Детская молитваИерей Александр Дьяченко Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающаго всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с Верою, нимало не сомневаясь. Иаков (1, 5-6) Сразу же после рукоположения в диакона или в священника новоиспеченные батюшки обязаны пройти необходимую сорокадневную ежедневную практику служения, которая так и называется – сорокоуст. Помню, когда у меня уже заканчивался диаконский сорокоуст, в областном центре, мы служили всенощное бдение под праздник Входа Господня в Иерусалим ("Вербное воскресение"). Служба шла в кафедральном соборе и возглавлял её Владыка. Когда всенощную (идет в РПЦ вечером, а не всю ночь) на Вербное воскресение служит Владыка, то заранее готовятся небольшие букетики. Для священников – пальмочка и пять гвоздичек, а для диаконов, пальмочка и три гвоздички. Церковь строго иерархична, и даже в мелочах эта иерархия всячески подчеркивается. Во время помазания маслом, которое совершает сам Епископ, каждому из сослужащих, он помазуя лоб, вручает освященные букетики, или, как мы говорим, «ваийечки» (т.е. дословно: пальмовые ветки, какими и встречали Иисуса Христа 2000 лет назад). Я получил свои ваийечки и стал решать, куда мне их девать? В те дни я жил в общежитии при епархиальном управлении и нести цветы в комнату, где мне никого не удалось бы ими порадовать, было неинтересно. Домой я собирался только через несколько дней, и везти их с собой не имело смысла, поскольку цветы к тому времени уже бы завяли, или замерзли в дороге. Пасха в тот год была ранняя. Ваийечки нужно было кому-то подарить, но кому? В областном городе, где ты никого не знаешь, это проблематично. В храме на службе находилось более восьмисот человек, но мне от этого было не легче. Я никого из них не знал. Подарить цветы мужчине? Не поймут. Женщине? Если подарить молодой женщине, то тоже можно было попасть впросак. Это я сейчас уже седой, а тогда был еще "орел". Мало ли какие мысли могут придти в голову молодке. Подарить старушке, так та в долгу не останется и полезет в кошелек. И вдруг, мне приходит замечательная мысль: а подарю ко я их ребенку! А какому ребенку? Ну, конечно же, девочке лет восьми – девяти. Ведь у меня самого дома осталась и ждет дочка, по которой я очень соскучился. Замечательно! Я определился, кому сделать подарок, и оставалось только одно – выбрать подходящего ребенка, и отдать ему ваийечки. В тот момент, который я описываю, мы с несколькими иподиаконами стали так, чтобы разделить людей на потоки, дав им возможность организованно подойти к Владыке на помазание маслом. Сперва люди проходили сзади меня, а затем совершая поворот направлялись на помазание, и тогда я уже мог видеть их лица. Немного повернув голову влево и назад, я заметил именно такого ребенка, о котором и подумал. Когда девочка поравнялась сзади со мной, я развернулся, и, поздравив её с праздником, вложил ей в ладошку букетик с ваийечкой и гвоздиками...
От неожиданности ребенок не сказал мне ни слова и прошел дальше, но сзади ко мне подошла её бабушка, которую я так и не увидел. Она сказала мне следующее, дословно привожу её слова:
– Батюшка, Вы не представляете, что сейчас произошло. У нас большая дружная семья, в которой много детей. Всякий раз в этот день мы покупаем для всех вербочки и идем святить их в храм на службу. Сегодня вечером девочка вместе со своими родителями опоздали к назначенному часу. Мы подумали, что они вообще не придут, и все веточки разделили между другими её двоюродными братьями и сестрами. А когда они все-таки приехали, никто из детей не захотел с ней поделиться. Ребенок так горько плакал, а я, чтобы её утешить, сказала: «Ты помолись, и Бог тебя обязательно услышит. В такой день Он не может не услышать. И у тебя будут ваийечки ещё даже лучше, чем у твоих братиков и сестричек». К тому времени, когда бабушка срывающемся голосом заканчивала мне свой рассказ, девочка уже вышла на прямую дорожку к помазанию маслом и освящению букетика от руки Владыки. Девочка шла и держала перед собой на вытянутых ручёнках свои замечательные ваийечки, которые были несравнимо красивее, чем те, которыми с ней не захотели поделиться. Она держала их как знамя, знамя её веры, подтвержденной молитвой...
Получалось, что весь ход моих мыслей о том, кому сделать подарок, был мне подсказан со стороны. Молитва ребенка, горячая и искренняя, заставила меня стать частью Промысла Божия. По какой-то причине Ему понадобилось укрепить веру девочки, еще в самом детстве, может для того, чтобы эта вера проявилась потом и принесла многий плод? А еще наверно, и мне, начинающему священнику, показать пример молитвы, которой нужно подражать. Мы с ней оба были в начале пути, и это нас сближало. Уже через годы, к нам в храм привезли мальчика лет пяти. Я в это время находился в алтаре. Меня попросили выйти к ребенку, который что-то хотел мне сказать. Когда я вышел, то мальчик с подсказкой мамы попросил меня помолиться о нем. У него было больное сердечко. На днях ожидалась операция, в процессе которой, ему в вену должны были ввести катетер, а потом с помощью этого приспособления войти в маленькое больное сердце, чтобы оно перестало страдать. Я предложил ему: – А давай мы с тобой вместе помолимся о твоем исцелении. Ребенок согласился. Мы подошли к образу Великомученика и целителя Пантелеимона. – Попроси святого человека, малыш. Он помолится о тебе перед Богом. Ребенок посмотрел на образ целителя Пантелеимона и стал молиться. Его молитва без всякой экзальтации, наигранности, сомнений, была просто разговором маленького человека с понимающим и безконечно любящим его Отцом. Доверчивости и надежде, отсутствию всяких сомнений, вот чему учит детская молитва. Я смотрел на ребенка, слушал его незатейливое обращение к Богу и понимал, что если в конце моих дней достигну меры детской молитвенной простоты, то наверно войду в радость Господина своего.
Иерей Александр Дьяченко Рассказ «Детская молитва» сельского батюшки отца Александра Дьяченко
|
![alt](http://pravznak.msk.ru/uploads_user/3000/2500/146887.jpg)
АРХИЕПИСКОП АНАСТАСИЙ (ГРИБАНОВСКИЙ) второй первоиерарх РПЦЗ
БЕСЕДЫ С СОБСТВЕННЫМ СЕРДЦЕМ (РАЗМЫШЛЕНИЯ И ЗАМЕТКИ)
*** Тот, кто хочет справедливо относиться к людям, должен оценивать их не столько по отрицательным, сколько по положительным качествам, т.е. не по тому, чего недостает им, а по тому, что они имеют, хотя бы иногда и в незначительной степени.
*** Все люди живут и питаются надеждой, которая есть "бог грядущих дней" по слову поэта. Она одна часто озаряет мрачные дни нашей жизни. Больной надеется выздороветь, старость — помолодеть и окрепнуть, бедняк — освободиться от гнетущих тисков нужды. Каждый утомленный странник этого мира говорит себе: "подожди немного — отдохнешь и ты". Горе тому, в чьем сердце погас этот светильник. Отчаяние равносильно духовной смерти. Ад будет ужасен именно своею безнадежностью.
*** Гораздо легче высокому ростом человеку склониться к маленькому, чем подняться до него последнему. Люди великодушные никогда не забывают этого простого и благородного правила в отношении тех, кто ниже их по своему положению.
*** Скорбь по своей природе глубже радости: она очищает наше духовное зрение и помогает последнему проникать в тайны бытия. Счастье, напротив, легко делает человека надменным и легкомысленным, способным скользить только по поверхности вещей. Потому поэт и говорит: "Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать".
*** Когда мы ходим с высоко поднятой головой и не хотим склонить своей гордой выи сами, Господь по любви к нам смиряет нас рукою крепкою и мышцею высокою.
*** В жизни всегда необходим исповеднический подвиг, требующий деятельной и неутомимой борьбы со злом и мужественной защиты истины. Безмолвствовать при виде оскорбления той или другой нашей святыни — значит уже изменить ей и соучаствовать в этом преступлении. "Ты не участвовал в дерзости виновных", спрашивает Златоуст. "Хвалю это и одобряю, но ты не воспрепятствовал тому, что случилось, и это достойно осуждения. Такие же слова ты услышишь и от Бога, если будешь молчать в то время, когда против Него раздаются хулы и поношения".
*** Кто не спускался в глубину унижения, не сгорал в огне страданий, и не заглядывал в лицо смерти, тот не знает многих тайн бытия, и не уразумел еще истинного смысла собственной жизни.
*** Жемчужины не плавают на поверхности моря; надо опуститься на дно последнего, чтобы достать их. То же можно сказать и о духовных ценностях: они извлекаются из сокровенных глубин нашего существа, из недр той пучины, которая называется человеческою душою.
*** Когда человек воображает себя чем-нибудь, он легко становится ничем; когда он считает себя ничем, делается способным стать всем.
*** Каждому человеку дан свой определенный духовный диапазон, который мы не можем расширить по своей воле. Нельзя поэтому ни от кого требовать больше, чем он может вместить по самой своей природе, и не следует напрасно искать у него тех струн, которые не звучат в его сердце.
|
Жадный монахИгумен Валериан (Головченко) Рассказывали, что проживал некогда в одном большом монастыре архимандрит Пахомий. Народ его любил за доброту, а братия недолюбливала. И за глаза называла любостяжателем. А то и вовсе – «жадным монахом». И вправду – рясы у него непростые, машина крутая. Да и в келье «полный фарш»: обилие книг, икон, всяких сувениров и прочих даров от небедных прихожан. Братия монастыря, особенно новоначальные, подобной роскошью нередко соблазнялись. Как-то не укладывались на подобное имущество поучения древних пустынножителей-аскетов. Особенно сокрушался о «заблудшем брате» отец Герасим: – Ну куда такое годится? Не по-монашески это! Сам Герасим был в быту строг. Келья его поражала своей простотой и бедностью. И от духовных чад своих требовал подобного, частенько намекая на близость последних времён. Как-то раз даже возглавил делегацию к настоятелю обители. Мол, не хотим жить рядом с Пахомием. Настоятель лишь руками развёл: «А что я с ним поделать могу? Да и паломники в нём души не чают». И, напомнив братии о братолюбии и терпении, посоветовал усерднее молиться о Пахомии. Впрочем, на самом деле отец Пахомий жадным не был. Охотно, хотя и с рассуждением, делился своим имуществом. «Да он так всех подобными себе сделает!» – не унимался отец Герасим. И молился об избавлении от напасти. Но боль сердечная не утихала. Он даже в отпуск съездил на две недели, «чтоб глаза этого не видели»... Бог внял его молитвам – пришло монастырю избавление от Пахомия! Получил он назначение настоятелем небольшой обители. Вызвал отца Пахомия настоятель и говорит: – Вот, батюшка, указ из Епархии пришёл. Владыка благословил тебе возглавить возрождаемый Свято-Никольский монастырь. Ты собирайся потихоньку, хотя особо не затягивай. Начальство, сам знаешь, сердить не стоит. Так что – с повышением тебя. Возьми двух послушников – пусть помогут тебе имущество твоё упаковать, погрузить. Путь неблизкий, но грузовик тебе выделим. В твою-то машину всё не влезет? И, это... ты прости меня, грешного, если что не так. И за братию всю прошу – прости! Осуждали ведь тебя порой... Только вышел от настоятеля отец Пахомий, а следом уж Герасим стучится. – Что, уезжает Пахомий? Я, отец, тебе честно скажу – и слава Богу! – Ты за этим, что ли, притопал? Может, помочь собраться хочешь? – Да мне к этому барахлу даже прикасаться противно... Нет, конечно, не за этим. Я вот по вопросу. Отче, благослови меня уехать на деньков пять? – Вот те на! Это с какой такой радости? Ты ж только из отпуска. – Так в том-то и дело. Гостил у своего семинарского друга, отца Василия. И чётки свои у него в храме забыл. Жаль будет, если пропадут. – Ты что, головой в дороге повредился? На вот тебе мои чётки, и молись себе на здоровье. – Те чётки – особенные. Мне их когда-то приснопамятный схиархимандрит Иоиль благословил! Вот уж был старец подвижник! Эти чёточки, знаешь ли... – Я заслуг старца Иоиля не умаляю, сам знаешь, – перебил его настоятель. – Ну как я тебя отпущу? Тебя ж и в богослужебный график, и на послушания кругом после отпуска поставили! Ладно, придумаем что-нибудь с благочинным. Вот уж головная мне боль от вас – не один, так другой чудотворит... Позвал благочинного. Целых два часа с ним мудрили, как отца Герасима везде подменить. Только отдохнуть настоятель надумал, тут опять отец Пахомий пожаловал. Стоит на пороге, за спиной рюкзак, у ног дорожная сумка: – Вот, отче, с тобой попрощаться зашёл. С братией уже попрощался, вечером на поезд до Красноугольска. – А вещи твои??? – Всё своё ношу с собой, – улыбнулся Пахомий, – а остальное я уж и раздал. Книги – в монастырскую библиотеку определил. Рясы – братии, а остальное – в рухлядную. Иконы – что братии, что чадам духовным. В общем, разберутся... – Машину-то как? – Да вот... Проблема... Ну зачем она мне там нужна, такая красивая? А надо будет – Бог пошлёт, как и эту послал. Как, впрочем, и всё остальное. Переоформить её, конечно, прямо сейчас не получится. Да вон у отца Никифора на неё доверенность есть, пусть и ездит. Ты это, благословишь ему меня на вокзал отвезти? А то у меня и рюкзак, и сумка. А автобусы плохо ходят – как бы на поезд не опоздать... – Благословляю. – А машину – ты не переживай, не заржавеет! – продолжил Пахомий, – приеду вот к вам погостить и переоформлю. Хочешь на тебя, хочешь – на монастырь... – На отца Герасима, – попытался пошутить настоятель, – ему в последнее время вечно куда-то ехать надо... – Да хоть на Герасима! Отчего нет? Водит он вроде неплохо... А! Вот ещё что! Просьба у меня к тебе, если возможно... Келью-то я освобождаю. Она тёплая, без сквозняков. А отец Варсонофий хворый совсем, простужается часто. Подумай, может переселишь его в мою? – Подумаю... Почему-то отцу настоятелю захотелось плакать. Но он сдержался, чтобы не смутить Пахомия. Только поклонились они друг другу в ноги, обнялись, как родные братья. И простились. По дороге на вокзал сидевший за рулём отец Никифор всё же спросил отца Пахомия: – Батюшка, но ведь все вещи, что вы раздали, вам духовные чада от чистого сердца дарили. Любят они вас – вот и дарят на молитвенную память. Не жаль с памятью этой расставаться? – А я ничего хорошего не забыл! Ведь каждый их дар – как жертва Богу. Именно потому, что от сердца. Вот и моё сердце благодетелей моих не забудет. Никогда. Никого. Помнишь, когда меня в иеромонахи рукоположили, мне Анютка, младшая дочка Степана Ильича, пупса подарила? А я взял, – она ведь свою самую любимую игрушку пожертвовала! И не поверишь – я его сохранил. Вот только неделю назад с ним расстался. – И куда же дели? Ведь «подарок не отдарок»! – рассмеялся Никифор. – Анюткиной дочке отдарил, – улыбнулся отец Пахомий, – Анютка даже прослезилась в умилении, когда своего пупса увидала... Отец Никифор почему-то долго не мог уехать с вокзала. Стоял и смотрел вслед увозящему Пахомия поезду, пока огоньки не растворились в темноте. P.S. А за чётками отец Герасим так и не поехал. Передумал.
|
ГЛАВНАЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ ГАЗЕТА"ПРАВОСЛАВНЫЙ СПб" ГОСТЕВАЯ КНИГА ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/pages.jpg) "Страницы души. Записки редактора". Автор Александр Раков. Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, Москва, 2002 г., тир. 7000 экз., 224 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/nikola_1.jpg) "Новые чудеса Святителя Николая". Составлена по материалам газеты "Правило веры" . Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, Москва, 2002 г., тир. 5500 экз., 210 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/nikola_2.jpg) "Никола Милостивый. Чудеса Святителя Николая в наши дни".Составлена по материалам газеты "Правило веры" . Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, Москва, 2003 г., тир. 6000 экз., 256 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/nikola_3.jpg) "Святой Николай Чудотворец. Современные чудеса". Составлена по материалам газеты "Правило веры" . Издательский дом "Нева", СПб, 2003 г., тир. 5000 экз., 288 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/uzelki.jpg) "Заветные узелки", "Время странствования". Записки редактора. Автор Александр Раков. Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, Москва, 2003 г., тир. 5000 экз., 316 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/bylinki.jpg) "Былинки". Автор Александр Раков. Издательство "Сатисъ", СПб, 2004 г., тир. 4000 экз., 318 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) "Уважаемая редакция!". Составитель Александр Раков. Издательство "Благо", Москва, 2005 г., тир. 10000 экз., 302 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) "Владыка". О Владыке Иоанне (Снычеве). Составители Александр Раков и редакция газеты "Православный Санкт-Петербург, изд-во "Сатисъ". Издательство "Сатисъ", СПб, 2005 г., тир. 5000 экз., 176 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/nikola_4.jpg) "Современные чудеса Святителя Николая". Составлена по материалам газеты "Правило веры" . Издательство "Сатисъ", СПб, 2005 г., тир. 10000 экз., 208 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/window.jpg) "У раскрытого окна. Былинки". Автор Александр Раков. Издательство "Сатисъ", СПб, 2006 г., тир. 2000 экз., 400 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/na_milost.jpg) "На милость дня. Былинки". Автор Александр Раков. Издательство "Сатисъ", СПб, 2006 г., тир. 2000 экз., 542 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/nikola_2.jpg) "Никола Милостивый. Чудеса Святителя Николая в наши дни". Издание второе, дополненное. Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, Москва, 2007 г., тир. 5000 экз., 464 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) "Знаки припоминания. Былинки". Автор Александр Раков. Издательство "Сатисъ", СПб, 2007 г., тир. 2000 экз., 516 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) "Повторение пройденного. Былинки". Автор Александр Раков. Издательство "Сатисъ", СПб, 2008 г., тир. 2000 экз., 530 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/Obl2009.jpg) "Гони, старик, свою лошадку! Былинки". Автор Александр Раков. Издательство "Сатисъ", СПб, 2009 г., тир. 1500 экз., 520 с. ![Скачать архив](http://www.library.pravpiter.ru/images/save.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/images/Obl2010.jpg) "О жизнь, нечаянная радость. Былинки". Автор Александр Раков. Издательство "Наука", СПб, 2010 г., тир. 1500 экз., 608 с. ![Читать](http://www.library.pravpiter.ru/images/read.gif) "НИКОЛАЙ ЗИНОВЬЕВ НЕ УМИРАЙ, МОЯ СТРАНА! ![Читать](http://www.library.pravpiter.ru/images/read.gif) ![alt](http://www.library.pravpiter.ru/book_28/1.jpg) "Сундучок воспоминаний. Былинки". Автор Александр Раков. Издательство "Наука", СПб, 2011 г., тир. 1500 экз., 605 с. ![Читать](http://www.library.pravpiter.ru/images/read.gif) Предыдущая страница
|
|
|