Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: фразы, цитаты

Удаляйся ради Бога всех тех, кои восстают на власть, хотя бы ты и своими глазами видел начальника грешащего, то не осуди, а покрой молчанием, и Господь покроет множество твоих грехов. 

Преподобный Иосиф

Category: фразы, цитаты

 

Если слушать чужие речи,
придется взвалить осла
на плечи.

Амвросий Оптинский
alt
Category: слово пастырей РПЦ

Интернет-пространство — это не только сеть каналов для получения информации, коллективный организатор и место идейных встреч. Это ещё и коллективный канализатор, поскольку даёт возможность сливать в себя душевный кал и внутренние помои.
Вонь от иных форумов может соперничать с вонью городского коллектора. Сколько агрессии! Сколько ненависти! Сколько комплексов и инстинктов выплёскивается даже и православными людьми, когда они отстаивают в сети истину и клеймят другого православного человека!
Вот уж где конец света. И эти же люди ещё смеют рассуждать о кодах, в которых, а не в хамстве и невежестве, видят исполнение пророчеств!

Протоиерей Андрей Ткачёв.

alt

Category: православный храм

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.

В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь (деревянный храм был в Киеве и до этого). Как повествует летопись, князь Владимир «помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и, послав, приведе мастеры от грек». В 996 году постройка была завершена, и храм был торжественно освящен.

Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. В ветхозаветные времена на нужды Иерусалимского храма каждому предписывалось отдавать десятую часть своих доходов. Ввиду особого значения новой церкви князь Владимир также жертвует построенному им храму «десятину», и с этих пор церковь входит в народную память и летописи как Десятинная церковь.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная) была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века.

Десятинная церковь на многие десятилетия определила облик русского храмового зодчества. По данным археологических раскопок, именно по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

 

(Протоирей Борис Пивоваров. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002)

Category: православный храм

 

Купеческие храмы Москвы
 
alt Храм в Путинках.

Начало XVII века вошло в историю России под знаменем «смутного времени».

Страшный голод сменился эпидемией холеры, затем началось вторжение поляков и шведов под предводительством Лжедмитрия. Все это сопровождалось грабежами и разбоем, хозяйство страны пришло в сильный упадок. Только мобилизация сил всего народа на борьбу с захватчиками позволила преодолеть эту беду, отбросившую страну на несколько десятилетий назад. До 20-х годов XVII века никакого строительства в Москве не было. Затем еще десять лет московские зодчие повторяли облик годуновских построек, и только в 30-е годы был найден новый путь. Важной вехой этого пути стала церковь Троицы в Никитниках, построенная в течение 1635-1653 годов на средства богатого купца Григория Никитникова во дворе его дома. Она невелика — купцу с семейством не требовался большой храм, — но очень нарядна. Все предшествующие русские храмы, начиная с собора Святой Софии в Киеве и кончая годуновскими церквями, выглядят возвышенно-строгими, они связаны с небесным миром больше, чем с земным. Церковь Троицы в Никитниках не устрашает сердце человека. Она поражает живостью, пестротой и кажется порождением шумной жизни торгового Китай-города. Все ее несимметричные части растут, шевелятся, развиваются на глазах. Вот начинает расти на стене белокаменная лопатка; доросла до карниза — раздвоилась, будто дерево, на два ствола-полуколонки, те потянулись выше, пронзили еще один карниз и вытолкнули наверх бутон-раму для иконы. Кокошники храма похожи на луковицы заморских тюльпанов, тонкие шейки глав — на стебли, а сами главы — на диковинные плоды.

alt Храм Покрова Божией Матери в Филях.

Внутри церковь светла и уютна. Пестрые росписи покрывают стены сплошным ковром. Сюда ходили молиться тому Богу, который помогал людям в их земных каждодневных делах, и поэтому церковь Троицы в Никитниках так нравилась и москвичам, и гостям из других городов.

Другим интереснейшим памятником первой половины XVII века является церковь Рождества Богородицы, «что в Путинках». За три года строительства, с 1649 по 1652 годы, замыслы заказчиков ширились, и храм пополнялся все новыми помещениями. Вся композиция строилась так, чтобы наилучшим образом смотреться со стороны проездной башни в стене Белого города, где начиналась дорога на Дмитров.

Завершение храма тремя шатрами с маленькими главками перекликается с шатровыми покрытиями, украшавшими проездные крепостные башни. К главному объему храма пристроен придел Неопалимой Купины, завершенный маленьким шатром с главкой, а объединяет все объемы большая шатровая колокольня.

В церкви Рождества Богородицы особенно отобразилась любовь народа к шатровым завершениям, запрещенным вскоре патриархом Никоном.

alt Храм в Коломенском.

К последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с четвериком основного объема и пятиглавием, шатровой колокольней и одноэтажной трапезной. Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг.). Ее название обусловлено слободой ткачей, или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке. Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Впечатление богатства и узорности достигнуто благодаря красно-зеленой окраске декоративных деталей, отчетливо выделяющихся на белом фоне стены.

Говоря об архитектуре Москвы нельзя не сказать о двух монастырях: Спасо-Андронниковом и Новодевичьем.

Спасо-Андронников монастырь был основан в 1359 г. на крутом берегу реки Яузы на дороге из молодой Москвы во Владимир, столицу северо-восточной Руси. Назван он был по имени его первого игумена Андроника — ученика Сергия Радонежского. В 1425-1427 гг. в монастыре возводится большой каменный Спасский собор. В его создании принимал участие великий русский иконописец Андрей Рублев, проживавший в конце жизни в этом монастыре и расписавший стены собора. К сожалению, в XIX веке росписи были уничтожены при ремонте, и только в откосах древних окон сохранились фрагменты его фресок. Сам собор поражает своим оригинальным обликом. Стены храма украшены строгими лопатками, к порталам поднимаются высокие лестницы, а верх очень сложный — состоит из многоярусных закомар, вторящих килевидным завершениям порталов. Боковые деления фасадов с такими же килевидными закомарами значительно ниже. Это усиливает вертикальную динамику здания. Еще выше расположен второй ярус закомар, образующий корону у основания главы. Недаром этот храм уже в древности был наделен эпитетом «зело красен».

alt Храм Николая Чудотворца в Хамовниках.
На запад от Кремля расположен необычайно интересный своими зданиями Новодевичий монастырь. Он был основан в начале XVI века и как памятник освобождения Смоленска, и как крепость, охранявшая с юго-запада подступы к столице. В 1524-1525 гг. здесь был сооружен грандиозный пятиглавый собор по образцу кремлевского Успенского собора. Однако зодчий изменил соотношение ширины и высоты прясел стен, сделал подклет, которого нет в Кремле, теснее поставил главы. Это придало собору динамичность.
 
alt Новодевичий монастырь.

После окончания постройки собор был украшен внутри фресками, которые ярусами покрывают его стены. В 80-х годах XVII века под руководством К.Михайлова выполняется многоярусный резной золоченый иконостас — одно из самых замечательных произведений искусства. Обилие сквозных переплетающихся растительных мотивов поражает виртуозностью выполнения.

alt Церковь Св. Митрополита Петра.

 

Основные здания, прославившие монастырь, были возведены в 80-х годах XVII века при деятельном участии царевны Софии, которая позднее была заточена в отстроенном ею монастыре. Общая композиция монастыря была продумана еще до строительства, что было новостью в тогдашней русской архитектуре. Основные здания построены по центральной оси (с запада на восток) — трапезная, собор, а на востоке от него — колокольня. С юга и севера от собора были поставлены надвратные многоглавые церкви — Преображенская и Покровская. Они расположены на трехпролетном арочном основании — своего рода триумфальных арках.

alt Храм в Коломенском.

Мастерство зодчего проявилось в стройной колокольне, где массивные ярусы чередуются с ярусами, облегченными сквозными арочными проемами.

alt Храм Смоленской иконе Божией Матери.

На протяжении нескольких столетий летняя резиденция московских великих князей и царей находилась в селе Коломенском. В 1532 г. здесь был возведен знаменитый храм Вознесения, начавший собой строительство каменных шатровых храмов. На высоком берегу Москвы-реки уходит в небо белый столб Коломенского храма, состоящий из могучего крещатого основания и уникального своей формой шатра, увенчанного небольшой главкой. Архитектурные детали этого памятника подчеркивают его строительный подъем. Стройные пилястры по углам здания, острые «стрелы», зажатые в простенках, тройные ярусы килевидных кокошников — все устремляется вверх. Смелость и красота Коломенского храма Вознесения поражали людей Древней Руси. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», — записал летописец в год окончания постройки храма. На восточной стороне галереи-гульбища, окружающего храм, расположен трон из белого камня. Отсюда московские цари любовались ширью реки, ее лугами и синевшими на горизонте лесами.

alt Храм в Никитках.

Во время стрелецкого бунта стрельцы ворвались в царские покои в Московском Кремле и убили двоих братьев Нарышкиных, дядей Петра Первого. Третий уцелел, спрятавшись в чулане, и дал обет построить церковь. Время исполнить обещанное настало в 1680 году, когда Петр I утвердился на троне и пожаловал Нарышкиным богатые подарки. Льву Кирилловичу Нарышкину помимо прочего досталось село Фили. В 1690-1693 гг. он построил там церковь нового для Руси типа, пришедшего с Украины. Основание ее представляет собой куб (четверик). Сверху на куб поставлен восьмигранник (восьмерик), на него еще один поуже с проемами для колоколов, а сверху третий — восьмигранное основание главы. Здание получилось высоким, цельным, оно не устремляется ввысь, как копье, а поднимается торжественно и плавно. Новый архитектурный декор стал похож на тот, который был моден в Западной Европе. Это уже не былое узорочье, а предчувствие грядущих перемен. Белый камень и красный кирпич нарядно смотрятся на фоне неба в окружении зеленой листвы летом и белого снега зимой. По народному преданию, червонцы на позолоту куполов дал Петр I. Церковь в Филях двухэтажная. Первый этаж занимает Покровский храм. В нем служили в зимнее время. На втором этаже находится церковь Спаса Нерукотворного, названная так в честь чудесного спасения Льва Кирилловича. Под самый свод поднимается великолепный резной иконостас, выполненный царским мастером Карпом Золотаревым. Подобная архитектура получила название московского, или нарышкинского, барокко. Этот стиль стал мостиком между старым и новым, между византийским и европейским, между Москвой царя Алексея Михайловича и северной Пальмирой его сына императора Петра Великого.

О. Соболева

 
Источник ГАЗЕТА "МИР ПРАВОСЛАВИЯ" № 10 (79) октябрь 2004
                   ГАЗЕТА "МИР ПРАВОСЛАВИЯ" № 11 (80) ноябрь 2004
Category: православный храм

 

 
alt

 Русская архитектура эпохи Средневековья, начиная с Х века и вплоть до конца XVII века, неразрывно связана с Церковью и православной верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. «Не знаю, на небе мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, там Бог с людьми пребывает и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забывать красоты той», – писали княжеские послы, посетив богослужение в храме Святой Софии Константинопольской. Именно это переживание красоты как святости сохранится в каждой русской иконе и храме.

В 989 году великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (закончен в 996 году). Понимая идеологическое значение первого каменного храма для Киева, князь выделил 1/10 часть своих доходов на его устроение в связи с чем церковь получила наименование Десятинной. За образец была принята церковь Богоматери Большого Императорского дворца в Константинополе, именуемая Фаросской. Современники называли ее храмом, красотой превосходящим Соломонов храм. В 1240 году храм был полностью разрушен армиями Батыя. Изучая остатки фундаментов, мы можем сказать, что это была трехнефная крестово-купольная постройка с сильно развитой западной частью. Позднее с севера и юга к ней были пристроены галереи. Возведена церковь была из плоского кирпича плинфы светло-желтого цвета и очень тонкого – 2,5-3 см. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам и богатством отделки. При раскопках были найдены мраморные резные детали, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток, покрытых глазурью, куски штукатурки с фресковой росписью. Все это позволяет утверждать, что по богатству отделки Десятинная церковь не уступала византийским храмам.

Самый древний из дошедших до нас в своем былом облике храм Киевской Руси – это Преображенский собор в Чернигове. Заложен он был в середине XI века по приказу князя Мстислава Владимировича, сына равноапостольного Владимира Святославовича. Построен из плинфы с вкраплением необработанного камня. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены, благодаря «утопленным рядам», покрытым розоватым раствором. Стены тогда не штукатурили, и такой прием придавал храму, помимо нарядности, неповторимую легкость. В своей основе храм был пятиглавый типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексом – притвором. Из-за него храм получился вытянутым, прямоугольным.

Одни из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора – тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. Сами аркады – очень древний архитектурный прием, встречающийся в Византии с пятого века. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Нигде более на Руси так не ощущается мудрое наследие Византии, как в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан с устроительством Ярослава Мудрого. В 1037 году, согласно летописным данным, в Киеве начинает строиться собор Святой Софии – Премудрости Божией. Этим сооружением великий князь Ярослав как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами. Огромный пятинефный собор с большими хорами – «палатами», светлыми и широкими, – имел купол с необычным взлетом в самом центре перед алтарем, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI веке Софийский собор был тринадцатикупольным, но позже подвергся перестройке и число куполов уменьшилось. 13 куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминали о четырех евангелистах: Марке, Матвее, Луке и Иоанне. Пространство под главным куполом, представляет собой описанный арками огромный крест.

alt Оранта. Киевский собор Святой Софии

Изображение Христа Вседержителя расположено на куполе горнего Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды, во весь рост изображена сосредоточенная и строгая фигура Богоматери Оранты1 с поднятыми в молении руками. Изображения созданы в технике мозаики и цветного непрозрачного стекла – смальты. И если древние фрески едва проступают на стенах собора, то мозаики так же ярки, как и много веков назад. Освещение собора устроено так, что с восхода до заката солнечные лучи освещают фигуру Богородицы, и она сияет. Мозаикой украшены главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь в алтаре, совершается великое таинство Евхаристии, двумя рядами идут к Христу апостолы. Их руки застыли в жесте прошения, глаза обращены к Христу. Они ждут Причастия.

Напротив центральной апсиды, на уровне хоров, на фреске изображены Христос и семья Ярослава Мудрого. До наших дней сохранилась только часть этой композиции. Там, на хорах, во время богослужения находился князь со своими приближенными, он как бы возносился над простыми смертными. На хорах князь принимал послов и обсуждал государственные дела, в особых помещениях переписывались и хранились книги, в соборе совершалось «посажение на стол» князя (коронация).

Храм претерпел много изменений. Его разрушали и грабили монголо-татарские полчища, переделывали руководители греко-католической церкви, восстанавливал и реконструировал в XVIII веке митрополит Петр Могила. И все же внутренний вид Софии времени Ярослава – огромное пространство с мерцающим золотом мозаик, с цветным ковром фресок, расчлененных шиферными карнизами, блеск полированных каменных плит облицовки, глубокие тона красного пола с узором из смальты и белая мраморная алтарная преграда, которую позднее сменил иконостас, – можно представить и сейчас.

Хуже сохранился внешний облик храма. Надстройка второго этажа над наружной галереей и закладка арочных проемов исказили первоначальную его композицию; штукатурка и орнаментальный декор XVII века нарушили цветовое и пластическое решение; сложной формы купола изменили силуэт храма.

В настоящее время храм Киевской Софии принадлежит государству и в нем размещается музей. На рубеже XI-XII веков недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный архистратигу Михаилу, который вошел в историю русского народа под именем Златоверхий. Древнюю церковь постигнет трагическая участь – Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествующих веков, взорвут в тридцатые годы двадцатого столетья, чтобы освободить место для монумента, который так и не будет никогда построен. Остатки мозаик и фресок перенесут на хоры Святой Софии.

alt Черниговская Пятницкая церковь

На рубеже XI-XIII веков в Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала воплощением новых веяний в архитектуре. Храм похож на свечу. Он отличается центральной высоко поднятой частью и высоким барабаном, который динамично «взлетает» вверх. Прямоугольные основания плавно переходят к круглому барабану, который в свою очередь опирается на возвышающиеся друг над другом арки. Создается впечатление, что храм вырастает на глазах. Совершенный облик храма дает основание полагать, что его возводил известный по летописям выдающийся русский зодчий Петр Милонег. Разрушенный в годы Великой Отечественной войны храм Параскевы Пятницы в Чернигове был отреставрирован в облике, близком к первоначальному.

Нигде больше в русской Церкви на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мозаикой из смальты и природного камня. Это останется только на Киевской земле, как отблеск Византийской Империи, подарившей Киевской Руси умение строить храмы и писать иконы. Все же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей, стройным и умудренным был язык первых храмов и мозаик. Русскому искусству эпохи Средневековья суждено было стать новым воплощением Христианского искусства, по своему значению, равного Византийскому, насчитывавшего в XI веке уже шестое столетие своей истории.

О. Соболева


1 Оранта – образ Богоматери, олицетворяющей заступницу Мира и одновременно ежедневную молитву христианской Церкви. «Оранта» – великая Панагия (Всесвятая) и великая молитвенница.

 

Category: православный храм

Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326–1327 годах первого каменного собора Москвы, существовавшего, по-видимому, со времени основания Москвы. Возвёл Успенский собор архитектор Аристотель Фиораванти в 1475–1479 годах – по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире, что подчеркивало преемственность по отношению к этому древнему центру русской государственности. В течение четырёх веков Успенский собор московских митрополитов и впоследствии патриархов оставался главным храмом Руси, в нём венчали на царство престолонаследников (последней стала коронаций императора Николая II в 1886 году), оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи. Собор серьезно пострадал в 1812 году, когда был разграблен и осквернен французами, и в октябре 1917 года – при артобстреле Кремля. Последняя Литургия в храме была совершена на Пасху 1918 года патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы. С 1395 по 1918 год в соборе находилась знаменитая Владимирская чудотворная икона Божией Матери. Здесь хранятся Гвоздь Господень, мощи московских святителей и другие святыни.


В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484–1489 годах псковскими мастерами как домовая церковь великого московского князя, где совершались таинства браковенчания, крещения детей. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Долгое время собор был первенствующим храмом московских князей. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. В соборе находится древнейший в России высокий иконостас, все иконы его пяти ярусов относятся к XIV–XVI векам, некоторые из них написаны преподобными Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Прохором с Городца. Собор пострадал при артобстреле Кремля в 1917 году.

Архангельский собор. Постройка собора началась при Иване III и была закончена при великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился Архангельский собор, сооружённый ещё Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. Собор был возведен в 1505–1509 годах архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, однако его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, центральный купол позолочен, а боковые покрашены серебряной краской. Архангельский собор был усыпальницей московской правящей династии вплоть до конца XVII века, когда столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. О многих важных страницах отечественной истории напоминает Архангельский некрополь. Здесь покоятся останки великих князей и царей Ивана Калиты, Ивана Грозного, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и других – всего 54 захоронения. Здесь хранятся великие святыни православия: мощи св. благоверного князя Дмитрия Донского, черниговских чудотворцев, св. благоверного царевича Дмитрия Угличского. В 1929 году при сносе собора Вознесенского монастыря оттуда в Архангельский собор были перенесены останки цариц и великих княжен.

На Соборной площади Кремля возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века – колокольня Ивана Великого, выстроенная Боно Фрязиным в 1505–1508 годах на месте старого каменного храма 1329 года. В 1600 при Борисе Годунове она была надстроена и завершена куполом, о чем и сообщает трехъярусная надпись славянской вязью под куполом. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва в радиусе 30 километров. К колокольне примыкали Успенская звонница и Филаретовская пристройка. В 1812 году заряд, заложенный французами в основание колокольни, сработал, но само здание уцелело (разрушились только звонница и пристройка, восстановленные в 1819 году). Колокола Ивана Великого смолкли в 1918 году и вновь зазвонили на Пасху в 1992 году. В галереях ярусов помещается 21 колокол XVI–XIX веков. Самый большой колокол – Успенский – весит 70 тонн. Высота колокольни – 81 метр, толщина стен первого яруса – 5 метров, второго яруса – 2,5 метров. Вверх к куполу поднимается лестница в 329 ступеней.

Небольшая одноглавая церковь Положения Ризы Божьей Матери была построена псковскими мастерами в 1484–1486 годах. Этот храм находится на месте древней церкви, возведённой в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши в день праздника Положения ризы Божьей Матери во Влахерне. В этот день татары внезапно отступили от стен Москвы, бросив все награбленное добро. В конце XV века на месте старой сгоревшей церкви возвели новую кирпичную, обнесённую с трёх сторон открытой папертью. В XVII веке церковь перестроена, была сделана четырёхскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. Храм сильно пострадал во время пожара 1737 года и при артобстреле Кремля в 1918 году (после крупной реставрации церковь открыта как музей).Выполненный московскими мастерами четырехъярусный иконостас церкви в серебряном окладе – одно из лучших произведений русского искусства первой половины XVII века.

К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635–1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода. Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 году. В 1929 в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря.

К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины, Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего. Первой была построена церковь св. Екатерины (1627). Будучи расположена рядом с Золотой царицыной палатой, эта церковь была составной частью покоев царицы и главной церковью на женской половине. В 1635–1652 годах создатели Теремного царского дворца мастера Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков воздвигли Верхоспасский собор. Снаружи, как и все домовые церкви Теремного дворца, он имеет медную кровлю XVIII века и 11 небольших барабанов с золочёными куполами. Эта часть Кремля наиболее эффектна: удивительно красивы яркие изразцы в нишах и на барабанах, узорчатый фриз, а внутри – особо ценные иконы работы Федора Зубова, резной деревянный иконостас и царские врата, украшенные чеканкой по серебру. Над Верхоспасским Собором находится церковь Распятия Христа (1681), где в иконостасе находятся иконы, выполненные методом аппликации. Церковь Воскресения Словущего была построена над храмом св. Екатерины в 1680 – 1681 годах. Здесь находится резной иконостас с иконами работы Поспелова конца XVII века и паникадило, подаренное шведским королем Карлом XI.

В 1552 году в канун Покрова Богородицы русские войска взяли столицу Казанского ханства, и в 1555 году в Москве началось строительство храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом. К 1588 году к собору была пристроена десятая церковь – храм святого Василия. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название – собор Василия Блаженного. В 1812 году собор был жестоко разграблен французами, которые хотели взорвать его, но не успели. Спустя столетие (в 1918 году) храм вновь подвергся разорению, а последний настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян. В 1923 году часть собора превращена в музей, колокола изъяты и переплавлены. В 1936 году рассматривался проект сноса собора как существенной помехи для демонстраций, однако он не был исполнен. В соборе проводятся службы в праздник Покрова Богородицы. 

Собор Казанской Иконы Божией Матери был построен в память исторической победы русского народа над польскими захватчиками в 1612 году. В посвящении собора Казанской иконе Богородицы выразилась благодарность народа небесной Заступнице, освободившей город от иноземцев. Вместе с тем в этом проявилась преемственная связь между двумя победами общенационального значения – освобождением Москвы от интервентов народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским и взятием Казани Иваном Грозным. Идея создания монументального сооружения, прославляющего независимость Русского государства и ратные подвиги его воинов, столь ярко воплотившаяся в архитектуре храма Покрова на Рву, получила свое достойное продолжение в ансамбле Красной площади. Два храма-памятника на противоположных концах площади как бы вступили в диалог. Строительство началось в 20-е годы XVII века. Собор был освящен в 1637 г. В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой князь Пожарский шел в бой в 1612 году. На протяжении веков каждый год 22 октября к Казанскому собору совершался крестный ход с участием царя и патриарха. Особенной художественной выразительностью обладала венчающая часть собора: стройная пирамида килевидных кокошников, увенчанная неожиданно массивной главой на изящном барабане. Казанский собор был возобновлен в 1753 году под руководством архитектора Д.В.Ухтомского. В 1865 году по проекту архитектора Козловского была надстроена колокольня Казанского собора. Массивный столп высокой трехъярусной колокольни убедительно включился в единый фронт застройки всей восточной стороны Красной площади. Собор был демонтирован в 1930 году и восстановлен в 1993 г. 
 
27.7.2004 г.
kremlin.ru

 

Category: православный храм

Церковь — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

В православной архитектуре количество куполов (глав) на храме имеет свое значение. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают.

В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой застройки монументальные здания храмов, расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение.

Собор — особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения.

Например, собором считается храм кафедральный, то есть главный в округе или регионе, где имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ.

Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав. Представляет собой единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, им принадлежащих.

Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.

Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.

Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.

Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище.

Часовня — Часовня представляет собой небольшую конструкцию без алтаря (т.е. в часовне не совершается литургия), часто с иконами и лампадой. Часовни имеют четкое разграничение типов. Одна часовня никогда не может концентрировать все религиозные обряды. Разграничивают: Семейные, поминальные и ритуальные часовни.

Православная часовня — обычно отдельно стоящее здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах.

В часовнях читаются молитвы, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается.

Колокольня — башня с открытым ярусом, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма, называется итальянским словом кампанила.

В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни. На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- и восьмигранную пирамиду, иногда луковку.

Но всегда здание колокольни возводилось отдельностоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной. Единственное исключение - Колокольня Ивана Великого в Москве. Высокие и связанные с церковью планом колокольни, появились на Руси только в XVIII веке.

Звонница — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при христианском Храме. В отличие от колокольни, которая представляет собой сооружение башенного типа, звонница может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.

Так, в прямоугольной в плане звоннице с внутренним пространством можно было разместить больше колоколов, чем на колокольне. Управляться такие звонницы могли несколькими звонарями одновременно. Надстраивали на стены церквей небольшие звонницы там, где окружающее пространство не позволяло строить отдельное сооружение для колоколов. Такая надстройка, как правило, представляет собой продолжение стены с одним или несколькими проёмами арочного типа, в которых и подвешивались колокола.

Отдельно стоящие звонницы стенового типа (без внутреннего пространства) управлялись непосредственно с земли, что также малохарактерно для колоколен. Первые упоминания о помещениях для размещения колоколов появляются в летописях начиная с XVI века.

Подобные помещения носили названия «персь» или «перш», были временными типа козел, деревянными. Немного позже деревянные столбы заменили каменными и устроили более прочные перекрытия и покрытия. Подобные сооружения были предками звонниц. Звонницы были важным элементом древнерусского зодчества XIV—XVII веков.

Category: мои размышления

…кланяюсь в пояс создателям сайта Илье Березовскому и Анне Ткаченко, за то, что они создали такой замечательный сайт-дом-семью, где люди общаются, встречаются, женятся.

Особый поклон тому, кто на новый сайт внедрил забаву «снежки». Именно, благодаря снежкам случайно метко попала в моего, теперь, супруга.

Как-то на днях Ульяна* задавала смешной вопрос про «гадания с метанием iPhone». Этот вопрос меня очень повеселил, потому что для меня это была моя история, но только вместо настоящего телефона оказался виртуальный снежок. Поэтому никогда нельзя знать наперед как может аукнуться в кого-то улетевшее что-то.

Каждый по-своему и по-разному проявляет свою радость. Наша радость, она не внешняя, не баннерная, не кричащая, а тихая и спокойная. Мы рады и счастливы, что Господь даровал нам такую встречу. Только двое могут прочувствовать эту полноту. Позвольте не выставлять напоказ то личное и сокровенное, что было у нас, а оставить историю знакомства и развития отношений для своей семьи и будущих детей (надеюсь, что по воле Божьей они народятся).

Благодарю всех друзей о молитве, которую они возносили о мне грешной, о нас к Богу! Ваша помощь, деликатность и радость о нас каждую минуту помогала.

Хочется пожелать всем отчаявшимся и тем кто в поиске и кто не в поиске: каждый в свое время обязательно встретит свою/своего единственную/единственного. Надо только уметь ждать. Надо уметь жить с Богом. А самое главное – надо учиться (если еще не умеем) полностью доверять Богу! Потому что: Если Бог даровал Самого Себя нам, если Он в нас пребывает и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет?
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22,1).
Итак, будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви.
Сия заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15,17)

А теперь в путь… У нас все только начинается.

Аминь!

 

ПС

Фотографии  со свадьбы смогу выложить ближе к выходным. Пока еще не готовы.

Category: просто записи


– 1 – видеть.
– 2 – слышать.
– 3 – чувствовать.
– 4 – говорить.
– 5 – думать.
– 6 – радоваться.
– 7 – любить


« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 11-20 из 252  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму