Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 

ЗАСТУПНИЦА РОССИИ. 
О ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

Два Рима пали – четвертому не быть. Формула была не гордыней, а предостережением: если Москва окажется недостойной – мир в дальнейшем будет оставлен без центральной государственной Христианской власти. Кроме указания главного символа, указания на великое призвание, Тихвинская икона, как и Курская, служила символом Хождения Богородицы по русским мукам. Особенно это сказалось через 200 лет после появления иконы, в начале ХVII века, в смутное время, когда Россию громили и свои воровские, и польские, и литовские шайки, и шведы на севере. Духовным центром защиты восточной части Новгородской земли была Тихвинская Богородица. Древние списки ее утешают в ХХ-м веке русских изгнанников. Один стоит в храме Сергиевского подворья в Париже, другой, возможно сама подлинная икона, вывезен в Америку и укрепляет там русскую душу.

Владимир Рябушинский

 

Тихвинская икона Божией Матери (празднование 26 июня / 9 июля) Тихвинская икона Божией Матери (празднование 26 июня / 9 июля) Как первые века, так и последние пятьдесят с небольшим лет истории чудотворного образа Матери Божией, уже седьмое столетие известного под именем Тихвинского, скрыты под покровом тайны. По преданию, образ этот написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в град Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, а в V веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь. В годы временного торжества иконоборческой ереси образ скрывали иноки из обители Пантократора, после чего он не один век оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез из вмещавшего его храма, чтобы в 1383 году явиться на Руси, в новгородских пределах, возле города Тихвина.

 

Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и, наконец, окончательно остановился на речке Тихвинке, притоке реки Сясь, впадающей в Ладогу, где вскоре был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого, у западных дверей, и поместили чудотворный образ.

Было это ровно за полвека до взятия Константинополя турками (в 1453 году) и окончательного падения Византийской империи. Чудесное перемещение чудотворной из Второго Рима в Третий знаменовало собою и скорый переход центра христианской власти из Царьграда в Москву.

В царствование Ивана Грозного вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь, привлекавший многие тысячи паломников со всех концов русской земли. В окружении стен сей обители Тихвинская прославилась множеством чудесных исцелений. А когда монастырь осадили шведы, голос Пречистой повелел одной благочестивой женщине пронести Ее образ по стенам обители, и устрашенные неведомой силою шведы бежали. Поэтому Тихвинская обитель и испытывала всегда на себе особенные внимание и покровительство благочестивых русских царей; в знак особой чести ее архимандриты при богослужениях пользовались преимуществами, обыкновенно положенными лишь архиереям.

Уже вскоре после явления чудотворной произошло и иное чудо. Когда на Пречистенском погосте (в будущем городе Тихвин) был выстроен первый деревянный храм, местный пономарь Юрыш (Георгий) отправился известить окрестных крестьян о начале богослужений. На обратном же пути ему в сиянии небесного света предстала Пречистая, восседающая на сосновой колоде с жезлом в руках, а возле Нее – Никола-Чудотворец в святительском облачении. Иконы особого типа, с изображением этого чудесного явления, также прославились чудесами в нескольких местах: в подмосковном селе Павловское Звенигородского уезда, в Епифановке Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в Алексеевке-Лосевке под Воронежем.

В самом же Тихвинском монастыре по двадцать четыре раза в год совершались крестные ходы с чудотворной иконою, украшала ее драгоценная риза, висела перед ней золотая лампада. Богат и славен был монастырь, пока не настало новое и, казалось всем, необратимое его разорение. С закрытием обители чудотворный образ попал в местный музей, где, насколько известно, серьезному научному исследованию так и не подвергался.

В годы Великой Отечественной городом ненадолго овладели нацисты, а с их уходом исчезла чудотворная. Говорят, Тихвинскую видели в 1944 году в одном из антикварных магазинов оккупированной немцами Риги. Сейчас достоверно известно лишь, что она находится за океаном, в частном владении в городе Чикаго. О самих владельцах и об их дальнейших намерениях ходят самые разные слухи; в последнее время – о том, в частности, будто они готовы отдать икону обратно в Тихвин при условии то ли одного лишь возрождения монастыря, то ли полного слияния Русской Православной и Русской Зарубежной Церквей. Уполномочен ли кто в России на соответствующие переговоры и ведутся ли они вообще, доподлинно не знаем.

Скажем же о том, что известно. Согласно старым описаниям, икона «греческого письма», «значительных размеров; лик темный, почти черный». В течение веков не раз и довольно сильно поновлялась; по всей вероятности, видимый на ней ныне слой письма принадлежит изографу Игнатию Греку, работавшему для московского князя Юрия Дмитриевича. Издавна было замечено, что рука Пречистой «отличается необыкновенной теплотою, ощутительной для губ при прикладывании». Опять же по слухам, проведенные уже в Америке рентгеновские исследования показали наличие в этом месте иконной доски некоей аномальной зоны. Принадлежит Тихвинская к типу Одигитрии, Пречистая изображена по пояс, ликом Своим обращена вправо от молящегося (хотя по благочестивой традиции правая и левая стороны на иконах определяются с точки зрения тех, кто изображен на них); сложение пальцев на руке Младенца – двуперстное.

Уже во второй половине ХVI столетия древнерусские книжники стали отождествлять Тихвинскую с главной святыней Второго Рима – Влахернским образом Богородицы, с переходом которого Русь как единственная тогда православная держава наследовала неповрежденные традиции христианства; другие полагали, что подлинная Влахернская попала на Афон, а в 1653 году была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.

Так или иначе, но именно во времена усиления католической экспансии на окружающие Россию земли появляется «Сказание о Тихвинской Одигитрии», где специально упомянут римский папа Формос, которого считали «первым виновником латинских ересей», а значит, именно в этой иконе видели русские люди преимущественный символ своей преемственности от Второго Рима и своего первенства перед Римом первым. Принадлежность Тихвинской к числу икон, написанных непосредственно Евангелистом Лукой, означала истинность и исконную давность изображаемого на ней сложения пальцев на руке у Младенца – двуперстия. После раскола XVII века это свидетельство обрело особую роль, ибо икона служила доказательством древности двуперстия даже для неграмотных христиан. Поэтому и «Сказание о Тихвинской…» выдержало целый ряд подпольных переизданий в течение ХVIII – ХIX веков и доселе принадлежит к кругу излюбленного чтения ревнителей старой веры.

По той же самой причине очень широкое хождение имели (появившись еще в Выговской пустыни) и имеют медные литые образки «Поклонение иконе Богоматери Тихвинской», встречающиеся как по отдельности, так и в составе складней. Вверху в центре на таких образках помещается образ Богоматери Тихвинской, которому справа (от молящегося) предстоит преподобный Кирилл Белозерский, а слева – преподобный Александр Свирский. Оба они - основатели знаменитых обителей Северной Фиваиды и обоим им были явления Матери Божией. Внизу же попарно, со свитками и книгами в руках, стоят Три Святителя – создатели восточнохристианской литургии Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – вместе с величайшим из угодников Божиих Николой Чудотворцем (что в числе прочего напоминает о видении Георгию-Юрышу при явлении Тихвинской не только самой Пречистой, но и святителя Николы). Посередине же четырех фигур святителей на таких медных иконках непременно изображается северный русский лес с маковками храмов над ним и вьющейся по пригоркам дорогой, - место молитвенных подвигов целого сонма пустынножителей; это также напоминает об особом заступничестве Тихвинской за эти «полнощные» края. По твердому народному убеждению, она также «имеет нарочитую благодать сохранения здравия младенцев».

 

Загрузить увеличенное изображение. 450 x 702 px. Размер файла 179149 b.
 Тихвинская икона, выставленная на поколонение верущим на выставке "Православная Русь" в Москве. 2011 г.

Тихвинская икона, выставленная на поклонение верующим на выставке "Православная Русь" в Москве. 2011 г.

 Один из древнейших и наиболее чтимых списков с чудотворного первообраза помещается в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; чтимые списки имелись также в Пантелеймоновской часовне у Владимирских ворот Китай-города, в Смоленском соборе Новодевичьего морнастыря и в церкви Николы на Щепах. Всего в первопрестольной существовало девять храмов во имя Тихвинской иконы (включая один старообрядческий). Из них ныне действуют церкви в бывшем селе Алексеевское (не закрывалась никогда; по преданию, именно отсюда перепуганный Сталин брал осенью 1941 года поднесенный сюда некогда царем Алексеем Михайловичем список с чудотворной, чтобы обвезти на самолете вокруг осажденной Москвы), в Сущеве (службы возобновлены в 1992 году), при Медведниковской богадельне (ныне Центральная клиническая больница Московской патриархии) трапезная церковь Симонова и надвратная - Донского монастырей. Снесены московские Тихвинские церкви на Бережках в Дорогомилове, в Лужниках, в Скорбященском монастыре; занята под кабак для «новорусских» «красных свиток» старообрядческая церковь на Хавской улице. На невских берегах было шесть храмов во имя Тихвинской иконы (один приходской на Лиговке, где с июля 1993 года возобновлено богослужение, один домовый и четыре – в Александро-Невской лавре и при монастырских подворьях).

 

Помимо самого первообраза, в Тихвинском Богородицком монастыре имелось несколько чудотворных списков с него; наиболее чтимой была Ополченная икона, сопровождавшая местных ратников во время Отечественной и Крымской войн.

В разное время прославились и другие списки с Тихвинской: в Исаакиевском соборе северной столицы (особо прославившийся исцелениями детей), в Воскресенской церкви Новгорода Великого (явлена в 1643 году), в Данкове Рязанской губернии, в Землянске Воронежской губернии, в Даниловом Троицком монастыре Переславля-Залесского.

Тихвинскими именовались и несколько иных обителей. Это один из скитов знаменитой Валаамской обители (расположенный в 25 верстах от самого архипелага на острове, мимо которого некогда шла по воздуху чудотворная), и женские монастыри: под Екатеринославом, в Цивильске под Казанью, в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии, близ Керенска под Пензой (там, где в 1687 году явилась местночтимая Тихвинская икона).

Еще в одной обители близ самого Тихвина в алтаре Введенского соборного храма находилась Тихвинская икона, принесенная ставшей здесь настоятельницей четвертой супругой Ивана Грозного царицей Дарьей. Число же иных приходских и монастырских Тихвинских церквей и местночтимых икон в городах и весях русской земли и среди русского рассеяния едва ли поддается исчислению. Подобно осколку зеркала, отражающему диск Солнца в той же его полноте и целости, как и большое зеркало, эти списки несут миру всю благодать подлинного первообраза. Верим и надеемся, что и он вернется на нашу землю.

Празднование Тихвинской иконе совершается 26 июня по христианскому летоисчислению. В тропаре этого дня поется:

Тропарь, глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны християнские невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискуснобрачная.

Надежда Дмитриева

Из книги "О Тебе радуется!"

7 июля 2005 г.

Комментарии
римма 9 июля 2015, 11:00
Пресвятая Богородица, заступница Матушка, помоги моей внучке быстро поправиться.
Лариса 9 июля 2015, 10:00
Пресвятая Богородице! Умоли Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия о нас, грешных, спасти и сохранить нас. Всесильная! Защити меня и помоги мне с работой. Благодарю.
любовь 8 июля 2015, 22:00
Спаси и сохрани нас грешных, Пресвятая Богородица, во имя Отца и Сына, и святого Духа
Ксения Мерещенкова 9 июля 2014, 17:00
Пресвятая Богородице моли Бога о нас грешных.Спаси нас!
Инна 9 июля 2013, 23:00
Пресвятая Богородице.Царица Небесная.Мати Божия.моли Сына Твоего и Бога нашего за всех православных христиан!!!
Виталий 9 июля 2013, 13:00
Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую - Сущую Богородицу Тя величаем!!! Пресвятая Богородице! спаси вся православные христиане!
Татьяна 9 июля 2013, 11:00
Тихвинская икона Божией Матери уже около ста лет считается покровительницей Горловки. В 1917 году крестный ход с этой иконой остановил бушевавшую в городе эпидемию холеры. Лишь одно десятилетие чудотворный список иконы хранился в Свято-Николаевском соборе. В 1929 году, когда безбожники пытались разрушить храм и сжигали вынесенные из него иконы, жители города тайно вынесли Тихвинский образ и укрыли его в шахте, расположенной рядом. К сожалению, дальнейшая судьба чтимого списка неизвестна. Но ежегодно в Горловке совершаются особые торжества в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По традиции их центром и в этом году стал Свято-Николаевский кафедральный собор. http://www.ortodox.donbass.com/news/201007/tihv.htm
татьяна 9 июля 2013, 11:00
Информация статьи устаревшая. "Нынешнее время – особенное для нашей недавно восстановленной обители. Тихвинский монастырь, благодаря находящейся в нём возвращённой в 2004 году из США Святыне, известен во многих частях света – и в далёкой Америке, и в Европе и в России. Братия, прихожане, паломники посещающие Тихвин..." - Игумен Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря,архимандрит ЕВФИМИЙ http://www.tihvinskii-monastyr.ru/ В январе 2004 года в ходе переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. 20 июня святыня покинула Чикаго, она была доставлена в Ригу, затем — в Москву и 28 июня — в Санкт-Петербург. 8 июля чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Тихвинский монастырь. Источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/28021.html История Тихвинской иконы на сайте монастыря http://tihvinskii-monastyr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24&Itemid=21 Акафист Тихвинской иконе Божией Матери http://tihvinskii-monastyr.ru/akafist
Борис 9 июля 2013, 10:00
Слава тебе, Пречистая Дево, яко молиши о мне и о всех нас Христа, Бога нашего!
Сергей 9 июля 2013, 08:00
Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!
Протиерей Владимир Пивоваров 8 июля 2013, 11:00
Странно, что событие принесения Тихвинской Иконы Божией Матери в Тихвин в 2004 г. прошло мимо автора книги, Н. Дмирриевой.
Татьяна 2 ноября 2012, 19:00
Когда мой сын был маленький нашел на улице Тихвинскую икону Божьей Матери.Для меня она чудотворная и спасительная.Родилась я 9 июля.Пречистая Богородица моли Бога о нас!
Диодор10 июля 2012, 00:00
Вот и стараются злые силы отвратить народ от веры и от церкви, чтобы лишить нас заступничества Божией Матери. Пресвятая Богородице спаси нас!
Сергей 9 июля 2012, 21:00
Слава Господу и Пречистой Его Матери за все!
Максим 9 июля 2012, 21:00
Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная всех нас о Христе Мати! Моли Бога о нас!
Вадим 9 июля 2012, 17:00
Дорогие братья и сестры, да хранит Господь и Пресвятая Богородица вас и отцов нашей Церкви православной!
Игорь 9 июля 2012, 16:00
Пресвятая Боородица ! Вернись к нам вместе и иконой Твоей Тихвинской!!!
Виктор 9 июля 2012, 15:00
Пресвятая Богородица, спаси нас!
николай 9 июля 2012, 10:00
когда Божия Матерь явилась старцу Нилу Крючскому,то сказала ему:"Иди на остров Козел. и возьми мой образ Тихвинский,и еще возьми топор,больше ничего не бери". я думаю, что в этих словах кроется разгадка,по какой причине Божья Матерь своим Тихвинским образом ушла из Византии.
Ольга 9 июля 2012, 10:00
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Татьяна 9 июля 2012, 09:00
У меня мама живет под Тихвином и когда я приезжаю к ней с детьми мы всегда заходим в Тихвинский монастырь и прикладываемся к иконе. Пресвятая Богородица Спаси нашу Россию и детей моих.

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму