Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: Старцы

alt

Если вы упражняетесь в молитве, козни искусителя не станут беспокоить вас. Молитва ослабляет его силу, и он ничего не может нам сделать.

Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.

Истинное богатство для меня – увидеть вас в Царствии Небесном.

Если человеку не хватает внутренней теплоты, он будет ледяным и холодным даже летом.

Когда в твоем сердце нет Христа, в нем будет вместо Него деньги, имущество или люди.

Без Христа для человека все кажется темным и трудным.

Не пренебрегай вечерней молитвой. Молись с рвением, как те, кто собирается на пир. Они просыпаются и чувствуют только радость.

Покаяние должно происходить не от страха перед наказанием, а от чувства того, что мы согрешили перед Богом.

Наша религия убивает страсти, а не тело.

Регулярно принимайте причастие, искренне молитесь, будьте терпеливы, и вы увидите сильную руку Господа, держащую вас.

Старец Амфилохий (Макрис)

Category: Старцы

Спасение не тяжело, но оно — дело тонкое

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей.


alt

***

Мир изменился. Сегодня уже нет любви, потому что нет искренности.

***

Таких хороших наставников, как раньше, уже нет, но любой духовник наставит тебя на лучшее. Нужно смириться, потому что когда мы смиримся, благодать Святого Духа просветит духовника, чтобы он наставил тебя.

***

Во всем нужна рассудительность. Святые отцы хвалят рассудительность. Иными словами, рассудительность есть тайна тайн.

***

Спасение не тяжело, но оно — дело тонкое.

***

Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства.

***

Будем иметь надежду на Бога, но времена сейчас критические. Времена очень критические. Как говорят святые отцы, святые пророки, мы вступили в восьмой век. И они пишут так, что, когда мы вступим в восьмой век, много бед обрушится на человечество, много перемен произойдет в мире.

***

По писаниям святых отцов, человечество ждут две страшные опасности: ужасно большая война и царство антихриста. Сейчас один только Бог знает, что начнется раньше — эта ожидаемая война или царство антихриста. Нам не остается ничего, как только готовиться. Будем готовиться покаянием к чистой исповеди, ибо никто не может спастись иначе, как покаянием, то есть исповеданием грехов перед духовным отцом.

***

Сегодняшние люди изменились. Теперь, стоит только обронить слово, тебе этого не забудут и будут копать тебе яму, а раньше люди, даже если поругаются между собой, тут же становились лучшими друзьями и зло не копили в душе.

***

Тем, у кого изначально нет любви, тяжелее, а она, любовь, добывается смирением, которое противится возношению ума и злобе.

***

Бог дал человеку великий дар. Он свободен выбирать: если хочет, входит в рай, если не хочет, нет. Бог не загоняет туда насильно. Если взываешь к Богу, Он помогает тебе, если не взываешь, нет. Нужно непрестанно просить, в каждое мгновение, Его помощи, Его милости, чтобы смириться. Бог постоянно зовет нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные грехами», — но насильно не загоняет нас в рай.

***

Спрашивайте мнения духовника [совета] в каждой проблеме, с верой и смирением, и благодать Духа Святого просветит его ответить на любую проблему, как бы тяжела она ни была и как бы прост и несовершен он ни был как человек.

***

Не нужно допытываться и исследовать то, что превыше естества, ибо диавол ввергнет нас тогда в неверие.

***

Если ты не обращаешь внимания на прегрешение, оскорбление, которое нанес тебе другой, тогда благодать Духа Святого просвещает и его стать лучше.

***

Кротость — самое хорошее духовное лекарство для хорошей и здоровой жизни, как душевной, так и телесной.

***

В храме мы должны слушать Божественные слова так, словно готовы их проглотить, словно мы жаждем, — таким сделаем свое внутреннее расположение, и тогда у нас будет терпение и мы получим духовную пользу.

***

Имей духовное мужество и молись Богу со смиренномудрием, с сокрушением, ибо мы ничто пред Богом, что бы ни сделали. Не так, мол, «у меня есть право просить у Тебя это, ну почему со мной происходит то-то и то-то?»

***

Молитва очень важна. Если мы приступаем с рвением, полные решимости, принуждаем свое естество, тогда Благий Бог помогает нам Своей благодатью. Но нужно усилие, многое усилие с нашей стороны.

***

Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас.

Иеромонах Дионисий (Игнат)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова


http://www.pravoslavie.ru/put/55892.htm

Category: Старцы

Старцы.
Рядом с ними всегда чудо и тайна

Эти люди всегда занимали особое положение в нашей церкви. Их никто не назначал на высокие посты и не поручал особой миссии. Но все, от простого прихожанина до патриарха, знали, что эти люди — особенные. Они могут пророчествовать, помогать, исцелять, наставлять. Больше многих других знает о православных старцах один из иерархов Русской церкви митрополит Рязанский и Михайловский Павел (Пономарев). Он рассказывает «Труду» об удивительных встречах.

У него яркая судьба, в которой важное место принадлежит старцам. Внук ссыльного священника, родился в Караганде, где был крещен Севастианом (Фоминым), теперь уже канонизированным. После учебы и монашеского пострига в Троице-Сергиевой лавре близко общался с другим известным старцем, архимандритом Кириллом (Павловым). Служил в Иерусалиме, в США и Вене. А когда возглавлял Псково-Печерский монастырь, рядом были великие старцы, и прежде всего знаменитый Иоанн (Крестьянкин). Помнятся и судьбоносные встречи на острове Залит с подвижником Николаем (Гурьяновым), и общение в Рязанской епархии с мудрым старцем Авелем (Македоновым), и множество других ситуаций, в которых ощутимо присутствовало то таинственное, что в земной жизни считается чудом.

Севастиан (Фомин)

 

 

 

Преподобный Севастиан КарагандинскийПреподобный Севастиан Карагандинский

— Вы помните своего первого в жизни старца?

— Да, и очень хорошо. Крестил-то он меня в младенчестве, а умер в 1966 году, когда мне было уже 14 лет. Он у нас и дома бывал. К отцу Севастиану в Караганду приезжали за помощью множество людей. И вокруг него жили другие подвижники.

— А с вашей семьей что-то чудесное случалось?

— Мама моя осталась жива только благодаря молитвам преподобного Севастиана. После операции врачи посчитали ее безнадежной. Она кровью истекла. И коляску с ней уже отправили в морг. А в это время ее подружка пришла в храм, где служил отец Севастиан. Вдруг он выходит из алтаря и на весь храм кричит: Настя, иди сюда! Вот тебе, говорит, просфорочка, святая вода, беги к Аннушке! Та бегом в больницу, нашла маму уже перед дверями в морг. Санитары не поймут: покойнику дают воду, какую-то еду?! А мама глазами моргает — ее назад и вернули. Врач, которая вела операцию, говорит: «Кто-то за вас очень сильно молился. После такой потери крови человек не может выжить».

Иоанн (Крестьянкин)

 

 

 

Отец Иоанн (Крестьянкин)Отец Иоанн (Крестьянкин)

— О старцах Псково-Печерского монастыря вообще рассказывают чудеса. А вы ведь возглавляли обитель…

— Это удивительнейший монастырь. Там такие старцы были: и отец Иоанн, и отец Александр, и отец Серафим, и отец Нафанаил, которых я застал. А чудеса с ними были просто каждодневными. Можно сказать, в рабочем режиме. Такой, к примеру, случай. Начали мы строить у себя на Святой горке храм. Никакого разрешения нам на это не давали ни Министерство культуры, ни ВООПИиК — была тогда такая организация. И кто-то на нас «настучал». Звонят мне: к вам высокая делегация из Москвы, очень строго настроены. Прибыли. Я им даю экскурсовода, предлагаю пещеры осмотреть, потом Успенский собор… А они: нет, пойдем в библиотеку, а потом на Святую горку. Ну, все ясно! У нас же и в библиотеке тоже ремонт, и тоже без разрешения. А день такой ясный, солнечный. Снег сверкает. Ни облачка, ни ветерка…

Я к отцу Иоанну: беда, говорю, батюшка, молитесь!

Прошло минут 10–15. Выходим на улицу. Что такое? Темно. Огромными хлопьями снег валит. Все занесло. Еще минут 20 прошло. Гости вернулись. Ругаются: ну и погода у вас, только солнце светило, а к горке подошли — разом все заволокло, ничего не разглядеть. Разошлись миром. Вот какова молитва отца Иоанна!

Николай (Гурьянов)

 

 

 

Протоиерей Николай ГурьяновПротоиерей Николай Гурьянов

— А предсказания, пророчества приходилось слышать?

— Была такая история. Где-то в конце ноября 91-го приехала к нам в Печоры матушка Георгия (Щукина). Оказывается, у нее был разговор со Святейшим Патриархом о возможном направлении ее в Иерусалим. И ей нужно было посоветоваться с духовником — отцом Николаем, известным старцем на острове Залит. Но попасть на остров ей не удалось — пароходы уже не ходят, а лед еще не встал. Решила она тогда к отцу Иоанну (Крестьянкину) заехать. А он говорит: «Чем же я, матушка, помогу, может, отца наместника попросим?» Ко мне обращаются. Я говорю: «Что же тут сделаешь — на лодке не поплывешь, на машине не проедешь, хоть вертолет вызывай…» А эконом меня спрашивает: «Так благословите на вертолет?» Я-то и не знал, что это возможно. Позвонили в аэропорт — оказалось, вполне доступно. Через 40 минут вертолет уже был в монастыре. И нам место нашлось.

Прилетели — а там и приземляться-то некуда. Только что выпал снег хороший. Сели куда-то в огород. Видим — сам отец Николай идет. И матушки бегут, что-то шумят. Потом рассказали. Оказывается, после службы и трапезы все по кельям разошлись — и вдруг отец Николай стал всех звать. Ходит, по кельям стучит. Выходите, кличет, матушки, к нам гости едут, матушка игуменья Иерусалимская, отец-наместник с братией монастыря. Они говорят: «Батюшка, ты в своем уме? Кто к нам едет? Пароходы не ходят. Ложись, отдыхай». И вдруг — вертолет, шум. А ведь тогда не то что мобильников, вообще связи с островом не было. И ведь называл уже отец Николай матушку игуменьей Иерусалимской, хотя о ее будущем совсем никто не знал…

Авель (Македонов)

 

 

 

Архимандрит Авель (Македонов)Архимандрит Авель (Македонов)

— И рязанская земля, место вашего нынешнего служения, известна старцами, такими как архимандрит Авель…

— Когда я только приехал в Рязань, на одном из епархиальных советов мы сидели с ним рядом. И я предложил обратиться с просьбой к Святейшему Патриарху Алексию ходатайствовать перед правительством РФ о том, чтобы нам возвратили Рязанский кремль. Это было для всех неожиданно, но решение о таком ходатайстве мы приняли. И тут отец Авель встает — и бух на колени со слезами. А потом рассказал, как еще в те времена, когда все изымалось и закрывалось, старцы пророчествовали, что придет время — и все вернется.

— И что же, вернули?

— Успенский собор вернули. Храмы практически все, за исключением одного — Духовского. Постепенно все возвращается. И это тоже чудо.

— С отцом Авелем связана история, в которой вы участвовали. Ее в своей книге описал архимандрит Тихон (Шевкунов). Когда в вашем присутствии протоиерею Владимиру Вигилянскому позвонил писатель Андрей Битов и рассказал, что во сне к нему приходила умершая мать и просила исповедоваться у старца Авеля в Рязанской области…

— Да, помню эту ситуацию. Тут ведь что важно. Для чего нам даются некоторые необычные повороты в жизни? Чтобы встряхнуть, помочь отойти от суеты. Нам некогда, мы вертимся. А надо чаще выпадать из этой суетной череды. Иногда в буквальном смысле слова. Как у меня в юности было, когда упал я с мотороллера, разбился, а пока лежал на больничной койке, многое переосмыслил и встал на новый путь. Потому что суета не дает сосредоточиться на душе, подумать о смысле жизни. А вот богослужение позволяет.

— Так и для Битова тот сон, видимо, был в помощь?

— Да, конечно. Но надо эти ситуации понимать, использовать. Он ведь так и не доехал до отца Авеля, хотя тот долго его ждал. А через несколько месяцев старец умер…

Кирилл (Павлов)

 

 

 

Архимандрит Кирилл (Павлов)Архимандрит Кирилл (Павлов)

— Владыка, вы со многими старцами общались. Чем же они отличаются от обычных людей?

— Помню, только меня рукоположили в воскресенье в иеромонахи, а на следующую субботу назначили исповедовать духовником в Лавре. Я подхожу к отцу Кириллу (Павлову): «Батюшка, переживаю, как я буду исповедовать?» — «А что такое?» — «Да я даже не знаю, за какой грех кому какую епитимью давать».

Он так посмотрел на меня. Улыбнулся, обнял и говорит:

«Отец Павел, какая епитимья? Любовью покрывайте все. Люди у нас и так настрадались. Они такие несчастные, души у них исковерканные. Какая им епитимья?»

Они такие. Любовь от них идет. С ними хочется все время рядом быть, общаться. Их отличает от обычных людей особое качество: к самим себе — строгость во всем, а к людям во всем — любовь.

Валерий Коновалов

http://www.pravoslavie.ru/smi/52590.htm

Category: Старцы

 

 

   


alt
Старец Сергий ( Шевич, 1903 - 1987 ) - одна из самых ярких фигур русского церковного зарубежья на Западе. Он переписывался с преподобным Силуаном и со знаменитым игуменом Харитоном с Валаама, был духовником Николая Бердяева, Владимира Лосского и знаменитого иконописца Григория Круга. Его учение было очень простым, конкретным, тесно связанным со своими евангельскими и святоотеческими истоками, глубоко укорененным в личном внутреннем опыте "жизни во Христе". Оно может оказаться полезным для всех верующих, стремящихся в рамках повседневности вести более глубокую жизнь.

Молитва – это дыхание. Молитва должна стать для нас абсолютным правилом. Мы должны молиться во что бы то ни стало, ибо это – вопрос жизни и смерти. Мы дышим не по собственной воле; мы не ищем поводов к тому, чтобы дышать; мы не обсуждаем необходимости дышать, мы не задаемся вопросом о целях дыхания. Мы знаем, что если перестанем дышать, то умрем. Без дыхания тело не может жить; без молитвы не может жить дух. Мы должны относиться к молитве как к чему–то абсолютному, что не подлежит обсуждению. Нужно сказать себе: “Это так, и все тут”. Мы должны установить себе молитвенное правило, которого будем придерживаться во что бы то ни стало. Нет молитвы без усилия. Главное: когда молитва не идет, нельзя бросать ее, нужно упорствовать.

Молитва – это как свет, который освещает все и который позволяет нам лучше разглядеть глубины своей души. Молиться нужно прежде всего о покаянии, о сокрушении, о смирении. Сосредоточиться на богослужении и лучше воспринимать службу мы можем благодаря Иисусовой молитве. Молитва должна стать необходимостью. Молитва должна связывать воедино все наше существо. Молитва – единственное средство, при помощи которого мы можем победить искушения.

Молитва – это язык иного мира. И мы рано или поздно должны будем перейти в мир иной. Когда мы собираемся переезжать в другую страну, нужно, чтобы мы умели говорить на ее языке. Молитва учит нас этому языку. Правило жизни: больше молиться и меньше рассуждать.

Говорить, что не имеешь желания молиться, - это безумие, это как если сказать, что не хочешь дышать. Это тяжкий грех.

Что очень важно для духовной жизни, так это постоянство, верность и регулярность в молитве. Духовная жизнь- это длительный труд. Нужно быть готовым всю жизнь бороться с “ветхим человеком”.

Вся сила для борьбы с грехом приходит от Бога, и получаем мы эту силу по молитве.

Молитва об усопших очень важна для них и для нас. В то же время она является исповеданием веры в то, что смерти не существует.

Есть вещь, которой нужно бояться как чумы, - это осуждение ближних. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не осуждать других, так как этот грех всегда обращается против нас. Осуждение ближнего связано с гордостью, а гордость – это наш главный враг. От нее – все наши несчастья.

Все люди нуждаются в нашей доброте. Нужно не осуждать людей, а молиться за них, потому что они несчастны. Все люди больны. Нет ни одного, кто был бы духовно здоров. Каждый грех – это болезнь. Но даже если люди кажутся счастливыми, чувствуют себя хорошо, с точки зрения жизни вечной они больны. Их недуг в том, что они не знают Бога. Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов.

Крещение не избавляет нас механически от первородного греха, оно дает нам силы бороться. Бог предпочитает того, кто грешит и кается, тому, кто думает, что не грешит, и не раскаивается. Если в первые века христианства чудеса происходили чаще, чем теперь, то это потому, что они являлись самым подходящим средством для того, чтобы впечатлить и обратить язычников. В наши дни они уже не принесут такой пользы; сами чудеса стали, скорее, не внешними, а внутренними: самое большое чудо из тех, что бывают и которое совершается на протяжении веков у огромного числа христиан, не проявляясь при этом внешне никаким зримым образом, - это чудо полного преображения внутреннего человека Божественной благодатью.

Нужно изо всех сил стараться не впадать в гнев. Гнев изгоняет благодать. Благодать – как птица: спугнешь ее, и она улетит.

Нельзя переживать пост, как свод правил: это, в первую очередь, повод к тому, чтобы изменить свою жизнь. Все это дано нам, чтобы изменить свою жизнь. Все это дано нам, чтобы мы, по слову Писания, изменились.

Каждый день нужно проживать так, как будто он – единственный в нашей жизни.

Искать нужно смирения, а не святости, так как святость без смирения – лишь тщеславие. Ангелы, которые пали и стали бесами, обладали совершенством, поскольку были ангелами, но не имели смирения. Вот почему, обладая лишь совершенством, они стали бесами. Смирение – это самый краткий путь к спасению, без которого рушится все.

Болезнь может стать полезной для человека, преобразить его. Но она может принести и вред, если станет для человека единственным предметом безпокойства, и он будет думать только о ней.

Основа всего – это евангельское учение. Евангелие – это всеобъемлющая программа нашей духовной жизни.

Покаяние – это ключ к духовной жизни. Оно позволяет нам облечься в ту брачную одежду, без которой нас выставят вон.

Необходимо прежде всего думать о том, что на этой земле мы проездом, как на вокзале. Нам нужно сесть на поезд, но когда он приедет, мы не знаем. Когда мы уйдем из этой жизни, то оставим все. Надо прямо сейчас начинать думать о своей жизни там и о том, как мы предстанем пред Богом. В Писании сказано: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39).

Мы должны непрестанно стремиться к Царствию Небесному. Нашей целью постоянно должна быть вечная жизнь.


Составлено по книге Жан-Клода Ларше «Старец Сергий»

***
Category: Старцы

Прп. СТАРЕЦ Иосиф Оптинский. Поучения.

Прп. СТАРЕЦ Иосиф Оптинский. ПоученияИ болезни, и безсоницу с терпением переноси. Видно, так Господу угодно, и надо потерпеть.
Через разговоры впадаешь в грех осуждения, ведущий к погибели души.
Если от похвалы чувствуешь удовольствие, значит нет смирения .
Поучать можно лишь тогда, когда у слушающего есть к этому расположение.
В словах самооправдания всегда кроется непокорность и гордость.
Не завидуй тем, кто живет спокойно. Терпеть скорби - гораздо лучше, нежели жить спокойно.

Category: Старцы

Три притчи о старце Иерониме Эгинском

Он жил среди нас в простоте и чистоте душевной, был добродушен, как малое дитя, имел зрелость мысли мудреца, рачение и любовь святого. Страждущие обретали в нем истинного отца. Духовно мертвые души воскресали от его горячей любви и веры. Старец Иероним, молчальник Эгинский.

 

 старец Иероним Эгинский

Ленивец — это вор, который крадет труд других.

Человек должен работать, чтобы не оставаться праздным. Безделие приносит много вреда человека. Ленивец — это вор, который крадет труд других. Работающий приносит пользу и душе и телу. Все работы хороши, лишь бы человек хотел трудиться. Железо, когда его оставляешь, ржавеет, а когда используешь — блестит. Так и человек: когда он не исполняет заповедей Божиих, то ржавеет. Тот, кто нерадит о телесном труде, будет ленив и в духовном. Я часто восхищаюсь делам человеческим, например радиоприемнику и др. Включаешь здесь и слышишь голос из Америки, с другого конца мира. Ведь также и в духовном. Мы молимся, т.е. разговариваем с Господом отсюда, а Он нас слышит с Небес. Это удивительное дело. Но не будем превозноситься тем, что делаем. Поглядите на красивое платье. Чья это заслуга, иголки или портнихи? Конечно, портнихи. Так и мы — иглы в руке Божией. Поэтому мы не должны превозноситься.

Заботьтесь о том, чтобы духовно расти. Каждый человек достигает того, чего хочет. Желание и усердие приводят его к духовному усовершенствованию. Если человек захочет. То может стать и святым. Бог не лицеприятен и не освящает лишь избранных, но тех, кто хочет этого и подвизается. И святость исходит от Бога лишь как награда за их желание. Мой старец Мисаил поднимался на гору прежде восхода солнца, возводил ввысь свои руки и опускал их, когда солнце уже садилось. А когда он возвращался домой, его рубашка была мокрой от слез и от пота. Он был семейным человеком и жил в миру. Но обладал сильным желанием и усердием  духовному и поэтому достиг того, что для других недостижимо.

Пусть сам молится.

Старец Иероним часто говорил слова не понятные или шутливые для присутствовавших, но имевшие глубокий смысл для тех, кому были адресованы. И удивительно то, что старец имел особый дар довести смысл слов до ума того, кому они предназначались, в то время, как другие не понимали, что он хочет сказать. Так, относительно курения — он не имел ввиду старцев Святой Горы и речь шла вовсе не о курении, но я тотчас понял, что он хотел сказать.

Уходя, я подошел под благословение и прошептал:
— Молись обо мне, отче.
Он тотчас сказал:
— Не слышу.
Я повторил свои слова в другой раз громче:
— Молись обо мне, святый старче.
— Я не слышу,— и он сказал мне опять резко.

Я чуть не упал на землю. У меня подкашивались ноги. Я сказал сам себе, значит такой ты грешный, что старец не хочет слушать тебя и молиться о тебе.
— Что с тобой, дорогой старец, разве ты не слышишь? — спросила госпожа Патерас.— Человек просит тебя помолиться о нем!
— Послушай, он монах. Пусть сам молится. Двое село за стол: один ел, а другой смотрел. Кто из них насытился? Конечно тот, кто ел. Если я буду молиться, то я-то насытюсь, но он останется голодным. Но я хочу, чтобы и он поел и не голодал.

Обратившись ко мне, старец сказал мне ласково и кротко:
— Прости меня, я не хотел тебя огорчать. Я не хочу, чтобы ты уходил расстроенным. Я буду молиться о тебе, но и ты молись обо мне, так мы оба насытимся. Идите теперь, да пребудут с вами Христос и Богородица.

Богохульник.

Проходя по набережной , старец Иероним услышал страшное ругательство, богохульство. Это был электрик, привыкший с детства ругаться по любому поводу. Старец подозвал его и сказал:

- Прости, брат, я знаю6 что ты с детства произносишь такие богохульства, не задумываясь, а в глубине души ты человек хороший. Прошу тебя об одном одолжении. Вот я встану перед тобой, а ты начни поносить меня громко, долго, пока не устанешь, чтобы ничего не осталось, чтобы не нашлось ничего для следующего раза.

Какой смысл в том, чтобы хулить божественное? Бог нам все дал. Когда тебе кто-то дает стакан воды , ты благодаришь. А Бог дал тебе столько всего: глаза, чтобы видеть мир, уши, чтобы слышать, все чувства. Неужели не следует за это благодарить Его? Или может мы уже оплатили эти его дары? Нет, конечно.  Но неужели мы станем поносить Его за все благодеяния полученные от Него даром?

- Ты прав, отче. Я больше никогда не буду так говорить, — ответил электрик и отошел с поникшей головой.

А старец пошел дальше вдоль набережной…

_

"Старец Иероним молчальник Эгинский" Петр Боцис

Category: Старцы


 

 

 

«Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»

 

 

 

alt

Авва Иулиан (Лазар) – один из старейших румынских монахов, подвизающихся на святой горе Афон. Он самый посещаемый духовник румынского скита Продрому (святого Иоанна Предтечи), куда, пересекая моря и страны, со всех краев во множестве стекаются за советом и помощью его духовные чада, монахи и миряне. Монашеский путь он избрал в 20 лет, поступив в монастырь Сихастрия. Здесь 30 лет проходил школу румынского старчества под окормлением великих старцев Клеопы (Илие), Паисия (Олару) и других. В 1977 году, когда братия из Сихастрии паломничала на Афон, иеромонах Иулиан был оставлен на святой горе. 8 января 2011 года благодатному старцу исполнилось 85 лет; в этом же году исполняется 30 лет его духовничества в скиту Продрому. Сотрудники румынского журнала «Familia Ortodoxa» пришли к старцу для духовной беседы, которую мы и предлагаем читателям «Православия.ру».

***

– Батюшка, времена, в которые мы живем, тяжки для всех людей. Всевозможные грехи умножились так, словно мы переживаем последние времена – а они наступят, как написано в священных книгах, когда остынет любовь между ближними и не станет тропинки от брата к брату. Что делать нам, румынам, – народу христианскому, но, кажется, так отдалившемуся от Христа, – в эти времена великих испытаний?

– Прежде всего, вникнем в слово Спасителя, говорящего нам: «Что бы вы ни делали, без Меня не можете сделать ничего»(см.: Ин. 15: 5). Значит, всегда, что бы мы ни делали, нужно прибегать к Нему, ибо только Он один учит нас правой вере. И будем жить верой, как сказано и в Деяниях апостолов: «Будем искать Бога, ибо мы Им живем, и движемся, и существуем»(см.: Деян. 17: 27–28). Отсюда, с этого поиска, начинается приближение к Богу, которое происходит в беседе с Богом. Молиться значит беседовать с Богом, молимся ли мы вместе с кем-нибудь или одни, – и Бог принимает нашу молитву. Такой и должна быть жизнь христианина – чтобы он всегда был вместе с Богом. Но, как учат нас Священное Писание и святые отцы, это возможно не иначе, как только если мы молимся непрестанно.

«Непрестанно молитесь, непрестанно молитесь, непрестанно молитесь»(1 Фес. 5: 17) – так увещает нас апостол Павел еще начиная с 64 года по Рождестве Христовом, когда он написал Послание к фессалоникийцам. Значит, с самого начала заповедь была такова: чтобы мы молились непрестанно. И слово это обращено ко всем людям, ко всем христианам, а не только к монахам и священникам. Ибо в то время, когда святой апостол написал это послание, не было ни храмов, ни священников, ни монастырей. Были только христианские общины, основанные святыми апостолами, где верующие преломляли хлеб и причащались тела и крови Христовой. Я думаю, что об этом слове апостола Павла, которое было написано и для нас, мы будем спрошены однажды, когда отправимся на тот свет. Ибо он ясно говорит: непрестанно молитесь, а не: если хотите, если можете, то непрестанно молитесь.

– Батюшка, но у людей есть дети, заботы… Как же им молиться непрестанно?

– А что значит эта молитва? Делать добро, поступать так, словно рядом с тобой присутствует Бог. И если человек сталкивается с трудностями, то, какие бы трудности у него ни были, во всех них пусть взывает: «Боже, помоги мне!» Это и есть молитва: «Боже, не оставь меня!» – вместо того, чтобы говорить или думать что-нибудь другое… Потом, непрестанно молиться значит оберегать свои мысли и думать только хорошее. Ибо думать плохое, делать плохое – это не идет от Бога. Бог означает только добро, Бог есть любовь.

Вы видите, однако, что нам очень мешают эти масс-медиа, телевизор, интернет и все, иже с ними, они очень мешают нам любить Бога. Ибо апостол Павел очень красиво говорит: «Прелюбодеи, разве вы не знаете, что дружба с миром есть вражда против Бога?»(см.: Иак. 4: 4). Ведь что иное привносят в нас масс-медиа, как не дух мира сего?

В Библии 1914 года[1] говорится точнее: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. И не думай, что не станешь врагом Богу, если ты друг миру… Дружба с миром – это все, начиная с комфорта, расхлябанности… Вот тут человек уже начинает отделяться от Бога. Ведь поначалу люди говорят себе, что они с Богом, но и с миром тоже, но так продолжается недолго. В Откровении святого Иоанна Богослова ясно сказано, что нужно быть или холодным, или горячим, а так как «ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 16). То есть ты ни то ни се – ты теплохладен: и так хорошо, и эдак хорошо, и то хорошо, и это. Таков образ жизни в духе времени.

 

Загрузить увеличенное изображение. 300 x 622 px. Размер файла 102416 b.

– Ни от мира не отделяться, ни Бога не искать сильнее…

– Это все равно что служить двум господам. Но нельзя служить двум господам, нельзя – Богу и маммоне(см.: Мф. 6: 24). «Что общего у света с тьмою?»(2 Кор. 6: 14). И вот начиная с этого человек мало-помалу отделяется от Бога.

А приближение к Богу – это вот что. Это ­отказ – отказ от всего: отказ от мира, от всех страстей мира, от разврата мира, который начинается со слишком большого комфорта – а сегодня человек хочет жить все лучше и лучше. И пока человек не отгородится от всего того, что привнес мир, он не может найти Бога. Так что, чтобы найти Бога, нужно оставить мир, оставить все окружение, которое мешает нам найти Бога и жить в Нем.

– Но человек думает: «Ну, оставлю я мир, а что взамен этого приобрету?»

– Мы когда оставили мир, тогда и приблизились к Богу, иначе это невозможно. А если Христос вместе с нами, то мы все можем совершить, ведь мы знаем, что без Него не можем сделать ничего. Это жизнь христианина: во всякое время и во всем искать Бога.

А теперь, может, кто-нибудь скажет: «Но у меня есть свои заботы: у меня дети, я должен работать, как же мне найти Бога?» Найдешь ты, человек, Бога, найдешь Его. Если у тебя напасти, во всякое время нужно взывать: «Боже, помоги мне!» И так, где бы ты ни находился, Бог будет с тобой.

Я нашел в «Сборнике»[2] – писаниях святых отцов о молитве Иисусовой – такие слова: «Имей чувство присутствия Бога и страх Божий». То есть, где бы ты ни находился, поступай и веди себя, думая о том, что ты стоишь пред Богом, – ибо так оно и есть: мы все стоим пред лицом Божиим. Бог невидим, непостижим умом человеческим, но «мы Им живем, и движемся, и существуем», как сказано в Деяниях апостольских. Мы всегда находимся пред Богом, что бы ни делали, о чем бы ни думали. И Бог все видит и все слышит – надо думать об этом все время, это великое дело.

– Батюшка, что делать, чтобы лучше сознавать, что мы все время стоим пред Богом?

– Есть одна очень красивая молитва, которую человек может совершать, когда начинает говорить с Богом, когда идет в свою комнату молиться: «Господи, благодарю Тебя, Господи, что позволяешь мне говорить с Тобою». Ты говоришь тогда с Богом! Человек говорит с Богом! Думать о том, что ты говоришь с Богом, – великое дело. Ведь ты говоришь с Богом! И Он хочет этого, Он призывает нас говорить с Ним, ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 16). Такими нас хочет видеть Бог, чтобы мы были святы, чтобы находились вблизи Него.

Итак, ты идешь в свою комнату и начинаешь: «Благодарю Тебя, Господи, что позволяешь мне говорить с Тобою, Боже». И затем говоришь Ему: «Прости меня, Господи, что я согрешил, думая, что я один, но я перед лицом Твоим совершил это, Господи. Все, что я думал, все, что я сделал, перед лицом Твоим было. А я был бесчувствен и о Тебе не думал».

Начинает человек с этого. И доходит до сокрушения сердца, до слез и до того, что словно никогда не отделялся бы уже от Бога. Ибо сходит благодать Божия тогда, ибо приходит дар слез, и думает человек о жизни своей и говорит: «Господи, пред лицом Твоим это было! И я недоумеваю из-за жизни моей, я робею пред лицом Твоим, когда думаю о жизни своей. Все, что я думал, все, что я сделал, перед лицом Твоим происходило».

И это так и есть, пред лицом Бога все происходит. От Бога мы не можем утаиться никогда. Мы не одни и не были одни. Всякий грех, который мы совершили, все добро – все пред лицом Бога произошло. И очень красива эта молитва – молитва, через которую человек приходит в сокрушение сердца и покаяние. Ведь что хочет Бог от нас? Чтобы мы отбросили весь грех – это есть покаяние, отбросили все-все грехи, которые совершили.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» – это молитва, о которой известно от святого Никодима Святогорца; многие трудились в ней и достигли высокой меры. Но есть и другие хорошие молитвы, которые можно повторять. И если ты прилепишься к другой молитве – это тоже хорошо, также и к молитвам Матери Божией. Есть одна молитва, которая поется на литии: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Человече, если ты произносишь эту молитву, то она ведь как молитва, вознесенная ангелами, – это ведь слова из Евангелия от Луки: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою… Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего»(Лк. 1: 28, 42). Это очень красиво! И одни навыкают одному, другие другому.

И «Господи Иисусе…» Идешь ли ты куда, ждешь ли в каком зале… Твори ее по десять минут каждый день, хотя бы десять минут или четверть часа, в тихом месте, – сядешь, как сказано, на скамеечку высотой с ладонь, будь внимательнее, чтобы не упасть с нее, – и говоришь: «Господи Иисусе…» Это делается четверть часа, потом по 20 минут – если можешь, то и дольше. А тот рой мыслей, который нападет на тебя тогда, – тебе отныне, разумеется, нужно иметь и духовника, чтобы открывать это ему. Это делание молитвы. Это практиковали и святые.

Рассказывал один отец-духовник, что некая его ученица произносила «Господи Иисусе Христе…», когда хлопотала по дому. И дети, слыша ее, тоже начали повторять молитву – а было им меньше 10 лет. И поскольку они вторили ее все время, то молитва привилась к ним, и дети произносили ее и во сне.

– Почему это хорошо, чтобы родители творили молитву дома вслух?

– Это хорошо, чтобы слышали и дети. Чтобы слышали и дети, ибо это входит в ум. Если даешь ребенку что-то, то это входит в его ум и крутится в уме – вот так. Пусть крутится молитва, а не что-нибудь другое.

– Значит, супруги, когда дома, могли бы произносить то один, то другой молитву, когда делают какую-нибудь работу руками.

– Когда делают какую-нибудь работу – «Господи Иисусе Христе…» или любая другая молитва. Еще есть одни очень красивые слова, афонские: «Ищите Иисуса, ибо Он скрыт в заповедях: исполняя Его заповедь, Его открываете. В заповеди, данной Им, заключена вся вера: люби Бога и всякого ближнего своего»[3]. В этом весь закон.

– Батюшка, что больше всего нужно христианину наших дней?

– Исповедь и больше не совершать грехов – а если совершил, то сразу, как только совершил грех, пойти к священнику и исповедаться. Ибо, говорю вам, мы летаем по небу, плаваем по водам, ездим по земле – только и слышишь, что кто-нибудь утром уехал на машине, а его привезли мертвым: машина разбилась вдребезги, и его привезли мертвым. Каким его застала смерть, таким и будут судить там! Какие бы тяжкие грехи он ни совершил, но, если он исповедал их до того, как настигла смерть, Церковь его вызволит. Вот это и есть таинство исповеди!

Каждый должен думать о том, что он уйдет туда. Когда? Мы не знаем. Но каждый сделает это. Через год или через десять… У меня была такая поговорка: «Годы идут, я стар, а все с ветхим человеком расстанусь». Но думаю, что скоро – вот, мне уже 85 лет. И поэтому нам надо сознавать, что мы уйдем туда. Когда – не знаем, но мы должны быть подготовлены к жизни вечной.

Жизнь человека проходит три цикла. Первый – в чреве матери, где мы жили девять месяцев. Второй – на земле, сколько кто будет жить: десять, пятьдесят, сто лет. Третий – тамошняя жизнь, которая не имеет конца. И поэтому нам нужно готовиться к тамошнему.

Нам нужно думать о том, что мы умрем и с нас будет спрошено за все, что мы сделали здесь, если уж говорится, что «и Авраам будет раскаиваться, что не сделал большего здесь», – я нашел это в «Патерике». Жил один старец, больной тоже; он с юности был ревностен о Боге, и вот на старости лет он исполнял свое правило – сидел на стульчике и вторил: «Господи Иисусе…» И приходит молодой брат и говорит ему: «Не мучай себя, отдохни немного, ведь ты стар и болен». А он тотчас поднимается и говорит: «Что ты говоришь, брат? Разве ты не знаешь, что и Авраам будет раскаиваться, что не сделал большего?» Поэтому с нас будет спрошено там, в вечной жизни, за все, что мы сделали тут. Добро ли сделали, зло ли – за все…

И поэтому я говорю, что уйдет плоть эта и останется душа, ибо она владыка. Туда пойдет только душа. Поэтому я и повторяю по многу раз: «Тело – хороший слуга, но плохой хозяин». Да не становится тело хозяином, ибо, если станет хозяином, оно захочет телесного. Есть такое присловье: «Из любви к себе происходит все зло». И отсюда – все телесные желания, всякая расхлябанность, как я сказал вам… Человек уже не думает больше, что умрет, что отправится туда. «Не давай телу того, чего оно просит, ибо это обернется болью», «не потакай телу своему, ибо умрет душа» – вот некоторые очень красивые слова, афонские.

– Батюшка, мы хотели спросить вас кое-что о молитве…

– О молитве говорится так: «Если хочешь ум освятить, Христа поминай. Чем больше будешь стараться, тем больше будешь чувствовать Его присутствие». Или: «Ум, что любит, о том и думает. Если любишь Бога, о Нем и думаешь все время».

Нужна молитва, нам нужно много молиться. Очень красиво говорит апостол Павел: «крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: “Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну”. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?.. Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1: 18–21).

– Батюшка, как мы можем достичь такой духовной меры, как та, о которой вы говорили нам?

– Ты думаешь о том, с Кем ты беседуешь – и что стоишь перед лицом Бога. Только так ты можешь сделать вступление в молитву, сосредоточить в себе силу Божию, чтобы смочь молиться подольше. Встаем перед Богом и начинаем молитву. Наши молитвы очень красивые; у нас есть молитвы утренние, есть вечерние, прочтем и акафист, прочтем молебен – но только чтобы все доходило до чувства. Каждое слово мы должны чувствовать. Если ты не делаешь так, то зря совершаешь молитву! Если поглядываешь на часы или если только «дай-дай-дай» – то это рутина, это тщетно! Очень красиво сказано: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке»(1 Кор. 14: 19).

 

alt

– Приходит брань помыслов, отче, приходят ужасные мысли, буря мыслей…

– Они не приходят от человека. Святой Макарий, святой Антоний видели злых духов, говорили с ними. Когда человек достигает того, чтобы жить все больше с Богом, духи не приближаются к нему. Для стоящего же в начале приходит атака. Отверг ты ее – то это не грех. А если она началась, а ты приоткрыл ей дверку и согласился с ней – это грех. Ведь после одной атаки следуют и другие, злой дух немного помедлит, а потом через какое-то время опять просыпается. Но человек должен простираться дальше, идти вперед. Теперь все дело в том, чтоб не отступить назад!

Какое великое понуждение себя требуется, чтобы иметь Духа Святого всегда, – и тогда, как говорит псалмопевец, «я сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5: 2)! Сколько радости вблизи Жениха Христа, душа – невеста! Или когда соединяется ум с сердцем – тогда совершается брак между умом и сердцем; это самая великая радость, что ум соединился с Христом!

Эх, легко сказать, да трудно сделать! Сказано у Матфея (5: 19): «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Или во 2-м послании к Тимофею (2: 6): «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» – от плодов Духа Святого, Наставника, – и потом давать другому. Очень красивые слова! Я должен стяжать рвение в себе самом, должен исполнить это на деле сам.

– То есть чтобы мы, христиане, всегда исполняли то, что говорим, что проповедуем.

– Сначала научи самого себя. «Человек, скажи мне, как ты живешь, чтобы я поверил в то, что ты мне доказываешь»; «Наставление жизнью – самое хорошее доказательство»; «Если словоохотлив – живи, а потом уже учи», «По Евангелию, которое ты проповедуешь, живи, прежде всего, сам». В тебя вселяется ревность о Боге, и она словно возрастает в тебе потом! Есть некоторые люди, которые, кажется, и говорят-то только для того, чтобы прославить Бога, ибо только Бог может сделать что-нибудь. Без Бога ты не можешь сделать ничего! И это так.

Теперь, возвращаясь к телу, в Евангелии от Иоанна (6: 63) говорится: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». В Писании сказано: «Я ничего не говорю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин. 8: 28). С неба эти слова, это действие Духа Святого: «Что сказал Мне Отец, то Я и говорю вам». И говорит – значит, «Дух животворит; плоть не пользует нимало»; не говорит, что пользует, а что в сравнении с душой тело – это ничто. «Мы храм Духа Святого» (см.: 1 Кор. 6: 19). Мы должны освящать тело своими делами, молитвами и деланием добра. Будем освящать тело! У нас есть мощи святых, которые всю жизнь освящали свое тело. Плоть эту они освятили, с душой! Мы должны его освящать. Потому я и говорю, что тело – хороший слуга, но плохой хозяин. Да не становится оно хозяином! Ибо чтобы освятить это тело, надо относиться к нему, как к слуге. Если же оно стало хозяином, тогда раб – душа!

Мы не нуждаемся в слишком замысловатых философиях. Самая великая философия, как говорит святой Василий Великий, – это память о смерти.

– Батюшка, пожалуйста, дайте нам напутствие в заключение.

– Я уже сказал вам: каждый пусть думает о том, как ему не совершать больше грехов, а если совершит, то пусть исповедуется. Это самое великое дело – исповедь. И пусть будет внимателен, чтобы смерть не застала его в грехах. Пусть больше не совершает грехов! Если грешит, то, как только согрешил и совершил грех, пусть идет к священнику и исповедуется, чтобы его не застала таким смерть. Как сказал, так и повторяю: уезжает человек на машине, и машина разбивается вдребезги: с ним столкнулся какой-нибудь сумасшедший, пьяный, кто знает, какой еще. Каким его похитила смерть, таким он и будет судиться. Если его похитила смерть, а он совершил какой-нибудь большой грех и был исповедан, то он счастлив. Об этом станем думать, о тамошней жизни.

 

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Журнал «Familia Ortodoxa». 2011. № 2–4

 

 

[1] В 1914 г. вышел первый, но не последний синодальный перевод Священного Писания на румынский язык. Вообще в Румынии начиная с 1600-х гг. было издано очень много разных переводов Библии. – Здесь и далее примеч. пер.
[2] Старец говорит об известной в Румынии книге игумена Валаамского Харитона «Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей» в переводе на румынский язык.
[3] Старец Иулиан произносит это в рифму, как и остальные свои поговорки, следующие далее.

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/46836.htm
Category: Старцы

alt

Л. Денисов

СТАРЕЦ

 

 

Силою он озарён благодатною,

Чуткой душой прозревает он даль,

Видит он язвы людские, невнятные,

Слышит он вопли, и всех ему жаль.

 

Он и утешить готов безутешного,

Слабое детство от смерти спасти.

Или к сиянию света нездешнего

Грешную душу мольбой привести.

 

С плачущим плакать он рад, унывающих

Рад он ободрить, их дух укрепить.

Всех же, Господень завет забывающих,

Учит он ближних как братьев любить.

 

Учит искать он богатство нетленное,

Чтоб не владела душой суета,

Ибо всё мира сокровище бренное

Нашей душе не заменит Христа.

Category: Старцы

alt

НАЧАЛО ВСЕМУ-БОГ

Жизнь - трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из неё изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные сорняки. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира - воспитание потомства.

Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет ограничиваться только стремлением накормить и одеть их? А кто сделает остальное? Улица? Школа?

Только любовью венчается путь духовного совершенствования, ведущий к оббжению (восстановлению в себе образа и подобия Бо-жия).

Каждый человек должен пройти горнилом искушений и мук. И уже теперь очевидно, что куда бы ни повернулся человек, везде ему предлежат боль и страдание. И одно остаётся нам в этой жизни - взять крест свой и нести его до конца, до самой смерти, нести крест, последуя Христу. И в этом крестоношении по воле Божией обретём райское блаженство -быть чадом Божиим.

Наша надежда и крепость - в непоколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но всё происходит или по Его воле, или по Его попущению. Всё доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению.

У Бога один день как тысяча лет - и тысяча лет как один день, и это и есть вечность, вторгшаяся в земное время. И наши жизни тоже тому пример, ибо и они текут в вечность, стирая время.

Человеческое сердце должно стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живёт и царствует Христос - Бог и Человек. И, открываясь навстречу Христу Спасителю, оно, наше сердце, освятится Его Божественным светом и станет сильным Его Божественной силой. И «скоты» - наши человеческие страсти, живущие в нём, - бегут из него во внешнюю тьму, и мы сможем принести чистым сердцем Богу дар - свою любовь, со-царствуя ею Христу и Богу.

Цель воплощения Сына Божия - возрождение и обновление мира, устранение из него всех последствий грехопадения, восстановление первозданного Царства Божия. И этой великой цели послужила Пресвятая Дева. Её подвигом жизни, молитвы и любви мы обрели вечное спасение. И «Бог (теперь) именуется нашим Отцом, потому что Слово приобщилось нашей плоти, ибо Сын делает так, что Его Отец становится и нашим Отцом», - как говорит святой Афанасий Александрийский.

Каждому из нас предстоит делать дела своего личного спасения. Каждому из нас дан крест нашей личной жизни, указан путь, и только на нём ты будешь полезен, именно на нём будешь делать дело по воле Божией, а не по своей или, ещё хуже, по вражьей воле; именно для этого и даются нам от Бога нужные силы и разумение.

Земная наша жизнь - это преддверие вечной жизни, это благословлённое Господом поле, на котором растёт для Царства Небесного пшеница - это мы с вами - созревающая здесь для житницы небесной. Это сад, в котором благодатью Духа Святого произрастают прекрасные, благоухающие дивным духовным ароматом цветы и плоды, о которых говорит апостол Павел, что это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архив
Категории

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму