FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
Posted: 15/03/2013 - 6 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

alt

«Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение».

Валаамский иеросхимонах Михаил (Питкевич)

Posted: 26/07/2012 - 5 comment(s) [ Comment ] - 1 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

 

архимандрит Кирилл Павлов
alt

О преподобном Арсениеи Великом рассказывается, что некогда Ангел Господень показал ему такое видение: стояла отворенная церковь, и два мужа несли к той церкви бревно и хотели пройти в двери церковные, но не могли, так как несли бревно не в длину его, как следовало бы, а в ширину.
Не желая уступить один другому, они хотели войти в церковные двери оба разом, а потому и остались за дверями, не будучи в состоянии войти в отворенный храм.

alt
Преподобный Арсений спросил Ангела: что значит видение сие? И Ангел объяснил ему. "Сии люди, несшие бревно, - сказал он, - изображают собой мужей добродетельных, но гордых, которые не хотят смириться друг перед другом, и посему не входят в Царство Небесное, но остаются вне по гордости своей".


alt
Архимандрит Кирилл (Павлов)
... из проповедей

Posted: 16/07/2012 - 5 comment(s) [ Comment ] - 3 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

Митрополит Московский Платон (1737-1812)Однажды в Троице-Сергиевой Лавре один монах принёс митрополиту Московскому Платону (1737-1812) кусок заплесневелого хлеба с жалобой, что кормят таким хлебом. Митрополит, взяв этот кусок,стал его есть и между тем завёл разговор с монахом. А когда съел, то спросил, как будто забывши: с чем инок пришёл к нему? «Жаловаться на дурной хлеб», – отвечал монах. «Да где же он?» – спросил Митрополит. «Вы его изволили скушать…». На что митрополит Платон сказал спокойно: «Ну, поди и ты сделай то же, что и я». Это был урок монашеского терпения.

Сохранился и ещё один интересный случай из жизни Владыки Платона. Однажды за Литургией в Вифании митрополит Платон стоял на клиросе и читал и пел за дьячка. Наступило время Малого входа, а причётника, которому следовало выносить свечу, не оказалось. Митрополит Платон оглянулся и, увидев за клиросом какогото монаха, попросил его вынести свечу пред Евангелием, но тот, поклонясь ему, сказал, что он иеромонах. «Извини, пожалуйста», – ответил ему Владыка Платон, сам взял свечу и пошёл с нею перед диаконом.

 

«Историческая летопись», 1914 г., № 2.

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №4 (156)

Posted: 16/06/2012 - 10 comment(s) [ Comment ] - 1 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

alt

 

Много есть благочестивых,
Умных и ученых;
много есть людей правдивых,
Целомудренных, готовых
Всем помочь, прощать порою,
Но немного можно встретить
Со смиренною душою —
Сознавать себя всех хуже!
Все грехи в себе увидеть —
Это подвиг!
Это то же, что себя возненавидеть,
Это значит — отрешиться
От кумира самомненья!
Это значит — согласиться
Принимать все оскорбленья!
Гордость — всех грехов ужасней,
Но смирением прекрасным
Воплотился Сам Христос!

Помоги нам, Господи, подражать истинному смирению!

 

Схиигумен САВВА

Posted: 9/06/2012 - 8 comment(s) [ Comment ] - 1 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

alt

НИЩЕТА ДУХА

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Мф. 5, 3

Чувство своего ничтожества носи в сердце своем.
Еп. Феофан Затворник



К одному старцу однажды пришел его ученик и с большой радостью сообщил ему: «Отче, я достиг того, что когда я молюсь, то мысленными очами вижу всегда перед собой Господа».

«Не велико твое достижение и напрасно ты так радуешься, — отвечал ему старец, — вот если бы ты стал видеть свои грехи, то это было бы для тебя великим приобретением».

То же утверждали и многие из великих святых.

Так, св. Антоний Великий говорил: «Не великое дело — творить чудеса, не великое дело — видеть ангелов; великое дело — видеть собственные грехи свои».

Один египетский инок сказал преподобному Сисою Великому: «Вижу, что во мне пребывает непрестанная память Божия». Преподобный отвечал: «Это не велико, что мысль твоя при Боге, — велико увидеть себя ниже всей твари».

О том же говорит и прп. Варсонофий Великий: «Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи, ибо кто ощущает их, тот гнушается ими и всячески удаляется от них».

А прп. Исаак Сириянин пишет: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых ».

Так же пишет и о. Иоанн Сергиев: «Видеть свои грехи и их множество и во всей их гнусности — действительно есть дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы».

К сожалению, нужно сказать, что этот дар Божий, даже среди христиан, с внешней стороны благочестивых, встречается далеко не часто.

Как пишет о том о. Александр Ельчанинов: «Люди многое способны понять в жизни, многое тонко подмечают в чужой душе — но какое редкое, почти несуществующее явление, чтобы человек умел видеть самого себя. Тут самые зоркие глаза становятся слепы и пристрастны.

Мы бесконечно снисходительны ко всякому злу и безмерно преувеличиваем всякий проблеск добра в себе. Я не говорю уже о том, чтобы быть к себе строже, чем к другим (что, собственно, и требуется), но если бы мы приложили к себе хотя бы те же мерки, как к другим, — и то как на многое это открыло бы нам глаза.

Но мы безнадежно не хотим этого, да и не умеем уже видеть себя, и так и живем в слепой успокоенности.

Слепота к своим грехам, невидение их — естественное состояние природы падшего человека.

Мы бессознательно утаиваем от себя наши грехи, забываем их, потому что так легче жить.

А наша духовная жизнь даже и не начиналась и не может начаться, пока мы не сойдем с этой ложной позиции».

Итак, лишь с возникновения у нас способности видеть свои грехи начинается просветление наших внутренних очей, начинается зарождение нищеты духа — основы нашего покаяния и спасения.

Как пишет П. В. Никольский: «Самые незначительные проступки и даже малейшие движения душевные, на которые и внимания не обращает мирской человек, в сознании строгого к себе христианина возрастают до степени преступлений, тогда как все его достоинства бывают ему невидимы при созерцании вечной красоты нравственного идеала, осуществить который он призван».

Глубокая нищета духа может даже заменить у христианина телесные подвиги (поста, поклонов, длительных молитвословий), если христианин по немощи тела неспособен к ним.

Об этом так пишет прп. Исаак Сириянин: «Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в подвигах телесных, заменяет собой все телесные подвиги. Подвиги телесные без печали ума — то же, что и тело неодушевленное» .

Нищета духовная есть совершенно ясное осознание своей греховности и глубины своего падения. Это чувство нищего, одетого в жалкое и грязное рубище, когда он видит рядом других в прекрасных и чистых одеждах. Вместе с тем это чувство своего бессилия, своей беспомощности, слабости и ограниченности.

Как говорит прп. Петр Дамаскин: «Нет ничего лучше, как знать свою немощь и неведение, и ничего хуже, как не знать этого. Когда ум начинает видеть свои согрешения — как песок морской, лишь тогда начинается просвещение души и начинается ее выздоровление».

«Главное величие человека заключается в том, что он сознает себя жалким», — пишет Блез Паскаль. То же утверждает еп. Феофан Затворник: «Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности».

А прп. Варсонофий Великий заповедует своим ученикам: «Унижай себя день и ночь, понуждая себя ниже всякого человека увидеть. Это есть истинный путь, и кроме него, нет другого желающему спастись» (Отв. 447).

Как пишет о. Иоанн С:

«Нищий есть тот, кто ничего своего не имеет, кто всего ожидает только от милосердия других: хлеба, крова, денег, одежды. А если кто имеет одежду, то ветхую, грязную, негодную... От всех он в пренебрежении.

Нищий духом признает себя духовным бедняком, всего ожидает от милосердия Божия: он убежден, что он не может ни помыслить, ни пожелать ничего доброго, если Бог не даст ему ни мысли благой, ни желания доброго; он считает себя грешнее всех, всегда себя укоряет и никого не осуждает. Он просит Спасителя просветить одеяние души его, он непрестанно прибегает под кров крыл Божиих; все свое состояние он считает Божиим дарованием».

Нищета духовная, однако, не должна вести к унынию, об этом так пишет митрополит Филарет Московский: «Чувство собственной немощи не на то употреблять должно, чтобы тяготиться и упасть духом, но чтобы оставлять надежду на себя и через молитву о помощи переходить к надежде на Бога».

Н.Е.Пестов
СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ

Posted: 19/05/2012 - 10 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

alt

Смирение

Некто из старцев сказал: "Прежде всего нужно нам смирение". Почему он не сказал о другой какой добродетели? Старец показывает нам сим, что ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия. Смиренномудрием же сокрушаются и все стрелы врага и противника. Все святые шествовали сим путем его и трудом. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя, – взывает Давид и еще: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 24, 18; 114, 5).

Авва Дорофей


 

Posted: 3/02/2012 - 6 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

 alt

Однажды диавол явился преподобному Макарию Египетскому и злобно воскликнул: "Макарий! Много беды терплю я, стараясь превзойти тебя. Я все то делаю, что и ты: ты постишься, а я вовсе ничего не ем; ты бодрствуешь, а я вовсе никогда не сплю. Одним только ты меня превосходишь." — "Чем же?" — спросил преподобный. — "Смирением", — отвечал диавол и исчез...

Значит, одно смирение для диавола неподражаемо, одно оно для него нестерпимо, потому что оно есть по преимуществу богоподобная добродетель. Как мать заботливо бережет детей своих от всякой беды, так святое смирение в сердце христианина охраняет от вражия похищения все прочие добродетели. Будь ты великий постник, великий подвижник, раздай ты все имение, отдай самого себя на мучения, — но если не будешь смирен сердцем по заповеди Господней, если будешь думать о себе, будто ты не якоже прочии человецы, будто ты лучше других, — все твои добродетели, все твои подвиги обратятся в ничто.

Троицкий Листок

 

Posted: 14/07/2011 - 10 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

О пользе куриного мяса

Реальная история.

В не такие уж и давние годы в одном монастыре на севере Греции был монах, который часто роптал на порядки в монастыре и осуждал братьев. "То не так и это не этак"...

Как-то раз в Великую Пятницу игумен объявил:
- Сегодня будет трапеза, все обязательно должны придти.
Братия удивлялась и роптала:
- Сдурел игумен, в этот день даже миряне ничего не вкушают, а мы, монахи, будем трапезу устраивать?!
Все собрались в трапезной. На столах перед каждым стояла тарелка накрытая сверху точно такой же тарелкой перевернутой вверх дном.
Игумен говорит:
- Когда начнётся трапеза, то каждый будет есть то, что лежит у него в тарелке.
Братия опять заворчала.
Игумен:
- Тот, кто не съест то, что лежит у него в тарелке сегодня же покинет монастырь!
И подал сигнал.
Когда монахи заглянули в свои тарелки, то увидели, что у всех в тарелках пустые и только у ропотливого брата в тарелке лежала курица.
- Все едим то, что у нас в тарелке!
Монахи взяли ложки и стали черпать воздух, ропотливый монах ел курицу.

После этого случая, когда этот монах начинал роптать и осуждать братьев ему все говорили:
Ха-ха! Ты на себя посмотри! Да ты вообще курицу в Великую Пятницу ел!

И пришёл брат в великое смирение.


http://m-kleopas.livejournal.com

Posted: 8/06/2011 - 4 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

 

Архимандрит Серафим (Батюков)

Архимандрит Серафим (Батюков) Умудренные благодатным опытом говорят: единственное состояние духа, через которое входят в человека все духовные дарования, есть смирение. Что же представляет из себя смирение? Мы скажем: это непрестанная молитва, вера, надежда и любовь трепетной души, предавшей свою жизнь Господу. «Агница Твоя, Иисусе... зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищуще, страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша». Смирение есть дверь, отверзающая сердце и делающая его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму - мир, помыслам - немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение дает уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всем. А в себе всякому своему состоянию и движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам, которые усматривал у них. Смирением полагается печать безмолвия на все, что есть в человеке человеческого, и дух человека в этом безмолвии, предстоя Господу в молитве, внемлет его вещаниям. До ощущения сердцем смирения не может быть чистой молитвы. Непрестанной памяти Божия присутствия препятствует рассеянность наших помыслов, увлекающих наш ум в суетные попечения. Только когда вся жизнь наша всецело направлена к Богу, человек делается способным и начинает верою во всем видеть Бога... и во всем покоряться Его воле, без чего не может быть памяти Божией, не может быть чистой молитвы и непрестанной. Еще более вредят памяти Божией, а потому и молитве, чувства и страсти. Поэтому надо строго и постоянно внимать сердцу и его движениям, твердо, сопротивляясь им, ибо увлечения уводят душу в непроницаемую тьму

Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов) Смирение - это способность видеть истину
_______________________
Злой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь принявшие их, уходим на «страну далече». Единственными средствами освобождения от тиранства диавола и распознания его злого умысла являются смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва. Это - два крыла, могущие вознести на небо каждого христианина…
_______________________
Христианское смирение - это проявление силы человеческого духа... Победить эту силу не могут никакие внутренние и внешние человеческие усилия. Кто носит в себе такое смирение, какое носили преподобный Сергий, преподобный Серафим, преподобный Амвросий Оптинский, каким обладали тысячи истинных рабов Божиих, - тот проявляет не слабость духа, а его величие и крепость. Смирение - это способность видеть истину

Игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (Воробьев) Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивает помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит, что-то неладно в душе, значит, враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом, и умолять о прощении и помощи. Надо поискать причины этого. Иногда это бывает (если и гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к царствию Божию, которое внутрь нас есть. Если нет такой молитвы - значит, мы чем-то прогневали Господа...
_______________________
А как смириться? Сам человек не может стяжать этого свойства. Надо во всем: и в мелочах, и в крупном - познавать свою немощь и ограниченность, свое бессилие, свою «ветхость» и «плотяность» и каждое проявление их употребить в свою пользу - укорять себя, считать себя негодной, и непотребной рабой Божией, постоянно нуждающейся в милосердии Божии и помощи. Надо творить и дела милосердия. Милостыня очищает от многих грехов...

Игумения Арсения (Себрякова)

Игумения Арсения (Себрякова) Смирение есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму — мир, помыслам — не мечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение даёт уму его первоначальную чистоту... ... При всяком смущении и искушении единственный выход и успокоение — это смирение. Только этою стезёю приходит душа к истине, всё разрешающей, к теплоте врачующей, к свободе облегчающей...

Иоанн (Алексеев), валаамский старец

Иоанн (Алексеев), валаамский старец Знай, что поношения и посрамления, хоть и неприятно переносить их, но очень полезно и спасительно для нас; если будешь внимать себе построже - узнаешь опытом. Надо бояться похвалы, ибо она воспитывает тщеславие и самомнение; горе, если похвала будет выше дела.
_______________________
Немощей бояться не надо, ибо Господь снишел с небес для немощных. Человек, если сознает свою немощь и покается, Господь, по Своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие.
_______________________
Свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества; а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научился сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться.

Праведный Алексей Мечев

Праведный Алексей Мечев К чему Господь ни призовет, как бы это тяжело ни было, дОлжно принять спокойно.

Преподобный Антоний (Путилов) Оптинский

Преподобный Антоний (Путилов) Оптинский Кротость и смирение сердца — такие добродетели, без которых не только Царства Небесного исследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.

Преподобный Иосиф Оптинский

Преподобный Иосиф Оптинский Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно

Преподобный Нектарий Оптинский

Преподобный Нектарий Оптинский Каким путем идти к Богу? Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением, посылаемых Господом болезней; смиреною надеждой, что не будете оставлены Господом, скорым помощником и любвеобильным Отцом Небесным; смиреною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежности, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающего его благодати и удаляющего от него милосердие Божие.

Преподобный Паисий Величковский

Преподобный Паисий Величковский Смирение никогда не падает, ибо ниже всех лежит.
_______________________
Когда будешь кем-либо допрашиваться, не допускай себе оправдываться или противоречить, но скажи со смирением: "Прости меня, Бога ради", и остальное молчи.
_______________________
Если не имеешь в душе умиления, то знай, что имеешь горделивость или гнев на кого-либо, или много ешь, пьешь, спишь, или предался рассеянности и попечению, это не допускает душу умилиться.

Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан Афонский Старцу Силуану самому долго приходилось преодолевать гордость и учиться смирению. И вот его слова: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться с чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа». И в сердце своем он слышит ответ Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
_______________________
«О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладость молитвы... За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство». Стяжать смиренный дух «это великая наука, которую скоро не одолеешь».

Преподобный старец Алексий (Шепелев), Киев

Преподобный старец Алексий (Шепелев), Киев Свое "я" везде следует устранять и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие.
_______________________
К себе должно относиться строго, а к другим снисходительно.
_______________________
Человека борят нечистые помыслы; это пройдет - злость на сердце нападет, а после этого - уныние и так далее. А все это для нашего смирения.
_______________________
Смирение необходимо в себе воспитывать.
_______________________
Единственный способ облегчения скорбей - это слезы, терпение и молитва.

 

http://www.hram-feodosy.kiev.ua/thesaurus/3

 

Posted: 6/06/2011 - 1 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: смирение

alt

Смирение

Смирение - прямой путь к небу и к Богу, главный ключ к получению благодати и просвещению души, грозный меч на демона, скорое разрушение всех его козней, быстрое очищение души от страстей, крепкий залог спасения и замена всех подвигов и вместе их божественное завершение. «Смирихся, и спасе мя Господь», - говорит псалмопевец. «Во смирении нашем помянул нас Господь»; «На кого воззрю? только на кроткого и смиренного». «Научитеся от Меня,- сказал Господь,- яко кроток есть и смирен сердцем».

Зло вошло через гордыню в мир, так пали ангелы и человек. Спасение приобретается смирением и покаянием, так вошли в рай разбойники, мытари, прелюбодеи. Только при смирении луч благодати входит в сердце, и отверзаются духовные очи человека, и он зрит тот мир, мир божественных предметов. Только при смирении можно восчувствовать райское обаяние добродетелей христианских. Без смирения же все добродетели - трудные и скучные уроки, наводящие якобы тоску на прельщенного земным смрадом человека.

Схиигумен Савва

Archive
Categories

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму