Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 Первый признак гордости – это обида. Когда человек обижается – это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо... Когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть... Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему. 

 
Архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры

"Благолепно все то, что имеет смирение», — говорит пре­подобный Исаак Сирин.

 
Так что же такое смирение? Отвечает святой Макарий сло­вами другого великого святого: «На вопрос: что есть смире­ние? — преподобный Варсонофий Великий, многим хорошо известный старец VI века, ответил: „Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения пере­носить то, что постигает отвне. Смиренномудрый не должен стараться выказать свое смирение на словах (я всех хуже, ни к чему не годен и т. п.), но довольно для него говорить: про­сти меня, или: помолись о мне. Не должно также самому со­бою вызываться на исполнение низких дел, то есть таких, ко­торые считаются в глазах других унизительными; ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и бо­лее делает вред, чем пользу. Но когда велят что-либо, не про­тиворечить, а исполнить с послушанием, что приводит к пре­успеянию»».
 
Рождается смирение от любви, сознания недостоинства; спокойно переносит огорчения, унижения; приобретается трудом, подвигом; обнаруживается в одежде, в безропотном несении послушаний…
 
«Резеда смирения родится на почве, состоящей из любви, все покрывающей, из воспоминания своих грехов, своих нрав­ственных недостатков — каприза, недоброжелательства; сми­рение терпеливо переносит огорчения, не обижается, когда кто злословит; смирение видно в одежде, в служении другим, участии в низких (называемых) трудах… Смирение приобре­тается трудом и молитвою: „Господи, даруй ми зрети моя со­грешения и не осуждати брата моего»». «Смирение со­стоит не в том, чтобы себя называть грешным, гордым, често­любивым; а в том, чтобы переносить спокойно, когда другие нас будут называть таковыми, и стараться в сердце признавать себя достойными таковых наименований, не гневаясь на тех, кто бы назвал нас таковыми».
 
Святитель напоминает каждому апостольские слова: воз­давать «другому большую честь» (см.: Рим. 2, 10). Или: «В людях стараться… видеть больше доброе, чем злое; больше добрые намерения, чем злые, считать других лучшими себя». «Мир лучше сохраняется там, где каждый стара­ется усматривать прежде всего свои недостатки, а чужие грехи как бы не видеть; а видя, прикрывать их своею любовию. Для хранения мира и любви мало молчания, то есть чтобы ничего не говорить тому, кто согрешает против нас; нужно стараться говорить с ним и заговорить ласково, ста­раться сделать ему угодное; отнюдь не говорить о нем при других худо, хотя бы то и справедливо». Еще: «Как хотелось бы мне напомнить всем слова канты: „Будь послед­ним, будь всех ниже, и служи усердно всем; сим ко Мне ты будешь ближе в веке будущем и сем»». Напоминает и примеры — уроки смирения: «Первый урок подал нам Боже­ственный Учитель, умывший ноги ученикам и сказавший: „И вы так поступайте. Болий из вас да будет всем слуга». Нужно бояться барства: елико высок еси, толико смиряйся. Помни урок преподобного Сергия, который первый пошел рубить дрова, когда все отказались по разным предлогам». И паки повторяет: «Помнить нужно слова Господа …».
 
Итак, «истинный путь» — «видеть себя ниже всякого чело­века». «Когда являются неприятности, сплетни… то лучше думать: это по грехам моим или для пользы моей, по воле Божией. Потерплю ради Господа, чтобы Он помянул меня во смирении моем. Но думать, что не стоит на это обра­щать внимания, что нужно быть выше всего этого, выше этих сплетен, сие помышление мирское, не христианское, в нем горделивость, а не христианское смирение, презрение, а не терпение Бога ради. Старцы говорят: „Ошибку исправят люди, немощь души уврачует отец духовный, а гордость может ис­править только Бог, сокрушая рог гордыни»».
 
Плод смирения духовно красив и богат: кто вступил с ним «в брак, по слову Лествичника, кроток, приветлив, милосерд, паче же всего — тих, благопокорлив, беспечен, добр, неленостен — словом, бесстрастен. Тебе такие качества приобре­сти весьма желаю». И святитель рассказывает «не­безынтересный» сон своего близкого знакомого о спаситель­ности смирения: «… стоят трое в виде просящих у прохожих милостыню. Вид этих просящих казался настолько жалким, что вызвал у меня слезы… Кто же эти нищие? Это священ­ник, диакон и псаломщик… Утирая слезы, я… говорю: …вот… до чего дослужились… А стоящий со мной, как бы утешая меня, говорил: …не плачь… — все к лучшему».
 
Стяжи же, — призывает богомудрый архипастырь, — «сми­ренный дух, учись быть слугою всех, готовая помочь всякому. Если Господь приведет тебе быть старшей над другими, по­ложи себе за правило слова Спасителя твоего: кто хочет быть больше, будь всем слуга, считай себя послушницей для всех, живи так, чтобы самые лучшие подходили к тебе с доверием; но это не мешает во всем поддерживать порядок и подчине­ние. Истинное начальствование есть страдания за других и от других. Начальник же, почивающий на мягких подушках, тре­бующий услуг принудительных, только господствующий, но не страдающий за вверенных ему и живущий душою далеко от них, — плохой начальник".
 
Источник: профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси. О вечном.

 ДУХОВНЫЕ СОВЕТЫ ПРЕПОДОБНОГО НИКОНА ОПТИНСКОГО

 
Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо.
 
Мимолетные мысли, к которым сердце не прилепляется, быстро проходят, как в калейдоскопе. Ум наш никогда не останавливается, всегда занят. Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью, они не от нашего естества. Не может один и тот же ум славословить Бога и хулить. На такие мысли не надо обращать внимания, надо выбрасывать их, как сор, как нечто постороннее. Если же какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу. Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого нужно ежедневно проверять свою совесть.
 
Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно.
 
Боязнь смерти – от бесов. Это они вселяют в душу такой страх, чтобы лишить надежды на милосердие Божие.
 
Исполняйтесь Духом... (в день Святой Троицы). Что это значит? Ведь мы сподобились получить дары Святого Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо сохранить, усовершить, умножить. Для этого надо возгревать ревность. Как?
 
1. Читать Священное Писание, которое написано Святым Духом. От Священного Писания и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом.
 
2. Внимать себе.
 
3. Часто участвовать в святых Таинствах. Чрез них Святой Дух сообщается человеку.
 
4. Посещать часто святые храмы, ибо это место особого присутствия Святого Духа.
 
5. Молитва. Особенно молитва "Царю Небесный". Ее с особенным благоговением надо выслушивать не только в церкви, но и во время работы произносить, испрашивая помощи Св. Духа.
 
К священным книгам и священным предметам надо относиться благоговейно. Прежде всего, должно иметь страх Божий. Он научает благоговению. Он научает всему доброму. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И это не должно быть.
 
Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.
 
Что лучше – редко или часто приобщаться Святых Христовых Таин? – сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по убеждению – одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.
 
Молиться только молитвой Иисусовой необязательно. Один молился молитвой Иисусовой. Другой, стоя в храме, со вниманием молился словами церковных молитв, употребляя вне церковных служб другие некоторые молитвы. И того и другого молитву одинаково слышит Господь. Но молитва Иисусова все превосходит. Батюшка Варсонофий говорил: «Можно березовыми дровами натопить печь, а можно и осиновыми. Лишь бы тепло было». Вся суть в том, чтобы в душе было молитвенное настроение.
 
О времени пришествия антихриста никто не знает, как сказано в Евангелии, но признаки скорого пришествия антихриста уже есть. Видя такое гонение на веру и стремление уничтожить ее, а также и многое другое, надо думать, что время это приближается. Но все же точно ничего нельзя сказать. Бывали и раньше времена, когда считали, что пришел антихрист, например, при Петре Великом, а последствия показали, что это было ошибочно, мир еще существует. Да и какой смысл в этом исчислении? Важно одно, чтобы совесть была чиста. Твердо держаться веры Православной, жизнь проводить нравственную, по заповедям Божиим, чтобы быть всегда готовым, а для этого надо, не откладывая на неизвестное будущее, пользоваться настоящим временем для того, чтобы покаяться и исправиться.
 
Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит – считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться.
 
Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям, надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное и умиление сердечное.
 
Прп. Афанасий Печерский скончался. Его еще не предали земле, когда он очнулся. Сидя в гробе, на все расспросы братии отвечал только слезами. Наконец, после многих просьб, со слезами повторял только одно слово: «Спасайтесь! Спасайтесь!» Ушел в затвор, молчал, постоянно плакал и через 10 или 14 лет скончался. Другой подвижник тоже обмирал и, когда проснулся, после долгих просьб братии, ответил: «Братия! Верьте, что есть ад!»
 
Сила страданий – не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда, по-видимому, ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же факт по видимости разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек принимает их.
 
Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.
 
«Просите и дастся вам, толцыте и отверзется» (см.: Мф. 7, 7). Многие из вас, не получая долго просимого, унывают. Унывать не следует. Вспомните, как Господь поступил с хананеянкой. Как она Его просила исцелить ее дочь! Даже апостолы стали умолять Господа, чтобы Он отпустил ее, а Господь даже с псом сравнил ее... А вы немного помолитесь и, не получая просимого, унываете. Это бывает от того, что между сеянием и жатвой должно пройти известное время.
 
Многие страдают так называемым "совопросничеством". Постоянно задают вопросы себе и другим: «А это почему? А это зачем? А это для чего?» Когда-то и я страдал этим недостатком. Но когда я прочитал статью епископа Игнатия "Судьбы Божии", во мне произошел перелом. Я понял, что незачем испытывать судьбы Божии. Когда прп. Антоний Великий задумывался над подобными вопросами, то услышал голос: «Человек, не твое дело испытывать судьбы Божии. Смиряйся».
 
Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божии есть и были всегда основанием жизни... Предайтесь воле Божией.
 
Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.
 
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
 
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!
 
Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.
 
В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Мне часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумление. А мне думается, что надо честью для себя считать такое отношение.
 
«Аще укоряеми бываете о Христовом имени, блаженни, яко слава и Дух Божий на вас почивает» (1 Пет. 4, 14), – сказал апостол Петр. Если над нами смеются, если нас не любят, значит, мы не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует.
 
Если скажешь про брата или сестру что-либо дурное, даже если это будет правда, то ты своей душе нанесешь неисцельную рану. Передавать о погрешностях другого можно только в том случае, когда в сердце твоем единственное намерение – польза души согрешившего.
 
Терпение есть непрерывающееся благодушие.
 
Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.
 
Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все.
 
Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 343 март. – Аньер (Франция), 1984. С. 38-44.

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму