FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
Posted: 18/02/2013 - 4 comment(s) [ Comment ] - 3 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Св. Павлин Милостивый, епископ Ноланский

Творец бесконечный, к Тебе припадаю,
Имя Твое славя- Тебя умаляю,
И любою мыслью Тебя оскорбляю-
Как Твое величие объять я не знаю.
Все мои глаголы смолкнут и исчезнут-
Страшны людям Божьи вершины и бездны,
Высота безмерна, широта без края,
Глубина, пред коей сердце замирает.
Близость Твоя чудна, дивно терпенье,
Но еще чудесней- Твое униженье!
Ты сошел, как смертный в наши низины
Сам Себя стеснил Ты в скорбной долине,
Чтоб юдоль возвысить к небесному крову,
Ветхое сделать чистым и новым.
Вот что мне всегда полагало преграду,
Вот что есть препона глаголам убогим:
Как слова и мысли поставлю я рядом
С алчущим и жаждущим, распятым Богом?!
Да и что сказать мне Тебе, Богатейший,
Ради меня, грешного, ставший Беднейшим?
Пусть язык умолкнет! Молюсь Тебе слезно:
Милостью, спаси то, что мудростью создал!

Святитель Николай Сербский

alt

Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский

Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский, происходил из благородной и богатой семьи города Бордо (Франция). Благодаря высокой образованности, двадцатилетним юношей был избран в римские сенаторы, затем стал консулом и, наконец, губернатором области Кампании в Италии. В двадцатипятилетнем возрасте вместе со своей супругой он был обращен ко Христу и крестился. После этого он совершенно изменил образ жизни: продал всё свое имение и роздал вырученные деньги нуждающимся, за что ему пришлось терпеть презрение друзей и слуг.

Не имея детей, благочестивые супруги усыновляли бедных сирот и воспитывали их в страхе Божием. В поисках уединенной жизни святой Павлин ушел в испанский город Барселону.

Слава о его подвижнической жизни распространилась, и в 393 году его упросили принять сан пресвитера. Вскоре он оставил Испанию и ушел в город Нолу (Италия), где был избран епископом.

Когда вандалы напали на Италию и увели многих жителей в Африку, в плен, то святой епископ Павлин употребил церковное имущество на выкуп пленных. Однажды, не имея средств выкупить сына одной бедной вдовы, он сам пошел в рабство вместо него. В одежде невольника начал святой Павлин служить вандальскому князю.

Вскоре тайна его раскрылась, и он не только сам получил свободу, но исходатайствовал ее и всем пленникам, вместе с которыми возвратился на родину. Человеколюбие и сострадательность ко всем бедным и нуждающимся составляли отличительную черту его характера. Святой Павлин известен и как храмостроитель и христианский поэт. Скончался 78 лет 22 июня 431 года. От него осталось несколько гимнов и писем, содержащих различные нравственные наставления, проникнутых глубоким благочестием, Мощи его хранятся в Риме, в храме св. Ап. Варфоломея. Память Святого Павлина 23 февраля.

Считается, что святой Павлин был основателем традиции колокольного звона.

Posted: 26/12/2012 - 12 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Aрхимандрит Гавриил (Ургебадзе) причислен к лику святых

Священный Синод Грузинской Православной Церкви в ходе заседания, прошедшего 20 декабря под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, канонизировал как исповедника и Христа ради юродивого архимандрита Гавриила (Ургебадзе, 1929-1995). Память святого решено праздновать 2 ноября (20 октября по юлианскому календарю).

Будущий архимандрит Гавриил (в миру — Годердзи Васильевич Ургебадзе) родился в Тбилиси. Его отец был убежденным коммунистом (он рано скончался), однако, мать была глубоко верующей и воспитала сына в христианском духе. Впоследствии она приняла монашество с именем Анна и скончалась в глубокой старости в 2000 году.

Отслужив в армии и вернувшись домой, Годердзи Ургебадзе совершил нечто совершенно невообразимое для 1950-х годов: он построил во дворе своего  дома новый храм. Советские власти неоднократно пытались разрушить церковь, но Годердзи Ургебадзе каждый раз восстанавливал храм, который цел и поныне.

В 1955 году Годердзи Ургебадзе принял монашеский постриг с именем Гавриил. Однако и после этого он продолжал совершать поступки, вызывавшие шок у советских властей. Так, во время демонстрации 1 мая 1965 года отец Гавриил публично сжег портрет Ленина, а что был арестован и обвинен в «антисоветской деятельности».

В 1990-е годы по благословению Патриарха-Католикоса Илии II архимандрит Гавриил жил в г. Мцхета в башне царя Мириана близ храма Самтавро и монастыря св. Нины. В эти годы архимандрит Гавриил стяжал любовь и уважение православных верующих Грузии. Он был прозорливцем и целителем, к которому ежедневно стекалось множество паломников из Грузии и других стран.

Старец скончался 2 ноября 1995 года и был похоронен во дворе храма Самтавро в Мцхета.


Гавриил (Ургебадзе)


Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) о последних временах для человечества Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) о последних временах для человечества Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) о последних временах для человечества Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) о последних временах для человечества Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) о последних временах для человечества
В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

Posted: 16/12/2012 - 7 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

alt

Илиополь - Царьград - Киев

После мученической кончины святой Варвары в 306 г. еe мощи были погребены благочестивым Галентианом в том же городе, где прошло еe детство, - в Илиополе Финикийском (современная Сирия). Впоследствии тот же Галентиан построил церковь над могилой великомученицы.

В VI в. мощи святой переносят в Константинополь - такая судьба была у многих почитаемых святынь.

Далее история мощей связана с именем византийского императора Алексия I Комнина, который передает их в качестве приданого своей дочери-княжне, в святом крещении - Варвары. Вступая в брак с русским князем, внуком великого князя Ярослава Мудрого Святополком Изяславичем (в крещении Михаил), византийская княжна привезла мощи с собой в Киев в 1103 г. Но мощи святой Варвары были привезены в Киев без левой руки, которая долгое время находилась в Греции.

В том же 1103 г. начинается грандиозное строительство Свято-Михайловского храма, которое завершилось спустя пять лет. Именно в это время мощи были перенесены в освященный храм.

Трагичным для Киева был 1240 год - год нашествия хана Батыя. Святыня была спрятана под каменными ступенями собора - и таким образом сохранилась. Спустя несколько десятилетий мощи вновь были обнаружены, и вновь их поместили для поклонения в восстановленном Михайловском соборе.

В 1657 г. в Киев приехал Антиохийский патриарх Макарий. После торжественного молебна возле раки святой он обратился к киевской пастве с такими словами: «В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором жила и погибла святая Варвара. Я искал еe останки по всему миру. Как-то мне сказали, что они находятся в стране варваров, как тогда называли ваши земли. И вот я отыскал еe нетленные мощи». Патриарх Макарий обратился с просьбой отвезти хотя бы частицу мощей святой великомученицы Варвары на еe малую родину. Его просьбу удовлетворили.

В 1917 г. началось неслыханное в истории человечества гонение на Церковь, на православие, на исповедников веры Христовой. И в это время словно небесным заступлением святой великомученицы Варвары были воодушевлены подвиги Киевских новомучеников и исповедников - священномученика митрополита Владимира, священников Александра и Алексия Глаголевых, Михаила и Георгия Едлинских, Анатолия Жураковского, инокини Софии Гриневой, настоятельницы Свято-Покровского монастыря, и многих, многих других.

После «изъятия ценностей» из киевских храмов в 20-х годах прошлого века от былого великолепия Михайловского собора не осталось и следа. Исчезает серебряная рака с балдахином и другие драгоценности, украшавшие раку с мощами святой Варвары.

Дальнейшая судьба останков святой великомученицы Варвары такова: в 1934-1935 гг., в годы «социалистической реконструкции», сноровистые подрывники НКВД тремя этапами взрывов уничтожают Михайловский Златоверхий монастырь, даже без эвакуации жителей прилегающих домов. Но мощи удалось спасти, их переносят во Владимирский собор, где они находятся по сей день.

П.С.

К сожалению, в настоящее время Владимирский собор находится в руках раскольников, так называемых последователей Киевского патриархата. Будем надеяться, что молитвами Св. Вмц. Варвары раскольники когда-нибудь покаятся и вернутся вновь в Лоно Святой Православной Церкви.

 

Posted: 10/10/2012 - 5 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

alt

Свщмч. Петр Митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель

alt


"Я постоянно стою перед угрозой более страшной, чем смерть, как, например, паралич, уже коснувшийся оконечностей правой ноги, или цинга, во власти которой нахожусь свыше трех месяцев, и испытываю сильнейшие боли то в икрах, точно кто сжимает их туго железным обручем, то в подошвах, - стоит встать на ноги, как в подошвы точно гвозди вонзились.

Меня особенно убивает лишение свежего воздуха, мне еще ни разу не приходилось быть на прогулке днем; не видя третий год солнца, я потерял ощущение его... Много раз умолял врача исходатайствовать мне дневные прогулки, лечебное питание взамен общего стола... но все тщетно, неоднократно и сам обращался к начальству с той же просьбой, и также безрезультатно, а болезни все сильнее и сильнее углубляются и приближают к могиле.

Откровенно говоря, смерти я не страшусь, только не хотелось бы умирать в тюрьме, где не могу принять последнего напутствия и где свидетелями смерти будут одни стены. Поступите со мной согласно постановлению... отправьте в концлагерь... как ни тяжело там будет, все-таки несравненно легче настоящей одиночки..."



Из писем Свщмч. Петра в заключении

alt


Но исполнение постановления было никому не нужно. Нужно было заставить владыку отречься.

В июне 1933 года митрополиту Петру заменили ночные прогулки в общем дворе на прогулки в крохотном, похожем на сырой погреб дворике, в котором воздух был пропитан испарениями отхожих мест, находившихся поблизости. Когда Местоблюститель впервые увидел ночью новое место своих прогулок, с ним сделался припадок удушья, и он, боясь упасть, едва добрался до камеры и не сразу пришел в себя. Прогулки превратились в своеобразный род пытки.
Время шло, ничего не менялось, разве только владыку перевели в одиночку Верхнеуральской Тюрьмы Особого Назначения. Надзирателям здесь было запрещено его выводить куда-либо, где можно случайно встретиться с другими людьми. Здесь он пробыл до окончания срока, 23 июля 1936 г.
День прошел, его не освободили.

1 сентября митрополиту Петру объявили о продлении срока еще на три года. Местоблюстителю было 74 года, и власти решили, что его уже можно считать умершим, о чем и сообщили его заместителю, митрополиту Сергию. В декабре 1936 года митрополиту Сергию был усвоен титул Патриаршего Местоблюстителя. Церковь молилась теперь не о здравии, а об упокоении души Петра, митрополита Крутицкого. А он был еще жив.

В июле 1937 года Сталин приказал в течение четырех месяцев расстрелять всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Против митрополита Петра было составлено следующее обвинение: "Отбывая заключение в Верхнеуральской тюрьме, проявляет себя непримиримым врагом советского государства, клевещет на существующий государственный строй..."
2 октября 1937 года Патриаршего Местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого, приговорили к расстрелу.
10 октября в четыре часа дня приговор был приведен в исполнение. Для расстрела смертников обычно выводили из камеры. Может быть, перед смертью владыка наконец-то увидел солнце…

alt



Богу нашему слава и Угоднику Его достойное величание!


alt

Posted: 10/09/2012 - 7 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

alt

Ангелы живут на земле — преподобный Иов Почаевский

Надежда Ефременко

10 сентября – время ранней осени и первых дней начала учебного года. Глядя на спешащих в школу детей, я мысленно представляю себе ребенка такого же возраста, по имени Ваня. Ему десять лет. За плечами не привычный нам ранец, а котомка с вещами, Библия и молитвослов. Наверное, мама, собирая единственного сына в дорогу, плакала. Но знала, что отговорить его от задуманного невозможно. Не только она ? все вокруг знали, что у мальчика Ивана по фамилии Железо и слово не по возрасту железное. Если сказал, обязательно сделает.

На 13-ом году жизни отрок Иоанн стал иеромонахом Иовом

А может, и не отговаривали сына Иоанн и Агафия, его родители, а даже гордились принятым им решение – в десятилетнем возрасте уйти в монастырь? Их дворянский род всегда хранил верность православию. Но даже верующим, благочестивым отцу и матери легко ли отпустить от себя так рано любимого сына?  Ваня был любознательным, способным ребенком, рано научился грамоте. А читал особенно охотно не столько сказки, сколько жития святых. Чаще всего ? о жизни своего соименника Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.  Изучал подвиги и добродетели древних подвижников и святых людей и выбирал себе для подражания то, что больше всего соответствовало его характеру и наклонностям.

Но что такое детские мечты? Сколько их разбилось, разлетелось, не дотянув до нашего совершеннолетия! Кем только мы ни хотели быть, когда вырастем: врачами, космонавтами, артистами, журналистами... Редко у кого получалось так, как мечталось. Что ж, вполне понятно, ведь какой зрелости можно требовать от ребенка?

Однако этот ребенок вполне осознанно оставил родительский дом, где так уютно жилось. С котомкой за плечами он пришел в ближайший Угорницкий монастырь и просил игумена позволить ему служить братии. Мы не знаем, какие слова нашел мальчишка, чтобы игумен понял: это желание – не игра в церковь, не детский каприз. Ваню приняли и скоро в монастыре полюбили – за его усердие, открытость, дружелюбие, готовность всегда помочь, услужить. Возможно, и потому, что он самым младшим был, и молодые монахи видели в нем, наверное, младшего брата, а те, что постарше, сына?  А игумен провидел в Иване большие духовные дары.

На двенадцатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов. А еще через год, в тринадцать лет, ? как отмечается в житии, после многих духовных подвигов, ? стал иеромонахом! Выходит, духовная зрелость его в этом возрасте уже была такова, что он мог самостоятельно принимать исповеди, наставлять, давать советы, руководить чьей-то духовной жизнью.

Главное — найти образец, которому хотелось бы подражать

Это кажется невероятным, но история христианства знает такие примеры. Правда, их немного. С восьми лет начал пустынническую жизнь Савва Освященный, который основал потом множество монастырей в Палестине и ввел в них определенный богослужебный устав. В пятнадцать лет пришел в монастырь преподобный Иоанн Лествичник. И все же это, скорее, исключение, чем правило. Или правильнее сказать — случаи особого богоизбранничества? Но известно и другое: дорога появляется тогда, когда хотя бы несколько людей идут в одном направлении.

Каждый год, 10 сентября  Православная Церковь празднует память этого удивительного человека и день обретения его мощей. Он прожил долгую и насыщенную трудом и молитвой жизнь, больше ста лет. И ни один день из нее не пропал даром. Стремился к безвестности и молитве, но «не может укрыться город, стоящий на вершине горы»...

Всю веру, энергию, силу души вложил Иов в монашеское делание. Он шел по той дороге, которую проложили Иоанн Лествичник, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Савва Освященный. Им он подражал, их видел для себя примером. И еще один образец был у него для подражания — многострадальный ветхозаветный     праведник Иов. Много раз, перечитывая его житие, пытался понять характер, выделить для себя главные нравственные черты праведника. Все начинают когда-то с подражания. Главное — найти образец, которому хотелось бы подражать.

Впоследствии многие из тех, кто знаком был с Иовом, говорили о его сходстве с ветхозаветным соименником. «Не именем только, — писал об Иове создатель его жития Досифей, — но самим делом в Ветхом Завете Иову блаженнейший отец наш Иов не только уподобился, но, лучше скажу, во всех противностях жития далеко превзошел. Потому, что у того скорбь от скорби, болезнь от болезней рождались попущением Божиим; этот же добровольно, по собственному своему желанию, томился, не щадя себя, при прохождении степеней жесточайшего подвижнического жития».

alt

Сила молитвы Иова быстро стала известна за пределами Украины, но суетная слава мира сего смущала подвижника

Жизнь преподобного Иова была настолько чиста и безукоризненна, несмотря на всю тяжесть иноческого подвига, что современники сравнивали его с ангелом. «Был, — говорится в житии преподобного, — инок весьма искусный, не так летами, как добродетелями украшенный, живя посреди братии, как ангел... и с каждым днем все более и более совершенствуясь в добродетели».

Не только простой народ, но и знатные вельможи ехали к нему в Угорницкий Свято-Преображенский монастырь, где прошло первое десятилетие его служения. Сила молитвы Иова быстро стала известна не только в Западной Украине, но и в Польше. Люди приезжали, чтобы только взглянуть на него, попросить совета, благословения, молитв. Многие монастыри хотели видеть преподобного у себя, чтобы он своим примером показывал инокам «образ трудолюбивого и богоугодного жития». И как ни тяготел Иов к тихой и уединенной жизни, ему пришлось, по многим просьбам, перейти в Крестовоздвиженский монастырь города Дубны, где его почти сразу избрали игуменом.

В то время православное общество волновал наплыв иноверцев, еретиков и сектантов. Преподобный Иов приложил много усилий к обличению иезуитской проповеди католичества, резко восставая против учения о совершении таинства Евхаристии на опресноках и защищая употребление квасного хлеба. Еще больше усилий направлял он, обличая протестанствующие секты, стараясь предохранить от них православное общество.

Теперь уже в Дубенскую обитель стекались из разных мест православные князья, господа и простой народ. Но суетная слава мира сего смущала подвижника. Ему хотелось уединенной пустынной жизни, причем не в звании настоятеля, а простым иноком.

По смирению своему преподобный Иов стал первым игуменом горы Почаевской

Иов оставляет управление монастырем и удаляется в Почаевскую обитель, которая тогда только начала устраиваться, после перенесения туда из дома благочестивой Анны Гойской  чудотворной Почаевской иконы Богоматери. В обители даже игумена не было, только несколько монахов. Да еще ветхий деревянный храм, построенный древними иноками. И опять братия просит Иова принять игуменство, и он, по смирению своему, соглашается. По сути, он стал первым игуменом горы Почаевской, преобразовав обитель  по примеру русских монастырей, основанных на монашеских принципах святого Василия Великого и Студийского общежительного устава. В этом отношении его часто сравнивают с преподобным Феодосием Печерским.

Покровительством Пресвятой Богородицы и трудами самого Иова был построен каменный храм вместо деревянного. Преподобный старался также устроить в монастыре колодцы, пруды, огороды, сады. Он лично сажал плодовые деревья, прививал и окапывал. Устроенный им сад и сейчас существует. И еще шумят на улицах Почаева посаженные им липы, которым уже больше трехсот лет. Сам же копал он озеро и обносил его плотинами. Это озеро нынче находится за оградою монастыря Почаевской Лавры.

Застав однажды глубокой ночью человека, ворующего монастырскую пшеницу, он помог ему поднять на плечи полный мешок и отпустил с миром. Но перед этим напомнил, как опасно воровство для души человека и о предстоящем всем нам страшном суде Господнем. И такой силой обладали его слова, что человек тот отбросил в сторону мешок с пшеницей, упал на колени и долго плакал и каялся.

Сходство преподобного Иова и преподобного Феодосия еще и в том, что оба они не сторонились и общественной жизни, если видели в том свой пастырский долг. Иов Почаевский занимался духовно-просветительской деятельностью, способствовал изданию писаний святых отцов. Особую услугу оказал всей Православной церкви в 1628 году на Киевском Соборе, заставившем известного отступника от православия, Мелетия Смотрицкого, отречься от своих заблуждений. Вместе с другими присутствовавшими там священниками, Иов подписал соборное определение, в котором заявил, что он «твердо стоит в православной вере, не мыслит об отступлении в унию и под клятвою обещается не отступать и к тому же увещевать весь православный народ».

«Причаститесь у Иова», ? словно святой не умер 360 лет назад, а поныне служит Пещерном храме

Он был авторитетен не только для простого народа, но и для сильных мира сего. Сохранилось письмо преподобного Иова к царю Михаилу Федоровичу, датированное 1626 годом. Цари в то время были людьми верующими, а у самодержца Михаила к тому же мать была инокиней Вознесенского монастыря, а отец государя, Филарет, — патриархом. Сам царь вел церковный, даже — полумонашеский образ жизни. Поэтому такая переписка не вызывает удивления.

…Моя первая встреча с Иовом Почаевским случилась для меня неожиданно, во время поездки в Почаевскую лавру. Конечно, и раньше я слышала об этом святом, и даже что-то читала, но, к нынешнему стыду своему, без особого внимания. В общем, о преподобном Иове в то время почти ничего не знала. В Почаев ехала к знаменитой иконе Божией Матери, а также к ее чудотворному источнику. И почти всю дорогу твердила найденную в молитвослове молитву: «Ты Заступница наша, Богом дарованная: тебя молим, избави от всех бед, от всякой напасти, болезни и скорбей...» Еще думала: как много людей приезжает сюда, к Заступнице рода христианского, за помощью. Проблемы у всех разные, но удивительным образом вмещаются они в эти слова молитвы…

Приехав в Лавру, мы с дочерью вечером того же дня исповедались в большом Свято-Успенском соборе, где, несмотря на внушительные его размеры, было тесно от паломников. А причаститься старец, принимавший исповедь, посоветовал «у преподобного Иова». Он так и сказал, словно преподобный не умер 360 лет назад, а поныне служит и причащает в Пещерном храме, сооруженном над выкопанной им собственноручно пещерой.

Ночевали в монастырской гостинице. Поднялись, когда еще было темно, чтобы успеть на раннюю  литургию. На улице только начало светать, и в длинных полуподвальных коридорах, которыми мы шли к храму, тоже было сумеречно. Мы проходили мимо людей,  дремавших прямо на полу или прислонившихся к стенам. То ли места в монастырской гостинице им не хватило, то ли, скорее всего, хотели быть ближе к святыне. Просыпаясь, они вставали и присоединялись к пестрому ручейку спешивших на службу людей. Позже я узнала, что  эти коридоры-переходы к Пещерному храму преподобного Иова и церкви Антония и Феодосия Печерских в годы гонений на церковь были все равно что домом для многих приезжих богомольцев и странников. Здесь они не только ночевали, но и жили безвыездно, без всяких удобств, тепла, домашнего очага, постом и молитвой служа Господу. Не по их ли молитвам и выстоял тогда монастырь, который неоднократно пытались закрыть?

Одно из самых загадочных мест Лавры ? пещерка, выкопанная святым, которая «не выпустит, если неисповеданные грехи есть»

 — А еще там пещерка есть, — рассказывала кому-то шедшая почти рядом с нами женщина. — Маленькая, узкая, но глубокая, почти в человеческий рост. Когда его ноги уже плохо держали, он себе эту пещерку выкопал и в ней молился, стоя или на коленях. Монахи разрешают туда спуститься. Только, если у тебя грехи неисповеданные есть, пещерка тебя не выпустит, пока при всех не покаешься.

Я невольно прислушалась — о ком это она? Оказывается, речь как раз и шла о преподобном Иове, игумене Почаевском. Выкопанная им пещерка – одно из самых загадочных мест в Почаевской Лавре. Скользкие стены, ощущение полной замкнутости и тесноты. Только очень худой человек сможет сюда протиснуться. Здесь до сих пор на камне видны ямки, протертые коленями преподобного. Здесь он проводил в глубокой сердечной молитве ночи, а иногда и целые недели. Обливаясь слезами, молился обо всем мире, забывал о том, чтобы хоть что-нибудь съесть. Современники Иова видели иногда изливавшийся из этой пещерки таинственный свет. Но никогда не слышали, чтобы Иов кому-то об этом рассказывал. Преподобный был молчалив, в разговоры вступать не стремился, а вот одну молитву твердил постоянно:  «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!». Постоянными трудами и подвигами распинал свою плоть. От этого тело преподобного Иова было измождено, на ногах кровоточили глубокие незаживающие язвы. Так что он мог вместе с апостолом сказать: «Язвы Господа Иисуса на теле моем ношу». Эти язвы отчетливо были видны на его мощах, обретенных нетленными.

… теперь в ней почивают нетленные мощи, обретенные 10 сентября 1659 года

После смерти Иова его и погребли неподалеку от этой пещерки. Из его могилы излучался необыкновенный свет, и многие люди, обращаясь за помощью к преподобному, получали ее, а также исцелялись от недугов. Семь лет тело его оставалось погребенным в земле. Через семь лет после своей кончины Иов явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию и сказал, что пришло время открыть его святые мощи. И еще раз повторился тот сон, и еще… Всего трижды. В 1659 году, 10 сентября по новому стилю, гроб преподобного был открыт. Святые мощи его обретены нетленными. Сейчас они почивают в серебряной раке в Пещерном храме и ежедневно открываются людям для поклонения.

Пятьдесят лет жизни отдал устроению Почаевской Лавры преподобный. Она стала его жизнью, светом души, надеждой. Чаять ? в переводе с церковнославянского языка значит «надеяться». Почаевская Лавра – это и наша надежда на спасение, на милосердие Господа и Его Пресвятой Матери. Кто бывал в Почаеве, знает о благодатном присутствии Божией Матери, которое просто невозможно не почувствовать молящейся душе. Это как непрерывно совершающееся таинство. Из исторических источников, в старинных книгах записанных, известно: начало иноческой жизни на горе, где теперь стоит Лавра, относится ко времени нашествия на Русь татарского хана Батыя, а именно — к 1240 году. Два православных инока, бежавших из Киева во время татарского погрома, поселились в пещере на склоне горы. Как-то раз один из них, выйдя из пещеры, возвел в молитве глаза вверх и замер: на вершине в огненном столпе, окруженная сиянием, стояла Пресвятая Богородица!

Наверное, скептики, которые и в те далекие времена существовали, могли бы приписать случившееся разгоряченному воображению юноши. Но неподалеку пас овец местный селянин, человек, по-крестьянски рассудительный и не склонный ни к каким видениям. История сохранила даже его имя: Иван Босой. И он увидел то же, что и монах! Оба упали на колени и не смели пошевелиться. Только через некоторое время, когда Пресвятая Богоматерь исчезла,  приблизились к тому месту, где Она прежде стояла. И обнаружили, что плотный известковый туф расплавился, покорно, как теплый воск, повторив отпечаток правой стопы Богородицы. Из оттиснутого на камне изображения стопы стекала прозрачная вода. Эта вода и поныне не иссякает, наполняет святой отпечаток. Зафиксировано много случаев исцеления от разных болезней у тех, кто ее с верой и молитвой принимает. Только теперь над чудотворным источником возведен большой храм. В полу над камнем со следом оставлено небольшое отверстие, чтобы паломники могли его видеть. Над ним размещается ковчег, поверх которого лежит вышитое на шелке изображение стопы Богородицы. Здесь можно помолиться, а можно испить целебной воды из серебряного ковшика, которую наливает несущий особое послушание иеромонах.

В небе над храмом явилась сама Богородица с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами. Ее сопровождал преподобный Иов

За прошедшие столетия много было потрясающих свидетельств того, что Пресвятая Богородица сама избрала здесь место для православного монастыря и не оставляет его своим покровительством. Многочисленны случаи заступничества самой Богоматери за монахов. Рукописные книги того времени повествуют об одном из них, происшедшем в 1607 году. Уже больше века, как сбросила с себя Русь татаро-монгольское иго. Но отдельные татарские отряды еще бродили по земле, предавая огню и мечу все, что встречалось на их пути. Такой отряд оказался и в Почаеве. Некий монах проходил по горе, совершая молитвы. Татарин подскочил к нему, видимо, надеясь заполучить для себя невольника. Но увидев, что тот уже стар, со злости отсек ему голову. С отрубленной головой в руках инок, шатаясь, дошел до чудотворной иконы Божией Матери, положил перед Защитницей свою отсеченную голову... И только тогда предал свой дух Богу.

 В 1674 году почаевский монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице, в праздник Успения был чудесным образом перенесен в обитель. В Лавре и по сей день хранятся его ручные оковы.

Спустя четверть века после кончины преподобного Иова на незащищенный Почаевский монастырь напала пятидесятитысячная конница турок и татар под предводительством визиря турецкого султана Кара-Мустафы. Монастырь в то время не имел еще ни сторожевых башен, ни крепостных стен. А за его деревянной оградой скрывалось множество мирных беженцев. Рано утром в монастыре начали служить молебен перед чудотворной иконой Матери Божией Почаевской. Как только раздались первые звуки молитвенных песнопений, в небе над храмом явилась сама Богородица с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами. Ее сопровождал преподобный Иов, и даже слышно было, как он молил Богоматерь не предать монастырь в неволю.

Не только монахи, но и турки тоже увидели фигуры в небе. И… нацелили на них свои стрелы. Стрелы градом летели в небесных защитников, но возвращались назад и поражали стрелявших. Нападающие пришли в ужас перед чудом, их охватила паника. Они бросились бежать, а немногочисленные защитники Почаева погнались за ними и даже взяли в плен несколько турок. Согласно лаврским летописям, пленники после этого остались в обители, приняли православную веру и до конца дней своих находились в монастырском послушании.

Здесь произошло множество исцелений, в том числе и дочери Сталина, Светланы Аллилуевой

Но это было давно, может заметить кто-то. Хочу возразить: и сегодня присутствие Царицы Небесной, ее невидимый благодатный Покров в Почаевской Лавре разлиты повсюду.  На собственном опыте испытала я это ощущение, которое, хоть и не умею передать словами, бережно храню в памяти уже несколько лет. Да разве только я? Как слепорожденный брат Анны Гойской перед чудотворным образом Почаевской Богородицы обрел когда-то способность видеть, так и мы здесь приобретаем зрение духовное. Наши полуслепые, отягченные мирской суетой и греховностью души все же чувствуют, где Солнце.

Но в этот сияющий, поющий, радостный и благодатный мир невозможно войти грязному, злому, завистливому, гневливому. Поэтому и просим каждый раз в молитве: «Боже, очисти мя, грешного!» Поэтому орошаем душу покаянными слезами. Но иногда хочется все же не плакать о грехах, а просто радоваться тому, что ты стоишь в этом храме, в Лавре, где незримо пребывают Матерь Божия и святые угодники, стоишь где-то у входа в Царствие Небесное. И тому, что Оно есть, что на тебя, как и на всех, здесь стоящих, незримо падают лучи божественного света.

Мы долго стояли перед Киево-Почаевской иконой Божией Матери, поражающей своей необыкновенной красотой. Еще в царские времена киевляне написали ее в честь чудесного избавления от моровой язвы. Возле иконы стоят костыли. Их оставил здесь человек, с детства страдавший церебральным параличом. Рассказывают, что когда он приблизился к иконе, услышал таинственный голос: «Оставь свои костыли, они не нужны тебе больше». И почувствовал, что его всего будто обожгло сильным жаром. Он сделал вперед шаг… другой… Тело по-прежнему еще горело, а ноги – шли! Из храма тот человек вышел здоровым. Потрясенный тем, что с ним произошло, он с тех пор ходит по монастырям, рассказывая людям о своем чудесном исцелении.

Мало кто знает, что в Почаевской Лавре была исцелена от тяжелой болезни дочь Иосифа Сталина Светлана. Она потом неоднократно приезжала сюда, выстаивала службы, молилась. После смерти Сталина взяла себе фамилию матери – Аллилуева – и решила уехать за границу. Хотела увезти с собой и исцелившего ее старца, но он отказался. Старца звали Амфилохий, после кончины мощи его оказались нетленными, а самого Амфилохия причислили к лику святых.

Секретарь Почаевского райкома партии: «Если Бог есть, пусть отберет у меня самое дорогое!» — Дочь погибла, сын застрелился, жена сошла с ума

А вот другой, на этот раз горький пример. Он – о том, как промысел Божий может покарать святотатца. Было время прихода к власти генсека, обещавшего людям вскоре показать «последнего попа». Опять начались гонения. Храм Серафима Саровского кощунственно превратили в… морг. Церковь Святого Духа – в зернохранилище, храм Всех Святых – в кинотеатр. Весенним апрельским утром 1959 года в лаврский скит ворвалась группа милиционеров и во главе ее – первый секретарь Почаевского райкома партии. Его фамилия известна, вот только называть ее не хочется. По двум причинам – пусть сгинет даже имя это из людской памяти. И если остались где-то его потомки, чтоб их не жег стыд, они-то чем виноваты?  

А тогда райкомовец собственноручно срывал иконы и разбивал их об землю. Когда монахи пытались его остановить, выкрикнул дерзко: «Если Бог есть, пусть отберет у меня самое дорогое!» Как только человек этот вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей в львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка получила такие тяжелые ожоги, что, по мнению врачей, должна была бы умереть сразу. Но промучилась в больнице до вечера, до того момента, пока ее отец не покинул скит. А если бы он в тот момент спохватился и покаялся? Возможно, осталась бы жива? Но на этом не кончились бедствия: сразу после похорон дочери кощунник пережил еще два страшных удара: застрелился старший сын, сошла с ума и попала в психиатрическую лечебницу жена.

Случившееся быстро стало известно в народе. На человека этого только что пальцами не показывали. Чтобы прекратились разговоры и забылась поразившая всех история, его вскоре перевели в другой район. Что дальше с ним стало, неизвестно. Но происшедшее  люди помнят и по сей день.

«Спасибо тебе, преподобный Иов, светильник земли Почаевской»!

В настенных росписях Пещерной церкви, кажется, можно увидеть все Евангелие. Но особенно потрясает душу фреска, на которой римские воины прибивают Иисуса Христа к кресту. Чтобы увидеть все изображения, переходишь на другую сторону храма, и замираешь в благоговейном ужасе. Даже руки и ноги холодеют: по мере приближения Спаситель приподымается вместе с крестом и провожает тебя страдальческим взглядом. Как это объяснить? Я лично не знаю. Высказывались предположения, что такой эффект возникает оттого, что фреска нарисована на полукруглом потолке. Но на том же потолке есть и другие фрески – они ведь не двигаются! А монахи прямо говорят, что это Христос напоминает всем пришедшим в храм, что он пострадал за каждого из нас.

И все же в Пещерном храме, где покоятся мощи преподобного Иова, душу охватывает и радость. Это тихая радость, похожая на ту, что возникает обычно на второй-третьей неделе длительного поста. После Литургии прикладываемся к мощам. Тяжелые темно-коричневые, будто из пластилина вылепленные, руки сложены на груди. Осторожно прикасаюсь к ним губами. И выпрямившись, обнаруживаю, что улыбаюсь. В груди появилось мягкое легкое тепло. Каждая клеточка блаженствует. Как хорошо!

Но почему? Пытаюсь найти ответ, глядя на икону преподобного — я впервые увидела ее в этом храме. В правой руке — палица, свидетельство игуменского достоинства. В левой — бумажный свиток с молитвой. Худощавое задумчивое лицо, исполненное мира, спокойствия и благородства. Взгляд больших темных глаз направлен прямо на тебя и одновременно в какую-то неведомую и невидимую нами глубину.

Более трех с половиной столетий назад, со времени обретения мощей 10 сентября 1659 года от мощей преподобного Иова текут исцеления. Совершаются они и в наши дни. Можно приводить много примеров, и среди них даже будет мой собственный. Много лет у меня немели пальцы правой руки, их изнутри будто распирал лед, а снаружи к коже больно было притронуться. Врачи ставили разные диагнозы, но, в общем прогнозы были неутешительные. К этому состоянию я привыкла, приняла его как данность. И потому совсем не думала о нем во время поездки в Почаевскую Лавру и когда прикладывалась к сложенным на груди рукам преподобного. Возвращаясь домой, в поезде по привычке массировала пальцы рук и вдруг осознала: да они же не немеют! Куда девалась болезнь, не поддававшаяся медицине? С тех пор прошло несколько лет, и все это время я с благодарностью вспоминаю встречу с преподобным. Я ведь не просила его об исцелении, даже не думала об этом. А он все знал обо мне и пожалел, и исцелил. Спасибо тебе, преподобный Иов, светильник земли Почаевской. Моли Бога о нас, земной ангел и небесный человек.

http://orthodoxy.org.ua/content/angely-zhivut-na-zemle-31889

Posted: 8/08/2012 - 13 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Преподобный Моисей Угрин, Печерский

8.08.2012

Память 26 июля / 8 августа




Преподобный Моисей Угрин, Печерский, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского († 1053; память 28 января) и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису († 1015; память 24 июля). После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.

Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.

Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.


 

Тропарь, глас 3


Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молим ти ся прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.


 

Молитва


Преподобне отче Моисее! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Posted: 31/07/2012 - 16 comment(s) [ Comment ] - 4 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

alt

Тайна спасения. Беседы о духовной жизни

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Сидящая Анастасия

 

  В моей жизни мне приходилось встречать людей, которые жили в атмосфере какого-то постоянного чуда, как будто физические законы, немощи человеческого тела, страсти, колеблющие душу, не существовали, как будто, если выразиться образно, для них не было самого притяжения земли. Таким человеком была Анастасия, которую в народе называли "сидящей Анастасией". Она говорила с людьми притчами и загадками, но сказанное ею сбывалось всегда. Ее подвиг превышал человеческие силы, как подвиг древних столпников. Если бы я не видел своими глазами, а только бы слышал об Анастасии, то в сердце своем сомневался бы, как, может быть, усомнятся и те, кто прочитают эти строки. Но есть еще в живых свидетели, люди, видевшие это явленное чудо на земле. Я не знаю, как она молилась, я даже не знаю точно, причащалась ли она, я только говорю о том, что видел сам и слышал от людей, достойных доверия, как, например, игумения Мария (Соловьева), жившая в селе Ахкерпи с несколькими монахинями после закрытия их монастыря. Это слова игумении Марии: "То, что скажет Анастасия, должно сбыться".

  Несколько десятков лет во дворе своего дома, под навесом, сидела, не вставая, эта подвижница. Зимой она укрывалась лишь длинной шалью. Спала она очень мало, обычно под утро, склонив голову к коленям. Ее почти всегда окружал народ. Некоторых она принимала с особой лаской и кормила из своих рук, а других встречала бранью и даже бросала в них камни. Она постоянно беседовала с теми, кто находился в мире, невидимом для наших глаз. Про нее рассказывали, что в молодости она была необыкновенной красавицей. У нее рано умерла мать и воспитывала ее мачеха, которая ненавидела падчерицу, завидуя ее красоте. Однажды Анастасию увидел гвардейский офицер и сразу же решил, что она должна стать его невестой. Очевидно, Анастасия ответила ему взаимностью и согласием, но точно не знаю. Он стал свататься к ней, но мачеха под всеми предлогами откладывала женитьбу и, наконец, заперев Анастасию в доме, сказала ему, что его невеста сошла с ума, что ее связали и увезли в больницу, что она признана неизлечимой и о свадьбе уж нечего и думать.

  Эта весть так поразила офицера, что он выхватил револьвер и застрелился тут же, у порога дома. Вышла Анастасия и увидела жениха своего мертвым. Тогда она и начала юродствовать. Залезла в хлев, где жили свиньи, и не выходила из него, питаясь помоями, которые приносили животным. Прошло время, и Анастасия приняла на себя необычайный подвиг: она села во дворе на низкую скамью и не вставала с этого места. Когда нужно было немного привстать, она упиралась руками в два камня, лежавшие около нее, но никогда не вставала на ноги. Прошли десятки лет, ноги под коленями как бы срослись, и она уже не могла ими двигать. В некотором роде такой подвиг труднее, чем столпничество, по крайней мере, столпник мог двигаться по площадке столпа, спать, опираясь на перила, сходить во внутреннюю комнату. Кроме того, обычно столпники полагали множество поклонов. Анастасия, сидя почти неподвижно, по всем законам природы должна была умереть в первую же зиму от переохлаждения, но ветер и снег, казалось, не действовали на нее, как на каменную статую.

  Однажды игумения Мария рассказывала, что она как-то пришла к Анастасии со своей родственницей. Анастасия молча сняла крест с родственницы, надела его на мать игумению и так повторила три раза. Вскоре эта родственница принесла игумении Марии огромное горе. Я не хочу рассказывать об этом подробно: быть может, эта женщина еще жива и давно раскаялась в своем поступке.

  Один мой знакомый - Лева Саакян, который теперь переехал в Ереван и преподает философию в институте иностранных языков, говорил мне, что, услышав об Анастасии, решил посетить ее и просил у матери 10 рублей, чтобы сделать ей подарок. Семья его в то время нуждалась, и мать запротестовала, но сын настаивал, и мать со слезами положила деньги на стол. Когда он увиделся со мной, то рассказывал, что мало что понял из слов Анастасии, но сам тон ее голоса был такой проникновенный и задушевный, что как бы согрел его. Прощаясь, он хотел положить около нее деньги, но она сказала: "Неси назад, а то у меня из-за этих денег будет скандал".

  Я несколько раз был у Анастасии и как же жалею теперь, что не бывал у нее чаще! Однажды тяжело заболела моя мать. Я пришел к Анастасии, рассказал о своем горе и просил, чтобы она помолилась о моей матери. Анастасия дала мне яблоко и сказала: "Пусть она съест его". Я вернулся домой с этим яблоком. Как легко было у меня на душе! Я ожидал чуда, и оно совершилось! Мать, съев яблоко, выздоровела в тот же день.

  Однажды я спросил у Анастасии, как мне спастись. Она ответила: "На Афон". Тогда дорога на Афон была совершенно закрыта, и я снова спросил: "А если я не попаду на Афон, то спасусь или нет?" Она ответила: "Не знаю".

  И вот наступило время, когда слова Анастасии, сказанные как бы в притче, исполнились. Архимандрит Зиновий (впоследствии митрополит) сказал, что Патриарх хочет рукоположить меня в священный сан и послать на приход в Лагодехи. "Какой ты выбираешь путь: белого или черного духовенства?", - спросил он. Когда я пришел к Анастасии, она встретила меня словами: "Через три дня ты искупаешься в большой ванне". После монашеского пострига я снова пришел к Анастасии. Было утро. Она сидела закутанная в шаль, как в саван, закрытая с головы до ног. Я окликнул ее по имени, она не ответила. Я сказал, что принял монашеский постриг, спросил, как мне теперь жить, - в ответ молчание. Я долго стоял около нее, но она даже не пошевелилась, как бабочка в непроницаемом коконе, в своей черной шерстяной шали. И я подумал: вот тебе ответ - будь таким же для мира. Но если это было благословение старицы, то я его не исполнил и до сих пор ежедневно меняю лучшее на худшее.

  Почти все люди, посещавшие Анастасию, рассказывали, как сбывались ее вещие слова. Говорили, что ее несколько раз посещал Патриарх Мелхиседек, но не знаю, так ли это. Патриарх сам был необычайной личностью. Митрополит Зиновий говорил о нем: "Его не понял мир".

  Рассказывали, что особенно много народа приходило к Анастасии во время войны, чтобы узнать о судьбе своих близких. Если она давала землю, то это означало, что человек был убит. Бывали случаи, когда в пост она давала посетителю мясо. Это смущало некоторых людей, но тем самым она приточно показывала, как мы держим свой внутренний пост, в каком состоянии наше сердце.

  Перешагнув порог дома, где сидела Анастасия, человек, казалось, из одного, привычного для него мира, попадал в другой, неведомый. Говорят, что когда у нее заболела сестра, Анастасия велела вынести себя из-под навеса под открытое небо и в течение четырех месяцев молилась, говоря: "Надо приготовить ей путь".

  Я уехал в Сухумскую епархию, а когда вернулся в Тбилиси, то мне сказали, что Анастасия умерла и похоронена на верхней стороне Кукийского кладбища. Я долго не мог узнать, где ее могила. Наконец одна прихожанка церкви святого благоверного князя Михаила Тверского, Вера, вызвалась показать мне это место. Вместе с иконописцем Виктором Криворотовым мы пришли на кладбище. Вера указывала нам путь среди могилок; одни из них были отмечены камнем или маленькой оградкой, а над другими стояли надгробия, как мраморные дома. Я просил Виктора зарисовать дорогу, но он сказал, что у него хорошая зрительная память и он и так запомнит ее. Мы пришли к могиле, на которой был водружен крест, и я почувствовал себя так же, как много лет тому назад во дворе Анастасии. У меня было такое чувство, словно я забыл обо всем окружающем меня, словно прошлое стало настоящим, а настоящее прошлым. Я ни о чем не думал и ни о чем не просил, я только чувствовал ее присутствие, и слезы лились из моих глаз. Виктор и Вера, чтобы не мешать мне, потихоньку отошли от могилы и стали в стороне, не говоря ни слова. Я благодарен им за эти минуты молчания. Я шел назад с каким-то смешанным чувством радости и скорби: радости - от этой встречи, а скорби - от расставания.

  Через несколько месяцев я попросил Виктора пойти со мной на могилу Анастасии, но он сказал, что, к сожалению, забыл дорогу. Веры я больше не видел. Несколько престарелых прихожан, которые знали Анастасию при жизни, ответили мне, что уже не помнят ее могилы. Все меньше остается в живых моих сверстников, как ягод на оставшейся кисти винограда, которую выклевывают осенние птицы. Укажет ли мне кто-нибудь домик, где жила Анастасия, если он уцелел, или ее могилу?

  Проходит год за годом, как проплывают картины лесов и полей за окном вагона. Смерть приближается к человеку, как волки к путнику, которые сначала обегают его широкими кругами, затем эти круги все больше сужаются, как бы сжимаются, затем они подходят к жертве и - послед-ний смертельный прыжок... Я не знаю, найду ли могилу Анастасии, но знаю, что рано или поздно найду свою могилу и тогда увижу ее в день Воскресения мертвых.

  Я повторяю, что пишу только факты, без всякой моей личной интерпретации. Мне ничего не известно о ее внутренней жизни и о ее церковности, поэтому я ничего не утверждаю, а только свидетельствую.

  Я вспоминаю, что у Анастасии была редкая икона, написанная на металле, включавшая в себя несколько изображений Божией Матери. Она говорила: "Икону надо выкупить", - возможно, она хотела напомнить нам, что икона в доме требует молитв, что без этого духовного "выкупа" икона будет лишь обличением нашего нерадения и что жизнь должна быть подвигом.

  Вспоминаю я и еще одну подробность из впечатлений Левы Саакяна об Анастасии. Он спросил ее: "Как найти истину?". Для философа это был профессиональный вопрос. Она ответила очень просто: "Живите по истине и найдете истину". Мне кажется, что это был лучший из ответов, которые можно услышать. Но он стал расспрашивать дальше. Тогда она заговорила своим приточным языком о книге жизни, которую надо выписать в библиотеке, и он ничего не понял. Однако все же решил послушаться ее, пошел в ближайшую библиотеку, чтобы спросить книгу жизни, но увидел там двух девиц с маловыразительными, как говорил он, лицами, постоял и пошел назад, так ничего и не спросив.

  К сожалению, и в этом случае слова Анастасии, как мне кажется, оправдались. Истину он стал искать в библиотеках и увлекся штайнеризмом...

  Я хотел бы еще сказать о глазах Анастасии. Они не светились тем мягким светом, который я видел в глазах схимонаха Гавриила. Они были похожи на лучи или огни двух прожекторов, которые освещали ночное небо. Ее взгляд как бы пронизывал человека насквозь, и человек невольно чувствовал при этом какое-то изумление, похожее на испуг, понимая, что этот взгляд видел все в его душе: его жизнь, его прошлое и будущее.

  К концу своей жизни Анастасия еще более усилила свой сверхчеловеческий подвиг. Женщины, омывавшие ее тело, рассказывали, что она клала на свою скамеечку пустую банку от консервов и садилась на нее; острые края врезались в тело почти до костей, но оно не гнило.

  Проходит время жизни. Прошла молодость, как весна, промелькнула в грозе и буря страстей, но были в это время ясные дни, когда душа ощущала духовную красоту монашеской жизни и как бы обоняла благоухание таинственных цветов. Юность полна ошибок и грехов, взлетов и падений, но душа еще не обросла жесткой и твердой корой, и после грехов наступает искреннее покаяние, как будто кровавые слезы сердца омывают грязь греха.

  Зрелый возраст похож на лето. Это время для работ земледельца. Человек становится более трезвым и осмотрительным, но одни страсти сменяются другими, горячность юности - расчетом, заботами не столько о вечности, сколько о завтрашнем дне, как будто небо становится дальше, а земля все больше проступает из мглы. Грехов становится, кажется, меньше, но и сердце уже не горит покаянием.

  Затем старость - это осень жизни. Это скудная осень, цветы весны увяли, не дав плодов, и нерадивый земледелец чувствует приближающийся голод - скоро наступит зима.

  Меня окружают люди, которые думают, что я лучше, чем я есть на самом деле. Они добры ко мне, я благодарен им, но мне больше хочется беседовать с мертвыми, чем с живыми, с теми, кто опередил меня на пути из времени в вечность.

 

 

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/rafail_taina_36g-all.shtml

alt

Posted: 30/07/2012 - 7 comment(s) [ Comment ] - 1 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

 

Блаженная Матрона Анемнясевская

Преподобный Варсонофий Оптинский
Матрона Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной крестьянской семье.

В семилетнем возрасте Матрона перенесла оспу, после этой болезни девочка ослепла.
Родители часто избивали слепую дочь, после жестоких побоев девочка потеряла способность двигаться.

Мученица в родительском доме прожила до 17 лет, все это время терпеливо перенося скорби и обиды, находя в молитве утешение и отраду.

Жители деревни Анемнясево относились к ней с большим уважением.

Однажды к Матроне обратился за помощью один крестьянин: "Матрёша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился - доктора не помогают".
Матрона исполнила его просьбу - боли в спине, действительно, прекратились.

После этого чудесного исцеления, когда весть об избраннице Божией облетела всю округу, к блаженной Матроне приходили за молитвенной помощью не только односельчане, но и жители других деревень.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матроне от брата и сестры.
Когда племянник блаженной Матроны, Матвей, предложил жить в его доме, блаженная с радостью согласилась.
В доме племянника блаженная Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, а летом, когда в избе становилось душно, её обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком.
Очевидцы рассказывали, что блаженная старица знала наизусть много молитв, акафистов, церковные песнопения.
Голос у старицы был удивительно чистым и звонким.

На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрона ответила, что "придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью".

Каждый месяц блаженная Матрона приглашала к себе приходского священника, день принятия Святых Христовых Таин бывал для нее самым радостным днем.

Для старицы были открыты все духовные немощи приходящих к ней людей, она наставляла, обличала, раскрывая грехи и пороки, но вместе с тем и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни.
По молитвам блаженной Матроны страждущие получали исцеления от тяжелых недугов.

Одного врача, работавшего в лагере, предупредили о надвигающихся неприятностях и посоветовали "покликать на помощь Матронушку".
Он удивился, но исполнил предложенное.
Через несколько лет, приехав в Касимов и подойдя к дому, где она жила, он услышал из-за двери: "Входи, Серёженька! Давно тебя жду!"
"Потом мы заговорили с Матронушкой о цели жизни, о вере, о Боге.
Слушая, я поражался мудрости её суждений, знанию святых отцов, её глубокому проникновению и понял, что передо мной лежит не просто больная женщина, а большой перед Господом человек.

О себе Матронушка сказала, что её скоро увезут в Москву, и попросила:
- Когда настанет время, что ты будешь стоять перед Престолом Божиим, поминай меня".

И действительно, летом 1935 года в Белькове было заведено дело "попов Правдолюбовых...", начались аресты.
По списку должны была быть арестована и блаженная Матрона.
Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.
Наконец, было собрано колхозное собрание, на котором постановили "изъять" Матрону Григорьевну Белякову как "вредного элемента".

Была послана машина за блаженной Матроной, подъехали к её дому днем.
Председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матренушку с её дощатой постели.
Матрона закричала тоненьким голоском.
Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал: "Ой, какая легкая".
Матрона сказала: "И твои детки такими легкими будут".
Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.
Машина дважды ломалась по дороге в Касимов, около Аникова и около Лощинина.
Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали.
Из Касимова её быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Председатель, "изымавший" блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал.
Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары.
Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни.
В народе говорили: "Это тебе не Матрешеньку поднимать!"
Но он позвал священника и искренно и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.

В Москве блаженная Матрона прожила почти год.
Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму.
Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех без исключения заключенных, которые начали петь акафисты и молиться.
Её должны были куда-то деть.
Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить её как больную и умирающую.
Он поместил её в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хронических больных.

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 года.

Блаженная Матрона Анемнясевская и Матронушка Московская, схимонахиня Рафаила из Житомира…

Крохотные, скованные в движении, пережившие нечеловеческие горести от самых близких и живших рядом.
Один киевский иерей, рассказывая о встречах с уже тяжело больной тогда матушкой Рафаилой, говорил, что это было море любви, в котором растворялись все наши грехи и недостатки…

Posted: 2/07/2012 - 3 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

 

Князь Владимир Палей

Стихи Князя Палея

 

Мы докатились до предела
Голгофы тень побеждена:
Безумье миром овладело —
0, как смеется сатана!

Князь Владимир Палей (1896—1918)

Эти четыре строки — начало стихотворения, написанного в 1917 году Князем Владимиром Палеем.

За свою недолгую жизнь он успел издать два небольших сборника стихов: один — в 1916, второй — в 1918 году. Он подготовил к изданию и третий, но революционные события не позволили осуществить задуманное…

Родился Владимир Палей 28 декабря 1896 года: его родители — Великий Князь Павел Александрович (дядя Императора Николая II) и Ольга Валерьяновна Пистолькорс. Это был второй, морганатический брак Вел. Кн. Павла Александровича, заключенный вопреки воле императора, они были вынуждены выехать во Францию, где и родился сын Владимир, в 1903 г. — дочь Ирина, в 1905 — Наталья.

Князь Владимир Палей с семьей

Это была удивительно счастливая семья. Любовь и радость сияли вокруг Владимира. Недаром в своих стихах он передает те чувства, которые царили в семье Великого князя. Любимый и любящий сын, находящийся со своими родителями в удивительной духовной близости; заботой и трогательной нежностью проникнуты все его письма в род ительский дом. Вот отрывок из письма от 12.09.1912 г.: «Вот таким образом мамочка, дорогая, и живу себе спокойно, окруженный общей лаской и вашим благо? словением. Но, Боже мой! Как меня по временам, особенно к вечеру, тянет к вам. Как мне хочется обнять тебя, мамочка, а папино чтение послушать; Как мне девочек по временам не хватает. Дай Бог, отпустят на денек раньше 17-го, и мне удастся целых две недели с вами побыть». В 1914 году семье было позволено вернуться в Россию, а в 1915 году Ольге Валерьяновне и её детям от брака с Великим Князем Павлом Александровичем было пожаловано княжеское достоинство и фамилия Палей. Владимир Палей поступает учиться в военное элитное учебное заведение в Пажеский Его Величества корпус. В«Записках кирасира» Владимир Трубецкой писал :«…Это кастовое военно-учебное заведение накладывало на своих питомцев совсем особую печать утонченного благоприятия и хорошего тона. В Пажеском корпусе специальным наукам отводилось должное место, и надо сознаться, что именно из пажей выходили, пожалуй, наиболее культурные офицеры русской армии.» В 1915 году Владимир был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Талант поэта перевешивает в нем, но военную службу оставить Владимир не помышляет, тем более, во время войны, он уходит на фронт.

Спите, солдатики, спите, соколики.
Вам здесь простор и покой
Благословил вас Господь наш Всевидящий.
Миротворящей рукой
Русь защищая, ребята бывалые.
Долго дрались вы с врагом
Спите, родимые, спите, усталые,
Под деревянным крестом.

1915 год Гусарский полк участвовал в оборонительных операциях Северо-Западного фронта и только после тяжелых потерь отошел в резерв. За участие в боевых операциях Владимир получил чин подпоручика и Анненское оружие за храбрость.

Князь Владимир Палей пишет много, пробует себя в раз? личных жанрах. Он особенно сблизился со своим двоюрод? ным дядей — Великим Князем Константином Константиновичем (поэтом К. Р.), влияние которого ощущается в поэзии племянника. В начале 1915 года он перевел на французский язык пьесу Великого Князя «Царь Иудейский» и прочитал ее автору, после чего тот обнял юношу со словами: «Володя, я чувствую, что больше писать не буду… Тебе я передаю свою лиру…» Не случись революционных потрясений, как знать, возможно, Россия обрела бы еще одного талантливого поэта. В 1916 году вышедший первый сборник В. Палея получил много от? зывов. Автор одного — Федор Батюшков писал: «Трудно пре? дугадать дальнейшее развитие таланта, которому пока еще чужды многие устремления духа и глубины души, но задатки есть, как свежие почки на молодой неокрепшей еще ветке. Они могут развернуться и окутать зеленью окрепший ствол». В. Палей был знаком с О. Мандельштамом и посещал Николая Гумилева.

Владимир Палей в детстве

Князь Владимир Палей принадлежал к поколению «золотой молодежи» начала 20 века блестящий, обаятельный, образованный молодой человек с безукоризненными манерами. Судьба дала ему все: ум, красоту, талант, богатство и всеобщую любовь, но самый щедрый дар — трепетная душа поэта. В его душе постоянно присутствует Бог.

Господь во всем. Господь везде:
Не только в ласковой звезде,
Не только в сладостных цветах,
Не только в радостных мечтах,
Но и во мраке нищеты,
В слепом испуге суеты,
Во всем, что больно и темно,
Что на страданье нам дано…

С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года кро? вавый маховик был раскручен, и не только его отцу Великому Князю Павлу Александровичу не суждено было вернуться домой.

В 1917 году Владимир ведет дневник- бесценное свидетельство тех страшных дней, которое поражает зоркостью наблюдений и точностью предвидения. «Неужели наши потомки увидят в событиях 1917 года одну лишь удручающую картину? Одну лишь кучку людей, вырывающих друг у друга право на катание на моторах, и то время как страна голодает. а армия целуется с врагом. Неужели те, кто бескорыстно создал революцию, кто следовательно таил в душе блажен ные и светлые идеалы, надеясь на возможность осуществле — ния этих идеалов, неужели эти русские люди не чувствуют, сколько страшен и ужасен переживаемый Россией кризис? Творимое вырвалось из рук творителей… Всей России грозит позор и проклятие. Пора, пора опомниться, если мы не хотим дать миру плевать нам в лицо».

Глава Петроградского ЧК М. С. Урицкий, проводя перепись членов дома Романовых, вызвал и князя Владимира Палея. Он предложил Владимиру подписать от речение от отца: так как Князь Палей носил титул и фамилию матери, он мог избежать черного списка. Владимир был возмущен и счел бесчестным такой поступок, хотя и понимал чем это грозит ему. Весной 1918 года Князь Владимир Палей. Великий князь Сергей Михайлович и три сына Великого Князя Константина Романова были высланы сначала в Вятку, потом к Екатеринбург и. наконец, в Алапаевск последнее место заточения. Из Екатеринбурга он писал: «Я весь дрожал, а когда после Крестного хода раздалось все более и более громкое „Христос воскресе!“ и я не? вольно вспоминал заутрени в Париже и в Царском, стало так тяжело, как-будто ангел, отваливший камень от Гроба Господня, свалил его на меня». А в Вятке из-под его пера появились трагические строки:

Немая ночь жутка. Мгновения ползут.
Не спится узнику… Душа полна страданья;
Далеких, милых прожитых минут
Нахлынули в нее воспоминанья.
Мысль узника в мольбе уносит высоко —
То, что растет кругом — так мрачно и так низко.
Родные, близкие так страшно далеко,
А недруги так жутко близко.

Известно, что в ссылке Князь — поэт много и плодотворно работал. По специальному разрешению комиссара юстиции Алапаевска, ему было разрешено посетить местную город? скую библиотеку, он вел дневниковые записи, но на сегодняшний день произведения Алапаевского периода не известны.

Князь Владимир Палей разделил судьбу других Романовых — алапаевских мучеников и погиб сброшенный в шахту 18 июля 1918 года. Тело Князя Палея было вывезено в Китай в апреле 1920 года упокоено в склепе при храме Святого Серафима Саровского в Пекине. Русская православная церковь за рубежом канонизировала Князя Палея 1 ноября 1981 года в сонме Новомучеников Российских.

Стихи Князя Палея





















Posted: 30/01/2012 - 4 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: ЖИТИЯ СВЯТЫХ

alt

О борьбе со страстями и спасении.

Преподобный Антоний Великий

Грех, соделанный тобою не скрой от духовного отца своего.
Где бы ты ни был - имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания.

Однажды подвергшись душевному смущению, авва Антоний говорил: "Господи, что мне делать со страстями своими, как мне спастись?" Всав с места он сел на другое, и вот - видит человека занятого трудом рук своих. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Это был Ангел Божий. И услышал Антоний глас, исшедший от Ангела: "Антоний, поступай так, и спасешься". Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, он начал поступать также, и спасся.

Один охотник, увидев, что Антоний утешает и веселит братию, соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что необходимо дать братии послабление, сказал ему: "вложи стрелу в лук свой и натяни его". Охотник сделал это. Старец сказал : "еще натяни". Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: "натяни еще более". Охотник отвечал: "если сверхмеры натянуть лук, то он переломиться". На это авва Антоний сказал:"так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление".

Однажды блаженному Антонию был глас: "Антоний! Ты еще не пришел в меру совершенства кожевника, живущего в Александрии". Услышав это, старец встал рано утром, и, взяв посох, спешно пошел в Александрию. Указанный муж крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: "поведай мне дела свои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню". Кожевник отвечал: "не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде, нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце свое, прежде нежели лягу спать". Услышав это, блаженный Антоний отвечал: "по истине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал Царствие Божие".

Archive
Categories

« Last Page  |  viewing results 1-10 of 16  |  Next Page »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму