находиться с ней рядом?» Патриарх сказал, что ему даже не нужно было ответа – достаточно было всего лишь посмотреть на реакцию молодого человека, который очень смутился. Так проверяется готовность людей к браку: быть вместе не только в радости, но и в горе.
В основе семейной жизни православного христианина должны лежать три слагаемых. Первое и самое главное – любовь. Очень важно правильно понимать это слово, потому что далеко не все знают, что такое настоящая любовь. Второе – это правильное понимание целей и задач семейной жизни. И третье – правильная семейная иерархия. Почему так важно, чтобы в семейной жизни присутствовали все три этих компонента? Потому что неправильное понимание или отсутствие одного из них обязательно приведет к проблемам в семейной жизни. Допустим, что супруги имеют любовь, им понятны цели и задачи семейной жизни, но у них неправильно выстроена иерархия: жена взяла на себя несвойственную ей функцию главы семьи. При такой расстановке сил неизбежны конфликты.

Или другой пример. Иерархия правильная, но супруги не имеют истинной любви, неправильно понимают, что такое любовь. Они принимают за любовь эротическое влечение или собственный эгоизм. Пока они только радуют друг друга, им хорошо вместе. Но как только начнутся испытания, такой союз долго не протянет. Возможен и третий вариант. Муж и жена действительно имеют любовь. С иерархией тоже порядок: муж – глава семьи, жена – помощница мужа. Но все равно им будет трудно, если они не пришли к согласию по главному вопросу: как строить свою семейную жизнь. У каждого из них свои представления и понятия о том, какой должна быть семья, или же они вообще не задумывались о том, что же они хотят от брака и друг от друга.

Семья – это труд, но очень благодарный труд. Жизнь в браке – это взаимное терпение, прощение, любовь, работа над собой и отношениями. Часто можно слышать: «У нас прошла любовь, все рухнуло». Какую любовь имеют в виду супруги? Видимо у них плотская любовь прошла, а духовная – не появилась! Если у вас нет общей цели, то это конец, у вас нет желания все восстановить, вы пресытились друг другом. А нужно осознать это, сделать переоценку ценностей, переходить на новый уровень отношений.

Семья – это ответственность. И тут нам мешает эгоизм, страхи, непонимание смысла создания семьи. Не надо искать в семье только приятных ощущений, ложного чувства комфорта. Боязнь ответственности – это отсутствие желания, боязнь духовного взросления.
Господь всемогущ, безграничен и самодостаточен. Ему от нас ничего не нужно в материальном плане. Мы не можем, по большому счету, ничего Ему дать, кроме одного – нашей любви. «Сын! Отдай сердце твое мне…» (Притч. 23:26) и «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). И конечно, Господь ждет от нас любви к себе подобным, то есть к другим людям. И через любовь к человеку – образу Божию – мы научаемся любви к Самому Непостижимому Богу. «Будем любить друг друга… Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7, 8).

Господь творит первую жену не потому, что Адаму было скучно, а потому, что в человеке заложена потребность любить и давать любовь. Брак – божественное установление, и создается он для любви.
Любовь – цель брака и главное объединяющее начало в семье. Но недостаточно только знать это, необходимо правильное понимание любви. Из-за чего люди бросают семью, разводятся или теряют веру в Бога и уходят из Церкви? Из-за того, что не смогли понять, что такое любовь, или не смогли сохранить ее.

Настоящая любовь – это не эмоция, не ощущение, не страсть и не порыв. Любая эмоция, тем более – страсть, не может быть долговременной, а любовь должна быть вечной. «Любовь никогда не перестает», как говорит апостол Павел(1 Кор. 13:8).
Любовь – это ответственность и наш долг перед теми, кого мы выбрали, чтобы любить, а также перед Богом и нашей совестью. Выбрав наших любимых, мы отвечаем за них. Как у Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Если не принять твердого решения любить, то наше чувство к человеку будет зависеть от треволнений житейских. Сегодня я люблю, мне хорошо, приятно рядом с любимым, а завтра мое настроение изменилось, я устал, и мое отношение к ближнему тоже изменилось, я уже не хочу его видеть. А послезавтра встретил кого-то, кто мне понравился больше – вот и вся любовь. И все это звучало бы нелепо и неправдоподобно, если бы мы не видели в нашей современной жизни тому «тьму примеров». Когда и молодые, и пожилые, которым вроде бы уже надо задумываться о вечности, бросают своих любимых только потому, что встретили кого-то помоложе и посимпатичнее.

Возможен и другой вариант: не наше настроение изменилось, а близкий нам человек причинил нам боль – вольно или невольно. И здесь необходимо помнить о нашем решении хранить любовь и нести ее через годы и испытания. И вообще нужно не идеализировать любимого человека, а знать, что он не всегда будет только радовать нас, а возможно и сделает нам больно.
Любовь не эгоизм, не себялюбие, когда мы любим человека за что-то. Например, потому что он хорошо к нам относится, он красив, умен, богат, за то, что он нежен, внимателен, носит по утрам кофе в постель и тому подобное. А что будет, если завтра муж перестанет делать что-то из этого списка, например не будет носить кофе в постель? Что же, жена будет любить его меньше или вообще разлюбит? Такая любовь называется эгоизмом: я люблю, потому что для меня делают что-то приятное. Мой любимый доставляет мне удовольствие, мне комфортно с ним… Получается, что я люблю не его самого, а те приятные ощущения, которые он мне приносит. Настоящая же любовь, как говорит апостол Павел, «не ищет своего» (1 Кор. 13:5), стремится не получить, а дать.

И подчас люди не осознают, что любят не самого человека, а свои приятные ощущения, связанные с ним. И когда эти ощущения проходят – к примеру, человек меняется внутренне или внешне или по каким-то другим причинам перестает их радовать, – они теряют к нему интерес. Очень часто потребительское отношение, неумение жертвовать свойственно влюбленности, и если супруги приняли влюбленность за любовь, а страсть – их первоначальное чувство – не смогло перейти в нечто большее, тогда брак не выдержит испытания временем.
Одно из главных качеств любви – жертвенность, умение сострадать тому, кого любишь.
Радость истинной любви не в получении каких-то благ от любимых, а в том, что мы можем проявить свою любовь, что-то для них сделать. Человек по-настоящему счастлив не тогда, когда его любят, но когда любит он сам. Самые несчастные на земле люди – те, которые никогда не любили, ведь если человек любит людей, он тоже не останется без любви, будет любим. Преподобный авва Дорофей говорит: «Не ищи любви от ближнего; ищущий любви, если не увидит ее, смущается. Лучше ты покажи любовь к ближнему. Поступив так, и сам успокоишься, и приведешь ближнего к любви».

Самое страшное, что современный человек понимает любовь, брак только как наслаждение. Он не принимает страданий и хочет жить только в удовольствиях. Есть большой смысл в преодолении страданий, потому что человек, преодолевая их сознательно, закаляется и совершенствуется. Пройти через страдания, сделать выводы, научиться жертвенности – это значит преодолеть собственный эгоизм и возвыситься от эгоистического до духовного.
Семейная жизнь состоит из определенных стадий, этапов. И каждая из этих ступенек заставляет нашу жизнь меняться не только внешне, но и внутренне. Супружеские отношения тоже меняются, не стоят на месте: они либо развиваются, и это развитие носит положительный характер, либо, наоборот, ухудшаются, то есть супруги оказываются не готовыми к переменам в своей жизни. Люди семейные просто обязаны научиться адаптироваться к изменяющимся условиям. Если супруги не хотят меняться сами и изменять свое отношение к сложившейся ситуации, их брак долго не протянет.

Часто можно увидеть девушку, которая, выйдя замуж, категорически не хочет взять на себя роль жены. Она хочет, чтобы все было по-старому, без всякой ответственности. Или юношу, который после рождения ребенка, вместо того чтобы взять на себя роль отца, пытается уйти в прошлое – беззаботное время вечеринок и развлечений с друзьями.
Первые годы брака – это школа отношений, время, когда молодым нужно научиться терпению, смирению, любви и взаимодействию. Этот период очень важен для всей последующей семейной жизни, он закладывает фундамент для строительства семейного дома.
В семейной жизни особенно важно помнить, что главное – это сохранение мира и любви, поэтому выбирать стиль поведения нужно таким образом, чтобы семейный мир не был нарушен, даже если при этом супругам придется пожертвовать собственными интересами. Нужно всегда отделять главное от второстепенного. Главные вопросы спокойно обсуждать, а во второстепенных уметь уступать друг другу.

Мужу и жене просто необходимо научиться общаться, разговаривать, обсуждать семейные проблемы и текущие дела. Не верно из ложного смирения делать то, что тяжело вам как женщине, только из послушания мужу и ни разу не озвучить свои собственные пожелания и предложения. Это происходит, если вы не умеете разговаривать, общаться, искать компромисс.
Прощать – это свойство Божие, ведь Господь совершил величайший акт прощения, Он не только простил согрешивших людей, но и был распят за наши грехи на кресте. И мы, носящие в себе образ Божий, созданные по этому образу, должны учиться у Него прощению. Поэтому и апостол Павел говорит нам: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (Еф. 4:32). Обида не только не дает нам общаться с людьми, но и создает преграду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15).

И умение прощать обиды, быть снисходительным к немощам других – весьма ценный навык для семейного человека.
«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – сказал наш великий святой – преподобный Серафим Саровский. Многим эти слова кажутся совершенно недостижимым идеалом. Но ведь если, например, в семье сложилась тяжелая, напряженная ситуация, родные враждуют между собой и хотя бы один человек начнет вести себя иначе, то есть хоть в малой степени стяжает дух мира и прощения, не будет отвечать злом за зло, перестанет обижаться, будет всех любить, то обстановка в этой семье изменится в лучшую сторону. И люди вокруг такого человека будут также меняться, видя его мирное расположение.

Даже на уровне каких-то бытовых мелочей. К примеру, какая-нибудь женщина имеет большую склонность к порядку во всем и хочет все держать под контролем. Но ее домашние не хотят ее слушать и подчиняться ей. Это вызывает у нее чувство постоянной обиды и недовольства. Но если она поймет, что порядок далеко не самое главное в жизни, что можно позволить себе и окружающим быть неидеальными, что мир не провалится в тартарары, если она позволит себе немного отойти от придуманного ею распорядка, то и ее жизнь, и жизнь ее домашних, несомненно, изменится в лучшую сторону. Пусть в доме будет не так чисто, зато в семье будет больше мира. Занудство может погубить хорошие отношения. Одна женщина рассказывала мне, как очень обижалась на мужа за то, что он, несмотря на ее уговоры, никак не мог научиться выдавливать зубную пасту из тюбика с конца, а не с середины. Видя, что очень расстраивается из-за этого и теряет мир с супругом, она придумала такой простой выход: купила два тюбика – один для себя, а другой для мужа. Теперь каждый выдавливает пасту как хочет.
Обиженный, злопамятный очень страдает от злобы, гнева и уныния. Обида мешает ему жить полноценной жизнью, радоваться тем дарам, которые нам посылает Бог. Если обида сильно укоренилась в сердце, то она, как незажившая рана, постоянно дает знать о себе, ноет, болит и причиняет обижающемуся постоянное беспокойство и скорбь.

И напротив, умеющий прощать, великодушный – по-настоящему счастливый человек. Ведь когда мы имеем мир в душе и находимся в мире с людьми, тогда и окружающая нас действительность преображается в лучшую сторону.
Но все-таки, что делать, если не удалось сохранить этот мир и обида поселилась в нашей душе?
Первое и самое главное правило в таком случае – начинать молиться за обидчика, за того человека, который вольно или невольно причинил нам скорбь. Этот совет дает нам Сам Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). И непреложную истину этих евангельских слов я неоднократно испытала на собственном опыте. Самый верный способ простить человека – это начать молиться за него каждый день. Молитвы о примирении враждующих и «о ненавидящих и обидящих нас» есть в любом полном православном молитвослове. Можно также после этих молитв молиться своими словами о том, чтобы Господь помог нам справиться с обидой и примириться с ближними.

Нужно всячески избегать злословия и осуждения наших обидчиков. Не только вслух, но даже мысленно не ругать, не порицать и не осуждать их. «Ненавидеть грех, но любить самого грешника». То есть не отождествлять человека с теми нехорошими поступками, которые он иногда совершает. Ведь каждый из нас сотворен Богом с чистой душой и стремлением к добру; все, что есть в нас греховного, не является принадлежностью нашей природы, это все пришлое, наносное, и поэтому важно увидеть в ближнем его душу, а не его поступки и заблуждения. Грех не может являться частью природы самого человека, он приходит в душу от диавола. Другое дело, что мы сами впускаем грех в нашу душу, но это происходит от нашей слабости. И человек согрешающий – это человек больной, немощный, а значит, достойный жалости, а не осуждения и порицания. Молиться за обидчиков есть проявление великодушия, а проклинать их – проявлять слабость души.

Если произошла ссора, разрыв, очень важно увидеть и признать свою часть вины за случившееся, как бы это ни было трудно. Ведь даже если мы внешне ничем не задели ближнего, то все равно не все сделали, чтобы избежать инцидента. Обида в нашей душе появляется как раз из-за нашей гордыни, мы слишком любим себя и не хотим увидеть свою вину и взять ответственность за случившееся на себя.
Гордость – подчинение своим чувствам, искаженное представление о себе, ощущение себя таким, каким на самом деле не являешься. Человек фантазирует о себе что-то и начинает сам в это верить, чувствовать себя особенным. Он не проверяет выводы о собственной исключительности ни логическими рассуждениями, ни сравнением себя с другими людьми, ни практикой.

Нам кажется, что кто-то нас обидел, оскорбил, унизил, и часто мы воспринимаем все это как личное оскорбление. На самом деле, в большинстве случаев обида наносится не специально. Человек, как говорится, не ведал, что творил. Обидев нас, он сделал это либо невольно, либо по недостатку воспитания и такта. У него наверняка была своя позиция, оправдание своим поступкам. И чтобы преодолеть обиду и простить ближнего, нам нужно не обвинять его, а, наоборот, оправдывать.
Обижаясь на человека, особенно близкого нам, мы видим только обиду, оскорбление, и эти очень сильные, но греховные эмоции застилают в нашей памяти все то, что было между нами хорошего, а хорошие, светлые моменты, связанные с нашим ближним, обязательно были.
Не нужно бояться первым проявить инициативу примирения. Все мы люди гордые, и нам бывает очень трудно сделать первый шаг, даже когда мы полностью осознаем свою вину. Мы опасаемся, что нашу попытку к примирению неправильно поймут, боимся оказаться отвергнутыми. Бояться этого не нужно: как правило, наш оппонент тоже мучается такими же сомнениями и, оценив нашу добрую волю, охотно пойдет на примирение.
Но даже если ваша попытка к примирению не нашла отклика в сердце другого, не оставляйте надежду. Нужно пробовать примириться еще и еще раз, но сделать это через некоторое время. А пока необходимо усилить молитву о мире.

Здесь важно избегать еще одной опасности – отчаяния. Даже самый неприятный или греховный эпизод нашей жизни – это всегда очень большой опыт, и из него нужно уметь извлекать уроки. Делая правильные выводы из пережитого, мы стараемся не повторять прежних ошибок и делаемся сильнее и мудрее. Даже измена и развод не повод для тоски и отчаяния. Цель жизни христианской – спасение души. И совершается оно через наш духовный рост, совершенствование. И быть может, разлука с супругом (или супругой) также нужна нам для того, чтобы стать лучше, совершеннее. Научиться прощать, терпеть и любить.
Супруги, поссорившись и расставшись, часто начинают понимать, как много они теряют и как не могут жить друг без друга.

Важно не только самим не впасть в раздражение, но и спокойно реагировать на гнев и раздражение других людей. Спокойная реакция на эмоциональное поведение оппонента – самое главное в контроле эмоций. Поборов первое возмущение, задайте себе вопросы: «Почему он раздражается и возмущается? Какие цели он преследует в данном конфликте? Его поведение связано с особенностями его характера или с какими-то другими причинами?»
Священное Писание говорит нам о том, что каждый из нас должен быть «скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:19). То есть в конфликте не принимать скорых, необдуманных решений, действовать осторожно и отвечать, руководствуясь не гневом, а любовью и разумом.

Как бороться с гневом? Первое: не давать гневу захватить нашу душу, останавливать его в самом начале, на подходе. «Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Притч. 17:14). Так и в борьбе с гневом.
Остановить раздражение, гневливую мысль, воздержаться от резкого слова гораздо легче, чем потом остановить лавину гнева и ярости. Важно в самом начале пресечь гнев, не дать ему разгореться.

Поддадимся гневу – потеряем очень многое: мир с ближними и мир душевный, драгоценнее которого ничего нет. Вот почему каждый должен быть «медлен на слова» и «на гнев». Ведь гнев, раздражение, слава Богу, имеют очень хорошее свойство: они быстро проходят.
Как говорил свт. Феофан, «именно через чувства бесы господствуют над человеком, мечтающим, однако ж, что он сам господин». Когда мы чувствуем, что градус эмоционального напряжения, возбуждения в разговоре переходит допустимый предел, нужно уметь вовремя остановиться, и, если не можем успокоиться – сделать перерыв, взять тайм-аут. Когда вы чувствуете, что уже плохо контролируете себя и способны через несколько мгновений наделать глупостей, наговорить друг другу немало резких, обидных, необдуманных слов и поссориться всерьез и надолго, как бы ни было велико искушение продолжать разговор, необходимо собрать всю силу воли, мысленно помолиться, сделать небольшую паузу и сказать примерно следующее: «Мы не можем вести такой серьезный разговор в столь возбужденном состоянии, потому что уже себя не контролируем; нужно остановиться и успокоиться, иначе можно поссориться». После этого лучше всего выйти из комнаты.
Нужно избегать и излишней требовательности к людям, иначе мы будем конфликтовать на каждом шагу из-за любой мелочи.

Почему семейные (да и не только) конфликты часто заходят в тупик, а иногда тянутся целыми годами? Потому что каждый из конфликтующих в действительности не ищет разрешения конфликта, не хочет начать с себя и увидеть свою вину, а отстаивает свои амбиции и обвиняет во всем противоположную сторону. В этом главная ошибка!
Только изменив себя мы можем преодолеть конфликт. Ведь переделать, перековать ближнего мы не можем. Как говорится, «свою голову другому не приставишь». Изменить образ мыслей другого человека невозможно. Потому что от Бога человеку дана свободная воля, и даже Сам Господь не может насильно ее изменить. Конечно, можно раз или два заставить нашего ближнего что-то сделать, как заставляют работать людей из-под палки в тюрьме или в армии. Но любому понятно, что в семейной жизни это неприемлемо – после этого никто тебя любить не будет. Поняв, что человека насильно не перевоспитать, не изменить, мы должны изменить свое отношение к нему и к сложившейся ситуации. Тогда нам уже станет легче: вместо того чтобы бороться с его недостатками, мы поймем, что ближнего надо принимать таким, какой он есть, стараться войти в его положение. Ведь человек зачастую отнюдь не злонамеренно нас обижает, он просто по-своему видит ситуацию.

В любой ссоре, конфликте не бывает виноватым один: если другой и не виноват впрямую, что случается очень редко, то он не все сделал, чтобы избежать конфликта. А нередко и сам нечаянно спровоцировал его.
Когда нам кажется, что нас обижают несправедливо, следует вспомнить духовный закон, о котором святой Иоанн Златоуст сказал так: «Исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается другой женщиной, и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач – Бог. А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует Божественное Писание; оно говорит, что злая жена дается грешному мужу. Она дается как горькое лекарство, истребляющее греховные соки». Вспомним свои ошибки и смиримся.
Сделать первый шаг к примирению не есть признак слабости, как раз наоборот, это признак силы, благородства души. Не нужно бояться идти навстречу, бояться проявлять к другому открытость и искренность. Мешать этому может только наше самолюбие.

Ведя серьезный разговор, ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну перейти на личности. Вы собрались, чтобы решить проблему, а не для того, чтобы обижать друг друга. Очень часто случается, что супруги начинают применять запрещенные приемы, вспоминать старые обиды или делать обидные обобщения, говоря, к примеру, следующее: «Ты такой же лентяй, как и твой отец» или «Ты такая же неряха, как твоя мать». Такие высказывания очень больно ранят, еще больше запутывают ситуацию. И просто категорически недопустимы фразы типа «Я тебя не люблю!» и «Я с тобой разведусь!»
Конфликты, разногласия, конечно, непростое испытание для семьи. Безусловно, их нужно всячески избегать, но бояться не нужно, ведь если между супругами есть любовь и стремление к миру, Господь обязательно поможет им в сложной ситуации. Когда семейный корабль дал крен, начинать надо с самого главного: мы должны молиться Богу, Богородице и небесным покровителям брака о помощи. Ведь «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) – сказал Господь.

Совершенно точно известно, что самыми прочными и счастливыми являются те браки, где супруги научились прощать недостатки своей половины и видеть положительные стороны друг друга. Вообще говоря, это самый что ни на есть христианский подход к людям и почти единственный способ нормального взаимодействия с ближними. Вспомним хотя бы знаменитую притчу о том, что извлечь сучок из глаза брата своего можно только вынув бревно из собственного глаза (Мф. 7:4–5), то есть самому избавившись от своих недостатков. Для православного христианина должно быть понятно: хочешь любить ближнего – научись его прощать, потому что сами мы люди бесконечно далекие от совершенства. И грешному нужно уметь прощать и принимать такого же грешника.
В браке идеализация другого человека и идеализация семейной жизни является причиной большинства супружеских конфликтов.

Женщины еще до замужества имеют некий стандарт идеального мужчины. Он должен быть красивым, стройным, атлетически сложенным, решительным, образованным, остроумным и состоятельным. Мужчина, будущий муж, будет дарить дорогие подарки, полностью обеспечивать, любить детей и уделять им много времени. Любая нормальная женщина понимает, что найти такого мужа – задача совершенно нереальная. Но это совсем не страшно, думает девушка, было бы с чего начать. Ей говорят, что таких мужей никто еще не видал, и тогда она решает: «Того, кто влюбится в меня, уже сама я воспитаю». То есть сделаю из него свой идеал. И что самое удивительное, очень многие женщины, да и мужчины, всерьез полагают, что смогут вылепить, перевоспитать своих любимых по своему собственному идеальному образу. Результаты этого «творчества» весьма плачевны.
Изменить кого-то, не изменившись самому, нельзя. Тот, кого собрались изменять и переделывать, как правило, вовсе не знает про наш «идеальный образ» и не собирается ему соответствовать. У него свои собственные представления о том, как он должен выглядеть и вести себя. И то, что мы от него, оказывается, ждем совсем другого, чаще всего является для нашего супруга (или супруги) полной неожиданностью.

Мужчина имеет четкий план того, как должна проходить жизнь в его семье. Чаще всего за идеальный сценарий семейной жизни он берет тот образец, который наблюдал в семье своих родителей. Например: «Моя жена никогда не будет работать вне дома. Все свое время она будет посвящать детям и мужу. Она должна быть примерной хозяйкой, уметь готовить не хуже, чем моя мама. Одеваться моя жена будет со вкусом, но без излишеств; она не должна просить у меня деньги на наряды и украшения, и вообще все деньги должны находиться у главы семьи – у мужа. С гостями она должна вести себя приветливо, но без кокетства».
Список требований можно, конечно, продолжать до бесконечности, но думаю, все и так ясно. Даже если человек выберет себе в жены женщину, максимально соответствующую его представлениям об идеальной супруге, даже когда они почти полностью сойдутся во взглядах на семейную жизнь, если один из супругов идеализирует другого, конфликты в такой семье просто неизбежны.

Наш любимый человек и наша семейная жизнь никогда не будет полностью соответствовать какому-то выдуманному стандарту. Но нам никто не давал права переделывать, перековывать другого человека, ведь брак – это союз свободных любящих людей, которые выбрали друг друга и несут ответственность за этот выбор.
Человек, пытающийся изменить свою половинку, никогда не будет счастлив в семейной жизни, он будет только мучиться сам и мучить других, потратит на это лучшие годы жизни и испортит отношения с близкими. И страдать от этого будут не только сами супруги, но и, конечно, их дети.

В браке встречаются два очень разных человека. У каждого из них могут быть совершенно разные взгляды на жизнь, житейский опыт, представления о различных вещах. Как правило, эти представления они взяли из опыта семей своих родителей, и молодые люди, конечно, думают, что раз так было заведено в их семье, значит, это правильно и хорошо, и никак иначе быть не может.

В семьях, где воспитывались супруги, могли читать совершенно разные книги, смотреть разные фильмы, слушать разные песни. Характер человека, его взгляды, привычки обычно формируются в молодости, еще до брака, из всего того, что он видел в семье, в школе, в институте, чему его учили родители, родственники и друзья. Благодаря этому опыту и создается его личность. При этом человек, как правило, уверен, что его опыт и образ жизни самый правильный и непогрешимый.

Самое разумное, когда муж и жена не стремятся навязать другому уклад своей собственной прошлой семьи, а создают нечто новое, используя из прошлого опыта самое лучшее. И конечно, совместно обсуждая, как им строить семейный быт. Тогда они смогут создать свои семейные традиции, обычаи, семейный уклад, и он будет удовлетворять обоих супругов.
Чтобы не превращать жизнь в постоянные споры о том, как нам лучше обустроить семью, и не конфликтовать из-за того, чье мнение самое правильное, нужно, как всегда, поменять психологическую настройку. Почему все должно быть так, как я хочу? Почему все обязаны делать только то, что мне хочется? Быть может, мое мнение далеко не самое правильное? А может быть, это вообще не мое мнение? Просто я когда-то что-то услышал или прочел в юности и теперь считаю это истиной в последней инстанции.

Христианская семья строится на почитании. Жена должна уважать, почитать мужа как главу семьи, муж должен оказывать почтение жене, заботиться о ней, дети должны почитать родителей. Но при этом почитание не должно быть таким: «Я буду почитать этого человека, потому что он ведет себя достойно и заслуживает к себе уважения, а если не будет заслуживать, то почитать его совсем необязательно». Вспомним, что достоинство человека определяется нашим отношением к нему.
Апостол Петр наставляет мужей обращаться с женами, «как с хрупким сосудом, оказывая им честь» (1 Пет. 3:7), почитая их. Не только женам нужно почитать мужей, но и мужьям чтить своих спутниц жизни.

Когда женщина постоянно что-то требует, скандалит, капризничает, это очень часто является эмоциональной реакцией на недостаток внимания со стороны мужа. Она ищет защиты, помощи и не может ее получить. Женщины вообще существа загадочные. Мужьям кажется, что женщины хотят от них одного, а на самом деле бессознательно, то есть в глубине души, они провоцируют их на совсем другие поступки.
Чего хочет любая женщина и жена, – это внимательного, заботливого отношения к ней любимого мужчины. Ведь в природе женщины от Бога заложено стремление к сильному мужскому плечу, к существу, способному позаботиться о ней, поддержать и утешить ее.
Чем больше супруги разговаривают, общаются, тем понятнее они друг другу, тем легче им найти согласие. В семьях, где муж и жена умеют спокойно общаться, конфликтов бывает очень мало.

Если человек сумел создать семью, где его любят, понимают и ждут, это дает ему огромную защиту, даже в самых страшных и тяжелых обстоятельствах жизни. Даже в разлуке с семьей семьянин чувствует помощь и защиту семейных уз.
Никогда не забывать о главном. Во всех обстоятельствах жизни, а особенно в тяжелых, нужно помнить, что мы живем вместе не для того, чтобы выяснять, кто прав, кто виноват, или перевоспитывать друг друга, а для того, чтобы вместе спасаться. Стремиться к миру, любви и счастью.

Семья – это МЫ.
Стараться больше общаться. Общение – основа хороших взаимоотношений супругов. Вы не пожалеете об этом. Огромное число супружеских пар распадаются просто потому, что супруги почти перестали общаться.
Обсуждать насущные проблемы. Важные решения принимать сообща. Спрашиваешь совета – значит, уважаешь, а это всегда располагает, служит к укреплению семейных отношений. К тому же другой человек видит проблему под другим углом и может заметить то, на что ты не обратил внимания. Общаясь, нужно обсуждать не только важные дела, но и любые интересующие вас вопросы.

Уважать друг друга. Не только жена должна оказывать мужу ежедневное почтение как своему главе, но и муж обязан почитать супругу, бережно относиться к ней – как к существу более хрупкому, нежному, немощному. Почитать в ней бесценный образ Божий и ценить как дар, данный Самим Богом. И, конечно, детям должно чтить родителей, а родителям с уважением относиться к детям.
Не пытаться переделать, перевоспитать свою половинку. Уметь видеть хорошие, светлые стороны своих близких и своей семейной жизни. Это очень важно – видеть положительные стороны своих близких и пытаться изменить не самих людей, а отношение к ним и с ними.
Не давать волю гневу и другим отрицательным эмоциям. Гневающийся всегда неправ. Любому понятно, что раздражительность, гнев, ссоры разрушают хорошие отношения. Но гнев также не дает решить ни одной проблемы. Потому что в гневе человеку почти невозможно принять правильное решение: его разум помрачен. И все серьезные разговоры следует вести только в спокойном состоянии духа.

Недоразумения, обиды нужно не «солить», а уметь обсуждать, спокойно и без раздражения. Все мы разные, и противоречия в браке неизбежны, но когда с любовью, без гнева супруги вместе ищут решение, всегда можно прийти к согласию и компромиссу.
Что касается других негативных эмоций – уныния, тоски, печали и прочих, следует помнить, что в браке они отравляют жизнь уже не только нам самим, но и всей нашей семье. Не только нас лично мучают эти страсти, но и наши родные и близкие страдают из-за нас. И хотя бы ради них нужно бороться со своими страстями.

Чаще радовать своих домашних. Неужели сложно хотя бы пару раз в день рассказывать друг другу что-то хорошее, делиться приятными впечатлениями? Слово ласки, благодарности, сказанное с утра, способно улучшить настроение на весь день. Благодарить друг друга даже за самые обычные вещи: вымытую посуду, купленные на рынке продукты или подметенный пол. И, надо сказать, простые слова благодарности, сказанные несколько раз в день, весьма благотворно влияют на атмосферу в семье. Какой-то мудрый человек сказал: «Радость, пережитая вместе, умножается вдвое, а горе – уже становится половиной горя».
Оказывать помощь и проявлять взаимовыручку. В каждой семье каждый из членов, как правило, имеет свой круг обязанностей. Конечно, эти обязанности нужно выполнять хорошо, но бывают моменты, когда требуется помощь близких. Если в семье взаимовыручки нет, может получиться, как в одной восточной притче. Муж и жена строго распределили обязанности. Жена отвечает за все, что внутри дома, а муж за все вне дома. И когда в доме случился пожар, супруг не побежал помочь жене, и дом сгорел дотла.
Взаимная помощь также состоит в молитве. «Молитесь друг за друга…»– говорит апостол Иаков (Иак. 5:16).

В христианском браке любовь мужа и жены имеет бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь. Не напрасно ап. Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви и говорит: «Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюбил Церковь, и Себя предал за ню ». В христианском браке единение любящих личностей становится настолько всеобъемлющем и полным, взаимная преданность супругов настолько глубока и безусловна, что они во всем уподобляются друг другу, а иногда (к старости) даже и внешне становятся похожи друг на друга. И жизнь их проходит в полном согласии, в полной преданности заветам Христа Спасителя и Его Святой Церкви.
Христианский брак есть живая жизнь двух в единении, и с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее.
 

Мария Пронина

Православная газета "Благовест" (г. Самара, 01.11.2011 г.)

Posted: 5/11/2011 - 8 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category:

У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын - пошел отнести что-то другу, да так и не дошел до него. Нашли его уже через несколько недель - убитого в страшном сатанинском ритуале.
Чтобы хоть как-то облегчить горе безутешной страдалицы, друг сына купил ей в подарок крохотного попугайчика. Такой малюсенький - пучок перьев на двух ножках. Принес его Зинаиде Федоровне, а сам говорит: "Жалко, что такой маленький, вряд ли он научится разговаривать".
Попугай обиженно нахохлился и горестно произнес: "Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй!" Вот так малыш! "Ну и славно! Будете, тетя Зина, с ним вместе молиться!"
Великим постом Кешка изменил свое "правило". Вместо троекратного "Господи помилуй" отсчитал ровно двенадцать молитв, чуть помолчал - и выдал целиком молитву Ефрема Сирина. Опять помолчал - и, вздохнув, сказал с глубоким сокрушением в голосе: "Господи, помилуй и прости душу мою грешную!"
Однажды Зинаиде Федоровне надо было отлучиться ненадолго. Возвратилась - и обомлела. Входная дверь снята с петель и прислонена к стене. Первая мысль: "Иконы и Кешка!.." Кинулась в комнату - слава Богу, все на месте. Иконы не тронуты, и Кешка из клетки радостно приветствует хозяйку: "Господи помилуй!"
А вскоре ее вызвали в суд - по делу об ограблении квартир. Поймали грабителей и судят. Спрашивают: у кого что взяли. Дошли до ее адреса.
- Ну а здесь что вы взяли?
- Ничего! Дверь сняли, только в прихожку вошли, слышим - в комнате старушонка молится. Мы и ушли...
После этого Кешка научился еще одной молитве - "Хвали душе моя Господа".
Время идет,и все бы хорошо, да чего-то не хватает. Пожаловалась Зинаида своей задушевной подруге, приехавшей в гости: "Хороший у меня Кешка, слушать его - сердцу радость. Вот только что он никогда Матерь Божию не восхвалит!.." Татьяна дождалась, когда Зинаида уснула, села к клетке и давай укорять попугая: "Кешенька, как же тебе не стыдно! Столько молитв ты знаешь, а Божией Матери не молишься! Ну-ка, повторяй за мной: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" Кешка слушает - и ни слова в ответ. И наутро молчал. Два дня прошло, Татьяне звонит Зинаида, чуть не плачет: "Кешка-то мой замолчал! Вообще перестал молиться. А мне без его молитв никак нельзя!"
Татьяна тоже запереживала, ведь это она виновата. Приехала - и давай уговаривать птицу: "Кешенька, голубчик, уж ты не обижайся, только не молчи. Зинаиде-то как плохо без твоих молитв!" Попугай еще пару дней молчал, а потом заговорил. Как обычно, трижды "Господи помилуй" и - громко, радостно, - "Пресвятая Богородице, спаси нас!"
И опять жизнь пошла обычным чередом. Больше Кешку ничему учить не стали. Вот уж и Страстная неделя отошла, вечер Великой Субботы. Зинаида собралась - и пошла в церковь на Всенощную. Вернулась уже утром. Заходит радостная:
- Кешка, я пришла!
И слышит в ответ:
- Христос Воскресе!

Ольга Ларькина

Православная газета "Благовест" (Самара, 12.10.2001 г.)


 

Posted: 1/11/2011 - 2 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]

 Малоизвестные стихи М.Ю. Лермонтова

***
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
 

 

***

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью, иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
 

Posted: 22/10/2011 - 2 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category:

Неизвестное стихотворение казначеи Марфо-Мариинской обители Валентины Сергеевны Гордеевой.

После ареста и гибели Великой Княгини Елизаветы Федоровны Валентина Гордеева стала настоятельницей обители.

В убогой келье, одинокой,
На хладных каменных плитах,
В тиши обители далекой
Молился пламенно монах.

Просил у Господа прощенья,
Самоотверженности, сил,
Чтоб побороть те искушенья,
Что он с трудом переносил.

На нем лежало послушанье
Пришельцев, бедняков кормить,
Но к ним святого состраданья
Не мог в себе он возбудить.

Был полдень. В келье полутемной
Вдруг свет лучистый воссиял,
И уголок молитвы скромный
Струею теплою обдал.

И инок увидал в смятенье
Христа в хитоне пред собой,
Он пал на землю в восхищенье,
Исполнен радости святой.

То был Господь не в час страданья,
Не в час распятья на кресте,
Не в час молитвы в Гефсиманьи
С следами крови на Лице, -

То был Господь, как Он являлся
Путь жизни людям указать,
Когда на гору поднимался
Святую проповедь сказать;

То был Господь, когда полями
На Пасху в град Иерусалим
Спокойно шел с учениками,
С толпой, грядущею за Ним.

Из глубины души смиренной
В восторге инок возгласил:
«Кто ж я, что Ты, Господь вселенной,
Меня сегодня посетил?

О, дай всем сердцем помолиться,
Упавши ниц перед Тобой,
И дай мне счастьем насладиться,
Молитвой чистою - святой».

Но вдруг протяжный звон раздался,
Несясь далеко по полям,
Им час полдневный возвещался -
Раздачи хлеба беднякам.

Тот звон внезапное страданье
В душе монаха возбудил:
Ужель идти на послушанье?..
Оставить Господа нет сил!..

Но голос совести, смиренья
Шептал: «Ты долг свой исполняй,
А все тревожные сомненья
На волю Господа отдай».

И он пошел туда, где ждали
Те, кто так часто голодал,
Кого мученья так терзали,
Что запах хлеба убивал.

Им ныне монастырь казался
Звездою райской, золотой,
А хлеб, что щедро раздавался,
Казался Трапезой Святой.

Окончил инок послушанье;
Обратно в келию спешит,
В душе тревога, ожиданье,
И сердце трепетно стучит.

Ушел ли Гость неоцененный,
Иль ждет его Он, может быть...
С надеждой тайною, священной
Спешит он дверь приотворить.

И что же? Дивное сиянье
Он снова в келье увидал,
И оправдалось ожиданье -
Господь опять пред ним стоял.

И Глас Божественный раздался:
«Зачем ты возроптал тогда?..
И если б в келье ты остался,
То Я ушел бы навсегда».

В.Г. (так подписывала свои стихи Валентина Сергеевна Гордеева),
Москва, 1912 г.
 

Posted: 30/09/2011 - 2 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category:

Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. /
Евангелие от Луки

Изначально юродство как особый вид христианского подвига возник в Византии в 6-м веке, однако наибольшую известность он приобрел в России, начиная с 14-го века. Апостол Павел говорит: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Господом». Высочайшей мудростью с христианской точки зрения является не светская ученость, а жертвенная любовь к Богу и людям. И юродивые, будучи Божьими мудрецами, возвышаясь над этим грешным и по-настоящему безумным миром своей духовной чистотой, не презирали его, а подобно Спасителю, снисходили до жертвенного служения ему.
Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный», но эта «ненормальность», будучи «юродством Христа ради», призвана подчеркнуть истину, изреченную Спасителем: «Царство Мое не от мира сего», и граждане этого Царства кажутся «странными», т.е. странниками в мире сем.
Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене ,пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте.
Целью этих поступков было привлечь внимание окружающих и побудить народ к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей. Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия.
Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом.
"Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия." (1 Кор. I, 18). Истинный смысл юродства недоступен разумению "погибающих" - "мудрых по плоти". "Ибо написано, - ссылается Павел на пророка Исайю, - погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну". (1 Кор. I, 19).
Из сорока юродивых, прославленных всей Православной Церковью, лишь шесть жили в Византии, остальные — на Руси. Сегодня известно более четырехсот юродивых, почитаемых в Русской Православной Церкви. Практически каждый крупный город Русской земли имел своего юродивого.

В древнерусских памятниках юродивые еще именуются блаженными. Особенность этого служения состояла в том, что юродивые приносили в жертву Богу не только свое имущество и всю свою жизнь, но и высшее дарование Бога человеку — разум. Живя среди общества, юродивые сознательно исключали себя из него. Они терпели упреки в безумии, презрение и поношения. Однако в юродстве нет и тени отвержения мира. Юродивый, прежде всего, низко ценит внешнюю, суетливую сторону жизни, презирает мелочное угождение себе, боится житейских удобств, богатства, но не презирает человека, не отрывает его от жизни. В XVI веке на Русской земле было много храмов, в которых почивали святые мощи прославленных Церковью юродивых. Новгород славил святых юродивых Николая Кочанова (1392), Феодора (1392), Михаила Клопского (1453) и праведного Иакова Боровичского (1540). Устюг – святых Прокопия (1303) и Иоанна (1494). Ростов – святых Исидора (1474) и Иоанна (1580). Москва – блаженных Максима (1434), Василия (1552), Иоанна (1589). Калуга – блаженного Лаврентия (1515). Псков – святого Николу Саллоса (1576). .
Юродивый Христа ради все время совершает предосудительные поступки, прикрывая свою святость, «творя похабное». Притворно изображая какую-либо страсть или порок, он наглядно показывает всю гнусность греха. Он не искренен в этом непотребстве, а лишь насмехается над ним. Для тех, кому предназначены такие «отрицательные» уроки, они приносят больше пользы, чем все наставления и проповеди. Юродивый не боится говорить правду и самому царю. И даже более того — царя он обличает и чаще, и суровее, потому что преступления царя и заметнее, и ужаснее по своим последствиям. Об этом служении юродивых свидетельствуют и воспоминания иностранцев-путешественников: «Русский народ особенно чтит юродивых… Они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных и государя, о которых скажи кто другой, сразу подвергнет себя смертельной опасности». Юродивые выступают как обличители произвола, насилия и корыстолюбия неправедной власти.
Неправда, которая торжествует в мире и в государстве, требует ответа христианской совести. И эта совесть выносит свой суд тем свободнее, чем меньше она связана с миром. Юродивый, таким образом, выступает как поборник Христовой правды в жизни общества и государства.

В юродстве есть устремленность к высшей правде, обычно затертой житейской мелочностью. От него веет подлинным, религиозным вдохновением, перед которым склоняются все. Его служение миру происходит в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа. Не каждый способен на такой подвиг. Христа ради юродивые не образцы для подражания, а исключения, которых Господь избрал Сам нести это нелегкое, но столь необходимое для общества служение.
Земному, тленному свойственно стремление к разложению и упрощению. Решающий для человека выбор между вечным духовным и временным материальным. Тех, которые вырвались из уз постоянной заботы о материальной стороне своей жизни, исполнив две главные заповеди – о любви к Богу и ближним, – называют святыми. Что это такое – святость? Это особое состояние души и тела, при котором дух господствует над тленной материей. Святость проявляется в чудотворениях, прозорливости, исцелении болящих. Но главное, что её характеризует, – это свойства души, обретшей ещё при земной жизни спасение, предстоящей пред Богом, беспристрастной, безгневной, целомудренной, бескорыстной, милосердной.
Для тех, кто всей душой стремится к Богу, "житейская мудрость" глупа, ничего не стоит. Истинно мудр лишь тот, кто думает о жизни вечной. Но возможно ли не заразиться"житейской мудростью" возле "мудрецов" мира сего? Потому-то и уходили часто из богатых домов, становились юродивыми Христа ради искавшие путь в Царствие Небесное.
Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
И незнатное мира и уничиженное избрал Бог, чтобы упразднить знающее…(1 Кор. 1,27-28).
Начальный этап особенно тяжёл для вступивших на путь юродства. Тут необходимо понуждение себя к изменению. Ведь страсти, переданные любому человеку от рождения, опутывают его. Освобождение от них – процесс, подобный тяжёлой болезни. Всё, что заставляет человека жить на пределе физических и душевных возможностей, на грани жизни и смерти, вынуждает его уповать не на свои личные качества, а на волю Божию. И этим уничтожается самый главный "нервный" узел страстей – гордость житейская. Если человек идёт на такие жертвы сознательно, просвещённый познанием Истины, то такая жизнь заставит его постоянно молиться. К тому же жизни бездомной, бесприютной неизбежно сопутствует пост. А скудная пища утончает и тело, и душу, проясняется сознание. И плотский человек приближается к вечности. Душа его претерпевает неизбежные и неотвратимые изменения. Он уже понял смысл земного бытия, не пребывает в мире житейских иллюзий.

Процесс становления человеческой души, выбор ею пути нравственного движения по вертикали вверх или вниз довольно сложен, и длится он не один год, а десятилетия, потому что даже вступление подвижника на путь иночества, тем более юродства ради Христа, – это трудный подвиг.
Надо бороться не только с пороками своей души, но и с духами злобы поднебесной, которые с особой жестокостью нападают на юродивых Христа ради. А их главное оружие – смирение и терпение. Молитвой в смирении они укрощали стихийные бедствия, исцеляли, предотвращали вторжения чужеземных войск.
Бесспорно, юродивые Христа ради – призванные к этому подвигу люди. Мало желающих идти этим неимоверно трудным путём, практически "похоронив" себя для "нормальной" человеческой жизни, не имея крыши над головой, ходить босым по нашим снегам в ветхой одежде, на морозе. Почти не спать, не есть. И они были мудрейшими из мудрых мира сего.
Не всем дано увидеть за невзрачной внешностью силу духа святых людей. Но тем не менее многие люди во все века интуитивно чувствовали величие юродствующих ради Христа. И помощь от них приходила всегда реальная и ощутимая. И потому прославлял и прославляет своих угодников наш народ.
 

Мария Пронина

Газета "Благовест"  30.09.2011

Posted: 26/09/2011 - 3 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category:

Н. Пискунова
 

Христос в золоченом киоте
Проходит сквозь душу взглядом,
Ищите Меня и найдете,
Зовите Меня, Я рядом.
Привыкли смотреть на землю,
А вы посмотрите выше.
Я там в небесах вам внемлю,
Взывайте ко Мне, Я услышу.
Я Сам вам открою двери,
Приветствуя на пороге.
Раскаянной чистой вере
И в небо легки дороги.
Довольно порой лишь слова,
Чтоб вспыхнуть подобно кремню.
Для грешного и святого
Любовью расцвечу Землю.
Душа оживет в полете,
Без страха взлетая выше.
Ищите Меня и найдете,
Взывайте ко Мне, Я услышу.
 


 

Posted: 18/09/2011 - 2 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]

 

Б. Сиротин

Т.Х.

Весь красный, без единого листка,

Боярышник с увядшей рябью ягод…

Неведомые строки следом лягут,

И чувствую — одна уже близка.

О чём она? Об осени?.. Опять!

Но что поделать, коли нет упадка

В природе, а покой и благодать,

Которые вдыхать свежо и сладко.

Горчинка же во сладости такой 

Ещё добавит прелести природе,

Когда тебе сейчас вот, над рекой,

Шепчу слова, незначащие вроде.

О горечи, о сладости шепчу

Таких обычных наших отношений,

Которые пока что по плечу

Мне и тебе… и этот мир осенний

Уж не для нас ли затеплил свечу?

 Огонь её колышется едва

Сквозь облака, что так летуче тают,

И о спокойной нежности слова

В груди без принужденья возникают.

Не буду говорить, что я люблю;

Как паутинку блёсткую глазами,

Я сердцем связи тонкие ловлю

Меж этой тихой осенью и нами.

Posted: 16/09/2011 - 2 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]

Как происходит это превращенье -

Случайных встречных в искренних друзей?

А просто душам хочется общенья,

И этот мир становится добрей.

В далеких городах и разных странах,

А может быть на улице одной,

Живут они, но поздно или рано,

Им встретится назначено судьбой.

Вот почему и в летний зной, и в стужу

В толпе людей, или в туманной мгле,

Друг друга ищут родственные души,

На этой неприкаянной земле.

Posted: 16/09/2011 - 3 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]

Случайно ничего не происходит…

Есть тайный смысл законов бытия.

Написано: кто ищет, тот находит,

И кто стучит, тому и отворят.

Случайно ничего не происходит…

Вся жизнь – большая книга перемен.

Кто ищет, свою жизнь в трудах проводит

И ничего не требует взамен.

Случайности у жизни не бывает…

В судьбу свою ты верь или не верь,

Но, коль на стук тебе не открывают,

То громко ли стучишь, и в ту ли дверь?

Случайно ничего не происходит…

Случайно ль повстречались, разошлись?

И если что теряем и находим,

То из таких случайностей вся жизнь.

 


« Last Page  |  viewing results 1-10 of 11  |  Next Page »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму