FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
Posted: 7/06/2012 - 4 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: Праздники Православные

alt
Иоанн Креститель был велик не по одному только необычайному служению своему, но и по своему личному характеру и самой жизни.

Святые Евангелисты говорят о нем, что он вел такую строгую и святую жизнь, так пламенно любил правду и с таким самоотвержением возвещал ее людям, а вместе с тем был так скромен и смирен сердцем, что и в этом отношении его надо признать одним из величайших угодников Божиих.

По свидетельству Евангелистов, святой Иоанн с самого детства пребывал в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, ел акриды и дикий мед, но и этой пищи употреблял очень мало, так что о нем говорили, что он не ест и не пьет (ср.: Мф.11:18). С такой изумительной строгостью жизни он соединял еще большую чистоту нравов, так что весь народ иудейский признавал его за великого праведника, а некоторые даже думали, не Христос ли он. Другого подобного мужа не представляет история: все Пророки, хотя и вели жизнь святую и воздержную, но не столь строгую, как Иоанн Креститель.

Сам
пророк Илия, в духе и силе которого он явился, был строгий подвижник, однако уступал святому Иоанну Предтече в подвижничестве и духовных совершенствах. Илия обитал в горах и при уединеннных потоках, но история не говорит, чтобы он с детства и до смерти был пустынником, как Иоанн Креститель. Святой Илия вел постническую жизнь, довольствовался тем, что ему приносили вороны и уделяла бедная сарептская вдовица, имевшая только горсть муки и немного масла в кувшине, но он не питался одними акридами и диким медом, как Иоанн, а вкушал хлеб, масло и даже мясо. Святой Илия был муж высокой святости и великий ревнитель закона Божия, но его ревность иногда, кажется, выходила за пределы милосердия к согрешающим, поэтому Сам Бог умерял ее. Напротив, Иоанн Креститель, при не меньшей ревности по Богу, всегда действовал с любовью, которая есть совокупность совершенства (Кол.3:14).

Будучи сам величайшим праведником, святой Иоанн ревностно проповедовал правду и смело обличал пороки людей с полным самоотвержением. По всей окрестной Иорданской стране он проповедовал крещение покаяния во оставление грехов и, когда приходили к нему креститься грешники, смело обличал их. Фарисеям и саддукеям, людям лицемерным и коварным, он строго говорил: Порождения ехиднова… (Лк.3:7). Воинам говорил: Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк.3:14). Мытарям: Не требуйте более определенного вам (Лк.3:13).

alt



Он обличал не одних только фарисеев, воинов и мытарей, но весь народ иудейский и даже царей. Так Ирода, который вступил в беззаконное сожительство с Иродиадой, святой Иоанн смело обличил, говоря: Не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк.6:18). И в этом случае он поступил с большим мужеством и самоотвержением, нежели кто-либо другой из Пророков. Правда, пророк Самуил обличал Саула, Нафан – Давида, но эти обличения не вызывали такой злобы, и последствия их не были столь опасны. Пророк Илия обличал Ахава и Иезавель, но он же, убоявшись злобной Иезавели, убежал в пустыню. Святой же Иоанн не убоялся гнева страшных врагов, не скрылся в пустыню, но мужественно перенес темничное заключение и мученическую кончину.

С непоколебимым мужеством в исповедании правды святой Иоанн Креститель соединял великое смирение, которое составляет отличительную черту его духовного величия.

Высокие его добродетели, необыкновенная жизнь, строгий и правдивый характер и побуждение всех к покаянию обратили на него всеобщее внимание и доставили ему такое уважение, что все считали его великим Пророком, а многие готовы были признать за Мессию и посылали к нему почетное посольство, чтобы узнать, кто он такой и откуда он. Стоило бы ему только сказать одно слово или дать намек на то, что он действительно есть тот, за кого они его почитают, как он был бы торжественно провозглашен Мессией. Какое искушение для него! Но смиренный Иоанн не желал восхищать чести, ему не принадлежащей, поэтому он объявил и не отрекся, то есть ответил прямо и решительно, что он не только не Христос, но даже недостоин развязать ремень обуви у Мессии.

alt



Такое же смирение он показал, когда Господь Иисус Христос пришел креститься от него. Иной бы с радостью воспользовался случаем и безпрекословно крестил бы Господа, чтобы чрез это возвысить свое достоинство в глазах окружающего народа, но смиренный Иоанн поступил не так. Он удерживал Господа от крещения, говоря: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Мф.3:14)? И, вероятно, святой Иоанн так никогда бы и не дерзнул возложить десницы своей на главу Иисуса Христа, если бы Господь ему не сказал: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф.3:15).

Подобный пример умилительного смирения показал Предтеча и в другом случае: когда ученики его возвестили ему, что Иисус Христос крестит, подобно ему, и все идут к Нему, оставляя его, Иоанна. Оскорбился ли он при этом уменьшением славы своей в народе? Нет, он только объяснил ученикам, что Христос – Мессия, а он лишь послан пред Ним. Христос есть жених, а он – друг жениха и поэтому радуется успеху в деле Его проповеди и спасения, и сказал при этом: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин.3:30). Такое смирение в ком еще найдешь из ветхозаветных праведников?

…И если святого Иоанна Предтечи не стало на земле, то голос его, несмотря ни на что, будет звучать и обличать беззаконников во все времена. И ныне его высокий пример уязвил и растрогал наши сердца, и, верно, найдутся безпорочные души, которые, презирая обольщения этого мiра, сделаются непоколебимыми свидетелями правды и истины.

Поэтому вознесем к святому Крестителю Господню, великому другу Божию, свои молитвы о здравии и спасении нашем, помолимся ему и о том, чтобы научил он нас покаянию. Празднуя память его, поревнуем примеру святой его жизни, да обрящем благодать и милость у Бога молитвами сего великого праведника. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов), 1960 г.

Archive
Categories

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму